Состояние пенсионной системы Российской Федерации и направления ее реформирования: Репортаж со встречи преподавателей с профессором кафедры "Финансы" Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, независимым экспертом конкурсной и аттестационной комиссий центрального аппарата Федерального казначейства Мариной Леонидовной Седовой

17 декабря в Учебном центре КонсультантПлюс состоялось заключительное в 2012 г. заседание Клуба КонсультантПлюс для преподавателей московских вузов. Символично, что встреча, посвященная вопросам состояния и реформирования пенсионной системы РФ прошла в последний день уплаты работодателями страховых взносов в ПФР. Об этом, как, впрочем, и о других тонкостях пенсионной системы рассказала собравшимся профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, эксперт по вопросам социального страхования Марина Леонидовна Седова.

На встрече с преподавателями Марина Леонидовна попыталась развеять многочисленные мифы о пенсионной системе РФ. Она привела доказательства и факты, а также результаты исследований и работы своих коллег из Института финансово-экономических исследований (ИФЭИ) Финансового университета.

На заседание Клуба в Учебном центре КонсультантПлюс собрались преподаватели финансово-экономических и юридических дисциплин из 30 московских вузов. У каждого из них были припасены вопросы к эксперту. Изначально казалось, что у преподавателей присутствует скептицизм по поводу тематики заседания, но уже в процессе выступления их настрой изменился. Каждое свое слово М.Л. Седова подкрепляла выверенными фактами и статистикой, сопровождая их слайдами презентации. В скором времени участники встречи оказались вовлеченными в обсуждение проблемы: наиболее интересные тезисы они помечали в своих блокнотах, а если по ходу выступления эксперта возникали вопросы, тут же их уточняли у докладчика.

 

Связь пенсионной и финансовой систем

Свое выступление Марина Леонидовна построила в форме ответов на вопросы аудитории, многие из которых были ей переданы заблаговременно. Именно эти вопросы стали главным ориентиром на протяжении всего выступления. Разговор с участниками клуба М.Л. Седова начала с ответа на вопрос: что понимается под финансовой системой и пенсионной системой?

Приступая к разъяснению, она сразу же отметила, что сегодня четкого определения этих понятий не существует. "К пониманию финансовой системы применяется несколько подходов, к примеру, один из них делит финансовую систему на публичные финансы, бизнес-финансы и личные финансы (государственные и муниципальные финансы, финансы организаций и финансы домохозяйств). Пенсионная система, - поясняет Марина Леонидовна, - связана со всеми сферами и звеньями финансовой системы". Так, национальная пенсионная система является частью государственных и муниципальных финансов, в формировании ее доходов задействованы платежи организаций (во многих странах и домохозяйств), а основные выплаты связаны с формированием финансовых ресурсов домохозяйств. Временно свободные средства пенсионной системы (в т.ч. пенсионные накопления) могут через финансовый рынок выступать инвестиционными ресурсами субъектов хозяйствования.

Как уточнила эксперт, в России большая часть пенсионных выплат осуществляется ПФР, который относится к государственным внебюджетным фондам (по стандартам международной статистики - фондам социальной защиты). В Российской Федерации на внебюджетные фонды распространяется действие бюджетного законодательства, родившего понятие "бюджет государственного внебюджетного фонда". Такого понятия нет ни в одной стране[1]. "Например, когда об этом слышат иностранцы, они всегда очень удивляются такому противоречивому сочетанию слов. Я уверена, что пока в нашей стране будет существовать нечто подобное, ни к чему хорошему это не приведет", - считает М.Л. Седова.

 

А как у них?

Далее Марина Леонидовна переходит к примерам из зарубежного опыта построения пенсионной системы.

В большинстве стран, - говорит М.Л. Седова, - существует 3 уровня пенсионного обеспечения: национальная пенсионная система, профессиональные пенсионные системы и дополнительное пенсионное обеспечение. Значение каждого уровня в отдельных странах отличается (в странах континентальной Европы большая часть пенсионных выплат осуществляется из национальной пенсионной системы, в англосаксонских - из профессиональных и других частных систем). Национальные пенсионные системы могут строиться на основе бюджетного механизма (пенсии выплачиваются из бюджета за счет всех поступлений в бюджет) и механизма социального страхования (пенсии выплачиваются из фонда социального страхования, формируемого за счет страховых взносов, которые в большинстве стран уплачивают и работодатели, и работники). При этом национальные пенсионные системы, как правило, предполагают распределительную модель (текущие выплаты осуществляются за счет текущих поступлений, при этом общая сумма поступлений страховых взносов может учитываться при расчете пенсий - "условные накопления"). Причем в отдельных странах у работника есть право перехода из национальной (государственной) пенсионной системы в профессиональную. Дополнительное - работник (или совместно с работодателем) сам заключает договор с негосударственным пенсионным фондом, страховой компанией, банками, производит уплату взносов на формирование пенсионных накоплений. Л.М. Седова замечает, что в  латиноамериканских странах, где дополнительное пенсионное обеспечение строится не на основе договора страхования, а на основе договоров банковского депозита, также есть возможность воспользоваться всеми пенсионными накоплениями до наступления пенсионного возраста, к примеру, для оплаты приобретаемого дома или квартиры, но в дальнейшем лишиться пенсии.

