«Исчезла магия общения преподавателя и студентов»: взгляд преподавателей на дистанционное обучение

Онлайн-интервью с преподавателями московских вузов ГУУ, НИУ ВШЭ и МГЮА

 

О вынужденной самоизоляции, процессе обучения в дистанционном режиме и своем досуге в период карантина рассказали преподаватели московских вузов.

 

КонсультантПлюс: Расскажите, как вы отнеслись к тому, что весь процесс обучения теперь проходит в удаленном режиме. Какие видите плюсы и минусы.

Елена Леонидовна Гулькова, доцент кафедры бухгалтерского учета, аудита и налогообложения ГУУ: Особенность такого вида обучения в том, что студенты должны самостоятельно распределять рабочее время и заниматься самообразованием. Освоение материала может проходить в разные сроки, при этом рациональное использование времени зависит от личных способностей и подготовки студента. Дистанционное обучение позволяет учиться во время болезни или невозможности посещать образовательное учреждение по другим веским причинам. Помимо этого отмечу доступность учебных материалов.

Однако не весь процесс преподавания можно реализовать в удаленном режиме. Например, не все студенты могут сконцентрироваться на обучении, не все настроены на самообразование.

Предполагаю, что в будущем станет возможно совмещение различных видов обучения. Например, основной вид обучения в аудитории 70 % времени, дистанционный – 30%, в виде практических заданий, онлайн-семинаров и т.п.

Наталия Юрьевна Ерпылева, доктор юридических наук, профессор, руководитель департамента общих и межотраслевых юридических дисциплин факультета права НИУ ВШЭ: Даже в экстраординарной ситуации, в которой оказались все мы, процесс обучения не должен быть остановлен ни на день, поэтому использование цифровых технологий и различных платформ для удаленного обучения я рассматриваю как несомненное благо.

Однако к широкому применению технологии удаленного обучения в обычной обстановке я бы отнеслась с осторожностью. Никакие сверхсовременные технологические средства не заменят магии общения преподавателя и студентов в аудитории.

Сергей Анатольевич Пашин, профессор департамента дисциплин публичного права (кафедра судебной власти) НИУ ВШЭ, федеральный судья в отставке, заслуженный юрист РФ: Учебный процесс деформирован, обезличен, и я отношусь к этому плохо. Полагаю, преподаватель должен не вещать в пространство, не различая глаз своих учеников, а вести занятия для конкретной аудитории, получая от нее живую обратную связь.

Положительных черт в этом режиме практически не вижу.  Можно, конечно, работать, не тратя времени на поездки по городу. К занятиям способны подключиться все, у кого есть идентификатор и пароль, то есть неограниченный круг людей, включая праздных и надзирающих.

Минусов гораздо больше. Затрудняется продуктивное общение со слушателями, многое приходится делать письменно. Снижается, нивелируется качество образования, ставится под угрозу авторское право лектора, дом превращается в филиал вуза.

Козьма Прутков советовал все неприятности и издержки принимать не на свой, а на казенный счет. Ныне все неприятности и трудности распределены между преподавателями и студентами. Достается и ближайшим к ним менеджерам, сопровождающим учебный процесс. Конечно, высокое руководство находится в состоянии «крайней необходимости», чем себя извиняет.

Наталия Витальевна Пальянова, к.т.н., доцент кафедры информационного права и цифровых технологий Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА): Поскольку я преподаю очно и вижу большие преимущества такой формы обучения, то отнеслась к вынужденному переходу на удаленный режим работы без особой радости. Но что делать, я понимаю трудности этого сложного для страны периода и готова совместно с коллегами и студентами перейти на новый уровень обучения и преподавания.

Дистанционная форма обучения, в принципе, имеет место быть. Но к ней надо специально готовиться: рабочие программы, методические указания, записанные видеолекции, разработанные специальным образом практические задания, тесты текущие и рубежные, а также специально подобранное и налаженное техническое и программное обеспечение. На всех кафедрах университета удаленную форму обучения осваивают уже не первый год. В университете давно используют прикладное цифровое обеспечение, охватывающее единые электронные ресурсы университета: электронную библиотеку, электронные ведомости, разнообразные тесты. Есть единая корпоративная почта и возможность наладить удаленное общение преподавателей и студентов в форме видео-вебинаров. Очень важно, что у студентов есть возможность работать в удаленной форме с пакетами обработки данных Microsoft Office и Mathcad.

Большое спасибо КонсультантПлюс за предоставленный нашим студентам удаленный доступ к справочной правовой системе. Это повысило качество образования в юридическом университете. Компания «КонсультантПлюс» подготовила специальные учебно-методические пособия для самостоятельного освоения системы, там есть интересные задания, обучающие видео и разнообразные тесты для контроля полученных знаний, что очень помогло и студентам, и преподавателям при переходе на дистанционное обучение. Преподаватели университета сумели довольно быстро перестроиться и наладить удаленную форму образования.

