Интернет-интервью с Д.В. Егоровым,
заместителем руководителя ФНС России:
"Разъяснения ФНС России, обязательные для применения налоговыми органами" - новый электронный сервис Федеральной налоговой службы"
В октябре состоялась встреча с заместителем руководителя ФНС России Даниилом Вячеславовичем Егоровым, в ходе которой он рассказал об особенностях и задачах нового электронного сервиса "Разъяснения ФНС России, обязательные для применения налоговыми органами", доступного на официальном сайте ФНС России. Благодарим всех посетителей сайта, приславших свои вопросы.
КонсультантПлюс: Совсем недавно на официальном сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru запустился новый электронный сервис - "Разъяснения ФНС России, обязательные для применения налоговыми органами". Расскажите, пожалуйста, почему возникла необходимость в оказании такой электронной услуги? Какие задачи призван решать сервис?
Егоров Даниил Вячеславович: Налоговые органы уделяют большое внимание проблеме устранения пробелов и противоречий в нормах налогового права и системе функционирования налоговых и иных смежных институтов, влекущих за собой возможность недобросовестного манипулирования и двойного толкования норм закона. К сожалению, методологические подходы налоговых органов к применению норм налогового права подверглись серьезной девальвации в глазах налогоплательщиков и судов. Не в последнюю очередь такое состояние дел объясняется отсутствием единообразия применения норм налогового законодательства в системе налоговых органов. Чтобы переломить сложившуюся ситуацию, Федеральной налоговой службой проделана огромная методологическая работа, следствием которой стало создание данного электронного сервиса. Важно, что по многим спорным вопросам мы выработали разъяснения и согласовали их с Минфином России.
Каких результатов от использования нового ресурса можно ожидать? Прежде всего, информационные разъяснения, отражающие позицию ФНС России по тем или иным вопросам налогообложения, стали доступны в оперативном порядке всем заинтересованным пользователям. Это очень удобно. В то же время сервис позволяет направить обращение о несоблюдении налоговым органом рекомендаций ФНС России, что обеспечивает дополнительный уровень контроля за неукоснительным соблюдением официальной позиции службы по всей вертикали налоговых органов, как со стороны налогоплательщиков, так и Федеральной налоговой службы.
КонсультантПлюс: По какому принципу документы включаются в сервисную базу? Как часто информация в разделе будет актуализироваться и пополняться?
Даниил Вячеславович: Как я уже говорил, главная цель публикуемых разъяснений - устранение противоречий в толковании норм налогового права. Такие противоречия выявляются как в результате анализа эффективности действующего законодательства в сфере налогообложения, так и в ходе рассмотрения обращений налогоплательщиков. По итогам этой работы и по мере выработки службой соответствующей позиции и рекомендаций сервис дополняется новыми документами.
КонсультантПлюс: На кого в первую очередь ориентирован новый сервис - на налогоплательщиков или все-таки на сотрудников налоговой службы?
Даниил Вячеславович: Неважно, кто это - налогоплательщик или сотрудник налоговой службы. Сервис ориентирован на всех, кому необходима помощь в применении норм налогового права. Самое главное, что если службой озвучена методологическая позиция по тому или иному вопросу, то она обязательна для применения на всей территории Российской Федерации.
КонсультантПлюс: Есть ли уже какая-нибудь статистика, насколько новый сервис оказался востребованным у посетителей сайта www.nalog.ru? Поступают ли от налогоплательщиков обращения о несоблюдении налоговыми органами рекомендаций ФНС России?
Даниил Вячеславович: Да, статистика посещаемости сервиса ведется, несмотря на то что сервис действует в рабочем режиме немногим более месяца, его услугой по состоянию на 25 октября уже воспользовалось уже более 77 тысяч человек. Также от налогоплательщиков поступило 5 жалоб о несоблюдении рекомендаций. В настоящее время по каждой из жалоб проводятся необходимые проверки.
КонсультантПлюс: Развитие электронных сервисов стало одним из приоритетных направлений деятельности вашего ведомства. Какие еще информационно-разъяснительные сервисы ФНС планирует создать в ближайшее время для налогоплательщиков?
Даниил Вячеславович: В настоящее время наше внимание предельно направлено на работу вновь созданного сервиса разъяснений. Мы исследуем его востребованность, отзывы со стороны посетителей о его работе и на основании собранных и проанализированных данных будем принимать решение, каким образом развивать подобные сервисы в перспективе.
КонсультантПлюс: Давайте перейдем к вопросам, поступившим на сайт. Владимир из Самары спрашивает: "Означает ли создание такой базы, что в ФНС теперь будет два уровня разъяснений - рядовые (по конкретной ситуации) и прецедентные?"
Даниил Вячеславович: Не стоит забывать, что Федеральная налоговая служба - это орган исполнительной власти, и законотворческие функции на нас не возложены, поэтому говорить о прецеденте не совсем верно. Позиция, изложенная в публикуемых Федеральной налоговой службой разъяснениях, формируется либо в результате рассмотрения обращения налогоплательщика и соответственно конкретной (рядовой) ситуации, либо в результате анализа действующего законодательства.
Многие из разъяснений ссылаются на позицию судов, прежде всего ВАС РФ. При этом и Минфин, и ФНС часто с решениями ВАС не согласны. Означает ли это разворот в практике ФНС - она всегда теперь будет ориентировать инспекции на решения ВАС? - Екатерина (Москва)
Даниил Вячеславович: Для начала замечу, что в отношении разъяснений Федеральной налоговой службы действует мораторий на применение письма ФНС России от 14.09.2007 N ШС-6-18/716@, которым налоговым органам предоставлено право принимать решения по методологическим вопросам с учетом складывающейся арбитражной практики в регионе. Мы, безусловно, учитываем позицию ВАС в своей работе, но необходимо принимать во внимание, что часто судебные решения принимаются по конкретной, а иногда даже уникальной ситуации с учетом всех свойств, присущих только ей, такие решения не требуют от налоговых органов менять свою позицию или иным образом перестраивать работу. Однако ВАС РФ может отменить какое-либо разъяснение ФНС России по причине квалификации его в качестве ненормативного правового акта, действие которого распространяется на неограниченный круг лиц, в таком случае в отношении налогоплательщиков, руководствовавшихся данным разъяснением в период его действия, в силу положений п. 8 ст. 75 и пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ ни пени, ни штрафы начисляться не должны.
Почему разъяснения публикуются не в графическом формате? Разъяснение, опубликованное в текстовом формате, не вызывает такого доверия, как завизированный документ. Было бы удобно, чтобы в разъяснениях в графическом формате публиковались бы и письма Минфина, на которые ссылается ФНС. - Василий (Москва)
Даниил Вячеславович: У налогоплательщиков не должно быть опасений не доверять информации, публикуемой на официальном сайте Федеральной налоговой службы. Что касается размещения отсканированных текстов документов, то мы считаем, что это излишне повысит нагрузку на сайт и тем самым усложнит поиск необходимой информации. Кроме того, при желании налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган по месту учета, где ему представят официальный документ, подтверждающий соответствующую позицию службы.
Как работает обратная связь с налогоплательщиками в новом сервисе? Считается ли это официальным ответом? Можно ли, получив от ФНС разъяснение по спорной ситуации, предоставить его в качестве доказательства в территориальный налоговый орган? - Анна Петровна (Новосибирск)
Даниил Вячеславович: В случае возникновения ситуации, когда территориальный налоговый орган дает разъяснение либо выносит акт или решение с позицией, отличной от изложенной в разъяснении Федеральной налоговой службы, налогоплательщику целесообразно оставить соответствующее сообщение на официальном сайте службы. Такие обращения рассматриваются в обязательном порядке и принимаются меры по приведению позиции территориального налогового органа в соответствие с разъяснением.
Можно ли сделать так, чтобы новый сервис позволял оформить подписку на публикуемые ФНС разъяснения? - Борис (Московская область)
Даниил Вячеславович: Идея интересная. Но это уже будет разновидность услуги, которая не включена в перечень государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти. Поэтому пока мы не видим в этом целесообразности.
Планирует ли ФНС размещать пошаговые рекомендации по заполнению деклараций? - Ирина (Санкт-Петербург)
Даниил Вячеславович: Заполнение деклараций регламентировано в соответствующих документах, издаваемых Министерством финансов и ФНС России при утверждении самой формы декларации. Их можно найти на официальном сайте службы в разделе "Налоговая отчетность" - "Формы и порядок заполнения". В настоящий момент нами проводится разработка брошюр, где доступно будут объяснены обязанности налогоплательщиков, в том числе и по заполнению декларации. У налогоплательщиков также возникает много вопросов, касающихся способов подачи декларации по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Представление налоговой декларации в электронном виде допускается при обязательном использовании сертифицированных средств электронной цифровой подписи (ЭЦП), позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в налоговой декларации в электронном виде. С целью защиты информации, содержащейся в налоговой декларации, при передаче ее по каналам связи участниками обмена информацией применяются сертифицированные средства криптографической защиты информации (СКЗИ).
Порядок подачи налоговой декларации в электронном виде определяется ФНС России по согласованию с Минфином России (п. 7 ст. 80 НК РФ). Однако соответствующий документ пока не принят. В связи с этим следует руководствоваться Порядком, утвержденным приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 (далее - Порядок представления декларации в электронном виде). Также действуют Общие требования к форматам представления налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов в электронном виде (на основе XML, версия 5). Данный документ утвержден приказом ФНС России от 18.07.2008 N ММ-3-6/321@.
При подаче декларации в электронном виде необходимо иметь в виду, что представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется через специализированного оператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику:
- необходимо заверить ее электронной цифровой подписью (ЭЦП);
- днем представления отчетности в налоговый орган считается дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи;
- получив такую декларацию, налоговый орган обязан в течение суток передать вам квитанцию о ее приеме;
- если вы подали декларацию в электронном виде, дублировать и представлять ее на бумажном носителе не нужно.
КонсультантПлюс: Мы благодарим Вас за интервью.
Интервью с Д.В. Егоровым подготовлено корреспондентом компании "КонсультантПлюс" А. Епифановой и корреспондентом журнала "Главная книга" А. Хорошавкиной.