Выпуск от 16 января 2020 года
(см. также выпуски за другие дни)
Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.
Вопрос:
Налогоплательщиком в составе внереализационных доходов учтены признанные должником штрафы, пени, суммы возмещения ущерба, имущественных потерь.
По договору уступки права требования налогоплательщик уступает цессионарию указанную задолженность организации-должника в виде штрафов, пеней, сумм возмещения ущерба, имущественных потерь.
Цена уступаемых прав, которую цессионарий выплачивает налогоплательщику-цеденту, равна сумме долга, признанного организацией-должником. То есть от операции по уступке прав требования долга в виде штрафов, пеней, сумм возмещения ущерба, имущественных потерь у налогоплательщика-цедента убытка не возникает.
На основании пп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации имущественных прав налогоплательщик вправе уменьшить доход от реализации имущественных прав на цену приобретения данных имущественных прав и на сумму расходов, связанных с их приобретением и реализацией.
При реализации имущественного права, которое представляет собой право требования долга, налоговая база определяется с учетом положений, установленных ст. 279 НК РФ.
В п. п. 1 и 2 ст. 279 НК РФ установлены правила признания налогоплательщиком - продавцом товаров (работ, услуг) убытка от уступки права требования долга третьему лицу. Убыток определяется как разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованных товаров (работ, услуг).
Согласно п. 1 ст. 155 НК РФ налоговая база при уступке первоначальным кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), определяется как сумма превышения суммы дохода, полученного первоначальным кредитором при уступке права требования, над размером денежного требования, права по которому уступлены.
Правильно ли, что при уступке налогоплательщиком-цедентом прав требования долга в виде штрафов, пеней, сумм возмещения ущерба, имущественных потерь налоговая база по налогу на прибыль и НДС определяется как разница между доходом от уступки права требования и размером денежного требования (стоимостью уступаемого права требования долга)?
Ответ:
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 384 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на проценты. При этом право требования по денежному обязательству может перейти к другому лицу в части, если иное не предусмотрено законом.
Особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций при уступке (переуступке) права требования установлены статьей 279 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Пунктами 1 и 2 статьи 279 Кодекса установлены правила признания налогоплательщиком - продавцом товаров (работ, услуг), осуществляющим исчисление доходов (расходов) по методу начисления, убытка от уступки права требования долга третьему лицу. Указанный убыток определяется как отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованных товаров (работ, услуг).
При этом пунктами 1 и 2 статьи 279 Кодекса определено, что соответствующие положения указанных пунктов статьи 279 Кодекса также применяются к налогоплательщику - кредитору по долговому обязательству.
Если признанные должником штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств, а также суммы возмещения убытков или ущерба в соответствии с пунктом 3 статьи 250 Кодекса ранее были учтены налогоплательщиком-цедентом в составе внереализационных доходов, то при уступке права требования задолженности в их части сумма соответствующих внереализационных доходов включается в стоимость передаваемой задолженности для целей определения результата от уступки права требования долга третьему лицу. В противном случае они не уменьшают доходы от реализации права требования такого долга.
Что касается порядка определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при передаче имущественных прав (уступке права требования долга), отмечается следующее.
Согласно пункту 1 статьи 153 Кодекса при передаче имущественных прав налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется с учетом особенностей, установленных статьей 155 Кодекса.
При передаче имущественных прав в случаях, не предусмотренных статьей 155 Кодекса, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется в порядке, установленном пунктом 2 статьи 153 Кодекса, в соответствии с которым при определении налоговой базы выручка от передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.12.2019 N 03-03-06/1/96915