Интернет-интервью с Р.Е. Артюхиным,
руководителем Федерального казначейства:
"Об итогах работы Федерального казначейства в 2009 году и основных задачах на 2010 год"
30 апреля 2010 года состоялось интервью с руководителем Федерального казначейства Романом Евгеньевичем Артюхиным. Тема интервью: "Об итогах работы Федерального казначейства в 2009 году и основных задачах на 2010 год". Благодарим всех посетителей сайта, приславших свои вопросы.
КонсультантПлюс: Многих людей интересует деятельность Вашего ведомства. В частности, Александр Коновалов из Республики Марий-Эл спрашивает, как Ваше ведомство участвует в преодолении последствий мирового экономического кризиса в нашей стране. Что сделано, чтобы смягчить последствия кризиса?
Роман Евгеньевич Артюхин: Преувеличивать роль Казначейства России в этом вопросе, конечно, не стоит. Могу, правда, отметить, что чёткая и отлаженная деятельность нашего ведомства стала стабилизирующим фактором в преодолении всех острых фаз кризиса. В течение последних лет нами проводилась политика, направленная на обеспечение сохранности всех бюджетных средств, которые надёжно хранятся на счетах Казначейства России, открытых в Центральном банке, тем самым обеспечивается полная стабильность функционирования бюджетной системы с точки зрения сохранности финансовых ресурсов. Когда случился кризис ликвидности в банковской системе, государство в лице Министерства финансов РФ и Федерального казначейства России оказало существенную помощь последней, предоставив одномоментно, через механизм размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты порядка восьмисот миллиардов рублей. Отмечу, что тогда у банка России даже не существовало такого инструмента подпитки ликвидности банковской системы, как сейчас, - беззалоговых кредитов. К моменту начала кризиса Центральный банк имел возможность предоставлять кредиты только под залог.
Главное, что при этом государство осталось надежным плательщиком по всем принятым обязательствам, по всем заключенным договорам. Не существует несанкционированной кредиторской задолженности и задолженности по заработной плате. В этих условиях и федеральная власть, и ответственные региональные власти демонстрируют лучшее качество финансового управления, оказывающее в целом стабилизирующее влияние на ситуацию. Государство является крупнейшим кредитором в Российской Федерации, и то, что делается с точки зрения бюджетной устойчивости, в целом стабилизирует финансовую систему России.
В начале 90-х годов не все россияне четко понимали, чем занимается казначейство. Сейчас известно, что казначейство - государственный банк, который обслуживает государственные и бюджетные учреждения. Хотелось бы спросить: что сделано за эти годы, как планируется дальше развивать систему казначейства? - Малинин Сергей (г. Железнодорожный, Московская область).
Роман Евгеньевич: За эти годы создана стабильно работающая развивающаяся система, четко выполняющая свои функции и полномочия в сфере организации исполнения федерального бюджета и обслуживания бюджета и бюджетной системы. Мы полностью ведем счета всей бюджетной системы, составляем отчетность, предоставляемую всем внешним пользователям.
Сейчас мы определились для себя с позиционированием казначейской системы в России среди других органов госвласти, а также с точки зрения взаимодействия с субъектами Федерации - муниципалитетами. Решили, что в первую очередь необходимо способствовать укреплению устойчивости, надёжности, прозрачности финансовой системы Российской Федерации, а также обеспечивать сохранность финансовых средств публично-правовых образований. Выполняя эту задачу, казначейство выступает и будет выступать как единая платёжная, учетная, контрольная и информационная система в области финансовой деятельности бюджетных организаций. Немаловажное значение при этом придается прозрачности, объективности и честности в нашей деятельности. У нас есть бесценная информация о финансовой деятельности публично-правовых образований. Исходя из этого перед нами стоит задача создать интернет-портал, на котором будет выставлена в свободном доступе общественно-значимая информация обо всех бюджетах российских публично-правовых образований. Приняты также основные направления деятельности Федерального казначейства на 2010 - 2015 годы. Поставленные цели нашли отражение в проекте концепции повышения эффективности бюджетных расходов, разработанной Министерством финансов РФ. Она сейчас находится на согласовании.
Я недавно прочитала в Интернете интервью с Вашим заместителем Алексеем Поповым, в котором он сообщил, что Федеральное казначейство откликнулось на предложение министра финансов о создании единой системы управления финансами страны. Не могли бы Вы более подробно рассказать, что это за проект и в чем он будет заключаться? - Ирина Мальцева (г. Иваново)
Роман Евгеньевич: Речь идет об организации проекта по созданию системы управления государственными финансами как инструмента повышения эффективности бюджетных расходов.
При этом должны быть решены проблемы для общества:
отсутствие информации о плановых и фактических результатах деятельности сектора государственного управления в терминах государственных и муниципальных услуг;
отсутствие информации о стоимости предоставленных государственных и муниципальных услуг и полученных результатов;
отсутствие действенных механизмов общественного контроля за расходованием бюджетных средств.
И для сектора госуправления:
отсутствие реестров и паспортов государственных, муниципальных услуг, реестров потребителей государственных и муниципальных услуг;
отсутствие единых методик расчета стоимости государственных, муниципальных услуг;
недостаточность информации для планирования и исполнения бюджетов в разрезе бюджетных услуг, объектов бюджетного планирования;
неполнота и разрозненность информации о потребностях в бюджетных услугах для целей планирования бюджетных инвестиций и оптимизации сети бюджетных учреждений;
невозможность сопоставления фактически произведенных бюджетных расходов с объемом и качеством оказанных бюджетных услуг (результаты);
отсутствие возможности оценки результативности бюджетных расходов;
отсутствие возможности проведения сравнительного анализа эффективности бюджетных расходов;
планирование бюджета и анализ его исполнения осуществляется без объективных критериев - плановых и фактических результатов.
Т.е. должна быть внедрена автоматизированная система, позволяющая получить финансовую оценку общегосударственных ресурсов и процессов, позволяющая анализировать и управлять общегосударственными ресурсами и процессами, предоставлять информацию обществу.
У Федерального казначейства очень неплохой официальный сайт в Интернете. На нем представлены и управления по субъектам Российской Федерации. Судя по содержанию сайта, в ведомстве многое делается для повышения открытости его работы для граждан. Какое значение, по Вашему мнению, имеет наличие интернет-сайта для повышения имиджа системы в обществе? - Сергей Пантелеев (Архангельская область)
Роман Евгеньевич: В настоящее время в Российской Федерации уделяется большое внимание формированию информационного общества с целью предоставления качественных услуг гражданам и организациям через сеть Интернет и обеспечения высокого уровня доступности для населения информации и технологий. Одним из принципов построения бюджетной системы Российской Федерации является принцип прозрачности. Открытость всех этапов бюджетного процесса способствует достижению необходимого уровня общественного контроля деятельности соответствующих органов власти, применяемого во всех развитых экономических странах.
Интернет-сайт Казначейства России существует с 2005 года (www.roskazna.ru) и действительно представляет собой интернет-портал, включающий сайт центрального аппарата и 85 сайтов территориальных органов Федерального казначейства. Всего с начала существования сайта его посетили более 3 млн. чел. Ежедневно сайт посещает около 3 тыс. чел. Высокая посещаемость - это высокая ответственность. Мы стараемся сделать сайт интересным, наполненным необходимой информацией и удобным в использовании.
На нашем сайте в разделе "Методический кабинет" можно получить информацию о новых нормативных актах, касающихся организации бюджетного процесса в Российской Федерации. В разделе "Информация об исполнении бюджетов" представлены актуальные отчеты об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Если посетители интересуются историей и международным опытом развития казначейских систем, необходимую информацию можно найти в разделах "История Казначейства России" и "Международное сотрудничество" соответственно.
Интернет-сайт является важнейшей составляющей в создании положительной репутации Федерального казначейства с точки зрения открытости и прозрачности деятельности органов казначейства, так как информация доводится быстро и своевременно, что позволяет общественности и гражданам дать оценку нашей деятельности. Наличие профессионально изготовленного сайта свидетельствует о нашем уважительном отношении к посетителям (можно быстро отыскать необходимую информацию, сайт не перегружен спецэффектами и дизайнерскими "изысками", страницы быстро грузятся и т.д.). Для нас важно мнение о работе Федерального казначейства и его территориальных органов - пожалуйста, присылайте свои электронные обращения в разделы сайта "Обращения граждан" или "Форум".
Вопросу широкого внедрения информационных технологий в государственных органах власти уделяется сейчас большое внимание. В Послании Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию было сказано о внедрении новых технологий, в частности о так называемом "Электронном правительстве". Заседания Государственного совета Российской Федерации по внедрению электронного правительства проводит Президент. Какова роль Федерального казначейства в реализации данного проекта? Как в Вашем ведомстве используются современные информационные технологии? - Сергей Дмитриев, студент МГУ им. М.В. Ломоносова (г. Москва)
Роман Евгеньевич: В 2009 г. органами Федерального казначейства было принято более 300 млн. входящих документов, совершено около 670 млн. платежных операций. Без использования информационных технологий справиться с такими объемами невозможно. Использование и развитие информационных технологий в Федеральном казначействе является не перспективной задачей, а существующей практикой, без которой Федеральное казначейство не имеет возможности исполнять возложенные на него государственные функции. Федеральным казначейством уже в 2006 г. были завершены все этапы перехода к оказанию государственных функций в электронном виде.
В части целей, поставленных федеральной целевой программой "Электронная Россия", а также стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, в настоящее время усилия Федерального казначейства направлены на обеспечение информационного взаимодействия с органами государственной власти, в первую очередь - предоставления Минфину России, Правительству России и другим государственным органам фактической и аналитической информации об исполнении бюджетов. Еще одним из важнейших направлений является расширение состава и повышение качества информации, используемой в бюджетных процессах, в частности учет сведений по государственным и муниципальным закупкам.
Насколько я знаю, в органах Федерального казначейства интенсивно развивается система внутреннего электронного документооборота, архивного хранения документов в электронном виде. Планируется ли внедрение каких-то аналогичных систем на уровне участников бюджетного процесса? - Венгеров А.К. (г. Москва)
Роман Евгеньевич: В системе Федерального казначейства активно используется автоматизированная система делопроизводства, обеспечивающая внутренний электронный документооборот, а также система электронного документооборота Федерального казначейства, обеспечивающая защищенный юридически значимый обмен всеми необходимыми документами между органами Федерального казначейства и другими участниками бюджетного процесса в электронном виде без дублирования на бумажных носителях. В настоящее время систему электронного документооборота Федерального казначейства успешно используют более 100 тысяч участников бюджетного процесса. Вопросы организации внутреннего электронного документооборота участников бюджетного процесса в компетенцию Федерального казначейства не входят.
Планируете ли Вы ведение органами Федерального казначейства учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение бюджетных учреждений субъекта РФ и муниципальных образований? - главный бухгалтер Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области А.В. Суркова
Роман Евгеньевич: Статья 25 Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" предусматривает открытие территориальными органами Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), в соответствии с соглашением, заключенным между органом Федерального казначейства и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования), об осуществлении органом Федерального казначейства в установленном Федеральным казначейством порядке операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), с отражением указанных операций на лицевых счетах, открытых указанным получателям средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) в территориальных органах Федерального казначейства.
Планируется ли c 1 января 2011 г. размещение реестра контрактов на едином официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет, на котором будет размещаться информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг как для государственных, так и муниципальных нужд? Какой федеральный орган исполнительной власти будет уполномочен на ведение данного сайта? - Администрация Вадского района Нижегородской области
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2008 N 533 внесены изменения в положение о ведении реестров государственных и муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, в части размещения с 1 января 2011 года на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет информации о размещении как государственных, так и муниципальных контрактах. Какой орган исполнительной власти будет уполномочен на прием от муниципальных заказчиков сведений о контрактах и размещение информации на сайте? - Савина Елена Николаевна, начальник отдела ведения федеральных реестров УФК по Тверской области
Роман Евгеньевич: Да, с 1 января 2011 года размещение реестра контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов, будет производиться на общероссийском официальном сайте, на котором будет размещаться информация о размещении заказов. Более того, необходимо отметить, что реестр будет также общероссийским, включающим в себя и сведения о государственных контрактах, заключенных от имени субъектов Российской Федерации, и от имени муниципальных образований. Уполномоченными на ведение указанного сайта будут Министерство экономического развития Российской Федерации и Федеральное казначейство. Законопроект, это устанавливающий, был принят Государственной Думой в третьем чтении 23 апреля 2010 года. Уполномоченным органом на размещение указанного общероссийского реестра на общероссийском сайте станет Федеральное казначейство.
В последнее время в прессе часто освещаются вопросы неэффективного осуществления государственных закупок как федеральными органами исполнительной власти, так и местными - закупка шикарных автомобилей, мебели, проведение различных мероприятий и т.д. Как Федеральное казначейство участвует в совершенствовании системы государственных закупок и её эффективности? - С.А. Петриков (Томская область)
Роман Евгеньевич: В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации с участием специалистов Федерального казначейства разрабатывают основные направления по созданию комплексной федеральной контрактной системы в Российской Федерации, внедрение которой позволит избежать подобного неэффективного расходования бюджетных средств.
Существует ли контроль со стороны Вашей службы за тем, кто, когда и как расходует субвенции, выделенные бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета? Следите ли Вы за тем, куда на самом деле идут эти деньги? Например, субвенции, которые выделяются субъекту РФ для оказания социальной помощи инвалидам в рамках ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ". Существует ли гарантия того, что эти средства не "осядут в карманах" местных чиновников? - Тристан Магомедов (Республика Дагестан, город Махачкала)
Роман Евгеньевич: В соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" в 2010 году операции с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, при исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации учитываются на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджетов субъектов Российской Федерации в органах Федерального казначейства.
Учет операций с указанными средствами осуществляется в разрезе специальных аналитических кодов, идентифицирующих операцию, связанную целевыми средствами. При этом согласно положениям приказа о порядке кассового обслуживания (Приказ N 8н) органы Федерального казначейства при проверке платежных документов, представленных получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления кассового расхода за счет целевых средств, в том числе за счет средств, поступивших из федерального бюджета на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", осуществляют контроль за соответствием платежа правилам предоставления целевых средств из федерального бюджета. Кроме того, в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации контроль за целевым использованием указанных средств осуществляют и Счетная палата Российской Федерации, и контрольные органы субъектов Российской Федерации.
Возможно ли в 2011 году, учитывая пожелания органов власти субъектов и финансовых органов, учет целевых субсидий и субвенций, выделяемых из федерального бюджета, осуществлять на лицевых счетах в финансовых органах, как это было в 2009 году? - Владимир Нестеров (г. Москва)
Роман Евгеньевич: На наш взгляд, пока рано отказываться от предварительного контроля органами Федерального казначейства за осуществлением операций с целевыми средствами, предоставленными из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, поскольку практика показывает, что главные распорядители средств федерального бюджета не могут в полной мере обеспечить целевое использование указанных средств.
Обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета на выполнение переданных полномочий. Средства учитываются на лицевых счетах, открытых в органе федерального казначейства, а государственные контракты на приобретение товаров, оказание услуг и выполнение работ регистрируются и учитываются в Управлении госзаказа Смоленской области. Рассматривается ли в перспективе возможность учета государственных контрактов учреждений субъекта в органах казначейства? - Виктор Иванов (Смоленская область)
Роман Евгеньевич: Учет государственных контрактов, заключаемых получателями средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) предусматривается в рамках изменений, вносимых в Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Указанными изменениями предусматривается создание официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг государственными и муниципальными заказчиками.
На Федеральное казначейство совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации, возложены функции по созданию и обслуживанию данного сайта, в том числе обеспечению его бесперебойного функционирования, выдаче представителям заказчиков, уполномоченных органов, специализированных организаций, органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов, и иных организаций, осуществляющих размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, сертификатов ключей электронно-цифровых подписей, а также для целей размещения заказов путем проведения открытых аукционов в электронной форме и т.д.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" операции с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, учитываются на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджетов субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства. Финансовым органом субъекта выбран вариант кассового обслуживания исполнения бюджета с открытием лицевого счета бюджета. Необходимо ли в этом случае заключение соглашения об осуществлении органом Федерального казначейства отдельных функций по кассовому обслуживанию исполнения соответствующего бюджета? - УФК по Тверской области.
Роман Евгеньевич: Поскольку открытие в органах Федерального казначейства лицевых счетов получателям средств бюджетов субъектов Российской Федерации для учета операций с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, обусловлено Федеральным законом от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов", заключение соглашения об осуществлении органом Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации при кассовом обслуживании им исполнения бюджета между органом Федерального казначейства и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации не требуется.
При поступлении субсидий, субвенций из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ средствам присваивается код цели. Федеральным казначейством установлено соответствие кода цели и кода бюджетной классификации доходов. Возможно ли изменение кода бюджетной классификации доходов при перечислении средств субсидий, субвенций в доход бюджетов муниципальных образований? - Сергей Кирсанов (Амурская область)
Роман Евгеньевич: Пунктом 8 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утверждённого приказом Минфина от 5 сентября 2008 г. N 92н, установлено, что при поступлении в бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет) субвенции (межбюджетной субсидии) из федерального бюджета орган Федерального казначейства присваивает код, идентифицирующий операцию, связанную с субвенцией (межбюджетной субсидией), полученной из федерального бюджета, в соответствии с установленными кодами цели, на основании информации, указанной в поле "Назначение платежа" расчетного документа.
Зачисление субвенции (межбюджетной субсидии) из бюджета субъекта Российской Федерации в бюджеты муниципальных образований осуществляется по коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации, установленному приложением 1 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утверждённым приказом Минфина от 30.12.2009 N 150н, и отличному от кода классификации доходов бюджета Российской Федерации, по которому данная субсидия (межбюджетная субвенция) зачисляется в бюджет субъекта Российской Федерации из федерального бюджета.
Инспекция администрирует штрафы, зачисляемые в федеральный бюджет. После судебной отмены нашего постановления плательщик обратился к нам с заявлением о возврате взысканного штрафа. Является ли такой возврат обязанностью или правом администратора, где это прописано и какие документы плательщик должен приложить к заявлению? - О.В. Смолоногова, Государственная инспекция труда в МО (Московская область)
Роман Евгеньевич: Согласно п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает полномочиями по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы.
Согласно п. 3 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющих их полномочиями администратора доходов бюджета. Соответственно, принятие решения о возврате плательщикам излишне уплаченной (взысканной) суммы является обязанностью администратора доходов бюджета. Принятые решения о возврате осуществляются в порядке, установленном главным администратором доходов бюджета, в данном случае Федеральной службой по труду и занятости.
По служебным делам часто приходится ездить на автомобиле. Иногда случается нарушить правила дорожного движения, работники ГИБДД выписывают штраф. Насколько я могу судить по квитанции, деньги перечисляются в доход бюджета на счет казначейства. Думаю, что многие водители со мной согласятся: зачастую для оплаты штрафа через кредитные организации требуется много времени. Можно ли продумать альтернативные возможности уплаты штрафов в электронном виде: например, через систему платежных терминалов, через сеть Интернет? - Валерий Александрович, пенсионер (Смоленская область)
Роман Евгеньевич: К сожалению, в настоящее время законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность уплаты платежей в бюджетную систему Российской Федерации только через кредитные учреждения, организации Федеральной почтовой связи и кассу местных администраций (для налоговых платежей и страховых взносов). При этом Федеральное казначейство прорабатывает возможность перечисления средств в бюджетную систему Российской Федерации с использованием альтернативных способов оплаты, в т.ч. через Интернет.
Мною в ноябре 2009 года был уплачен штраф за нарушение правил дорожного движения в сумме 100 рублей через Сбербанк, а подтверждение оплаты штрафа у УГИБДД нет. Квитанция по оплате штрафа мною утеряна. При обращении в Сбербанк мне было разъяснено, что денежные средства по уплате штрафов за нарушения правил дорожного движения принимаются от физических лиц квитанциями по форме ПД-4 и перечисляются сводным платежным поручением на общую сумму на счет казначейства. Для того чтобы потом найти свой платеж и подтвердить оплату штрафа в УГИБДД Владимирской области, приходится обращаться в различные инстанции: Сбербанк, казначейство. Возможно ли изменить этот порядок и формировать платежное поручение на каждый платеж физического лица? - Лобанов Алексей Вениаминович
Роман Евгеньевич: В настоящее время Центральным банком Российской Федерации совместно с Федеральным казначейством и с заинтересованными администраторами доходов в бюджет разрабатывается порядок, согласно которому информация из платёжных документов физического лица на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации без открытия банковского счёта будет направляться администраторам доходов бюджета органами Федерального казначейства в электронном виде.
Я бухгалтер федерального бюджетного учреждения. Обмен документами с Управлением Федерального казначейства происходит у нас по каналам связи в электронном виде с применением электронно-цифровой подписи, что значительно упрощает процесс взаимодействия. И только для получения наличных денежных средств необходимо личное присутствие и заполнение бумажных документов, что не всегда удобно. В статье "Обеспечение наличными денежными средствами с использованием банковских карт", опубликованной в журнале "Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение" N 12 за 2009 год, шла речь об эксперименте по работе с наличными денежными средствами с использованием расчетных банковских карт, проводимом на территории Краснодарского края. Скажите, пожалуйста, планируется ли переход на полное безналичное денежное обращение при помощи банковских карт в бюджетной сфере? - Игорь Алексеев (Оренбургская область)
Роман Евгеньевич: В соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 4 июня 2009 г. N 49н "Об утверждении Порядка проведения эксперимента по обеспечению Федеральным казначейством получателей средств федерального бюджета наличными денежными средствами с использованием расчетных (дебетовых) банковских карт" в Краснодарском крае в 2009 году проводился эксперимент по обеспечению Федеральным казначейством получателей средств федерального бюджета наличными денежными средствами с использованием расчетных (дебетовых) банковских карт. После внесения изменений в нормативный правовой акт этот порядок будет распространен на другие субъекты Российской Федерации. Вместе с тем хотелось бы отметить, что Федеральное казначейство совместно с Центральным банком Российской Федерации рассматривают возможности по его совершенствованию, которые позволят более полно учесть потребности получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при организации безналичного денежного обращения при оплате командировочных расходов, хозяйственных расходов и т.д.
Будет ли в 2010 году осуществляться обеспечение бюджетных учреждений наличными денежными средствами с использованием дебетовых карт? Где будут находиться банкоматы, обслуживающие дебетовые карты для получения наличных денег? Как в связи с этим обеспечить безопасность сотрудников, получающих или вносящих наличные денежные средства через банкоматы? - УВД по Ульяновской области, Бочкова Ирина Николаевна, главный бухгалтер
Роман Евгеньевич: В соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 4 июня 2009 г. N 49н "Об утверждении Порядка проведения эксперимента по обеспечению Федеральным казначейством получателей средств федерального бюджета наличными денежными средствами с использованием расчетных (дебетовых) банковских карт" в Краснодарском крае в 2009 году проводился эксперимент по обеспечению Федеральным казначейством получателей средств федерального бюджета наличными денежными средствами с использованием расчетных (дебетовых) банковских карт. После подведения итогов его успешного завершения возможно распространение порядка на другие субъекты Российской Федерации. При этом в случае размещения заказа на проведение конкурса по отбору кредитных организаций для обеспечения бюджетных учреждений наличными денежными средствами с использованием дебетовых карт конкурсной документацией будут предусмотрены требования к банкам по обслуживанию клиентов, в том числе и безопасность.
В прошлом году в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации в Краснодарском крае проходил эксперимент по обеспечению органами Федерального казначейства получателей средств федерального бюджета наличными денежными средствами с использованием банковских карт. Каковы итоги этого эксперимента? И когда бюджетополучатели смогут осуществлять перечисления денежных средств на банковские карты сотрудникам, например: командировочные и другие хозяйственные расходы, в том числе возмещение затрат по проезду прокурорских работников, что особенно актуально для обособленных подразделений, не имеющих статуса юридического лица? - главный бухгалтер прокуратуры Владимирской области Г.А. Гоголева
Роман Евгеньевич: По результатам проведенного эксперимента выявлено, что практическое применение порядка обеспечения наличными денежными средствами с использованием карт:
значительно оптимизировало для всех клиентов технологию внесения и получения наличных денежных средств;
позволило снизить расходы в процессе кассового обслуживания исполнения федерального бюджета за счет организации удаленного взаимодействия управления (отделения управления) с клиентом, управления (отделения управления) с учреждениями РКЦ (банками), и соответственно снижения транспортных расходов клиентов, в том числе в связи с возможностью получения и внесения наличных денежных средств в разветвленной сети подразделений банков и их банкоматах;
значительно повысилась производительность труда органов Федерального казначейства.
Вместе с тем хотелось бы отметить, что Федеральное казначейство совместно с Центральным банком Российской Федерации рассматривают возможности по его совершенствованию, которые позволят более полно учесть потребности получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при организации безналичного денежного обращения при оплате командировочных расходов, хозяйственных расходов и т.д.
До 1 января 2010 года арендная плата вносилась арендаторами путем перечисления денежных средств на лицевые счета "04" администратора доходов Территориальных управлений Росимущества в соответствующих Управлениях Федерального казначейства по коду бюджетной классификации 167 1 11 05031 01 0000 120 "Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и созданных ими учреждений (за исключением имущества федеральных автономных учреждений)". В зависимости от структуры вида доходов (14 - 17 разряд кода) "0100" - "0700" использовалась как источник дополнительного бюджетного финансирования получателя бюджетных средств. С 1 января 2010 года функции администратора доходов федерального бюджета от сдачи в аренду имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций переходят от Росимущества к Минобороны России по коду бюджетной классификации 187 1 11 05031 01 0800 120.
Можно ли использовать арендную плату как источник дополнительного бюджетного финансирования (ПБС) с данной структурой вида доходов "0800", администратор доходов - глава 187 "Министерство обороны"? - Тверская КЭЧ Министерства обороны Российской Федерации; ФГУ 2 "Центральный НИИ Министерства обороны Российской Федерации"
Роман Евгеньевич: В 2010 году в соответствии с Федеральным законом от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" полномочия по администрированию доходов федерального бюджета по коду классификации доходов бюджетов 000 1 11 05031 01 0000 120 "Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и созданных ими учреждений (за исключением имущества федеральных автономных учреждений)" закреплены не только за Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, но и за Министерством обороны Российской Федерации и Управлением делами Президента Российской Федерации.
Учреждения культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивные учреждения, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и Управления делами Президента Российской Федерации, вправе направлять доходы от сдачи в аренду федерального имущества в качестве источника дополнительного бюджетного финансирования на содержание и развитие материально-технической базы данных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов федерального бюджета, в пределах доведенных им главным распорядителем (распорядителем) средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств.
Органы Федерального казначейства проводят разъяснительную работу по зачислению заработной платы сотрудников бюджетных учреждений на пластиковые карты. Сотрудники нашего Управления категорически против данного вопроса. Просим разъяснить, чем вызвана такая необходимость и в соответствии с какими нормативными документами? - Управление Судебного департамента в Нижегородской области
Роман Евгеньевич: Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года, утвержденная совместным заявлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2005 года N 983п-П13 и N 01-01/1617, одним из направлений развития банковского сектора определила минимизацию наличного денежного обращения в секторе государственного управления. В связи с чем Казначейство России в настоящее время проводит разъяснительную работу, способствующую переходу на более современные способы выплаты заработной платы.
В 2010 - 2011 годах бюджетные учреждения ожидает глобальная реорганизация. В связи с предстоящей реформой планируется ли оставить в распоряжении казенных и бюджетных учреждений федерального уровня средства от приносящей доход деятельности? - Роман Костиков, бухгалтер НИИ
Роман Евгеньевич: Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. С 2012 года доходы, полученные от указанной деятельности, будут поступать в соответствующий бюджет.
При переименовании федеральных бюджетных учреждений (ФБУ) в 2011 году на федеральные казенные учреждения (ФКУ) и изменении сметы расходов бюджетного учреждения на смету доходов и расходов казенного учреждения, УФСИН России по Владимирской области и подчиненные учреждения, которые на сегодняшний момент кроме бюджетных ассигнований имеют возможность в соответствии с генеральным разрешением зарабатывать по "внебюджетной деятельности", задают вопрос:
Будет ли оставаться на внебюджетном учете учреждения весь доход и прибыль, заработанная учреждением, либо она будет возвращаться в учреждение обратно, но в виде уже бюджетных ассигнований пройдя через федеральную казну, и в каком объеме она будет возвращаться? Или же она будет полностью уходить в доход федерального бюджета? - заместитель начальника УФСИН России по Владимирской области, полковник внутренней службы И.А. Ануфриев
Роман Евгеньевич: Доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
По каким причинам переход на кассовое обслуживание внебюджетных фондов органами Федерального казначейства перенесен на 2014 год? - руководитель Владимирского областного фонда обязательного медицинского страхования О.М. Ефимова
Роман Евгеньевич: Решение о переносе сроков перехода на кассовое обслуживание государственных внебюджетных фондов Российской Федерации органами Федерального казначейства на 2014 год было принято исходя из того, чтобы избежать наложения реформ, проводимых в государственных внебюджетных фондах, и одновременного перевода на кассовое обслуживание исполнения их бюджетов органами Федерального казначейства. В то же время Федеральным казначейством осуществляются мероприятия, направленные на внесение изменений в соответствующие нормативные правовые акты, устанавливающие порядок обслуживания государственных внебюджетных фондов, на случай, если будет принято решение о переносе сроков кассового обслуживания ГВБФ на более ранний период.
Учитывая, что заявка на кассовый расход, введенная в действие приказом ФК от 10.10.2008 N 8н с 1 января 2009 года, получилась достаточно объемным документом, а сокращенная заявка будет иметь ограниченное применение с 1 июля 2010 года, не рассматривает ли Федеральное казначейство в перспективе вернуться к применению в бюджетной сфере платежного поручения? - главный бухгалтер федерального государственного учреждения центра агрохимической службы "Владимирский" Г.И. Шурыгина
Роман Евгеньевич: Кассовые выплаты за счет средств новых бюджетных учреждений будут осуществляться на основании представленных новыми бюджетными учреждениями платежных поручений, оформленных в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации.
Для осуществления кассовых выплат казенные учреждения будут по-прежнему представлять в органы Федерального казначейства заявки на кассовый расход (полные или сокращенные), поскольку платежное поручение не содержит всех необходимых реквизитов для осуществления органами Федерального казначейства процедур санкционирования и учета. При этом большая часть операций по кассовым выплатам может быть проведена на основании сокращенной заявки на кассовый расход. Кроме того, при использовании клиентом системы электронного документооборота Федерального казначейства размер и структура бумажной формы документа (заявки или платежного поручения) не имеют значения.
Государственное учреждение - Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда России по Тверской области являются администраторами доходов. На счета вышеуказанных фондов поступают платежи от плательщиков, минуя счет N 40101 УФК по Тверской области. Порядок обмена информацией между управлением и государственными внебюджетными фондами по данным видам платежей не предусмотрен приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 N 92н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации".
Какими документами администраторы доходов (государственные внебюджетные фонды) должны информировать органы Федерального казначейства о данных поступлениях и отражении их в отчетности и на лицевом счете "04" администратора доходов? - государственное учреждение - Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда России по Тверской области
Роман Евгеньевич: К сожалению, в настоящее время нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрен порядок обмена информацией между органами Федерального казначейства и государственными внебюджетными фондами по платежам, поступившим в бюджет государственного внебюджетного фонда минуя счёт, открытый органу Федерального казначейства балансовом счёте N 40101 (далее - счёт N 40101) в связи с тем, что кассовое обслуживание бюджетов государственных внебюджетных фондов органами Федерального казначейства в настоящее время не осуществляется. При переходе государственных внебюджетных фондов на кассовое обслуживание в Федеральное казначейство платежи, поступившие в бюджет государственных внебюджетных фондов минуя счёт N 40101, смогут учитываться на лицевом счёте администратора доходов бюджета (04) вне зависимости от того, поступили ли средства на счёт N 40101 или на единый счёт бюджета государственного внебюджетного фонда. Таким образом, данная проблема перестанет существовать с момента перехода государственных внебюджетных фондов на кассовое обслуживание в органах Федерального казначейства.
Осуществляет ли казначейство контроль за расходованием бюджетных средств до 100 000 рублей, как предусматривает ФЗ N 94? То есть если бюджетному учреждению необходимо приобрести товары на 500 000 рублей и они не проводят процедуры, а дробят суммы контракта и покупают "по частям" товары и услуги в течение одного квартала? - Юра (Воронеж)
Роман Евгеньевич: Положением о Федеральном казначействе указанный контроль в компетенцию Федерального казначейства не входит. На осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд уполномочена Федеральная антимонопольная служба.
С 1 января 2011 года вводятся в действие положения Порядка, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19.09.2008 N 98н, устанавливающие порядок постановки на учет бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, возникающих на основании государственных контрактов и иных договоров.
Планируется ли осуществлять увязку принятых на учет бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета и оплату по ним со сведениями, включенными госзаказчиками в реестр государственных контрактов? - Диесберова М.В., начальник отдела расходов УФК по Тверской области
Роман Евгеньевич: Основанием для постановки на учет бюджетных обязательств по государственным контрактам и иным договорам, а также для формирования реестровой записи в реестре госконтрактов являются соответственно сведения о принятом бюджетном обязательстве и сведения о государственном или муниципальном контракте, представленные получателями средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства по месту его обслуживания.
Сведения о принятом бюджетном обязательстве содержат более развернутую информацию обо всех контрактах в интересах более эффективного управления расходами бюджетов. Например, помесячный график платежей, размер аванса, ссылка на реестровую запись в реестре государственных контрактов и т.п. Действительно, отдельная информация дублируется в сведениях о государственном или муниципальном контракте и сведениях о принятом бюджетном обязательстве. В настоящее время Федеральным казначейством рассматривается вопрос об интеграции функций по учету бюджетных обязательств и учету государственных контрактов.
Хотелось бы узнать, будет ли Федеральное казначейство каким-то образом работать с федеральными автономными учреждениями? Возможно ли получение субсидии на выполнение государственного задания на счет, открытый в казначействе, с последующим перечислением на счет АУ в кредитной организации? - Александр Олегович (г. Красноярск)
Роман Евгеньевич: В соответствии с положениями проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" автономные учреждения вправе открывать лицевые счета в органах Федерального казначейства. Открытие указанных счетов планируется осуществлять на основании соглашений, заключаемых учредителями автономных учреждений с органами Федерального казначейства.
В 2008 году в журнале "Финансы" была опубликована статья "Управленческий учет в органах Федерального казначейства". Каковы перспективы внедрения управленческого учета в системе Федерального казначейства в настоящее время? - Михаил Александров, преподаватель вуза
Роман Евгеньевич: С 2010 года в системе Федерального казначейства планомерно осуществляется процесс внедрения управленческого учета. Сегодня Федеральное казначейство имеет возможность планировать расходы в разрезе ведомственных целевых программ и непрограммной деятельности, а так же определять затраты на каждого работника Федерального казначейства исходя из выполняемых им функций в разрезе ведомственных целевых программ.
Кроме того, внедрение управленческого учета позволяет контролировать процесс планирования расходов посредством формирования единого по системе Федерального казначейства плана централизованных закупок, товаров и услуг для нужд Федерального казначейства, а также расходования бюджетных средств, выделенных на обеспечение деятельности Федерального казначейства путем формирования консолидированного отчета об исполнении плана централизованных закупок, товаров и услуг. В текущем году планируется разработка ведомственного акта по формированию отчетности по управленческому учету, который позволит мониторить плановые и фактические показатели в разрезе ведомственных целевых программ и непрограммной деятельности Федерального казначейства.
Администрация Владимирской области, органы местного самоуправления, финансовые органы области с 2001 года тесно взаимодействуют с органами Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения областного и местных бюджетов.
В настоящее время казначейская система России является мощной и постоянно совершенствующейся системой бюджетных платежей.
Мы это видим по той работе, которая осуществляется и в нашей области. Постоянное совершенствование казначейских технологий, внедрение нового программного продукта (АС ФК) в рамках создания "Электронного казначейства", который уже введен в постоянную эксплуатацию во Владимирской области, несомненно, повышает качество и оперативность обслуживания участников бюджетного процесса.
Внедрение системы ключевых показателей эффективности исполнения бюджетов (КПЭ) позволит вести оперативный мониторинг исполнения и финансового состояния бюджетов, который в настоящее время осуществляется только на уровне федеральных органов исполнительной власти.
Управление Федерального казначейства по Владимирской области обладает высокими информационными системами и вполне могло бы обеспечить предоставление данных системы КПЭ финансовым органам области.
Рассматривается ли вопрос и в какие сроки будет предоставлена возможность доступа финансовых органов области к системе КПЭ? - Заместитель директора департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области, начальник управления бюджетной политики и финансирования отраслей экономики В.Ю. Никитин
Роман Евгеньевич: Вопрос предоставления доступа к системе КПЭ администраций субъектов Российской Федерацией рассматривается. Данное мероприятие планируется начать со второго полугодия 2010 года.
В последнее время все чаще исполнительные органы государственной власти предоставляют гражданам и организациям услуги с использованием сети Интернет, такие как прием и предоставление документов, предоставление информации по запросу и т.п. Не могли бы Вы рассказать, что сделано и планируется сделать в этом направлении в возглавляемой Вами службе? - Мешалкин Павел
Роман Евгеньевич: В настоящее время через сеть Интернет Федеральное казначейство кроме предоставления информации о деятельности Федерального казначейства и территориальных органов:
принимает обращения от граждан через электронную форму обращения на сайте центрального аппарата Федерального казначейства и сайтах территориальных органов;
принимает обращения и отвечает на вопросы граждан и сотрудников территориальных органов на форуме Федерального казначейства;
предоставляет доступ к реестру государственных контрактов и возможность получить информацию по итогам размещения заказов в удобном формате;
распространяет прикладное программное обеспечение для использования в территориальных органах Федерального казначейства и других организациях (ГРБС, финорганы и т.п.);
использует канал передачи данных через сеть Интернет для организации взаимодействия в системе электронного документооборота Федерального казначейства (СЭД ФК).
Дополнительно в 2010 - 2011 годах Федеральное казначейство планирует централизовать информацию для взыскателей на сайте Федерального казначейства (наименование организаций, адреса, статусы исполнительных листов).
В плане деятельности Федерального казначейства на 2010 год (с изменениями, утвержденными заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - министром финансов Российской Федерации 18 марта 2010 года) в рамках реализации задачи 5.3 "Стандартизация процедур обслуживания средств информационно-технического обеспечения, в том числе с привлечением услуг сторонних организаций (аутсорсинг)" предусмотрено мероприятие "Передача процедур обслуживания средств информационно-технического обеспечения сторонним организациям на основе системы управления эксплуатацией". При реализации указанного мероприятия будет ли обслуживание ИТ-инфраструктуры управлений Федерального казначейства передаваться на аутсорсинг централизованно, или каждое управление будет вправе самостоятельно выбирать (по результатам проведения конкурсных процедур) компанию-аутсорсера? - ИТ-компания ЗАО "Апрель", Хренин Вячеслав Донатович, технический директор
Роман Евгеньевич: Федеральное казначейство планирует проведение открытого аукциона на централизованную закупку некоторых услуг. Управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации вправе заключать дополнительные договоры на услуги, не вошедшие в централизованный конкурс, в случае наличия лимитов под эти цели.
При внедрении ППО "Автоматизированная система Федерального казначейства" (ППО АСФК) была запланирована замена используемого в настоящее время у клиентов Федерального казначейства для электронного документооборота с казначейством АРМ "СЭДФК" на АРМ "Другой участник бюджетного процесса" (АРМ ДУБП). В какие сроки планируется переход на АРМ ДУБП у клиентов Федерального казначейства в тех регионах, где ППО АСФК внедрено в промышленную эксплуатацию? Потребует ли внедрение вышеуказанного ППО модернизации либо замены аппаратного обеспечения АРМ, используемого для электронного документооборота с органами Федерального казначейства? - Ульяновский государственный университет, Лапшина Татьяна Алексеевна, главный бухгалтер
Роман Евгеньевич: Федеральным казначейством в 2010 г. запланировано тестирование, пилотное внедрение и начало тиражирования АРМ других участников бюджетного процесса, входящего в состав ППО АС ФК. В отличие от существующего АРМ СЭД (системы электронного документооборота Федерального казначейства) АРМ других участников бюджетного процесса реализован как on-line (онлайн) сервис, функционирующий в сети Интернет и позволяющий клиентам Федерального казначейства осуществлять защищенный юридически значимый обмен электронными документами с органами Федерального казначейства без установки и обслуживания на своем рабочем месте какого-либо специального программного обеспечения (за исключением средств криптозащиты). Соответственно и никаких специальных требований к аппаратному обеспечению участников бюджетного процесса не возникнет, однако возникнут требования к качеству канала связи (от 100 килобит в секунду). Надеемся, что клиенты Федерального казначейства оценят все преимущества использования новой on-line технологии.
В планах казначейства стоит активное развитие online-сервисов для клиентов, однако понимая, что пока не все могут себе позволить широкополосный доступ в интернет, планов по отказу от существующей offline системы электронного документооборота (СЭД) не стоит.
Клиенты УФК по Нижегородской области, являющиеся абонентами СЭД (свыше 400 бюджетных учреждений), испытывают затруднения при соединении с сервером доступа управления из-за недостаточной производительности (до 100 одновременных подключений) централизованно поставленного АПКШ "Континент" в качестве сервера доступа. С учетом перспективы перехода на схему взаимодействия со всеми УБП - клиентами отделений через сервер доступа управления острота этой проблемы возрастет. Есть ли перспективы в решении данного вопроса? - Андреев И.В.
Роман Евгеньевич: Используемые в настоящее время Федеральным казначейством средства построения виртуального защищенного соединения между клиентами и органами казначейства "Континент" были закуплены достаточно давно и имеют ограничения. В связи с этим в настоящее время Федеральным казначейством рассматривается вопрос о централизованной закупке средств криптографической защиты информации, обеспечивающих гарантированное одновременное подключение порядка 500 удаленных пользователей и модернизации системы существующей связи.
Каковы примерные сроки утверждения изменений в Административный регламент Федерального казначейства по исполнению государственной функции по ведению реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов, а также примерные сроки утверждения административного регламента по исполнению государственной функции по ведению сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета? - Резованов Виталий Амиршанович, начальник отдела ведения федеральных реестров УФК по Ульяновской области
Роман Евгеньевич: 29 мая 2009 г. проект административного регламента размещен на официальном сайте Федерального казначейства в сети Интернет. 3 июня 2009 г. в управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (далее - Управление) направлено письмо Федерального казначейства N 42-7.4-05/1.5-305 об организации работы по рассмотрению проекта административного регламента.
4 июня 2009 г. на официальном сайте Федерального казначейства в сети Интернет опубликовано приглашение к обсуждению и организовано публичное обсуждение проекта административного регламента. 3 июля 2009 г. на официальном сайте Федерального казначейства в сети Интернет в целях организации повторного публичного обсуждения размещен доработанный, в том числе с учетом замечаний и предложений управлений, проект административного регламента.
31 июля 2009 г. на официальном сайте Федерального казначейства в сети Интернет размещен проект регламента в третьей редакции с учетом замечаний и предложений, поступивших от управлений и управлений центрального аппарата Федерального казначейства по результатам повторного рассмотрения, и опубликовано приглашение к обсуждению проекта административного регламента. 22 сентября 2009 г. проект административного регламента направлен на согласование в Министерство финансов Российской Федерации.
12 января 2010 г. итоговая версия проекта административного регламента, согласованная с Министерством финансов Российской Федерации, направлена на независимую экспертизу в Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации.9 февраля 2010 г. в Федеральное казначейство официально поступило экспертное заключение по результатам независимой экспертизы на проект административного регламента.
15 февраля 2010 г. проект административного регламента направлен на согласование в Министерство экономического развития Российской Федерации. До настоящего времени согласованный проект административного регламента или замечания и предложения для внесения изменений в адрес Федерального казначейства не поступили. В части срока утверждения изменений в проект приказа Министерства финансов Российской Федерации "Об утверждении административного регламента Федерального казначейства по исполнению государственной функции по ведению сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета":
в апреле-мае 2010 г. в соответствии с графиком реализации в 2010 году мероприятия "Разработка административных регламентов по исполнению Казначейством России возложенных функций", который размещен на официальном сайте Федерального казначейства в сети Интернет, планируется направление проекта вышеуказанного административного регламента на согласование в Министерство экономического развития Российской Федерации.
В банковской системе существует такое понятие, как "банковские электронные срочные платежи". Применяется ли эта форма платежей в системе Федерального казначейства при работе с бюджетополучателями? - Королев Сергей, банковский аналитик
Роман Евгеньевич: Система банковских электронных срочных платежей (БЭСП) функционирует в платежной системе Банка России и предназначена для проведения срочных платежей и обеспечения непрерывных расчетов в режиме реального времени в валюте Российской Федерации.
Федеральное казначейство и его территориальные органы являются ассоциированными участниками расчетов системы БЭСП. В настоящее время система БЭСП эффективно используется при перечислении средств федерального бюджета между счетами, открытыми территориальным органам Федерального казначейства на балансовых счетах N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" и N 40105 "Средства федерального бюджета", и счетом, открытым Федеральному казначейству на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", а также при необходимости срочного осуществления территориальными органами Федерального казначейства кассовых расходов, что существенно повышает качество обслуживания клиентов органов Федерального казначейства.
Когда и по каким балансовым счетам, кроме счета 40101, территориальные органы Федерального казначейства начнут осуществлять работу по перечислению средств в системе банковских электронных срочных платежей (БЭСП)? - УФК по Ульяновской области, Динуллов Фаниль Яруллович, и.о. начальника операционного отдела
Роман Евгеньевич: Система банковских электронных срочных платежей Банка России (БЭСП) используется Федеральным казначейством и его территориальными органами в части счетов, открытых на балансовых счетах N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" и N 40105 "Средства федерального бюджета". В настоящее время Федеральное казначейство планирует начать работу по включению счетов, открытых на балансовых счетах N 40302 "Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений", N 40501 "Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Финансовые организации" и N 40503 "Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации" в систему БЭСП.
ФГОУ СПО "Оренбургский агроколледж" является федеральным учреждением и обслуживается в отделении Федерального казначейства. Согласно учредительным документам ФГОУ СПО "Оренбургский агроколледж" осуществляет сельскохозяйственное производство, в том числе и развитие мясного скотоводства. Согласно постановлению Правительства Оренбургской области от 16.02.2009 N 55 "О предоставлении субсидий за продукцию животноводства в 2009 - 2011 годах" из местного бюджета с лицевого счета получателя бюджетных средств 03 администрации МО перечислена дотация на животноводческую продукцию в 2009 году на лицевой счет ПБС 03 ФГОУ СПО "Оренбургский агроколледж" на расчетный счет 40503 по КБК 30399010010000180. В соответствии с вышеназванным постановлением предусмотрено, что в случае снижения сельскохозяйственными организациями поголовья свиней по состоянию на 1 января следующего года к уровню, имевшемуся на 1 января отчетного года, вся сумма полученной субсидии за свиней, сданных на мясо, подлежит возврату в бюджет. По результатам проверки ФГОУ СПО "Оренбургский агроколледж" должен вернуть дотацию за 2009 год в местный бюджет. Финансовый орган, руководствуясь приказом 150н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", предлагает произвести возврат на счет 40101 на КБК 000 1 18 05010 05 0000 180 "Доходы бюджетов муниципальных районов от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет небюджетными организациями" либо на КБК 000 1 13 03050 05 0000 130 "Прочие доходы от оказания платных услуг получателями средств бюджетов муниципальных районов и компенсации затрат бюджетов муниципальных районов". Однако отделение Федерального казначейства настаивает на возврате субсидий с лицевого счета ФГОУ СПО "Оренбургский агроколледж" на счет 40204 с последующим перечислением финансовым органом субсидии на счет 40101. Просим разъяснить порядок осуществления возврата субсидии ФГОУ СПО "Оренбургский агроколледж" в местный бюджет: с указанием счета и КБК доходов, на основании какого платежного документа - заявки на кассовый расход или заявки на возврат. Куда следует ФГОУ СПО "Оренбургский агроколледж" отнести сумму возврата субсидии за 2009 год - на уменьшение доходов или на расходы текущего года? - Узикова Ж.Н. (г. Оренбург)
Роман Евгеньевич: В соответствии с положениями пункта 2.5.6 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н, суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежат перечислению в установленном порядке дебитором получателя бюджетных средств на счет, открытый органу Федерального казначейства на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" (далее - счет N 40101), для перечисления в доход соответствующего бюджета.
Учитывая изложенное, и тот факт, что дебитором является получатель средств федерального бюджета, перечисление указанных целевых средств в доход бюджета муниципального образования осуществляется ФГОУ СПО "Оренбургский агроколледж" на основании оформленной им в установленном порядке заявки на кассовый расход (далее - Заявка). При этом в графе 2 "Код по БК" Раздела 4 "Реквизиты налоговых платежей" Заявки указывается соответствующий код классификации доходов бюджетов ХХХ 1 13 03050 05 0000 130 "Прочие доходы от оказания услуг получателями средств бюджетов муниципальных районов и компенсации затрат бюджетов муниципальных районов", где - XXX - код соответствующего администратора доходов бюджета муниципального образования. В графе 3 "Код по БК плательщика" раздела 5 "Расшифровка заявки на кассовый расход" заявки указывается код классификации доходов бюджетов, по которому поступления указанных целевых средств были отражены в разделе для учета операций по приносящей доход деятельности на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом ФГОУ СПО "Оренбургский агроколледж" в органе Федерального казначейства.
Как происходит учет расходов в органах, осуществляющих кассовое исполнение бюджета? Где можно посмотреть этот материал? - Семен Блашкин (г. Сызрань, Самарская область)
Роман Евгеньевич: Нормативной правовой базой являются:
1. Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2008 N 148н.
2. Приказ Федерального казначейства от 07.10.2008 N 7н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами".
Коллеги-финансисты рассказали, что с начала 2010 года свою отчетность по исполнению бюджетов в Москву, в Федеральное казначейство, они теперь направляют в электронном виде. Поясните, пожалуйста, а как это происходит? - Ирина Светлова (Белгород)
Роман Евгеньевич: Бюджетная отчетность главных администраторов средств федерального бюджета, органов управления государственными внебюджетными фондами, финансовых органов субъектов Российской Федерации и ранее представлялась в Федеральное казначейство в электронном виде, но без использования средств электронной цифровой подписи, что требовало дополнительного ее представления и на бумажных носителях.
Начиная с отчетности на 01.02.2010 бюджетная отчетность представляется в Федеральное казначейство средствами ППО СЭД с использованием электронной цифровой подписи, что позволило полностью отказаться от бумажных носителей. Порядок представления в электронном виде бюджетной отчетности главными администраторами средств федерального бюджета, органами управления государственными внебюджетными фондами, финансовыми органами субъектов Российской Федерации установлен письмами Федерального казначейства от 10.11.2009 N 42-7.4-05/2.1-648, от 16.12.2009 N 42-7.4-05/2.1-723, которые размещены на интернет-сайте www.roskazna.ru.
Готовятся ли в 2011 году изменения в бюджетную классификацию в части применения классификации операций сектора государственного управления и что нового следует ожидать? - Павел Петров (г. Москва)
Роман Евгеньевич: Классификация операций сектора государственного управления Российской Федерации (далее КОСГУ) построена в соответствии с экономическим содержанием проводимых операций. В настоящее время существующие статьи КОСГУ обеспечивают отражение операций по кассовому планированию и исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также операций с активами и обязательствами сектора государственного управления.
С 2006 г. многократно в Ваше ведомство высылается исполнительный лист с надлежаще заверенной копией судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист по взысканию с казны РФ в мою пользу компенсации морального вреда, причинённого незаконным содержанием под стражей. Но по настоящее время в нарушение предписаний БК РФ исполнительный лист каждый раз возвращается без исполнения с отписками, не основанными на предписаниях закона. Что нужно сделать, чтобы Министерство финансов исполнило исполнительный лист без обращения в Страсбургский суд? - Молодцов Сергей Николаевич (г. Волгоград)
Роман Евгеньевич: Уважаемый Сергей Николаевич! Федеральное казначейство рассмотрело Ваше обращение на сайт Федерального казначейства о порядке исполнения решения суда, предусматривающего взыскание за счет казны Российской Федерации компенсации морального вреда, причиненного незаконным содержанием под стражей, и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета) исполнительный документ вместе с надлежащим образом заверенной судом копией судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, а также заявление с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, предусмотренные ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации (ул. Ильинка, д. 9, г. Москва, 109097), куда Вам и следует направить исполнительный лист для исполнения с приложением необходимых документов.
Дополнительно сообщаем, что на Ваше обращение на официальный сайт Федерального казначейства от 30.09.2008 и заявление об исполнении исполнительного листа от 12.02.2010 Федеральным казначейством были даны разъяснения письмами от 06.10.2008 N 42-9.2-06/269 и от 01.03.2010 N 42-9.3-10/42 о порядке исполнения указанного выше решения суда.
В соответствии с Указом Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 кадровые службы осуществляют проверку достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы, государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы. Планируется ли издание Федеральным казначейством нормативных документов по данному вопросу?
Будет ли в 2010 утверждено положение о формировании кадрового резерва органов Федерального казначейства? - Васильева Людмила Борисовна, начальник отдела кадров УФК по Нижегородской области
Роман Евгеньевич: В целях исполнения в Федеральном казначействе пунктов 2 и 3 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" (далее - Указ) издан приказ Федерального казначейства от 30 октября 2009 г. N 243 (далее - Приказ), в котором на ответственных должностных лиц центрального аппарата Федерального казначейства и его территориальных органов возложены обязанности по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также исполнению функций, установленных пунктом 3 Указа.
Кроме того, пунктом 4 Приказа ответственным должностным лицам предписано руководствоваться Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом.
На основании изложенного Федеральное казначейство считает, что дополнительного издания нормативных правовых актов Федерального казначейства по данному вопросу не требуется. По вопросу утверждения положения о формировании кадрового резерва органов Федерального казначейства сообщаю, что в соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон) с учетом Сводного реестра государственных гражданских служащих Российской Федерации и поступивших заявлений гражданских служащих (граждан) формируется на конкурсной основе для замещения должностей гражданской службы в том числе и кадровый резерв федерального государственного органа.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона включение гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв государственного органа для замещения должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса в порядке, предусмотренном статьей 22 Закона. По определению, данному в части 1 статьи 22 Закона, конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
В соответствии с частью 8 статьи 64 Закона положение о кадровом резерве на гражданской службе утверждается соответственно Президентом Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. На основании вышеизложенного считаем, что утверждение положения о формировании кадрового резерва в органах Федерального казначейства до утверждения Президентом Российской Федерации положения о кадровом резерве на гражданской службе в настоящее время не предоставляется возможным.
Мы проходим практику в Управлении и отделениях Федерального казначейства по Смоленской области. Нас очень заинтересовала работа - она чётко организована, но в то же время творческая, довольно сложная и напряженная, но в то же время интересная. Скажите, пожалуйста, будут ли определены квоты для принятия на работу в органы Федерального казначейства молодых специалистов, закончивших учебные заведения экономического профиля? - студенты Всероссийского заочного финансово-экономического института (ВЗФЭИ)
Роман Евгеньевич: В настоящее время прием на федеральную государственную гражданскую службу в центральный аппарат Федерального казначейства и его территориальные органы осуществляется по конкурсу в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе, а также право государственных гражданских служащих на должностной рост на конкурсной основе. В связи с вышеизложенным определение квот для принятия на работу в органы Федерального казначейства молодых специалистов, закончивших учебные заведения экономического профиля, будет противоречить законодательству о государственной гражданской службе Российской Федерации.
Во время прохождения преддипломной практики в органе Федерального казначейства заметил, что среди сотрудников очень много молодежи. Расскажите, пожалуйста, о молодежной политике, проводимой в Федеральном казначействе. - Игорь Фатеев (Липецкая область)
Роман Евгеньевич: В настоящее время согласно данным, полученным из территориальных органов Федерального казначейства и кадровой службы центрального аппарата Федерального казначейства, более 50% работников органов Федерального казначейства составляют сотрудники до 35-летнего возраста. Они молоды, активны, целеустремленны, полны энергии, мечтают о великих свершениях и готовы применять свои таланты не только в области основной работы, но и реализовать себя в других сферах. Начиная с 2007 года молодые сотрудники центрального аппарата Федерального казначейства активно участвуют в творческих, спортивных и научных мероприятиях, проводимых совместно с молодыми сотрудниками органов государственной власти (Министерство финансов Российской Федерации, территориальные органы Федерального казначейства, Федеральная служба охраны и др.). В целях поддержания и закрепления в органах Федерального казначейства молодых специалистов, а также для рассмотрения и выработки предложений по наиболее важным вопросам молодежной политики в центральном аппарате Федерального казначейства и территориальных органах Федерального казначейства приказом Федерального казначейства от 09.09.2009 N 204 создан Молодежный совет Федерального казначейства. Основными задачами Молодежного совета являются создание условий для гражданского становления молодых специалистов, методическое обеспечение работы по гражданскому, духовно-нравственному и физическому воспитанию молодых специалистов, проведение научно-практических конференций по направлениям деятельности органов Федерального казначейства, поддержка интеллектуального, творческого развития молодых специалистов органов Федерального казначейства, выявление и развитие индивидуальностей среди молодых специалистов, повышение творческого потенциала.
В целях коллегиальной выработки решений по актуальным вопросам молодежной политики в управлениях Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации приказом Федерального казначейства от 30.03.2010 N 77 утверждено типовое положение о молодежном совете управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации. На межрегиональном совещании "Развитие межрегионального сотрудничества среди молодых специалистов органов Федерального казначейства", которое состоялось 23 - 25 апреля 2010 г. в Республике Калмыкия, с докладами о работе молодежных советов выступили представители управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации. По результатам данного совещания можно сделать выводы, что молодежные советы создаются в органах Федерального казначейства и работа по вопросам молодежной политики активно проводится.
В настоящее время под эгидой молодежного совета проводятся благотворительные акции помощи детям и ветеранам, спортивные турниры, совещания межрегионального уровня и другие мероприятия.
КонсультантПлюс: Роман Евгеньевич, мы благодарим Вас за актуальное и интересное интервью.
Интервью с Р.Е. Артюхиным подготовлено редактором сайта КонсультантПлюс Н. Лашкиной.
Фото - Т. Тверецкий.