Интернет-интервью с А.В. Гусевым,
Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации:
"25 лет Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации: от прошлого к будущему"
В 2023 году Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации отмечает юбилей - 25 лет. На департамент возложен широкий круг обязанностей по организационному, информационному, кадровому, финансовому и материально-техническому обеспечению деятельности российских судов. Об основных итогах и перспективах модернизации судебной системы, в том числе и планах по развитию электронного правосудия, мы поговорили с Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Александром Владимировичем Гусевым.
КонсультантПлюс: Российская судебная система в последние десятилетия стремительно развивается. Несмотря на некоторые трудности, в целом существующая на сегодняшний день система судов полностью отвечает потребностям общества в доступном и качественном правосудии. Не последнюю роль в этом сыграли и реформы последних лет, в том числе связанные с вводом в эксплуатацию сервисов электронного правосудия. Александр Владимирович, как Вы оцениваете технические возможности и инфраструктуру российских судов? Насколько они, на Ваш взгляд, отвечают требованиям времени?
Александр Владимирович Гусев: За 25 лет Судебным департаментом проделана колоссальная работа по обновлению и укреплению материальной базы судебной системы. В век информационных технологий отдельное внимание уделяется информатизации и автоматизации федеральных судов и системы Судебного департамента. Для этих целей более 10 лет назад было создано федеральное государственное бюджетное учреждение "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие".
На сегодняшний день федеральные суды оснащены всеми необходимыми программно-техническими средствами: компьютерами с источниками бесперебойного питания, информационными киосками, многофункциональными устройствами, копировально-множительными аппаратами, принтерами, программно-аппаратными комплексами видео-конференц-связи и аудиозаписи судебных заседаний, программно-техническими комплексами для обеспечения допроса свидетеля (потерпевшего) в ходе судебного заседания без возможности его идентификации иными участниками процесса, обеспечены ведомственными каналами связи и передачи данных с запланированными пропускными способностями с соблюдением требований по качеству обслуживания и криптографической защиты информации, а также доступом в сеть Интернет.
Ежегодно осуществляется дооснащение объектов автоматизации программно-техническими средствами, в том числе с учетом вывода из эксплуатации технически неисправной и морально устаревшей техники, а также обеспечивается функционирование всей инфокоммуникационной и вычислительной инфраструктуры ГАС "Правосудие".
Нет сомнений, что в будущем цифровизация судопроизводства будет только расширяться. В настоящее время реализуются мероприятия по дальнейшему развитию ГАС "Правосудие" и формированию магистральной сети подсистемы связи и передачи данных на базе скоростных каналов связи, обеспечению эксплуатации и поддержанию информационных ресурсов в федеральных судах общей юрисдикции, федеральных арбитражных судах и системе Судебного департамента.
Хотелось бы отметить, что за 15 лет ГАС "Правосудие" стала крупнейшей в стране государственной автоматизированной системой обработки и передачи информации, не имеющей аналогов в мире. Она охватывает около 3000 объектов автоматизации на территории России и объединяет порядка 120 тысяч автоматизированных рабочих мест.
КонсультантПлюс: К концу 2024 года Судебный департамент планирует расширить возможности электронного правосудия с помощью сервиса "Правосудие онлайн". Расскажите, пожалуйста, какие у него будут преимущества и основные отличия от уже действующего на портале ГАС "Правосудие" сервиса "Электронное правосудие"?
Александр Владимирович: Развитие информационных технологий, используемых в судопроизводстве, осуществляется в соответствии с Концепцией развития информатизации судов до 2030 года, которая была утверждена в 2019 году Президиумом Совета судей Российской Федерации.
Федеральным проектом "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика" предусмотрены мероприятия по развитию ГАС "Правосудие" с целью создания сервиса "Правосудие онлайн" в период с 2021-2024 гг.
Основной задачей является формирование площадки для взаимодействия граждан и организаций от момента подачи документов в электронном виде до вынесения судебных решений в электронном виде.
Для удобства пользователей разрабатываются сервисы подачи документов в суды посредством личного кабинета, размещенного на едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), а также с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) с возможностью отслеживания статуса рассмотрения процессуального обращения и получения уведомлений о ходе его рассмотрения.
