Обзор изменений законодательства в сфере образования
Уважаемые посетители сайта!
Любой документ из обзора "Новые документы в сфере образования" вы можете заказать на указанный вами адрес электронной почты. Для этого нужно заполнить бланк заказа.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2025 года и действует до 1 сентября 2029 года. Признается утратившим силу приказ Минобрнауки от 06.08.2021 N 722 "Об утверждении перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата и программам специалитета".
Федеральным законом от 14 апреля 2023 г. N 124-ФЗ и постановлением Правительства от 27 апреля 2024 г. N 555 установлен новый механизм выплаты такого штрафа. Сообщается, что данный механизм применяется только в том случае, если гражданин принят на обучение в пределах целевой квоты, начиная с 2024 года. Если гражданин принят на обучение ранее 2024 года, то применяется механизм выплаты штрафа, установленный до вступления в силу Федерального закона N 124-ФЗ.
Обращается внимание, в частности, на следующее:
- штраф в связи с отказом от заключения договора о целевом обучении взимается только с заказчика. В случае отказа гражданина от заключения договора о целевом обучении штраф с гражданина не взимается. В данном случае к нему применяется санкция в виде отчисления или перевода на платное обучение;
- в случае расторжения договора о целевом обучении в одностороннем порядке до прохождения гражданином первой промежуточной аттестации размер штрафа, взимаемого с заказчика и с гражданина, различается. Если договор о целевом обучении расторгнут заказчиком, то штраф с него взимается в размере расходов на обучение гражданина за первый год обучения гражданина по образовательной программе. Если договор о целевом обучении расторгнут гражданином, то штраф с него взимается в размере расходов за период фактического обучения по образовательной программе до дня, когда договор о целевом обучении расторгнут, при этом к гражданину также применяется санкция в виде отчисления или перевода на платное обучение.
В письме сообщается, что размеры государственной академической стипендии студентам, государственной социальной стипендии студентам, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, не могут быть меньше указанных нормативов.
Рекомендовано произвести с 1 сентября 2024 года индексацию размеров государственных стипендий, установленных в образовательных организациях. С указанной даты не допускается устанавливать (или сохранять) размеры государственных стипендий менее приведенных нормативов.
Оптимизированный стандарт размещен на сайте Рособрнадзора.
С 1 сентября 2024 года получение указанной государственной услуги осуществляется по заявлениям граждан, поданным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, посредством Единого портала госуслуг либо федеральной информационной системы "Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации" (ФИС ФБДА).
Сообщается, что максимальный срок рассмотрения государственной услуги вне зависимости от способа подачи заявления - не более 25 рабочих дней. Результатом подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации, документов об ученых степенях, званиях является проставление апостиля на оригинале документа и (или) в электронном виде путем создания электронной версии апостиля с двухмерным штриховым кодом и внесения компетентным органом соответствующих сведений в ФИС ФБДА.
В случае наличия представленных к апостилированию документов в федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" предоставление государственной услуги по подтверждению документов не может превышать 5 рабочих дней со дня регистрации заявления.
Минобрнауки России сообщает об отдельных процедурных изменениях, предусмотренных новым Положением, в частности:
- предельный срок рассмотрения аттестационных документов, а также заявлений о лишении и восстановлении ученых званий сокращен со 125 до 100 рабочих дней;
- закреплена возможность подачи документов посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций);
- предоставлена возможность учета в качестве учебных изданий учебных курсов, разработанных соискателем ученого звания и используемых в образовательном процессе с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
- решение о представлении соискателя к ученому званию принимает коллегиальный орган управления организации, в которой соискатель осуществляет трудовую деятельность.
Также сообщается, что документы о присвоении ученых званий, лишении и восстановлении ученых званий, поступившие в Минобрнауки до 1 сентября 2024 года, будут рассмотрены в ранее установленном порядке.
Со ссылкой на действующее законодательство в письме сообщается, что нормы о трудовых и социальных правах, об учете педагогического стажа распространяются на педагогических работников организаций при условии наличия у таких организаций лицензии на право ведения образовательной деятельности и не распространяются на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Согласно внесенным поправкам, приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059, которым утвержден указанный Порядок, а также изменяющий его акт, утратят силу с 1 сентября 2026 года.
Ранее названные документы должны были утратить силу с 1 сентября 2024 года.
Согласно внесенным поправкам, приказ вступит в силу с 1 сентября 2026 года.
Также до 1 сентября 2026 года откладывается вступление в силу приказа Минобрнауки от 4 марта 2022 г. N 197, которым устанавливается соответствие перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденных актами Минобрнауки.
Организация может проводить дополнительное зачисление и (или) дополнительный прием по любым формам обучения как на места в рамках контрольных цифр приема, так и на платные места.
Приведены условия, порядок и сроки проведения дополнительного зачисления и дополнительного приема.
Методические рекомендации определяют процедуры взаимодействия между образовательными организациями, заказчиками целевого обучения и абитуриентами в случае, если абитуриенты подают заявку на заключение договора о целевом обучении в организацию, осуществляющую образовательную деятельность.
Предложения для абитуриентов размещаются на цифровой платформе "Работа в России". Предусмотрены случаи, в которых заказчикам предоставляется право не размещать предложения на указанной цифровой платформе. Абитуриенты подают заявку одним из следующих способов:
- в электронном виде посредством Единого портала госуслуг (указанный способ действует в 2024 году только при поступлении на обучение по программам бакалавриата и специалитета);
- в письменном виде на бумажном носителе в организацию, осуществляющую образовательную деятельность.
Отмечено, что в случае неразмещения предложения на цифровой платформе "Работа в России" подача заявки в электронном виде невозможна.
Приводится перечень сведений о приеме, которые организация должна разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет", а также сообщается, что в период со дня начала приема документов до начала зачисления на официальном сайте организации должны размещаться и ежедневно обновляться информация о количестве поданных заявлений о приеме на обучение и списки лиц, подавших документы, необходимые для поступления, по каждому конкурсу.
Указанные лица смогут без вступительных испытаний поступить на обучение по программам бакалавриата и специалитета в области физической культуры и спорта.
Перечень официальных международных соревнований утверждается Правительством РФ.
Гранты предоставляются на основании результатов индивидуального отбора обучающимся по программам бакалавриата и программам специалитета (начиная с третьего года обучения), программам магистратуры и имеющим научные, инженерные, технологические, творческие достижения по приоритетам научно-технологического развития РФ, до завершения установленного срока обучения при условии ежегодного подтверждения права на получение гранта.
Лицам, обучающимся по программам бакалавриата и программам специалитета, ежегодно предоставляется не более 200 грантов в указанном размере, обучающимся по программам магистратуры - не более 150 грантов.
Приказом, в числе прочего: скорректирована формула расчета затрат на приобретение материальных запасов и на приобретение движимого имущества (основных средств и нематериальных активов), а также затрат на аренду указанного имущества; внесены дополнения в порядок расчета затрат на содержание особо ценного движимого имущества; внесено уточнение, согласно которому корректирующие коэффициенты к базовым нормативам затрат, применяемые при расчете нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, состоят из территориального корректирующего коэффициента, отраслевых корректирующих коэффициентов и коэффициентов приведения.
В документе представлены новый механизм целевого обучения и приема на целевое обучение, порядок подачи заявок, порядок приема на целевое обучение граждан, поступающих в пределах квоты, а также закреплены сроки заключения договора о целевом обучении, требования к успеваемости обучающегося и разъяснены особенности предоставления гражданину мер поддержки в период обучения.
Дополнительно сообщается о необходимости проведения профориентационной работы и информирования максимального числа абитуриентов и обучающихся о новых возможностях механизма целевого обучения на информационных ресурсах образовательных организаций.
Управляющий совет является коллегиальным органом управления образовательной организацией, который вырабатывает свои решения с учетом мнения всех участников образовательных отношений: родителей (законных представителей) обучающихся, педагогов, учащихся, учредителя образовательной организации - представители данных категорий входят в управляющий совет.
Настоящие методические рекомендации предназначены для организации работы по вовлечению всех участников образовательных отношений (работников образовательной организации, родительского сообщества, обучающихся), а также выпускников, учредителей, представителей предприятий и организаций, общественности и руководителей образовательных организаций в управление образовательными организациями.
Применение рекомендаций не является требованием, подлежащим контролю при проведении проверок органами государственного контроля (надзора).
В частности, разъясняются особенности заключения договора о целевом обучении, порядок предоставления гражданину мер поддержки в период обучения, в том числе выплаты материального стимулирования, и ряд иных вопросов.
Материалы направлены в дополнение к письму Минобрнауки от 28 мая 2024 г. N МН-5/1490-ДА о разъяснении информации по вопросам организации приема граждан на целевое обучение в рамках приемной кампании 2024/25 учебного года.
Сообщается, в частности, следующее:
- отказаться от целевого обучения можно до 28 июля;
- обязательными являются меры материального стимулирования целевиков в размере не ниже академической стипендии (бакалавриат, специалитет);
- право поступления на целевое обучение имеет также иностранный гражданин.
Предусмотрено, что отдельная квота выделяется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в размере не менее 10% от объема контрольных цифр приема по каждой специальности или направлению подготовки.
Приводится перечень категорий лиц, имеющих право на прием на места в пределах отдельной квоты, и дополнительно отмечается, что дети медицинских работников, умерших в результате инфицирования COVID-19 при исполнении ими трудовых обязанностей, принимаются на места в пределах отдельной квоты только по образовательным программам медицинского и фармацевтического образования.
Документом также разъясняются порядок приема различных категорий поступающих на места в пределах отдельной квоты, порядок приема без проведения вступительных испытаний, порядок зачисления на места в пределах отдельной квоты.
Организациям необходимо учитывать это индивидуальное достижение при приеме на обучение посредством начисления такого же количества баллов, как за пребывание в добровольческих формированиях в соответствии с контрактом о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, в ходе специальной военной операции.
Отмечено, что при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета на 2024/25 учебный год особенности приема на обучение, установленные приказом Минобрнауки от 1 марта 2023 г. N 231, распространяются на лиц, которые в 2024 году завершили освоение образовательных программ среднего общего образования в образовательных организациях, расположенных на приграничных территориях и включенных в утверждаемый Минпросвещения перечень.
Указанные лица принимаются на обучение в соответствии с вышеназванными особенностями, в том числе:
- они вправе сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией самостоятельно, и (или) использовать результаты ЕГЭ в качестве результатов указанных вступительных испытаний;
- общеобразовательные вступительные испытания по русскому языку, литературе, истории, обществознанию проводятся организацией по желанию поступающих в форме собеседования;
- организация вправе установить минимальное количество баллов общеобразовательного вступительного испытания, проводимого ею самостоятельно, менее установленного организацией или ее учредителем минимального количества баллов ЕГЭ, а также менее установленных количества баллов ЕГЭ, необходимого для поступления на обучение, и минимального количества баллов ЕГЭ, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования.
Постановление утверждено в целях реализации Федерального закона от 14 апреля 2023 г. N 124-ФЗ и содержит: Положение о целевом обучении; правила установления квоты приема на целевое обучение; типовую форму договора о целевом обучении; форму предложений о заключении договоров о целевом обучении и форму заявки на заключение договора.
Признано утратившим силу постановление Правительства от 13 октября 2020 г. N 1681
Участие в эксперименте является добровольным. Он распространяется на студентов колледжей и вузов, ординаторов и аспирантов.
Эксперимент предполагает размещение в личном кабинете обучающегося на Едином портале госуслуг сведений о студенческих билетах, зачетных книжках и сведений об иных документах, подтверждающих обучение.
В рамках проведения эксперимента в мобильном приложении Единого портала госуслуг будет сформирован QR-код, содержащий сведения о студенческом билете, который студенты смогут предъявлять на добровольной основе взамен бумажного студенческого билета.
Студенческий билет в электронном формате можно будет использовать для прохода на территорию учебного заведения, оформления льготных билетов на железнодорожный и иной общественный транспорт, оформления билетов на посещение организаций культуры.
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Методические рекомендации определяют ключевые характеристики и параметры основных профессиональных образовательных программ педагогических направлений подготовки (уровень бакалавриата и (или) базового высшего образования) по профилям, соответствующим предметам (предметным областям) федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Рекомендации могут использоваться:
- при проектировании образовательных программ, реализуемых вузами, подведомственными Минпросвещения, другим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, Правительству, частными вузами;
- при обновлении содержания основных профессиональных образовательных программ высшего и дополнительного образования в области педагогического образования;
- при интеграции с основными профессиональными образовательными программами СПО.
Методические рекомендации разработаны для руководителей и работников образовательных организаций высшего образования с целью обеспечения единых организационных и методических условий создания студенческих конструкторских бюро, а также подходов к их функционированию при решении актуальных научно-технических, инженерных и технологических задач.
Согласно тексту документа, студенческое конструкторское бюро - это структурное подразделение вуза (либо совместное подразделение нескольких вузов), функционирующее с целью решения конкретных научно-технических, инженерных и технологических задач, предусматривающих последующее внедрение полученных результатов деятельности в производственные и технологические процессы.
В качестве целей деятельности студенческого конструкторского бюро названы содействие ранней профессиональной ориентации школьников, раскрытию потенциала и обеспечению занятости молодежи, популяризации инженерных профессий среди молодежи, повышение качества подготовки кадров с учетом приоритетов научно-технологического развития РФ и обеспечение интеграции образования, науки и производства.
В силу положений статьи 60 Закона об образовании справка об обучении или о периоде обучения не является документом об образовании, документом об образовании и о квалификации, документом о квалификации или документом об обучении.
Справка об обучении или о периоде обучения представляется обучающимися в следующих случаях: для зачета образовательной организацией результатов освоения обучающимися учебных предметов и дисциплин в других образовательных организациях; при переводе в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу высшего образования соответствующего уровня.
Так, исходя из вышеизложенного и учитывая, что право на перевод в другую образовательную организацию является академическим правом обучающегося, которое он может реализовать неоднократно, внесение в ФИС ФРДО сведений о справках об обучении или о периоде обучения представляется нецелесообразным.
Кроме этого, в письме даны разъяснения о сроке внесения в ФИС ФРДО сведений о выданных в установленном порядке свидетельствах об окончании аспирантуры (адъюнктуры).
Согласно абзацу первому пункта 11 Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, при принятии образовательной организацией решения о реализации в следующем учебном году образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий необходимо разместить такую информацию на официальном сайте организации не позднее 1 мая текущего учебного года.
Указанная норма вступает в силу с 1 сентября 2024 года, однако образовательные организации вправе разместить данную информацию до 1 мая 2024 года.
Отмечено также, что указанная норма применяется при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Распоряжением предусмотрены наименования специальностей, направления подготовки, доли мест для приема на целевое обучение в общем объеме контрольных цифр приема на обучение по специальностям и направлениям подготовки, а также регионы, на территориях которых может быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.
В связи с утверждением постановлением Правительства от 10.06.2023 N 964 Правил установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема изменены даты размещения соответствующей информации на сайтах и на информационных стендах образовательных организаций.
Назначение стипендии осуществляется Минобрнауки России по результатам конкурсных отборов на срок от одного года до 4 лет. Размер стипендии составляет 75000 рублей ежемесячно. Выплата стипендии победителям конкурсных отборов производится ежемесячно сверх установленных должностных окладов, доплат, надбавок, премий и других выплат.
Также утверждено положение о вновь образованном Совете по вопросам назначения и выплаты стипендии Президента Российской Федерации для аспирантов и адъюнктов, проводящих научные исследования в рамках реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, определенных в стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.
В распоряжении приведен перечень создаваемых военных учебных центров.
В соответствии с пунктом 16 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства от 24 сентября 2023 г. N 842, организация, где выполнялась диссертация, дает заключение по диссертации, которое подписывается руководителем или по его поручению уполномоченным заместителем руководителя организации.
Сообщается, что заключение обособленного структурного подразделения юридического лица не может быть принято в составе документов, направляемых в диссертационный совет, так как данное подразделение организацией не является. Обособленное структурное подразделение также не может быть назначено и в качестве ведущей организации по диссертации.
Так, документом скорректированы особенности приема на целевое обучение и сроки размещения образовательной организацией информации о приеме на обучение на своем официальном сайте в сети "Интернет".
Предусмотрено, в частности, что поступающий может поступать на обучение в организацию на места в пределах целевой квоты в соответствии с несколькими заявками только при условии поступления на обучение по различным научным специальностям.
Организация формирует единый конкурсный список поступающих на места в пределах целевой квоты по условиям поступления, и в случае, если число претендентов превышает количество мест в пределах целевой квоты, организация проводит зачисление претендентов на конкурсной основе в соответствии с установленным количеством мест.
Новые особенности приема на целевое обучение вступят в силу с даты вступления в силу Федерального закона от 14 апреля 2023 г. N 124-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".
В частности, к таким индивидуальным достижениям отнесены также:
- наличие медали "За особые успехи в учении" I или II степени;
- прохождение военной службы по призыву, военной службы по контракту, военной службы по мобилизации в Вооруженных Силах РФ;
- пребывание в добровольческих формированиях в соответствии с контрактом о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, в ходе СВО.
Кроме этого, скорректированы сроки размещения на официальном сайте вуза информации о приеме и уточнены особенности приема на места в пределах целевой и отдельной квот.
Настоящий приказ вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок их вступления в силу.
Отмечено, что одним из показателей мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях является "Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, место Российской Федерации (не ниже)", при расчете которого учитываются результаты исследования "Оценка по модели PISA".
Организация проведения исследования "Оценка по модели PISA" осуществляется Рособрнадзором в рамках установленных полномочий и в порядке, установленном законодательством в сфере образования.
Кроме этого, в письме разъяснены особенности правового регулирования трудовых отношений между работником образовательного учреждения и образовательным учреждением.
Исключением из данного правила будут являться случаи, предусмотренные образовательной программой, или угроза жизни или здоровью обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, иные экстренные случаи.
Также предлагается закрепить положение о недопустимости применения физического и (или) психического насилия по отношению не только к обучающимся, но и к педагогическим работникам. Устанавливается, что в целях защиты своих прав педагогические работники самостоятельно или через своих представителей вправе: направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к обучающимся, нарушающим или ущемляющим права педагогических работников, дисциплинарных взысканий; обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений; использовать не запрещенные законодательством РФ иные способы защиты прав и законных интересов.
Руководитель образовательной организации обязан принимать относящиеся к компетенции образовательной организации меры для защиты прав участников образовательных отношений, недопущения применения в отношении них физического и психического насилия.
Ранее указанные требования не подлежали применению до 31 декабря 2023 года.
Подтверждение документов осуществляется по заявлениям граждан, поданным в письменной форме или в форме электронных документов с использованием портала Госуслуг либо реестра апостилей.
Установлен, в числе прочего, перечень сведений, указываемых в заявлении, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Результатом подтверждения является проставление апостиля на документах или на отдельных листах, скрепляемых с этими документами, и (или) в электронном виде путем создания электронной версии апостиля с двухмерным штриховым кодом и внесения компетентным органом соответствующих сведений в федеральную информационную систему "Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации".
Признается утратившим силу аналогичное Постановление Правительства РФ от 20 июля 2013 г. N 611 с внесенными в него изменениями.
Настоящее Постановление действует до 1 сентября 2029 г.
Подтверждение документов осуществляется по заявлениям граждан, поданным в компетентный орган в письменной форме или в форме электронных документов с использованием единого портала госуслуг либо реестра апостилей.
Приводится, в числе прочего, перечень сведений, указываемых в заявлении, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Результатом подтверждения является проставление на документах или на отдельных листах, скрепляемых с этими документами, апостиля и (или) проставление апостиля в электронном виде путем создания электронной версии апостиля с двухмерным штриховым кодом и внесения компетентным органом соответствующей записи в реестр апостилей.
Признается утратившим силу аналогичное Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2014 г. N 152 с внесенными в него изменениями.
Настоящее Постановление действует до 1 сентября 2029 г.
Отмечается, что присвоенная по результатам освоения программы дополнительного профессионального образования "степень доктора философии (PhD)" не может считаться ни ученой степенью, предусмотренной государственной системой научной аттестации РФ, ни аналогом ученой степени, полученной в иностранном государстве, признаваемой в РФ в установленном порядке. Реализация программ дополнительного профессионального образования с указанием взаимосвязи с программами подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, в том числе употреблением соответствующей терминологии ("PhD Program" в качестве обозначения типа программы, "PhD Certificate" для обозначения выдаваемого по результатам ее освоения документа, а также иных подобных характеристик) может искажать представление о содержании таких программ и повлечь введение в заблуждение потребителей образовательных услуг.
В этой связи Президиум ВАК рекомендовал обеспечивать надлежащее выполнение требований статьи 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" в части информирования потенциальных потребителей образовательных услуг при реализации образовательных программ, по результатам освоения которых присваиваются степени и (или) звания, не предусмотренные законодательством РФ о науке и государственной научно-технической политике, в том числе о статусе таких степеней и (или) званий, объеме и характере академических и профессиональных прав, которыми наделен обладатель такой степени и (или) звания.
Правительством утверждено новое Положение о присвоении ученых званий, которое устанавливает, в том числе: критерии присвоения ученых званий; требования к лицам, претендующим на присвоение ученых званий; порядок рассмотрения аттестационных дел на присвоение ученых званий; основания и порядок лишения и восстановления ученых званий.
Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2024 года и действует 6 лет. Признается утратившим силу ряд актов Правительства, в том числе постановление Правительства от 10 декабря 2013 г. N 1139 "О порядке присвоения ученых званий".
Предусмотрено, в частности, что присвоенное до вступления в силу настоящего постановления ученое звание старшего научного сотрудника, доцента по кафедре соответствует ученому званию доцента, ученое звание профессора по кафедре - ученому званию профессора. Документы о присвоении ученых званий, лишении и восстановлении ученых званий, поступившие в Минобрнауки до 1 сентября 2024 года, рассматриваются в порядке, действовавшем до вступления в силу настоящего постановления, но не позднее 1 марта 2025 года.
Контрольные цифры приема будут распределены образовательным организациям по результатам публичного конкурса до 31 декабря 2023 года в соответствии с пунктом 22 Правил установления организациям контрольных цифр приема для обучения за счет средств федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства от 10 июня 2023 года N 964.
Отмечено, что Минобрнауки разработан проект нового Порядка приема, согласно которому информацию о приеме необходимо разместить на сайтах образовательных организаций не позднее 20 января года приема.
Согласно ныне действующему Порядку приема, утвержденному приказом Минобрнауки от 21 августа 2020 г. N 1076, указанную информацию необходимо разместить не позднее 1 ноября года, предшествующего году приема.
Сообщается, что в связи с подготовкой проекта нового Порядка приема положения пункта 41 Порядка приема N 1076 в части размещения на официальном сайте правил приема, утвержденных организацией самостоятельно, не применяются при подготовке к проведению приемной кампании 2024/25 учебного года.
Также в письме приводится перечень сведений, которые образовательные организации должны разместить на своих сайтах до 1 ноября 2023 года.
Организациям, осуществляющим образовательную деятельность, рекомендовано разместить на своих официальных сайтах в сети "Интернет" правила приема, утвержденные самостоятельно, и предусмотреть после утверждения нового Порядка приема (его проект размещен в настоящее время на федеральном портале проектов нормативных правовых актов) внесение соответствующих изменений в локальные нормативные акты, регламентирующие правила приема обучающихся.
Отмечено также следующее: поскольку конкурс по распределению контрольных цифр приема будет проведен в период с 1 ноября по 31 декабря 2023 года, информация о контрольных цифрах приема не подлежит размещению.
Сообщается, что приказ Минобрнауки России от 1 февраля 2022 г. N 89, которым утвержден новый перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, вступит в силу с 1 сентября 2025 года.
Также установлен новый срок представления Минобрнауки в Правительство проекта соответствующего акта об установлении квоты на целевое обучение - не позднее 1 февраля года приема на целевое обучение.
Настоящее постановление действует до 1 января 2027 года.
Документ закрепляет правила и случаи перехода указанных лиц с платного обучения на обучение за счет бюджетных средств либо за счет собственных средств образовательной организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц внутри организации.
Установлено, в частности, что:
- количество вакантных мест, финансируемых за счет собственных средств образовательной организации, добровольных пожертвований и целевых взносов, определяется образовательной организацией самостоятельно;
- при переходе с платного обучения на вакантное бюджетное место, образовавшееся в результате отчисления лица, обучавшегося по договору о целевом обучении, приоритет отдается обучающимся, заключившим договор о целевом обучении по соответствующей специальности;
- в случае перехода с платного обучения на обучение за счет собственных средств образовательной организации, добровольных пожертвований и целевых взносов с обучающимся заключается соответственно договор об образовании или договор о целевом обучении.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 года и действует до 1 марта 2030 года. Признаются утратившими силу приказ Минобрнауки от 6 июня 2013 г. N 443, регламентирующий аналогичные правоотношения, и изменяющие его акты.
Сообщается, что для переоформления лицензии на осуществление образовательной деятельности в связи с изменением наименования образовательных программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) лицензиату необходимо предоставить в Рособрнадзор заявление о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности, в котором указываются научные специальности, соответствующие имеющимся в лицензии направлениям подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).
Приводится форма указанного заявления.
Сообщается о возможности назначения указанным лицам государственной социальной стипендии, а также рекомендуется оказывать участникам СВО и их детям следующие адресные меры поддержки:
- установление мер материальной поддержки обучающимся в соответствии с частями 15 и 16 статьи 36 Закона об образовании;
- предоставление жилых помещений в общежитиях в первоочередном порядке;
- освобождение или снижение размера платы за пользование жилым помещением;
- снижение стоимости платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств организации, а также предоставление рассрочки на оплату образовательных услуг;
- оказание иных мер поддержки на усмотрение организации.
Рекомендации разработаны с учетом изменений, внесенных в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Федеральным законом от 26 мая 2021 г. N 144-ФЗ, в части:
- разработки образовательными организациями в рамках образовательных программ высшего образования профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов (при наличии) и возможности включать в них компетенции, отнесенные к одной или нескольким специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций;
- предоставления обучающимся академического права на освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в образовательной организации, а также преподаваемых в других образовательных организациях учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ, получение одной или нескольких квалификаций.
Сообщается, в частности, что в соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение. Для реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий необходима информационно-образовательная среда, состоящая из комплекса информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых образовательных ресурсов, совокупности технологических средств информационных и коммуникационных технологий.
Категории лиц, имеющих право на прием на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета на места в пределах отдельной квоты, установлены частью 5.1 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В рекомендациях, в частности, приводится перечень документов, подтверждающих наличие у поступающего права на прием в пределах отдельной квоты. Так, статус Героя РФ подтверждается удостоверением Героя РФ, а статус лица, награжденного тремя орденами Мужества, удостоверениями о награждении орденами Мужества.
Отмечено, что отнесение поступающего к числу детей медицинских работников, умерших в результате инфицирования COVID-19 при исполнении ими трудовых обязанностей, может быть подтверждено актом о случае профессионального заболевания родителя поступающего или его заверенной работодателем копией, и свидетельством о смерти.
Кроме этого, разъяснено, что не может являться основанием для приема лица на места в пределах отдельной квоты справка, в которой указано, что гражданин мобилизован, в том числе для участия в СВО, либо проходил (проходит) военную службу в воинской части (с указанием ее номера и места нахождения), поскольку такая справка не подтверждает факт участия гражданина в СВО или в отражении вооруженного вторжения.
Разъяснения даны в дополнение к методическим рекомендациям, направленным письмом Минобрнауки России от 11 июля 2023 г. N МН-5/186977.
Отмечено, в частности, что если поступающий не представил справку по установленной форме, направленной письмом Минобрнауки от 2 июня 2023 г. N МН-5/176754, однако представил иную справку, подтверждающую факт участия поступающего или его родителя (родителей) в СВО, отражении вооруженного вторжения, то образовательная организация принимает у поступающего такую справку и допускает его к сдаче вступительных испытаний на отдельную квоту (при необходимости) и к участию в конкурсе в пределах отдельной квоты.
При этом организация информирует поступающего о том, что ему необходимо на этапе приоритетного зачисления до дня завершения приема оригинала документа об образовании включительно представить справку, которая соответствует установленной форме.
Кроме этого, документом установлены требования к рецензируемым научным изданиям для включения их в указанный перечень. В частности, издание должно быть зарегистрировано как средство массовой информации, выходить с периодичностью не менее 8 выпусков за два года, должно быть зарегистрировано в Российском индексе научного цитирования и иметь международный стандартный номер сериального издания (ISSN).
Предусмотрено, что утвержденные приказом правила и требования распространяются на рецензируемые научные издания, в которых опубликование основных научных результатов диссертаций осуществляется после вступления настоящего документа в силу.
Признаны утратившими силу аналогичный приказ Минобрнауки от 12 декабря 2016 года N 1586 и изменяющий его акт.
Федеральным законом от 24 июня 2023 г. N 264-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которыми, в частности, расширяются возможности поступления на обучение по программам бакалавриата и специалитета, а также на подготовительные отделения вузов:
- лиц, выполнявших задачи в связи с проведением СВО, лиц, участвовавших в боевых действиях со стороны ДНР, ЛНР;
- детей вышеназванных лиц;
- детей медицинских работников, умерших в результате инфицирования новой коронавирусной инфекцией.
Поправки, внесенные в Закон об образовании, действуют при проведении приема на обучение на 2023/24 учебный год. Организациям, осуществляющим образовательную деятельность, необходимо в возможно короткий срок внести соответствующие изменения в правила приема, утвержденные самостоятельно.
Форма указанного заявления разработана в связи с утверждением приказом Минобрнауки от 21 февраля 2023 г. N 191 обновленного перечня отраслей науки, в рамках которых научным организациям и вузам предоставляется право самостоятельного присуждения ученых степеней, и приведена в приложении к настоящему письму.
При необходимости внесения изменений в перечень организация вправе представить заявление об этом в Минобрнауки в срок до 15 сентября 2023 года.
Также к компетенции образовательной организации относится хранение в архивах информации о таких результатах и поощрениях.
Хранению в личном деле выпускника подлежат в том числе копии документа об образовании и (или) квалификации и его дубликата (в случае выдачи).
Также в качестве индивидуального достижения при поступлении учитываются прохождение военной службы по контракту, военной службы по мобилизации в Вооруженных Силах РФ, пребывание в добровольческих формированиях в соответствии с контрактом о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, в ходе СВО.
Кроме этого, законом право на прием на обучение по программам бакалавриата и специалитета за счет бюджетных средств в пределах отдельной квоты получили:
- участники СВО;
- дети медицинских работников, умерших в результате инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) при исполнении ими трудовых обязанностей, - при приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам медицинского образования и фармацевтического образования.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Эксперимент будет осуществляться посредством модуля "Единый реестр цифровых документов об образовании" федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" в рамках реализации суперсервиса "Цифровые документы об образовании онлайн".
Он будет проводиться в 3 этапа:
- с 1 по 31 июля 2023 года - апробация формирования цифровых документов об основном общем или среднем общем образовании;
- с 1 августа по 31 октября 2023 года - апробация механизма формирования цифровых документов об образовании и о квалификации (среднее профессиональное образование);
- с 1 ноября по 31 декабря 2023 года - формирование цифровых документов об образовании и о квалификации (высшее образование).
Приведены перечни образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, по образовательным программам СПО, а также организаций высшего образования, участвующих в эксперименте.
Порядок определяет правила проведения мониторинга деятельности советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, осуществляемой в соответствии с пунктом 3.1 статьи 4 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", и контроля соблюдения такими советами критериев, которым должны отвечать диссертации, и требований к научной квалификации членов диссертационных советов, в том числе приостановления или возобновления деятельности советов.
Документ не распространяется на отношения, связанные с осуществлением контроля за деятельностью диссертационных советов, приостановлением, возобновлением и прекращением деятельности советов в соответствии с абзацем вторым пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона N 127-ФЗ.
Указанный перечень предусмотрен абзацем первым пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике".
Соответствующее дополнение внесено в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В частности, закреплено, что для учреждений, расположенных на территориях новых субъектов РФ, в 2023 - 2024 годах размер платы за оказание платных образовательных услуг в расчете на единицу оказания платных образовательных услуг не может быть ниже установленной стоимости обучения в отношении контингента, принятого на обучение в 2022/23 учебном году, определенной в том числе с учетом формы обучения.
Документом, в частности, дополнены полномочия Комиссии и скорректированы особенности отбора кандидатов в состав Комиссии.
Кроме этого, уточняются положения о специальных диссертационных советах по защите диссертаций, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и нормы о специальных экспертных советах.
Предусматривается, что квалификационные категории, установленные педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, до вступления в силу настоящего приказа, сохраняются в течение срока, на который они были установлены.
Признается утратившим силу приказ Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. N 276, которым утвержден аналогичный порядок, с внесенными в него изменениями.
Настоящий приказ действует до 31 августа 2029 года.
Речь идет об особенностях, установленных постановлением Правительства от 3 апреля 2023 г. N 528 и приказом Минобрнауки от 1 марта 2023 года N 231.
Сообщается о необходимости как своевременного внесения изменений в локальные нормативные акты организации, регламентирующие правила приема обучающихся в 2023 году, учитывающих вышеназванные особенности приема, так и размещения указанных изменений на официальном сайте организации в доступном виде.
Документ устанавливает реестровую модель предоставления госуслуг по аккредитации образовательных учреждений, что позволит сократить сроки предоставления таких услуг, а также освободит образовательные организации от необходимости получения бумажных свидетельств, которые будут загружаться в электронном виде в личный кабинет пользователя на портале госуслуг.
Признается утратившим силу Постановление Правительства РФ от 14 января 2022 г. N 3, которым утверждено положение, регулирующее аналогичные правоотношения.
Приведены:
- процедура и сроки проведения аккредитационного мониторинга системы образования;
- показатели аккредитационного мониторинга по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования и методики их расчета.
Результаты аккредитационного мониторинга системы образования размещаются на официальных сайтах Рособрнадзора, Минпросвещения и Минобрнауки в сети "Интернет" в виде итогового отчета.
Настоящий приказ действует до 1 сентября 2028 года.
Настоящий приказ действует по 1 сентября 2029 года.
Указом предусматривается, в частности, установление следующих уровней высшего образования - базового высшего образования (срок освоения - от четырех до шести лет) и специализированного высшего образования (срок освоения программ магистратуры - от одного года до трех лет), а также установление уровня профессионального образования - аспирантуры.
На уровне специализированного высшего образования пилотный проект предусматривает реализацию программ магистратуры, программ ординатуры и программ ассистентуры-стажировки. Участниками пилотного проекта являются Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, МАИ, МИСиС, МПГУ, Санкт-Петербургский горный университет и Томский государственный университет.
Согласно внесенным изменениям при размещении информации о реализуемых образовательных программах для каждой из них необходимо указывать также сведения о наличии или об отсутствии государственной аккредитации образовательной деятельности, что подтверждается выпиской из государственной информационной системы "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам".
Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 года.
В целях формирования системы открытого конкурса предложения о заключении договоров о целевом обучении должны будут размещаться заказчиками на портале "Работа в России".
Гражданин, желающий заключить договор, сможет подать заявку как при приеме на обучение, так и непосредственно во время обучения.
Заказчиками целевого обучения не могут быть лица, признанные иностранными агентами, и лица, указанные в Федеральном законе "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств".
Договором о целевом обучении могут предусматриваться в том числе требования заказчика к успеваемости и условие о возможности сокращения мер поддержки студента при невыполнении им этих требований.
Федеральный закон вступает в силу с 1 мая 2024 года. Новые требования к договорам о целевом обучении будут применяться начиная с приема на обучение на 2024/25 учебный год.
Указанные особенности распространяются на граждан РФ, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его в связи с недружественными действиями иностранных государств.
Кроме этого, документом определены особенности приема на обучение в российские вузы лиц, признанных гражданами РФ в связи с принятием в ее состав новых субъектов, а также лиц, постоянно проживавших на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской или Херсонской областей на день их принятия в Российскую Федерацию гражданами РФ.
Предусмотрено, в частности, что вступительные испытания для указанных лиц будут проходить в порядке, определяемом образовательной организацией.
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Приказом утверждены новые формы заявлений о государственной аккредитации образовательной деятельности, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ГИС "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам" (далее - реестр), о предоставлении временной государственной аккредитации образовательной деятельности, перечень документов, прилагаемых к заявлению о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности и к заявлению о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, в отношении ранее не аккредитованных образовательных программ, а также требования к заполнению и оформлению указанных заявлений и документов.
Признан утратившим силу приказ Рособрнадзора от 24 декабря 2021 г. N 1689.
Сообщается, что диссертационные советы, созданные на базе научных и образовательных организаций ДНР и ЛНР и действующие по состоянию на 18 марта 2023 года, продолжают функционировать до 31 декабря 2023 года. Процедура "перерегистрации" указанных диссертационных советов нормативными правовыми актами в сфере государственной научной аттестации не предусмотрена.
Поскольку с 1 января 2024 года деятельность действующих в новых субъектах РФ диссертационных советов будет прекращена, организациям следует заблаговременно обратиться в Минобрнауки России с ходатайством о создании диссертационного совета.
Отмечено, что случаи выявления фактов необоснованного отказа диссертационным советом, действующим до 31 декабря 2023 года, в приеме диссертации к рассмотрению будут учитываться при рассмотрении вопроса о создании диссертационных советов.
Перечень приоритетных направлений подготовки и специальностей определит Комиссия по научно-технологическому развитию РФ.
Предложения по перераспределению установленных контрольных цифр приема образовательным организациям необходимо представить в Минобрнауки России до 1 апреля 2023 года.
Реализованы положения статьи 19 Федерального закона от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Переход осуществляется при наличии в образовательной организации свободных мест, финансируемых за счет бюджетных ассигнований по соответствующей образовательной программе по профессии, специальности, направлению подготовки и форме обучения на соответствующем курсе.
Сроки подачи заявлений на переход при наличии вакантных бюджетных мест устанавливаются образовательной организацией самостоятельно.
Рекомендации определяют отдельные положения по учету образовательными организациями высшего образования индивидуальных достижений поступающих и установлению перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета по ряду педагогических направлений подготовки и специальностей.
Минобрнауки России рекомендует вузам внести изменения в утвержденные самостоятельно правила приема не позднее 20 марта 2023 года.
Закреплено, в частности, что в качестве документов о присуждении ученых степеней, предусмотренных государственной системой научной аттестации, имеют силу документы об ученых степенях, выданные частными организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории инновационного центра "Сколково", до вступления в силу Федерального закона от 07.10.2022 N 397-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 11 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Кроме этого, документом ряд иных актов Правительства приведен в соответствие с нормами Федерального закона N 397-ФЗ.
Документом указанное Положение изложено в новой редакции. Внесенными изменениями, в частности:
- закреплен порядок деятельности Совета;
- уточнены полномочия и обязанности всех членов Совета;
- установлена должность секретаря Совета и определен круг его полномочий;
- исключена необходимость разработки и утверждения Регламента деятельности Совета.
В новый перечень включены, в частности, Университет Бонда (Австралия), Университет Саскачевана (Канада), Университет Лугано (Швейцарская Конфедерация), Университет Седжон (Республика Корея).
Признан утратившим силу ранее действовавший перечень, утвержденный распоряжением Правительства от 19 января 2022 г. N 28-р.
К суперсервису дополнительно подключен ряд государственных информационных систем, в том числе единая цифровая платформа "Физическая культура и спорт", единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства), государственный информационный ресурс о лицах, проявивших выдающиеся способности, и др.
Это позволит при необходимости автоматически подгружать требуемые сведения из указанных систем и облегчит процедуру подачи документов для поступления в вуз онлайн.
Действие постановления не распространяется на лиц, поступающих на обучение по программам бакалавриата и специалитета, сведения о которых составляют государственную тайну.
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Признано утратившим силу постановление Правительства от 27 мая 2022 г. N 958 "О функционировании суперсервиса "Поступление в вуз онлайн" в рамках приемной кампании 2022/23 учебного года".
Соглашение между Правительством РФ и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях от 26 мая 2000 года утратило силу с 22 декабря 2022 года, однако статьей 17 соглашения предусмотрено, что в случае прекращения его действия соглашение будет применяться к предусмотренным им документам, выданным до прекращения действия соглашения, а также к обучающимся и соискателям ученых званий, которые прибыли в РФ или на Украину до прекращения его действия.
В связи с этим образование, полученное на территории Украины и подтверждаемое документом об образовании, подпадающим под действие указанного соглашения, может быть признано на территории РФ без прохождения процедуры признания и получения свидетельства о признании иностранного образования и (или) квалификации на территории РФ вне зависимости от даты обращения за таким признанием.
Документ предлагает единый формат специальной html-разметки, а также рекомендует к использованию единые шаблоны представления информации в специальном разделе, отдельно по каждому подразделу.
В перечне таких мер: предоставление жилых помещений в общежитии в первоочередном порядке, освобождение или снижение размера платы за пользование жилым помещением, снижение стоимости платных образовательных услуг, а также предоставление рассрочки на внесение платы по договору об оказании платных образовательных услуг.
В пособии имеются необходимые материалы в виде диагностического комплекса, отдельных упражнений, технологии гармонизации взаимоотношений в группе, а также психологической картины буллинга и вопросов правового регулирования противодействия этому явлению.
В частности, отмечено, что практика наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) является компонентом образовательной программы, предусмотренным учебным планом. Таким образом, сроки ликвидации академической задолженности могут быть установлены также в период прохождения обучающимися практики.
Указанные сведения предоставляются по форме "Мониторинг международной деятельности образовательных организаций высшего образования за 2021 г. (форма N 1-Мониторинг-МД)" исключительно в электронном виде согласно разделам формы, размещенным в личном кабинете образовательной организации по адресу http://stat.miccedu.ru.
При наличии в организации филиалов сведения по форме заполняются по каждому филиалу.
Личный кабинет для предоставления указанных сведений будет доступен с 19 декабря 2022 года.
Изменения внесены в связи с продлением до 31 декабря 2023 года срока, в течение которого не подлежат применению требования об участии российских ученых в зарубежных научных конференциях и публикациях.
Требования к успеваемости устанавливаются по соглашению сторон в отношении дисциплин, которые необходимы для осуществления профессиональной деятельности студента. Перечень указанных дисциплин, а также критерии выполнения требований к успеваемости устанавливаются заказчиком и указываются в договоре о целевом обучении.
Согласно тексту документа, неисполнение гражданином требований к успеваемости может привести к расторжению договора о целевом обучении или сокращению материальной поддержки.
Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 года и действует до 1 января 2027 года.
Предусмотрены наименования специальностей, направления подготовки, доля мест для приема на целевое обучение в общем объеме контрольных цифр приема на обучение по специальностям, направлениям подготовки, а также регионы, на территориях которых может быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.
Рассмотрены, в частности, следующие вопросы: какие преимущества сетевой формы реализации образовательных программ, на какой срок заключается договор о сетевой форме реализации образовательной программы, можно ли осуществить переход к использованию сетевой формы в период реализации образовательной программы, и прочее.
Указанным документом внесены изменения в ФГОС ВО в части обязательного включения в программы бакалавриата и программы специалитета дисциплины (модуля) "История России". Положения Приказа N 662 в части требований к освоению указанной дисциплины вступают в силу с 1 сентября 2023 года.
Организациям, осуществляющим образовательную деятельность и реализующим образовательные программы, разработанные на основе ФГОС ВО, необходимо актуализировать образовательные программы в соответствии с вышеуказанными изменениями.
С 1 сентября 2023 года прием и обучение необходимо осуществлять по актуализированным образовательным программам. Образовательные программы, разработанные и утвержденные до вступления в силу Приказа N 662, также подлежат актуализации.
Рекомендациями установлены, в частности, особенности приема на обучение с использованием суперсервиса "Поступление в вуз онлайн" посредством ЕПГУ, порядок установления квот в рамках контрольных цифр приема по программам бакалавриата и специалитета, порядок зачисления на места в рамках контрольных цифр приема, особенности приема без вступительных испытаний и др.
Так, предусмотрено, что суперсервис "Поступление в вуз онлайн" не будет использоваться при приеме на обучение в филиалы организаций, расположенные за пределами территории Российской Федерации.
Кроме этого, отмечено, что организациям, осуществляющим образовательную деятельность, необходимо не позднее 1 ноября 2022 года опубликовать информацию о приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета на 2023/24 учебный год.
Документом, в частности:
- исключено требование об опубликовании научных работ в изданиях индексируемых международными базами данных при принятии диссертации в виде научного доклада;
- сокращена процедура рассмотрения апелляций на решение диссертационного совета, а также установлены некоторые особенности рассмотрения аттестационных дел, дел о лишении (восстановлении) ученых степеней.
Так, исключено участие ВАК и экспертных советов ВАК в рассмотрении апелляций - решение об удовлетворении апелляции или об отмене решения диссертационного совета и возобновлении процедуры рассмотрения вопроса о выдаче диплома кандидата наук или доктора наук принимает Минобрнауки России без учета рекомендации Комиссии.
В частности:
- закреплено право поступающего внести изменения в заявление о приеме в порядке и в сроки, установленные организацией, в том числе изменить приоритеты зачисления;
- уточнен порядок использования ЕПГУ при подаче заявлений о приеме и иных документов;
- установлено, что в конкурсном списке необходимо отражать, наряду с иными сведениями, приоритет зачисления, указанный в заявлении (заявлениях) о приеме;
- закреплено, что при установлении вступительного испытания по иностранному языку организация высшего образования устанавливает один или несколько иностранных языков, по которым поступающие могут использовать результаты ЕГЭ.
Также Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры дополнен новой главой XII.1, закрепляющей особенности приема на места в пределах специальной квоты.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2023 года и действует до 1 сентября 2027 года.
Ранее указанные требования не подлежали применению до 31 декабря 2022 года.
Соответствующие изменения внесены в постановление Правительства РФ от 19 марта 2022 г. N 414 "О некоторых вопросах применения требований и целевых значений показателей, связанных с публикационной активностью".
В этих целях рекомендовано рассмотреть возможность актуализации межгосударственного стандарта ГОСТ 7.77-98 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Межгосударственный рубрикатор научно-технической информации. Структура, правила использования и ведения" на основе национального стандарта РФ ГОСТ Р 7.0.49-2007.
Кроме того, предлагается для использования при формировании национальных баз данных по науке, в том числе по технологиям, до актуализации межгосударственного стандарта ГОСТ 7.77-98, принять национальный стандарт на основе национального стандарта РФ ГОСТ Р 7.0.49-2007, размещенного на официальном сайте ЕАЭС по адресу: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/bee/GOST.pdf.
В частности, установлены критерии отбора для университетов, находящихся на территории Дальневосточного федерального округа. Размер размер базовой части гранта для таких вузов будет составлять 50 млн рублей в год.
В рамках программы "Приоритет-2030" образовательным организациям высшего образования предоставляются гранты в форме субсидий на поддержку программ развития, реализуемых в том числе совместно с научными организациями и обеспечивающих подготовку кадров для приоритетных направлений научно-технологического развития РФ.
Оплата проезда к месту обучения и обратно, проживания, питания, медицинского страхования и регистрации производится за счет средств граждан или иных источников, не запрещенных законодательством.
Более подробная информация относительно поступления в белорусские учреждения образования, обучения и проживания размещена на специализированном сайте Министерства образования Республики Беларусь "Study in Belarus" (www.studyinby.com).
Дополнительный прием проводится в том случае, если после завершения приема, проведенного в установленные сроки, есть незаполненные места, но при этом все поступающие, включенные в конкурсный список, зачислены.
Отмечено, что дополнительный прием можно проводить по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры по любым формам обучения на бюджетные и платные места.
Установлено, что дополнительный прием необходимо провести в следующие сроки:
- 11 августа - 25 августа 2022 г. - прием документов от поступающих на обучение;
- 26 августа - 5 сентября 2022 г. - проведение вступительных испытаний;
- 7 сентября 2022 г. - публикация конкурсных списков;
- 12 сентября 2022 г. до 18-00 (по местному времени) - день и время завершения приема заявлений о согласии на зачисление от поступающих;
- до 16 сентября 2022 г. - издание приказов о зачислении лиц, подавших заявление о согласии на зачисление.
Рекомендации сформированы во исполнение пункта 2 комплекса мер до 2025 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 26 апреля 2021 г. N 1058-р.
Начиная с 2023 года грантовая поддержка талантливых иностранных студентов, обучающихся на территории РФ, будет ежегодно предоставляться следующим категориям лиц:
- обучающиеся по очной форме обучения по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры - в количестве, не превышающем 1500 человек;
- обучающиеся по очной или очно-заочной форме обучения по программам магистратуры и ординатуры, по очной форме обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре и совмещающие обучение с трудовой деятельностью на территории РФ, - в количестве, не превышающем 4000 человек;
- обучающиеся по очной форме обучения по дополнительным профессиональным программам, взявшие на себя обязательство по осуществлению трудовой деятельности на территории РФ, - в количестве, не превышающем 3000 человек.
Документом утверждено Положение о грантовой поддержке талантливых иностранцев, которым предусмотрены меры поддержки в зависимости от категории, к которой относится иностранный студент. Так, в частности, для иностранцев, обучающихся по очной форме обучения по программам бакалавриата, специалитета или магистратуры поддержка предусматривает оплату транспортных расходов, связанных с прибытием к месту обучения в РФ, ежемесячную денежную выплату в размере 13617 рублей при условии прохождения промежуточной аттестации по всем предметам с оценкой успеваемости не менее чем "хорошо", приобретение полиса добровольного медицинского страхования на период обучения и др.
Минобрнауки России обращает внимание на то, что на практике имеют место случаи, когда по различным причинам документ об образовании не подтверждается сведениями, содержащимися в Федеральном реестре сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении.
Порядком приема не предусмотрен отказ поступающему в приеме документов в связи с отсутствием подтверждения документа об образовании сведениями, содержащимися в указанном реестре. На основании этого отказ образовательной организацией поступающему в приеме документов по указанной причине является нарушением законодательства РФ в сфере образования.
Также в письме сообщается об особенностях представления оригинала документа об образовании посредством единого портала госуслуг при приеме на обучение за счет бюджетных ассигнований.
Предусмотрено, что дополнительные контрольные цифры приема, установленные документом, не учитываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность (их филиалами), при расчете доли мест для приема на целевое обучение в общем объеме контрольных цифр приема на обучение по специальностям, направлениям подготовки за счет федерального бюджета на 2022 год, установленной распоряжением Правительства РФ от 23 ноября 2021 г. N 3303-р, которым определена квота приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет федерального бюджета на 2022 год.
В указанный перечень вошли 88 российских вузов, в том числе ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет", ФГБОУ ВО "Приморская государственная сельскохозяйственная академия", ФГБОУ ВО "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого", ФГБОУ ВО "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)" и др.
Руководство разработано в целях осуществления мер предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений образовательными организациями обязательных требований в части формирования открытых и общедоступных информационных ресурсов, содержащих информацию об их деятельности, и обеспечения доступа к таким ресурсам посредством размещения их на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет".
Документом закреплены рекомендации по соблюдению указанных обязательных требований и даны ответы на часто задаваемые вопросы по формированию образовательной организацией открытых и общедоступных информационных ресурсов.
Перечень включает в себя 44 организации, в том числе, "Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского", "Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии "Вектор", "Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова", "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ", "Российский научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского", "Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии".
Статус государственного научного центра необходимо подтверждать один раз в два года. Эти полномочия закреплены за Правительством РФ.
