Путь от студента к преподавателю

Онлайн-интервью с преподавателями московских вузов

19 ноября – день преподавателя высшей школы. В связи с праздником мы поговорили с бывшими студентами, которые связали свою жизнь с преподавательской деятельностью в московских вузах: МГУ им. М.В. Ломоносова, Финансовом университете при Правительстве РФ, МГИМО МИД России и РУДН.

КонсультантПлюс: Как получилось, что вы стали преподавать?

Ольга Зорина

Ольга Олеговна Зорина, к.ю.н., доцент кафедры трудового права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: На пятом курсе университета я решила поступать в аспирантуру. Обучение в аспирантуре помимо работы над диссертацией предполагает педагогическую практику. Под руководством моего научного руководителя, заведующего кафедрой трудового права МГУ д.ю.н. Александра Михайловича Куренного мне посчастливилось попробовать свои силы в преподавании. После защиты кандидатской диссертации мне предложили остаться на кафедре. Конечно, такого подарка судьбы я не упустила!

Алексей Александрович Мезенцев, к.э.н., доцент кафедры аудита и корпоративной отчетности факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при Правительстве РФ: Я закончил Финансовую академию при Правительстве РФ, затем поступил в аспирантуру. Защитил кандидатскую диссертацию. Параллельно работал в министерствах, бюджетных учреждениях, различных компаниях. Мне интересно было понять и теорию, и практику. Финансовый университет является моей альма-матер и одним из ведущих вузов страны, поэтому для меня не стоял выбор, где я могу применить свои навыки. Для меня преподавание – это способ передать научную и практическую информацию молодому поколению, дать мотивацию к нашей нужной, востребованной обществом и государством профессии. У меня очень способные студенты, будущие аудиторы, специалисты внутреннего контроля, финансисты, бухгалтеры. Они составляют генофонд страны, важно подготовить их к профессиональному пути.

Денис Андреевич Добряков, к. ю. н., доцент кафедры судебной власти, гражданского общества и правоохранительной деятельности юридического института РУДН им. Патриса Лумумбы, руководитель программы магистратуры «Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура, нотариат»: Не могу сказать, что мечтал об этом с детства или долго и упорно шел к этой цели. Я учился в аспирантуре по специальности 12.00.08 «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право», мне нравилось проводить научные и в особенности сравнительно-правовые исследования. За первые два года обучения я, по-видимому, неплохо зарекомендовал себя и в 2017 г. мне предложили стать ассистентом на кафедре земельного и экологического права Российского университета дружбы народов.

Раздумывать я не стал и решил попробовать себя не только в научной, но и в регулярной преподавательской деятельности, до этого я уже имел опыт ведения занятий во время педагогической практики в рамках обучения в аспирантуре. Изначально я думал набрать стаж, необходимый для получения статуса адвоката и уделить большую часть времени практике, но теперь адвокатура меня интересует, в первую очередь, в качестве предмета исследовательской деятельности, а без преподавания и работы в университете я себя уже не вижу.

Юлия Александровна Лукина, преподаватель кафедры учета, статистики и аудита МГИМО МИД России: Я с отличием окончила бакалавриат по направлению подготовки «Торговое дело», направленность (профиль) образовательной программы: «Международная торговля и торговое дело» (МГИМО, 2020 г.) и магистратуру по направлению подготовки «Экономика», направленность (профиль) образовательной программы: «Международный учет, анализ и аудит» (МГИМО, 2022 г.). За годы обучения университет стал для меня вторым домом. После магистратуры завкафедрой учета, статистики и аудита Воронова Екатерина Юрьевна предложила мне стать преподавателем кафедры, и я приняла решение связать жизнь с любимым вузом. Сейчас я готовлю диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук на тему «Совершенствование учетно-аналитического обеспечения оценки инвестиционной привлекательности быстрорастущих компаний».

Ирина Алексеевна Черных, к.ю.н., доцент кафедры международного права юридического института РУДН им. Патриса Лумумбы: В 2015 г. я закончила специалитет юридического института РУДН по профилю «Международное право», который на тот момент существовал на кафедре международного права РУДН. На этой кафедре всегда царила дружественная обстановка и происходила активная учебно-научная деятельность. Мне все это очень нравилось! Более того, за годы обучения я узнала, что научная школа международного права РУДН – сильнейшая в России. Поэтому после окончания специалитета раздумий о том, идти ли в аспирантуру, не было, да и учиться мне всегда было в удовольствие. В аспирантуре у нас началась педагогическая практика, в рамках которой мы перенимали опыт у наших научных руководителей и вели вместе с ними семинарские занятия. В тот момент я поняла, что профессия преподавателя очень ответственная и почетная. После окончания аспирантуры и успешной защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук мне посчастливилось стать частью коллектива кафедры международного права РУДН.

