Интернет-интервью с В.В. Черниковым,
доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации:
"Юридическая служба в системе МВД России: 65 лет истории"
30 июня 2011 года состоялось интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Валерием Васильевичем Черниковым. Тема интервью: "Юридическая служба в системе МВД России: 65 лет истории". Благодарим всех посетителей сайта, приславших свои вопросы.
КонсультантПлюс: Валерий Васильевич, этот год - юбилейный для юридической службы в системе МВД России. С чего начиналось становление правового института МВД и какова его роль на современном этапе реформирования всей правоохранительной структуры?
Валерий Васильевич Черников: История становления правового института МВД корнями уходит в начало 19 века. Именно в тот период в результате политических процессов остро встал вопрос о недостатке работников полиции с юридическим образованием, в связи с чем в 1835 году был издан высочайший указ об образовании Императорского училища правоведения для подготовки юристов государственной службы. Это, можно сказать, стало прологом к дальнейшему процессу создания юридической службы в полицейском ведомстве.
Однако попытки усилить правовую составляющую в сфере внутренних дел Российской империи, предпринимаясь на рубеже 1820 - 1830-х годов, на протяжении 30 лет так и носили локальный характер. И лишь после реформ первой половины 60-х годов 19 века, в 1865 году, указом императора по представлению министра внутренних дел Петра Александровича Валуева в аппарате министерства была создана юридическая служба, предназначением которой стало регулирование и правовой контроль происходящих в государстве и обществе процессов.
Через три года должности юрисконсультов были введены во всех министерствах. А в 1880 г. в структуре департамента полиции МВД было образовано самостоятельное юридическое подразделение, в полномочия которого входила разработка ведомственных циркуляров и инструкций, составление юридических заключений и обеспечение правового консультирования самого министра. Таким образом, можно констатировать, что уже в это время были определены три главных направления деятельности юридической службы - нормотворчество, правовая экспертиза, правовое консультирование и информирование, которые не потеряли своей актуальности и до настоящего времени.
Официальный момент начала летоисчисления юридической службы МВД датирован 19 июля 1946 года - это так называемый первый этап развития СССР в послевоенное время, когда изменения в структуре и характере деятельности МВД во многом зависели от колебаний внутренней и внешней политики государства. Руководство страны тогда стремилось обеспечить минимальные стандарты жизни населения, используя при этом все возможные ресурсы, в том числе возможности силовых и специальных ведомств.
Именно в это время возрастает роль правового урегулирования отношений в обществе, резко увеличивается объем работы юристов-государственников, укрепляется статус юридических служб. Поэтому в 1946 году появляется необходимость в веерном создании юридических служб во всех специальных и силовых ведомствах, в том числе и в МВД согласно приказу министра внутренних дел Круглова N 00706 от 19 июля 1946 года. В советский период юридические подразделения постоянно присутствовали в составе центральных аппаратов органов управления милицией, отдельных учреждений внутренних дел, а начиная с конца 50-х годов прошлого столетия юристы постепенно были введены на уровень среднего звена системы МВД СССР.
С 1990 года начинается новый этап в развитии ведомственной юридической службы. Россия приобретает суверенитет и приступает к строительству демократического правового государства. Во главу угла деятельности органов внутренних дел ставятся задачи эффективной защиты прав и свобод граждан на основе строгого соблюдения законности. Издается Закон РФ "О милиции" и стартует перевод всей ранее действующей правовой базы МВД СССР в норматив МВД РФ, который и был завершен лишь в 2011 году. Параллельно с этими процессами юридическая служба системы МВД России начинает активно развиваться, и в течение 20 лет её головное подразделение становится департаментом, она достигает масштабов всей страны, обретает серьезный статус, выходит на новый уровень технологико-информационного и международного сотрудничества.
На современном этапе начала 21 столетия и в свете текущих исторически значимых преобразований в системе МВД от юридической службы ждут правового обеспечения реформы МВД России, в том числе действия ФЗ "О полиции", реализации будущих законов - "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ" и "О службе в органах внутренних дел РФ", которые уже направлены в ГД РФ, подпитки их подзаконными актами. И это не всё. Ориентируясь на современные правовые вводные, юридической службе придется привести в соответствие с новыми законами весь ведомственный норматив, включая региональный, а это процентов 80 из 10 тысяч действующих актов, одновременно проводя правовою пропаганду среди сотрудников и граждан.
У юридической службы системы МВД России юбилей - 65 лет. Уважаемый Валерий Васильевич, как лично Вы относитесь к этой дате? - Сергей, Москва
Валерий Васильевич: Весь период 65-летия - это та история юридической службы, которую мы можем знать, но вряд ли можем ощущать, так как фактически она началась и существовала задолго до нашего в ней появления. Определенно я могу говорить только за те 21 год функционирования и развития юридической службы системы МВД России, к которым имею прямое отношение. Учитывая историю, надо заметить, что последние 20 лет были, пожалуй, самыми сложными временами эволюции права в Министерстве внутренних дел РФ. Беспредел 90-х годов 20 века и его правовой контроль, становление новейшей истории МВД России в первой декаде 21 столетия и его правовое обеспечение. Работа над Законом РФ "О милиции" 1991 г. и создание ФЗ "О полиции" 2011 г. - всё это заполнило третью часть официальной истории юридической службы, также как и на сегодняшний день, третью часть моего жизненного пути и судьбы. Бесспорно, для меня это знаковое число, которое является не просто периодом в моей жизни, а целой эпохой создания чего-то нужного государству и обществу.
Валерий Васильевич, это, наверное, обидно, но из обывателей мало кто знает о том, что в системе федеральных органов исполнительной власти действует юридическая служба и что она делает. В связи с тем, что наше государство сегодня заявляется как правовое, каким образом Вы бы построили PR правовых подразделений в обществе? - Лана, Москва
Валерий Васильевич: Это сложно, потому что та работа, которую мы проводим, как правило, интересна довольно узкой целевой аудитории. Практически всегда в тени наиболее резонансных законопроектов, таких как уже принятый Закон "О полиции", остается основной массив труда, выполняемый нашими сотрудниками. Это первое.
Второе. Правовая работа по своей сути корреспондирует практически со всеми направлениями деятельности МВД России. В этой связи PR юридических подразделений в индивидуальном порядке не всегда корректен. Здесь мы вынуждены прислушиваться к своим коллегам из других департаментов и взаимодействовать с ними. Однако, если рассуждать теоретически, то, наверное, следует начать с создания имиджа юридической службы системы МВД России, выработать единый формат имиджевой политики департамента и правовых подразделений на местах. Формирование такого имиджа может осуществляться посредством цикла разъяснительных публикаций, теле- и радиопрограмм, которыми можно довести до граждан знания о структуре юридической службы, её назначении и механизме деятельности как в рамках системы МВД, так и во взаимодействии с иными властными структурами. В целом необходимо освещать все популярные в обществе мероприятия, проводимые правовыми подразделениями разных уровней совместно с другими органами власти, в том числе организовывать сопровождение в СМИ наиболее резонансных проектов законов, касающихся деятельности МВД России, освещение практики их дальнейшего применения, комментирование в прессе конкретных примеров правового сотрудничества МВД с коллегами из ближнего и дальнего зарубежья. Причем это должны быть сюжеты не только информационного, но и в большей степени аналитического характера.
Неплохо было бы выработать действенный механизм привлечения к ответственности изданий либо отдельных журналистов, которые используют недостоверные сведения, делают неверные, порочащие полицию выводы из ситуации или искажают информацию намеренно с целью создания эффекта сенсации, невзирая на подрыв авторитета государственного института полиции, публикуют заказные материалы. Судебную защиту в системе органов внутренних дел осуществляют представители правовых подразделений, и было бы назидательным проводить разбирательства о восстановлении чести, достоинства и деловой репутации в публичном порядке.
При формировании имиджа региональных правовых подразделений необходимо использовать особенности национальной, социально-политической, криминогенной ситуации в субъектах Российской Федерации, а также учитывать уровень правовой грамотности населения. Соответственно для этого потребуются ресурсы региональной прессы, по состоянию которых априори должен быть проведен аудит на предмет составления их списков, учета их политической ангажированности, тиражности, рейтингов, форматов, частоты вещания и т.д. В идеале хотелось бы нивелировать смешивание антирейтинга непопулярных законодательных мер с имиджем как департамента, так и министерства в целом. Но это уже целая программа действий, для реализации которой у нас пока нет ни планов, ни кадровых возможностей.
В чем, на Ваш взгляд, основные задачи юридической службы в системе МВД РФ в настоящее время? - Герман Владимирович, Самара
Валерий Васильевич: Перед правовыми подразделениями системы МВД России стоят следующие задачи:
1) повышение качества нормативно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел;
2) развитие международно-правовых отношений в сфере правоохраны;
3) повышение эффективности правового контроля;
4) совершенствование судебно-исковой работы;
5) повышение качества договорно-правовой работы;
6) оптимизация информационно-правовой деятельности.
В условиях реформирования системы органов внутренних дел появляются и новые задачи. Серьезная ответственность возлагается на юридическую службу требованием подпункта 1 части 1 статьи 27 Закона "О полиции", в котором речь идет о регулярных проверках знания сотрудниками полиции Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных актов, регулирующих их деятельность. Как уже отмечалось, совершенно новым направлением в работе юридической службы сегодня является оказание правовой помощи сотрудникам и военнослужащим, оказавшимся в условиях правового конфликта. И здесь совместно с другими подразделениями юрисконсультам министерства необходимо создать механизм защиты прав и свобод сотрудников по делам, возникшим в связи с осуществлением ими служебной деятельности.
Юридическим службам требуется повысить свой вклад в укрепление режима законности в работе полиции и внутренних войск. Для этого необходимо повышать качество проводимых правовых и антикоррупционных экспертиз, расширять правовой контроль, включать в область юридической оценки новые участки оперативно-служебной деятельности. Во взаимодействии с кадровыми аппаратами и подразделениями собственной безопасности важно обеспечить повсеместный контроль за законностью действий и решений сотрудников полиции, как этого требует часть 6 статьи 6 Федерального закона "О полиции".
Необходимо активизировать усилия юридической службы в пропаганде правовых знаний, в разъяснении нового полицейского законодательства как среди сотрудников органов внутренних дел, так и среди населения. Правовые подразделения должны быть координаторами этой работы. В целом же мы должны не только совершенствовать правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, но одновременно и совершенствоваться сами, ибо одно без другого не бывает. Какие негативные последствия несут в себе текущие реформы в системе МВД для юридической службы? - Владимир, Москва
Валерий Васильевич: Было бы неправильно вести речь о негативных последствиях проводимого в системе МВД России реформирования для сотрудников юридической службы. Любое реформирование преследует своей целью изменение ситуации в лучшую сторону. Напомню, что одной из его ключевых задач является формирование нового правоохранительного института - полиции - как единой, мобильной, эффективной и технически оснащенной структуры, которая должна быть укомплектована специалистами самого высокого уровня. Другими направлениями реформы является совершенствование нормативно-правовой базы, оптимизация структуры управления (как самого министерства, так и его территориальных органов), реорганизация кадрового, тылового и материально-технического обеспечения, системы ведомственного образования.
Но главным в проводимых преобразованиях является то, что во главу угла поставлен конкретный человек - сотрудник органов внутренних дел. Реформа призвана решить наиболее острые социальные проблемы органов внутренних дел, в том числе существенно увеличить уровень заработной платы и пенсий сотрудников. Тем самым будет заложена необходимая основа для формирования стабильных, психологически и нравственно устойчивых высокопрофессиональных полицейских коллективов. В этой связи можно говорить об увеличении нагрузки на сотрудников правовых подразделений, появлении новых задач, стоящих перед ними. Однако появление дополнительной нагрузки в определенной степени можно рассматривать и как большой плюс, поскольку только в процессе преодоления трудностей осуществляется развитие сотрудника как специалиста.
Реформирование в системе МВД активизировало проводимую работу по внедрению современных информационных и телекоммуникационных технологий. Впервые в статье 11 Закона "О полиции" закреплен принцип использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем. Причем это закреплено не на уровне декларации, а как обязанность полиции в своей деятельности использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.
