Выпуск от 15 июля 2011 года
(см. также выпуски за другие дни)
Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению
Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.
Вопрос:
Об исчислении НДС при получении сумм демереджа перевозчиком, оказывающим услуги на основании договора морской перевозки грузов, а также транспортного налога в отношении собственных транспортных средств.
Ответ:
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Суммы демереджа, полученные налогоплательщиком, осуществляющим услуги по перевозке грузов, за сверхнормативный простой судов следует относить к суммам, связанным с оплатой данных услуг.
Таким образом, указанные суммы подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость. При этом в соответствии с п. 19 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, получателем указанных средств в книге продаж регистрируются счета-фактуры, выписанные в одном экземпляре.
По вопросу применения транспортного налога.
В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 358 Кодекса не являются объектом налогообложения транспортным налогом пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
Подтверждением основного вида деятельности организации в указанном случае являются:
1) положения учредительных документов (учредительный договор, устав, положение и другие документы), определяющие пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации;
2) наличие действующей лицензии на осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок.
Кроме того, подтверждением основного вида деятельности организации - осуществления пассажирских и (или) грузовых перевозок может являться также:
- получение выручки от пассажирских и грузовых перевозок;
- систематическое выполнение пассажирских и (или) грузовых перевозок в течение навигации (для водных транспортных средств);
- наличие установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров и (или) грузов.
При этом под деятельностью по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок необходимо понимать деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки в соответствии с гл. 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Перевозка пассажиров, их багажа, грузов, почтовых отправлений, а также соответствующие договоры перевозки регламентируются:
гл. XIII и XIV Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
гл. VIII и IX Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
К указанной деятельности, в частности, относится деятельность, связанная с перевозкой по договору фрахтования судна на время с экипажем (тайм-чартер).
В отношении судов, полученных организацией по договорам бербоут-чартера (аренда без экипажа) и сданных в тайм-чартер для осуществления перевозки грузов, пп. 4 п. 2 ст. 358 Кодекса не применяется, поскольку данные судна не являются собственностью организации.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 10 июня 2011 г. N 03-07-11/164