КонсультантПлюс: Какие дисциплины вы преподаете?

О.О. Зорина (МГУ им. М.В. Ломоносова): На 3 курсе бакалавриата я веду семинарские занятия по дисциплине «Трудовое право», на 4 курсе – по дисциплине «Право социального обеспечения». Магистрантам нашей программы «Труд, государство и бизнес: правовые аспекты взаимодействия» читаю спецкурс «Управление трудовой мобильностью: правовые и социальные аспекты».

Думаю, что каждый преподаватель нашего университета преподает студентам науку жизни, влияя на мировоззрение, показывая пример научной этики, профессионального общения, внимания к личности человека.

Алексей Мезенцев

А.А. Мезенцев (Финансовый университет при Правительстве РФ): Внутренний контроль, внутренний аудит.

Д.А. Добряков (РУДН): Это довольно широкий спектр дисциплин бакалавриата и магистратуры. Среди первой группы: «Правоохранительная деятельность» (то, что обычно называется «Правоохранительные органы», но мы разработали программу дисциплины таким образом, чтобы сделать акцент именно на деятельности, общих принципах ее организации и осуществления), «Судоустройство», «Нотариальная деятельность», «Внесудебное разрешение споров и конфликтов». Из дисциплин магистратуры я веду следующие: «Проблемы и тенденции адвокатской деятельности», «Проблемы и тенденции нотариальной деятельности», «Правозащитная деятельность в системе исполнения наказаний», «Правовой статус адвокатов и иных правозащитников», «Защита прав несовершеннолетних», а еще «Защита прав и свобод человека и гражданина» (с этого года дисциплина преобразована в англоязычный курс «Global Trends in Judiciary and Human Rights»).

Ю.А. Лукина (МГИМО МИД России): Веду семинарские занятия для студентов бакалавриата по следующим дисциплинам: «Бухгалтерский учет», «Учет во внешнеэкономической деятельности и отчетность», «Налоги и налогообложение». В период моего обучения в бакалавриате и магистратуре пары по бухгалтерскому учету и международному налогообложению были для меня самыми интересными, поэтому сейчас вести занятия по этим дисциплинам мне особенно приятно. Кроме того, я преподаю дисциплины «Введение в финансовый учет» и «Налоги и налогообложение» на английском языке для студентов англоязычных программ бакалавриата.

И.А. Черных (РУДН): В настоящее время я преподаю такие дисциплины, как «Международное право», «Международное космическое право», «Право международной безопасности и разоружения», «История международного права», «Право коренных народов и меньшинств» (на русском и английском языках). У нас есть коллективные дисциплины, где я также принимаю участие, например, «Международное право и развитие», «Международное право: практико-ориентированный курс» или «Бизнес, права человека и устойчивость».

КонсультантПлюс: Расскажите про внутреннюю кухню преподавательской деятельности, что входит в ваши обязанности?

О.О. Зорина (МГУ им. М.В. Ломоносова): Проведение занятий – это лишь малая часть. Подготовка к занятиям включает составление плана, структурирование материала, его обновление, пополнение, подбор дополнительных материалов для студентов (судебной практики, научных статей), формулирование тематики докладов. Стараюсь разбирать теоретический материал через решение практических задач. Разработка очередной фабулы, кейса, с которыми можно играть, крутить, т.е. добавлять по ходу дискуссии на семинаре новые обстоятельства, требует времени. Не обойтись без подборки тематических шуток, запоминающихся примеров, интерактивных методов обучения. Главное – выбрать правильные пропорции при подаче материала.

Второе направление – это научная деятельность: участие в конференциях, написание научных статей. У нас на юридическом факультете функционирует центр трудового права и права социального обеспечения. Мы проводим различные мероприятия, в т.ч. совместно с другими научно-образовательными центрами факультета, другими факультетами и вузами. Приглашаем экспертов, практикующих юристов, которые делятся опытом работы, решения актуальных проблем в области труда и управления персоналом, социального обеспечения. Это прекрасный канал для студентов, чтобы зарекомендовать себя, установить профессиональные связи, попасть на стажировку.

Еще раз подчеркну, что образование помимо обучения включает воспитание. Стараюсь всегда держать это в голове в процессе работы со студентами. В рамках курсов «Трудовое право» и «Право социального обеспечения» считаю необходимым донести до ребят мысль о том, что при выборе профессии следует задуматься о пользе этой профессии для государства и общества, о социальной значимости труда.

А.А. Мезенцев (Финансовый университет при Правительстве РФ): Проведение занятий, практическая работа со студентами, руководство выпускными квалификационными работами, курсовыми, проектами, научными статьями, творческими студенческими коллективами и многое другое.

Денис Добряков

Д.А. Добряков (РУДН): Преподаватель работает все время. Кто-то может выйти из офиса и забыть о работе до наступления очередного рабочего дня, но только не преподаватель высшей школы. Помимо аудиторной работы со студентами в обязанности преподавателей входит разработка учебно-методических материалов, начиная с рабочих программ дисциплин и заканчивая фондами оценочных средств – заданиями для текущего контроля успеваемости, проведения итоговой аттестации.

Никто не отменял и внеаудиторную работу со студентами: проверку заданий, проведение консультаций и ту же переписку (нельзя ведь отказывать в просьбе объяснить что-нибудь подробнее, если студент не успел или не смог прийти на занятие либо консультацию – на пришедшие в субботу вечером (или даже ночью) письма очень хочется не отвечать вообще, но я считаю это неправильным, поэтому стараюсь ответить обязательно и хотя бы в понедельник).

Отдельно необходимо выделить науку – научная деятельность сейчас по большей части не является свободным творчеством (к сожалению), это именно работа, а работа должна укладываться в график, положения эффективного контракта и прочие, несколько чуждые вдохновению условия. Но не будем о грустном.

Ю.А. Лукина (МГИМО МИД России): В мои обязанности входит проведение занятий в соответствии с календарно-тематическим планом. Проведение каждого занятия требует тщательной подготовки, изучения нормативной базы, которая регулярно обновляется. Особенно много времени занимает подготовка к занятиям на иностранном языке, для которых необходимо изучать учебную литературу и нормативные документы, а также составлять задания и материалы на английском языке. Помимо аудиторной работы у преподавателей существует достаточно большой объем внеаудиторных обязанностей: проверка контрольных и домашних работ, аналитических справок и курсовых работ и др.

Работа преподавателя высшей школы подразумевает и научную деятельность, в том числе написание научных статей, участие в конференциях и научных проектах.

И.А. Черных (РУДН): В обязанности преподавателя входит много аспектов, начиная с домашней подготовки и заканчивая аудиторной работой. Дома мы готовимся так же, как и студенты, к лекциям и семинарским занятиям, перед началом учебного года всегда обновляем учебные планы и наполнение курсов. В дни, когда проходят аттестационные испытания, преподаватели проверяют итоговые работы студентов или принимают экзамены устно. Отдельный блок работы – это научное руководство в рамках курсовых работ, выпускных квалификационных работ и диссертационных работ (если говорить про аспирантов). Данное направление требует высокого уровня знаний как в изучаемом предмете, так и умения в области редакционной деятельности в какой-то степени (когда работа проверяется на соответствие требованиям оформления, правилам русского или английского языков). Именно поэтому, как я ранее говорила, работа преподавателя – очень ответственная работа, требующая разносторонних навыков, включая навыки в области психологии, поскольку постоянно общаешься с людьми как лично, так и путем переписки.

КонсультантПлюс: Помните, как прошло ваше первое занятие? Какие эмоции испытали, ощущался ли мандраж или вы быстро вписались в роль преподавателя?

О.О. Зорина (МГУ им. М.В. Ломоносова): Это было в аспирантуре. За неделю я знала, что предстоит провести занятие, знала тему и задачи. Готовилась, как к экзамену, даже, наверное, как к пересдаче. И вот я прихожу во всеоружии в аудиторию, и тут оказывается, что данную тему студенты уже разбирали и подготовили следующую тему и задачи! Первая мысль: повторение – мать учения (не зря же я так усердно готовилась). Но эта мысль быстро убежала, и я провела занятие в соответствии с ожиданиями студентов.

Так что да, мандраж был, и еще какой!

А.А. Мезенцев (Финансовый университет при Правительстве РФ): Мандраж присутствовал, так как первое занятие я проводил еще аспирантом. Думаю, мне повезло со студентами, волнение прошло в процессе занятия, как только стал получать обратную связь, понимая, что информация, которой я пришел поделиться, нужна и востребована для них! Это дало мне энергию тогда, и до сих пор дает, когда я веду занятия в аудитории.

Д.А. Добряков (РУДН): Первое занятие я провел еще будучи аспирантом во время педагогической практики – откровенно боялся и воспринимал студентов в качестве своего рода присяжных заседателей в судебном процессе, которые должны будут вынести вердикт моим знаниям и навыкам. Мне удалось неплохо поладить с аудиторией, а полученные в итоге положительные эмоции с лихвой окупили все страхи и переживания. Надо сказать, что я до сих пор испытываю стресс перед началом каждого учебного года и каждой новой дисциплины, но удовольствие от преподавания того стоит.

Юлия Лукина

Ю.А. Лукина (МГИМО МИД России): Хорошо помню свое первое занятие, очень переживала, несмотря на то что готовилась к нему долго и усердно. Первая пара успешно состоялась, но прошло немало времени, прежде чем я стала чувствовать себя уверенно в роли преподавателя.

И.А. Черных (РУДН): Одними из моих первых самостоятельных занятий стали семинары по истории международного права для студентов 1 курса бакалавриата. Я долго к нему готовилась в летний период, в том числе ездила в Ленинскую библиотеку для подбора и изучения материала. Мандража не было, но легкое волнение было, поскольку, будучи молодым преподавателем, ты понимаешь, что должен выглядеть убедительно и солидно перед студентами, особенно первокурсниками. Более того, первый курс нуждается не только в знаниях по преподаваемой дисциплине, но и в советах, поскольку большая часть приходит после школы и не понимает, где они очутились. Их приходится знакомить со взрослой студенческой жизнью.

КонсультантПлюс: Как думаете, есть ли различия преподавания в вузе и в обычной школе? В чем они заключаются?

О.О. Зорина (МГУ им. М.В. Ломоносова): Помню, когда сама училась, уже с первого курса преподаватели обращались к нам «уважаемые коллеги». Полагаю, смысл такого обращения состоит в том, что преподаватель воспринимает студента именно так, в процессе обучения происходит постоянный обмен знаниями, мнениями. Студент накопил уже определенный жизненный опыт, у него есть установки, жизненная позиция. Кстати, специфика обучения взрослого человека является предметом изучения отдельной науки – андрагогики.

Задача преподавателя в вузе – мотивировать студента постоянно развиваться. В процессе обучения, профессионального становления студенту важно встретить человека, который укрепит в нем веру в собственные силы. Таким человеком нередко становится преподаватель. Безусловно, поддержка семьи важна, но, когда в тебя верит профессионал, это воспринимается иначе.

А.А. Мезенцев (Финансовый университет при Правительстве РФ): Школа – это очень важно, это та база, с которой студенты приходят к нам. Вуз задает направление, в котором будет работать человек. Для меня основное отличие от преподавания в школе – это способность преподавателя вуза описать достоинства и правильность выбора профессии для студента. Выпускник вуза не только должен быть хорошо подготовлен, у него не должно быть сомнений, тем ли он занимается, должна быть гордость, чувство востребованности, тогда и его развитие будет эффективным и прогрессивным.

Д.А. Добряков (РУДН): Безусловно, они есть. Основное различие, на мой взгляд, в возрасте аудитории. Со студентами проще выстроить нормальную модель взаимодействия, чем с учащимися школы. Кроме того, в высшей и обычной школах разные приоритеты. Если в рамках высшего образования мы стараемся, в первую очередь, формировать и развивать у студентов профессиональные навыки и компетенции, то в школе основная задача может быть сведена, наверное, к воспитанию учащихся и получению ими начальных навыков освоения информации.

Ю.А. Лукина (МГИМО МИД России): Моя бабушка, Кульман Наталья Алексеевна, всю жизнь работала учителем в школе. Я часто наблюдала, как вечерами она проверяет домашние работы или занимается подготовкой к внеурочной деятельности, в этом наши жизненные пути оказались схожи. Мне кажется, что в работе учителя и преподавателя высшей школы больше сходств, чем отличий. На мой взгляд, учитель оказывает большее влияние на становление и развитие личности, но преподаватель может повлиять на один из важнейших жизненных выборов своих студентов, продемонстрировав преимущества и особенности отдельных профессий.

Ирина Черных

И.А. Черных (РУДН): Вуз, безусловно, это не школа, отличия в преподавании, конечно, есть. Если в школе тебя учат как предметам, так и морально-нравственным принципам, в том числе путем привлечения родителей к учебному процессу (например, в случае плохого поведения или неуспеваемости), то в вузе задача у преподавателя совершенно иная. Мы нацелены на работу со взрослыми людьми, которым требуются конкретные навыки и знания, в моем случае в области международного права. Мы делимся имеющимися у нас знаниями путем совместного обсуждения проблем, разбираем практические ситуации. Таким образом мы формируем критическое мышление, практические навыки юриста-международника, привлекаем студентов к научной деятельности. Если в школе отношения между учителем и учеником больше отеческие, то в вузе это партнерство, в какой-то степени даже взаимовыгодное, поскольку мы должны отслеживать все изменения и тенденции в области права и постоянно повышать свой уровень квалификации.

КонсультантПлюс: Какие плюсы и минусы в работе преподавателя высшей школы можете перечислить?

О.О. Зорина (МГУ им. М.В. Ломоносова): Плюсы – это профессиональное общение, профессиональная среда, которые не позволяют останавливаться на достигнутом и способствуют постоянному профессиональному росту и развитию. Общение с молодыми – отдельный бонус. Это всегда интересно, не соскучишься! Минусы назвать затрудняюсь.

А.А. Мезенцев (Финансовый университет при Правительстве РФ): Несомненным плюсом является коллаборация и сетевое взаимодействие, интеллектуальное развитие, непрерывный обмен информацией между коллегами, студентами и преподавателями, так как преподаватели так же порой получают новую и актуальную информацию от студентов. Выделить какие-то минусы сложно, они присутствуют в любых профессиях, это нагрузка, ответственность и т.д.

Д.А. Добряков (РУДН): Буду краток. Плюсы: это интересная работа, позволяющая получить удовлетворение от собственного вклада в развитие будущих поколений специалистов (немного высокопарно, но так и есть). Минусы: надо заставлять себя искать время для отдыха и других дел.

Ю.А. Лукина (МГИМО МИД России): Я вижу множество преимуществ в работе преподавателя. На мой взгляд, самое весомое – возможность делиться знаниями со студентами, вдохновлять и мотивировать их на новые научные и академические достижения. Мне нравится преподавательская деятельности и все ее компоненты: от работы со студентами на занятиях до написания научных статей и участия в конференциях. Недостатков профессии преподавателя я не обнаружила.

И.А. Черных (РУДН): Плюсов в работе преподавателя много. Как я уже упоминала, ты должен быть в курсе всех нововведений и проблемных аспектов. Если ты не будешь успевать отслеживать проблематику по преподаваемым дисциплинам, то не сможешь дать качественные знания и навыки своим подопечным. Таким образом, в вузе ты на постоянной основе профессионально растешь. Со студентами ты всегда находишься в молодежной обстановке, не чувствуешь себя старше них. Ты постоянно в тонусе! Поскольку в нашей работе есть еще научная составляющая, мы, преподаватели, участвуем в научных конференциях, где можно познакомиться и обменяться опытом с коллегами из других вузов и организаций.

Незначительных минуса всего два: отпуск только в летнее время и ненормированный график, т.к. пары могут быть как утром, так и вечером.

КонсультантПлюс: Что вас радует и мотивирует в этой профессии?

О.О. Зорина (МГУ им. М.В. Ломоносова): Некоторые моменты я уже отметила выше. Но, безусловно, основная мотивация и радость – это студенты. Когда удается вызвать интерес, спровоцировать дискуссию, когда ребята предлагают интересные темы курсовых и дипломных работ, научных мероприятий. В общем, все моменты, которые свидетельствуют о неравнодушии к изучаемым дисциплинам, юриспруденции в целом. Отдельная мотивация – слова, письма студентов, храню в отдельной папке.

А.А. Мезенцев (Финансовый университет при Правительстве РФ): В первую очередь, это отдача студентов, их желание быть вовлеченными в учебный и научный процесс. В то же время преподавательская деятельность заставляет нас постоянно работать над собой, отслеживать изменения в законодательстве, подходах в финансовой сфере, делиться и получать информацию через коллег при проведении российских и международных конференций, круглых столов и т.д. Все это позволяет преподавателю находиться в постоянном развитии.

Д.А. Добряков (РУДН): Больше всего меня радует, когда студенты получают пользу от наших занятий. Польза может быть любая – от становления карьеры, до расширения эрудиции. Обратная связь, когда студенты рассказывают о своих успехах, поистине бесценна.

Ю.А. Лукина (МГИМО МИД России): Больше всего меня радуют и мотивируют мои студенты, которые стремятся получить новые знания. В МГИМО много талантливых и умных студентов, с которыми приятно работать. Я вижу результаты своего труда не только в высоком уровне их ответов на экзаменах, но и в готовности применять знания, полученные на моих занятиях, в жизни. Они идут на стажировки в консалтинговые компании, изучают финансовую отчетность перед принятием инвестиционных решений, получают налоговые вычеты.

И.А. Черных (РУДН): Радуют активные, замотивированные студенты, которые пришли получать знания и используют все возможности, которые дает им РУДН по многочисленным направлениям, включая внеучебную, научную и спортивную работу. Не зря говорят, что студенческие годы – самые счастливые, т.к. ты уже взрослый, но не обременен этим статусом в полной мере. Мотивацию в профессии дают возможность развития в этом направлении и понимание того, что ты вносишь вклад в становление будущих поколений, молодых профессиональных кадров. Радуют профессиональные успехи моих нынешних и бывших студентов. Особенно трогательно я отношусь к выпуску моих первых дипломников из бакалавриата, мы до сих пор со многими из ребят на связи.

КонсультантПлюс: Какие рекомендации можете дать студентам, которые задумываются пойти в аспирантуру и в будущем стать преподавателями в вузе?

О.О. Зорина (МГУ им. М.В. Ломоносова): Следует задать самому себе вопрос, люблю ли я учить, делиться знаниями, идеями. Есть ли способность объяснить материал? И, конечно, ловить возможность попробовать свои силы, чтобы понять, насколько это ваше, дарит ли это радость, приносит ли удовлетворение. Задайте себе вопрос, принесет ли ваш труд на данном поприще пользу обществу и государству, смогут ли ваши дети гордиться вами.

А.А. Мезенцев (Финансовый университет при Правительстве РФ): Хотелось бы посоветовать помимо получения профессиональных навыков работать над приобретением софтскиллс (гибких навыков), таких как умение общаться с людьми, эффективно организовывать свое время, управлять своими эмоциями и распознавать эмоции других людей, творчески мыслить, принимать решения, умение брать на себя ответственность, работать в команде. Сегодня с появлением и развитием искусственного интеллекта это те навыки, которые необходимы преподавателю будущего. Ничего не бойтесь, у вас все получится, как говорили мои наставники, не боги горшки обжигают.

Д.А. Добряков (РУДН): Не бойтесь трудностей, ищите себя и то, что вам нравится, что интересно. И никогда не забывайте о том, что сами когда-то были студентами.

Ю.А. Лукина (МГИМО МИД России): Как ведущий эксперт отдела докторантуры и аспирантуры МГИМО, я каждый день взаимодействую с аспирантами и соискателями. Самый важный совет – следовать за мечтой и не сдаваться. Педагогическая практика в аспирантуре позволит приобрести необходимые компетенции и подготовиться к преподавательской деятельности. Путь к защите кандидатской диссертации, на что и нацелена аспирантура, не самый простой. Необходимо опубликовать статьи, сдать кандидатские экзамены и подготовить рукопись, соответствующую высоким требованиям и обладающую научной и практической значимостью, но должный уровень мотивации позволит достичь всех поставленных целей.

И.А. Черных (РУДН): Работа в вузе – это работа с людьми, поэтому если вы любите социум, то в вузе будет комфортно. Однако для преподавателя важна и научная составляющая. Если вы готовы на постоянной основе уделять время научному поиску, то аспирантура вам не будет страшна, но обязательно необходимо развивать навыки научного письма. Для юриста это очень важный аспект как в практическом, так и в теоретическом смысле. Если вы думаете, пойти сразу в аспирантуру или сначала поработать, а потом поступить, – выбирайте первый путь, как показывает практика, сложно найти время на защиту диссертации и заставить себя писать научный труд, когда есть перерыв в обучении: то, как учиться и как писать научным языком, быстро забывается.

Студенческие вопросы

История успеха выпускников