Интернет-интервью с О.Е. Балуевым,
начальником управления контроля тылового обеспечения и капитального строительства в сфере государственного оборонного заказа ФАС России:
"Контроль гособоронзаказа: антимонопольное регулирование в части тылового обеспечения и капитального строительства"

В конце сентября 2015 года состоялось интервью с начальником управления контроля тылового обеспечения и капитального строительства в сфере государственного оборонного заказа ФАС России Олегом Евгеньевичем Балуевым, в ходе которого он рассказал о контрольно-надзорных функциях ФАС России в сфере гособоронзаказа, основных направлениях деятельности в части тылового обеспечения и капитального строительства, наиболее распространенных нарушениях антимонопольного законодательства и первых крупных делах, а также ответил на поступившие вопросы посетителей сайта.

КонсультантПлюс: Как известно, текущий год ознаменовался серьезными переменами в сфере государственного оборонного заказа. В частности, были внесены масштабные поправки в существующую нормативно-правовую базу. Олег Евгеньевич, расскажите, пожалуйста, что изменилось в ходе прошедшей реформы.

1Олег Евгеньевич Балуев: Перемены в сфере государственного оборонного заказа начались не в этом году, а немного ранее, когда Указом Президента РФ от 8 сентября 2014 г. N 613 были упразднены Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств и Федеральная служба по оборонному заказу. Согласно распоряжению Правительства РФ N 1489 от 25 декабря 2014 года полномочия по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа с января 2015 года перешли к Федеральной антимонопольной службе.

С начала 2015 года ФАС России инициировала и провела большую работу по модернизации действующего законодательства в сфере гособоронзаказа. Предложения, которые были подготовлены антимонопольной службой совместно с Минобороны России, были одобрены Президентом Российской Федерации В.В. Путиным и вошли в обновленный закон N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", который вступил в силу с 1 июля текущего года.

Законом расширены полномочия контролирующего органа - ФАС России, введены новые виды штрафов, а также ужесточены существовавшие санкции. Всё это призвано обеспечить соблюдение законодательства всеми участниками сложного процесса планирования, разработки и реализации государственного оборонного заказа. Также эти изменения направлены на повышение эффективности контроля в сфере гособоронзаказа.

КонсультантПлюс: Согласно распоряжению Правительства РФ N 1489 от 25 декабря 2014 года с 1 января текущего года антимонопольная служба начала осуществлять свои полномочия по контролю и надзору в сфере ГОЗ. Если говорить о государственном оборонном заказе в части тылового обеспечения, капитального строительства и обеспечения медицинским имуществом, то с каким объемом работ и количеством закупок пришлось столкнуться вашему управлению? Сколько дел удалось рассмотреть за прошедшие месяцы?

Олег Евгеньевич: Существует несколько основных направлений деятельности, по которым наше управление работает с начала года.

В первую очередь это работа по изучению единственных поставщиков продукции (исполнителей услуг) тылового обеспечения и капитального строительства в сфере государственного оборонного заказа для дальнейшего проведения контрольных мероприятий по демонополизации рынков в сфере поставок товаров (оказания услуг). Во-вторых - рассмотрение жалоб на действия (бездействие) государственного заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего.

В третьих - согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). А также это рассмотрение жалоб на нарушение антимонопольного законодательства; проведение проверок нарушения антимонопольного законодательства; возбуждение и рассмотрение дел о таких нарушениях; изучение вопросов ценообразования на товары (работы, услуги), поставляемые в рамках гособоронзаказа.

Что касается конкретных дел о нарушении антимонопольного законодательства, в настоящее время нами уже рассмотрено дело о картеле на торгах в сфере тылового обеспечения. По итогам его проверки решается вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности. В стадии расследования еще одно дело о картеле на торгах, но уже в сфере капитального строительства. По нему в ближайшее время также планируется вынести решение. В стадии рассмотрения находятся 3 факта картельных сговоров на торгах и 2 расследования о поддержании монопольно высоких цен. После анализа информации и документов, полученных в ходе проверок, будет решаться вопрос о возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Всего нашим управлением с начала года было проведено 18 проверок, рассмотрено 12 обращений о нарушении законодательства и 5 "явок с повинной" по заявлению в порядке примечания к статье 14.32 КоАП РФ (заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности).

КонсультантПлюс: Жалобы чаще поступают на поставщиков или на государственных заказчиков? Какие наиболее распространенные нарушения антимонопольного законодательства при заключении и исполнении поднадзорных вам государственных контрактов выявляются при проведении проверок?

Олег Евгеньевич: В равной степени жалуются и на государственных заказчиков, и на исполнителей контрактов. Если говорить о нарушении антимонопольного законодательства, то чаще всего встречаются нарушения статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением) в части установления, поддержания монопольно высокой или монопольно низкой цены товара и нарушения установленного законом порядка ценообразования. А также статьи 11 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов) в части картельных сговоров на торгах.

КонсультантПлюс: Сергей из Москвы интересуется: "Недавно ФАС выявила первый картель в сфере ГОЗ. В каких случаях соглашения хозсубъектов признаются картельным сговором? И как антимонопольной службе удаётся их выявлять?"

Олег Евгеньевич: Напомню нашим читателям, что в соответствии с антимонопольным законодательством (часть 1 статьи 11 Федерального закона N 135-ФЗ "О конкуренции") признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами - конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к следующим последствиям: установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); сокращению или прекращению производства товаров; отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

2 июня 2015 года ФАС России вынесла свое первое решение в отношении ряда компаний по организации картеля в сфере государственного оборонного заказа. Целью указанного антиконкурентного соглашения являлось сохранение максимальной цены госконтракта на аукционах в электронной форме, проводимых Министерством обороны Российской Федерации и Министерством внутренних дел на общую сумму более 335 миллионов рублей. Снижение цены на аукционах составляло 1%. При этом "координатор" экономической деятельности данных хозяйствующих субъектов в конечном итоге и получал заказ на исполнение в качестве субподрядчика.

В данном случае для доказывания картеля антимонопольный орган использовал весь существующий инструментарий: и проведение "внезапных" проверок, и получение объяснений, и запрос документов (информации), и даже "явку с повинной". В ходе рассмотрения дела руководители всех компаний признались в совершении правонарушения, добровольно отказались от участия в сговоре и подали заявление в порядке примечания к статье 14.32 КоАП РФ. А само расследование антимонопольного органа началось с заявления компании, которую, по их мнению, незаконно отстранили от участия в торгах.

КонсультантПлюс: В новом законе о государственном оборонном заказе для участников торгов значительно ужесточены меры гражданской и административной ответственности, например за неоправданно высокие цены. Расскажите, какие виды санкций могут быть применены ФАС России к недобросовестным исполнителям.

Олег Евгеньевич: Действительно, как я уже говорил, в этом году введены новые виды штрафов, а также ужесточены существовавшие санкции, в том числе и для нерадивых  поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Например, отказ или уклонение поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу (статья 7.29.2) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Нарушение должностным лицом головного исполнителя условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, либо нарушение должностным лицом исполнителя условий договора, заключенного в целях выполнения гособоронзаказа, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

КонсультантПлюс: Екатерина из Москвы спрашивает: "Относится ли к гособоронзаказу статья 178 УК РФ "Недопущение, ограничение или устранение конкуренции"?"

Олег Евгеньевич: За нарушение антимонопольного законодательства предусматривается уголовная ответственность, которая определена статьей 178 "Ограничение конкуренции" УК РФ. Ранее, действительно, статья называлась "Недопущение, ограничение или устранение конкуренции", но 8 марта 2015 года Федеральным законом N 45-ФЗ "О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации" в УК РФ в рамках либерализации антимонопольного регулирования были внесены изменения в указанную статью и теперь диспозиция части первой ст. 178 УК РФ звучит как "ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами - конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации".

Это означает, что, как и раньше, действие ст. 178 УК РФ распространяется на преступления в экономической сфере деятельности, в том числе совершенные в сфере государственного оборонного заказа.

Строительство жилья для военнослужащих нередко связано с определенными трудностями и проблемами. Летом Вы говорили, что ФАС уделяет теперь особое внимание этой сфере. В чем оно заключается, какие меры будут приняты, будут ли как-то наказаны виновники незавершенного строительства? - София (Московская область)

Олег Евгеньевич: Действительно, ФАС России с лета этого года начала уделять особое внимание исполнению государственных оборонных заказов на выполнение работ по строительству жилья для военнослужащих. В вопросе ввода в эксплуатацию таких социально значимых объектов ФАС России выступает в необычной форме - не столько как контролирующий орган, а как координатор постоянно действующей рабочей группы, в состав которой входят федеральные и муниципальные органы власти, представители заказчика, застройщики и инициативные группы граждан. Только совместными усилиями мы сможем сдвинуть сложившуюся ситуацию с мертвой точки. Наша задача не наказать виновных (этот вопрос будет решаться позднее), а помочь семьям военнослужащих как можно быстрее въехать в новые квартиры и снять ту напряженность, которая нагнетается среди очередников.

КонсультантПлюс: Олег Евгеньевич, мы благодарим Вас за участие в нашем интернет-интервью!

Олег Евгеньевич: В заключение хочу поблагодарить всех граждан, кто прислал свои вопросы. Они интересные и актуальные. Спасибо!


Интервью подготовлено корреспондентом компании "КонсультантПлюс" А. Епифановой
Фотографии предоставлены управлением общественных связей ФАС России. 

Все интернет-интервью

Поделиться ссылкой: