Письмо ФНС России от 27.03.2025 N БС-4-21/3266@ "Об обеспечении надлежащего информирования налогоплательщиков по вопросам применения абзаца пятого пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации"
от 27 марта 2025 г. N БС-4-21/3266@
НАДЛЕЖАЩЕГО ИНФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ПО ВОПРОСАМ
ПРИМЕНЕНИЯ АБЗАЦА ПЯТОГО ПУНКТА 2 СТАТЬИ 52 НАЛОГОВОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
На основании Порядка установления, оценки и устранения причин возникновения споров в деятельности налоговых (регистрирующих) органов, утвержденного приказом ФНС России от 25.11.2020 N СД-7-9/848@, и письма Управления досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России от 18.03.2025 N 9-3-05/0017@ о причинах возникновения споров, касающихся применения абзаца пятого пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации <1> при исчислении транспортного и земельного налогов, подлежащих уплате налогоплательщиками - физическими лицами, и налога на имущество физических лиц <2>, сообщаем.
--------------------------------
В соответствии с абзацем пятым пункта 2 статьи 52 Кодекса во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 14, пунктами 1 и 2 статьи 15 Кодекса сумма денежных средств, подлежащая перечислению физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем на дату формирования налогового уведомления <3>, в качестве единого налогового платежа в счет исполнения обязанности по уплате налогов, определяется налоговым органом с учетом суммы положительного сальдо единого налогового счета налогоплательщика на дату формирования налогового уведомления <4>.
--------------------------------
<4> Далее - положительное сальдо.
В целях рассмотрения налоговыми органами обращений налогоплательщиков, касающихся применения отмеченного положения Кодекса в случае, если положительное сальдо превышает сумму денежных средств, подлежащую перечислению налогоплательщиком на дату формирования налогового уведомления, в качестве единого налогового платежа в счет исполнения обязанности по уплате налогов, либо если положительное сальдо равно указанной сумме денежных средств, рекомендуется учитывать следующее.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 362, абзацу третьему пункта 2 статьи 396, пункту 1 статьи 408 Кодекса обязанность по исчислению налогов возложена на налоговые органы. При этом налоги уплачиваются налогоплательщиками - физическими лицами на основании налоговых уведомлений, направляемых налоговыми органами (абзац первый пункта 3 статьи 363, абзац первый пункта 4 статьи 397, пункт 2 статьи 409 Кодекса).
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 52 Кодекса в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Например, к исключениям из обязанности по направлению налогового уведомления относится абзац четвертый пункта 4 статьи 52 Кодекса, согласно которому в случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 300 рублей, налоговое уведомление не направляется налогоплательщику, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления в соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 52 Кодекса.
Кроме того, исходя из абзаца первого пункта 3 статьи 52 Кодекса в содержание налогового уведомления должны включаться сумма налога, подлежащая уплате, срок уплаты налога, сведения, необходимые для перечисления налога в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации.
Приказ ФНС России от 27.09.2022 N ЕД-7-21/866@ "Об утверждении формы налогового уведомления" <5> предусматривает формирование налогового уведомления только в автоматизированной информационной системе ФНС России в зависимости от наличия у физического лица объектов налогообложения по одному налогу или нескольким налогам, подлежащим уплате на основании налогового уведомления.
--------------------------------
<5> Зарегистрирован Минюстом России 25.10.2022, регистрационный N 70687.
При этом в налоговое уведомление, направляемое налогоплательщику по почте заказным письмом или передаваемое через личный кабинет налогоплательщика, личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг (в соответствии с пунктом 4 статьи 52 Кодекса), включаются слова "Вам необходимо уплатить не позднее "__" ______ 20__ года <6> следующие налоги", а также общая сумма налогов к уплате, определенная в соответствии со статьей 52 Кодекса в рублях с учетом уменьшения на сумму положительного сальдо (при его наличии).
--------------------------------
<6> С указанием срока уплаты налогов, определенного на основании законодательства о налогах и сборах.
Перечисленными положениями Кодекса и приказа ФНС России от 27.09.2022 N ЕД-7-21/866@ не допускается направление (передача) налогоплательщику налогового уведомления, не содержащего сумму налогов к уплате, т.е. не возлагающего на налогоплательщика обязанность по уплате налогов, в частности, в связи с тем, что в результате исполнения налоговым органом абзаца пятого пункта 2 статьи 52 Кодекса отсутствует сумма денежных средств, подлежащая перечислению налогоплательщиком, в качестве единого налогового платежа в счет исполнения обязанности по уплате налогов, за исключением налогового уведомления, направляемого для уплаты налога на доходы физических лиц (в т.ч. в соответствии со статьями 214.7, 228 Кодекса) при отсутствии у налогоплательщика обязанности по уплате налогов на имущество.
При рассмотрении налоговыми органами обращений налогоплательщиков, касающихся разъяснений оснований и результатов применения абзаца пятого пункта 2 статьи 52 Кодекса, если после соответствующего учета положительного сальдо сумма налогов к уплате за истекший налоговый период отсутствует и налоговое уведомление в связи с этим не направлено, необходимо принимать во внимание положения части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" об обеспечении объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений, подготовки полного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, а также положения Кодекса о порядке информирования налогоплательщиков по соответствующим вопросам (в т.ч. подпункты 1, 5.2 пункта 1 статьи 21 Кодекса), о соблюдении налоговой тайны и порядке направления документов, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну (в т.ч. подпункт 8 пункта 1 статьи 32, пункт 9 статьи 84, статья 102 Кодекса).
Доведите информацию сотрудникам налоговых органов, уполномоченным рассматривать обращения налогоплательщиков.
Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей