Интернет-интервью с В.А. Болотовым,
руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки:
"Проведение единого государственного экзамена в 2007 году"
Уважаемые посетители сервера!
Предлагаем вашему вниманию отчет об интернет-интервью c руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктором Александровичем Болотовым, которое состоялось 26 апреля 2007 года.
Тема интервью: "Проведение единого государственного экзамена в 2007 году". Благодарим всех посетителей сервера, приславших свои вопросы.
КонсультантПлюс: Виктор Александрович, в начале этого года был принят Федеральный закон N 17-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена". Какие нововведения им предусмотрены?
Виктор Александрович: Прежде всего данный закон четко определил понятие государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, которое, по сути, нигде не было четко прописано на законодательном уровне. Ранее все, что было связано с выпускными экзаменами школьников, либо регулировалось подзаконными актами, либо решалось с помощью общераспространенной практики. Также в законе определена ответственность и компетенция Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных властей, самой школы.
С принятием закона можно утверждать, что ЕГЭ действительно необходим и востребован. Единый государственный экзамен позволяет повысить доступность не просто образования, а качественного образования. Он повышает социальную мобильность абитуриентов. Больше талантливых ребят из сельской местности поступают в высшие учебные заведения. Растёт число поступающих иногородних ребят в ведущие вузы страны в Москве и Санкт-Петербурге. Сейчас эксперимент по единому экзамену завершается: законом установлен переходный период до 1 января 2009 года.
КонсультантПлюс: Какие существуют критерии отбора контрольных материалов и кто их вырабатывает?
В.А.: Прежде всего хочу порекомендовать зайти на сайт Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru/, где можно увидеть демоверсии экзаменационных материалов. В них три части. Первая часть – с выбором ответа. Когда ребенку формулируется вопрос и даются варианты ответов. Ребенок должен выбрать правильные. Во второй части нужно ответить словом, формулой, цифрой на вопрос. То есть задачи с краткими свободными ответами. И в третьей необходимо привести развернутое решение задачи. Какие критерии отбора? Первая и вторая части предполагают проверку минимальных знаний. Третья часть как раз для тех ребят, которые претендуют на поступление в высшие учебные заведения, где данные предметы являются доминирующими. Например, если хочешь учиться на мехмате - будь добр решить хорошо все задачки из трех частей.
Хочу отметить, что постепенно в контрольно-измерительные материалы мы начинаем включать задания, связанные с так называемым компетентностным подходом. Что это такое? Есть старый анекдот о том, когда перед ребятами ставят следующую задачку. На корабле 22 пассажира, сколько пятиместных лодок нужно, чтобы, если корабль начнет тонуть, всех спасти? Дети 22 делят на пять, получают четыре с остатком, округляют и говорят: четыре. Что они делают? Решают задачу только исходя из курса арифметики, они не решают задачу из жизни, не разбирают ее всесторонне. В этом плане компетентностный подход как раз и позволяет определить уровень мышления. Он также связан с проверкой практических навыков школьника.
К разработке экзаменационных материалов привлекаются ученые из академий наук (РАН и РАО), высшей школы и учителя-методисты, чтобы теория не расходилась с практикой. В первые годы внедрения ЕГЭ специалисты говорили: надо решать такие-то задачи, а другие говорили: в школах такие задачи не решают. Шел непростой диалог между высшей школой и общим образованием. Но за последние два-три года уже выработаны общие позиции. И вы знаете, все меньше и меньше критики по экзаменационным материалам. Чаще всего критикуют те, кто и в глаза их не видел. И возмущаются, начитавшись непонятно откуда взятых тестовых вопросов.
КонсультантПлюс: Как устанавливаются баллы по ЕГЭ? Могут ли вузы устанавливать их самостоятельно?
В.А.: Сейчас мы устанавливаем границы двойки, тройки, четверки, пятерки для школьного аттестата. Для тех, кто набрал меньше, условно, тридцати баллов - двойка. Кто больше - 70, 75 и выше – пятерка. То есть мы даём границы школьной тройки, четверки и пятерки. Что касается вузов, то здесь другое дело. Где должны быть выше требования по математике - в строительном или физическом вузе, на мехмате или экономическом факультете? Понятно, что существуют разные требования к знаниям по математике. И вузы имеют право установить свои границы тройки, четверки и пятерки. Одно дело тройка на мехмате, а другое дело – тройка, полученная при поступлении на инженерную специальность. Это разные границы. Поэтому вузы сами устанавливают баллы. Но подавляющая часть вузов для непрофильных экзаменов берет наши рекомендации, то есть школьные оценки.
КонсультантПлюс: Если сложится так, что в какой-то определенный вуз много абитуриентов наберет равное большое количество баллов?
В.А.: Это просто досужие разговоры. Людей, набравших сто баллов по одному предмету, на всю Россию всего несколько сотен - около четырехсот. Набравших 90 баллов и выше – несколько тысяч. Предположить, что все эти ребята подали заявления в один вуз - сомнительно. Теперь предположим, что в вуз необходимо сдать три предмета: русский язык, математику и профильный предмет, например историю. Так вот, один поступающий набрал 90 баллов по одному предмету, 85 по другому, 70 по третьему. Вуз сложит эти баллы – получится общая сумма. Все поступающие будут ранжированы по ней. Также мы страхуемся дополнительным испытанием, которое предоставлено элитным вузам. Я два года наблюдал в Физтехе, как они проводят приемные испытания. Приезжает поступать интеллектуальная элита из всех регионов страны. Как отобрать лучших среди лучших? Приемная комиссия, состоящая из 15 человек, ведет отбор. Они проводят собеседование с абитуриентом, на котором выясняют все его достижения, определяют, сколько баллов ему можно добавить, учитывая, что у него есть грамоты за участие в профильных олимпиадах, какие задачки умеет решать, занимался ли в радиокружке, увлекается ли программированием и т.д. Условно говоря, получатся так: если один абитуриент набрал 90 баллов по физике и по математике, а второй 89 по этим предметам, но второй при этом кандидат в мастера спорта и неплохо прошел независимые испытания по знанию английского языка, то предпочтение будет отдано тому, у кого набрано 89 баллов. Почему? Он доказал, что умеет организовывать себя. Звание мастера спорта просто так не купишь, и знание английского языка для студента Физтеха очень важно. Право выбора за комиссией. В Федеральном законе прописано, что вузам, определенным перечнем Правительства, разрешено вносить положения о дополнительных испытаниях в свои уставы.
КонсультантПлюс: Все вузы будут принимать результаты ЕГЭ?
В.А.: В этом году почти все, исключения сделаны только МГУ им. М.В. Ломоносова и некоторых "силовых" вузов. По МГУ такое решение было принято на его ученом совете, и для "силовых" вузов это неприемлемо, потому что связано со спецификой проверки данных поступающих в области физподготовки, психологической устойчивости, личных данных, которые, сами понимаете, никакой ЕГЭ измерить не сможет. А вот творческие и спортивные вузы перешли на ЕГЭ. В начале эксперимента ректоры этих вузов по-разному относились к нему, а теперь оценили новую систему – у них же своя специфика приема. Как они сами говорят: мы теперь не тратим время на проверку знаний в области общеобразовательных предметов, все результаты определяет ЕГЭ. У них появилась возможность в более полном объеме оценить творческие и спортивные способности поступающих. Здесь, правда, существует другая проблема: ребенок талантлив в чем-то, но у него полная безграмотность по многим общеобразовательным предметам. Что с ним делать? Но это уже проблема самого вуза, которому дано право принимать такое решение. Хотя и государство не отстраняется от этого - будем отдельно обсуждать, что делать с такими одаренными ребятами.
Кроме того, в законе определено, что вузу дается право зачислять победителей и призеров различных олимпиад и конкурсов без учета результатов ЕГЭ. Но это право, а не обязанность. Ученый совет сам должен решить данный вопрос. В вузы сегодня обязаны принимать только по результатам федеральной олимпиады. Существуют и другие правила, которые обязывают зачислять в вузы призеров и победителей различных испытаний, но это отчасти способ помочь одаренному физику, который неважно знает правила русского языка, или, наоборот, одаренному литератору, который не знает математики, поступить в вуз без учета результатов ЕГЭ.
КонсультантПлюс: Утверждена ли окончательно форма сдачи ЕГЭ и по каким предметам будет сдаваться ЕГЭ?
В.А.: Скажу абсолютно жестко, что ЕГЭ будет проводиться повсеместно и будет проходить по всем предметам, которые станут вступительными в высшие учебные заведения: математика, физика, русский язык и так далее. Конечно, вряд ли будет ЕГЭ по мировой художественной культуре, физкультуре или основам безопасности жизнедеятельности. Они не являются вступительными экзаменами в высшие учебные заведения. Кроме того, мы собираемся создать универсальный перечень предметов, необходимых для сдачи экзаменов. Сегодня вузы, имеющие, например, экономические факультеты, утверждают свои предметы, которые необходимо сдавать. Во все вузы русский язык сдают обязательно. А дальше кто во что горазд - математика и обществознание, история и география и так далее. Мы же хотим утвердить этот перечень по укрупненным группам специальностей. Для экономических специальностей необходимо будет сдавать одни определенные предметы, для инженерных - другие, для мехмата - третьи. Думаю, через год эту проблему решим.
А дополнительные испытания вузы культуры, искусства и спорта будут определять самостоятельно. С элитными вузами, например Физтехом, МГУ, Санкт-Петербургским государственным университетом, с Высшей школой экономики, будем совместно искать формы таких испытаний. Требования у каждого из этих вузов свои, мы уважаем их, но считаем, что нельзя "натаскивать" на эти испытания только на своих подготовительных курсах. Пожалуйста, делайте на вузовских сайтах интерактивную поддержку для поступающих, чтобы ученики из всей России могли подготовиться. Правила таких испытаний должны быть известны всем. И надо дать объективную возможность проявить себя в этих испытаниях каждому поступающему. Отследить нарушения в этой области нам помогают абитуриенты вместе с родителями. Ребята изучают законы и постановления Правительства, наши нормативные акты и говорят: вот тут было такое-то нарушение.
КонсультантПлюс: Что делать тем, кто плохо сдал ЕГЭ в школе или не сумел воспользоваться результатами сдачи?
В.А.: Здесь два разных момента. Первый момент: получит ли выпускник аттестат? В этом году и в будущем оставлена схема, регулирующая выставление оценки в аттестат. Если текущая отметка была тройка, а на экзамене в форме ЕГЭ он получил двойку, то в аттестат ставится тройка. С введением ЕГЭ в штатный режим ученику необходимо будет проходить переаттестацию. Если в этом году ученик набрал низкие баллы и не поступил, то он может сдавать ЕГЭ и в следующие годы.
Другое дело военнослужащие. Молодой человек заканчивает школу, сдает ЕГЭ, а летом его забирают в армию. Поступить никуда не успел. Но закон дает тебе право после окончания военной службы использовать сданные результаты ЕГЭ для поступления. Конечно, ребята после службы в армии в учебе во многом отстают и им надо помочь адаптироваться. Я много лет проработал в университете и знаю по собственному опыту, что этим ребятам очень непросто учиться на первом курсе, но ближе к старшим курсам они наверстывают упущенное, достигают отличных успехов в учебе. А многие школьные отличники и золотые медалисты, наоборот, часто ко второму, третьему курсу появляются в разряде отстающих. С армейцами, конечно же, надо дополнительно работать, поэтому для них стоит сделать дополнительные подготовительные занятия, которые существовали и раньше.
Есть и другие категории поступающих, к которым нужен отдельный подход. Я вам могу показать экзаменационные материалы для слепых по Брайлю. Люди с ограниченными возможностями тоже могут получать высшее образование. Возьмем Загорский интернат для слепоглухонемых. Был недавно телерепортаж, где показывали слепоглухонемого профессора кафедры педагогической антропологии Университета Российской академии образования Александра Суворова, который доказал своим подвигом духа возможность полной социальной адаптации слепоглухих (возможность их обучения в вузах, способность к научной работе). Здесь речь идет вот о чем: у ребенка либо очень плохо со зрением, либо полная слепота, но при этом интеллект в полном порядке. Ему нужно помочь выбрать ту специальность, которую он хочет получить, и помочь сдать ЕГЭ.
Вообще говоря, у нас много внештатного режима. Так, например, есть еще одна категория поступающих в вузы - иностранные абитуриенты. Их, конечно, не касается сдача ЕГЭ. Для них при поступлении прежде всего возникает вопрос сдачи русского языка как иностранного. Как поступают в наши вузы студенты, например, из Китая или Африки? Понятно, что ЕГЭ по русскому языку они не сдадут. И сейчас мы работаем над созданием экзаменационных материалов для проверки русского как иностранного. Исходим из того, что на первом курсе от иностранных студентов не требуется знания русского в полном объеме. Но они должны знать русский язык, для того чтобы понимать лектора, читать учебники. Требования гораздо ниже, чем в рамках единого экзамена. Для них будет русский как иностранный вступительным испытанием в высшее учебное заведение.
КонсультантПлюс: Дети, проживающие вне пределов России, и те, кто из них хочет поступить в российские вузы, смогут сдавать ЕГЭ?
В.А.: Проблема в том, что результаты по единому экзамену должны быть одновременно объявлены по всей России: от Сахалина до Калининграда. Если мы берем, например, мидовские школы или школы Минобороны, то здесь встает вопрос, как технологически обеспечить проверку, ее качественность, достоверность, как узнать, что дети делали сами и что им не помогали "болельщики" вокруг них. И сейчас мы активно работаем в этом направлении.
Второй момент. Сервисы для русскоязычного населения в постсоветском пространстве, когда ребенок хочет поступать в вузы России, сдав ЕГЭ на территории своей республики, своего государства. Мы ведем эту работу вместе со славянскими университетами. В будущем году откроем первые пункты проведения ЕГЭ на их базе. Это будет законно, потому что положения о таких университетах утверждаются межправительственными соглашениями. И мы сможем контролировать и проверять сдачу ЕГЭ на территории тех государств, с которыми подписаны такие соглашения.
Уважаемый Виктор Александрович! Чем проведение ЕГЭ в 2007 году будет принципиально отличаться от его проведения в предыдущие годы? Претерпят ли существенное изменение тестовые задания? - Ольга (Москва)
В.А.: В 2007 году для участников ЕГЭ не произошло никаких существенных изменений в технологии проведения единого государственного экзамена по сравнению с предыдущими годами.
Для улучшения условий сдачи ЕГЭ в 2007 году были внесены некоторые изменения в бланки ответов N 1, которые используются при проведении ЕГЭ по технологии Федерального центра тестирования (с 5 до 4 уменьшено количество ячеек для ответов на задания части "А", с 2 до 4 увеличено количество полей для замены ответа на задания части "В").
Необходимо отметить, что для усиления информационной безопасности при проведении ЕГЭ и повышения объективности результатов экзамена в 2007 году будет проведена апробация технологий видеонаблюдения, а также перекрестной проверки ответов участников ЕГЭ на задания части "С" между несколькими субъектами Российской Федерации.
Кроме того, государственным экзаменационным комиссиям субъектов Федерации с 2006 года предоставлено право аннулировать результаты участников ЕГЭ в случае выявления фактов нарушения порядка проведения ЕГЭ.
Относительно структуры экзаменационных материалов стоит отметить, что они также не претерпели существенных изменений по сравнению с предыдущими годами. Незначительные изменения касаются лишь частичной корректировки последовательности заданий по некоторым предметам, перераспределения некоторых заданий между частями экзаменационной работы, увеличения числа критериев оценивания части "С" по русскому языку с 10 до 12. Также учтены изменения в государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования по биологии.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 830 "О проведении в 2006-2007 годах единого государственного экзамена" (с изменениями от 22.12.2006) и в соответствии с Положением о проведении единого государственного экзамена, утвержденным приказом Минобразования России от 09.04.2002 N 1306 (зарегистрирован Минюстом России 08.05.2002 N 3420) Вами издан приказ "О форме, продолжительности и сроках единого государственного экзамена в 2007 году", в котором в п. 2 установлены сроки проведения ЕГЭ в 2007 году на этапе государственной (итоговой) аттестации выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений, а в п. 3 установлены сроки проведения ЕГЭ в 2007 году на этапе вступительных испытаний в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования. Почему сроки в этих пунктах указаны разные? Для кого они предназначены? - Семенова Таня (г. Мытищи)
В.А.: Во-первых, обратите внимание на то, что в приказ Рособрнадзора от 28.12.2006 N 2774 "О форме, продолжительности и сроках единого государственного экзамена в 2007 году" внесены изменения. Смотрите приказ Рособрнадзора от 28.12.2006 N 2774 "О форме, продолжительности и сроках единого государственного экзамена в 2007 году (с изменениями от 29.01.2007 и 04.04.2007).
Во-вторых, в п. 2 данного приказа даны сроки проведения единого государственного экзамена на этапе проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников текущего года, а также для выпускников прошлых лет, желающих поступать в средние и высшие учреждения профессионального образования (ссузы и вузы) в этом же году, поскольку ЕГЭ является одновременно и вступительным испытанием. В п. 3 указаны сроки проведения ЕГЭ для абитуриентов, поступающих в ссузы и вузы, но не имеющих свидетельства о результатах сдачи ЕГЭ в текущем году.
По каким причинам на ЕГЭ запрещается пользоваться калькуляторами, некоторыми вспомогательными таблицами (синусов углов, корней...)? Ведь если выпускник не знает предмет, то они ему не помогут, а знающему они помогут справиться с заданиями быстрей и повысят шансы на хороший балл. И второй вопрос: можно ли за месяц или пару изменить своё решение о сдаче ЕГЭ в пользу экзамена в традиционной форме? - Гаврилов Константин (г. Усинск, Республика Коми)
В.А.: Данные правила обусловлены содержанием и структурой экзаменационных материалов, в частности в ЕГЭ по математике в числе прочих компетенций проверяется знание таблицы умножения. Все задания ЕГЭ разработаны таким образом, что использование калькулятора, а также четырехзначных математических таблиц Брадиса не требуется.
Дополнительные материалы, которыми можно пользоваться в ходе единого государственного экзамена, включают в себя: по физике, химии – непрограммируемый калькулятор, содержащий только функции сложения, вычитания, умножения, деления, вычисления процента и извлечения квадратного корня; по географии – линейка, не имеющая записей в виде формул. При этом в комплект экзаменационных материалов по химии, помимо КИМ, входят:
-
периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
-
таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
-
электрохимический ряд напряжений металлов.
В соответствии с письмом Рособрнадзора от 21.11.2006 N 01-820/08-01 "О схеме участия в ЕГЭ субъектов Российской Федерации в 2007 году" субъекту Федерации предоставляется право самостоятельно определять перечень общеобразовательных предметов и схему участия в эксперименте. В случае если выпускникам предоставляется право выбора формы государственной (итоговой) аттестации по отдельным предметам (в форме ЕГЭ или в традиционной форме) и выпускник выбирает форму ЕГЭ, то в срок до 25 апреля ему необходимо подать заявку в письменном виде в администрацию своего образовательного учреждения (для поступающих – в пункт регистрации на ЕГЭ) о желании участвовать в ЕГЭ по данному предмету. При прохождении государственной (итоговой) аттестации в традиционной форме срок подачи информации о сдаваемых экзаменах не регламентирован. В случае отказа от участия в ЕГЭ выпускнику необходимо сообщить об этом в письменном виде в администрацию своего образовательного учреждения.
Кому выгодно причесывать всех под одну гребенку, проводя ЕГЭ? Ведь страдает образование, развитие детей идет одностороннее. Я бы не хотела сдавать экзамены галочками, практически угадалками. - Наталья (Ленинградская область)
В.А.: Одной из целей проведения единого государственного экзамена является обеспечение прав выпускников на получение профессионального образования в вузах и ссузах. ЕГЭ позволяет выпускникам подать документы о результатах сдачи ЕГЭ в один или несколько вузов или ссузов одновременно (можно заказным письмом разослать копии свидетельства о сдаче ЕГЭ) даже в разных городах, что увеличивает шансы для поступления и сокращает расходы, особенно для жителей отдаленных российских регионов.
С введением ЕГЭ появилась возможность создания такой системы оценки учебных достижений, которой доверяли бы вузы и ссузы и на основании которой можно более объективно оценивать качество и определять содержание общего образования; принимать управленческие решения в области образования. При подготовке к проведению эксперимента по введению ЕГЭ учитывался опыт по организации совмещенных экзаменов и проведению централизованного тестирования в Российской Федерации, а также опыт других стран (США, Англии, Нидерландов), которые давно используют в разных формах систему национальных единых экзаменов.
ЕГЭ дает выпускникам целый ряд преимуществ: во-первых, расширяет доступ к получению профессионального образования; во-вторых, обеспечивает для всех учащихся одинаковые условия при проведении государственной (итоговой) аттестации и при поступлении в вузы и ссузы независимо от места жительства и типа школы, в которой они учились; избавляет от необходимости дважды сдавать экзамены по одному и тому же предмету (выпускные и вступительные), исключает влияние субъективности преподавателей на результат экзамена. Ответы на задания проходят независимую экспертизу.
Экзаменационные задания для ЕГЭ состоят из трех разных по сложности частей – А, В, С. В части А используются задания с выбором одного ответа из предложенных вариантов, в части В – задания, требующие краткого ответа с повышенным уровнем сложности, в части С – задания, требующие развернутого ответа (как и на традиционном экзамене), включающего решение, обоснование, доказательство, выражение собственной позиции, аргументации, т.е. всех тех знаний и умений, которые приобретаются в школе.
Как Вы оцениваете позицию МГЮА, МГУ и нескольких других вузов, где система ЕГЭ действует несколько по-иному при поступлении в эти учебные заведения? Почему, как Вы считаете, позиция Министерства образования и науки РФ не находит отклика и понимания среди ведущих вузов страны? Например, МГЮА (ведущий юридический вуз) уже второй год подряд отказывается от вступительных испытаний по истории России в форме ЕГЭ, хотя до этого стать студентом без сдачи такового предмета было просто невозможно. - Александр Колосовский (г. Магадан)
В.А.: Ваше обращение о нарушении отдельными московскими вузами действующего законодательства, регулирующего проведение единого государственного экзамена, не совсем справедливо. В настоящее время, в условиях проведения эксперимента по введению ЕГЭ, порядок приема и зачисления в образовательные учреждения высшего профессионального образования по результатам ЕГЭ определяется учредителем образовательного учреждения по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
Москва и московские вузы участвуют в эксперименте по введению ЕГЭ с 2004 года. По мере проведения эксперимента вузы Москвы расширяют прием по результатам ЕГЭ, в том числе: Московский физико-технический институт, Государственный университет - Высшая школа экономики, Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Московский государственный институт международных отношений и многие другие.
В 2007 году столичные вузы будут учитывать результаты ЕГЭ по всем общеобразовательным предметам, по которым он проводится на территории Российской Федерации, вступительные испытания по русскому языку будут проводиться только в форме ЕГЭ, по остальным предметам форму вступительных испытаний вузы устанавливают самостоятельно.
Не будут принимать результаты ЕГЭ в 2007 году только Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова и ряд вузов силовых министерств - из-за специфики приемных испытаний.
После вступления в действие с 2009 года Федерального закона от 09.02.2007 N 17-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена" результаты ЕГЭ будут принимать все вузы Российской Федерации.
Насколько корректно составлены тестовые задания ЕГЭ? Существует ли вероятность того, что в ответах "возможны варианты", т.е. приемлемыми являются несколько ответов? Например, при подготовке к ЕГЭ по русскому языку по пособию, рекомендованному Минобрнауки, возникали ситуации, касающиеся постановки ударений в словах или образования определенных форм слова, при которых разные словари дают различные варианты нормы или даже противоречат друг другу. Как поступать в таких случаях сдающему экзамен? - Марина (г. Ступино Московской обл.)
В.А.: Единый государственный экзамен (ЕГЭ) проводится по контрольным измерительным материалам (КИМ), содержание которых определяется на основе обязательного минимума содержания и примерных программ среднего (полного) общего образования по предмету и не выходит за их пределы.
Процесс создания вариантов КИМ для проведения ЕГЭ – сложная многоэтапная процедура, предусматривающая отбор заданий, их редактирование, рецензирование, апробацию и экспертизу высококвалифицированными специалистами общего и профессионального образования.
Каждый вариант экзаменационной работы по русскому языку состоит из трех частей и включает 3 типа заданий: с выбором ответа, с кратким ответом и с развёрнутым ответом. Задания с выбором ответа (часть "А") составлены таким образом, что в них возможен только один верный ответ.
В последние годы появилось огромное количество методических пособий различных издательств, которые призваны помочь в подготовке к ЕГЭ. Но не во всех из них задания соответствуют составу и содержанию контрольных измерительных материалов ЕГЭ. В связи с этим в Федеральном институте педагогических измерений создан Экспертный совет, одной из главных задач которого является проведение экспертизы учебных пособий на соответствие содержанию и требованиям, предъявляемым к КИМ ЕГЭ. Список данных учебных пособий представлен на сайте Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru/, на котором также предоставлен онлайн-доступ к открытому сегменту Федерального банка тестовых заданий ЕГЭ.
Дополнительно сообщаем, что КИМ по русскому языку ежегодно обсуждаются как профессиональным сообществом, так и предметными комиссиями субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте по введению ЕГЭ, и на основании вносимых предложений осуществляется их доработка. При этом учитывается и глубокий анализ результатов, полученных участниками экзамена. Благодаря этому разработчиками КИМ ЕГЭ накоплен большой опыт по составлению заданий, наиболее полно демонстрирующих всю совокупность знаний и компетенций участника ЕГЭ по русскому языку.
Что представляет собой испытание по русскому языку как государственному языку Российской Федерации при приеме на первый курс учебных заведений? Значит ли это, что такое испытание предусматривает только поверхностное знание русского языка? Ведь не секрет, что сегодняшнее молодое поколение не очень хорошо знакомо с правилами русского языка, что находит свое отражение в обществе. Может, стоит сориентировать общество на более его качественное изучение, чтобы не было потом на практике таких известных случаев, как то "казнить нельзя помиловать"? - Наталия (г. Москва)
В.А.: В соответствии с Порядком приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти (утвержден приказом Минобразования России от 14.01.2003 N 50), общеобразовательными предметами, из числа которых вуз может определять свой перечень вступительных испытаний, являются русский язык, литература, математика, физика, химия, биология, география, история России, обществознание, иностранные языки.
Все вступительные испытания при приеме на первый курс (кроме испытаний по специальности при приеме на подготовку в области культуры и искусства, физической культуры, лингвистики, а также других, определяемых Минобразования России) проводятся в письменной форме. Программы вступительных испытаний формируются высшими учебными заведениями на основе примерных программ по общеобразовательным предметам среднего (полного) общего образования, разработанных Минобразования России.
В 2007 году вступительные испытания в вузы в г. Москве по русскому языку будут проводиться в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) (приказ Минобрнауки России от 31.01.2007 N 40, зарегистрирован в Минюсте России 26 марта 2007 г. N 9162).
Каждый вариант контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ по русскому языку 2007 года включает 3 типа заданий: с выбором ответа, с кратким ответом и с развёрнутым ответом. Задания КИМ позволяют проверить подготовку экзаменуемых по русскому языку за весь курс средней (полной) школы.
По полноте охвата КИМ ЕГЭ по русскому языку соотносится с целями обучения русскому языку в школе. В него включены задания, проверяющие следующие виды компетенций:
- лингвистическая - умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
- языковая - практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
- коммуникативная - владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Более подробную информацию о структуре, содержании и спецификациях контрольных измерительных материалов по русскому языку и по другим общеобразовательным предметам, проводимым в форме ЕГЭ, Вы можете получить на сайте Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru/, на котором также предоставлен онлайн-доступ к открытому сегменту Федерального банка тестовых заданий ЕГЭ.
Правомерно ли поступает руководство школы, заменяя часы основных уроков факультативными под видом основных? Кто должен решать вопрос о замене классного руководителя, если тот аморально ведет себя на людях (драки и другое), на которого подали в суд? Где можно узнать, какие предметы и сколько часов должно быть в общеобразовательной школе и у каких классов? - Ирина Младенцева (Магаданская обл., пос. Усть-Омчуг)
В.А.: Факультативные занятия для учащихся школ начиная с 7 класса проводятся по их выбору в установленном порядке с целью углубления общеобразовательных знаний и трудовой политехнической подготовки, а также развития разносторонних интересов и способностей учащихся. Часы обязательных предметов в общеобразовательной школе, входящие в федеральный компонент государственного стандарта общего образования, заменять часами, отведенными на факультативные занятия, неправомерно. Кроме того, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.
В соответствии с пунктом 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 13, ст. 1252), на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе. Вопрос назначения и замены классного руководителя находится в компетенции руководства учебного заведения.
Количество часов по учебному предмету и перечень учебных предметов в каждом классе указаны в федеральном базисном учебном плане и примерных учебных планах для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 N 1312). На основе федерального базисного учебного плана органы управления образованием субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают базисные учебные планы для образовательных учреждений субъекта Российской Федерации, реализующих программы общего образования.
Уважаемый Виктор Александрович! Я сейчас учусь в 10 классе. Скажите, пожалуйста, в следующем учебном году после окончания 11-го класса я буду сдавать ЕГЭ или обычные экзамены? - Александр Глушков (Нижегородская область)
В.А.: В связи со вступлением в силу Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена" Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки сообщает следующее.
Со дня официального опубликования данного Федерального закона (ст. 3), т.е. с 14 февраля 2007 года, и до 1 января 2009 года устанавливается переходный период для введения единого государственного экзамена на всей территории Российской Федерации, в том числе и в Нижегородской области. В 2008 году в Нижегородской области ЕГЭ будет проводиться по тем общеобразовательным предметам, которые определит департамент образования области.
До какого года будет продолжаться эксперимент по ЕГЭ в Чувашии? - Анатолий Бакланов (Чувашская Республика)
В.А.: Со дня официального опубликования Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена" (ст. 3) устанавливается переходный период для ЕГЭ на всей территории Российской Федерации. Это значит, что эксперимент по введению единого государственного экзамена будет завершен к 2008 году.
Возможно ли такое, что в 11 классе учащиеся сдают ЕГЭ по предметам не в обязательном порядке, а выбирают лишь те предметы для сдачи ЕГЭ, какие ему нужны для поступления в вузы? - Коновалова Екатерина (Удмуртская Республика)
В.А.: В соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена" в 2007-2008 годах регионы самостоятельно определяют перечень общеобразовательных предметов, по которым будет проводиться ЕГЭ, а также форму проведения государственной (итоговой) аттестации.
При этом в соответствии с действующим Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации Вы должны сдать не менее пяти экзаменов независимо от формы их проведения, из которых обязательными являются экзамены по алгебре и началам анализа и русскому языку и литературе, остальные экзамены – по выбору выпускника.
Что необходимо предпринять на следующий год, если студент был отчислен с первого курса вуза (зачислен был в него по результатам ЕГЭ)? Нужно ли ему повторно сдавать ЕГЭ для поступления уже в другой вуз или он может воспользоваться прошлогодними результатами ЕГЭ? - Дмитрий (Москва)
В.А.: В настоящее время согласно действующему Положению о проведении ЕГЭ свидетельство о результатах ЕГЭ действительно только до 31 декабря текущего года. Но Вам предоставляется право сдавать единый государственный экзамен в последующие годы в период проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся.
Уважаемый Виктор Александрович! Можно ли, не поступив никуда, пересдать ЕГЭ, например, на следующий год с целью получения более высоких баллов, чтобы поступить в более престижный вуз (с более высоким проходным баллом)? - Ольга В. (Москва)
В.А.: Согласно действующему Положению о проведении единого государственного экзамена, а также п. 4.5 подпункта "б" статьи 15 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена" Вам предоставляется право сдавать единый государственный экзамен в последующие годы в период проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся.
Сколько раз и до каких лет (по возрасту) можно сдавать ЕГЭ повторно? - Дима (г. Чапаевск)
В.А.: Единый государственный экзамен можно сдавать ежегодно независимо от возраста.
КонсультантПлюс: Виктор Александрович, спасибо Вам за актуальное и интересное интервью.
Интервью с В.А. Болотовым провела специальный корреспондент, редактор сервера КонсультантПлюс Н.А. Лашкина.
Фото - Т.М. Тверецкий.