Материалы журнала "Главная книга"

20 марта 2025 года

СОСТАВЛЯТЬ ЭЛЕКТРОННЫЙ АКТ РЕКЛАМАЦИИ (ПРЕТЕНЗИИ) ТЕПЕРЬ МОЖНО В УТВЕРЖДЕННОМ ФОРМАТЕ

Н.Н. Катаева, ведущий эксперт

В некоторых случаях претензионный порядок урегулирования спора с контрагентами обязателен. А если его не соблюсти и дело дойдет до суда, то суд откажется рассматривать иск. Если с контрагентами вы обмениваетесь электронными документами через ЭДО, то с 12.01.2025 вы можете составлять и направлять претензию (рекламацию) контрагенту в формализованном виде, подписав ее УКЭП. Об этом - далее.

Как оформить претензию контрагенту

Если с контрагентами по бизнесу у вас возникли разногласия (например, поставщик поставил некачественный товар или покупатель не исполнил свои обязательства по оплате), прежде чем судиться, надо направить провинившемуся контрагенту письменную претензию (рекламацию). Утвержденной формы претензии нет. Ее можно составить на бумаге или в электронном виде в произвольной форме с такими обязательными сведениями:

• название вашей организации/ф. и. о. ИП;

• суть претензии - что именно не устраивает и что вы требуете от контрагента;

• дата составления;

• подпись ответственного лица.

К претензии (рекламации) нужно приложить документы, подтверждающие, например, то, что товар некомплектный или неисправный. Составить претензию (рекламацию) надо в двух экземплярах (по экземпляру для себя и для контрагента).

Формат электронной претензии

Если вы обмениваетесь с контрагентами электронными документами через ЭДО, то составить и направить претензию (рекламацию) теперь можно в формализованном виде и подписать УКЭП. ФНС утвердила формат электронного акта рекламации (претензии) <1>. Формат начал действовать с 12 января 2025 г.

Формализованный электронный акт рекламации (претензии) включает файлы обмена информацией отправителя и получателя.

Первый файл состоит из сведений акта рекламации к его получателю и подписывается УКЭП ответственного лица отправителя либо уполномоченного им лица. Второй файл состоит из результата рассмотрения требований отправителя. Файл подписывается УКЭП ответственного лица получателя либо уполномоченного им лица.

Утвержденный ФНС электронный акт рекламации (претензии) не только облегчает обмен документами через ЭДО, сокращает документооборот, время на учет и контрольные процедуры, но и способствует улучшению взаимодействия с налоговой инспекцией.

Ведь теперь, если понадобится представить претензию в ИФНС в рамках налогового контроля, вы можете направить ее в ИФНС в электронной форме по утвержденному формату.

* * *

Обмениваться электронными документами в формализованном формате с контрагентами удобно, а в некоторых случаях просто необходимо. О том, в каком именно формате должны быть оформлены электронные документы при взаимодействии с контрагентами через ЭДО, читайте на с. 60.


<1> Приказ ФНС от 11.11.2024 N ЕД-7-26/1016@

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" N 05, 2025


ВВЕДЕН РЕКЛАМНЫЙ СБОР ЗА РАСПРОСТРАНЕНИЕ РЕКЛАМЫ В ИНТЕРНЕТЕ

Н.Н. Катаева, ведущий эксперт

Весной 2025 г. вступают в силу изменения в Закон о рекламе. Изменения касаются рынка интернет-рекламы. В частности, с 01.03.2025 вступят в силу изменения в порядок размещения социальной рекламы в Интернете. А с 01.04.2025 вводится обязательный рекламный сбор в размере 3% от квартального дохода, полученного от распространения интернет-рекламы. Кто, куда и когда должен его платить? Об этом и не только - далее.

Кто плательщик рекламного сбора

С 1 апреля 2025 г. вводится обязательный рекламный сбор <1>. Его плательщиками являются:

• рекламораспространители, которые занимаются размещением в Интернете рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории РФ (например, интернет-каналы, сайты СМИ и иные интернет-ресурсы, которые размещают рекламу);

• операторы рекламных систем, в частности "Яндекс Директ", "ВКонтакте";

• посредники, осуществляющие действия в целях распространения рекламы в Интернете по поручению и за счет рекламодателя/рекламораспространителя или оказывающие услуги по распространению рекламы в Интернете в интересах рекламодателя/рекламораспространителя (например, рекламные агентства);

• рекламодатели (российские юрлица/физлица) при размещении рекламы на интернет-ресурсах/платформах через иностранное юрлицо/физлицо или лицо без гражданства.

Кого освободили от уплаты сбора

Уплачивают рекламный сбор не все. Не надо его платить при размещении рекламы <2>:

• на интернет-сайтах, владельцами которых являются вещатели телеканалов/радиоканалов или информационные агентства;

• на интернет-сайтах, которые зарегистрированы в соответствии с Законом о СМИ от 27.12.1991 N 2124-I в качестве сетевых изданий, редакции и/или учредители которых соответствуют одному из ряда критериев, в частности:

• или учреждены госорганами либо в их уставном капитале есть доля РФ, субъекта РФ или муниципалитета;

• или в течение года получали деньги из бюджета на функционирование средств массовой информации;

• или ведут деятельность редакции/издателя/учредителя издания, если вышедший в свет в течение года тираж составляет от 300 000 до 15 000 000 экземпляров в зависимости от периодичности выхода;

• на общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и телеканалах, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории РФ.

Как рассчитывается сбор

Рекламный сбор составляет 3% от базы для расчета. А базой для расчета сбора является квартальный доход, полученный от деятельности по распространению рекламы в сети Интернет для потребителей в РФ <3>. Для посредников базой расчета признается посредническое вознаграждение, полученное за квартал. Расчет рекламного сбора может выглядеть, например, так.

Пример. Расчет рекламного сбора при размещении рекламы через рекламное агентство

Условие. Организация-рекламодатель, которая оказывает образовательные услуги, заключила агентский договор с рекламным агентством на размещение своей рекламы на интернет-площадках, владельцами которых являются издательства (рекламораспространители). Общая сумма дохода по договору между рекламодателем и рекламным агентством всего составила 110 000 руб., из них 10 000 руб. - вознаграждение агента. Вознаграждение агент оставит себе, а остальную сумму 100 000 руб. по договорам между агентом и рекламораспространителями отправит издательствам для непосредственного размещения рекламы в соответствии с медиапланом.

Решение. Определим сумму рекламного сбора, которая должна попасть в бюджет.

1. Сумма сбора, которую в бюджет должно перечислить рекламное агентство:

10 000 руб. х 3% = 300 руб.

2. Сумма сбора к перечислению в бюджет рекламораспространителями всего составит:

100 000 руб. х 3% = 3 000 руб.

3. В итоге рекламный сбор, который суммарно должен будет попасть в бюджет, поступление которого на основании переданных данных и будет отслеживать Роскомнадзор, составит:

300 руб. + 3 000 руб. = 3 300 руб.

Отсчитывать кварталы надо с начала календарного года. Первый рекламный сбор придется заплатить в 2025 г. уже в III квартале за II квартал.

К этому времени Правительство РФ должно установить особенности исчисления и уплаты отчислений с рекламных доходов, а также порядок мониторинга полноты и своевременности их уплаты <4>. Мы расскажем об этом, как только постановление будет принято.

Исчислять рекламный сбор должен Роскомнадзор на основании передаваемых ему данных <5>. Средства будут направлены на господдержку разработчиков программного обеспечения, которых включат в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных.

Напомним, что информация о рекламе должна быть передана через оператора рекламных данных в Единый реестр интернет-рекламы, созданный Роскомнадзором. Об этом мы писали в ГК, 2023, N 21, с. 35.

Если рекламораспространитель - иностранное юрлицо/физлицо или лицо без гражданства (при этом сам сайт, на котором размещается реклама, может относиться в том числе и к домену РФ, например к доменной зоне "ru"), то уплатить рекламный сбор за иностранного контрагента при перечислении ему вознаграждения должен будет российский рекламодатель. Об этом надо проинформировать иностранца и предусмотреть такую обязанность в договоре с ним. Рассмотрим на примере, как рассчитать рекламный сбор в этом случае.

Справка. Критерии отнесения к рекламе информации, распространяемой на отдельных информационных ресурсах в сети Интернет, должно установить Правительство РФ <6>. Сейчас проект Постановления находится на этапе подготовки к публичным консультациям <7>.

Пример. Расчет рекламного сбора при размещении рекламы на сайте иностранной компании

Условие. Российский рекламодатель заключил договор с иностранной компанией о размещении рекламы на ее сайте.

Реклама направлена на привлечение внимания российских потребителей. Стоимость рекламной услуги по договору (сумма дохода, причитающегося иностранной компании) составляет 150 000 руб.

Решение. Определим сумму сбора, которую нужно удержать из доходов иностранной компании.

1. Сумма сбора к уплате в бюджет: 150 000 руб. х 3% = 4 500 руб.

2. Сумма вознаграждения иностранной компании к перечислению: 150 000 руб. - 4 500 руб. = 145 500 руб.

Контроль и ответственность

Роскомнадзор будет осуществлять контроль и мониторинг за полнотой и своевременностью уплаты обязательных рекламных отчислений <8>. Отслеживать исполнение рекламных требований Роскомнадзор будет через маркировку рекламы.

Специальная ответственность за неуплату рекламного сбора пока не установлена. Поэтому действуют общие положения ст. 14.3 КоАП РФ <9>. Напомним, что за распространение рекламы без маркировки либо нарушение требований к ее размещению для должностных лиц установлен штраф от 100 000 до 200 000 руб., для юрлиц - от 200 000 до 500 000 руб. За непредставление данных о рекламе, несвоевременное их представление либо представление неполной, недостоверной, неактуальной информации штраф составит для должностных лиц от 30 000 до 100 000 руб., для юрлиц - от 200 000 до 500 000 руб. <10>

Маркирование социальной рекламы

Социальную рекламу, распространяемую в сети Интернет, нужно маркировать. Она должна содержать пометку "Социальная реклама" и указание на рекламодателя социальной рекламы, в том числе на сайт, содержащий информацию о рекламодателе <11>. А с 1 марта 2025 г. на социальную рекламу нужно получать идентификатор <12>.

Кроме того, расширен круг лиц, обязанных подавать данные в Роскомнадзор. В частности, в отношении лиц, которые обязаны бесплатно размещать социальную рекламу на своих ресурсах в Интернете и предоставлять данные по ней оператору социальной рекламы, уточнен критерий объема доступа к ресурсу в сутки - должно быть более 200 000 (вместо 100 000) пользователей в РФ <13>.

Владельцы сервисов размещения объявлений и владельцы агрегаторов информации о товарах и услугах, которые отвечают определенным критериям, тоже должны бесплатно размещать социальную рекламу в определенном объеме, а также предоставлять необходимые данные по рекламе, в том числе социальной, в Роскомнадзор <14>.

* * *

Рекламный сбор станет обязательным для большинства предпринимателей, а дополнительные требования увеличат нагрузку на бизнес. Поскольку до вступления в силу рекламных изменений осталось не так много времени, представители рекламного бизнеса могут потратить его на то, чтобы подготовиться к новым требованиям. Можно провести инвентаризацию своей рекламной деятельности: определить, относитесь ли вы к плательщикам рекламного сбора, какая сумма доходов будет являться базой для расчета сбора. Возможно, потребуется пересмотреть рекламные бюджеты, условия договоров с контрагентами, организовать отчетность по рекламе.


<1> ч. 1, 5, 10 ст. 18.2 Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ (далее - Закон N 38-ФЗ) (ред., действ. с 01.04.2025)

<2> ч. 12 ст. 18.2 Закона N 38-ФЗ (ред., действ. с 01.04.2025)

<3> ч. 3, 4, 11 ст. 18.2 Закона N 38-ФЗ (ред., действ. с 01.04.2025)

<4> ч. 8 ст. 18.2 Закона N 38-ФЗ (ред., действ. с 01.04.2025)

<5> ч. 3 - 5, 9, 11 ст. 18.1 Закона N 38-ФЗ (ред., действ. с 01.03.2025); п. 10 Правил, утв. Постановлением Правительства от 28.05.2022 N 974; подп. "а", "б" п. 1 Состава, утв. Распоряжением Правительства от 30.05.2022 N 1362-р

<6> ч. 2 ст. 18.2 Закона N 38-ФЗ (ред., действ. с 01.04.2025)

<7> https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=153659

<8> ч. 7 ст. 18.2 Закона N 38-ФЗ (ред., действ. с 01.04.2025)

<9> ч. 10, 13 ст. 18.2 Закона N 38-ФЗ (ред., действ. с 01.04.2025)

<10> ч. 15, 16 ст. 14.3 КоАП РФ

<11> ч. 3.19 ст. 10 Закона N 38-ФЗ

<12> ч. 17 ст. 18.1 Закона N 38-ФЗ (ред., действ. с 01.03.2025)

<13> ч. 3.13 ст. 10 Закона N 38-ФЗ (ред., действ. с 01.03.2025)

<14> пп. 2, 3 ч. 3.1, ч. 3.13 ст. 10, ч. 3 ст. 18.1 Закона N 38-ФЗ (ред., действ. с 01.03.2025)

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" N 05, 2025


КАКОЙ ДАТОЙ ВВЕСТИ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ НМА

Организация зарегистрировала патенты на изобретение и полезную модель и собирается учесть их в качестве НМА. С какой даты? Ведь начало срока действия патента и момент начала его использования в хозяйственной деятельности могут не совпадать.

Дата ввода в эксплуатацию НМА в бухучете не предусмотрена. Ввод в эксплуатацию не является необходимым условием для принятия НМА к бухучету. Принять объект НМА к бухучету надо, когда актив одновременно соответствует всем признакам, указанным в ФСБУ 14/2022, в частности <1>:

• его стоимость превышает установленный организацией лимит;

• предназначен для использования в деятельности организации;

• предназначен для использования в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев;

• способен приносить организации экономические выгоды в будущем, на получение которых она имеет право и доступ других лиц к которым организация может ограничить;

• может быть выделен из других активов или отделен от них.

Однако дата ввода в эксплуатацию НМА нужна для налоговых целей. Начислять амортизацию на НМА можно только после введения объекта в эксплуатацию. Безопаснее - с момента начала его использования в деятельности, направленной на получение дохода <2>.

Таким образом, моментом ввода в эксплуатацию патента для налогообложения считается дата начала его использования в деятельности, направленной на получение дохода <3>. Дату начала использования изобретения и полезной модели надо подтвердить документально, например приказом по организации о начале использования.


<1> пп. 4, 7 ФСБУ 14/2022

<2> п. 4 ст. 259 НК РФ

<3> Письма Минфина от 09.09.2011 N 03-03-10/86; ФНС от 01.11.2011 N ЕД-4-3/18192

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" N 06, 2025


ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ УСЛУГ ПРИЗНАЕТСЯ В ПЕРИОДЕ ИХ ОКАЗАНИЯ

Л.А. Елина, ведущий эксперт

Услуги или работы? Что именно оказывает или выполняет ваша организация? Для решения этого вопроса важно смотреть на суть того, что сделано в рамках договора. Если окажется, что это именно услуги для целей налогообложения, то момент определения выручки от их реализации будет особый. Даже когда заказчик необоснованно отказывается от подписания акта и/или вовремя не платит.

Для целей налогообложения есть свое определение услуги - у нее нет материального выражения, услуга реализуется и потребляется в процессе ее оказания исполнителем. Если материальное выражение есть, то для целей налогообложения это не услуга, а работа <1>.

При этом неважно, как сформулирован предмет договора. Важна суть того, что делает или уже сделала организация в ходе исполнения самого договора.

А самое главное - то, что для налоговых целей при методе начисления выручка от реализации услуг определяется в особом порядке, который в большинстве случаев отличается от определения выручки от реализации работ. Об этом мы подробно рассказывали в ГК, 2024, N 12, с. 41.

Напомним базовое правило: для целей налогообложения прибыли выручку от оказания услуги надо отражать в периоде ее оказания.

Без жесткой привязки к дате акта оказанных услуг <2>. Недавно Минфин в очередной раз разъяснил, что не имеет значения, когда заказчик подписал такой акт и подписал ли он его вообще <3>. Да и дата получения оплаты от заказчика не важна, даже если он не платит много месяцев.

Важно, чтобы исполнитель был уверен в том, что услуга на самом деле оказана. Минфин в своем Письме рассматривает частный случай, когда у организации есть решение суда, в котором подтверждается факт оказания услуги. Но это - конфликтная ситуация, до которой доводят далеко не всегда.

Вывод такой. Если заказчик не подписал вовремя акт (если он вообще нужен), не оплачивает услуги, - это не повод для того, чтобы не отражать выручку от реализации услуг в налоговом учете. Причем не только для целей налога на прибыль, но и для целей НДС <4>.

И там и там налоговая база должна определяться исполнителем в периоде оказания услуги.

Ориентируйтесь на документы, которые прямо или косвенно могут подтвердить дату оказания услуг: договор, счет за оказанные услуги (где написано, в каком периоде они оказаны), переписка с заказчиком и т.д.

* * *

Если же заказчик так и не оплатит услуги, выручка от реализации которых отражена в налоговом учете, то такую дебиторку надо расценивать как сомнительную. А когда она станет безнадежной, ее надо будет списать. Неполученный НДС по списываемой дебиторке нужно списать вместе с самим долгом. И неважно, принимали вы меры принудительного взыскания долга или нет <5>.


<1> пп. 4, 5 ст. 38 НК РФ

<2> п. 3 ст. 271, ст. 249 НК РФ; Письма Минфина от 21.03.2022 N 03-03-07/21608, от 13.12.2019 N 03-03-06/1/97645

<3> Письмо Минфина от 24.10.2024 N 03-03-06/1/103272

<4> п. 1 ст. 167 НК РФ; Письмо Минфина от 15.05.2019 N 03-07-11/34628; Определение ВАС от 08.12.2010 N ВАС-15640/10

<5> п. 2 ст. 266 НК РФ; Письмо Минфина от 06.02.2023 N 03-03-06/1/9234

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" N 06, 2025