Цикл интернет-интервью с руководством МВД России, посвященных 15-летию Закона "О милиции"

Интернет-интервью с А.А. Чекалиным, первым заместителем Министра внутренних дел России:
"Закон "О милиции": на страже прав и законных интересов граждан"

Уважаемые посетители сайта!

Предлагаем вашему вниманию отчет об интернет-интервью с  первым заместителем Министра внутренних дел России генерал-полковником милиции А.А. Чекалиным, которое состоялось в 2006 этого года.

Тема интервью: "Закон "О милиции": на страже прав и законных интересов граждан".

Важнейшая задача, стоящая сейчас перед МВД РФ, – стать предельно открытыми и доступными для общества и законопослушных граждан, повысить результативность социально-правового обслуживания населения, добиться, чтобы действия милиции были прозрачны, понятны людям и получали их поддержку. В ходе интервью Александр Алексеевич Чекалин осветил данные вопросы.

Благодарим всех посетителей сайта, приславших свои вопросы для интервью.

1КонсультантПлюс: Уважаемый Александр Алексеевич! Принимаются ли какие-нибудь меры по защите населения от массовых грабежей и нападению на улицах города и области? Преступность растет. Так, только за последние 5 месяцев я и мои знакомые (7 человек) подверглись нападению и были ограблены! Лишь трое из них обратилось в милицию, и тогда были возбуждены уголовные дела. Но никто найден так и не был. Стоит ли надеяться на эффективную защиту милиции? - Надежда Александровна  (Москва)

Александр Алексеевич: В настоящее время принимаются меры к повышению эффективности работы органов внутренних дел, активно внедряются технические средства в комплекс мероприятий по охране общественного порядка.

На базе ряда органов внутренних дел проведен эксперимент по использованию аппаратно-программного комплекса "Безопасность", что позволит более оперативно реагировать на сообщения граждан о правонарушениях, сократить время прибытия нарядов к месту происшествия, повысить результативность работы по раскрытию преступлений по "горячим" следам.

Анализируется и распространяется передовой опыт в субъектах Российской Федерации.

Все это должно привести к снижению уличной преступности и повышению эффективности работы милиции. Однако нельзя забывать, что без активной гражданской позиции каждого россиянина победить уличную преступность очень тяжело.

Объясните, пожалуйста, правовую основу ситуации, когда сотрудник сам обрабатывает жалобы и предложения граждан, получаемые на него из различных инстанций? Не честнее ли объяснить гражданам, что времена парткомов давно канули в лету и жалобы на милицейский произвол себе дороже? - Михаил (Сургут, ХМАО)

А.А.: Руководством Министерства внутренних дел постоянно уделяется внимание организации работы с обращениями граждан в органах внутренних дел и подразделениях внутренних войск Российской Федерации. Только в 2005 году сотрудниками центрального аппарата Министерства осуществлено более 100 контрольных выездов в органы внутренних дел субъектов Российской Федерации. За состояние этого направления служебной деятельности руководители органов внутренних дел всех уровней несут персональную ответственность.

Работа с обращениями граждан в органах внутренних дел ведется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", инструкцией, утвержденной приказом МВД России от 1 ноября 1982 г. N 350, а также инструкциями органов внутренних дел субъектов Российской Федерации, разработанных на основе требований приказа МВД России от 1 марта 1999 г. N 150 "Об организации делопроизводства и порядке работы с обращениями граждан в центральном аппарате и подчиненных подразделениях МВД России".

Пункт 2.8 инструкции, утвержденной приказом МВД России N 350, прямо запрещает направлять жалобы граждан для разрешения тем органам или должностным лицам, действия которых обжалуются.

Руководитель органа внутренних дел, допустивший ситуацию, описанную в Вашем обращении, нарушил требования ведомственных нормативных правовых актов. Его действия Вы вправе обжаловать в вышестоящий орган внутренних дел, включая Министерство внутренних дел Российской Федерации (по адресу: 119049, Москва, Житная улица, 16), а также прокуратуру или судебные органы.

В настоящее время почти во всех регионах РФ созданы и действуют различные добровольные дружины по охране правопорядка, которые приносят огромную пользу обществу и поддержку органам милиции, но их работа фактически не защищена и не обусловлена законом, до сих пор на территории РФ не принят закон об участии граждан в охране правопорядка, хотя необходимость в этом созрела уже давно. Скажите, пожалуйста, когда дружинники получат законные права и обязанности? Когда будет принят закон о ДНД? - Руслан Медведев (Мурманск)

А.А.: По данным ДООП МВД России, содействие органам внутренних дел Российской Федерации в обеспечении общественного порядка оказывают более 35 тысяч общественных формирований правоохранительной направленности, в которые входит более 359 тысяч членов, а также около 61 тысячи внештатных сотрудников милиции. Ими в первом квартале 2006 года выявлено более 146 тысяч административных правонарушений, раскрыто более 39 тысяч преступлений, задержано 443 тысячи правонарушений, из них 19,7 тысячи лиц, совершивших преступления.

Работа над проектом федерального закона, направленного на урегулирование отношений, возникающих в связи с участием граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка, определяющего правовую основу, задачи и принципы, формы участия граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка, их права и обязанности, гарантии их правовой защиты, ведется с 2002 года. Имеется соответствующее поручение об ускорении этой работы.

Несет ли ответственность работник милиции за проявление неуважения к адвокату? Все работники милиции уверены, что их самих нужно уважать даже в случае проявления хамства с их стороны. Жесткий отпор проявлению такого хамства ими расценивается как неуважение к работнику милиции. Единственное, что действительно должны уважать исполнители закона - работники милиции, судьи, прокуроры, адвокаты, - имеется в виду прежде всего закон, остается за рамками всех дискуссий. На адвокатов продолжают смотреть как на досадную помеху, а не как на представителя института гражданского общества. - Амгалан (Москва)

А.А.: В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России Владимир Путин по вопросу о работе правоохранительных органов отметил, что "нам нужны такие правоохранительные органы, работой которых добропорядочный гражданин будет гордиться, а не переходить на другую сторону улицы при виде человека в погонах". В настоящее время вопросам служебной дисциплины в системе МВД России уделяется самое пристальное внимание.