В настоящее время основу автоматизированного централизованного массива правовой информации, касающейся сферы внутренних дел, составляют:
1) справочные правовые системы общего пользования (например, КонсультантПлюс, "Гарант", "Кодекс", "Система" и иные, содержащие законодательные и подзаконные акты Российской Федерации);
2) ведомственная специализированная территориально распределенная автоматизированная система "Юрист", включающая в себя:
- автоматизированную информационно-поисковую систему "Нормативные правовые акты МВД России";
- автоматизированную информационно-поисковую систему "Нормативные правовые акты МВД России, имеющие гриф ограниченного доступа";
- автоматизированную информационную правовую систему по судебной защите интересов органов внутренних дел;
- автоматизированную информационно-поисковую систему "Юридические консультации";
- автоматизированную информационно-поисковую систему "Международные договоры и соглашения";
3) ведомственная специализированная территориально распределенная автоматизированная информационная система "Юрист-Регион", в которую входят региональные автоматизированные информационно-поисковые системы "Правовые акты МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации".
Юридическая служба министерства является инициатором и организатором создания ведомственной автоматизированной системы правового информирования, работа над которой началась еще в 2005 году. Как говорилось ранее, в настоящее время действует федеральная ведомственная специализированная территориально распределенная автоматизированная система "Юрист", включающая АИПС "Нормативные правовые акты МВД России", "Судебная практика", "Юридические консультации", "Международные договоры и соглашения", а также автоматизированная информационная система "Мониторинг". На уровне территорий функционируют АИПС "Правовые акты территориальных органов МВД России по субъектам Российской Федерации".
Подобный комплекс мер позволяет оптимизировать труд юристов, значительно сократив потери времени на поиск информации, обработку и обмен ею. Научно-технический прогресс в современных условиях - это залог эффективности деятельности системы МВД России. Расскажите, пожалуйста, подробно об условиях отбора кандидатов на должности в юридическую службу системы МВД, насколько система отбора является прозрачной, каким образом попадают в нее сотрудники - путем проведения конкурсов или перевода из других элитных подразделений МВД - и сколько составляет средний размер оклада сотрудника юридической службы по сравнению, допустим, с криминальной милицией в структуре российской полиции? В чем особенность работы юриста в правоохранительных структурах? Какие требования предъявляют к сотрудникам юридической службы МВД? - Дмитрий Буров, Москва
Валерий Васильевич: Деятельность юриста органов внутренних дел - это разрешение социально-правовых ситуаций, возникающих практически каждый день и во всех направлениях деятельности сферы МВД. Поэтому наши юристы должны обладать рядом личностных качеств: четкой гражданской позицией, всесторонним теоретическим знанием, наличием профессионального опыта, объективностью, высокой компетентностью и работоспособностью.
Служба в правовых подразделениях системы МВД России отличается рядом признаков. Во-первых, характером деятельности, которая неразрывно связана с вопросами соблюдения государственной дисциплины, обеспечения законности и укрепления правопорядка. К работе сотрудника-правоведа системы МВД в большей степени, чем к чьей-либо иной деятельности, предъявляются требования соответствия действующему законодательству. Иными словами, его поведение должно быть безупречным с позиций закона. Он обязан активно проводить в жизнь политику государства, ответственно относиться к порученному делу, быть готовым к защите прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства от противоправных посягательств.
Во-вторых, психологической направленностью. Работа юриста связана с поведением людей в сфере каких-либо правоотношений, поэтому ему нередко приходится вникать и разрешать конфликтные ситуации, в том числе возникающие с участием сотрудников органов внутренних дел. Выступать в роли арбитра, а нередко и психолога. В связи с этим в правовой работе многое зависит от личностных качеств человека, от его психологических способностей, от умения устанавливать и поддерживать контакты с людьми. Кроме того, от юриста-руководителя требуется знание основ управленческой психологии и педагогики.
Также от сотрудника правового подразделения требуется умение действовать в чрезвычайных условиях и сохранять при этом эмоциональную устойчивость к негативным явлениям, уметь противостоять воздействию извне. В-третьих, творческим, исследовательским характером деятельности. Это выражается в применении имеющихся правовых и иных знаний, в умении и способности самостоятельно, с учетом всех обстоятельств разбираться в сложных профессиональных ситуациях, объективно оценивать факты и явления, делать правильные выводы и принимать в пределах закона наиболее оптимальные решения. Для этого от сотрудника требуются такие качества, как широта взглядов, пытливость ума, мудрость и рассудительность. Участие в судебных процессах, рассмотрение спорных и конфликтных ситуаций, участие в проведении служебных проверок, анализ информации, составление заключений, воссоздание событий, имевших место в прошлом, и иные аналогичные действия носят характер исследовательской работы. В связи с этим, чем меньше шаблонности в работе сотрудника, тем более вероятны принятие объективных решений, успех выполняемой работы. При этом любое творческое начинание должно происходить в пределах закона.
В-четвертых, самостоятельностью и независимостью в принятии решений. В какой бы должности ни работал юрист в правовом подразделении, он прежде всего является правоведом и должен руководствоваться нормами права, принимать решения самостоятельно. Разумеется, мера самостоятельности зависит от вида деятельности и занимаемой юристом должности. Самостоятельность выражается прежде всего в оценке ситуации и в применении права, подчинении сотрудника закону. Эта особенность профессии нередко требует от него мужества и стойкости, чтобы не поддаться давлению со стороны. Сотрудник правового подразделения не может даже при нахождении в служебном подчинении действовать вопреки закону. Самостоятельность как профессиональная черта его деятельности органически связана с его ответственностью. В этой связи практическую значимость имеет проблема диспозитивности в работе представителя юридической службы. Поэтому от практической целесообразности, от выбора оптимального варианта решения во многом зависит эффективность реализации норм права, законность и справедливость применяемого решения. Целесообразность означает, что сотрудник правового подразделения обязан максимально учитывать конкретные обстоятельства в каждой ситуации.
В-пятых, организаторским характером работы. Сотрудник правового подразделения нередко по роду своей деятельности выступает в той или иной степени в качестве организатора - руководителя правоприменения, то есть лица, воздействующего на поведение людей в целях соблюдения и исполнения ими законов. Служба в правовом подразделении - это работа, неразрывно связанная с людьми. Кроме того, она требует установления профессиональных контактов и взаимосвязей с различными подразделениями в системе МВД России, а также иными органами власти, учреждениями и организациями. Помимо этого, отдельные должности в правовых подразделениях относятся к числу руководящих, вследствие чего к юристу-руководителю в полной мере относятся требования, предъявляемые в целом к руководителю, - умение разбираться в людях, организаторское чутье, практический опыт, деловитость, общительность, способность привлекать к себе людей, сильная воля, профессиональный и моральный авторитет, умелый подход к подчиненным, знание основ науки управления и научной организации управленческого труда.
Сотрудник правового подразделения также должен постоянно стремиться к новому, обладать умением оказывать положительное воздействие на людей, высокой работоспособностью, уметь действовать четко и решительно в нетипичных экстремальных ситуациях, обладать способностью переключаться с одного вида работы на другой. В-шестых, формализованностью работы. В своей деятельности сотрудник имеет дело с достоверными фактами и нормами права, опирается на точные данные, информацию, собранную и закрепленную документально в установленном порядке. Нередко сотрудник правового подразделения фиксирует и удостоверяет имевшие место факты, так сказать, занимается канцелярской работой, которая не очень привлекательна, но совершенно необходима.
Как уже отмечалось ранее, юрисконсульт системы МВД должен обладать необходимым комплексом личностных качеств и объемом профессиональных знаний, умений и навыков. Также к сотрудникам правовых подразделений в связи с тем, что они проходят службу в органах внутренних дел предъявляются повышенные требования по состоянию здоровья, предусмотренные законодательством о прохождении службы. Применительно к теоретическим знаниям сотрудник правового подразделения должен знать основы философии, экономических и политических учений, психологии, научной организации управления и труда в объеме, необходимом для квалифицированного выполнения юридической работы, применения правовых норм, укрепления законности и правопорядка, реализации правоохранительных функций. Необходимым предварительным условием успешного изучения конкретных отраслевых наук является знание общеюридических наук: теории государства и права, истории государства и права.
Наконец, юридическая профессия предъявляет повышенные требования к профессиональным знаниям права. Как никто иной, для успешной работы юрисконсульт должен обладать обширными познаниями в области права, ориентироваться в различных отраслях законодательства - гражданском, арбитражном, административном, трудовом, социальном, жилищном и т.д. От юриста требуется также знание Конституции Российской Федерации, уставов субъектов РФ, директивных документов высших органов государственной представительной и исполнительной власти по вопросам укрепления законности, правопорядка, совершенствования управления действующего законодательства и практики его применения.
Обязательным требованием к профессии юриста является знание политической системы нашего общества, взаимных прав и обязанностей государства и личности, правового статуса гражданина, национально-государственного устройства России, избирательной системы, порядка формирования государственных органов, их правового статуса и деятельности, а также правового статуса общественных объединений и иных формирований граждан. Специальность юриста требует знания методов толкования норм права, их реализации, процедуры принятия и исполнения юридических решений, имеющих правовое значение. Сотрудник юридической службы в системе МВД России обязан знать ведомственные нормативные акты, регулирующие общественные отношения в сфере внутренних дел, систему и структуру органов внутренних дел, правовой статус сотрудников, формы и методы административно-правовой, оперативно-разыскной и уголовно-процессуальной деятельности, нормы ответственности, особенности службы.
Однако одних знаний для профессии юриста недостаточно. Кроме них, он должен обладать практическими умениями и навыками: подготовки юридических документов, публичных выступлений, проведения встреч, бесед, другими формами общения с населением, пользоваться автоматизированными информационными системами правового назначения. Обособленно выделяется необходимость знания основ юридической техники, поскольку это свидетельство прежде всего глубины профессиональной подготовки выпускника. Правоохранительной практике нужен не просто специалист, владеющий формальным знанием, а сотрудник, тонко разбирающийся в правовой материи, четко представляющий механизм рождения правовой нормы, способный видеть нормотворческую ошибку и действовать в рамках закона с целью нейтрализации допущенной погрешности. В целом следует констатировать, что в современных условиях требования, предъявляемые к сотрудникам правовых подразделений системы МВД России, значительно возросли.
2. Комплектование штата сотрудников в правовых подразделениях осуществляется на общих началах и представляет собой непрерывный процесс планирования потребности в кадрах, выявления, проверки и изучения кандидатов, а также оценки результатов и принятия решений о приеме их на службу. Оно происходит в соответствии со штатной численностью, устанавливаемой по каждому правовому подразделению. Этот процесс практически не отличается от общего порядка для всех подразделений органов внутренних дел. Он может осуществляться как путем перевода из других подразделений (не обязательно они должны быть "элитными", первичны данные кандидата, а не место его прежней работы), так и путем проведения конкурса.
Перечень должностей, замещаемых на конкурсной основе, равно как порядок и условия назначения на должность по конкурсу, определен приказом МВД России от 12 июля 1995 г. N 270 "Об утверждении Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел, замещаемых по конкурсу, и Инструкции о порядке проведения конкурсов на замещение должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации". Оклады сотрудников правовых подразделений сопоставимы с окладами по должностям аналогичного уровня в других подразделениях. После принятия Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" размер окладов для всех сотрудников органов внутренних дел (как полицейских, так и обеспечивающих подразделений) будет единым.
Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 2001 г. N 528 "О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов" сотрудникам правовых подразделений в зависимости от должности и объема выполняемой работы выплачивается ежемесячная надбавка в размере до 50 процентов должностного оклада (так называемая "юридическая" надбавка). Немаловажным фактором в определении уровня правового статуса сотрудника юридической службы является должность. Основными должностями в правовых подразделениях территориального органа МВД России установлены юрисконсульт и старший юрисконсульт. По должности (по размеру оклада и в звании) юрисконсульт приравнивается к должности старшего инспектора, а старший юрисконсульт - старшего инспектора по особым поручениям. В центральном аппарате правовые подразделения представляют эксперты, старшие эксперты, главные эксперты, главные эксперты-специалисты.
Какова на сегодняшний день роль юридической службы в защите законных интересов сотрудников МВД? - Евгений, Барнаул
Валерий Васильевич: Значение и роль юридической службы в условиях строительства правового демократического государства объективно высоки. Правовые подразделения давно стали неотъемлемой частью МВД России, вносят весомый вклад в решение задач по укреплению законности и правопорядка в стране. Юридическая служба системы МВД России занимает особое место в структуре правовых организаций государственного аппарата, потому что представляет одно из масштабных силовых ведомств Российской Федерации, эскалирована на все его уровни и виды подразделений, насчитывает около 6 тысяч работников.
Такая мощь не может быть бездейственной, поэтому начиная еще с периода ее раннего развития, примерно с 1992 года, и по настоящее время только на федеральном уровне было принято около 500 законов, свыше 320 указов Президента Российской Федерации и более 770 правительственных актов, издано почти 8 тысяч ведомственных правовых документов, разработанных с участием специалистов юридической службы. Детализируя названные цифры, в ряду основных достижений необходимо отметить законы "О милиции", "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", "Об оперативно-розыскной деятельности", "О вневедомственной охране", "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Об оружии" и другие.
К более позднему периоду относятся законы "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", "О государственной геномной регистрации", "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". Особо хочется отметить Федеральный закон "О полиции". Это закон-новатор. Он заложил основу формирования нового нормативно-правового фонда, который будет регулировать деятельность органов внутренних дел России. И первыми документами, разработанными специалистами министерства в связи с принятием Федерального закона "О полиции", стали проекты законов "О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" и "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации". Действие этих нормативных актов будет направлено на обеспечение социальных и правовых гарантий сотрудникам внутренних дел Российской Федерации.
Параллельно с законопроектом о социальных гарантиях с целью обеспечения его реализации в будущем в министерстве разрабатываются проекты постановлений Правительства Российской Федерации. На сегодня подготовлено семнадцать таких подзаконных актов. Только за 2010 год результатом работы стало принятие свыше 90 нормативных правовых актов Российской Федерации, 850 актов субъектов России. Подписано 18 международных документов. Издано 390 нормативных приказов МВД России. Проведены десятки тысяч правовых экспертиз. Осуществлена работа по 21 тыс. исков. А за период с 2000 по 2010 годы отработано почти 600 тыс. исков, вследствие чего в казне государства сохранены миллиарды рублей.
В рамках обеспечения защиты законных интересов и прав сотрудников у Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с подпунктом 64 пункта 12 Положения об МВД России появилось новое направление в работе юридической службы - оказание правовой помощи сотрудникам и военнослужащим, оказавшимся в условиях правового конфликта. Эта новая задача сформулирована и в Типовом положении о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (подпункт 46 пункта 13). В этой связи юрисконсультам совместно с другими подразделениями министерства предстоит разработать действенный механизм защиты прав и свобод сотрудников по делам, возникшим в связи с осуществлением ими служебной деятельности. Такая помощь должна оказываться по делам, не связанным с предъявлением каких-либо требований к системе МВД России, и сопровождаться необходимой консультативной, методической и практической правовой поддержкой.
Знание закона и правовая культура сотрудника полиции на сегодняшний день по-прежнему оставляет желать лучшего. Существуют ли в системе юридической службы МВД механизмы контроля уровня знаний действующего законодательства у сотрудников полиции? - Лебедев Михаил Владимирович, Нижний Новгород
Валерий Васильевич: В пункте 1 части 1 статьи 27 Федерального закона "О полиции" в качестве одной из основных обязанностей сотрудника полиции предусмотрено знание и соблюдение Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере внутренних дел и обеспечение их исполнения. Контроль выполнения данной обязанности будет осуществляться регулярными проверками юридической грамотности. В этом процессе ключевую роль будут играть как раз сотрудники правовых подразделений. Проверка знания закона осуществляется и в ходе проводимой в настоящее время внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел.
В процессе реформирования органов внутренних дел МВД России пересмотрен подход к системе профессиональной подготовки сотрудников. Дело в том, что в конце 1990-х - начале 2000-х годов в погоне за количеством выпускников ведомственных вузов - более 30 тысяч в год - очень сильно пострадало качество подготовки специалистов. Это привело к значительному ослаблению практической подготовленности и снижению уровня правовой культуры сотрудников. В результате созданная в 2005 году система мониторинга профессиональных знаний показала средний балл лишь 3,3! В настоящее время активно реализуется программа по реформированию системы ведомственного образования. Она подвергается оптимизации, целью которой является повышение уровня правовой культуры будущих сотрудников полиции.
В настоящее время МВД России подготовлен проект приказа, которым вносятся изменения в Наставление по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Этим приказом вводится новый вид профессиональной подготовки - правовой. Данный шаг представляется весьма важным в свете решения проблемы правового нигилизма на общегосударственном уровне, в том числе в рамках реализации Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных Президентом Российской Федерации. В связи с реформированием системы МВД России сотрудники юридических подразделений системы МВД России (департамента, управлений, отделов) останутся аттестованными или будут гражданскими служащими? - Александр, Москва
Неоднократно в неофициальных источниках высказывалось мнение о том, что в ходе реформирования органов внутренних дел должности юрисконсультов будут отнесены к категории работников. Можете ли Вы дать какие-либо пояснения по данному поводу? - Екатерина, Саратовская область
Валерий Васильевич: Действительно, очень часто в различных источниках в качестве одного из направлений совершенствования системы органов внутренних дел Российской Федерации называется ее поэтапная демилитаризация и постепенная "разаттестация" представителей отдельных служб и подразделений по аналогии с процессами, происходящими в Министерстве обороны Российской Федерации. Эта идея в полной мере по отношению к сотрудникам правовых подразделений реализована быть не может, поскольку юрисконсульты - это не "кабинетные" клерки, а сотрудники органов внутренних дел, которые могут привлекаться к выполнению обязанностей, возложенных на полицию.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" правоведы юридических подразделений относятся к категории обеспечивающих сотрудников и будут иметь специальные звания внутренней службы. В эту же группу включены работники, проходящие службу в подразделениях кадров, делопроизводства, финансовых, тыловых и ряда других. Федеральный закон "О полиции" тему специальных званий внутренней службы не затрагивает. Этот вопрос будет решаться в рамках Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации", проект которого 24 июня 2011 года был весен Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Массовая и всеобщая разаттестация сотрудников правовых подразделений не планируется. Предполагается лишь увеличение в них количества должностей, замещаемых федеральными государственными гражданскими служащими.
В рамках оптимизации численности органов внутренних дел происходит процесс сокращения управленческого аппарата. Но было бы неправильно вести речь о выведении обеспечивающих и управленческих служб из системы органов внутренних дел. Деятельность каждого из этих подразделений сопряжена с решением конкретных задач, непосредственно влияющих на эффективность противодействия преступности, охраны общественного порядка.
При комплексном взаимодействии они обеспечивают функционирование системы Министерства внутренних дел Российской Федерации как целостного организма. В этой связи механическое выведение указанных подразделений из структуры МВД России и перевод их сотрудников в разряд исключительно гражданских служащих не решит задачи по повышению эффективности деятельности органов внутренних дел и не позволит достичь ожидаемых результатов.
В соответствии с частью 3 статьи 54 Федерального закона "О полиции", подпунктом "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 251 "О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" издан приказ МВД России от 22 марта 2011 г. N 135 "Об организации проведения внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации". Пунктом 2.2 данного приказа МВД России согласно Указу Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 251 установлено, что по результатам внеочередной аттестации в отношении сотрудников соответствующими аттестационными комиссиями принимается одно из следующих решений:
2.2.1. Рекомендовать для прохождения службы в полиции (ином подразделении органов внутренних дел Российской Федерации) на должности, на которую аттестуемый сотрудник претендует.
2.2.2. Рекомендовать для прохождения службы в полиции (ином подразделении органов внутренних дел Российской Федерации) на должности с меньшим объемом полномочий или на нижестоящей должности.
2.2.3. Не рекомендовать для прохождения службы в полиции, предложить продолжить службу в ином подразделении органов внутренних дел Российской Федерации на другой, в том числе нижестоящей, должности.
Иные решения по результатам внеочередной аттестации в отношении сотрудников не предусмотрены. Таким образом, если сотрудник по результатам внеочередной аттестации не рекомендован для прохождения службы в полиции, то руководство органа внутренних дел обязано предложить ему должность в ином подразделении независимо от наличия или отсутствия вакантных должностей в иных подразделениях. Если соответствующая должность не рекомендованному для прохождения службы в полиции сотруднику независимо от причин не предложена, то по смыслу данной нормы порядок реализации результатов аттестации будет нарушен. Вместе с тем после двадцатипроцентного сокращения, проведенного согласно Указу Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. N 1468 "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации", а также последующей оптимизации штатной численности органов внутренних дел в связи с преобразованием милиции в полицию вакантные должности в органах внутренних дел отсутствуют, так как на оставшиеся после преобразования должности вне полиции также претендуют сотрудники органов внутренних дел, проходящие службу в соответствующих подразделениях, не относящихся к подразделениям полиции. При этом увольнение сотрудников, не рекомендованных к службе в полиции, в связи с отсутствием вакантных должностей не предусмотрено. Наряду с этим увольнение по сокращению штатов без проведения аттестации будет являться незаконным, так как все сотрудники имеют право на прохождение внеочередной аттестации и все сотрудники в переходный период находятся за штатом и претендуют на замещение должностей, поэтому произвести сокращение конкретной должности сотрудника не представляется возможным. Необходимо также учитывать, что внеочередная аттестация проводится единовременно на всей территории Российской Федерации, что подтверждает реальность ситуации с отсутствием вакантных должностей на всей территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В связи с изложенным возникает вопрос: каков алгоритм действий руководства органа внутренних дел, если сотрудник по результатам внеочередной аттестации не рекомендован для прохождения службы в полиции, но руководство органа внутренних дел не имеет возможности предложить ему должность в ином подразделении в связи с отсутствием вакантных должностей на всей территории соответствующего субъекта Российской Федерации и правомерно ли увольнение указанного сотрудника по сокращению штатов по инициативе органа внутренних дел без предложения ему соответствующих должностей? - Халиков Айдар Наилович, Уфа, Республика Башкортостан
Валерий Васильевич: В своих подробных и аргументированных рассуждениях Вы уже ответили на свой вопрос. В подобной ситуации, если нет вакантных должностей либо если сотрудник не соглашается с предложенными, он подлежит увольнению по сокращению штатов или по иным основаниям, предусмотренным статьей 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, для которых у него имеются правовые предпосылки (например, по выслуге срока службы, дающего право на пенсию).
Будет ли сохранена "юридическая надбавка" к должностному окладу сотрудникам правовых подразделений системы МВД России? - Владимир Анатольевич, Москва
Валерий Васильевич: Предполагается, что такая надбавка будет сохранена. Она предусмотрена Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 2001 г. N 528 "О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов", в соответствии с которым руководителям федеральных органов государственной власти и иных государственных органов предоставлено право устанавливать так называемую "юридическую надбавку".
В соответствии же с частью 18 статьи 2 проекта Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" установлено, что наряду с дополнительными выплатами и надбавками, которые предусмотрены в части 4 статьи 2 (такими как: за стаж службы (выслугу лет); за квалификационное звание; за особые условия службы; за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; за выполнение задач, непосредственно сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья в мирное время; районные коэффициенты за службу в неблагоприятных районах и рядом других) федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сотрудникам органов внутренних дел могут устанавливаться и другие дополнительные выплаты и надбавки.
Многие ведомства (министерства Российской Федерации) издают комментарии к законам РФ, относящимся к их профилю деятельности, и при этом сплошь и рядом трактуют эти законы вопреки статьям законов. Как это понимать и где же истина, если такие положения комментария используются ведомствами на практике? - Рэмир Романович Плинер, Москва
Валерий Васильевич: Любой комментарий - это не данность, не истина в последней инстанции. Как известно, единственным "оценщиком" нормативного правового акта является правоприменение, а официальное толкование закона дает суд. Только суд может установить ту самую истину, о которой вы говорите. Я также участвовал в процессе комментирования ряда нормативных правовых актов, в частности положений Закона Российской Федерации "О милиции", Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и достаточно "молодого" Закона "О полиции".
Но при подготовке комментария всегда ставится совершенно конкретная цель - толкование (причем доктринальное) и разъяснение тех положений, которые вызывают проблемы в правоприменении. Очень важно, чтобы при этом рассуждения были лишены абстрактности и носили конкретный характер. Они должны основываться на аналитических оценках реальной практики, без навязывания собственных авторских позиций, которые противоречат нормативному правовому акту. Вопрос использования либо неиспользования того или иного комментария - это дело конкретного правоприменителя. Он не должен слепо следовать комментарию и копировать предлагаемые решения.
В комментарии правоприменитель может почерпнуть необходимую информацию, задача которой - оказать необходимую помощь в поиске дополнительных аргументов в пользу той или иной линии поведения. Обязывать же поступать точно так, как указано в комментарии, правоприменителя никто не в силе, но и ответственность за выбранную модель поведения лежит целиком на нем.
Будут ли бывшие сотрудники и пенсионеры МВД привязаны к должностным окладам в полиции? Как и когда будет происходить перерасчет пенсий и льгот? - Кирилл Борисович, Московская область
Валерий Васильевич: Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон N 4468-1).
Проектом Федерального закона N 518723-5 "О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" предусматривается изменение порядка исчисления пенсий начиная с 1 января 2012 года. Такое изменение вызвано увеличением размера денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел, учитываемого для исчисления пенсии. Так, законопроектом предусматривается увеличение денежных окладов и окладов за специальное звание за счет включения в них целого ряда дополнительных выплат, ранее не учитываемых при определении размера пенсии.
При этом указанный порядок расчета пенсии позволит повысить ее размер с 1 января 2012 года примерно в 1,6 раза. В этой связи законопроектом предлагается размер пенсии установить исходя из 54 процентов окладов по должности, специальному званию и процентной надбавки за выслугу лет, с увеличением с 1 января 2013 года ежегодно на 2 процента до достижения 100 процентов соответствующих сумм денежного довольствия.
Такие структурные изменения денежного довольствия и исчисления пенсии, установленные законопроектом, никоим образом не изменяют в сторону ухудшения порядок определения пенсии, установленный статьей 14 Закона N 4468-1. Размеры пенсии не находятся в зависимости от даты увольнения. Нормативы остаются одинаковыми как для сотрудников органов внутренних дел, уволенных на пенсию с 1 января 2012 года, так и для сотрудников органов внутренних дел, уволенных в предыдущее время. В целях исключения неоднозначного толкования положений законопроекта в нем прямо указано, из каких окладов и в каком порядке будут определяться пенсии. Изменение пенсионного обеспечения будет единовременным как для сотрудников органов внутренних дел, так и для военнослужащих.
Каковы перспективы дальнейшего совершенствования ведомственных автоматизированных информационных систем правового назначения? - сотрудники отдела правового обеспечения УМВД России по Ярославской области, Ярославль
Валерий Васильевич: В первую очередь следует отметить, что в настоящее время ПД МВД России проводятся организационно-технические мероприятия по внедрению модернизированного программного обеспечения СТРАС "Юрист" и СТРАС "Юрист-Регион" - переход на более совершенные так называемые технологии 3000, позволяющие значительно ускорить поиск и подбор необходимой правовой информации. Планируется совершенствование программного обеспечения наших автоматизированных правовых систем для использования их в информационных киосках, мобильных устройствах, таких как смартфоны, карманные и планшетные компьютеры, которые позволят получить доступ к правовой информации сотрудникам подразделений ППС, ДПС, вневедомственной охраны.
В рамках модернизации АИС "Мониторинг", предназначенной для автоматизации и интеграции процессов сбора, обобщения и анализа предложений по совершенствованию нормативной правовой базы сферы внутренних дел, выявления потребностей и организации работы по проведению анализа правоприменительной практики по ее основным направлениям, в 2010 году завершена разработка её дополнительного модуля "Правовая экспертиза". Данный модуль позволяет автоматизировать процесс проведения правовой и антикоррупционной экспертизы. Пока это программное обеспечение может использоваться только сотрудниками нашего департамента. В последующем планируется его использование в правовых подразделениях территориальных органов.
Новая автоматизированная информационная система по централизованному учету исковых заявлений, относящихся к системе МВД России, и результатов их рассмотрения судами (АИС "Иск") внедрена нами в практическую деятельность правовых подразделений системы МВД России в этом году. Важно оперативно освоить все её возможности. Это позволит создать эффективную систему анализа правоприменительной практики и выработки на его основе механизмов защиты интересов подразделений системы МВД России по отдельным категориям исков. В 2010 году завершена разработка новой автоматизированной системы, которая будет наполняться нормативными актами, имеющими гриф ограниченного доступа (АИПС "НПА-З"), что позволит автоматизировать ведение систематизированного учета данного вида правовых актов. В дальнейшем она получит свое развитие и в регионах.
Уважаемый Валерий Васильевич, Вы служите в органах внутренних дел 43 года, из которых более двадцати возглавляете юридическую службу министерства, а это без малого третья часть ее возраста. Возможно, Вам покажется нескромным, но, полагаю, всем будет интересно, если Вы расскажете о себе, о своем жизненном пути, о задачах, которые приходилось решать в тот или иной период, о возможных планах на будущее. - Александр (Воронеж)
Валерий Васильевич: Во времена, когда я учился в школе, у нас для поддержания порядка в учебном заведении создавались отряды "Юных друзей милиции", и, недолго думая, я стал командиром такого отряда. Видимо, именно этот, поначалу не осознанный, выбор впоследствии повлиял на вектор всей моей судьбы. Окончив среднюю школу, я поступил в Омскую высшую школу милиции. Обучение там, определенно, было периодом контрастов! Я мог совершенно спокойно на завьюженном берегу Иртыша во мгле зимнего утра делать зарядку не чувствуя дискомфорта, при этом ехать в почтово-багажном вагоне и испытывать раздражающую неловкость. Принять своё первое поощрение, задержав насильника, - и получить оплеуху незачета по предмету кримтехники. Самостоятельно расследовать уголовное дело и тут же заснуть на посту, "проспав" тем самым несколько дней отпуска, которых меня впоследствии лишили. Эмоции молодости! Потом была адъюнктура, за ней Академия МВД, из которой меня направили преподавателем в Горьковскую высшую школу милиции. В этот период нас, научно-преподавательский состав, местные власти часто привлекали к разработке различных правовых актов и программ профилактики правонарушений. Поэтому, когда в моей жизни наступили очередные судьбоносные перемены, я профессионально был к ним готов. Это случилось в начале 90-х годов, когда Россия приобрела суверенитет и приступила к строительству демократического правового государства.
В связи с тем что в переходный период всегда первым делом требуются юристы, эксперты и ученые, я был рекомендован на должность начальника Отдела правового обеспечения МВД РСФСР. Сидели мы на Огарева, 6 в малопрестижном помещении. Готовили документы по очереди на единственной в отделе печатной машинке и засиживались до ночи тогда, когда вдруг документ оказывался с ошибками, потому как из-за одной запятой перепечатывать его приходилось заново. Сейчас сложно представить такие условия работы, но мы, невзирая на быт, всё же трудились, росли и развивали своё направление деятельности. Глобальной проблемой для нас в тот момент был кадровый голод. По штату в отделе числилось 14 человек, на деле же работало 6. И это на всё МВД РСФСР! Для сравнения, сейчас по территории России нас около 6 тысяч! Вот так, имея в штате шестерых сотрудников, мы должны были перевести весь милицейский норматив СССР в правовую базу РФ, то есть практически с нуля создать собственную законную основу, которая бы стала юридическим форпостом деятельности органов внутренних дел нового правового государства. И началось всё, как известно, с разработки и принятия Закона РФ "О милиции" 1991 года.
Прошло 20 лет! Давно ушла в историю та единственная печатная машинка, с которой мы когда-то начинали. Наступил 21 век - эпоха технологического прогресса, Интернет возможностей и спутниковой связи, породив проблемы уже не бытового, а психологического характера. Наряду с правовым обеспечением реформы МВД одной из главных задач перед юридической службой сегодня является борьба с правовым нигилизмом. Существует серьезная преграда - непонимание отдельными руководителями важности правовой составляющей в их деятельности, в работе личного состава, подразделения, системы органов внутренних дел в целом. Мне откровенно жаль те коллективы, в которых начальники не осознают и не принимают комфорта правовых условий работы. В итоге мы имеем иски! А это огромный труд, сотни тысяч обращений в суд! Большие деньги, которые государство должно выплачивать сотрудникам за несоблюдение правовых и социальных гарантий их труда.
Сложившуюся ситуацию удалось в свое время переломить благодаря поддержке министра внутренних дел Российской Федерации Рашида Нургалиева, который приказом от 5 января 2007 г. N 6 утвердил Наставление по организации правовой работы в системе МВД России. И теперь, в середине 2011 года, не без гордости могу отметить, что за последние несколько лет мы сократили количество удовлетворенных судом обращений с 58 тысяч до 8 тысяч! Это то, что касается трудностей. Мало того, состояние правовой работы сегодня включено в критерий оценки деятельности подразделения. Другими словами, будет оцениваться ущерб, понесенный МВД в результате неправомерных действий какого-либо сотрудника под началом того или иного руководителя. Соответственно минимизация рисков судебных последствий становится одной из главных задач деятельности на местах.
В планах стоит доведение до совершенства технологий правового информирования сотрудников. В идеале хочется, чтобы каждый полицейский имел при себе мобильное автоматизированное устройство, предоставляющее вход в систему, где можно найти образец заполнения необходимого документа, протокола, инструкцию по какой-либо ситуации или определенную базу данных. Но это не значит, что юристы системы станут меньше работать. Весь смысл нашей деятельности заключается в том, чтобы создать юридически грамотные условия для работы всей системы МВД - выявления и раскрытия преступлений, охраны общественного порядка, безопасности дорожного движения и других. Мы прежде всего выполняем функции поддержки и правового обеспечения остальных служб.
Для этого активизирована работа с кадрами. В каждом ведомственном учебном заведении открыта отдельная группа гражданско-правовой специализации, которая занимается подготовкой будущих сотрудников. Помимо этого, мы предложили ввести новую дисциплину в вузовские программы - "юридическую технику", которая ранее преподавалась только на курсах повышения квалификации. Организована помощь методическими и дидактическими материалами. В общем, мы делаем все возможное, чтобы в дальнейшем качество работы системы МВД только росло. Поэт Лев Котюков сказал: "Мы - вечные странники", и, наверное, заложил в эту фразу долю свободной философии. Лично я понимаю её так, что по достижении одних целей жизнь дарует нам возможность выбрать новые и начать путь, ведущий к следующим апогеям. Самое главное, чтобы, стоя на перепутье дорог своей судьбы, каждый из нас верил в то, что: "…стало быть, не все прошло, и я без слез не пропаду, вот только жизнь начну сначала у жизни старой на виду…" (Иван Переверзин).
КонсультантПлюс: Валерий Васильевич, что бы Вы могли пожелать в честь юбилея своим коллегам-юристам - и тем, кто только начинает свой путь, и тем, кто уже давно служит в МВД?
Валерий Васильевич: Уважаемые коллеги, за годы работы нашей службы накоплен большой опыт. Сформирована мощная научная база, позволяющая проводить экспертизы высокой сложности. Сегодня теоретические и практические разработки активно используются в совершенствовании методов работы российской полиции, в создании эффективной общегосударственной системы мониторинга и правового регулирования. Всё это, в свою очередь, обеспечило нам возможность на должном уровне участвовать в преобразованиях МВД России, с которых начинается новая история полицейского ведомства. Уверен, что профессионализм и ответственное отношение к делу помогут нам и впредь удерживать авторитет закона и права на достойном уровне. Ведь от того, как мы выполняем свою работу, зависят социальная стабильность, жизнь и здоровье людей, сохранение их веры в опору власти и в свои права. А это оказывает позитивное влияние на развитие правовой грамотности в стране, воспитание подрастающего поколения, укрепление семейных ценностей и реализацию важных социальных программ.
Коллеги, я разделяю с вами радость праздника и искренне желаю вам и вашим близким взаимопонимания и доброго здоровья, душевных сил и успехов в преодолении любых трудностей!
Интервью с В.В. Черниковым подготовлено пресс-группой ДПД МВД России.