Признается утратившим силу Распоряжение Правительства РФ от 6 июня 2019 г. N 1221-р, которым утвержден аналогичный перечень.
Координационный совет, в числе прочего:
- принимает участие в проведении экспертной оценки формирования контрольных цифр приема, в том числе распределенных участникам центра, по профессиям, специальностям и (или) укрупненным группам профессий, специальностей;
- рассматривает аналитическую информацию, представленную Минпросвещения России по результатам рассмотрения отчета о достижении результата и показателей результативности деятельности центров;
- готовит предложения и рекомендации по вопросам, связанным с деятельностью центров в рамках федерального проекта "Профессионалитет" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования".
Состав Совета формируется из представителей федеральных органов государственной власти, научных организаций, образовательных организаций, организаций, действующих в реальном секторе экономики, и иных заинтересованных лиц и организаций.
Кроме того, органы государственной власти субъектов РФ уполномочены:
- осуществлять финансовое обеспечение реализации программ или планов развития федеральных государственных научных организаций, участвовать в формировании их инфраструктуры;
- осуществлять финансовое обеспечение получения высшего образования в федеральных государственных организациях высшего образования, и реализации программ развития этих организаций, участвовать в формировании учебной, производственной, социальной инфраструктуры этих организаций.
Документом установлено соответствие специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки, перечень которых утвержден приказом Минобрнауки России от 1 февраля 2022 г. N 89, специальностям и направлениям подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки, перечни которых утверждены приказами Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. N 1060 и N 1061.
Настоящий Приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 года.
В частности, отмечено, что рецензируемые научные издания, ранее включенные в Перечень по научным специальностям и соответствующим им отраслям науки, которые были изменены или исключены из ранее действующей номенклатуры научных специальностей, считаются включенными в Перечень по этим научным специальностям и соответствующим им отраслям науки до 16 октября 2022 года.
В том числе рекомендуется учитывать поощрения, полученные педагогическими работниками во Всероссийском конкурсе "Большая перемена".
Речь идет о требованиях по наличию публикаций в изданиях, журналах, индексируемых в международных базах данных (Web of Science, Scopus), а также о целевых значениях показателей, связанных с указанной публикационной активностью, в частности при:
- оценке результативности научных, научно-технических и инновационных программ и проектов, программ поддержки высшего образования;
- оценке результативности и эффективности деятельности бюджетных и автономных учреждений, а также иных организаций и работы их руководителей и др.
Также до 31 декабря 2022 года не применяются требования по участию в зарубежных научных конференциях и требования к целевым значениям показателей, связанных с публикационной активностью по результатам указанных конференций, при оценке реализации контрольных событий, мероприятий, а также результатов и показателей национальных и федеральных проектов, госпрограмм РФ.
Предусмотрено, что в рамках мониторинга также проводится аккредитационный мониторинг, предметом которого является систематическое стандартизированное наблюдение за выполнением организациями, осуществляющими образовательную деятельность, аккредитационных показателей. Аккредитационный мониторинг проводится в целях выявления фактов несоблюдения аккредитационных показателей, направления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, рекомендаций по повышению качества образования.
Аккредитационный мониторинг проводится Рособрнадзором не реже 1 раза в 3 года.
Установлено, что постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662, утвердившее порядок осуществления мониторинга системы образования, действует до 1 сентября 2028 года.
Настоящее Постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 года.
Изменения внесены в оборотную сторону титула образцов диплома бакалавра, диплома бакалавра с отличием, диплома специалиста, диплома специалиста с отличием, диплома магистра, диплома магистра с отличием, диплома об окончании аспирантуры, диплома об окончании адъюнктуры, а также в соответствующие приложения к указанным документам.
Настоящий Приказ вступает в силу с 1 сентября 2022 года.
Статьи, опубликованные в научных изданиях, индексируемых в международных базах данных, в том числе Web of Science и Scopus, учитываются в общем количестве публикаций, в которых излагаются основные результаты диссертации на соискание ученых степеней докторов и кандидатов наук.
Перечни содержат три уровня классификации:
- области образования;
- укрупненные группы специальностей и направлений подготовки;
- специальности, направления подготовки.
Перечни формируются в соответствии с актуальными и перспективными потребностями общества и государства в соответствии с национальными целями, приоритетами развития образования, науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы, в том числе с учетом международных тенденций развития.
Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу приказа Минобрнауки России и Минпросвещения России о признании утратившими силу приказа Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. N 1059, которым утвержден порядок формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, с внесенными в него изменениями.
Аккредитационные показатели утверждены Приказом Минобрнауки России от 25 ноября 2021 г. N 1094 и применяются для целей:
- государственной аккредитации образовательной деятельности (минимальное значение - 90 баллов);
- осуществления аккредитационного мониторинга (минимальное значение - 70 баллов);
- осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования (минимальное значение - 60 баллов).
Так, не допускается отказ в приеме указанных заявлений от граждан РФ, а также от граждан Украины, ДНР и ЛНР, вынужденно покинувших территорию республик и прибывших на территорию РФ.
Персональную ответственность за организацию перевода или приема вышеуказанных лиц несет руководитель образовательной организации.
Информация о поступивших заявлениях о переводе или зачислении направляется образовательными организациями в Минобрнауки России по представленной в письме форме.
Установлено, что МГУ и СПбГУ осуществляют, в частности, следующие полномочия:
- выполняют функции и полномочия учредителя юрлиц при их создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации;
- утверждают уставы юрлиц и вносимые в них изменения;
- принимают или согласовывают решение о создании и ликвидации филиалов, открытии и закрытии представительств юрлиц;
- назначают на должность и освобождают от должности руководителей юрлиц, а также заключают и расторгают с ними в установленном порядке трудовой договор.
Постановлением также определен порядок взаимодействия МГУ и СПбГУ с Росимуществом и согласования с ним принятых решений.
В обзор включены, в частности, следующие акты:
- Федеральный закон от 02.07.2021 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (предусмотрел формирование попечительских советов в государственных и муниципальных вузах);
- Федеральный закон от 30.12.2021 N 472-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (установил обязанность школ и колледжей с 1 сентября 2022 года использовать для обучения верифицированные онлайн-платформы и включенные в соответствующий перечень электронные учебники);
- Распоряжение Правительства РФ от 23.11.2021 N 3303-р, установившее квоту для приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2022 год.
В перечне приведены, в числе прочего, гиперссылки на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), реквизиты структурных единиц нормативного правового акта, содержащих обязательные требования, виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные нормативным правовым актом обязательные требования, в соответствии с ОКВЭД, категории лиц, обязанных соблюдать установленные нормативным правовым актом обязательные требования, реквизиты структурных единиц нормативных правовых актов, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение обязательного требования.
Аккредитацию проводит Рособрнадзор или орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования.
Аккредитация проводится на основании представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем заявления и прилагаемых к нему документов.
Предусмотрены, в том числе: порядок разработки, согласования и утверждения аккредитационных показателей; порядок проведения аккредитационной экспертизы; порядок принятия решения об аккредитации, об отказе в ней или о лишении аккредитации.
Признано утратившим силу аналогичное Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1039.
В целях защиты прав субъектов государственной научной аттестации рекомендовано считать научные специальности номенклатуры, утвержденной приказом Минобрнауки России от 24 февраля 2021 г. N 118, соответствующими научным специальностям, предусмотренным ранее действовавшей номенклатурой, утвержденной приказом Минобрнауки России от 23 октября 2017 г. N 1027, согласно приведенному приложению.