Как ловушки мышления мешают учиться?

2023-06-15

Учимся их распознавать и извлекать пользу

Когнитивные искажения или «ловушки мышления» –– распространенные ошибки восприятия, интерпретации и оценки информации, которые во многом обусловлены устройством нашего мозга. Большинство задач выполняются им в режиме «автомата», по шаблонам, позволяющим экономить время и энергию. Поскольку учеба – это процесс усвоения новой информации и новых умений, важно понимать, как когнитивные искажения мешают нам учиться, и стараться не попадать в ловушку.

Нашему мозгу свойственно придавать слишком большое значение первой полученной информации, настолько, что построение дальнейших размышлений и решений по теме происходит на основе этого «якоря». Каждый из нас знает, что первое впечатление о человеке долго является определяющим фактором наших отношений с ним. Но есть много не столь очевидных примеров, обнаруженных в экспериментах и нашедших свое подтверждение на практике. Рассмотрим несколько наиболее распространенных когнитивных искажений, которые могут помешать нам осваивать новое.

Предвзятость подтверждения – стремление искать, вспоминать или толковать информацию таким образом, чтобы подтвердить уже имеющиеся концепции.

Влияние этого когнитивного искажения на подбор аргументов в дискуссии или формирование «информационных пузырей» описано довольно подробно в специальной литературе. Предвзятость подтверждения приводит к формированию одностороннего взгляда на проблему. А если мы проходим курс обучения или программу повышения квалификации? Здесь предвзятость подтверждения тоже «работает»: из всей информации, которую мы получим за время обучения, лучше всего мы услышим и поймем ту, что соответствует нашим исходным представлением о вопросе. Новые или альтернативные подходы будут отвергаться нашим мозгом, даже вызывать неприятие по отношению к преподавателю, ведь он предлагает нам взгляд, не совпадающий с нашим, а, значит, «неправильный».

Отклонение в сторону статус-кво – это склонность к тому, чтобы все оставалось так, как есть, без изменений. Люди, подверженные этому когнитивному искажению, не просто отрицают истинность другой точки зрения, а избегают каких-либо изменений вообще. Они преувеличивают неудобства от перемен и преуменьшают преимущества альтернативы. Зачем обновлять программное обеспечение, если и старое хорошо работает?

«Золотой молоток» – это склонность выбирать один и тот же инструмент для решения самых разных задач. Термин стал популярен после высказывания психолога Абрахама Маслоу: «Когда у тебя в руках молоток, все задачи кажутся гвоздями». И вместо того, чтобы выбрать наиболее подходящий способ для решения конкретной задачи, мы пытаемся приспособить новую задачу под привычный алгоритм действий. Например, продолжаем искать правовую информацию в интернете вместо того, чтобы освоить работу со справочной правовой системой.

Перечисленные когнитивные искажения мешают нам объективно воспринимать и оценивать новую информацию, видеть и использовать преимущества новых способов и подходов к решению задач. В итоге – мы игнорируем новшества, упускаем возможности для развития, остаемся на месте вместо того, чтобы двигаться вперед.

Еще одна довольно распространенная ловушка мышления – невозможность объективно оценить результат своего труда.

Эффект IKEA проявляется в том, что мы придаем дополнительную ценность вещам, в создании которых участвуем, особенно, если результат нас удовлетворил. Представьте, что вы вложили много времени и сил в написание и оформление курсовой работы, а рецензент, не отметив достоинств, сосредоточился на критике. Скорее всего, из-за эффекта IKEA ваши ожидания относительно того, как оценят работу, будут завышены, и выставленная оценка покажется несправедливой. Это может помешать вам объективно воспринять критику и использовать обратную связь для развития.

Как не попасть в ловушку когнитивных искажений?

Выбирайте те программы и курсы, авторы которых являются признанными профессионалами и которым вы доверяете. В этом случае вам будет легче признать чужую правоту. Авторитет преподавателя поможет не упустить новые для вас аспекты, ведь если профессионал такого уровня считает это важным, значит, и вам следует внимательнее отнестись к новой информации.

Если в какой-то момент обучения вам кажется, что новая технология или инструмент хуже старого, включите рациональное мышление и четко сформулируйте, почему. Проанализируйте плюсы и минусы нового подхода, рассмотрев разные критерии: функционал, удобство, экономия времени, польза для достижения ваших целей — всё, что посчитаете важным. Это поможет вам преодолеть свое нежелание осваивать новое или позволит аргументированно отказаться от этого инструмента и выбрать другой, полнее удовлетворяющий вашим критериям.

Пробуйте новое: новые маршруты, новые инструменты, новую еду – важно сформировать у себя восприятие новшеств как неотъемлемой части жизни. Следите за инновациями в вашей профессиональной области. Анализируйте ситуации, когда привычный подход не принес желаемого результата.

Относитесь к результатам своего труда как к промежуточным. Отлично, что благодаря вложенным усилиям вам удалось их достичь! Но впереди еще много вершин и много работы!

Документ КонсультантПлюс по теме: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