Участники клуба заметно оживились, многое из услышанного показалось им интересным и заманчивым. И сразу же возник вопрос: почему не используется зарубежный опыт при реформировании пенсионной системы РФ? Марина Леонидовна заверила, что зарубежный опыт изучается и, более того, при проведении пенсионных реформ приглашаются международные эксперты.

Однако, по словам М.Л. Седовой, эксперты Всемирного банка отмечают схожесть отдельных проблем пенсионных систем разных стран, но из-за масштабности территории, численности участников пенсионной системы России ее проблемы выглядят более глобальными. Правда, Седова отмечает все-таки одну проблему, которая является исключительно национальной, - в российском пенсионном законодательстве нет зафиксированного минимального размера пенсий, его связи с прожиточным минимумом пенсионера, минимальным размером оплаты труда и тем более, как это требует 102 Конвенция МОТ, средней заработной платой.

 

Немного статистики

В продолжение разговора Марина Леонидовна напомнила преподавателям об основных элементах пенсионной системы РФ, а также привела интересную статистику об удельном весе разных видов пенсий в общем объеме пенсионных выплат в РФ, о среднем размере пенсий и численности пенсионеров, их получающих.

Удельный вес отдельных видов пенсий в общем объеме пенсионных выплат в Российской Федерации

8%

6.3% 92.9%

Пенсии по негосударственному пенсионному обеспечению и добровольному пенсионному страхованию

Пенсии государственного пенсионного обеспечения за выслугу лет, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальная пенсия

Трудовые пенсии по старости, по инвалидности, при потере кормильца, страховая часть (лица старше 1967 г. рождения), страховая накопительная часть (1967 г. рождения)

Средние размеры пенсий и численность пенсионеров, их получающих

 

Количество (млн.чел.)

Средний размер (руб.)

Трудовые пенсии

36.9 8510

Пенсии государственного обеспечения

3.3 5310

Пенсии негосударственного обеспечения

1.5 1773.5

Далее Марина Леонидовна обратилась к истории развития пенсионной системы в России, начало которой было положено в 1990 г.

Завершая обзор развития пенсионной системы нашей страны, Марина Леонидовна привела пенсионную формулу, по которой сегодня рассчитывается трудовая пенсия. При этом она заметила, что формула менялась постепенно. Так, например, в СССР она была довольно простой, а в настоящее время формула усложнена в разы. Для лиц 1966 г. и старше трудовая пенсия состоит из страховой части[2]. Страховая часть включает фиксированную составляющую (устанавливается законодательством в абсолютном размере, зависит от возраста пенсионера, наличия инвалидности и числа иждивенцев) - Б, а также дифференцированную часть, рассчитанную исходя из размера расчетного пенсионного капитала (РПК) каждого застрахованного, деленного на период ожидаемых выплат (Т). Расчетный пенсионный капитал, в свою очередь, оценивается по состоянию на 01.01.2002 г. с учетом валоризации, а также после 01.01.2002 г.

Размер расчетного пенсионного капитала на 01.01.2002 (РПК1) определяется по пенсионным формулам, применяемым до 01.01.2002. Таким образом, как бы рассчитывается пенсия на эту дату при применении старых пенсионных формул (например, индивидуального коэффициента пенсионера). РПК1 и сумма валоризации на 01.01.2002 главным образом зависят от длительности трудового стажа застрахованного на 01.01.2002 г.

Например, если трудовой стаж застрахованной составлял на 01.01.2002 16 лет, а средняя зарплата застрахованной была значительно больше средней зарплаты по стране, учитываемой для расчета трудовых пенсий, то РПК1 при назначении пенсии в 2012 г. составит (16/20*0,55*1,2*1671) - 450)*216*суммарный коэффициент индексации РПК[3] (93374,12*4,708904=439689,77 руб.), а сумма валоризации - РПК1*(0,1+(0,01*общая продолжительность трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991) - 439689,77*(0,1+(0,01*5))=48365,87. Если трудовой стаж при таких же прочих условиях - 21 г., то РПК на 01.01.2002 при назначении пенсии в 2012 г. составит (0,56*1,2*1671)-450)*216*суммарный коэффициент индексации РПК (145349*4,708904=2070456,71), сумма валоризации - 2070456,71*(0,1+(0,01*10) - 414091,34.

РПК после 01.01.2002 (РПК2) зависит от суммы страховых взносов, учтенных на лицевом счете застрахованного, с учетом индексации. Поскольку в 2002-2009 гг. применялась регрессивная шкала уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а с 2010 г. максимальная сумма оплаты труда, с которой взносы не уплачиваются (в 2012 г. уплачиваются по тарифу 10%, но не учитываются на лицевом счете), то большой дифференциации размера РПК2 при значительной разнице размера зарплаты фактически нет.

Для примера М.Л. Седова показала, каков будет размер трудовой пенсии по старости для женщин и мужчин, достигших пенсионного возраста в 2012 г., не имеющих специальных льгот, при разном трудовом (страховом) стаже (застрахованный начал работать с 16, 18, 22, 25 лет, соответственно, в 2012 г. страховой стаж будет составлять для женщины - 39, 37, 33, 30, для мужчины - 44, 42, 38, 35 лет, а на 01.01.2002 - 29, 27, 23, 20 и, соответственно, 34, 32, 28, 25) и разной заработной плате (на уровне МРОТ, средней зарплаты по данным Росстата или средней зарплаты на границе применения регрессии).

Многие из присутствующих в аудитории записали формулу в блокноты и тут же попытались высчитать размер своей будущей пенсии. Также Марина Леонидовна сообщила, что сегодня (в 2012 г.) на лицевом счете застрахованного в ПФР учитываются страховые взносы по тарифу лишь 16 % из 22%, уплачиваемых с оплаты труда в пределах максимальной базы 512000 руб. в год (для лиц 1967 г. рождения соответственно 10% и 6%), а остальное идет на солидарную часть, и признала тот факт, что в ПФР по объективным и субъективным причинам нередко происходят ошибки. Например, часты случаи потери сведений о поступивших страховых взносах после 01.01.2002, до внесения поправок в законодательство о банкротстве в ПФР поступали "неперсонифицированные" страховые взносы. Ошибки случаются и при планировании расходов бюджета ПФР, например, в 2003 г. фактическая численность получателей трудовых пенсий оказалась на 2 млн. человек меньше запланированной.

В заключение М.Л. Седова познакомила преподавателей с основными элементами реформирования пенсионной системы на современном этапе в соответствии с принятой Стратегией развития (более подробно с ней можно познакомиться здесь, а также здесь), выразив некоторые опасения по некоторым пунктам (увеличение нагрузки на самозанятое население, отказ от пролонгирования пониженных тарифов для отдельных категорий плательщиков (особенно связанных с инновациями), увеличение периода ожидаемых выплат) изменения пенсионной формулы, которую ПФ и Минтруд[4] пока держат в секрете.

Время лекции истекло, но благодарная публика еще долго не отпускала Марину Леонидовну Седову: наступило долгожданное время для вопросов. Самым частым вопросом стал: где можно почитать работы М.Л. Седовой о реформировании пенсионной системы. На что М.Л. Седова, смеясь, ответила: "К сожалению, наше пенсионное законодательство так быстро меняется, что я не успеваю закончить начатые статьи" и порекомендовала обратиться к ее работам на темы социального страхования.

Разговор продолжился уже в холле Учебного центра. В неформальной обстановке преподаватели смогли поделиться впечатлениями о встрече, обсудить услышанное и единодушно выразить благодарность М.Л. Седовой за интересно поданный материал.

 


Примечания:

[1] Кроме Республики Беларусь, но и там на средства социального страхования не распространяется действие бюджетного законодательства.

[2] Для застрахованных 1967 г. рождения и моложе - страховой и накопительной.

[3] 0,55 - стажевый коэффициент, применяемый до 2002 г. при трудовом стаже у женщин 20 лет, мужчин - 25 лет, - 1,2 - предельное соотношение фактической средней зарплаты застрахованного в 2000 и 2001 гг. (или 60 месяцев подряд в любой период работы) и средней зарплаты по стране, применяемой для расчета пенсии, 1671 - средняя зарплата по стране, применяемая для расчета пенсии, в 3 квартале 2001 г., 450 - базовая часть трудовой пенсии в 2002 г., 216 - период ожидаемых выплат (Т) в 2012 г.

[4] Только 17.12.2012 в Интернете была представлена предлагаемая ПФР "новая формула" - презентация А.К.Соловьева на заседании Научного совета ВЦИОМ "Пенсионная реформа: социальные риски, цена, последствия". состоявшегося в Институте социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ)

 


  Фото: Тимофей Тверецкий

 

Клуб для преподавателей экономистов