«Пришел учиться – учись!»

Рекомендации первокурсникам от преподавателей московских вузов

Что думают преподаватели о вновь прибывших студентах, какие дают советы по адаптации и включению в учебный процесс – читайте наше новое интервью с преподавателями московских вузов

Об адаптации первокурсников

Кристина Ивасенко

Кристина Ивасенко

Кристина Вадимовна Ивасенко, к.ю.н., доцент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: Для адаптации первокурсников на юридическом факультете сейчас делается многое. Когда я училась, ничего подобного не было. Большим подспорьем является институт кураторства и наставничества, с каждой группой работают студент старшего курса и преподаватель. К ним можно обратиться за помощью. Проводятся встречи, конкурсы групп, другие мероприятия – не познакомиться всему курсу шансов нет.

А адаптация к учебе – вещь все-таки индивидуальная. Кто-то боится отвечать, кому-то сложно воспринимать столько новой информации и т.д., подход нужен индивидуальный. Обращайтесь к наставникам, приходите на консультации, будем думать. Главное – не пускайте на самотек и на потом, решайте проблемы в порядке их поступления.

Елена Викторовна Мохова, доцент, заместитель руководителя департамента правового регулирования бизнеса факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»: Я думаю, имеют значение самостоятельность, самоорганизация, ответственность и внутренняя дисциплина, понимание своих задач и целей. Совершенно точно, стоит быть готовым к изменениям. В сравнении со школой университетские кампусы крупнее, масштабнее по охвату самых разных людей и направлений. Важно уметь ориентироваться в многообразии, объединяться с единомышленниками, выстраивать индивидуальный образовательный путь под свои задачи.

Протасова Ольга Николаевна, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, аудита и статистики экономического факультета РУДН, аудитор, практикующий бухгалтер: Действительно, на первом курсе у студента возникают различные проблемы. По-моему, сейчас многие бывшие школьники несамостоятельны. А в вузе никто не будет напоминать о том, что нужно готовиться к занятиям, приносить какой-то материал на занятия и т.д. Есть объявление – прочитал, значит в курсе, не прочитал – твои проблемы. В этом случае необходимо жить и работать в коллективе. Вы все пришли на первый курс и пока не знакомы друг с другом. Так познакомьтесь. Не ждите, что к вам подойдут, проявите инициативу сами. Не стесняйтесь подойти в студкомитет, там помогут студенты старших курсов.

О работе на зачетку

К.В. Ивасенко (МГУ им. М.В. Ломоносова): Про известное выражение «первые 2 курса студент работает на зачетку, а затем зачетка работает на него» я бы сказала, что скорее нет, чем да. Как правило, кто пахал первые пару лет, продолжает с энтузиазмом это делать и дальше. Кто-то, наоборот, берется за голову к старшим курсам. Обратная ситуация редкая и обычно связана с какими-то исключительными жизненными обстоятельствами. Например, влюбился человек, с кем не бывает. То есть к тому моменту, как должна начать работать зачетка, инерция, привычка или любовь к искусству уже не дают остановиться, и студенты занимаются ничуть не меньше.

А эта фраза больше похожа на надежду, которая больно бьется о суровую реальность. Сначала о летнюю сессию на 3 курсе с 7-ю экзаменами, потом о прокурорский надзор в конце 4 курса. В общем, тяжело в учении, а в бою – по ситуации.

Мораль такая: работать на зачетку придется всегда, от первого экзамена и до защиты диплома, чтобы потом не было мучительно больно.

Елена Мохова

Елена Мохова

Е.В. Мохова (НИУ ВШЭ): Считаю это выражение неверным. Оно морально устарело в современной системе образования. И если эту фразу понимать в том контексте, что отличная зачетка влияет на каждого следующего преподавателя, то это еще и этически неверный посыл и в современном образовании не может рассматриваться как какая-то характеристика образовательного процесса. Студент работает весь период учебы на высокие баллы, если ему интересен рейтинг и значение GPA. Предыдущие отличные оценки не гарантируют успеха в дальнейшем. Но если они отражают отличный результат освоения предыдущих дисциплин, то учиться студенту с качественным бэкграундом и по другим дисциплинам становится легче. По аналогии со строительством дома: важен сам фундамент, а не бумаги о выполнении работ (хотя и бумаги должны быть в порядке). Кроме того, чем старше курс, тем больше специальных предметов, больше возможностей планировать траекторию обучения (выбирать образовательный трек), индивидуализировать проекты – все это, наоборот, приводит к тому, что мотивация у студентов повышается к старшим курсам, а значит, усилия в учении кратно увеличиваются, и это осознанный и закономерный процесс для увлеченных профессией студентов.

О.Н. Протасова (РУДН): Я тоже не согласна с этим утверждением, что «первые 2 курса студент работает на зачетку, а затем зачетка работает на него». Учиться нужно на всех курсах. При этом нужно понимать, что приобретаемые знания легче усваиваются на ранее полученную базу. Зачастую студенты считают: прослушал предмет, сдал зачет или экзамен (или как часто я слышу «закрыл предмет») и все, про него можно забыть. А программы обучения составлены по принципу наращивания знаний.

О формировании портфолио

К.В. Ивасенко (МГУ им. М.В. Ломоносова): В последнее время стали популярны среди студентов, в том числе первого курса, разного рода конкурсы, игры и т.д. Видимо, мы им мало задаем, раз у них столько свободного времени, надо поработать над этим :) Зачастую эти конкурсы не имеют градации по курсам, соответственно, студент-первокурсник берется писать уголовно-процессуальные документы, например, какое-нибудь ходатайство о заключении под стражу, не зная даже, в какой суд оно подается, потому что судебная система не пройдена и не усвоена, какой там уголовный процесс. Плоды своих праведных трудов он с гордостью несет преподавателю, которому надо исправить… почти всё. И дело не в том, что студент плохой, просто задание «на вырост». Зато в портфолио можно записать, если есть такая цель, но приобретенных профнавыков – ноль.

Более продуктивно участие в студенческих конференциях, первые попытки написания статей, тезисов, первые муки творчества и т.д. В этом хотя бы есть обучение: выделение ключевых идей, аргументация, логика изложения, соблюдение объема, наконец. Я таким инициативам не препятствую, если ко мне студенты обращаются за руководством или советом, но и чем-то необходимым на первых курсах это не считаю. Всему свое время.

Например, классические курсовые работы, которые студенты пишут уже на 1 курсе, также позволяют оттачивать мастерство изложения мыслей, анализа нормативных актов, судебной практики. Защита курсовой – это хорошая практика устных выступлений. Правда, в портфолио не запишешь «написал хорошую, качественную курсовую работу». Стимулом, опять же, становится элемент выигрыша, победы. Например, КонсультантПлюс проводит конкурс лучших курсовых работ. В нем, правда, тоже приходится состязаться студентам всех курсов между собой. Тем не менее заслуженно выдвигаются и курсовые ребят младших курсов, так что шанс в борьбе со старшими товарищами есть.

Е.В. Мохова (НИУ ВШЭ): В современном мире это непрерывный процесс, причем, он начинается уже, пожалуй, со школы и продолжается весь период профессиональной активности. Да, я думаю, важно начинать с первого курса, но важно понимать, что портфолио студента отличается от последующего портфолио профессионала — это пока не список успешных кейсов, но отличная учеба, научные проекты, муткорты, участие в студенческих организациях и т.д. Всему свое время.

Ольга Протасова

Ольга Протасова

О.Н. Протасова (РУДН): Над профессиональным портфолио нужно начинать работать с первого курса. Не нужно откладывать на потом. Идите заниматься в научные кружки, они есть в каждом вузе, на факультетах или на кафедрах. Участвуйте в конкурсах, олимпиадах. Не стесняйтесь писать научные статьи, всегда можно обратиться к преподавателям за помощью. Вас поправят, подскажут, а далее сами.

