Интернет-интервью с В.В. Ефимовым,
руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве:
"Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере государственных закупок"
28 марта 2011 года состоялось интервью с руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве В.В. Ефимовым. В ходе беседы Владимир Владимирович Ефимов ответил на вопросы, связанные с разработкой новой редакции Закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также осветил существующие проблемы в области государственного заказа, с которыми приходится сталкиваться антимонопольной службе. Благодарим всех посетителей сайта, приславших свои вопросы.
КонсультантПлюс: Владимир Владимирович, уже с момента вступления в силу N 94-ФЗ вызывал достаточно много вопросов. Сегодня все говорит о том, что пора привести закон в соответствие современным реалиям. Сколько времени потребуется, на Ваш взгляд, на создание обновленной системы государственного заказа?
Владимир Владимирович Ефимов: Я считаю, что необходимости полностью переписывать существующий Федеральный закон N 94-ФЗ не существует. Дело в том, что данный закон призван выполнять очень четкую задачу. А именно, регулировать процедуры размещения заказов для государственных нужд. И с этой задачей, на мой взгляд, закон достаточно успешно справляется. Вместе с тем, действующим законодательством абсолютно не урегулированы вопросы планирования закупок, формирования начальной цены, контроля за исполнением государственного контракта, приемки качества поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг. В результате этого многие заказчики сталкиваются с рядом проблем. Например, как правильно сформировать ТЗ или определить стоимость работ, которые необходимо выполнить. Таким образом, действительно существует определенная потребность в изменении существующих процедур, но не в кардинальной их переработке. Если же говорить о времени, которое уйдет на формирование новой цепочки от планирования до контроля выполнения государственного заказа, то потребуется порядка двух лет, чтобы поправки в действующее законодательство заработали в полную силу.
КонсультантПлюс: В июле 2010 года была введена абсолютно новая для нашей страны форма проведения государственных закупок - электронные аукционы. Как показала практика, не все регионы смогли быстро перестроиться и перейти на электронную форму размещения заказов. Как обстоит дело с Москвой?
Владимир Владимирович: Москва в этом плане оказалась впереди большинства регионов. 1 июля 2010 года вышло распоряжение Правительства Москвы, которое обязало всех заказчиков размещать свои заказы исключительно на электронных площадках. Отмечу, что для регионов обязанностью это стало только с первого января 2011 года. Несомненно, что электронные аукционы намного удобнее для заказчиков, нежели традиционные формы проведения торгов.
КонсультантПлюс: А как Вы считаете, достаточно ли наличие всего пяти электронных площадок для размещения государственных заказов?
Владимир Владимирович: Я считаю, что пяти площадок более чем достаточно. Такое количество, во-первых, обеспечивает конкуренцию между площадками, направленную на улучшение качества предоставляемых услуг. А во-вторых, обеспечивает безопасность и стабильность системы. То есть если из строя выходит одна из площадок, то всегда есть другие, которые смогут ее заменить.
КонсультантПлюс: Стало известно, что до конца 2011 года ФАС создаст на электронных площадках систему единого регистратора. Система будет выявлять нарушения на торгах и подозрительные отклонения цен. Информация о выявленных случаях будет автоматически отсылаться в антимонопольный орган или прокуратуру. Если мы говорим о Москве, то в какой сфере государственного заказа существует наибольшее количество проблем и такая система будет особенно полезна?
Владимир Владимирович: Действительно, такая система будет очень полезна как для антимонопольной службы, так и для правоохранительных органов, поскольку позволит автоматически фиксировать те заказы, которые идут с отклонениями от среднестатистических данных, например по ценам или по количеству участников. Мы достаточно часто сталкиваемся с ситуацией, когда цена, например, снижается на полпроцента - процент. И это один из признаков сговора между участниками. В прошлом году управление рассмотрело три дела, связанные с согласованными действиями участников размещения заказа на торгах. Одни торги - закупка овощей для школьного питания. Вторые - это торги на обслуживание системы обеспечения безопасности города. И третьи - это поставка противогололедных реагентов. Во всех трех случаях был установлен факт согласованных действий. Материалы в отношении должностных лиц компаний, которые участвовали в сговоре, мы передали в правоохранительные органы. Насколько мне известно, сейчас рассматривается вопрос о возбуждении уголовных дел по 178-й статье. На сами компании, участвовавшие в сговоре, наложены оборотные штрафы, сумма которых составила около 15 млн. рублей.
КонсультантПлюс: Давайте перейдем к ответам на поступившие вопросы. Какие возникают проблемы в доказательстве сговора между участниками торгов? - Виталий Викторович Кикавец (ГУ Технический центр Департамента культуры города Москвы)
Владимир Владимирович: Здесь существует две основные проблемы. Первая - экономическая. Необходимо доказать, что те действия, которые совершают участники размещения заказа, являются не соответствующими экономическим предпосылкам или экономическим расчетам. Проще говоря, что данный заказ можно выполнить дешевле. Либо что стоимость тех средств, которые участники размещения заказа отвлекают на обеспечение заявок, существенно превышает то снижение, которое они реально дали. Вторая проблема - доказательство факта переговоров, встреч между участниками. Здесь нам помогают коллеги из правоохранительных органов. Они устанавливают и фиксируют весь круг лиц сговора.
Расскажите, пожалуйста, поподробнее о сроках и порядке обжалования действий (бездействия) заказчика в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимся. Планируется ли внесение изменений в проведение этой процедуры в сторону упрощения? - Петр (Москва)
Владимир Владимирович: В случае если участник размещения заказа считает, что его права и охраняемые законом интересы были нарушены действием либо бездействием государственного заказчика, конкурсной, аукционной или котировочной комиссией, то он вправе обратиться за защитой своих интересов как в упрощенном - административном порядке (порядок подачи и рассмотрения жалоб подробно регламентирован главой 8 Федерального закона N 94-ФЗ), так и в судебном порядке в соответствии с положениями АПК РФ. При этом основным плюсом обращения за защитой своих прав в контролирующий орган (административный порядок) являются сокращенные сроки рассмотрения соответствующих жалоб (5 рабочих дней), а также возможность приостановления размещения государственного заказа в соответствии с полномочиями контролирующего органа с целью недопущения дальнейшего нарушения законодательства о размещении заказов. При этом в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимися процедуры аналогичны, за исключением случая наличия государственного контракта, заключенного по результатам проведенных торгов. При таких обстоятельствах, в случае если участник размещения заказа считает, что его права были нарушены в ходе проведения торгов, целесообразней инициировать обращение в суд с иском о признании размещенного заказа недействительным и применением последствий недействительности сделки в виде расторжения государственного контракта. В настоящий момент планируется внесение изменений в ряд нормативных актов с целью упрощения (ускорения) процедуры расторжения государственных контрактов. В остальном основные положения вышеназванных процедур остаются неизменными.
Каков порядок и сроки рассмотрения разногласий, возникших при подписании проекта договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд? - Андрей (Калининград)
Владимир Владимирович: В соответствии с действующим законодательством государственный контракт по результатам торгов не может быть подписан ранее 10 дней и позднее 20 дней с момента подведения итогов торгов. При этом в соответствии с частью 5 статьи 9 закона о размещении заказов при заключении и исполнении государственного контракта не допускается изменение его условий, определенных по результатам торгов. При подаче заявки на участие в конкурсе, аукционе участник размещения заказа соглашается со всеми условиями торгов, в том числе со всеми положениями проекта государственного контракта, в который по итогам торгов вносится только цена контракта и, в случае проведения конкурса, другие условия его исполнения, которые являлись предметом оценки. Поэтому направление победителем торгов в адрес заказчика разногласий по государственному контракту можно расценивать как уклонение от его подписания, что является основанием для включения соответствующего поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.
В статье 11 ФЗ-94 указан список требований к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов. Скажите, планируется ли пересмотр данных требований в будущем в сторону упрощения? - Юрий (Москва)
Владимир Владимирович: 21.04.2011 Президентом России Дмитрием Медведевым подписан Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который вносит ряд поправок, в частности предоставляет право Правительству Российской Федерации устанавливать квалификационные требования к участникам размещения заказов при размещении заказов на определенные товары, работы, услуги.
Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Скажите, пожалуйста, данные перечни являются исчерпывающими или в каком-то экстренном случае они могут быть дополнены (расширены)? Кто это может сделать, кроме Правительства Российской Федерации? - Станислав (Москва)
Владимир Владимирович: Правительством Российской Федерации установлен перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые в обязательном порядке осуществляется путем проведения открытых аукционов в электронной форме. При этом заказчик вправе самостоятельно принять решение о размещении заказа на электронной площадке и на иные товары, работы, услуги, не включенные в указанный перечень.
Как известно, запрос котировок еще не отменен ФЗ-94, но местные власти ограничивают в выборе этого способа размещения заказа, заставляют проводить электронные аукционы, на которые наши поставщики идут плохо или не подают вообще заявок (по продуктам питания), затягивается время заключения контракта, экономии нет никакой. Кому лучше от этого? Почему заказчик должен просить разрешения у вице-мэра города на проведение котировок? - Елена (ЮФО, Астрахань)
Владимир Владимирович: Согласно ч. 3 ст. 10 закона о размещении заказов решение о способе размещения государственного заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом, при этом выбор способа размещения заказа основывается на положениях и нормах, предусмотренных 94-ФЗ. Вместе с тем на уровне субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть принято решение об обязательном применении, например, процедуры электронного аукциона, даже в тех случаях, когда законом о размещении заказов допускается использование иных процедур. Данное решение будет обязательно для исполнения всеми заказчиками, финансирование которых осуществляется из соответствующего бюджета. Что касается эффективности электронных аукционов, то она напрямую зависит от количества зарегистрированных участников на площадках. Их количество увеличивается с каждым днем. Сама процедура электронного аукциона намного прозрачнее и эффективнее запроса котировок, поэтому решение, принятое в Вашем городе, понятное и правильное.
Согласно законодательству с 01.01.2011 региональные и муниципальные заказчики обязаны размещать заказы в электронной форме согласно главе 3.1 ФЗ N 94. У нас в регионе Краснодарский край мало кто из заказчиков размещает заказы в этой форме, объясняя это отсутствием финансовых средств. Является ли это основанием для отказа от участия в электронных аукционах? - Константин (Краснодар)
Владимир Владимирович: С 01.01.2011 размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, включенные в Перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона (утвержден Распоряжением Правительства РФ N 236-р от 27.02.2008), путем проведения конкурса не допускается и осуществляется в соответствии с ч. 4.2 ст. 10 путем проведения аукциона в электронной форме. При этом хотелось бы отметить, что ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за выбор формы размещения заказа в нарушение положений законодательства о размещении заказов, в том числе непроведение аукциона в электронной форме, в случае если заказ должен был быть размещен в соответствующей форме. При этом процедуры размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме не требуют никаких финансовых затрат со стороны заказчика. Единственное, что необходимо сделать, - это получить электронную цифровую подпись в удостоверяющем центре.
Организация, чьи интересы я представляю, является непосредственным участником торгов, проводимых в форме электронных аукционов. На основании действующего законодательства победителем торгов признается участник, подавший наиболее "низкое" предложение по цене. Соответственно, возникают серьезные проблемы в связи с тем, что: 1. Осуществляя деятельность на определенном рынке, оказать услугу надлежащего качества при снижении максимальной цены контракта более чем на 50%, а нередко и на 70%, добросовестному участнику рынка не представляется возможным. 2. Более чем в 50% торгах их участники используют (вполне легально) метод демпинга цен, тем самым оказывая негативное влияние на формирование конкурентной среды, по сути ее устраняя, и, как следствие, заказчик при размещении нового заказа устанавливает максимальную цену контракта исходя из результатов предыдущих торгов. Вывод: действующее законодательство, регламентирующее деятельность в сфере размещения государственных заказов, порождает создание монополий и создает видимость "конкурентной среды". Хотелось бы узнать Ваше мнение о создавшейся ситуации. - Надежда (Москва)
Владимир Владимирович: Во-первых, хотелось бы начать с того, что снижение цены - это и есть результат конкурентной борьбы. Во-вторых, в случае если, как вы приводите в своем примере, на торгах победил участник размещения заказа со снижением в 50% от начальной максимальной цены государственного контракта, при этом работы выполняются, либо услуги оказываются не в соответствии с условиями государственного контракта, либо государственного заказчика в итоге не устроило качество выполняемых работ, оказываемых услуг, то и оплачивать такой результат работ, услуг по госконтракту заказчик не должен. В результате участник торгов, предложивший такое снижение, получит убыток и в следующий раз такого снижения уже не предложит. Вместе с тем есть огромное количество примеров, когда снижение составляло и 50, и 70 процентов, но при этом контракт выполнялся в строгом соответствии с технических заданием. Поэтому говорить о том, что большое снижение - это плохо, неправильно. Весь вопрос заключается в том, как заказчик определяет начальную цену, очень часто она намного выше среднерыночной. При этом хотелось бы отметить, что последние изменения в 94-ФЗ в том числе предусматривают порядок формирования начальной максимальной цены государственного контракта на основе данных государственной статистической отчетности, реестра государственных контрактов и цен производителей товаров, что минимизирует возможность возникновения описанной Вами ситуации.
Один из участников аукциона на выполнение гос. заказа откровенно демпингует цену на конкретную поставку товара. Что делать в таком случае другим участникам? И можно ли его снять с участия по аргументируемому сообщению организатору аукциона? - Сергей (Москва)
Целью размещения заказа в том числе является эффективное использование бюджетных средств в условиях добросовестной конкуренции. При этом снижение начальной максимальной цены государственного контракта в процессе торгов есть признак наличия конкурентной борьбы между участниками размещения заказа. Между тем серьезное по сравнению с начальной максимальной снижение цены государственного контракта одним из участников торгов не может служить основанием для отказа от заключения государственного контракта с таким участником.
Вопрос о решении проблемы проведения повторного аукциона в электронном виде на проведение подрядных работ в сфере строительства и капитального ремонта при снижении начальной (максимальной) цены контракта больше чем на 20 - 25%. Будут ли введены санкции к участникам аукциона, предложившим такую цену? - Виталий Викторович Кикавец (ГУ Технический центр Департамента культуры города Москвы)
Владимир Владимирович: Я не вижу оснований для введения таких санкций хотя бы потому, что снижение в 20 - 25 процентов приемлемо, поскольку сметная цена у нас, к сожалению, рассчитывается на основании нормативов, принятых еще в СССР. Любой специалист в области строительства скажет, что подобное снижение с целью определения конкурентной цены возможно.
Когда и какие изменения будут вноситься в порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков? В п. 6 ст. 65 ФЗ N 94 сказано об этом не очень понятно, однако это очень актуальный вопрос, который защищает интересы государственных, муниципальных и бюджетных организаций. - Марина (Москва)
Владимир Владимирович: В настоящий момент порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков регламентируются положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 N 292. При этом внесение изменений в порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков в ближайшее время не предполагается.
При участии в электронном аукционе было направлено ошибочное ценовое предложение (техническая ошибка сотрудника), и в результате выигран аукцион. Об ошибке незамедлительно были уведомлены оператор электронной площадки и заказчик. Каким образом можно избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков, т.к. исполнение контракта невозможно (влечет за собой большие убытки для организации)? - Расулов Руслан, ООО "ТК Автотранс".
Владимир Владимирович: Никаких оснований для невключения компании в реестр недобросовестных поставщиков в случае отказа от выполнения контракта нет. Любая организация, которая принимает участие в торгах, должна четко осознавать ту степень ответственности, которую она на себя берет, принимая предложение заказчика. Поэтому любая ошибка сотрудника - это определенный риск, за который компании в случае чего придется расплачиваться. К тому же, как нам определить, в каком случае имела место ошибка сотрудника, а в каком - злой умысел конкурента?
Если наша организация попадет в список (реестр) недобросовестных поставщиков, через какой срок мы сможем рассчитывать на исключение из этого списка? Что необходимо сделать, чтобы ускорить этот процесс? И можно ли оспорить само решение уполномоченного органа о внесении в этот документ? - Станислав Викторович (Хабаровск)
Владимир Владимирович: Сведения о поставщике исключаются автоматически через два года с момента внесения соответствующей записи. Решение уполномоченного органа о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков может быть оспорено в суде в установленном АПК РФ порядке.
Как разместить извещение на официальном сайте (по заданию)? - Екатерина (г. Зеленогорск Красноярского края)
Владимир Владимирович: Порядок размещения информации на официальном сайте размещен в соответствующих разделах указанного сайта, где для удобства пользователей содержатся не только пошаговая инструкция, ответы на вопросы, но и необходимые видеоинструкции.
Сегодня разные заказчики работают с разными электронными площадками, например, Федеральная таможенная служба работает с площадкой "Росселторг", другие федеральные заказчики - со "Сбербанком-АСТ" и т.д. Вопрос: чем обусловлен выбор заказчиком той или иной площадки? Какие документы регулируют данный вопрос? - Константин (Краснодар)
Владимир Владимирович: В настоящий момент в соответствии с положениями ч. 31 ст. 65 94-ФЗ Минэкономразвития совместно с ФАС России осуществлен отбор пяти операторов для проведения открытых аукционов в электронной форме (ЗАО "Сбербанк-АСТ", ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан", ОАО "ЕЭТП", ООО "РТС-тендер", ЗАО "ММВБ-ИТ", действующие в соответствии с положениями 94-ФЗ, а также регламентами функционирования электронных торговых площадок, утвержденными и размещенными на сайтах операторов). При этом выбор той или иной площадки осуществляется заказчиком самостоятельно исходя из того, услугами какого оператора ему удобней пользоваться.
Обязательно ли заключение именно государственного контракта как у единственного поставщика на водоснабжение, теплоснабжение, связь, если сумма менее 100000 рублей в порядке п. 1, п. 2 ч. 2 ст. 55 N 94-ФЗ, или же можно заключить гражданско-правовой договор в соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 N 94-ФЗ о госзакупках? Можно ли утверждать, что при заключении вышеназванных государственных контрактов на сумму менее 100000 рублей п. 14 ч. 2 ст. 55 N 94-ФЗ не применяется и заключается в обязательном порядке государственный контракт как у единственного поставщика, а не гражданско-правовой договор? Будет ли нарушением, если в вышеназванных случаях будет заключен гражданско-правовой договор? - Марина (Санкт-Петербург)
Владимир Владимирович: Особенности размещения заказа у единственного поставщика регламентированы ст. 55 94-ФЗ. При этом исходя из прямого толкования соответствующих норм в случае если хозяйствующий субъект, с которым планируется совершение сделки, имеет статус субъекта естественной монополии, то с таким лицом возможно заключение исключительно государственного контракта, с учетом особенностей для данного вида сделок, установленных законом, даже на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.
ФГУП "Госзнак" является монополистом в области изготовления бланков гособразца. В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 94-ФЗ размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком только на сумму до 100 тыс. рублей. В этом году стоимость необходимого ГОУ ВПО МГОСТИ количества бланков превышает 100 тыс. рублей. ФГУП "Госзнак" не хочет участвовать в торгах, если ГОУ ВПО МГОСТИ их объявит. Других поставщиков бланков гособразца нет. Можно ли в этом случае заключить договор с единственным поставщиком на сумму более 100 тыс. рублей? - Дунаева Елена (ГОУ ВПО МГОСТИ)
Владимир Владимирович: В соответствии с действующим законодательством заключить договор с единственным поставщиком в данной ситуации на сумму более 100 тыс. рублей не получится. Кроме того, ФГУП "Госзнак" является монополистом только по одному виду печати - это орловский способ печати, на который у нас установлена государственная монополия. По всем остальным видам защищенной печати у нас существует абсолютно конкурентный рынок. Я уверен, что в большинстве случаев бланки, которые используют органы государственной власти, могут быть напечатаны с необходимой степенью защиты и в других типографиях. В случае если Госзнак по каким-то причинам не хочет участвовать в торгах, его место могут занять другие. Если же торги будут признаны несостоявшимися по причине отсутствия участников размещения заказа, то заказчик вправе заключить указанный контракт с единственным поставщиком по согласованию с контролирующим органом.
Когда повысят порог суммы в 100 тыс. рублей для заключения договора с единственным поставщиком в соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 94-ФЗ? - Куракин Виктор Игоревич (Финансовое управление г. Химки)
Владимир Владимирович: К сожалению, от нас это не зависит. В законе делается привязка к нормативному акту ЦБ РФ. В данном случае речь идет о расчетах наличными средствами между юридическими лицами. Если Центральный банк сочтет, что эту сумму необходимо увеличить, то, соответственно, такое изменение произойдет.
Я индивидуальный предприниматель, хочу поставлять товары питания для дошкольных учреждений одного из районов г. Москвы. Будут ли преференции со стороны заказчика у юридических лиц перед ИП? Надо ли мне изменять форму хозяйствующего субъекта? - Ирина (Москва)
Владимир Владимирович: Согласно ч.1 ст. 8 закона о размещении заказов участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. При этом каких-либо преференций одних участников размещения заказа перед другими, за исключением оговоренных в законе случаев (субъекты малого предпринимательства, возможность установления заказчиками преференций для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов при участии в размещении заказов) не предусмотрено и в ближайшее время не предполагается.
Обязательно ли мне надо информировать непосредственного заказчика, если для надлежащего исполнения контракта мне необходимо привлечь другое юридическое лицо? Как правильно поступить в данной ситуации, не нарушая законодательства о гос. закупках? - Семен (Волгодонск)
Владимир Владимирович: Согласно статье 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика. При этом генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком. При этом необходимость информирования государственного заказчика о привлечения третьих лиц для исполнения государственного контракта ни ГК РФ, ни законодательством о размещении заказов не предусмотрена.
Наша организация выполняет по договору государственный заказ в текущем году, но в связи с реорганизацией мы планируем изменить форму юридического лица. Есть ли какие-то особенности, которые надо учесть, чтобы не нарушить закон о государственных закупках? - Анна (Томск)
Владимир Владимирович: Согласно ч. 6.1 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (исполнителя, подрядчика), за исключением случаев, если новый поставщик (исполнитель, подрядчик) является правопреемником поставщика (исполнителя, подрядчика) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения. При этом при осуществлении реорганизации и переходе прав и обязательств по государственному контракту новому юридическому лицу необходимо будет внести изменения в действующий государственный контракт в части перемены исполнителя по государственному контракту (в соответствии с положениями ч. 5 ст. 9 94-ФЗ). Какие-либо дополнительные особенности отсутствуют.
Я индивидуальный предприниматель. В 2010 году заключил контракт на поставку канцелярских товаров для гос. нужд. Могу ли я расторгнуть данный контракт, если не могу выполнять дальше его условия не по моей вине? Если да, могу ли я рассчитывать на оплату части поставленных товаров до момента расторжения контракта? - Петр (Иркутск)
Владимир Владимирович: Согласно ч. 8 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Таким образом, если по соглашению сторон расторгнуть государственный контракт не получается, то Вам необходимо обратиться в арбитражный суд с соответствующим заявлением. При этом оплата поставленных товаров до момента расторжения государственного контракта производится в соответствии с условиями контракта. Вместе с тем судом может быть установлен факт ненадлежащего исполнения Вами государственного контракта, что послужит основанием для включения Вашей организации в реестр недобросовестных поставщиков и не позволит принимать участие в процедурах размещения заказов в течение двух лет.
Меня интересует вопрос по поводу процедуры оказания медицинских услуг для военнослужащих. Так как в части нет стационара, лечение военнослужащих осуществляется в сторонних организациях. Их достаточно много. Кто-то осуществляет проведение анализов, кто-то - диагностику и так далее. Как провести процедуру, чтобы обеспечить военнослужащих медпомощью, если невозможно просчитать, какова будет заболеваемость за год, как определить цену контракта? И еще один вопрос. Если договор заключен на календарный год, но платеж за декабрь по нему осуществляется в январе следующего года, - исполнением контракта будет дата последнего платежа (т.е. январского)? Получается, что снимать с учета в федеральном казначействе его необходимо только в январе, несмотря на то что заключен он на календарный год? - Данила (Мурманск)
Владимир Владимирович: В данном случае необходимо правильнее было бы разместить заказ на оказание услуг по страхованию жизни и здоровья военнослужащих, который бы предусматривал необходимый Вам комплекс медицинских услуг. При расчете начальной максимальной цены государственного контракта целесообразно руководствоваться статистическими данными и данными о средних ценах на соответствующий вид страхования с установленным перечнем включенных в страховку услуг. Что касается второго вопроса, то договор считается исполненным с момента исполнения сторонами по договору всех своих обязательств, т.е. в Вашем случае исполнением договора будет считаться дата последнего исполненного перед контрагентом обязательства - дата последней оплаты услуг.
Может ли грант на научную работу быть предметом (или объектом) Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"? - Сергей Авдеев (Дубна)
Владимир Владимирович: Чтобы ответить на данный вопрос, прежде всего необходимо определить, что такое государственные нужды и кто такие государственные заказчики в соответствии с положениями законодательства о размещении заказов. Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 94-ФЗ под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации).
При этом в соответствии с ч. 1 ст. 4 закона о размещении заказов государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Государственные, муниципальные заказчики и иные заказчики далее именуются заказчиками. Государственные, муниципальные нужды, а также нужды бюджетных учреждений далее именуются нуждами заказчиков. Таким образом, работы, выполняемые на средства гранта на научную деятельность, как денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами или юридическими лицами в установленном Правительством Российской Федерации порядке на проведение конкретных научных исследований, не являются объектом применения законодательства о размещении заказов.
Какие санкции существуют для должностных лиц в УФАС по г. Москве, формально относящихся к своим обязанностям и выносящих постановления о наложении штрафов на законопослушных граждан, если судами различных инстанций, принимаются решения об отмене постановлений в сфере размещения государственного заказа? Почему сотрудниками УФАС по г. Москве не проводятся мероприятия по профилактике административных правонарушений для организаций, задействованных в размещении государственного заказа (мы же занимаемся одним делом, мы размещаем, вы проверяете, а цели и задачи, если я понимаю сущность Федерального закона N 94-ФЗ, у нас одни - минимизировать расходы государства в соответствии с федеральным законодательством, а у ФАС - проконтролировать. Но, как показывает практика, г-жа Соловьева накладывает штрафы, а как бороться с несовершенством 94-ФЗ, ни одного семинара проведено не было. Обычно сотрудники ФАС принимают участие в платных семинарах и далеко не всегда их комментариев придерживаются при проверках инспектора-исполнители, т.е. нет единого мнения на те или иные положения Федерального закона N 94-ФЗ)? Почему мнение федеральных заказчиков при совершенствовании законодательства не учитывается? - Александр (Москва)
Владимир Владимирович: Если говорить о привлечении к административной ответственности нашими сотрудниками, в данном случае должностными лицами Управления, то любой заказчик вправе это решение обжаловать. Согласно статистике доля отменённых судом постановлений не превышает 5 - 10 процентов. Средняя цифра за год составляет порядка семи процентов. При этом важно отметить, что я имею в виду долю отменённых постановлений от общего количества обжалованных в суд. При этом обжалуется порядка 30 процентов выносимых постановлений о привлечении к административной ответственности. Поэтому если сравнить судебную практику нашего ведомства с практикой других контролирующих органов, то она более чем положительная.
Тем не менее мы внимательно изучаем все случаи обжалования и при необходимости пересматриваем свою позицию, чтобы с нашей стороны не возникало повторных ошибок. Что касается мероприятий по профилактике административных правонарушений, то в этом году мы решили проводить раз в квартал либо интернет-конференции, либо круглые столы по госзаказу. Цель этих мероприятий - наладить диалог между Управлением и заказчиками. Мы постараемся ответить на все вопросы, а также разъяснить, как сделать так, чтобы нарушений со стороны заказчика не возникало. Заявление, что мнение федеральных заказчиков не учитывается при совершенствовании законодательства, мне кажется несколько голословным. В процессе подготовки поправок участвуют все заинтересованные федеральные органы государственной власти, направляя свои замечания и предложения в Правительство.
КонсультантПлюс: Мы благодарим Вас за интервью.
Интервью с В.В. Ефимовым подготовлено корреспондентом компании "КонсультантПлюс" А.В. Епифановой.
Фото - Т.М. Тверецкий.