В августе 2005 года Министр внутренних дел Российской Федерации Р. Нургалиев в Обращении к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск акцентировал внимание на том, что "далеко не всегда на службу приходят люди, достойные высокого звания защитника правопорядка и Отечества, некоторые из них обладают невысокой культурой, имеют слабый образовательный уровень. Свидетельством низких моральных качеств отдельных сотрудников и военнослужащих является равнодушие, черствость и грубость по отношению к гражданам, права которых они призваны защищать". Министр потребовал от сотрудников милиции и военнослужащих системы МВД России вежливого, доброжелательного и делового, основанного на российском законодательстве отношения к гражданам, их правам, свободам и интересам.

Ведомственными нормативными правовыми актами МВД России предусматривается, что сотрудник милиции при выполнении своих служебных обязанностей проявляет вежливое, внимательное, тактичное и корректное отношение ко всем гражданам, общение с которыми обусловлено их заявлениями, просьбой или обращением сотрудника к ним по служебной необходимости, требующей их информирования, предостережения, предупреждения, выяснения личности или законного задержания.

В случае нарушения сотрудником милиции служебной дисциплины на основании Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1) он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения   из органов внутренних дел.

2То, что Закон "О милиции" стоит на страже прав и законных интересов граждан, не вызывает сомнения. А вот поясните, как он стоит на защите интересов предпринимателей и организаций, в которых работают граждане? - Алексей (Москва)

А.А.: Полномочия сотрудников милиции по проведению проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности регламентированы пунктом 25 статьи 11 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон).

В течение последнего времени указанный пункт неоднократно изменялся, что было связано с усилением гарантий законных действий сотрудников милиции в рассматриваемой сфере.

Наиболее важные изменения связаны с ограничением срока проведения проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, совершенствованием порядка изъятия документов, отражающих финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность.

Вышеуказанные законодательные изменения обусловили необходимость разработки соответствующего ведомственного нормативного правового акта, каким стал приказ МВД России от 2 августа 2005 г. N 636 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности".

Изданный в целях обеспечения законности и обоснованности проводимых сотрудниками милиции проверок и ревизий, указанный нормативный правовой акт прошел успешную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и направлен для исполнения в территориальные подразделения органов внутренних дел.

В настоящее время проверочные мероприятия проводятся в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении исключительно на основании постановления начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя.

Уважаемый Александр Алексеевич! Знаете ли Вы, что п. 25 ст. 11 указанного Закона о милиции активно используется коррупционерами для опечатывания, закрытия предприятий без суда и следствия в своих коммерческих интересах на произвольный срок и они, используя этот инструмент, реально вымогают огромные суммы взяток? - Евгений Николаевич (Москва)

А.А.: В соответствии с Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ, начиная с 12 августа 2005 года сотрудники милиции не вправе опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей в рамках Закона "О милиции".

В настоящее время подобные действия рассматриваются руководством Министерства внутренних дел Российской Федерации как грубейшее нарушение действующего законодательства.

При наличии данных о совершении сотрудниками милиции опечатывания Вы можете на основании статьи 39 Закона РФ "О милиции" обжаловать эти действия вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд.

Уважаемый Александр Алексеевич! Объясните, пожалуйста, кому выгодно держать, государственные средства в коммерческих банках? Почему я, выполняя решение суда, а также в соответствии с КоАПом уплачивая штраф, должен платить больше, чем это предписано законом? Почему счет, на который перечисляются штрафы за нарушение ПДД, находится в каком-то 1ОВК, а не в Сберегательном Банке, откуда возможно провести платеж? - Михаил (Москва)

А.А.: В соответствии с частью 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации административные штрафы подлежат зачислению в бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа.

Учитывая изложенное, порядок перечисления административного штрафа в указанные бюджеты определяется соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Неоднократно наблюдал, как сотрудники милиции останавливают людей, слегка подвыпивших, однако при этом не нарушающих общественный порядок и имеющих опрятный внешний вид. Выяснилось, что многие сотрудники считают, что само по себе состояние опьянения является административным правонарушением. Однако в ст. 20.21 КоАП РФ указан следующий состав правонарушения: "в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность…". Следовательно, при отсутствии третьего элемента ("оскорбляющем... и т.д.") правонарушения нет. Хотелось бы узнать Ваше мнение о таком произвольном толковании закона милицией. И ещё - почему военнослужащие внутренних войск, патрулирующие, в частности, метро, не имеют ни личных жетонов (значков), ни жетонов "Патруль"? - Сагалович Сергей Владимирович (Москва)

А.А.: Вы абсолютно правильно отметили, что административная ответственность в статье 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена за появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.

При этом на практике под появлением в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, может пониматься такое поведение лица, находящегося в состоянии опьянения, которое представляет собой явное нарушение общепризнанных норм (непристойные высказывания или жесты, грубые выкрики, назойливое приставание к гражданам и т.п.), если такие действия в соответствии с законодательством не влекут ответственность за мелкое хулиганство.

Имеют ли право сотрудники милиции обыскивать граждан на улице без всяких оснований? - Сергей (Москва)

А.А.: В большинстве случаев граждане не различают понятия обыск и досмотр.

Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (пункт 2 статьи 11) сотрудникам милиции предоставлено право:

проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении;

осуществлять в порядке, установленном в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных данных полагать, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества.

Кроме того, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 27.1, 27.7, 27.9) сотрудникам органов внутренних дел предоставлено право осуществлять личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице. Таким образом, сотрудники органов внутренних дел имеют право осуществлять на улицах личный досмотр.

Обыск же лица производится в соответствии со статьями 182 (основание) и 184 (личный обыск) Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Основанием производства обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела (часть первая статьи 182). Обыск производится на основании постановления следователя. При этом необходимо учитывать, что личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии (часть третья статьи 184).

Личный обыск может быть произведен без соответствующего постановления только при задержании лица или заключении его под стражу (извлечение из части второй статьи 184).

