Развиваем мышление. Техника «6 шляп».

2021-12-20

Учимся правильно мыслить

Представьте себе рабочее совещание, на котором обсуждаются разные способы решения новой, комплексной задачи. Скорее всего, вы представили дискуссию, в которой каждый отстаивает свою точку зрения.

Эдвард де Боно — британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления, отмечал, что в полемике зачастую побеждает мнение, которое успешнее отстаивается, а не то, которое максимально учитывает все аспекты ситуации и интересы команды. В своей книге «Шесть шляп мышления» (англ. «The Six Thinking Hats») он описал технику, основанную на разделении процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета. При таком подходе разные мнения и идеи сосуществуют, а не противопоставляются. В результате получается очень эффективный способ организации мышления и решения творческих задач.

Образно применение техники шести шляп можно представить как рисование разноцветными карандашами. Полная картина получается лишь когда используешь всю гамму цветов. Так и в случае с методом де Боно – полное видение ситуации наступает после того, как были поочерёдно «надеты» все шесть шляп.

Белая шляпа мышления — это нейтральное и объективное рассмотрение фактов и цифр, запрос информации в чистом виде, без оценок и интерпретаций. Примеряя этот головной убор, мы сосредотачиваемся на имеющихся в распоряжении количественных данных. Пытаемся понять, что известно, а какой информации недостаёт.

Красная шляпа позволяет проявить интуицию и эмоции, не обязывая обосновывать или объяснять их. Интуитивные догадки и ощущения, основанные на опыте, вкусе, эстетическом чувстве, бывают важны не меньше, чем цифры и факты. Все успешные ученые, успешные предприниматели и успешные руководители обладают способностью «чувствовать» ситуацию. Полезно еще раз надеть красную шляпу на завершающей стадии обсуждения: нравится ли эта идея настолько, чтобы продолжать с ней работать? Достаточно ли у команды энтузиазма, чтобы воплотить в жизнь принятое решение?

Черная шляпа – шляпа пессимиста, надевая ее, мы отвечаем на вопрос «Почему это не будет работать?». Предложенные решения проблемы оцениваются на предмет возможных рисков и трудностей. Но поскольку все эмоции уже были высказаны, когда была надета красная шляпа, для черной остаются только логически обоснованные отрицательные доводы. Надо сказать, что большинство из нас очень легко чувствуют себя в черной шляпе, это привычный нам способ мышления.

Желтая шляпа является противоположностью черной и подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему. Надеваем желтую шляпу и выделяем сильные стороны и преимущества каждого решения. Ценность и выгода не всегда бывают очевидны. Так работают предприниматели: они видят ценность там, где другие ее еще не заметили. Желтая шляпа – это шляпа конструктивного мышления и повышения эффективности: дорабатывайте, развивайте, модифицируйте имеющиеся предложения, чтобы увеличить их привлекательность. Еще одна функция желтой шляпы — исследовать позитивный эквивалент риска, который мы называем возможностью. Сформулируйте и оцените максимально возможную пользу от идеи. Если выгода невелика даже при осуществлении наилучшего сценария, значит, такая идея не стоит того, чтобы быть реализованной.

Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений. Привыкнув решать школьные задачи, мы обычно перестаем думать, как только находим решение. Однако реальная жизнь отличается от школьных задач. Обычно существует не один, а много ответов. Некоторые решения подходят больше, чем другие: они более надежны, более реальны или требуют меньших затрат. Нет никаких причин полагать, что первый найденный нами ответ лучше других возможных. Когда мы рассматриваем альтернативы и ищем другие решения, мы можем выбрать самое лучшее из них. Для генерации новых идей используйте мозговые штурмы и другие инструменты активизации творческого мышления. Зеленая шляпа дает нам время и возможность проявить свой творческий потенциал.

Синяя шляпа не связана непосредственно с выработкой решения. Она служит для определения проблем и постановки вопросов. Это шляпа управления процессом обсуждения – ее «носит» организатор: ставит цели в начале и подводит итог работы в конце, даёт слово каждому, следит за соблюдением регламента, ведет список найденных альтернативных решений, пресекает споры. Он определяет, в какой момент нужно надеть ту или иную шляпу, чтобы сфокусировать обсуждение.

Главная трудность, связанная с процессом мышления, состоит в преодолении беспорядочного, стихийного течения наших мыслей. В каждую минуту в нашем сознании теснятся сомнения и переживания, логические построения и творческие замыслы, планы на будущее и воспоминания о минувшем. Техника «6 шляп» делает мышление более сосредоточенным и устойчивым и учит нас оперировать различными его аспектами по очереди.

По материалам книги Э. де Боно «Шесть шляп мышления»