Интернет-интервью с В.Е. Авербахом,
директором департамента по развитию электронного правительства Минкомсвязи России:
"Электронное правительство: новые возможности и оптимизация государственных и муниципальных услуг на 2015 год"
В январе 2015 года состоялось интервью с директором департамента по развитию электронного правительства Минкомсвязи России Владимиром Евгеньевичем Авербахом, в ходе которого он рассказал о приоритетных направлениях развития инфраструктуры электронного правительства, дальнейшей оптимизации единого портала государственных услуг и других проектах Минкомсвязи России на 2015 год, а также ответил на наиболее интересные из поступивших вопросов.
КонсультантПлюс: Какие приоритетные направления оптимизации электронного правительства ставит перед собой Минкомсвязь России на 2015 год? Как Вы в целом оцениваете уровень информатизации государственных и муниципальных услуг на сегодняшний день?
Владимир Евгеньевич Авербах: На 2015 год среди приоритетных задач по оптимизации электронного правительства можно обозначить: повышение удобства и упрощение использования электронных услуг на портале gosuslugi.ru; популяризацию преимуществ получения госуслуг в электронном виде; повышение качества процесса эксплуатации для обеспечения доступности электронных сервисов по ключевым ведомствам на уровне не ниже 97 процентов; массовое распространение системы досудебного обжалования качества госуслуг (do.gosuslugi.ru). Кроме того, на портале планируется реализовать возможность подписаться на электронные уведомления по штрафам ГИБДД и исполнительным производствам; частично завершить оптимизацию бизнес-процессов по 15 федеральным и 20 региональным услугам в электронном виде; развить инфраструктуру электронного правительства для взаимодействия с негосударственными организациями.
В целом, электронные услуги в России хоть и доступны, однако еще достаточно сложны для массового применения. Требуется время, чтобы ведомства и регионы осознали, что электронные услуги - это сочетание и технологий, и новых бизнес-процессов, и предприняли активные шаги по их оптимизации.
КонсультантПлюс: В рамках обозначенных Вами приоритетных задач в настоящее время Минкомсвязь России начала реализацию пилотного проекта по модернизации пользовательских интерфейсов единого портала государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ). Планируется, что работы по его совершенствованию продлятся в течение всего 2015 года. Расскажите, пожалуйста, что изменится к лучшему в работе портала?
Владимир Евгеньевич: Прототип нового ЕПГУ уже сейчас можно оценить на beta.gosuslugi.ru. Отмечу несколько основных изменений. В первую очередь был упрощен интерфейс пользователя, что позволит увеличить число граждан, которые не только захотят воспользоваться электронными услугами, но и реализуют их на практике, то есть получат конечный результат. Во-вторых, в новой версии будет обеспечена интеграция единого пароля к ЕПГУ и личному кабинету пользователя с региональными и ведомственными порталами. Так, например, будет доступен вход в личный кабинет налогоплательщика (для определенных учетных записей пользователя). В-третьих, мы будем применять новую технологию "виджетов" и "открытой платформы" ЕПГУ, для того чтобы переводить электронные госуслуги на доверенные сайты ведомств и коммерческих организаций. Таким образом, федеральные услуги станут доступны на множестве порталов, а не только на портале госуслуг. Так как технологически доступ на сторонних сайтах будет проходить через портал госуслуг, это также существенно расширит аудиторию портала.
КонсультантПлюс: Какие меры предпринимает Минкомсвязь России для повышения "электронной" грамотности населения? На Ваш взгляд, что необходимо сделать для того, чтобы граждане и бизнес в своем подавляющем большинстве отдавали предпочтение электронному взаимодействию с органами власти взамен традиционных способов, например таких, как личный визит или официальное письменное обращение?
Владимир Евгеньевич: В 2015 году мы планируем провести открытый конкурс на разработку PR-стратегии для популяризации идеи электронного взаимодействия между государством и гражданами. Кроме того, чтобы человек отдавал предпочтение электронному взаимодействию, нужно сделать этот процесс для него дешевле и удобнее. Тогда возникнет достаточный стимул переходить на электронное взаимодействие как для граждан, так и для органов власти.
КонсультантПлюс: Михайлов Алексей из Подольска спрашивает: "Будет ли в ближайшее время расширяться перечень онлайн-услуг, предоставляемых через единый портал?"
Владимир Евгеньевич: Да, еще не все ведомства и регионы завершили перевод своих услуг в электронный вид, поэтому в министерстве создан проектный офис для координации такой работы.
Достигнуты ли установленные Стратегией развития информационного общества контрольные значения показателей развития информационного общества в Российской Федерации? Например: уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий - 100%; доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных услуг в Российской Федерации - 100%. - Антон (Санкт-Петербург)
Владимир Евгеньевич: Мы придерживаемся показателя, установленного в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления": доля граждан, получающих госуслуги в электронном виде, - 70% к 2018 году. По 2013 году эта доля составила 31%, по 2014 году мы ожидаем цифры на уровне 35 - 36%.
Будет ли Минкомсвязью России выполнен в срок до 1 января 2015 года пункт 4 Постановления Правительства РФ от 20.11.2012 N 1198, в частности обеспечен ввод в эксплуатацию и функционирование федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг? - Антон (Санкт-Петербург)
Владимир Евгеньевич: Это уже сделано. С 1 января 2015 года у граждан появилась возможность в досудебном порядке обжаловать решения и действия, совершенные государственными служащими федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов при предоставлении государственных услуг. Сделать это можно через информационную систему досудебного обжалования, разработанную нами в рамках реализации государственной программы "Информационное общество". Система интегрирована в инфраструктуру электронного правительства и представлена отдельным порталом по адресу do.gosuslugi.ru. В систему будут поступать жалобы, поданные непосредственно через сайты ведомств, которые предоставляют государственные услуги, а также через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг. Создание данной системы позволит централизовать все способы подачи жалоб, объединив их в единый реестр жалоб Российской Федерации, ведение которого усилит контроль за их рассмотрением. Сейчас идет процесс подключения ведомств к системе.
Какие именно научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы проводились Минкомсвязью нынешнего и предыдущего состава при подготовке к созданию электронного правительства, включая методологию и технологию организации ЕПГУ и СМЭВ? - Антон (Санкт-Петербург)
Владимир Евгеньевич: Перечень таких работ отражен в системном проекте формирования инфраструктуры электронного правительства, а также концепции механизмов предоставления услуг в электронном виде. С данными документами можно ознакомиться на официальном сайте Минкомсвязи России.
Почему бы не предложить гражданам скидки за пользование электронными госуслугами? Например, немного снизить стоимость пошлин. Тогда никто не будет лишний раз стоять в очередях, так как это будет невыгодно. - Екатерина (Москва)
Владимир Евгеньевич: Это отличная идея. Например, в налоговых службах предусмотрена скидка 30%, если результат услуги предоставляется в электронном виде. Минкомсвязь России также продолжит прорабатывать данный вопрос.
Учитывает ли Минкомсвязь зарубежный опыт внедрения информационных технологий в деятельность государства? Какие страны наиболее продвинулись в плане построения электронного правительства? Какое место занимает среди них Российская Федерация? - Юрий Николаевич (Московская область)
Владимир Евгеньевич: Организация Объединенных Наций ежегодно публикует исследование развития электронного правительства (United Nations E-Government Survey). В последнем рейтинге Российская Федерация занимает 27 место. Наиболее продвинулись в этом вопросе Республика Корея, Сингапур, Литва, Австрия, Дания. Мы обращаем внимание на опыт этих стран, изучаем публикации и выступления зарубежных коллег на международных конференциях, а также сами принимаем в них участие и делимся своим опытом.
Как Правительство РФ будет решать вопрос перенастройки существующих государственных информационных систем, так как, насколько мне известно, данные системы создавались в условиях отсутствия единых нормативно-технических требований к ГИС и это создаёт определённые трудности в реализации электронного правительства. - Константин (г. Белгород)
Владимир Евгеньевич: Мне неизвестны требования по перенастройке существующих систем, за исключением перехода на новую версию СМЭВ 3.0. С нового года запрещена разработка под текущую версию СМЭВ, однако существующие сервисы (адаптеры ИС) продолжат быть в эксплуатации еще несколько лет.
КонсультантПлюс: Благодарим Вас за участие в нашем интернет-интервью.
Интервью подготовлено корреспондентом компании "КонсультантПлюс" А. Епифановой