Совет самому себе – первокурснику в прошлом

К.В. Ивасенко (МГУ им. М.В. Ломоносова): К первому курсу я уже была опытным бойцом. Экзамены и устно, и письменно сдавала каждый год, начиная с 7 класса, и прекрасно знала, как учиться. Поэтому себе, пожалуй, никакого совета. Помолчала бы на дорожку и пожелала счастливого студенческого пути.

Е.В. Мохова (НИУ ВШЭ): Помнить, зачем мы пришли в наши университеты и в нашу профессию. «Jus est ars boni et aequi» (право – это искусство добра и справедливости) и «Amat victoria curam» (победа любит подготовку).

О.Н. Протасова (РУДН): Пришел учиться – учись!

5 важных советов первокурсникам

К.В. Ивасенко (МГУ им. М.В. Ломоносова): Недаром говорят, что университет — это в первую очередь его люди. Поэтому первый совет – наполняйтесь общением с преподавателями и другими студентами. Приходите на консультации, спрашивайте совета, интересуйтесь, обсуждайте, ведь, слава Богу, не дистант. Общайтесь с однокурсниками, дискутируйте на профессиональные темы, обсуждайте интересные мысли, постановки, делитесь книгами и т.д.

Второй совет – не отбывайте номер на занятиях, не отсиживайтесь. Участвуйте в дискуссиях, пробуйте высказываться. Слушать – отличный навык, но он не учит говорить. А строить предложения на деле, оказывается, ох как непросто: то глагол не тот поставишь, то ударение не там.

В-третьих, читайте первоисточники, а не пересказы, сделанные кем-то неизвестным. Если учебник в 1500 страниц, а конспект – на 100, то этот хороший человек узнал все, а вы лишь пятнадцатую часть.

Четвертое и пятое объединю. Если непонятно – спросите, но перед этим приложите усилия, чтобы найти ответ самостоятельно. Работают эти 2 пункта именно в связке. Представьте, что спросить не у кого, а доверитель ждет ответ. Ведь вопросы будут возникать и после окончания университета, у кого будете спрашивать? Ищите в первую очередь сами, а после этого не стесняйтесь спрашивать и перепроверять себя.

Успехов!

Е.В. Мохова (НИУ ВШЭ): Уделять максимум внимания теоретическим основам. Практика по нетиповым, сложным кейсам уходит корнями в теоретические вопросы, и лучшее время для формирования основ по теории – студенческие годы.

Участвовать в муткортах, но не во всех сразу. Стоит выбрать самый интересный для себя и приложить в нем максимум усилий. Но это не должно происходить в ущерб системной учебе – перекос в пользу обучения преимущественно в рамках муткортов приводит к фрагментированным, не системным знаниям. Здесь важно соблюсти баланс.

Попробовать свои силы в студенческой мобильности и пройти обучение в зарубежных университетах-партнерах – это отличный опыт и расширение горизонтов, как личных, так и профессиональных.

Пробовать свои силы в различных векторах юриспруденции, не сужать диапазон интересов, в особенности, на первых курсах. Это позволит более осознанно подойти к выбору специализированного трека на старших курсах.

И главное – общаться, дружить, выстраивать свое сообщество.

О.Н. Протасова (РУДН): Не верьте расхожей поговорке «от сессии до сессии живут студенты весело, а сессия всего два раза в год» – не работает на все сто.

Не опаздывайте на занятия – это формирует негативное мнение о вас у преподавателя.

Не стесняйтесь спрашивать, если не поняли материал занятия.

Если вам не разъяснили материал во время занятий или сразу после (разные бывают ситуации), обязательно идите на консультацию.

Не отрывайтесь от коллектива. Вместе легче преодолевать трудности.

Студенческие вопросы