Еще один сервис позволит направлять судебные извещения, копии судебных актов в электронном виде посредством ЕПГУ, а также получать информацию о статусе доставки и прочтения извещения с использованием услуги "Универсальный сервис отправки сообщений пользователям ЕПГУ государственной почтовой системы (ГЭПС)".
В рамках реализации сервиса "Правосудие онлайн" также предусматривается доработка ГАС "Правосудие", автоматизированных систем федеральных арбитражных судов в части взаимодействия с сервисом, обеспечивающим проведение судебных заседаний путем использования системы веб-конференции с идентификацией участников судебного процесса посредством единой биометрической системы. Разработка данного сервиса находится в зоне ответственности Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, предполагаемый плановый срок реализации − декабрь 2023 года.
В настоящее время также ведутся подготовительные работы по созданию Судебного портала - единого информационного ресурса о деятельности судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов.
Сервис позволит участникам судопроизводства реализовать
в дистанционной форме весь объем процессуальных действий, включая подачу документов в суд, онлайн-уплату государственной пошлины, ознакомление с материалами судебного дела в электронном виде, участие в судебном заседании посредством веб-конференции и получение судебного акта в электронном виде.
Полностью сервис "Правосудие онлайн" должен заработать к концу 2024 года.
КонсультантПлюс: Можно ли говорить о том, что в будущем сервис "Правосудие онлайн" станет единой площадкой электронного правосудия и для судов общей юрисдикции, и для арбитражных судов, и для мировых судей?
Александр Владимирович: В соответствии с назначением сервиса "Правосудие онлайн", для обеспечения дистанционного доступа к материалам судебных дел в электронном виде, получения судебных актов и их копий в электронном виде будет создано единое информационное пространство судов, участников судебного процесса, а также государственных органов и организаций, не являющихся участниками процесса, но предоставляющих информацию по запросам судов, либо получающих информацию из судов в случаях, предусмотренных законом.
Единое информационное пространство будет обеспечено Судебным порталом, который будет включать в себя разделы:
- "Картотека судебных дел судов общей юрисдикции";
- "Картотека арбитражных дел".
Данные разделы будут содержать информацию обо всех судебных делах, рассматриваемых судами общей юрисдикции, включая мировых судей, арбитражными судами, а также материалы электронных и гибридных судебных дел.
Все судебные акты, за исключением содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, относящиеся к информации ограниченного доступа, должны создаваться в форме электронного документа и размещаться на Судебном портале в разделах "Картотека судебных дел судов общей юрисдикции" или "Картотека арбитражных дел" в режиме ограниченного доступа (доступа для участников судебного процесса в соответствии с процессуальными кодексами).
В этих разделах в режиме ограниченного доступа должны размещаться и аудиопротоколы судебных заседаний.
Судебный портал обеспечит доступ участников судебного процесса в соответствии с процессуальными кодексами к материалам судебных дел в электронном виде, размещенным в "Картотеке судебных дел судов общей юрисдикции" или "Картотеке арбитражных дел". Доступ к материалам дела будет разграничен и будет определяться автоматизированно.
Судебный портал также обеспечит открытый доступ к сведениям о находящихся в судах общей юрисдикции и арбитражных судах делах и текстам судебных актов в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".
КонсультантПлюс: Во время пандемии многие обсуждали идею дистанционного участия граждан в судебных заседаниях в режиме веб-конференции со своих персональных компьютеров или мобильных устройств. Каковы перспективы принятия поправок в действующее процессуальное законодательство относительно онлайн-заседаний?
Александр Владимирович: С 1 января 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2021 N 440-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым участники гражданского, арбитражного, административного процессов могут участвовать в судебном заседании путем использования системы веб-конференции при условии соответствующего ходатайства об этом и при наличии в судах технической возможности осуществления веб-конференции.
При применении веб-конференции личность участника процесса устанавливается с помощью специальных информационно-технологических средств, обеспечивающих идентификацию лица без его личного присутствия. А именно: единой системы идентификации и аутентификации, единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации (единая биометрическая система).
КонсультантПлюс: На Ваш взгляд, может ли однажды в роли судьи выступить искусственный интеллект?
Александр Владимирович: Действительно, все чаще звучит тема замены судьи системой универсального искусственного интеллекта, способного анализировать фактические обстоятельства дела, давать им правовую оценку и выносить соответствующее решение. Во многих странах подобные компьютерные программы уже начинают использоваться. Однако они служат лишь вспомогательным инструментом для анализа документов и не заменяют реального человека. Дело в том, что у искусственного интеллекта отсутствует глубокое понимание закона.
Процессуальное законодательство требует от судьи при оценке доказательств руководствоваться своим внутренним убеждением, основанным на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании в каждом конкретном деле. В зависимости от обстоятельств одни и те же доказательства могут быть интерпретированы по-разному: в одном деле приняты за основу, в другом - отвергнуты. Это сложная категория, которую невозможно вписать в программный алгоритм.
Для искусственного интеллекта характерна формальная логика при оценке обстоятельств дела. Он не сможет вникнуть в фабулу дела, особенно уголовного.
Кроме того, при вынесении решения судья руководствуется рядом ценностных критериев, закрепленных в законе. Это принципы справедливости, гуманизма, разумности и добросовестности. Их невозможно заложить в компьютерную программу.
КонсультантПлюс: Один из важнейших аспектов информатизации судебного процесса - это обеспечение безопасности передачи данных, предотвращение неправомерного доступа и утечек информации. Расскажите, пожалуйста, как сейчас обстоят дела с общим уровнем безопасности и устойчивости судебной системы? Удалось ли адаптироваться к изменениям на рынке программного обеспечения, связанным с решением некоторых иностранных вендоров прекратить продажу своих продуктов на территории Российской Федерации?
Александр Владимирович: При создании ГАС "Правосудие" было заложено требование о применении только отечественного программного обеспечения для защиты информации. Поэтому уход иностранных производителей с российского рынка никак не отразился на информационной безопасности работы судов.
КонсультантПлюс: Какие меры принимаются судами для борьбы с фальсификацией и подлогом электронных документов в ходе судебных разбирательств?
Александр Владимирович: Судебный департамент в своей деятельности руководствуется конституционным принципом невмешательства в осуществление правосудия. При возникновении сомнений в том или ином документе судья вправе привлечь соответствующих специалистов, экспертов.
КонсультантПлюс: Качество правосудия определяется не только техническими возможностями, но и во многом человеческим фактором, а именно кадрами. Под влиянием всеобщей информатизации и изменений условий труда, какой кадровой политики придерживается департамент - ставка делается на поиск внешних специалистов, или Вы больше ориентируетесь на профессиональную переподготовку и повышение квалификации своих собственных сотрудников?
Александр Владимирович: С учетом информатизации трудовых процессов Судебным департаментом ведется работа по созданию условий для обеспечения соответствия знаний, умений и навыков государственных гражданских служащих федеральных судов и системы Судебного департамента предъявляемым требованиям.
В этой связи для федеральных государственных гражданских служащих судов и системы Судебного департамента предусматривается обучение в рамках профессиональной подготовки и повышения квалификации по направлениям деятельности.
Вместе с тем проводится работа по актуализации квалификационных требований в части компьютерной грамотности по должностям федеральной государственной гражданской службы в аппаратах судов и системе Судебного департамента посредством внесения соответствующих изменений и дополнений в должностные регламенты.
Указанные квалификационные требования учитываются при отборе кандидатов на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в аппаратах судов и системе Судебного департамента.
В соответствии с законодательством Российской Федерации одним из направлений деятельности Судебного департамента является работа по организации профессионального развития судей и государственных гражданских служащих федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и системы Судебного департамента в целях поддержания и повышения их уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей. Так, осуществляется организационное обеспечение дополнительного профессионального образования судей, повышение квалификации работников аппаратов судов в Российском государственном университете правосудия. В период с 2017 по 2022 годы обучение прошли 44 344 федеральных судьи и 35 590 секретарей и помощников судей.
Кроме того, ведется работа по взаимодействию с образовательными организациями по вопросам разработки новых программ дополнительного профессионального образования, отвечающих целям и задачам судебной системы.
За 25 лет Судебным департаментом организованы профессиональная переподготовка и повышение квалификации более 100 000 федеральных судей и 176 000 работников аппаратов судов и органов Судебного департамента.
Наряду с профессиональной переподготовкой и повышением квалификации Судебным департаментом организуются такие мероприятия профессионального развития, как семинары, тренинги, мастер-классы, конференции, круглые столы, служебные стажировки и иные мероприятия для работников судебной системы, направленные на приобретение новых знаний и умений, обмена опытом, в том числе с использованием видео-конференц-связи.
КонсультантПлюс: В своем выступлении на Х Всероссийском съезде судей Вы упомянули о том, что совместно с Высшей школой экономики разработаны научно обоснованные нормы служебной нагрузки для судей и работников аппаратов судов. Когда планируется принятие долгожданного закона о нормах судебной нагрузки, различные варианты которого уже неоднократно обсуждались судейским сообществом?
Александр Владимирович: Вопрос регулирования судебной нагрузки, увеличение которой связано, прежде всего, с неизменностью тенденции роста числа обращений в суды, является одним из приоритетных и постоянно находится в поле зрения органов судейского сообщества.
Всероссийским съездом судей и Советом судей Российской Федерации неоднократно отмечалась необходимость укрепления кадрового обеспечения судов исходя из того, что штат судей и работников аппаратов судов должен определяться на основе научно обоснованных норм нагрузки.
Разработанные в 2022 году нормы судебной нагрузки выполнены на высоком научном уровне, адаптированы к современным реалиям и отражают актуальное положение дел в судебной системе, вследствие чего получили положительную оценку судейского сообщества и Российского государственного университета правосудия.
Теперь стоит задача нормативного закрепления разработанных норм судебной нагрузки, в связи с чем Х Всероссийским съездом судей поручено Совету судей Российской Федерации совместно с Судебным департаментом и Российским государственным университетом правосудия подготовить проект федерального закона о нормах служебной нагрузки судей и работников аппаратов судов Российской Федерации и нормативные правовые акты по его реализации.
Подготовку проекта федерального закона, которой занимается рабочая группа, созданная Советом судей Российской Федерации, планируется завершить в 2023 году.
КонсультантПлюс: Александр Владимирович, в завершение нашего интервью не могли бы Вы рассказать о приоритетных задачах для Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации на 2023 год.
Александр Владимирович: Говоря о задачах на 2023 год, стоит отметить, что, как и в предыдущие годы, всестороннее обеспечение судебной деятельности является для нас приоритетом. Особое внимание будет направлено на выполнение поручений, определенных Х Всероссийским съездом судей.
Важным вопросом является кадровое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, поэтому будет продолжена работа по увеличению численности судей и работников аппаратов судов. Для поддержания надлежащего уровня социальной защиты судей и государственных гражданских служащих также предусмотрены различные мероприятия организационного и правового характера.
В связи с принятием новых субъектов в Российскую Федерацию планируется реализация мероприятий, направленных на обеспечение надлежащих условий для полного и независимого осуществления правосудия на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области.
Для решения вопроса недостаточности площадей архивов судов для осуществления хранения судебных документов в рамках поручения X Всероссийского съезда судей в настоящее время Судебным департаментом совместно с Правительством Российской Федерации осуществляются мероприятия по подбору помещений для размещения объединенных судебных архивов в субъектах Российской Федерации.
Пристальное внимание будет уделено мерам, направленным на обеспечение безопасности судебной деятельности и поддержание установленного порядка деятельности судов, организацию обеспечения государственной защиты судей и членов их семей.
Важным направлением являются задачи, связанные с дальнейшим развитием информатизации и автоматизации деятельности судов и системы Судебного департамента, техническим сопровождением автоматизированных систем судопроизводства, интеграцией в единое информационное пространство федеральных судов и мировых судей, расширением информационных сервисов, совершенствованием взаимодействия судов с органами государственной власти в электронном виде и системой многофункциональных центров по оказанию государственных и муниципальных услуг.
В заключение хотелось бы поздравить с 25-летием Судебного департамента всех его работников. Особые слова благодарности хочу сказать тем, кто стоял у истоков создания системы Судебного департамента. Ими был заложен прочный фундамент, благодаря которому нынешнее поколение успешно двигается вперед и демонстрирует высокие показатели в работе.
КонсультантПлюс: Александр Владимирович, мы благодарим Вас за участие в нашем интернет-интервью и поздравляем Вас и Ваших коллег с юбилеем!
Интервью подготовлено корреспондентом компании "КонсультантПлюс" А. Епифановой