Хотелось бы как можно быстрее вернуться к очной форме обучения. Но не исключаю, что все наработанное за период дистанционной работы пригодится в учебном процессе.

 

КонсультантПлюс: Опишите ваш типичный день в самоизоляции.

Е.Л. Гулькова (ГУУ): Работа с 9.00 до 15.00 с материалами для дистанционного обучения студентов, проведение онлайн-лекций, проверка домашних работ студентов, полученных по электронной почте или через личный кабинет ГУУ, написание научных статей, тезисов конференции, учебных пособий, научно-исследовательские разработки.

 

Н.Ю. Ерпылева (НИУ ВШЭ): Полагаю, что он примерно одинаков у всех. По содержанию – работа, работа и еще раз работа. По форме – курсирование между письменным и обеденным столами с редкими вылазками на улицу в полном боевом обмундировании – в медицинской маске и с баллончиком (антисептика, конечно).

 

С.А. Пашин (НИУ ВШЭ): Например, 6 апреля мне поставили в расписании 10 часов занятий: две лекции и семинары, утром и вечером. В промежутке готовился к ожидавшим занятиям и насилу успел сбегать за продуктами в магазин. Начал работать в 9 утра, закончил в 21 час.

 

Н.В. Пальянова (МГЮА): Очень большая загруженность преподавателей. Сначала дневные видео-вебинары для чтения лекций, проведение семинаров и консультаций с использованием всех цифровых возможностей компьютера. Вечером проверка полученных по электронной почте выполненных студентами заданий, заполнение электронных ведомостей, подготовка к следующим видео-вебинарам и разработка новых дистанционных заданий.

 

 

КонсультантПлюс: Как проводите свой досуг? Появилось ли больше времени на увлечения?

Е.Л. Гулькова (ГУУ): Появилось, не нужно тратить много времени на дорогу в университет.

 

 

Н.Ю. Ерпылева (НИУ ВШЭ): Работа в дистанционном формате уменьшила возможности для траты времени на увлечения. Главное, чтобы быстро и эффективно была сделана работа, а компьютер отнимает в современной ситуации практически раза в два больше времени, чем ранее. Правда, не отказываю себе в удовольствии поболтать по телефону, что в обычном рабочем режиме делаю нечасто.

 

С.А. Пашин (НИУ ВШЭ): Времени стало катастрофически меньше. Делю компьютер с женой, тоже университетским преподавателем. До хобби руки не доходят. Впрочем, между делом написал несколько эпиграмм.

 

 

Н.В. Пальянова (МГЮА): Досуга нет, потому что нет свободного времени. В качестве досуга можно привести написание научных статей, чтение посланий по электронной почте и новостей в интернете. Люблю активный отдых: лыжи, велосипед, бассейн, но это пока недоступно.

 

КонсультантПлюс: Какой совет можете дать студентам и своим коллегам-преподавателям, как пережить это непростое время и настроить себя на обучение и работу?

Е.Л. Гулькова (ГУУ): Находиться дома, выполнять комплекс физических упражнений для поддержания здоровья, определиться с объемом актуальных задач, не выполнять долгое время однообразные задачи, ставить долгосрочные цели в совокупности с решением текущих проблем, найти плюсы, которые помогут испытывать удовлетворение и гордиться своими достижениями, корректировать свои действия исходя из актуальной ситуации.

 

Н.В. Пальянова (МГЮА): Преподавателям – стараться это непростое время пережить с наименьшими потерями для образовательного процесса и с наибольшим приобретением новых полезных цифровых навыков.

Студентам – активно учиться с возможностью повышения уровня знаний самостоятельно, не использовать цифровые технологии для заимствования чужих навыков, развивать исключительно свои собственные, не отклоняться от учебного процесса, быть дисциплинированными и помогать преподавателям в учебном процессе получения знаний.

Н.Ю. Ерпылева (НИУ ВШЭ): Не надо себя настраивать, надо просто работать. Как писал Вольтер, работа избавляет нас от трех великих зол – скуки, порока и нужды.

Время действительно непростое, я не помню на своем веку ничего подобного, однако жизнь продолжается. А этот период надо просто пережить. Возможно, поразмышлять о том, все ли правильно мы делали ранее и что можно изменить, когда войдем в привычную для нас колею. Искренне желаю всем здоровья, терпения и мужества.

С.А. Пашин (НИУ ВШЭ): М.Е. Салтыков-Щедрин справедливо заметил: «Если на Святой Руси человек начнет удивляться, то он остолбенеет в удивлении, и так до смерти столбом и простоит».

Настраиваться на обучение и работу не приходится, ибо этим и занимаемся в поте лица. Изменений в поведении студентов не вижу: кто работал, тот продолжает, кто уклонялся – уклоняется. Цифровая эпоха, баллады о которой поют нынче на все лады специально обученные люди, человеческую природу не меняет.

Пережить нынешние времена рекомендую, заручившись советом Соломона: «И это пройдет».

 

Студенческие вопросы