Образ мышления & успех

2025-02-20

Какой установки придерживаетесь вы?

«Взгляды, которых человек придерживается, могут в корне изменить его образ жизни», - утверждает психолог Кэрол Дуэк (Carol S. Dweck).

Результаты своих многолетних исследований и наблюдений она обобщила в книге «Гибкое сознание», показав, что успех в учебе, спорте, бизнесе и даже в личных отношениях напрямую зависит от того, какой установки придерживается человек по отношению к собственным способностям.

Установка на данность (фиксированное мышление) подразумевает, что вы от рождения наделены некоторым фиксированным набором качеств и способностей к определенным занятиям, а ваши достижения и успехи – это закономерное проявление вашего таланта.

Установка на рост (гибкое мышление) предполагает, что имеющиеся у вас способности и качества – лишь отправная точка для развития. Любой человек может меняться и развиваться, прилагая целенаправленные усилия, а успех – это результат тяжелой работы, обучения и упорства.

Люди редко осознают, какой из двух установок они придерживаются, но их поведение и реакции очень различаются в зависимости от мышления. Реакция на неудачу (или отсутствие быстрого успеха) – самый главный маркер отличия двух установок.

Представьте, что вы начали изучать курс по совсем новой для себя отрасли знаний, и спустя некоторое время вам предстоит выступить с докладом. Вы отлично учитесь и у вас есть опыт успешного выступления на школьных конференциях. Поэтому к выступлению на семинаре вы готовитесь, как обычно: читаете рекомендованную литературу, делаете конспекты, выделяете главные мысли, переносите их на слайды, репетируете доклад. Наступает день семинара, вы выступаете. После выступления вам задают вопросы, одногруппники не соглашаются с некоторыми вашими выводами, профессор указывает на упущенные аспекты.

Что чувствуют, как себя ведут и какие выводы делают люди с разными установками?

Если вы человек с установкой на данность, то для ваших способностей настал момент истины. Вы чувствуете, что все взгляды прикованы к вам. По выражению лица преподавателя вы видите, что он оценивает вас. Вы испытываете напряжение и очень стараетесь «не ударить в грязь лицом», ничего не забыть и не перепутать. Но, судя по вопросам и возражениям, у вас ничего не получилось.

«Это полный провал! Я никогда больше не буду выступать на этом семинаре! Какие вредные у меня одногруппники, зачем они задавали столько вопросов? Хотели утопить меня? А профессор? Он явно придирался ко мне… Столько времени потратил на подготовку, и всё зря! Видимо, это не моё»

Если вы человек с установкой на рост, то оцениваете ситуацию по-другому. Вы студент и пришли, чтобы учиться, преподаватель для вас — источник знаний, а вопросы после доклада – возможность проверить, насколько глубоко вы усвоили материал. Вы записываете замечания профессора и договариваетесь с друзьями о встрече, чтобы продолжить дискуссию.

«Очень интересный семинар! У профессора есть чему поучиться! Жаль, что сегодня не удалось получить хорошую оценку, но я, кажется, выложился на все сто. В конце семестра попрошу еще одну тему».

Люди, которые верят, что способности даны раз и навсегда, испытывают острую потребность добиваться успеха, не прикладывая особенных усилий, благодаря своему «таланту». И когда им это удается, их переполняет гордость и ощущение превосходства над людьми, не обладающими такими способностями. А вот неудачу они считают свидетельством поражения: если ты провалился или оказался не лучшим, значит все было впустую. Плохая оценка, проигрыш в соревновании, отказ в приеме на работу означает для них получение ярлыка «неудачника».

Людям с установкой на данность и позитивные, и негативные ярлыки мешают развиваться. Когда им присваивают позитивный ярлык, они начинают избегать новых испытаний, ведь в случае неудачи талант может быть поставлен под сомнение. Когда они навешивают на себя негативный ярлык, то начинают бояться, что попали в категорию неудачников навсегда, ведь если тебе приходится над чем-то работать, значит у тебя нет к этому способностей.

Люди с установкой на данность не отвечают за свои способности и свою мотивацию. Они рассчитывают «выехать» на своем таланте, и когда это не получается, то перекладывают ответственность на внешние обстоятельства или других людей. Успех других людей их пугает, они считают его угрозой для себя.

Люди с установкой на рост не боятся совершать ошибки и проявляют настойчивость вопреки неудачам. Они видят в неудачах источник мотивации – причину тщательнее изучить материал, снова прийти в спортзал, чаще практиковаться в ведении дискуссии. Они будут работать усерднее и попробуют догнать своих товарищей. Такие люди приветствуют конструктивную критику как стимул для развития, дальнейшего обучения, совершенствования навыков. Они вдохновляются успехом другого человека, извлекают полезные уроки из его истории. Люди с установкой на рост берут на себя ответственность за процесс, ведущий к успеху, и поддерживают его.

Кэрол Дуэк убеждена, что именно установка на рост является главным критерием, который отличает по-настоящему успешных людей – выдающихся бизнесменов, великих спортсменов, изобретателей и ученых.

Она замечает, что многие люди с установкой на рост даже не предполагали, что когда-нибудь поднимутся так высоко. Они просто много работали, занимаясь любимым делом, и ценили то, чем они занимаются, независимо от результата.

Формирование установки на данность или на рост, безусловно, начинается в детстве, когда ребенок слышит «Молодец, ты умный» или «Молодец, ты хорошо поработал!». Взрослый человек может сознательно формировать установку на рост, и в книге подробно описано, как начать движение по этому пути.

Это нельзя сделать легко и быстро, воспользовавшись рекомендациями из книги, рост требует много времени и усилий.

Но это путь к успеху! Ведь усилия – это то, что делает человека умным и талантливым.

По материалам книги: Кэрол Дуэк. Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей. 4-е издание, Москва, «Манн, Иванов и Фербер», 2019.

Документ КонсультантПлюс по теме: Справочная информация: "Федеральные образовательные программы, федеральные государственные образовательные стандарты, дополнительные профессиональные программы" (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)