Как оформить загранпаспорт, содержащий электронный носитель информации (нового образца)?

Паспорт, удостоверяющий личность гражданина РФ за пределами РФ (далее - загранпаспорт), является одним из основных документов, удостоверяющих личность российского гражданина за пределами территории РФ, по которым он может выехать из РФ и въехать в РФ.

Загранпаспорт, содержащий электронный носитель информации (загранпаспорт нового образца), выдается сроком на 10 лет (ст. 6, п. 3 ч. 1  ст. 7, ч. 2 ст. 10 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ).

Чаще всего за получением загранпаспорта граждане обращаются в территориальные органы МВД России. В связи с этим в настоящем материале не рассматривается выдача загранпаспорта МИД России, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ (ст. 8 Закона N 114-ФЗ; п. п. 1, 2 Административного регламента, утв. Приказом МИД России от 12.02.2020 N 2114).

Для оформления и получения загранпаспорта нового образца рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Подготовьте документы для оформления загранпаспорта и уплатите госпошлину

Перечень документов, необходимых для получения государственной услуги по оформлению паспорта, содержащего электронный носитель информации (далее также - услуга), зависит от возраста гражданина (п. п. 18, 28 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 31.12.2019 N 996).

Для граждан, достигших 18 лет

Совершеннолетним гражданам по общему правилу понадобятся следующие документы (пп. "а" п. 1 ст. 22 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ; пп. 28.1 п. 28, п.п. 30, 31, 34 Административного регламента):

  1. заявление в одном экземпляре;
  2. паспорт гражданина РФ;
  3. военный билет с отметкой об окончании прохождения службы или о негодности (ограниченной годности) к военной службе либо военный билет офицера запаса - для мужчин в возрасте от 18 до 30 лет;
  4. разрешение командования в виде справки (для определенных лиц);
  5. личная фотография в электронной форме (в случае подачи заявления с использованием Единого портала госуслуг);
  6. заявление об изменении написания в паспорте, содержащем электронный носитель информации, фамилии и (или) имени гражданина буквами латинского алфавита, в котором указана причина, являющаяся основанием для изменения, с приложением подтверждающего документа (например, ранее выданного паспорта, содержащего электронный носитель информации (паспорта)), если заявитель желает изменить написание фамилии и (или) имени;
  7. заявление об объявлении ранее выданного паспорта, содержащего электронный носитель информации (паспорта), недействительным (в случае его утраты).

Для граждан в возрасте от 14 до 18 лет, а также недееспособных (ограниченно дееспособных)

В данном случае по общему правилу понадобятся следующие документы (пп. 28.3 п. 28,. п.30, 31, пп. 33.4, п.33, п.34 Административного регламента):

  1. заявление в одном экземпляре;
  2. документ, подтверждающий права законного представителя (свидетельство о рождении несовершеннолетнего; документы, подтверждающие полномочия усыновителя, опекуна или попечителя);
  3. паспорт гражданина РФ, удостоверяющий личность гражданина, в отношении которого подается заявление;
  4. документ, удостоверяющий личность законного представителя;
  5. данные законного представителя недееспособного (ограниченно дееспособного) на отдельном бланке;
  6. личная фотография в электронной форме (в случае подачи заявления с использованием Единого портала госуслуг);
  7. заявление для изменения написания фамилии и (или) имени владельца паспорта буквами латинского алфавита с указанием причины и приложением подтверждающих документов;
  8. заявление об объявлении ранее выданного паспорта, содержащего электронный носитель информации, недействительным (в случае его утраты).

Для детей в возрасте до 14 лет

В данном случае понадобятся следующие документы (пп. 28.5 п.28, п.п. 30, 31, пп. 33.4 п.33, п. 34 Административного регламента):

  1. заявление в одном экземпляре;
  2. свидетельство о рождении ребенка с имеющимися в нем сведениями о наличии гражданства РФ (при отсутствии указанных сведений в свидетельстве о рождении дополнительно представляется подтверждающий их документ);
  3. документ, подтверждающий полномочия усыновителя, опекуна или попечителя (в случае подачи ими заявления);
  4. документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка;
  5. личная фотография в электронной форме (в случае подачи заявления с использованием Единого портала госуслуг);
  6. заявление для изменения написания фамилии и (или) имени владельца паспорта буквами латинского алфавита с указанием причины и приложением подтверждающих документов;
  7. заявление об объявлении ранее выданного паспорта, содержащего электронный носитель информации, недействительным (в случае его утраты).

Кроме того, в случае смены фамилии, имени, отчества или даты рождения более одного раза в дополнение к заявлениям о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации, заполняются сведения об изменении персональных данных (пп.33.1 п.  33 Административного регламента).

Квитанция об уплате госпошлины предоставляется заявителем по собственной инициативе (пп. 40.2   п. 40 Административного регламента).

Справка. Размер госпошлины

За выдачу заграничного паспорта, содержащего электронный носитель информации, взимается госпошлина в размере 5 000 руб., для детей до 14 лет - 2 500 руб.

При этом за выдачу паспорта гражданину РФ, проживающему в Калининградской области, госпошлина не взимается (пп. 2, 6 п. 1 ст. 333.28, п. 4 ст. 333.29 НК РФ; п. п. 52, 54, 56 Административного регламента)

Шаг 2. Подайте документы в территориальный орган МВД России

Вы можете подать документы для получения загранпаспорта следующим образом (ч.1 ст. 8 Закона N 114-ФЗ; пп. 2.1 п. 2, п.80 Административного регламента):

При личной подаче заявления о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации, делается цифровое фотографирование, а также сканируются папиллярные узоры пальцев рук гражданам в возрасте от 12 лет (за исключением ряда случаев). Если при обращении в МФЦ невозможно выполнить сканирование папиллярных узоров двух пальцев рук заявителя, то подача заявления о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации, осуществляется в подразделении по вопросам миграции территориального органа МВД России (п. п. 88, 92, 102, 218, 220 Административного регламента).

Отметим, что получение загранпаспорта по доверенности не предусмотрено законодательством (ст. 8 Закона N 114-ФЗ).

При подаче заявления о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации, в форме электронного документа с использованием Единого портала госуслуг заявителя уведомляют о приеме заявления.

В случае принятия заявления к рассмотрению заявитель должен в течение 15 дней со дня получения электронного уведомления обратиться в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России для цифрового фотографирования и сканирования папиллярных узоров пальцев рук заявителя (лица, достигшего 12 лет, в отношении которого подано заявление), а также представления документов, необходимых для оформления паспорта, содержащего электронный носитель информации (пп.175.10, 175.10.2 п.175 Административного регламента).

Законодательством предусмотрено, что вне зависимости от способа обращения сведения о ходе предоставления услуги размещаются в личном кабинете получателя услуги на Едином портале госуслуг (ч. 3.1 ст. 21 Закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ; п. п. 1, 2, 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.03.2022 N 277; п. 39 разд. I Приложения к Постановлению Правительства РФ N 277).

В период срока действия оформленного гражданину РФ загранпаспорта данному гражданину может быть оформлен и выдан второй паспорт нового образца. При наличии двух действительных загранпаспортов выдача нового без изъятия одного из ранее выданных не допускается. В связи с этим до получения нового паспорта необходимо представить в МВД России или в МФЦ один из двух действительных ранее выданных паспортов, срок действия которых не истек (пп. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 11 Закона N 114-ФЗ; п. 29 Административного регламента).

Шаг 3. Получите готовый загранпаспорт

Срок оформления загранпаспорта - при подаче заявления на территории субъекта РФ, в котором гражданин РФ зарегистрирован по месту пребывания, - не более месяца. В ином случае, а также при оформлении загранпаспорта гражданину, имеющему (имевшему) доступ к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, такой срок составит не более трех месяцев. При наличии документов, подтверждающих необходимость экстренного лечения, а также тяжелую болезнь или смерть близкого родственника, в связи с чем требуется срочный выезд из России, срок оформления паспорта не должен превышать трех рабочих дней со дня подачи заявления (ч. 5, 6, 7, 10 ст. 10 Закона N 114-ФЗ; п. 23 Административного регламента).

Отметим, что датой подачи заявления, например, при личном обращении заявителя в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России считается день подачи заявления с приложением необходимых документов (пп. 24.1 п. 24 Административного регламента).

Для получения загранпаспорта обязательно нужно иметь с собой российский паспорт, а для детей в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении, а также документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия представителя (пп.153.1 п. 153 Административного регламента).

Если заявление о выдаче паспорта было подано через МФЦ, то оформленный загранпаспорт выдается заявителю в данном МФЦ (ч.1 ст. 8 Закона N 114-ФЗ).

"Электронный журнал "Азбука права", актуально на 06.08.2024


Другие материалы журнала "Азбука права" ищите в системе КонсультантПлюс.

Наиболее популярные материалы "Азбуки права" доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.