3 важных навыка критического мышления
Учимся их применять в работе и повседневной жизни
Критическое мышление – это не привычка подвергать все сомнению или критиковать. Это сложная мыслительная деятельность, которая состоит из умения анализировать поступающую информацию, собственные убеждения и мысли; давать оценку и делать выводы. Опираясь на критическое мышление, мы формируем соответствующую реальности картину мира и, как следствие, принимаем более обоснованные решения.
Рассмотрим, как применять основные навыки критического мышления в работе и жизни с письменным или устным текстом.
Осмысление текста начинается с анализа.
1. Анализ заключается в умении разделить текст на части: выделить в нём тезис, аргументы и посторонние материалы.
Тезис – это главная мысль текста, которая нуждается в доказательстве. Именно мысль, а не мнение, не описание, не эмоция, не факт. Для доказательства тезиса в тексте должны быть приведены аргументы. Это могут быть факты, точные данные или результаты исследований, полученные из проверенных источников и подкрепленные мнением экспертов. Эмоциональные высказывания являются посторонними материалами, их при критическом подходе следует исключить из рассмотрения. Это непросто, ведь эмоции часто используются авторами текстов, чтобы помешать нам мыслить критически.
Анализ позволяет отследить структуру текста или заметить отсутствие структуры.
2. Оценка аргументов происходит по множеству критериев, главные из которых – истинность, релевантность и достаточность.
Аргументами могут быть утверждения, истинность которых доказана. Как оценивать истинность аргумента мы подробно написали в статье «Учимся мыслить критически: навыки фактчекинга». Бывает, что в качестве аргументов авторы пытаются использовать недоказанные утверждения: ссылки на устоявшееся мнение или высказанные кем-то предположения. Это так называемое «предвосхищение основания», когда истинность аргумента только предполагается. Такие аргументы не могут учитываться при обосновании тезиса.
Истинность аргументов должна быть установлена независимо от истинности тезиса, чтобы не образовывался «порочный круг доказательства».
Разумеется, аргументы не должны противоречить друг другу, ведь если один из аргументов противоречит другому, значит, какой-то из них ложный.
Релевантность – это наличие логической связи между тезисом и аргументом. Тезис должен логически следовать из аргумента. Релевантности каждого аргумента нужно уделить особое внимание, ведь подмена тезиса при аргументации – один из распространенных приемов манипуляции.
Аргументация достаточна, если из совокупности аргументов с необходимостью следует тезис. В более широком смысле это критерий, который помимо формальной логики включает в себя еще и «качество» аргументов: насколько убедительны аргументы, которые привел автор текста, чтобы обосновать тезис? Был ли автор беспристрастен, смог ли он избежать предпочтений и предубеждений? Нет ли крайностей – недостаточной или чрезмерной аргументации?
Если приведенные аргументы односторонни или подтверждают лишь некоторые аспекты тезиса, оставляя другие без рассмотрения, то вывод, сделанный на основе таких аргументов, будет необоснованным обобщением. Когда автор приводит много аргументов, но каждый из них малоубедителен, – такая аргументация запутывает доказательство и снижает ценность тезиса.
3. Оценив аргументы, приступайте к формулировке выводов. Постарайтесь, чтобы это были самостоятельные, рациональные и корректные умозаключения. Не следует «нападать» на тезис, и тем более – на личность автора, обсуждайте только аргументы. Помните про «ловушки мышления» – распространенные ошибки восприятия, интерпретации и оценки информации, которые обусловлены устройством нашего мозга.
Следует честно признать, что думать – трудно, и критическое мышление – сложный навык, требующий от нас значительных усилий и постоянной практики. Но взамен мы получаем большое преимущество: адекватную картину мира для принятия более обоснованных решений, а в качестве бонуса – уважительные коммуникации и инструмент для создания убедительных текстов.
Документ КонсультантПлюс по теме: Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Глава 7. Доказательства и доказывание.