В соглашение между оператором посреднической цифровой платформы (маркетплейса) и партнером (продавцом, исполнителем или владельцем ПВЗ) нужно будет включить, в частности, такие условия:
Оператор разместит в личном кабинете партнера на маркетплейсе действующий и утратившие силу договоры. Они будут доступны в том числе для ознакомления и копирования.
Оператор направит партнеру электронное уведомление о пересмотре соглашения минимум за 15 календарных дней до вступления корректировки в силу. Стороны смогут определить иной срок, если изменения, в частности, позитивно повлияют на партнера.
Поменять условия оператор будет вправе не чаще раза в 3 месяца. Исключение – ситуации, когда договор уточняют по решению суда либо иного госоргана или при изменении законов. Речь идет о корректировках договора, которые не улучшат положение партнера и приведут к таким последствиям:
Партнера уведомят об этих изменениях минимум за 30 календарных дней до их вступления в силу.
У партнера должна быть техвозможность указать в карточке сведения об обязательном или добровольном подтверждении соответствия продукции, ее маркировке, наличии лицензий, сертификатов и т.д.
Правительство сможет установить в том числе иные требования к карточке и ее размещению, а также перечень товаров, работ и услуг, которые нельзя предлагать на маркетплейсе.
Оператору разрешат прекращать или ограничивать размещение карточки, если такие меры, основания и порядок их применения указаны в договоре, а также для того, чтобы исполнить требования закона, решения суда либо иного госоргана.
Если оператор, например, перестал размещать карточку товара или понизил ее место в поисковой выдаче, заблокировал партнера или применил к нему меры ответственности, то перед обращением в суд нужно направить претензию.
Подать жалобу надо в электронной форме через личный кабинет партнера. К обращению нужно приложить документы или сведения, которые подтверждают неправомерность действий (бездействия) оператора.
Оператор ответит на претензию не позже 10 календарных дней с даты ее подачи. Если он согласится с доводами партнера, то устранит нарушения в течение календарного дня с момента признания жалобы обоснованной.
Досудебный порядок не будут применять, если оператор заблокировал партнера или прекратил размещение карточки, в частности, по решению суда.
Торговую компанию, которая нарушит требования к размещению предложений о продаже товаров, оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 300 тыс. руб. За повторный проступок организация заплатит от 300 тыс. до 500 тыс. руб.
Для ИП финансовая санкция составит от 50 тыс. до 100 тыс. руб., а для должностного лица – от 10 тыс. до 20 тыс. руб. За повторное деяние штрафы будут в 2 раза выше.
За большинство первичных нарушений, которые допустит оператор, будет грозить штраф для организации от 100 тыс. до 500 тыс. руб., а для должностного лица – от 20 тыс. до 40 тыс. руб.
Публичные обсуждения новшеств завершат 19 декабря. Положения проектов не планируют применять, в частности, к аудиовизуальным сервисам, деятельности банков и прочих финкомпаний.
Если проект о платформенной экономике станет законом, он вступит в силу 1 сентября 2025 года. Поправки о штрафах могут заработать через год после их опубликования в виде закона.
Напомним, в сентябре 2023 года и марте 2024 года в Госдуму внесли сходные проекты о торговле через маркетплейсы. Однако эти документы так и не прошли даже первое чтение.