Интернет-интервью с Н.Ю. Андреевым,
председателем совета директоров ЗАО "Сбербанк-АСТ":
"Закупки на электронных торговых площадках: накопленный опыт и проблемы перехода на контрактную систему"

12 мая 2014 года состоялось интервью с председателем совета директоров ЗАО "Сбербанк-АСТ" Николаем Юрьевичем Андреевым. Он ответил на вопросы о переходном периоде в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и ожидаемых изменениях в законодательстве. Также он рассказал о практике работы "Сбербанк-АСТ" и планах по развитию электронной площадки. Благодарим всех посетителей сайта, приславших свои вопросы.

1КонсультантПлюс: Николай Юрьевич, 1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере госзакупок". На ваш взгляд, готов ли рынок к работе по новому закону? С какими проблемами уже столкнулись заказчики и поставщики, и с чем им еще предстоит столкнуться? Что изменилось в процедуре электронного аукциона?

Николай Юрьевич: В целом электронные аукционы не претерпели существенных изменений, что говорит о правильных требованиях, которые были установлены в 94-ФЗ. Но ряд изменений все же есть.

Например, одно из изменений порядка проведения электронных аукционов касается последствий признания их несостоявшимися. В случае наличия единственного участника аукциона (единственного допущенного по итогам рассмотрения первых частей заявок) возникают правовые последствия как для заказчика, так и для поставщика: появляется дополнительное звено (этап) - согласование заключения контракта с контрольным органом с сопутствующей проверкой соответствия документации и процедуры закупки требованиям, обеспечивающим честную конкуренцию, и обязательная внешняя экспертиза поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Данные обстоятельства способствуют снятию незаконных барьеров на участие в процедуре и получению планируемых результатов закупки. Правда, проведение экспертизы потребует небольших дополнительных затрат заказчика на ее проведение. Данная мера пока незначительно повлияла на результаты электронных аукционов: если в 2013 г. несостоявшимися признаны 64,31% всех процедур размещения заказов путем проведения открытых аукционов в электронной форме (по данным официального сайта), то по результатам первых двух месяцев 2014 г. - 53% (по данным с нашей площадки, на которой объявлены более 60% всех проводимых в 2014 г. электронных аукционов). Но потенциально практика согласования еще покажет свою значимость в процессе.

Мы подали заявку на участие в аукционе. До окончания срока подачи подана только одна наша заявка. Аукцион признан несостоявшимся. Протокол опубликован 20.02.2014. Проект договора передан на согласование в УФАС (единственный поставщик). На текущий момент (24.03.2014) нарушены сроки предоставления проекта договора участнику, согласованного с УФАС, подписания договора, т.к. согласования с УФАС нет. Кто виноват: заказчик или УФАС?

Николай Юрьевич: Срок согласования с контрольным органом не более 10 рабочих дней. Если УФАС не согласовал заключение контракта, у заказчика в карточке контракта, на площадке предусмотрен функционал по отказу от заключения контракта в связи с отказом в согласовании. Для того чтобы установить, кто виноват в нарушении сроков предоставления проекта контракта участнику, необходимо владеть информацией о процессе согласования в УФАС и о причинах, почему в установленный срок УФАС не было принято решение о согласовании или об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком. Причины задержки могут быть различными. Так, например, УФАС вправе приостановить рассмотрение обращения в связи с запросом от заказчика дополнительной информации.  Поскольку электронная площадка не располагает сведениями о процессе согласования в УФАС, у нее нет возможности установить, кто виноват в нарушении сроков предоставления проекта контракта участнику.

Минэкономразвития подготовило проект поправок в Федеральный закон о контрактной системе, в соответствии с которым планируется проведение конкурсов и запросов котировок в электронной форме. Это значимое изменение для электронных площадок. Как вы думаете, для рынка это также положительное нововведение? Нет ли каких-то негативных последствий? Какие сложности могут возникнуть на переходном этапе?

Николай Юрьевич: Наши представители принимают участие в рабочей группе по усовершенствованию законодательства о контрактной системе и вносили свои предложения в части расширения перечня электронных процедур и по порядку их проведения.

Считаем, что перевод конкурсов и запросов котировок в электронную форму целесообразен как следующий этап поступательного движения отрасли государственных и муниципальных закупок в сторону унификации процессов, увеличения прозрачности и облегчения государственного и общественного контроля закупок, что, в свою очередь, соответствует принципам федеральной контрактной системы.

Введение конкурсов в электронной форме давно ожидаемо профессиональным сообществом, и по этому вопросу было много полемики. Мы считаем, что перевод в электронную форму конкурсов будет способствовать увеличению стабильности отрасли государственных и муниципальных закупок, и это будет положительным нововведением для рынка. В этом отношении государственные и муниципальные заказчики будут "догонять" своих коллег по госзакупкам из Республики Беларусь и Казахстана, а также заказчиков, работающих по закону 223-ФЗ.

Про запрос котировок - данный способ может быть заменен коротким электронным аукционом. На данный момент в Федеральном законе 44-ФЗ запрос котировок описан как краткосрочный аукцион без возможности изменения цены. Причем сроки увеличены по сравнению с Законом 94-ФЗ (вместо календарных дней, сроки измеряются в рабочих днях), что делает процедуры менее привлекательными для заказчиков. Многие эксперты задаются вопросом: зачем нужно было вводить такую сложную процедуру для закупок до 500 000 рублей и обязывать заказчиков выделять зал для проведения заседания с аудиозаписью, если можно провести эту процедуру в электронной форме и не хранить по итогам пачки документов на бумажном носителе.

Вопросы в связи с планами проведения конкурсов в электронном виде. Всегда ли заказчики должны будут проводить конкурсы в электронном виде? Как на площадку будут загружаться конкурсные заявки? Ведь это объемные комплекты документов, иногда по несколько томов!

Николай Юрьевич: С одной стороны, по конкурсам, действительно, заявки были довольно объемными и могли содержать широкий перечень документов. Но отрасль тоже не стоит на месте и нужно учитывать плюсы, которые дает нам использование вычислительной техники и электронные площадки, а именно то, что часть правоустанавливающих, учредительных и иных документов уже представлены поставщиками при аккредитации на площадках и будут направляться операторами. Подтверждение опыта работ в виде представления исполненных контрактов также в скором времени не будет требоваться, т.к. вся необходимая информация уже содержится в Федеральном реестре контрактов Федерального казначейства на общероссийском официальном сайте, с которым возможна автоматическая интеграция.

Таким образом, объем заявок объективно должен уменьшиться.

Насчет обязательности электронных конкурсов и порядка их введения для заказчиков разных уровней бюджета - поживем - увидим.

Готовы ли площадки к проведению при размещении госзаказа конкурсов (включая двухэтапные и с ограниченным участием) и запросов котировок в электронной форме?

Николай Юрьевич: Все отобранные операторы и, конечно, мы заявили о своей готовности к оперативному внедрению соответствующих процедур. Тем более, что для субъектов Закона 223-ФЗ электронные конкурсы, запросы предложений и котировок, квалификационные отборы уже давно проводятся, накоплен положительный опыт, который будет учтен в сфере государственных и муниципальных закупок.

Читал, что в планах Минэкономразвития приступить к единой системе аттестации специалистов по госзакупкам. Поскольку Сбербанк-АСТ проводит обучение специалистов по госзакупкам, возможно, у вас есть информация, как будет проходить аттестация и с какой периодичностью?

Николай Юрьевич: Считаем, что периодичность должна быть не менее одного раза в год. Аттестация у госслужащих один раз в три года, для динамично обновляющегося законодательства в сфере госзакупок этот период не гарантирует поддержание знаний в достаточном объеме, поэтому мы рекомендуем всем проходить переаттестацию один раз в год. Минэкономразвития объявило о планах не вводить обязательные требования к единой системе аттестации, но будет разработан стандарт, который мы, как кафедра, будем изучать и принимать участие в исполнении норм данного стандарта. Мы считаем, что профессионализм заказчика, который прописан в законе о контрактной системе, должен быть распространен и на участников (поставщиков), и поэтому организации, которые принимают участие в госзакупках, также должны обучать сотрудников по программам повышения квалификации в вузах страны.

На наш взгляд, система должна подразумевать трехуровневое обучение - это повышение квалификации и диплом специалиста по темам госзакупок, корпоративных закупок и продажи товаров, работ и услуг на торгах.

В законе вводится понятие "Единая информационная система в сфере закупок" - когда она будет создана, какой сайт будет у нее, и контракты будут заключаться так же на площадках или в зоне данной единой информационной системы? Zakupki.gov.ru так и останутся действующими? Как вообще будет осуществляться в дальнейшем заключение контрактов?

Николай Юрьевич: Действительно, в Федеральном законе 44-ФЗ заключение контрактов происходит в ЕИС. Формула ЕИС, согласно определению в п. 9 ст. 3, - это совокупность информации информационных подсистем ЕИС, официального сайта ЕИС, региональных и муниципальных систем, интегрированных с ЕИС.

Внедрение ЕИС ожидается в 2016 г.

В настоящее время разрабатываются подходы и принципы ЕИС.

Более конкретные сообщения и утверждения кажутся нам преждевременными.

В соответствии с Федеральным законом 44-ФЗ субъекты РФ и муниципальные образования вправе создавать свои информационные системы в сфере закупок, интегрированные с единой информационной системой. Потребуется ли интеграция региональных систем с электронными площадками или она будет происходить через единую информационную систему?

Николай Юрьевич: Бизнес-процессы в региональных системах начинаются до этапа осуществления закупок, и поэтому информационные системы уже сейчас интегрированы, в первую очередь, с общероссийским сайтом, а потом уже с площадками. Несколько проектов по интеграции региональных систем с площадкой ЗАО "Сбербанк-АСТ" запущены уже сейчас - в части формирования протоколов по форме заказчика, заключения контрактов и отчетных форм. По процедуре электронного аукциона с нами интегрированы 4 различные системы с подключенными к ним более 10 регионами.

На июнь 2014 г. запланировано принятие Постановления Правительства "Об установлении порядка и условий отбора операторов электронных площадок для проведения электронных аукционов (ч. 4 ст. 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ)". Какое влияние, по вашим прогнозам, окажут данные нормативные акты на работу площадок? Увеличится ли их количество? Изменятся ли требования к площадкам?

Николай Юрьевич: При проведении отбора площадок (а мы участвуем в отборе площадок по различным сферам, в которых применимы электронные торги) регуляторы проверяют документацию по инфраструктуре, которую должна обеспечивать электронная площадка, кроме этого, на наш взгляд, необходимо подтверждать информацию об опыте проведения электронных торгов, которые по 44-ФЗ могут выражаться в реестре заключенных государственных и муниципальных контрактов.

Базовые требования к площадкам - это торговые сервисы, администрирование счетов задатков, электронный документооборот (хранение и обработка документов), интеграция с официальными ресурсами, заключение контрактов/договоров в электронной форме.

Требования к технологиям обеспечиваются операторами значительными финансовыми затратами на геораспределенный ПАК (полное аппаратное дублирование); проведение до 10000 торгов одновременно; обеспечение доступности (несколько каналов, пулы IP-адресов).

Высокие риски при работе оператора электронной площадки предъявляют требования к защите информации. Это аттестация информационной безопасности электронной площадки по классу 1Г, выполнение требований о защите персональных данных Федерального закона № 152-ФЗ, защита от DDOS; защита конфиденциальной информации внутри оператора; защита от возможного вмешательства в ход торгов со стороны оператора.

Значительные административные затраты несет оператор при создании инфраструктуры для организации обслуживания и поддержки: пунктов выдачи ЭЦП по всей территории РФ (Сбербанк-АСТ - 600 точек); учебных центров на территории России (Сбербанк-АСТ - 100 центров); большое количество обученных специалистов (Сбербанк-АСТ - 20 000 обученных в год).

Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях работы площадки Сбербанк-АСТ в настоящее время. Какие закупки можно проводить на площадке?

2Николай Юрьевич: Деятельность ЗАО "Сбербанк-АСТ" - это организация и проведение электронных процедур для обеспечения закупочной деятельности или продажи имущества (аренда, приватизация, реализация непрофильных активов).

ЗАО "Сбербанк-АСТ" трижды становилось лауреатом Национальной премии в области бизнеса "Компания года" в номинации "Электронная торговля": в 2010, 2011 и 2013 годах.

Основными направлениями в области проведения электронных торгов являются: государственные и муниципальные закупки (Федеральный закон 44-ФЗ), корпоративные закупки, продажа имущества (предприятий) банкротов (Федеральный закон 127-ФЗ), закупки отдельными видами юридических лиц (Федеральный закон 223-ФЗ), закупки для нужд ОАО Сбербанка России, продажи (ЗАО "Сбербанк-АСТ" совместно с ОАО "Аэрофлот" проводят электронные торги по реализации блочных перевозок), приватизация и аренда имущества, база коммерческой недвижимости, e-commerce.

Способов и процедур множество, закупки и продажи можно проводить как полностью электронные, так и с возможностью подачи заявки в электронной форме. Формы торгов могут быть двухэтапными, с ограниченным участием, с квалификационным отбором до подачи заявок и после подачи заявок, с этапом повторной подачи ценового предложения, который можно провести многократно. В настоящее время мы имеем возможность проведения полного спектра электронных торговых процедур.

В 2012 г. ЗАО "Сбербанк-АСТ" запустило в промышленную эксплуатацию Универсальную торговую платформу (УТП), которая позволяет в краткие сроки, как из конструктора, организовывать любые электронные процедуры.

Для коммерческих заказчиков может быть предоставлен персональный менеджер, а также услуги по поиску потенциальных поставщиков (покупателей) и информированию участников рынка о проходящих торгах.

Кроме основных услуг ЗАО "Сбербанк-АСТ" развивает также линейку различных дополнительных и сопроводительных услуг, направленных на упрощение и оптимизацию деятельности наших клиентов (пользователей). Сейчас нашим пользователям доступны: тендерное кредитование, кредитные лимиты, услуги страхования, проверка правоспособности контрагента при регистрации, обеспечение интеграции реестра торгов на сайт заказчика (информер), электронный обмен закрывающими документами.

Планируете ли вы вводить новые сервисы для госзаказчиков? Например, сделать календарь закупок заказчика и синхронизировать его с планом-графиком на официальном сайте госзакупок? Или дать возможность заказчику прямо на площадке проверять, входит ли банк, выдавший гарантию для обеспечения исполнения контракта, в перечень Минфина? Что считаете наиболее перспективным и почему?

Николай Юрьевич: Если информация содержится в структурированном электронном виде в открытом доступе, например, реестр недобросовестных поставщиков, то обеспечить сервис автоматической проверки сведений из такого реестра очень просто. Мы выступаем за автоматизацию проверки подобной информации, но в этом нам должны помочь государственные структуры, которые должны обеспечить создание таких реестров.

Наиболее интересным и перспективным проектом мы считаем применение электронного документооборота (ЭДО) на этапе исполнения контракта. ЭДО возможно использовать в качестве инструмента контроля исполнения государственного и муниципального заказа, что позволило бы решить вопрос сокращения сроков обмена документами.

В новом законе о контрактной системе предусмотрены антидемпинговые меры. Позволяет ли площадка осуществлять какой-то контроль соблюдения этих требований, и если да, то как именно?

Николай Юрьевич: Практика проведения электронных аукционов в 2014 г. показала, что за первые два месяца действия закона участники успели осознать влияние антидемпинговых мер на стратегию и тактику своего участия в электронных аукционах, хотя полностью победить демпинг не удалось. По данным электронных площадок, за январь 2013 г. из состоявшихся аукционов снижение цены на 25 и более процентов происходило в 45% случаев. В январе 2014 г. доля состоявшихся аукционов со снижением цены на 25 и более процентов составила только 18%.

Контроль соблюдения требований не входит в полномочия оператора. У нас предусмотрена система информирования заказчиков и участников закупки о необходимости представления соответствующих документов, подтверждающих добросовестность участника и т.п.

На сайте Сбербанк-АСТ указано, что он совместно с партнерами в пилотном режиме предоставляет возможность кредитного финансирования обеспечения заявки и исполнения контракта. Ожидается ли рост спроса на данную услугу в связи с тем, что обеспечение исполнения контрактов для аукционов и конкурсов стало обязательным? Планируете ли вы развивать данный сервис?

Николай Юрьевич: Данный сервис пользуется стабильной популярностью, банки и микрофинансовые организации присоединяются к партнерской программе кредитования. Пока еще объем рынка не выбран полностью, поэтому ожидается тенденция к увеличению объемов гарантий, кредитов и займов.

В настоящее время сервис развивается самостоятельно за счет активности банков и заимодателей, и снижения интереса к данной теме пока не ожидается.

Недавно Минэкономразвития заявило о будущем расширении полномочий операторов электронных площадок, в частности, операторы будут заниматься приватизацией и банкротством. О каких полномочиях идет речь? Меняется ли что-то для вас, учитывая, что ваша площадка уже предоставляет такие сервисы?

Николай Юрьевич: Насколько нам известно, Минэкономразвития направило письмо в Правительство РФ об объединении и расширении полномочий отобранных операторов еще и на сферу торгов по банкротству и электронной приватизации, но никаких решений и/или нормативных актов по данному вопросу еще не принято. Имеется в виду предстоящий отбор, завершить который планируется в конце 2014 г Постановлением Правительства РФ с перечнем отобранных операторов. В настоящее время определяются условия и порядок такого отбора операторов.

Для нас это подтверждение целесообразности и нужности тех проектов, которые мы уже запустили. Мы готовы проводить и уже проводим некоторые торги на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения или пользования в отношении государственного или муниципального имущества, торги при приватизации государственного имущества, торги по продаже имущества (предприятий) в ходе процедур банкротства, торги в рамках исполнительного производства, при передаче прав на единые технологии.

Как, на ваш взгляд, строятся взаимоотношения между электронными торговыми площадками и законодателем? Существует ли наряду с субординацией практика координации (например, совместное обсуждение и (или) решение вопросов, связанных с проведением закупочных процедур посредством ЭТП)? Если возможно, приведите примеры. Что, по вашему мнению, может укрепить и развить диалог между ЭТП и законодателем?

Николай Юрьевич: Безусловно, диалог с регуляторами идет, мы находимся в постоянном контакте. Лучшие практики проведения закупок ложатся в основу законодательных актов. Что возможно укрепить и развивать? Мы все строим экономику России, и все понимают свою ответственность.

Несколько вопросов по закупкам в рамках Федерального закона 223-ФЗ. В этом году начался третий этап вступления в силу Федерального закона 223-ФЗ. Именно на этом этапе к нему должна присоединиться наиболее существенная часть заказчиков, подпавших под его действие. Какой рост числа закупочных процедур вы в связи с этим ожидаете?

Николай Юрьевич: Муниципальным заказчикам и заказчикам, которые часть своих закупок будут проводить в соответствии с положением, дали отсрочку до 1 апреля. Думаем, что многие заказчики успели провести большую часть закупок до этого времени. К осени мы ожидаем значительный рост числа закупок, а сейчас фиксируем активность в регистрации заказчиков.

В любом случае, суммы закупок этих заказчиков будут меньше, чем закупки естественных монополий.

В закон 223-ФЗ скоро должны быть внесены поправки, ограничивающие перечень способов закупок. Как вы оцениваете эти изменения в целом для рынка? Как это отразится на площадках?

Николай Юрьевич: На площадках это никак не отразится, возможно, изменится маркетинговая политика некоторых площадок, которые сейчас обещают заказчикам более 600 видов процедур.

Уменьшение видов процедур будет способствовать увеличению количества участников на электронных площадках. Появится больше компетентных специалистов, за счет единообразия процедур, в которых сможет разобраться не только один единственный поставщик.

Рассматривается ли вопрос возможности участия поставщиков из Казахстана в торгах на площадке Сбербанк-АСТ?

Николай Юрьевич: Конечно, с нового года наступил срок, в соответствии с которым Казахстан присоединился к соглашению о закупках.

КонсультантПлюс: Благодарим вас за интервью и подробные ответы!


Фото - Т. Тверецкий

Все интернет-интервью

Поделиться ссылкой: