Интернет-интервью с А.Г. Авдейко,
начальником Договорно-правового департамента МВД России:
"Реформа МВД России: правовой аспект"
Уважаемые посетители сайта! Предлагаем вам ознакомиться с ответами на наиболее интересные из поступивших вопросов, заданных начальнику Договорно-правового департамента МВД России, генерал-лейтенанту внутренней службы Александру Геннадиевичу Авдейко. Он также рассказал об основных итогах проходящей реформы МВД России и о дальнейших нормативно-правовых изменениях действующего законодательства.
Вопрос от КонсультантПлюс: Александр Геннадьевич, в 2016 году Федеральному закону "О полиции" исполнилось 5 лет. Прошедший период ознаменовался масштабными поправками законодательной базы и серьезными переменами в работе всех правоохранительных органов страны. Вместе с тем в последние месяцы реформа начала новый виток. Речь идет и о создании Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, и о ликвидации ФМС России и ФСКН России. Какие нормативно-правовые изменения происходят в работе МВД России в связи с перераспределением должностных обязанностей между силовыми структурами? Расскажите, пожалуйста, о наиболее важных нормативных актах, принятых за последний год. Планируется ли вносить поправки в основной системный акт - Закон "О полиции"?
Александр Геннадьевич Авдейко: В 2016 году мы подвели итоги пятилетнего периода применения Федерального закона "О полиции" и провели в этой связи Всероссийскую научно-практическую конференцию, в которой приняли участие руководители Министерства внутренних дел Российской Федерации, представители законодательной власти страны, известные в юридических кругах эксперты и непосредственно создатели - авторы закона о полиции.
Обсуждение показало, что Федеральный закон "О полиции" состоялся как основополагающий и системообразующий законодательный акт. Им сформирована правовая основа регулирования отношений полицейского с обществом и государством. Создана новая организационно-правовая модель деятельности министерства. Закреплены гарантии законности этой деятельности и обеспечена социально-правовая защищенность сотрудников.
Для достижения этой цели за пять лет было разработано большое количество федеральных нормативных актов, в том числе устраняющих возникшие правовые противоречия с иными законодательными актами. Проведена глобальная работа в рамках ведомственного нормативного правового регулирования, собраны результаты мониторинга правоприменения.
Цели, которые ставились перед нами в 2010 году, по сути были достигнуты. Но в жизни всё неоднозначно. И по мере применения закона в него вносились вынужденные изменения, в том числе обусловленные необходимостью приведения его норм в соответствие с новыми дефинициями различных отраслей законодательства.
Надо сказать, что важность закона о полиции в том, что он сфокусирован на исполнении сугубо полицейских, а не только общеправовых задач. В нём установлена невозможность возложения на полицию обязанностей и прав, прямо не предусмотренных законом о полиции. Это в свою очередь потребовало защиты предмета деятельности полиции от разрастания её полномочий через изменения в УК, УПК и КоАП. Наведение порядка в этой сфере - приоритетная задача Договорно-правового департамента МВД России.
Одновременно с этим специалистами ДПД МВД России совместно с Комитетом по безопасности и противодействию коррупции Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был разработан проект Федерального закона N 828616-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в основу которого легли предложения МВД России, сформулированные в результате мониторинга применения закона о полиции, проводящегося в рамках модернизации отраслевого законодательства.
Думаю, что настало время возобновить работу над законопроектом, который уже второй год находится без движения, наполнив его положениями, отвечающими реалиям сегодняшнего дня.
В настоящее время в системе министерства продолжает идти процесс практического слияния направлений деятельности бывших ФСКН России и ФМС России под единое начало министерства. Это позволит не только сэкономить значительные средства, но и исключить дублирующие структуры и дублирование функций, сконцентрировать силы и средства в интересах главного предназначения МВД России - повышения эффективности борьбы с преступностью.
Основанием послужил Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции".
Далее, с нашим участием был разработан Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", который внес изменения в закон о полиции в части дополнения функций органов внутренних дел полномочиями в сфере миграции и контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Во исполнение Федерального закона N 305-ФЗ были созданы два новых подразделения - Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУВМ МВД России) и Главное управление по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУНК МВД России). А для правового регулирования деятельности указанных подразделений разработаны и приняты приказы МВД России от 15 апреля 2016 г. N 192 и от 23 апреля 2016 г. N 209, которыми утверждены положения об этих подразделениях.
Указ Президента Российской Федерации N 156 - это системообразующий акт, так как его принятие поставило необходимость внесения изменений в правовые акты разного уровня. Он также потребовал разработки новых нормативных правовых актов и планов законотворческой деятельности.
Одновременно с названным указом был подписан Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации", которым ряд функций МВД России передан впервые созданной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.
Согласно этому документу внутренние войска МВД России преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации, в структуру которой также включены: органы управления и подразделения МВД России, осуществляющие федеральный государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также вневедомственную охрану, в том числе Центр специального назначения вневедомственной охраны МВД России; специальные отряды быстрого реагирования территориальных органов МВД России; отряды мобильные особого назначения территориальных органов МВД России; Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД России и авиационные подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Чтобы исключить из основных направлений деятельности полиции ряд полномочий, также потребовалось внесение изменений в закон о полиции. Они были обеспечены принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации". К примеру, в юрисдикцию полиции более не входят контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и частной охранной деятельности, а также охраны имущества и объектов, в том числе на договорной основе.
Как известно, бремя нормотворчества, обеспечивающего реорганизацию любого государственного института, - это прерогатива юридических служб. Разработка и принятие нормативного правового акта - это только начало. В дальнейшем точки над "и" всегда расставляет практика. Поэтому говорить о том, что у нас когда-то станет меньше работы, - лукавить.
Следует отметить, что правовая работа в системе МВД России определяется не только недавними изменениями структуры федеральных органов исполнительной власти.
В текущем году путем немалых усердий был принят Федеральный закон "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации". В связи с этим очень важная составляющая деятельности органов правопорядка - профилактика преступности была заслуженно возрождена на федеральном уровне. Его принятие позволило существенно повысить эффективность деятельности общества и государства по недопущению правонарушений, дало возможность решать задачи противодействия преступности более гуманными способами, с наименьшими издержками для общества, без лишнего включения в этот процесс механизма криминальной юстиции, в том числе уголовного наказания.
В целях исполнения этого закона МВД России подготовлен проект Постановления Правительства Российской Федерации "О мерах по реализации Федерального закона "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации". Осуществляется разработка методики сбора, обработки, систематизации и анализа информации о принимаемых субъектами профилактики правонарушений мерах.
Кроме этого, в текущем году мы участвовали в создании комплекса законодательных актов, направленных на гуманизацию уголовного законодательства. Реализовали в них предложения МВД России, касающиеся увеличения сумм мелкого хищения и особенностей привлечения к уголовной ответственности за совершение мошенничества в сфере предпринимательской деятельности.
Завершили работу над Федеральным законом N 300-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым устранили многие пробелы и скорректировали отдельные нормы, позволявшие недобросовестным сотрудникам злоупотреблять правом. Мы рассчитываем, что поправки оптимизируют работу подразделений, а прохождение службы сделают более прозрачным и понятным с точки зрения нормативно-правового регулирования.
В деле развития информационно-правового аспекта функционирования системы министерства мы разработали и внедрили Сервис обеспечения деятельности правовых подразделений системы МВД России, которым автоматизировали такие виды работ, как сбор, обработка и накопление информации по выявлению недостатков нормативного регулирования деятельности органов внутренних дел. Сервис дает информационно-правовое оснащение сотрудников при подготовке проектов нормативных правовых актов, а также информационно-аналитическое обеспечение судебно-исковой работы подразделений органов внутренних дел Российской Федерации.
В целях дальнейшего совершенствования правового регулирования работы системы министерства специалистами ДПД МВД России подготовлен проект Указа Президента Российской Федерации "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации".
Конечно, сказанное лишь малая толика того, что сделано, и того, что предстоит улучшить по всем направлениям юридической сферы внутренних дел.
Вопрос от КонсультантПлюс: В конце октября на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам было принято решение о начале реализации масштабной государственной программы "Реформа контрольно-надзорной деятельности". МВД России вошло в состав двенадцати контрольно-надзорных органов, которые примут участие в данном проекте. Известно ли, какие именно мероприятия по оптимизации деятельности МВД России планируется включить в "дорожную карту" программы? Будут ли сотрудники Договорно-правового департамента МВД России участвовать в ее разработке?
Александр Геннадьевич: На сегодняшний день в федеральных органах исполнительной власти идет обсуждение проекта государственной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности", а также законопроекта "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в ходе которого МВД России принимает активное участие. И вот с каких позиций.
Согласно Федеральному закону "О полиции" полиция в первую очередь предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности, защиты каждого от противоправных посягательств. Поэтому контрольно-надзорная деятельность МВД России не может быть в отрыве от его правоохранительной функции.
Те немногочисленные полномочия в области контроля и надзора поэтому и отнесены к нашей компетенции, что предполагают мгновенный переход от сугубо надзорной деятельности к пресекательной при выявлении преступлений и правонарушений. Практически ни один федеральный орган в лице своих работников не имеет таких полномочий, как сотрудник полиции.
К примеру, выявляя преступление или правонарушение, надзирающий сотрудник Госавтоинспекции или подразделения по вопросам миграции обязан, будучи полицейским, сразу пресечь его, применив по необходимости физическую силу и другие меры принуждения.
Надзорная деятельность полиции, вбирая в себя все положительные стороны общего повышения качества надзора, должна основываться на специальном законодательстве. В этой связи предлагаемый законопроект и проект государственной программы в случае принятия их в предложенной редакции будут применяться в отношении деятельности системы министерства только в части, не противоречащей специальному законодательству.
Министерство внутренних дел Российской Федерации - это структурно сложный, многоаспектный государственный институт, под эгидой которого находятся многие виды правоотношений, в том числе охрана общественного порядка, борьба с преступностью. Это и миграция, и противодействие наркобизнесу, терроризму, киберпреступности, это и охрана порядка в рамках дорожного движения и т.д. Эффективно выполнять такой спектр задач можно только с позиций незамедлительного принятия мер по защите прав и свобод человека, а не с позиций формата тех контрольно-надзорных функций федеральных органов исполнительной власти, которые не обладают правами и обязанностями полиции.
Например, в соответствии с частью 2 статьи 51 законопроекта о государственном контроле и надзоре выход полицейского на службу должен будет оформляться заданием на осуществление контрольных мероприятий с обозначением их конкретной формы и объектов контроля, что в случаях взаимоотношений с неограниченным кругом поднадзорных лиц, а у нас по данным Госавтоинспекции зарегистрировано более 50 миллионов транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, делает эту работу заведомо неосуществимой. При этом в перечень форм и мероприятий государственного контроля (надзора) в этой редакции законопроекта не вошло наблюдение, являющееся основным методом контроля за дорожным движением.
Или вот. В законопроекте есть нормы, предполагающие "привлечение органов полиции к осуществлению форм и мероприятий государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (часть 4 статьи 22).
При этом пункт 36 статьи 12 Федерального закона "О полиции" обязывает полицию оказывать содействие государственным и муниципальным органам в осуществлении их законной деятельности только в случаях, если им оказывается противодействие или угрожает опасность. Иные обязанности в силу части 2 статьи 12 Федерального закона "О полиции" могут быть возложены на полицию только путем внесения изменений в данный закон. Но если полиция будет только участвовать в проверках, то кто же будет охранять права и свободы граждан в населенных пунктах?
Надо сказать, что в министерстве постоянно ведется работа по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности органов внутренних дел, в рамках которой уже разработаны и реализуются специальные государственные программы. Например, в системе МВД России ведутся мероприятия по федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах" (Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. N 864), а также по государственной программе "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" (Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 345).
В ведомстве усилена работа с кадрами, внедрена новая система оценки деятельности подчиненных подразделений, предполагающая отказ от так называемой "палочной системы". Это, в свою очередь, идет вразрез с некоторыми положениями проекта государственной программы по контрольной и надзорной деятельности, подготовленной с учетом значений целевых показателей.
В соответствии с планами министерства ведется подготовка ведомственных нормативных правовых актов, в том числе административных регламентов по осуществлению функций в сфере государственного контроля и надзора. Рассматриваются вопросы исключения из компетенции МВД России устаревших, избыточных и дублирующих обязательных требований, а также отдельных функций по государственному контролю и надзору, несвойственных полиции.
Вопрос от КонсультантПлюс: Александр Геннадьевич, по традиции много вопросов поступило по поводу социальных льгот и пособий. Сразу несколько вопросов касается единовременной социальной выплаты. Так, например, наш читатель из Пензы спрашивает: "Одним из элементов реформы МВД России стало принятие Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Была установлена такая форма жилищного обеспечения сотрудников органов внутренних дел, как единовременная социальная выплата (ЕСВ). Говоря о порядке и условиях ее предоставления, необходимо отметить, что предоставляется она "в пределах бюджетных ассигнований" и какие-либо временные сроки ее предоставления не установлены. Такая диспозиция нормы привела к тому, что на сегодняшний день выделяется финансирование из расчета одна выплата каждой двухсотой семье. В связи с этим у меня к Вам следующий вопрос: так как диспозиция нормы о предоставлении ЕСВ связана с юридическим фактом выделения достаточного финансирования, исполнение социальных гарантий прямо возможно только при выделении финансирования, однако отсутствуют положения, обязывающие выделять хоть какое-либо финансирование, что повлекло создание фактически двухсотлетней очереди на жилье. Как учитывает данную ситуацию ДПД МВД России в свете необходимости не формального, а реального исполнения и обеспечения социальных гарантий? Почему бы в статью 4 указанного федерального закона не внести изменения, устанавливающие сроки предоставления выплаты с целью реального обеспечения социальных гарантий? Например, в отношении военнослужащих нормы о жилище обеспечены таким образом, что военнослужащие по увольнении обеспечиваются либо жильем в натуре, либо денежной субсидией на жилье. Военнослужащие не зависят от "рамок бюджетных ассигнований", так как основания предоставления соответствующего обеспечения связаны с юридическим фактом выхода на пенсию, а не с выделением финансирования, таким образом военнослужащие защищены от вековых очередей. Почему бы с целью единства в подходах в жилищному обеспечению лиц, проходящих государственную службу в силовом блоке, и необходимостью действительной реализации социальных гарантий не ввести схожую норму о том, что, например, сотрудники органов внутренних дел, уволенные с нравом на пенсию по выслуге лет (а это, напоминаю, от 20 календарных лет), получают ЕСВ в течение года после увольнения? Установление твердых сроков (например, в течение 5 лет с момента постановки) или дополнительных обстоятельств (увольнение с пенсией по выслуге) необходимо".
Александр Геннадьевич: Фактически здесь ставится вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которые повлекут финансово-экономическое обеспечение. И здесь возникает большая проблема.
Согласно вышеупомянутому закону о социальных гарантиях единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, объем которых определяется в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Составление же проекта федерального бюджета относится к компетенции Министерства финансов Российской Федерации (пункт 5.3.1 Положения о Министерстве финансов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329).
МВД России, в свою очередь, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание именно МВД России и реализацию возложенных на него задач, но не наделено полномочиями по увеличению бюджетных ассигнований, выделяемых согласно федеральному закону о бюджете на соответствующий год.
Одновременно с этим следует знать, что право на жилищные льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Поэтому введение, отмена, изменение порядка и условий предоставления таких льгот, а также круга их получателей относятся к полномочиям законодателя и зависят от ряда социально-экономических факторов, в том числе от имеющихся у государства финансовых возможностей. Данная правовая позиция установлена Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2014 г. N 505-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Б. на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", а также частью 1 статьи 44 Федерального закона "О полиции", частью 6 статьи 4, частями 1 и 2 статьи 6 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
С учетом изложенного, к сожалению, установление конкретных сроков предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не представляется возможным. В то же время заданный вами вопрос, конечно, требует разрешения. Работа по подготовке проектов иных законодательных решений по жилищному обеспечению сотрудников в системе МВД России не прекращается.
Вопрос от ветерана МВД по Республике Чувашия: "Президентом Российской Федерации 12 февраля 2015 года подписан Федеральный закон N 15-ФЗ "О внесении изменения в статью 43 Федерального закона "О полиции", которым закреплен новый механизм назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 6 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции". Невзирая на имеющиеся разъяснения ФЭД МВД России и ДПД МВД России о назначении данной выплаты с даты вступления в законную силу, то есть с 24 февраля 2015 года, ваши же подчиненные из юридического отдела, участвующие в судебных процессах в качестве представителей, не признают данные разъяснения. И ссылаются на якобы имеющиеся разъяснения КРУ МВД России о том, что эти разъяснения не имеют юридической силы и необходимо назначать выплаты с даты обращения. С какой даты сотруднику должна быть назначена данная выплата - с даты обращения или с даты вступления в законную силу? Что считается датой обращения - дата отправки заявления, дата поступления заявления, дата регистрации заявления? Имеют ли юридическую силу разъяснения вашего подразделения и подписанные вами совместные разъяснения ФЭД МВД России и ДПД МВД России? Почему представители МВД из юридического отдела игнорируют данные разъяснения и применяют то ли устные, то ли письменные разъяснения работников КРУ, данные ими в ходе произведенных проверок по назначению и выплате указанных выше выплат? Мои доводы можно легко проверить, изучив сложившуюся правоприменительную судебную практику по данному вопросу".
Александр Геннадьевич: Ежемесячная денежная компенсация, выплачиваемая при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в полиции, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы частью 6 статьи 43 Федерального закона "О полиции".
При этом полномочие по определению порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации предоставлено федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, в соответствии с которым издан Приказ МВД России от 18 июня 2012 г. N 590, которым утверждена Инструкция о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам (далее - Инструкция).
Федеральным законом от 12 февраля 2015 г. N 15-ФЗ "О внесении изменения в статью 43 Федерального закона "О полиции", который вступил в силу с 24 февраля 2015 года, в часть 6 статьи 43 Федерального закона "О полиции" внесены изменения, которыми установлен новый механизм предоставления ежемесячной денежной компенсации. А именно, гражданину Российской Федерации, уволенному со службы по инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы, устанавливаются размеры ежемесячной денежной компенсации исходя из параметров его денежного довольствия с применением соответствующих коэффициентов в зависимости от установленной ему группы инвалидности. Так, в отношении инвалида I группы - 1; в отношении инвалида II группы - 0,5; в отношении инвалида III группы - 0,3.
Статьей 2 Федерального закона N 15-ФЗ установлено, что в случае если размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 6 статьи 43 Федерального закона "О полиции", превышает размер ежемесячной денежной компенсации, исчисленный до вступления в силу Федерального закона N 15-ФЗ, то указанная компенсация выплачивается в размере, который причитался гражданину до дня вступления в силу этого федерального закона. И производится она до момента, когда у гражданина появляется право на получение ежемесячной денежной компенсации в большем размере.
Совместные разъяснения ФЭД МВД России и ДПД МВД России, на которые ссылается посетитель сайта, были опубликованы в целях недопущения двойной выплаты ежемесячной денежной компенсации лицам, которым она назначена на основании решения суда. В этом случае перерасчет должен осуществляться на общих основаниях при отказе взыскателя от взыскания с соблюдением правил, установленных статьей 43 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и статьями 439 и 440 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 23 Инструкции реализация права на выплату ежемесячной денежной компенсации предполагает заявительный порядок.
В силу подпункта "а" пункта 23 Инструкции для решения вопроса о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации кадровое подразделение должно представить в комиссию по вопросам выплат заявление гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, с приложением к нему копии выписки из акта освидетельствования в государственной медико-социальной экспертной комиссии, документов об установлении стойкой утраты трудоспособности в процентах, группы инвалидности и их причине.
Назначение и выплата компенсации производится на основании соответствующих документов с даты обращения лица, которому она назначена на основании решения суда.
Согласно части 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Вопрос от Ангелины из Москвы: "Льготы но налогу на имущество физических лиц предоставляются членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (пункт 9 части 1 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации). Имеют ли право на льготы по налогу на имущество физических лиц вдовы ветеранов боевых действий, офицеров МВД (не внутренних войск), умерших вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел (то есть после участия в боевых действиях продолжавших службу в МВД (в центральном аппарате) и умерших от полученного в период службы заболевания)? Если да, какой документ подтверждает право на такую льготу? В удостоверении вдовы ветерана боевых действий есть только пометка о праве на льготы по закону "О ветеранах" и штампа "вдова погибшего воина" там нет".
Александр Геннадьевич: Меры социальной поддержки членов семей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, погибших (умерших), пропавших без вести при выполнении служебных обязанностей, содержатся в статье 12 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Право на льготы по налогу на имущество физических лиц в соответствии со статьей 12 указанного федерального закона вдовам сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации не предоставлено.
Следующий вопрос от Ангелины из Москвы: "Членам семей сотрудников МВД, умерших вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, должно предоставляться ежегодное пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха детей в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). На практике такое пособие детям умерших сотрудников МВД не предоставляется, так как соответствующий порядок Правительством Российской Федерации не принят. Когда ожидается принятие данного порядка? Когда семьи сотрудников МВД, умерших вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, начнут получать пособие на летний отдых детей? Можно ли будет получить пособие за прошлые годы, в которые оно не было получено из-за отсутствия утвержденного Правительством Российской Федерации порядка?"
Александр Геннадьевич: Нет, у нас пока нет такого закона. Мы его ждём только в конце этого года. На сегодняшний день в соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" выплата указанных пособий осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом закон не содержит положений, наделяющих Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению размера таких пособий.
Соответственно, в связи с отсутствием полномочий Правительства Российской Федерации по определению размера пособий детям сотрудников органов внутренних дел, умерших вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, выплата пособий не производится.
Как я уже сказал, в настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации в первом чтении принят проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам выплаты пособий на детей погибших (умерших) сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти", который направлен на урегулирование правоотношений, связанных с выплатой ежемесячного пособия на содержание детей и ежегодного пособия на проведение их летнего оздоровительного отдыха. Выплаты предназначены членам семей сотрудников органов внутренних дел, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, приобретенного в период прохождения службы, а также сотрудников, пропавших без вести при выполнении служебных обязанностей. В законопроекте также учтены сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации.
После принятия данного законопроекта будет разработано постановление Правительства Российской Федерации, которым будут определены размеры пособий и утверждены правила их выплаты. Его проект уже разработан.
Вопрос от Дмитрия из Нижнего Новгорода: "Я действующий сотрудник полиции, дважды обращался к вам в департамент с заявлением для получения разъяснений по применению Приказа МВД России от 20 февраля 2012 г. N 106 "О размерах надбавки к должностному окладу сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, и утверждении Перечня отдельных должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых устанавливается надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время", получил ответы (N 25Ч-186 от 29.04.2014, N 25Ч-590 от 11 августа 2015 г.), предоставил их по месту службы в правовой отдел. Результат следующий: официальная позиция Договорно-правового департамента МВД России - пустое место для начальника правового отдела УМВД по г. Н. Новгороду. Надбавка за риск не выплачивается до сих пор".
Александр Геннадьевич: Мы изучили ситуацию, сложившуюся в Нижнем Новгороде. Автором обращения является инспектор кинологической службы, который в 2013 году уже обращался в суд с иском к УМВД России по г. Нижнему Новгороду о взыскании процентной надбавки к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, а также процентов за пользование чужими денежными средствами.
Ситуация заключается в следующем. Он по должности специалист-кинолог, деятельность которого наряду с профильными законодательными актами урегулирована Наставлением по организации деятельности кинологических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 23.04.2015 N 476.
Согласно этому документу в обязанности специалиста-кинолога в части задаваемого вопроса входит обследование местности с помощью специально обученной служебной собаки на предмет поиска взрывчатых веществ, взрывчатых устройств, оружия и боеприпасов, которое, в свою очередь, проводится совместно с сотрудником инженерно-технического подразделения.
В момент обнаружения опасного предмета действия специалиста-кинолога и сотрудника инженерно-технического подразделения очень разнятся.
Так, при обнаружении взрывоопасных предметов или предметов с целевым запахом специалисту-кинологу запрещается их трогать и сдвигать с места! Он должен обозначить их флажками или контрольными лентами, принять меры по защите найденных предметов от механического воздействия и охранять их, находясь в укрытии или на безопасном расстоянии. То есть специалист-кинолог не имеет доступа к взрывным и взрывотехническим работам и он не проводит взрывотехническую экспертизу.
Специалист инженерно-технической службы, напротив, согласно положениям вышеуказанного наставления должен провести комплекс взрывотехнических работ - обнаружить, идентифицировать, изъять, обезвредить, уничтожить взрывное устройство и взрывоопасный предмет.
Именно за проведение комплекса взрывотехнических работ согласно Приказу МВД России от 20.02.12 N 106 и предусмотрена надбавка к должностному окладу, о которой говорит автор обращения, который, будучи специалистом-кинологом, не имеет права на получение надбавки к должностному окладу за выполнение работ, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время.
Такая позиция была поддержана судом, потому что, следуя логике автора обращения, данную правовую норму надо применять почти к каждому сотруднику полиции, рискующему жизнью и здоровьем, выполняя свой служебный долг.
Так, 26 сентября 2013 года Канавинским районным судом г. Нижнего Новгорода по исковому заявлению вынесено решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме, которое вступило в законную силу. Апелляционным определением Нижегородского областного суда от 24 декабря 2013 года решение Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода оставлено без изменений.
Определением Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 25 декабря 2015 года отказано в удовлетворении заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 26 сентября 2013 года, в рамках которого судом исследованы письма ФЭД МВД России и ДПД МВД России, содержащие позицию об основаниях для выплаты надбавки к должностному окладу сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время.
Конечно, любые корыстные проявления можно скрыть под маской наивного невежества. Со своей стороны, я рекомендую своим коллегам всегда работать над повышением правовой грамотности, тем более что такое требование ко всем сотрудниками органов внутренних дел прямо закреплено в Федеральном законе "О полиции".
Вопрос от Николая из Нижнего Новгорода: "Можно ли ставить сотрудников внутренней службы для заступления в дежурную часть (как подменных) без издания приказов о возложении обязанностей с учетом того, что нет опыта работы в полиции, без инструктажей, стажировки и так далее? Притом что идет прямое нарушение орг. штатных приказов (использование сотрудников не по назначению), нарушение Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в котором нет ни слова про подменных сотрудников. Зачем тогда вообще проводили реформу и разграничили полицию и внутреннюю службу?"
Александр Геннадьевич: Цели и задачи проведения реформы были не столь однозначны, как видится автору обращения. Тем не менее правовое поле по интересующему его вопросу сформировано.
Так, статьей 32 Федерального закона "О полиции" установлено, что сотрудники органов внутренних дел, не являющиеся сотрудниками полиции, а также стажеры могут привлекаться к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае на них распространяются установленные законом о полиции обязанности, права, ответственность, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции.
Порядок привлечения утвержден Приказом МВД России от 15 августа 2011 г. N 942. Согласно пункту 2 порядка привлечение сотрудников и стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, осуществляется по решению руководителя: подразделения центрального аппарата МВД России, территориального органа МВД России, образовательной, научной организации системы МВД России, а также иной организации и подразделения, созданных для выполнения обязанностей, возложенных на органы внутренних дел, в состав которых входят подразделения полиции.
Пунктом 3 порядка определено, что решение о привлечении сотрудников и стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, принимается в отношении конкретного сотрудника или стажера и оформляется правовым актом - приказом или распоряжением руководителя, принявшего соответствующее решение. В документе указываются основания привлечения, конкретные задачи и сроки выполнения обязанностей, возложенных на полицию (пункт 4 порядка).
Пунктом 7 порядка установлено, что сотрудники в рамках профессиональной служебной и физической подготовки изучают нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность полиции, порядок применения мер принуждения, в том числе физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также формируют соответствующие умения и навыки.
Перед исполнением обязанностей, возложенных на полицию, сотрудники проходят проверку знаний, умений и навыков в установленном порядке, а стажеры - проверку знания нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность полиции. Не прошедшие проверку сотрудники и стажеры к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, не допускаются (пункт 9 порядка).
Наряду с этим пунктом 17 Наставления по организации деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России, утвержденного Приказом МВД России от 12 апреля 2013 г. N 200дсп, а также на основании статьи 31 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" установлено, что в связи со служебной необходимостью обязанности по должности оперативного дежурного могут быть временно возложены на сотрудников других подразделений территориального органа МВД России, с которыми организуется правовая и служебная подготовка по направлениям оперативно-служебной деятельности сотрудников дежурных частей.
Вопрос от Натальи из Новосибирска: "Служба в Вооруженных Силах Российской Федерации согласно Федеральному закону "О полиции" не является обязательным требованием к гражданам, желающим поступить на службу в органы внутренних дел. При этом, публикуя требования к кандидатам на рекрутинговых сайтах, данное требование встречается повсеместно. Причем кандидатов, не прошедших срочную службу, OPЛC не рассматривает. Является ли это, на Ваш взгляд, нарушением Федерального закона "О полиции" и Трудового Кодекса Российской Федерации?"
Александр Геннадьевич: Давайте проанализируем правовые нормы по данному вопросу. В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" на службу вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.
Частью 5 статьи 17 закона о службе установлены ограничения, связанные с приемом на службу. Так, гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 4 - 9 части 1 статьи 14 закона о службе: признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу; осуждение его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной; отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием таких сведений; несоответствие требованиям к состоянию здоровья, установленным руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел; близкое родство или свойство - родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей с сотрудником органов внутренних дел, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; выход из гражданства Российской Федерации; приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства; представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в органы внутренних дел, а также в случаях, если он:
1) имеет вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на его постоянное проживание на территории иностранного государства;
2) является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;
3) неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в органы внутренних дел, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения;
4) подвергался уголовному преследованию, которое было прекращено в отношении его за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, кроме уголовных дел частного обвинения, прекращенных не менее чем за три года до дня поступления на службу в органы внутренних дел; вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности принятия на службу преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом;
5) не согласен соблюдать ограничения и запреты, исполнять обязанности и нести ответственность, если это установлено для сотрудников органов внутренних дел законом о службе и другими федеральными законами.
Из изложенного выше следует, что служба в Вооруженных силах Российской Федерации не предусмотрена в профильном законодательстве как обязательное условие при приеме на службу в органы внутренних дел. Вместе с тем прием на любую работу является прерогативой работодателя и органы внутренних дел не исключение. Поэтому указанное вами объявление, а не требование не является нарушением законодательства.
Вопрос от Петрова Юрия Алексеевича, Чувашия: "Разъясните, пожалуйста, следующее. Ранее действующий ведомственный правовой акт МВД разрешал пенсионерам МВД ношение форменной одежды при определенных условиях. В настоящее время данная норма по каким-то причинам исчезла. По моему мнению, многие ветераны гордятся своей службой в МВД, и поэтому у меня вопрос: так разрешается или не разрешается ношение форменной одежды пенсионерам МВД? Если разрешается, то кому и при каких условиях? Если не разрешается, то нельзя ли принять какие-либо меры для того, чтобы хотя бы в торжественные дни - дни ветеранов МВД, сотрудников ОВД и региональные праздники МВД - разрешить всем желающим ветеранам участвовать в праздничных мероприятиях в форменной одежде. И что надо для этого? Прошу признать данное обращение официальным и принять меры к решению вышеназванного обстоятельства".
Александр Геннадьевич: До принятия Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" правоотношения, связанные с прохождением службы, регулировались Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1993 г. N 4202-I.
Пунктом 3 статьи 58 положения о службе было определено, что сотрудникам органов внутренних дел, имеющим специальные звания высшего начальствующего состава, а также сотрудникам, имеющим специальные звания среднего и старшего начальствующего состава внутренней службы и юстиции, при увольнении с правом на пенсию разрешается ношение форменной одежды.
В настоящее время подобная норма также содержится в законодательстве, регулирующем порядок прохождения службы в органах внутренних дел.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 16 закона о службе в органах внутренних дел гражданам, имеющим специальные звания высшего начальствующего состава, - генералам, уволенным со службы с правом на пенсию, разрешается ношение форменной одежды. А гражданам, имеющим специальные звания среднего и старшего начальствующего состава внутренней службы или юстиции, уволенным со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, может быть разрешено ношение форменной одежды по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Им должно быть разъяснено их право на обращение к министру за разрешением на ношение форменной одежды.
Гражданам, имеющим звания среднего и старшего начальствующего состава полиции - это диапазон от лейтенанта до полковника, равно как и гражданам, имеющим специальные звания низшего состава, к примеру сержантам и прапорщикам, вообще нельзя носить форменную одежду после выхода на пенсию.
Правовые ограничения в этом аспекте имеют свою логику. По долгу службы сотрудники полиции часто действуют в прямом контакте с гражданским населением. Во избежание путаницы и дезинформации граждан, которые пенсионера полиции в форме могут воспринять за действующего сотрудника, а также во избежание риска злоупотреблений со стороны бывших сотрудников и установлен этот запрет.
Вопрос от Жанны из Москвы: "Каковы критерии отнесения проступка к порочащим честь и достоинство сотрудника полиции? Расскажите, регламентирован ли данный вопрос каким-то нормативным актом?"
Александр Геннадьевич: В настоящее время не существует нормативно утвержденного определения "проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел". Возможность увольнения сотрудников за совершение проступка, порочащего их честь, согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 1174-О воспринимается как увольнение за несоблюдение добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством и обусловленных особым правовым статусом указанных лиц.
Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направленным на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.
Законодатель установил для данной категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц.
Требования, предъявляемые к сотрудникам, регламентированы Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3 "О полиции" и Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации", а также Дисциплинарным уставом, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. N 1377.
Поступая на службу в органы внутренних дел, гражданин добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать указанным требованиям и добросовестно исполнять свои обязанности.
Так, в соответствии со статьей 28 закона о службе, принося присягу, лицо клянется при осуществлении полномочий сотрудника органов внутренних дел уважать и защищать права и свободы человека и гражданина, свято соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, быть мужественным, честным и бдительным, не щадить своих сил в борьбе с преступностью, достойно исполнять служебный долг и возложенные на него обязанности по обеспечению безопасности, законности и правопорядка. Тем самым сотрудник добровольно возлагает на себя долг соответствовать в том числе тем нравственным требованиям, которые нашли отражение в тексте присяги.
Сотрудник органов внутренних дел обязан не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также блюсти требования к служебному поведению сотрудника (пункт 12 части 1 статьи 12 закона о службе).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 закона о службе, предусматривающим требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, как при осуществлении служебной деятельности, так и во внеслужебное время сотрудник должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.
Он должен знать и соблюдать основные и служебные обязанности, порядок и правила их выполнения и реализации предоставленных ему прав (подпункт "а" пункта 5 дисциплинарного устава).
Если сотрудник в должной мере не будет соответствовать вышеперечисленным высоким требованиям, то согласно пункту 9 части 3 статьи 82 закона о службе контракт о прохождении службы в органах внутренних дел подлежит расторжению, а сотрудник - увольнению со службы в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
Возможность увольнения со службы сотрудника, более не отвечающего указанным требованиям, предопределена необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению положений Конституции Российской Федерации, обеспечению безопасности, законности и правопорядка.
Отсутствие законодательно закрепленной дефиниции "проступка" компенсируется практикой Конституционного Суда Российской Федерации.
В Определении Конституционный Суд Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. по делу N 278-О принято, что использование в указанной норме оценочных понятий не свидетельствует о неопределенности его содержания, поскольку разнообразие фактических обстоятельств делает невозможным установление их исчерпывающего перечня в законе, а использование законодателем оценочной характеристики преследует цель эффективного применения нормы к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций.
Вместе с тем пункт 9 части 3 статьи 82 закона о службе не предполагает возможности его произвольного применения, поскольку презюмирует, что принятию решения об увольнении сотрудника органов внутренних дел со службы за совершение проступка, порочащего его честь, то есть за несоблюдение им добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, предшествует объективная оценка совершенного им деяния, а обоснованность увольнения со службы может быть предметом судебной проверки (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2013 г. N 1545).
Надо сказать, что на основании Приказа МВД России от 31 октября 2013 г. N 883 разрабатывается новая редакция Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в системе МВД России, а до тех пор пока кодекс не будет принят, следует руководствоваться Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренным решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г.
Вопрос от аспиранта ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Климова Артема: "Что делать обычному следователю или дознавателю при встрече с пробелом в законодательстве? Куда ему обращаться?"
Александр Геннадьевич: Сначала надо обратиться к своему непосредственному руководителю, дабы удостовериться в том, что вы не заблуждаетесь и это действительно правовой пробел. Далее следует обратиться в правовое подразделение вашего территориального органа с намерением о включении интересующей вас нормы в мониторинг правоприменения.
Как известно, в случае обнаружения пробела в законодательстве Российской Федерации следователь или дознаватель обязан руководствоваться нормативными правовыми актами высшей юридической силы.
Необходимо учитывать, что в соответствии с частью 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Так как основным инструментом следователя и дознавателя является Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК), то обратимся к части первой статьи 7 УПК, которая определяет, что суд, прокурор, следователь, орган дознания, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель не вправе применять федеральный закон, противоречащий УПК.
Вместе с тем согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. N 454-О приоритет УПК перед другими законами не является безусловным. Он может быть ограничен как закрепленной в Конституции Российской Федерации (часть 3 статья 76) иерархией федеральных конституционных законов и обычных законов, так и правилами о том, что в случае коллизии между актами равной юридической силы приоритетным признается последующий закон, закон, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений, а также закон, устанавливающий дополнительные гарантии прав и законных интересов отдельных категорий лиц, обусловленные в том числе их особым правовым статусом.
В соответствии с Положением о мониторинге правоприменения в системе МВД России, утвержденным Приказом МВД России от 20 октября 2011 г. N 1090 "Вопросы информационно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России", устранение пробелов законодательства, противоречий и устаревших норм, регулирующих сферу внутренних дел, является одной из целей мониторинга правоприменения. Для эффективной его реализации подразделения системы МВД России собирают, обобщают и систематизируют данные о состоянии нормативно-правового регулирования в установленных сферах деятельности, а также формулируют предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего сферу внутренних дел. Данная информация аккумулируется в автоматизированной аналитической информационной системе мониторинга нормативного правового обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, доступ к которой имеют сотрудники органов внутренних дел.
Второй вопрос от Климова Артема: "Какие Вы видите изъяны в существующем механизме совершенствования законодательства?"
Александр Геннадьевич: Существующие механизмы совершенствования законодательства в целом отвечают потребностям развития государства и общества. Но вы правы в том, что место для совершенствования есть всегда и в любом деле. Главное, чтобы оно не навредило этому делу.
На сегодняшний день в законотворческом процессе полностью обеспечено участие институтов гражданского общества.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" проводится независимая антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов, а также общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов на базе Указа Президента Российской Федерации от 9 февраля 2011 г. N 167 "Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов";
На сегодняшний день выработан порядок работы с общественными инициативами по подготовке проектов нормативных правовых актов. Для этого издан специальный Указ Президента Российской Федерации от 4 марта 2013 г. N 183 "О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива" вместе с "Правилами рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива". Также выработан алгоритм проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов, действующий на основании Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".
В то же время сегодня существует дисбаланс между сложной регламентацией нормотворческого процесса в исполнительной власти и безграничной свободой нормотворческих инициатив в законодательной власти. Непроработанные, порою граничащие с некомпетентностью отдельно взятые законодательные инициативы в применении являются очень затратными как финансово, так и с точки зрения трудозатрат.
Проблемы есть и в области гражданских законодательных инициатив. Хотелось бы чаще видеть более экспертные, продуманные, проработанные предложения. Сегодня практика знает случаи, когда автор просто плохо знаком с правоприменением и псевдоколлизии в законодательстве искренне воспринимает за пробелы и противоречия норм права.
Перспективным направлением совершенствования правоподготовительной работы представляется оптимизация ее отдельных этапов. Например, использование программных средств для формирования списка источников официального опубликования законодательных актов, а также списка актов, подлежащих изменению или признанию утратившими силу.
Вопрос от Евгении из Новороссийска: "Подскажите, пожалуйста, есть ли какие-либо продуктивные методы влияния на контрагентов в вопросах своевременного подписания и возврата договорной документации? Часто по вине контрагентов документ к моменту его подписания обеими сторонами уже теряет актуальность ввиду того, что обязательства сторонами на этот момент уже выполнены. Какие методы используются у вас и затронула ли проведенная реформа этот аспект?"
Александр Геннадьевич: Проведенная реформа этот аспект явно не затрагивала, так как он выходит за пределы ведения МВД России и непосредственно связан с законодательством о контрактной работе.
Сейчас ко многим приходит понимание, что положения о контрактной системе закупок, "заточенные" исключительно под противодействие коррупции, сами порождают коррупцию.
Мне кажется, что нормативно навязанный выбор партнера по договору, который с самого начала, еще до его подписания, ведет себя как хозяин положения, противоречит принципу равноправия, декларируемому для целей договора как такового. Думаю, что самое главное - чтобы продуктивные методы влияния применялись исключительно по закону.
Сегодня МВД России осуществляет заключение договоров согласно Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на электронных площадках.
Порядок заключения контракта на электронных площадках определен статьей 70 закона о контрактной системе, согласно которой в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола о результатах рассмотрения заявок на участие заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
По смыслу пункта 1 статьи 94 закона о контрактной системе исполнение условий контракта должно осуществляться после его заключения.
По смыслу пункта 4 статьи 445 ГК в случае уклонения одной стороны от заключения договора, если заключение договора является обязательным, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Материал предоставлен пресс-службой ДПД МВД РФ.
Позиция редакции может отличаться от представленного контекста.