3Планирует ли руководство МВД выйти с предложением о принятии дополнения в Административный кодекс РФ о борьбе с самогоноварением и изготовлением крепких спиртных напитков в домашних условиях? - Евгений (Калуга)

А.А.: Декриминализация алкогольного сектора экономики относится к числу приоритетных задач органов внутренних дел. Министерством внутренних дел Российской Федерации принимаются организационные и практические меры, направленные на активизацию работы по предупреждению и пресечению правонарушений в этой сфере.

Вместе с тем, анализ действующих нормативных правовых актов позволяет сделать вывод, что в федеральном законодательстве предусмотрены достаточные правовые основания для противодействия изготовлению с целью сбыта и реализации самогона или других крепких спиртных напитков домашней выработки и дополнительная правовая регламентация не требуется.

Так, деятельность по производству и розничной продаже алкогольной продукции согласно Федеральному закону "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" вправе осуществлять только юридические лица (организации), а также до 1 июля 2006 г. граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Деятельность граждан, занимающихся при отсутствии регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей или без специального разрешения (лицензии) кустарным изготовлением алкогольной продукции в целях ее реализации и получения дохода, квалифицируется как правонарушение в сфере предпринимательской деятельности, административная ответственность за которое предусмотрена статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, в зависимости от элементов конкретного правонарушения, действия виновных лиц могут квалифицироваться как "Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена", "Нарушения правил продажи отдельных видов товаров" (статьи 14.2 и 14.5 КоАП), "Незаконное предпринимательство", "Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности" (статьи 171 и 238 Уголовного кодекса Российской Федерации) и по ряду других составов уголовного и административного законодательства.

Какие справки и документы нужны для получения разрешения на ношение оружия травматического действия? - Кирилл (г. Москва)

А.А.: В соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об оружии" и пунктом 22 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814", граждане Российской Федерации, впервые приобретающие газовые пистолеты и револьверы (в том числе с возможностью стрельбы травматическими патронами), для получения лицензии на их приобретение (серии ЛОа) должны представить по месту жительства в орган внутренних дел:

а) заявление с указанием паспортных данных и сведений об имеющемся оружии. Дополнительно в заявлении указываются адреса мест жительства (жилых строений с оборудованными местами для хранения оружия и патронов);

б) ксерокопию паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность и гражданство Российской Федерации;

в) две фотокарточки размером 3х4 см;

г) медицинское заключение об отсутствии у заявителя противопоказаний для владения оружием (форма 046-1).

Перечень указанных документов представляется также в органы внутренних дел при продлении срока действия лицензий и разрешений.

Лица, проходящие военную службу, вместо медицинского заключения могут представить справку из кадровых подразделений о прохождении данной службы и закреплении табельного оружия.

Граждане, имеющие огнестрельное оружие, и работники юридических лиц с особыми уставными задачами вместо вышеуказанного медицинского заключения могут представить разрешение на хранение, хранение и ношение оружия, в том числе служебного.

Намечены ли меры по организации службы по поиску пропавших людей? Если да, то какова предполагается структура службы, ее функциональные возможности? - Александр Андреев (Новосибирск)

А.А.: Проблема поиска без вести пропавших лиц, утративших связь с родственниками, установление личности граждан по неопознанным трупам является актуальной для системы Министерства внутренних дел.

Ежегодно в России пропадают без вести более 30 тысяч граждан. Для организации их поиска создана система специализированных подразделений органов внутренних дел.

Возглавляет данное направление деятельности Департамент уголовного розыска МВД России.

В МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации организацию розыска осуществляют управления уголовного розыска и оперативно-разыскные части уголовного розыска.

В процессе розыска без вести пропавших граждан, идентификации личности неопознанных трупов заняты также специализированные подразделения Главного информационно-аналитического центра МВД России, соответствующие подразделения информационных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

Повышение эффективности деятельности органов внутренних дел по розыску пропавших без вести граждан планируется осуществить посредством внедрения в их повседневную деятельность автоматизированных информационно-поисковых систем, а также отдаленного доступа пользователей к автоматизированным разыскным учетам.

Подскажите, что делать? Летом на дачу ехать, а по квартирам-то лазят. Обратилась в Северном округе (Тимирязевский район) в милицию, чтобы поставить квартиру на охрану. Но чтобы только на дверь датчик поставить, требуют 9 тысяч рублей! Цена запредельная - неизвестно за что. Как же можно так стариков обдирать? - М.М. Савельева, пенсионерка, инвалид (г. Москва)

А.А.: Проблема борьбы с кражами имущества граждан – одна из наиболее актуальных в деятельности органов внутренних дел. Ежегодно на территории Российской Федерации совершается порядка 250-300 тысяч квартирных краж. В этих условиях деятельность подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел и федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" МВД России (далее – ФГУП "Охрана" МВД России), осуществляющего проектирование, монтаж, техническое обслуживание и ремонт технических средств охраны в квартирах граждан и других охраняемых объектах, приобретает всё большую значимость.

В настоящее время охрана квартир с помощью сигнализации с выводом на пульт централизованного наблюдения является наиболее эффективным способом защиты собственности. Этому способствует широкий спектр современной аппаратуры, не только позволяющей своевременно фиксировать проникновение посторонних лиц в квартиру и выдавать сигнал тревоги, но и удовлетворяющей возросшим требованиям граждан по дизайну. В результате ежегодно с помощью технических средств сигнализации предотвращается несколько тысяч квартирных краж, задерживаются тысячи преступников.

Учитывая большое количество квартирных краж, низкий уровень дохода населения, Министерство внутренних дел Российской Федерации принимает необходимые меры для того, чтобы тарифы на услуги охраны оставались приемлемыми.

Стоимость работ по оборудованию квартиры средствами сигнализации включает в себя затраты на обследование квартиры, производство монтажных и пусконаладочных работ, приобретение технических средств охраны и материалов, проведение работ на телефонной станции (далее – АТС), приёмку выполненных работ и заключение договора на охрану. Затраты на монтажные и пусконаладочные работы определяются на основании нормативов, утверждённых Госстроем, с применением инфляционных и территориальных коэффициентов. Стоимость приборов и материалов оплачивается по действующим розничным ценам. Работы на АТС оплачиваются по тарифам операторов связи. Стоимость остальных работ регламентирована действующими региональными нормативными документами.

Себестоимость охраны квартир с помощью пультов централизованного наблюдения рассчитывается исходя из стоимости содержания персонала подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел и ФГУП "Охрана" МВД России, непосредственно связанных с обеспечением безопасности жилья, милицейских групп задержания, служебных собак, транспорта, средств сигнализации и связи, а также накладных расходов.

Вместе с тем ФГУП "Охрана" МВД России является коммерческим предприятием, которое вправе самостоятельно устанавливать тарифы на свои услуги в зависимости от объёма выполняемых работ, используемых приборов и материалов, других расходов. При этом данное предприятие выплачивает в бюджет все налоги, перечисляет необходимые платежи, установленные законодательством Российской Федерации.

4Хотелось бы узнать, когда, наконец, наше государство начнет защищать своих граждан, а не преступников? В нашем регионе процент раскрываемости краж автотранспорта около 2%. Это просто издевательство над людьми. Почему не меняется законодательство с целью ужесточения ответственности за данный вид правонарушения, почему бездействует милиция? "Откат" приобрел массовый характер. Сократите штат управленцев в МВД, а высвободившиеся силы направьте на борьбу с преступностью. Сколько можно писать справки и отчеты об "успешной борьбе с преступностью"? Начните наконец-то с ней бороться не на бумаге, а реально.  - Сергей (Калининград)

А.А.: Криминальная ситуация в Калининградской области, связанная с кра­жами и угонами транспортных средств, на протяжении ряда последних лет продолжает оставаться сложной.

В настоящее время в области насчитывается более 243 тыс. автомоби­лей, что соответствует владению автомашиной каждым третьим жителем об­ласти. Возросшая за последнее десятилетие в 7 раз обеспеченность населе­ния автотранспортом объясняется близостью к европейским государствам, динамичным насыщением регионального рынка относительно недорогими импортными транспортными средствами.

Актуальной проблемой борьбы с хищениями автомашин является про­тиводействие возврату автомашин потерпевшим за денежное вознагражде­ние. В течение ряда последних лет все большее количество автомашин в об­ласти похищается именно с этой целью. По оценкам УВД области, доля та­ких преступлений достигает 60%.

Несмотря на это, органами внутренних дел Калининградской области накоплен достаточный опыт борьбы с такими преступлениями. Только в 2005 году задержано более 70 лиц, причастных к кражам автомашин с целью возврата за денежное вознаграждение.

Анализ ситуации наглядно свиде­тельствует, что одними милицейскими мерами обеспечить защиту десятков миллионов российских автовладельцев невозможно, требуется комплексный подход. Одним из его важнейших аспектов является законодательное обеспечение борьбы с автопреступностью.

Имеется ли возможность сделать статистику автоугонов по регионам и маркам автомобилей доступной автолюбителям?

А.А.: Объективное предоставление интересующих сведений теоретически возможно, однако в имеющихся базах данных отражаются сведения об автомобилях, включенных в разыскные базы на постоянный учет (на федеральный уровень), а сведениями об автомобилях, угнанных и впоследствии обнаруженных или выставленных на оперативный учет (не более 30 суток), обладают только соответствующие органы внутренних дел МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации (региональный уровень). В настоящее МВД России прорабатывается вопрос о создании единой информационной системы.

За рулем более 10 лет и ни разу не видел сотрудника ГИБДД, не берущего денег! Та же ситуация и среди других сотрудников МВД. Откуда шикарные иномарки с милицейскими номерами? - Александр (Санкт-Петербург)

А.А.: В целях соблюдения дисциплины и законности личного состава, контроля за деятельностью органов внутренних дел, в том числе подразделений ГИБДД, осуществляется несколько самостоятельных видов контроля (надзора), среди них: надзор, осуществляемый органами прокуратуры, ведомственный контроль, осуществляемый подразделениями собственной безопасности органов внутренних дел, контрольно-профилактическими подразделениями ГИБДД, а также  общественный контроль, существующий в различных формах и состоящий из нескольких видов.

Полученные сведения из средств массовой информации, на личных приемах населения, из жалоб и заявлений граждан о противоправных действиях сотрудников Госавтоинспекции и нарушении возложенных на них обязанностей тщательно анализируются, и по выявленным негативным фактам проводятся проверки с принятием соответствующих решений по каждому конкретно случаю.

В то же время необходимо напомнить водителям, что законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность как за получение, так и за дачу взятки должностному лицу.

Работники милиции берут взятки - прямо на дорогах. Не считаете ли Вы, что с этим пора бороться? - В. (Курск)

А.А.: Руководство МВД России убеждено, что взяточничество и мздоимство среди сотрудников Госавтоинспекции наносит тяжелый урон репутации всей службы в целом, формирует негативный образ ее представителей в глазах участников дорожного движения.

Для борьбы с противоправными действиями должностных лиц Госавтоинспекции в 1995 году были созданы и функционируют контрольно-профилактические подразделения в структуре управлений (отделов) ГИБДД субъектов Российской Федерации.

Контрольно-профилактическими отделами (КПО) в 2005 году проведено свыше 10 тыс. мероприятий профилактической направленности, в ходе которых выявлено более девяти тысяч нарушений порядка несения службы сотрудниками ГИБДД. Привлечено к дисциплинарной ответственности свыше шести тысяч сотрудников, в том числе около шестисот уволено из органов внутренних дел.

Однако полагаю, что было бы неправильным возлагать всю полноту ответственности на сотрудников Госавтоинспекции.

Зачастую сами водители, совершив нарушение Правил дорожного движения, буквально умоляют инспектора ДПС "разрешить вопрос на месте", тем самым подвигая их на совершение должностных проступков, а затем совершенно искренне удивляются "алчности" сотрудников ГИБДД.

Считаю, что борьбу со взяточничеством на дорогах водителям необходимо прежде всего начать с себя, выработав четкую аксиому: нарушил Правила - будь добр, неси ответственность в соответствии с Законом.  Только в таком случае, при формировании достаточного уровня правовой культуры в сознании участников дорожного движения, возможно полностью искоренить поставленную Вами проблему.

Сотрудники ГИБДД любят проверять скоростной режим у нас в городе. В это же время сами рядом проезжают светофор на красный, ездят по тротуарам и т.п. На прошлой неделе в течение часа два раза чуть не сбили. Как Вы думаете решать этот беспредел? - Валерий (Тверь)

А.А.: В соответствии с п. 3.1 Правил дорожного движения Российской Федерации водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6, 8-18 настоящих Правил, приложений 1 и 2 к настоящим Правилам при условии обеспечения безопасности движения. В остальных случаях за нарушение Правил дорожного движения сотрудники органов внутренних дел несут ответственность на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

О конкретных фактах нарушения сотрудниками милиции требований Правил дорожного движения с указанием времени, места, модели транспортного средства и его регистрационных знаков просим сообщать в органы внутренних дел.

На основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях такие сотрудники будут привлечены к административной ответственности.

Купил у организации автомобиль ВАЗ 21113, который куплен, зарегистрирован, снят с учета данной организацией в г. Москве. При постановке на учет в 3 отд. ГИБДД СВАО г. Москвы возникли проблемы с регистрацией. Требуется запрос на завод, чтобы уточнить, на какой автомобиль был выдан ПТС. Что это - бдительность одних, некомпетентность других? Где была ГИБДД, когда ставила автомобиль на учет и снимала с него? Почему нельзя поставить автомобиль на учет, а затем производить эти уточнения? - Громыко Павел (Москва,  Бибирево)

А.А.: Для объективного ответа на вопросы, относящиеся к предыстории Вашего автомобиля, необходима дополнительная конкретная информация о данных автомобиля и времени обращения в подразделение Госавтоинспекции по месту жительства.

При постановке на учет или снятии с учета автомобиля сотрудники Госавтоинспекции обязаны проверять достоверность выдачи документов и внесенных в них записей, так как на них возложены функции по обнаружению автотранспорта, находящегося в розыске.

Только за 2005 год сотрудниками Госавтоинспекции при совершении регистрационных действий выявлено документов с признаками подделки либо находящихся в розыске – 7267.

5Я внес в страховой полис автомобиля свою фамилию, не заверив дополнительной печатью в страховой компании, вправе ли сотрудник ГИБДД лишить водительского удостоверения и возбудить уголовное дело по статье подделки документов? - Марат (Дагестан, Махачкала)

А.А.: Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств предусмотрено, что страховщик в письменном виде уведомляет страхователя о необходимости внесения тех или иных изменений в полис обязательного страхования. Страхователь в течение 2 дней выдает страховщику (после оплаты необходимых сумм в случае увеличения страхового риска) дубликат полиса с внесенными изменениями. До внесения указанных изменений (дополнение круга лиц, имеющих право управлять транспортным средством) владелец транспортного средства или его доверенное лицо не могут передавать транспортное средство для управления не вписанному в полис водителю.

При выявлении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в данном случае, инспектор ДПС составляет протокол по делу об административном правонарушении, задерживает водительское удостоверение нарушителя, при необходимости перед составлением протокола или после (в зависимости от требований закона) оформляет другие документы (в том числе процессуальные). Затем в течение суток соответствующий руководитель подразделения ГИБДД направляет материал в суд, который обладает исключительным правом принимать решение о лишении права управления.

Таким образом, собственноручно внесенные Вами изменения в страховой полис автомобиля, не заверенные страхователем, недействительны, однако подделкой документов как таковой не являются, так как не предоставляют его владельцу каких-либо преимуществ (дополнительных прав).

Почему сотрудники ГИБДД не обременяют себя сбором доказательств при обвинении водителей в совершении АПН, составляют протокол, который в судах признается доказательством? А водителям приходится, несмотря на презумпцию невиновности, самим предоставлять доказательства невиновности.

А.А.: Глава 26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что доказательствами могут быть любые фактические данные, имеющие значение для дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, показаниями свидетелей, потерпевших, заключениями экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств.

При выявлении административного правонарушения инспектор ДПС производит необходимые действия, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Должностное лицо само оценивает имеющиеся доказательства по своему внутреннему убеждению и принимает решение о целесообразности приобщения к делу той или иной информации.

В настоящее время на законодательном уровне прорабатывается вопрос возможности привлечения владельцев транспортных средств к ответственности за административные правонарушения, зафиксированные специальными видеокамерами, которые планируется разместить на всех магистралях и аварийно опасных участках дорог.

Есть законопроект об увеличении штрафов по 12 главе КоАП. Вы думаете это приведет к большей дисциплине на дороге? Очевидно, что это увеличит количество и суммы взяток инспекторам. То же и с балльной системой. Люди будут откупаться, лишь бы инспектор не вписал лишние баллы. - Петр (Саратов)

А.А.: Да, мы считаем, что увеличение штрафных санкций по статье 12 КоАП РФ приведет к снижению количества нарушений правил дорожного движения водителями. Введение новых штрафных санкций к нарушителям дорожного движения направлено не на процветание коррупции на дорогах, а на снижение количества погибших и пострадавших в ДТП наших граждан. Для борьбы с противоправными действиями должностных лиц Госавтоинспекции созданы и функционируют контрольно-профилактические подразделения в структуре управлений (отделов) ГИБДД субъектов Российской Федерации.

Когда и какие меры будут предусматриваться (если будут) по наведению порядка при парковках автотранспорта? Автотранспорт ставится где попало и как попало, портя при этом обустроенные территории, пешеходные дорожки и т.д. Причем нарушается безопасность пешеходов. - Александр (г. Омск)

А.А.: В соответствии с Правилами дорожного движения остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии - на проезжей части у ее края. При этом транспортное средство необходимо ставить в один ряд параллельно краю проезжей части. Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком "Место стоянки" с табличкой "Способ постановки транспортного средства на стоянку".

Подразделениями Госавтоинспекции работа по выявлению нарушений остановок и стоянок транспортных средств осуществляется на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Статьей 12.19 КоАП РФ предусмотрено предупреждение или наложение административного наказания в размере 0,5 МРОТ (50 рублей).

В настоящее время внесены предложения по ужесточению мер административной ответственности за данный вид нарушения.

Какой нормой Закона регламентируется отличие проводимого осмотра транспортного средства в соответствии с п. 23 ст. 11 "Закона о милиции" от досмотра, проводимого в соответствии с п. 25 ст. 11? Вопрос вызван тотальным беспределом на дорогах, когда в ходе так называемого осмотра, не требующего понятых, в транспортное средство подбрасываются наркотики, боеприпасы. За этим следует вымогательство огромных денежных сумм. Как избежать унижения чести и достоинства добропорядочного гражданина, когда содержимое его транспортного средства просто вытряхивается на дорогу, и попробуй только еще заикнуться об извинениях за допущенные издевательства? - Сергей (Москва)

7Понятие осмотра в законодательстве дается. Тем не менее, право сотрудников милиции производить различные виды осмотра, помимо уголовно-процессуального и оперативно-разыскного законодательства, закреплено в Законе "О милиции", в Положении о Государственной инспекции безопасности дорожного движения, в Положении о вневедомственной охране при органах внутренних дел, в Наставлении по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Уставе патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности и других нормативных актах.

Их анализ позволяет сделать вывод о том, что под осмотром следует понимать действия уполномоченных должностных лиц по визуальному обследованию участков местности, зданий, сооружений, транспортных средств и других объектов в целях обнаружения признаков противоправных действий и других фактических данных, необходимых для предотвращения и пресечения правонарушений, предупреждения дорожно-транспортных происшествий, а также выполнения иных обязанностей, возложенных на милицию.

Согласно примечанию к ст. 12.1 КоАП РФ к транспортным средствам относятся автомототранспортные средства (автомобили, мотоциклы и т.д.) с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, а также прицепы к ним, тракторы, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы.

При проведении осмотра транспортных средств и грузов сотрудники милиции проверяют документы, необходимые для эксплуатации транспортных средств и перевозки груза, выявляют очевидные технические неисправности транспортных средств, осуществляют сбор данных, изобличающих конкретных лиц в совершении дорожно-транспортных правонарушений, а также доказательств причастности осматриваемого транспортного средства к ДТП. Осмотр осуществляется с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы.

Во время осмотра транспортных средств и грузов сотрудник милиции выясняет законность и правильность оформления необходимых документов. В случае возникновения подозрения в том, что транспорт используется в противоправных целях, сотрудник милиции вправе произвести его досмотр.

Под досмотром понимаются административно-процессуальные действия сотрудников милиции, осуществляемые в случаях и порядке, установленных федеральным законом, и состоящие в отыскании и принудительном изъятии орудий правонарушения, а также предметов и ценностей, добытых противоправным путем, которые могут иметь доказательственное значение по делу об административном правонарушении или уголовному делу.

Досмотр может производиться также для обнаружения разыскиваемых лиц.

Цель досмотра также может состоять не в том, чтобы что-то "найти", а в том, чтобы "проверить", т.е. убедиться в отсутствии чего-либо, например оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств и др. В случае обнаружения сотрудник милиции вправе изъять указанные предметы, средства и вещества при отсутствии данных о наличии законных оснований для их ношения и хранения.

Порядок осуществления досмотра регламентирован ст. 27.7-27.9 КоАП РФ и другими нормативными актами. В соответствии с ними досмотр оформляется составлением протокола либо соответствующей записью в протоколе об административном правонарушении или об административном задержании. В необходимых случаях его производство обеспечивается применением силы.

При проведении досмотра сотрудник милиции имеет право требовать от граждан и должностных лиц обеспечить свободный доступ к моторному отсеку, в кабину водителя, пассажирский салон, к багажному отделению и другим частям транспортного средства, а также местам для размещения перевозимых грузов. Обнаруженные в процессе досмотра вещи или предметы, свидетельствующие о противоправных действиях, лица, подозреваемые в их совершении, доставляются в дежурную часть органа внутренних дел, куда передаются также все материалы о выявленном правонарушении.

Когда, наконец, сотрудники милиции начнут получать достойную и адекватную заработную плату, чтобы не думать на работе о том, как любыми способами прокормить свою семью, а заниматься своей работой... т.е. защищать законные интересы и права граждан? - Семенов П.Д. (С-Пб), бывший сотрудник милиции (с горечью)

Объясните, пожалуйста, почему сыщики, работающие на земле, раскрывающие преступления, получают 8-9 тыс. руб., а работающие с документами в МВД РФ - 20-30 тыс. Может, надо сделать наоборот: если работаешь на земле и раскрываешь преступления, то получаешь больше? Устал - идешь, работаешь с документами, получаешь меньше. - Петр Евгеньевич (Москва)

А.А.: Одной из основных задач обеспечения социальной защищенности личного состава является повышение уровня оплаты труда. Начиная с 2002 года, с учетом проводимой государством политики "монетизации" льгот и социальных гарантий, осуществляется и соответствующее реформирование системы денежного довольствия сотрудников. Денежное довольствие впервые установлено единым для всех правоохранительных органов Федеральным законом. Осуществлен перевод в денежную форму ранее предоставляемых льгот по оплате жилья, коммунальных услуг, услуг связи, подоходному налогу, отмене доплаты взамен пенсии, льгот по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц, бесплатного проезда общественным транспортом.

Должностные оклады увеличены в среднем по МВД России в 2,35 раза, по ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области - в 2,7 раза. Одновременно повышены размеры надбавок за выслугу лет до с 40 до 70 процентов.

Надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы установлена Федеральным законом от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ  в зависимости от состава сотрудников (размера должностного оклада) и местности прохождения службы (размера тарифов на общественный транспорт, районных коэффициентов, "северных" надбавок) в размере до 120 процентов должностного оклада, в том числе в зависимости от затрат конкретного сотрудника на транспортные расходы и компенсацию утраченных льгот по уплате налога на землю и имущество физических лиц, а по отдельным регионам (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область) - до 200 процентов.

Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. N 177 с 1 марта 2005 года сотрудникам введено ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2005 года N 759 с 1 января 2006 года должностные оклады и оклады по специальным званиям увеличены в 1,15 раза. Кроме того, в большинстве субъектов Российской Федерации из региональных бюджетов установлены ежемесячные доплаты и надбавки, в том числе в Санкт-Петербурге - до 70 процентов должностного оклада.

Перспективным финансовым планом Российской Федерации на трехлетний период (до 2008 года включительно) предусматривается поэтапная индексация окладов денежного содержания: с 1 января 2007 года - на 10 процентов; с 1 ноября 2007 года - на 15 процентов; с 1 сентября 2008 года - на 15 процентов. В целом за три года денежное довольствие в реальном выражении возрастет на 45 процентов.

Я гражданин Республики Беларусь, студент юридического факультета. Могу ли я работать в МВД РФ? – Дима (Москва)

А.А.: Федеральным законом от 1 мая 1999 г. N 89-ФЗ ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан, подписанный в городе Москве 25 декабря 1998 года. Согласно статье 7 указанного Договора договаривающиеся Стороны обеспечивают гражданам России и Беларуси равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях России и Беларуси.

При этом указанные нормы не распространяются на правила приема на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.

Порядок и условия приема на службу в органы внутренних дел Российской Федерации определяются Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон), Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (далее - Положение), иными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в органах внутренних дел.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона на службу в милицию имеют право поступать граждане Российской Федерации не моложе 18 лет и не старше 35 лет независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего образования, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять возложенные на сотрудников милиции обязанности.

Согласно части 1 статьи 1 Положения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

Таким образом, на службу в органы внутренних дел Российской Федерации могут поступить только граждане Российской Федерации.

Между тем, в соответствии с положениями Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в настоящее время Вы можете поступить на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.

8Можно ли восстановиться на службе в органах МВД после увольнения в запас по выслуге лет? Возраст 41 год. - Александр (Кронштадт)

А.А.: Возрастные ограничения для граждан, ранее уволенных из органов внутренних дел и вновь принимаемых на службу, применяются в соответствии со статьями 8 и 59 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

При отсутствии противопоказаний, препятствующих поступлению на службу, граждане, уволенные со службы в специальном звании до подполковника милиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции, могут вновь поступить на службу в возрасте до 45 лет. Для имевших специальные звания выше указанного предусмотрен больший возрастной ценз. 

В связи с некоторыми изменениями в ФЗ "О воинской обязанности и воинской службе", в частности изменения сроков службы по призыву (с 1 января 2007 г. – 1,5 года, а с 1 января 2008 г. – 1 год), не будут ли отменены профессиональные отсрочки работникам органов МВД? И будут ли призываться в армию те лица, которые уже служат в органах МВД? - Денис (Новосибирск)

А.А.: В соответствии с  подпунктом "з" пункта 1 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" на военную службу могут быть призваны только сотрудники органов внутренних дел, назначенные на должности рядового или начальствующего состава органов внутренних дел после 1 апреля 2005 года, за исключением сотрудников, обучающихся или окончивших образовательные учреждения МВД России и получивших специальные звания.

Будет ли реорганизация в ДБОПиТ (Департаменте по борьбе с организованной преступностью и терроризмом) МВД РФ? - Евгений (Москва)

А.А.: В настоящее время проведение реорганизации не планируется.

Как заставить УВД исполнить решение суда? Конкретно: суд обязал УВД ЮАО г. Москвы в соответствии с Законом "О милиции" предоставить мне, участковому уполномоченному, квартиру, а УВД не исполняет судебное решение. - Игорь (Москва)

А.А.: На основании статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с порядком, установленным ГПК РФ, взыскателю судом после вступления судебного постановления, в том числе решения, в законную силу, выдается исполнительный документ, являющийся основанием для возбуждения Службой судебных приставов исполнительного производства.

Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" установил, что принудительное исполнение судебных актов (решений суда) возлагается на Службу судебных приставов в случае предоставления соответствующего исполнительного документа.

Одновременно с этим статьей 85 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что в случае неисполнения без уважительных причин исполнительного документа (исполнительного листа), обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, он выносит постановление о наложении на должника штрафа в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда и назначает ему новый срок для исполнения.

Статья 8 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" регламентирует, что об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее, чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Сейчас сотрудники милиции, особенно молодые, практически не имеют возможности самостоятельно улучшить свои жилищные условия. Есть ли у МВД России планы в ближайшем будущем решать эту проблему - обеспечение жильем молодых и перспективных сотрудников милиции, причем не только участковых уполномоченных? - Константин (Челябинск)

А.А.: В соответствии со ст. 30 Закона Российской Федерации "О милиции" (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями, участковым уполномоченным милиции - не позднее 6-ти месяцев с момента вступления в должность.

С 1 марта 2005 года принятие на учёт граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").

Пунктом 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Принятие граждан на жилищный учёт по месту их работы настоящим Кодексом не предусмотрено.

За гражданами, принятыми на жилищный учёт до 1 марта 2005 года, сохраняется право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма (ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").

В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности, исходя из времени принятия таких граждан на учёт.

Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ (статья 12) также внесены изменения в часть первую статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". В соответствии с данными изменениями жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, приватизации не подлежат.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и названному Закону. Данное требование относится также и к Положению о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределению жилой площади, утвержденному приказом МВД России от 24 мая 2003 года N 345.

В целях законодательного урегулирования вопросов обеспечения сотрудников органов внутренних дел жилыми помещениями, возникших в связи с вступлением в действие с 1 марта 2005 года Жилищного кодекса Российской Федерации, подготовлен законопроект о внесении изменений в Закон Российской Федерации "О милиции".

В настоящее время данный законопроект находится на рассмотрении в Комитете по безопасности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Законопроектом предусматривается предоставление сотрудникам милиции жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда Российской Федерации. Устанавливаются основания признания сотрудников милиции нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также нормы и порядок предоставления указанных жилых помещений. Планируется осуществлять принятие сотрудников милиции на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по месту прохождения службы в соответствующем органе внутренних дел Российской Федерации.

Кроме того, в настоящее время проблема обеспечения жильём категорий граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильём в соответствии с законодательством Российской Федерации, остаётся одной из наиболее острых социальных проблем. В связи с этим Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" утверждены изменения, внесенные в федеральную целевую программу "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675.

6В соответствии с данными изменениями мероприятия по обеспечению жильём отдельных категорий граждан, предусмотренные входившими в состав программы "Жилище" на первом этапе её реализации подпрограммами, в том числе и "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, на втором этапе осуществляются в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".

Главной целью данной подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Реализация подпрограммы осуществляется в 2006 - 2010 годах.

В системе МВД России право на получение субсидии с помощью сертификатов имеют признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (жилых помещениях) военнослужащие внутренних войск МВД России, сотрудники органов внутренних дел, содержащиеся за счёт средств федерального бюджета, подлежащие увольнению со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, а также граждане, уволенные со службы по указанным основаниям и отвечающие перечисленным требованиям. Из числа граждан указанных категорий в первую очередь сертификаты выдаются гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (жилых помещениях) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации. Применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений являются: отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках названной подпрограммы.

С 1 января 2007 года право на получение сертификатов имеют также граждане, уволенные со службы в федеральных органах налоговой полиции с правом на пенсию, состоявшие в указанных органах на жилищном учёте и принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах внутренних дел по месту их пенсионного обеспечения.

В соответствии с данным Постановлением Правительства Российской Федерации организация работы по выдаче сертификатов и мероприятия по оплате приобретаемых жилых помещений будут осуществляться с 1 мая 2006 года на основании списков участников, представленных в 2005 году.

В отношении решения жилищных вопросов молодых семей в субъектах Российской Федерации действует подпрограмма "Обеспечение жильём молодых семей", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года N 638. Реализация данной подпрограммы осуществляется органами исполнительной власти.

Зачем пытаются парализовать вневедомственную охрану - на сегодняшний день самую мобильную наружную службу в системе МВД? Ничем другим нельзя объяснить сокращение в 3 раза финансирования расходов на ГСМ. При этом деньги на эти расходы поступают в бюджет от потребителей услуг вневедомственной охраны в полном объеме, т.к. включены в тарифы. - М.А. Леонтьев (г. Владимир)

А.А.: В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" финансирование подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации осуществляется из федерального бюджета по целевой статье 215 "Обеспечение деятельности вневедомственной охраны". Расчёт лимитов бюджетных обязательств на приобретение горюче-смазочных материалов (далее – ГСМ) осуществлён в соответствии с методическими рекомендациями Минэкономразвития России по разработке программ социально-экономического развития страны на период 2007-2009 гг.

Согласно указанному закону лимит бюджетных обязательств на приобретение ГСМ на 2006 год установлен в объёме 996,8 млн. руб., в том числе по подразделениям вневедомственной охраны Владимирской области – 10,4 млн. руб. Аналогичные расходы в 2005 году составили: 1 247,956 млн. руб. и 15,0 млн. руб. соответственно. Некоторое уменьшение финансовых средств, выделенных на указанные расходы в 2006 году, по сравнению с 2005 годом связано с передачей автотранспорта и переводом работников военизированных и охранных подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел в созданное на их базе ФГУП "Охрана" МВД России, а также с неоднократными корректировками бюджетной росписи по целевой статье 215, в результате которых расходы на оплату ГСМ были увеличены.

Принимая во внимание, что в связи с ростом цен на нефтепродукты средства, выделенные в 2006 году на приобретение ГСМ, не являются достаточными, Министерством внутренних дел Российской Федерации в марте текущего года проведена аналогичная корректировка, в результате чего расходы на оплату ГСМ увеличены. Дополнительные ассигнования планируется довести до УВО (ОВО) при МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации в третьей декаде апреля текущего года.

Таким образом, Ваша информация об уменьшении в 3 раза средств, выделенных на приобретение ГСМ для подразделений вневедомственной охраны, не соответствует действительности.

В ОВД за прошлый год поступило много автотранспорта, в частности участковым уполномоченным. Транспорт стоит без бензина. Когда будет решаться этот вопрос? Зачем техника без бензина? - Михаил (Киров)

А.А.: Вопрос обеспечения горюче-смазочными материалами автотранспорта органов внутренних дел является одним из важнейших при организации материально-технического снабжения.

Объемы финансирования, выделяемые МВД России на закупки горюче-смазочных материалов, на протяжении ряда лет постоянно растут. Так, за период с 2002 года по 2005 год объемы финансирования выросли в 2,5 раза

В 2005 году с учетом дополнительно поставленного органам внутренних дел Российской Федерации автотранспорта на закупки горюче-смазочных материалов дополнительно выделено 1,2 млрд. рублей, что составляет более 60% от первоначально предусмотренного объема финансирования.

Вместе с тем, добиться улучшения ситуации с обеспечением горюче-смазочными материалами не удается в связи постоянным ростом цен на горючее. За период с 2002 по 2005 год цены на автомобильное топливо, как известно, существенно возросли.

По инициативе "силовых" ведомств, в том числе МВД России", вопрос недостаточной обеспеченности горюче-смазочными материалами был рассмотрен в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в январе 2006 года. По итогам его рассмотрения Правительству Российской Федерации даны поручения о выделении дополнительных денежных средств.

В настоящее время в Минфине России решается вопрос о дополнительном выделении в 2006 году ассигнований на закупку горюче-смазочных материалов.

Почему так проблемно стоит вопрос с Законом о правоохранительной службе? Ведь только всестороннее его обсуждение поможет избежать многих ошибок и неточностей при принятии его. А проект Закона невозможно найти даже в Интернете. - Алекс (Коми)

А.А.: Работа над проектом федерального закона "О правоохранительной службе Российской Федерации" ведется с момента принятия Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации".

В его разработке принимают участие специалисты различных заинтересованных государственных органов и ученые - специалисты в области государственной службы.

В настоящее время работа над проектом Федерального закона "О правоохранительной службе Российской Федерации" завершается, но в Государственную Думу он пока еще не внесен.

КонсультантПлюс: Уважаемый Александр Алексеевич, благодарим Вас за интервью.


Интервью с А.А. Чекалиным провел специальный корреспондент
компании "Консультант Плюс" Д.В. Буянов. Фото - Т.М. Тверецкий.

Все интернет-интервью

Поделиться ссылкой: