Как провести лето с пользой: взгляд преподавателей

Онлайн-интервью с преподавателями московских вузов

Летом отдыхают не только студенты, но и преподаватели. О том, как они проводят свой летний отпуск и как рекомендуют студентам провести летние каникулы на все 100, мы узнали у преподавателей из МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, МГИМО и РЭУ им. Г.В. Плеханова.

КонсультантПлюс: Какие у вас планы на лето? Где обязательно хотите побывать, что сделать? Какой отдых для вас был бы идеальным?

Валентина Николаевна Синельникова (профессор кафедры гражданского и предпринимательского права факультета права НИУ "Высшая школа экономики", член диссертационного совета "Российская государственная академия интеллектуальной собственности", член научно-консультативного совета при Верховном суде РФ):

Да, действительно весенняя сессия закончилась, итоги подведены, через несколько дней отпуск, поэтому можно констатировать: лето наступило! Планирую в эти прекрасные теплые солнечные и длинные дни отдохнуть на море. Ранним утром, пока пляж пустой, поплавать, выпить природной воды и поесть фруктов. А днем, когда на улице жарко, заняться собственным просвещением: посмотреть новинки публикаций, почитать изменения в законодательстве, а также написать 2-3 статьи по темам, которые вызывают интерес российского цивилистического сообщества. В частности, рассмотреть особенности коммерциализации исключительных прав в период цифровой экономики, выработать собственную позицию о правовом режиме объектов гражданского оборота, созданных с применением искусственного интеллекта, уделить внимание инновационным методикам образования, чтобы в новом учебном году активно их использовать. Летний день, как правило, завершается прогулкой по набережной и ужином в уютном не шумном местечке с видом на закат и море.

Варвара Алексеевна Маслова (к.ю.н., доцент кафедры коммерческого права и основ правоведения юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова):

Поскольку я работаю преподавателем на полную ставку много лет, то лето для меня - это, в первую очередь, отдых. Как и студенты, преподаватели ждут с нетерпением окончания весеннего семестра, чтобы насладиться возможностью не жить по цикличному шестидневному графику и не привязывать свою жизнь к темам из учебных курсов и практикумов. Великолепная возможность почти 2 месяца разгрузить мозг и память. Но не тут-то было. Как и многие студенты, преподаватели уже к концу первого месяца отдыха с нетерпением ждут нового семестра, нового учебного года. Как-то сами по себе приходят идеи переделать план того или иного занятия, новые задания для прокачивания профессиональных навыков юриста. В общем-то всегда преподаватель живет по принципу docendo discimus (обучая, учимся сами), и в этом смысле летом подсознание подсказывает новые решения для нового семестра. Так что лето - это время возможностей и идей. В этом свете не так важно, по крайней мере, для меня, где его проводить, но все же идеальная обстановка - садово-огородные работы или горная пастораль.

Татьяна Федоровна Ткаченко (доцент кафедры учета, статистики и аудита МГИМО):

За время учебного года порядком устали и студенты, и преподаватели, так что об отдыхе мечтали все. Ничего особенно интересного я не планирую, никаких поездок. Хочется провести время на даче и заняться своими клумбами, грядками и кустами. Я это очень люблю, особенно при хорошей погоде. Планирую много читать, заготовила два десятка новых (и не очень) книг. В течение учебного года не удается это делать регулярно. Поездки для меня становятся утомительными, так как летом везде очень много народа, а хочется тишины. Идеальным для меня был бы отдых с возможностью купаться, но, увы, все купальные места от меня достаточно далеко, нужно специально ездить. Может быть, и попробую.

Ирина Федоровна Карпова (старший преподаватель кафедры финансового контроля, анализа и аудита РЭУ им. Г.В. Плеханова):

Этим летом я хотела бы побывать на море. После долгих осенних и зимних дней хочется солнца, тепла и фруктов! Также хочется новых интересных событий и впечатлений! Экскурсии по местам, где ты еще не бывал, - самый подходящий вариант. Обычно я выезжаю в Лазаревское или в Анапу. Часть лета планирую провести на даче, очень люблю заниматься посадкой цветов, читать и рисовать. Как получится в этот раз, не знаю. Одно знаю точно: и преподавателям, и студентам после учебного года нужен полноценный отдых, чтобы набраться сил для преодоления новых вершин в предстоящем учебном году.

КонсультантПлюс: У студентов есть для отдыха почти 3 месяца, что вы им порекомендуете - как лучше всего провести каникулы, что обязательно нужно сделать, чтобы о лете остались незабываемые воспоминания.

Т.Ф. Ткаченко:  Студентам в каникулы я бы посоветовала сначала хорошенько отоспаться, чтобы восстановить силы, а потом ринуться во всевозможные приключения на суше и на море, использовать любую возможность увидеть что-то новое, как в нашей необъятной стране, так и в других. Найти время почитать, издается столько всего интересного! Очень здорово было бы несколько недель поработать, особенно по будущей специальности (если есть возможность), посмотреть, что ждет их в дальнейшем, и как-то, вероятно, скорректировать свой подход к учебе вообще и, в том числе, к изучаемым предметам.

В.А. Маслова: Первое, что приходит в голову как вариант проведения летних каникул, - прохождение практики или стажировки либо работа по срочному трудовому договору. Три месяца пусть небольшой срок, и многие организации не доверят новичку серьезные задания, но, если начать работать уже после первого курса, к концу обучения в университете можно приобрести базовые профессиональные навыки и как-то наполнить раздел резюме "Опыт работы". Особенно при этом важно проявлять любознательность и не отказываться от любой работы. Даже стояние в очереди в экспедицию либо канцелярию суда, часы ожидания с просьбой ознакомиться с материалами дела не бесполезны. Это в чем-то наработка опыта профессионального общения и постепенное узнавание того, как устроен процесс.

Также порекомендовала бы студентам читать специализированную литературу (в этом смысле можно ориентироваться на рекомендации научных руководителей), расширять кругозор, читая деловую литературу (например, по тайм-менеджменту), а также не пренебрегать любой возможностью учить иностранные языки (например, посмотреть сериалы Suits или Boston Legal в оригинале).

И.Ф. Карпова: В наше время студентам можно только позавидовать. Столько возможностей! Можно часть времени провести на море, другую часть времени провести в интересных экскурсиях, например, в Санкт-Петербурге, а еще часть времени выделить для языковых курсов. Можно поехать в спортивные или трудовые лагеря. А можно объединить все это и поехать в международный лагерь в Европу или Америку. Чтобы о лете остались незабываемые воспоминания, студенту нужно только одно - не быть инертным, скучным и безразличным, и тогда летнее время станет и полезным и самым интересным в году!

В.Н. Синельникова: Что касается летних каникул студентов, конечно, каждый уже все спланировал, и я от всей души им желаю, чтобы их проекты получили воплощение, планы осуществились, а мечты сбылись! И все-таки мой многолетний опыт общения со студентами показывает, что самый эффективный способ летнего отдыха сочетает в себе несколько видов деятельности, а именно:

- собственно отдых, который может быть как активным (поездки, походы, экскурсии и пр.), так и пассивным (чтение, купание и т.п.);

- работа в удовольствие, скажем, заняться любимым делом или осваивать будущую профессию;

- занятие спортом, посещение культурных мероприятий.

При этом каждый из указанных видов деятельности принесет особую пользу, если будет дополнен элементами самообразования, чтобы, например, подтянуть иностранный язык, сформулировать тему будущей курсовой или выпускной работы, углубить знания по любимому предмету. Рекомендую комбинировать свои занятия: катаясь на роликах (велосипеде), слушать аудиолекции по любимому предмету, в путешествиях активно практиковаться в иностранном языке и т.п.

Желаю всем исполнения планов, как больших, так и маленьких. Помните, любая деятельность важна и значима! Счастья, любви, радости и здоровья! Пусть вам всегда светит солнце!

 

Студенческие вопросы