Как ошибаться с пользой для себя?
Учимся извлекать правильные уроки
Вопреки распространенному суждению о том, что «людям свойственно ошибаться», очень часто, совершив ошибку или потерпев неудачу, мы расстраиваемся, злимся, испытываем чувство вины, ругаем себя, обстоятельства или окружение. Эти реакции понятны, естественны и знакомы каждому из нас. Но так же естественно, что ни один человек не рождается со сверхспособностью выполнять безошибочно любую работу. Если вы студент или новичок в офисе, ваши ошибки — это процесс обучения новому. Как сделать так, чтобы начать учиться на собственных ошибках и сделать их инструментом развития, а не источником негативных эмоций?
Предлагаем план из трех этапов: признать ошибку, провести анализ, двигаться вперед.
1. Признать ошибку и взять ответственность на себя.
Постарайтесь понять, что ошибка – это просто событие, а не характеристика вашей личности. Это указание на то, что в какой-то момент что-то нужно было сделать по-другому. Как только вы произнесли: «Да, я ошибся, ситуация завершилась не так, как я предполагал», вы становитесь хозяином положения и больше не тратите энергию на то, чтобы скрывать ошибку от себя и других.
Признание ошибки – показатель вашей силы, а не слабости. Вы берете ответственность на себя и возвращаете себе контроль над ситуацией. Если виноваты обстоятельства, среда, действия других людей, то как поступить, чтобы исправить ошибку? Ждать, когда переменятся обстоятельства или люди начнут вести себя по-другому? Гораздо более продуктивный путь – проанализировать ситуацию, понять причины неудачи и изменить свое поведение, т.е. в следующий раз в похожей ситуации действовать по-другому.
2. Провести «разбор полетов».
В предыдущем пункте мы договорились, что не ищем ответа на вопрос «кто виноват?». Может быть, следует разобраться, что пошло не так и в какой момент это случилось? Безусловно, да, но постарайтесь провести такой анализ без эмоций, с позиций критического мышления. Не забывайте о том, что людям свойственно попадать в ловушку ретроспективных искажений, когда они анализируют прошлое. А важнее всего сфокусироваться на вопросе «Чего мне не хватило для достижения результата?». Задавайте его себе или своему руководителю, когда он вас критикует. Именно ответ на этот вопрос поможет вам сформулировать план дальнейших действий, который станет «дорожной картой» на пути к успеху.
3. Встать и идти.
Все истории успеха начинались с ошибок, неудач и даже провалов. Но, видимо, главное, что характеризует успешного человека, это способность «встать и идти» после каждой ошибки, воспринимая произошедшее как урок, опыт, возможность изменить себя и ситуацию, пойти другим путем к достижению цели.
В моменты неудачи попробуйте почувствовать себя ученым. Физики или биологи проводят эксперимент не для того, чтобы получить ожидаемый результат. Они готовы к любому результату. Полученная из эксперимента информация – это повод скорректировать начальную гипотезу, задать следующие вопросы, изменить условия эксперимента и получить новый результат, который приближает к цели исследования.
Говорят, изобретатель Томас Эдисон после того, как провел тысячи экспериментов, не добившись решения проблемы, заверил своего друга, что все-таки кое-чему научился: «Я с успехом определил пять тысяч способов, которые никуда не годятся. В результате я на пять тысяч способов ближе к тому способу, который сработает… Иногда мы многому учимся на наших неудачах, если прилагаем все усилия, чтобы придумать лучшую идею, на которую мы способны».
Позволяя себе совершать ошибки, мы развиваемся и пополняем наш личный багаж знаний и опыта. И каждая ошибка становится шагом в правильном направлении. Все-таки лучше совершить ошибку и знать, что попробовал, чем ничего не делать потому, что боишься сделать неправильный шаг.
А еще мы учимся понимать других людей, которые тоже иногда ошибаются.
Документ КонсультантПлюс по теме: Юрист в организации: учебно-практическое пособие / И.Н. Кофанова, Е.А. Мишина, К.Е. Рыбак и др.; под ред. Ю.А. Тихомирова. М.: Юстицинформ, 2009. 160 с.