Многозадачность – это миф
Расставляем все точки над «I»
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. |
Русская пословица |
Многозадачность стала привычным элементом деловой культуры и воспринимается как необходимое и полезное качество. Считается, что человек, выполняющий несколько действий одновременно, очень эффективен и продуктивен. Давайте разберемся, так ли это на самом деле.
Возьмите лист бумаги, ручку и секундомер. Напишите слово «многозадачность» и ряд чисел от 1 до 15 двумя разными способами. Измерьте время, которое вам понадобилось в обоих случаях.
В первый раз пишите, чередуя буквы и цифры: сначала букву М, затем, под ней, число 1, букву Н, число 2 и т.д., как будто заполняете таблицу по столбцам.
Во второй раз напишите сначала слово целиком, а затем – ряд чисел.
Сравните время, которое вы затратили.
Вы удивлены, что в первом случае выполняли задачу в полтора-два раза дольше? На самом деле, ничего удивительного. Исследователи когнитивных способностей давно установили, что человек не может решать несколько умственных задач одновременно. Наш мозг устроен так, что в фокусе внимания может находиться только одна мысль. Значит, может быть только одна задача, над которой мозг работает в данный момент с максимальной продуктивностью. Чтобы начать работать над другой задачей, нам нужно переключиться. Даже компьютер не может переключаться мгновенно, а человек тем более! А если речь идет о сложной интеллектуальной задаче, то «стоимость переключения» может достигать двух минут: каждый раз нам нужно вернуть свое внимание, сосредоточиться, вспомнить, на чем остановились, что хотели сделать дальше. Тридцать таких переключений в день – и вот уже потерян целый час драгоценного времени!
Вместе со временем мы теряем еще и энергию. Подобно тому, как автомобиль тратит максимум топлива при разгоне, наш мозг тратит очень много энергии на процесс фокусировки на новой задаче. При частых переключениях мы быстрее устаем, внимание рассеивается, мы допускаем ошибки. Страдает качество выполнения задач, мы не можем довести дело до конца. Каждому из нас знакомо чувство, когда весь день пытаешься выполнить максимум задач, хватаешься сразу за все, всем отвечаешь и помогаешь, а к концу дня выжат как лимон, но по-настоящему хорошо сделанных дел нет.
Хороша ли многозадачность при работе в команде? Представьте, что вы принимаете участие в организации Дня первокурсника и отвечаете за изготовление сувениров. Оргкомитет обсуждает вопросы, которые вас пока не касаются – квиз, аудитории, ведущие… Вы «одним ухом» слушаете обсуждение, и чтобы «не терять время» решаете пока написать письмо научному руководителю. Довольно быстро вы упускаете нить общего разговора, а когда к вам обращаются с вопросом «Мы успеем изготовить медали?», не сразу понимаете, что это к вам, приходится переспрашивать, уточнять, о чем шла речь. Всем неловко и обидно. Командная работа буксует. Честно говоря, и письмо не удалось: важные детали упустили, файл забыли прикрепить…
О чем-то, похожем на многозадачность, можно говорить, только если одну из них вы выполняете совершенно «на автомате». Бежать и одновременно слушать музыку у вас получится. Но если вдруг вам не удается разобрать слова песни, вы замедляетесь или даже останавливаетесь, а если решаете пробежать какой-то отрезок на максимальной скорости, то уже не слышите музыки.
Следует признать, что реальной многозадачности не существует, это миф. Все наши попытки выполнить несколько дел одновременно чего-то стоят – времени, качества выполнения, запаса энергии, отношений с коллегами.
Хотите повысить свою эффективность и выстраивать плодотворные отношения – откажитесь от многозадачности, решайте задачи последовательно, с максимальным погружением в каждую из них.
По материалам книги Д. Крейншоу «Миф о многозадачности. К чему приводит стремление успеть все»
Документ КонсультантПлюс по теме: ТК РФ. Глава 49.1. Особенности регулирования труда дистанционных работников