Выпуск от 16 января 2020 года
(см. также выпуски за другие дни)
Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.
Вопрос:
Вправе ли налоговые органы в рамках налоговой проверки проводить осмотр помещения контрагента проверяемого налогоплательщика (организации)?
Ответ:
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории в порядке, предусмотренном статьей 92 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 92 Кодекса прямо предусмотрено, что должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку либо камеральную налоговую проверку на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 8.1 статьи 88 Кодекса, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной им в решении от 10.06.2019 N АКПИ19-296, осмотр налоговыми органами территорий и помещений контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц - участников сделки, когда такие помещения и территории не используются проверяемым налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли) и не связаны с содержанием объектов налогообложения проверяемого налогоплательщика, разъяснения ФНС России по указанному вопросу (письмо от 16.10.2015 N СД-4-3/18072) устанавливают не предусмотренные Кодексом полномочия в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц - участников сделки, они фактически через правоприменительную деятельность налоговых органов оказывают общерегулирующее воздействие на налоговые правоотношения, которые выходят за рамки адекватного истолкования (интерпретации) пункта 1 статьи 92 Кодекса во взаимосвязи с его статьями 31 и 82 и влекут изменение правового регулирования.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.12.2019 N 03-02-07/1/95045