Интернет-интервью с А.А. Каульбарсом,
директором Департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Минэкономразвития России:
"Вопросы тарифно-таможенной политики и господдержки экспорта"
Уважаемые посетители сервера!
Предлагаем вашему вниманию отчет об интервью с директором Департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Минэкономразвития России Алексеем Александровичем Каульбарсом, которое состоялось 18 апреля 2005 года. Тема интервью: "Вопросы тарифно-таможенной политики и господдержки экспорта". Благодарим всех посетителей сервера, приславших свои вопросы для интервью.
Корреспондент: Уважаемый Алексей Александрович! Прежде чем приступить к интервью, мы хотели бы поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время встретиться и ответить на вопросы посетителей нашего сервера. Мы знаем, что у Вас сейчас очень напряженное время в работе, поэтому постараемся провести нашу встречу максимально оперативно и результативно.
Алексей Александрович: Несмотря на загруженность, я постараюсь ответить на все вопросы, присланные посетителями сервера, и дать свои разъяснения и комментарии.
Корр.: Как было недавно сообщено, Минэкономразвития предложило правительству комплекс мер, направленных на урегулирование вопроса поставок белого сахара из стран СНГ. Что предлагает этот комплекс мер конкретно? - Ирина Федорова (Москва)
А.А.: Действительно, в начале нынешнего года мы завершили расследование, основная цель которого заключалась в том, чтобы доказать факты роста импорта в Российскую Федерацию белого сахара, наличие ущерба или угрозы ущерба отечественной свеклосахарной отрасли и существование причинно-следственной связи между этими фактами. Факты роста импорта и угрозы ущерба отрасли были в ходе расследования подтверждены. Тем не менее, достаточных оснований для того, чтобы предлагать введение защитных мер в отношении импорта белого сахара из всех стран, у нас не было. Ход расследования с очевидностью показал, что сахар, ввозимый из стран дальнего зарубежья, который облагается достаточно высокой пошлиной, угрозы не представляет. Основная угроза для отечественного сахарного производства исходит от возрастающего беспошлинного ввоза белого сахара из стран СНГ. Особенности же ввоза этого сахара из Белоруссии, на границе с которой отсутствует таможенное оформление, создали предпосылки для злоупотреблений, когда под видом белорусского свекловичного в Россию беспошлинно ввозился тростниковый сахар. Для того чтобы минимизировать риск подобных правонарушений и восстановить равные условия конкуренции, наши специалисты предложили комплекс мер, направленных на упорядочение ввоза белого сахара и усиление контроля за правильностью определения страны его происхождения. Одновременно продолжаются переговоры с белорусской стороной, основная цель которых – поиск взаимоприемлемых путей выхода из сложившейся ситуации. Предполагается, что окончательное решение о применении мер будет принято по результатам этих переговоров.
Корр.: Статьей 28 Федерального закона от 08.12.2003 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" предусмотрена возможность введения в Российской Федерации предотгрузочной инспекции импортируемых товаров. Тем не менее для начала полноценной работы в этом направлении необходимо принятие Правительством РФ ряда нормативных правовых актов. В связи с этим вопросы:
1) Когда планируется утверждение Правительством РФ положения о предотгрузочной инспекции?
2) В отношении каких товаров будет вводиться предотгрузочная инспекция?
3) Насколько будут снижены ставки пошлин на товары, являющиеся объектом предотгрузочной инспекции? - Алексей Большаков (Москва)
А.А.: Мы разработали проект постановления Правительства об утверждении положения о предотгрузочной инспекции в середине прошлого года. Пока Правительство не приняло решение о введении или невведении этого инструмента. Какая-либо дата, когда такое решение может быть принято, мне неизвестна. У предотгрузочной инспекции есть сторонники и противники. Пока окончательное решение не принято, говорить о списке товаров рано. Можно сказать, что такой список будет составляться с учетом того, что предотгрузочная инспекция предназначена для помощи таможенным органам в правильном определении таможенной стоимости и иных параметров, важных для начисления таможенных платежей. Одновременно с введением института предотгрузочной инспекции в отношении конкретных товаров на эти товары будет снижена таможенная пошлина. Подразумевается, что это снижение будет компенсировать затраты, которые понесет импортер для оплаты услуг органа предотгрузочной инспекции. Конкретный размер ставки за услуги органа предотгрузочной инспекции будет определяться в соглашении между Правительством и этим органом. Мы предлагаем ограничить этот размер 1% от стоимости товара.
Корр.: Насколько усилится контроль за перевозку за границу незаконно вырубленного леса? - Александр (Петрозаводск)
А.А.: В целях защиты интересов Российской Федерации при заготовке, реализации древесины ценных лесных пород и осуществлении внешнеторговых операций с ней Правительством Российской Федерации с 15 февраля 1999 г. введено лицензирование экспорта из России лесоматериалов ценных лесных пород в автоматическом режиме в соответствии с перечнем, указанным в приложении N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 5 января 1999 г. N 18 "О дополнительных мерах государственного регулирования при заготовке, реализации и экспорте древесины ценных лесных пород".
Выдача лицензий на экспорт лесоматериалов ценных лесных пород осуществляется Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации в установленном порядке на основании заявлений российских экспортеров в соответствии с Положением о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1996 г. N 1299 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 46, ст. 5249).
Минэкономразвития России разделяет обеспокоенность незаконной вырубкой леса и недостаточным контролем за его реализацией, в частности, экспортом. Однако соблюдение действующего законодательства в этой области находится в компетенции соответствующих правоохранительных, природоохранных и других федеральных органов, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в первую очередь должны обеспечить его исполнение.
Корр.: Известно, что морепродукты в основном поступают к нам из Норвегии. Что делается для восстановления и укрепления данной отрасли? Когда, наконец, рыба и морепродукты будут перерабатываться и продаваться российскими предприятиями? - Владимир Кармазинов (Санкт-Петербург)
А.А.: Данный вопрос находится в компетенции Минсельхоза России.
Однако с точки зрения тарифных мер можем сообщить следующее. В настоящее время ставками вывозных таможенных пошлин облагается 97 тарифных позиций ТН ВЭД России данных видов товаров. Минимальная ставка экспортного тарифа – 5% ("рыба мороженая, за исключением рыбного филе и мяса рыбы товарной позиции 0304" - лосось, камбала, палтус, сельдь и т.д.).
Ставками ввозных таможенных пошлин облагается обширная номенклатура ТН ВЭД России. Ставками в 10% - живая рыба и рыба свежая или охлажденная. Такой же размер ставки утвержден в отношении мороженой рыбы, за исключением сельди – 10%, но не менее 0,04 евро за 1 кг, некоторых видов скумбрии – 10%, но не менее 0,06 евро за 1 кг, некоторых видов морской рыбы (окуня, мерланга, минтая, ставриды и т.д.) – 10%, но не менее 0,05 евро за 1 кг. Максимальная ставка пошлины – 20%, но не менее 4 евро за 1 кг установлена для копченого лосося. Для икры, печени и молок – 20%.
Корр.: Металлургические предприятия на Дальнем Востоке страдают очень сильно от бесконтрольного вывоза лома цветных и черных металлов. Выход есть – определить конкретные пункты экспорта лома, взять их под контроль государства. Ведь потом же сами (Россия) пострадает от импорта металлургической продукции Китая!!! Когда, наконец, будет решен этот вопрос? - Ковачевич Екатерина (Москва)
А.А.: Действительно, рост металлургического производства во всем мире, резко увеличил спрос на лом, что привело к увеличению экспорта металлического лома из Российской Федерации. Многочисленные злоупотребления, которые были связаны с заготовкой лома, потребовали вмешательства государства. Среди мер, которые применялись в части ограничения вывоза лома из страны, следует, в первую очередь, назвать увеличение ставок вывозных таможенных пошлин и ограничение пунктов пропуска лома через государственную границу. После вступления в действие новой редакции таможенного кодекса, Государственный таможенный комитет (ныне - Федеральная таможенная служба) потерял право на установление ограничений пунктов пропуска и вывозные пошлины остались практически единственным ограничителем вывоза лома. Вопрос о восстановлении ограничений пунктов пропуска лома рассматривался, однако, в отличие от пошлины, которая применяется в отношении всех стран, ограничение пунктов пропуска всегда связано с дискриминацией отдельных стран, что дает этим странам моральное право на применение ответных мер. Принимая во внимание ведение переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию, а также сохранение относительно высоких ставок вывозных пошлин на лом, что является фактором, ограничивающим вывоз лома, мы приняли решение приостановить работу по ограничению пунктов пропуска этого товара через государственную границу. В случае изменения ситуации мы готовы вернуться к этому вопросу.
Корр.: Когда, наконец, дождемся потепления в области внешнеторговых связей с Украиной относительно уплаты НДС на таможне? Вроде Правительство обещало, а ничего в законодательстве не изменяется. - Порки (Северодвинск)
А.А.: Вопрос не совсем понятен. Если имеется в виду вернуться назад, когда НДС не взимался, т.е. был по принципу страны происхождения, то этого, думаю, не будет. Вопрос требует своего уточнения.
В целом, в соответствии с Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами-участниками СНГ от 25.11.1998 основным принципом взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами-участниками СНГ является принцип страны назначения.
Корр.: В свое время таможенные органы не принимали в качестве обоснования применения метода по цене сделки договоры, заключенные иностранным юридическим лицом за границей, при ввозе товаров для филиалов на территории РФ. Какова практика на данный момент? - Илья (Москва)
А.А.: Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе (далее – Закон) установлена система методов определения таможенной стоимости. В соответствии со ст. 18 Закона основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. Статьей 19 Закона определен конечный перечень случаев, при которых указанный метод не может быть использован при оценке ввозимых товаров. В частности, согласно положениям подпункта "г" пункта 2 данной статьи этот метод не может быть использован при наличии взаимозависимости между покупателем и продавцом, однако тот факт, что покупатель и продавец являются взаимозависимыми лицами, не может сам по себе служить основанием для признания неприемлемости использования метода по цене сделки с ввозимыми товарами. Основной метод может быть применен в том случае, если взаимозависимость не повлияла на цену сделки, что должно быть доказано декларантом.
При осуществлении продажи между взаимозависимыми лицами стоимость сделки принимается, а ввозимые товары оцениваются в соответствии с положениями ст. 19 Закона в случаях, когда декларант представляет в таможенный орган достоверную и документально подтвержденную информацию, свидетельствующую, что взаимозависимость между покупателем и продавцом не повлияла на ее цену. Например, при представлении в таможенный орган информации о стоимости сделки при продажах аналогичных или однородных товаров на экспорт в Российскую Федерацию лицам, не являющимся с продавцом взаимозависимыми; аналогичных или однородных товаров, таможенная стоимость которых была определена в соответствии с положениями статей 22, 23 Закона. В указанных случаях при изучении обстоятельств сделки должны учитываться различия: в коммерческом и количественном уровне представленных к рассмотрению сделок, иных особенностей (в том числе и надбавок к цене фактически уплаченной или подлежащей уплате, указанных в подпунктах "а" - "д" пункта 1 ст. 19 Закона), также необходимо учитывать затраты, понесенные продавцом при продаже в случаях, когда продавец и покупатель не являются взаимозависимыми лицами, и которые продавец не несет при продаже лицу взаимосвязанному с ним.
Общие разъяснения по применению основного метода в отношении товаров, ввозимых взаимозависимыми лицами, даны в письме ГТК России от 23.07.2001 N 01-06/28840 "О контроле таможенной стоимости товаров, перемещаемых взаимозависимыми лицами".
Корр.: Какие в настоящее время проводятся глобальные мероприятия, связанные с процессом совершенствования государственной поддержки экспорта в области станкостроения? Что, Вы полагаете, носит негативный характер в данном процессе и какие действия может предпринять Российская Федерация для искоренения и преодоления соответствующих трудностей и негативных аспектов? - Александр Сергеевич Захаров, начальник Договорно-правового управления ОАО ВО СТАНКОИМПОРТ (Москва)
А.А.: Вопросы повышения конкурентоспособности российской продукции, расширения производства наукоемкой техники и развития высоких технологий, государственной поддержки российского экспорта товаров и услуг являются приоритетными в работе Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
В целях обеспечения конкурентных преимуществ, поддержки и защиты интересов отечественных экспортеров на внешнем рынке, роста экономического потенциала и повышения доли машинотехнической продукции в общем объеме российского экспорта разработана система мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции, предусматривающая использование торгово-экономических, организационных, финансовых и информационно-консультационных инструментов.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации разработана Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации, которая была одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 г. N 1493-р.
Концепция определяет основные цели, задачи и приоритеты государственной финансовой поддержки российского промышленного экспорта и предусматривает меры по ее развитию. Основной целью государственной финансовой поддержки экспорта является усиление конкурентных позиций российских экспортеров промышленной продукции и увеличение в структуре экспорта доли изделий с высокой степенью переработки.
Для достижения указанных целей Концепцией предусмотрены следующие механизмы финансовой поддержки экспорта:
- государственное гарантирование политических и долгосрочных коммерческих рисков при проведении экспортных операций;
- долгосрочное экспортное кредитование;
- возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год" предусмотрено выделение средств в размере, эквивалентном 600 млн. долларов США, на цели гарантийной поддержки экспорта промышленной продукции, а также 3,0 млрд. рублей для субсидирования процентных ставок по кредитам.
Правительством Российской Федерации утвержден перечень промышленной продукции, включающий продукцию российского машиностроения, при осуществлении экспорта которой оказывается государственная гарантийная поддержка с определением предельных объемов гарантирования и категорий страновых рисков для каждого государства.
При подготовке предложений по формированию федерального бюджета на 2007 год объем средств на реализацию мероприятий по государственной поддержке экспорта предполагается увеличить.
Корр.: В соответствии со статьей 19 закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" от 21.05.1993 N 5003-1 таможенной стоимостью ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы Российской Федерации (до порта или иного места ввоза).
Таможенные органы настаивают на включении в цену сделки стоимости железнодорожной транспортировки товара по территории РФ от пункта пересечения товаром таможенной границы РФ (совпадающей с государственной границей) до пункта пропуска товаров, расположенного в 30 км от пункта пересечения таможенной границы, утверждая, что место ввоза – это как раз и есть пункт пропуска. При таком подходе происходит двойное обложение налогом на добавленную стоимость услуги по транспортировке товара по территории РФ (от пункта пересечения таможенной границы до пункта пропуска) – один раз НДС за эту услугу взыскивается таможенными органами при таможенном оформлении ввозимого товара, второй раз оплачивается импортером в составе платежа за перевозку по российской железной дороге. Причем такую позицию в данном вопросе таможенные органы, озабоченные исключительно достижением узковедомственной цели по выполнению установленных заданий по перечислению определенных сумм платежей в бюджет, заняли относительно недавно, а теперь заводят массу однотипных дел об административных правонарушениях по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ по принятым ими же в течение последнего года декларациям. Просто "гениальная идея" по наполнению бюджета за счет штрафов, взыскиваемых с декларантов. Раньше все было правильно, теперь таможенные органы "прозрели", но виноваты не они, а только и исключительно декларанты, поскольку, по нынешнему мнению таможни, недостоверно заявили таможенную стоимость и вследствие этого занижали сумму налогов, пошлин и сборов.
А мы говорим о соответствии нового ТК РФ международному праву, положениям Киотской конвенции в редакции 1999 года и требованиям Всемирной торговой организации. Кодекс кодексом, он для ВТО и других организаций, а для участников ВЭД – старый произвол таможенных органов и сведение их функций к единой цели – фискальной. - Александр (Старый Оскол (Белгородская обл.)
А.А.: Положения Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 (в ред. от 22.08.2004) "О таможенном тарифе" об определении таможенной стоимости ввозимых товаров соответствуют статье 7 Соглашения по применению статьи VII Генерального Соглашения по тарифам и торговле 1994 года.
Согласно п. 2 статьи 8 Соглашения по применению статьи VII Генерального Соглашения по тарифам и торговле 1994 года при разработке национального законодательства каждый член предусматривает полное или частичное включение в таможенную стоимость или исключение из нее стоимости транспортировки импортируемых товаров к порту или пункту импорта.
В соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" при определении таможенной стоимости в цену сделки включаются расходы по доставке товара до авиапорта, порта или иного места ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации, если они не были ранее в нее включены.
Следует отметить, что в соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса Российской Федерации прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации допускается в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следует отметить, что нормативно-правовое регулирование по вопросам определения таможенной стоимости отнесено к полномочиям Минфина России.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 19 Закона при определении таможенной стоимости в цену сделки включаются расходы по доставке товара до авиапорта, порта или иного места ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации (стоимость транспортировки; расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товаров; страховая сумма).
При этом, пунктом 1.8 Приложения N 1 к Приказу ГТК России от 05.01.1994 N 1 установлено, что для целей определения таможенной стоимости под местом ввоза понимается:
а) для авиаперевозок – аэропорт назначения или первый аэропорт на территории Российской Федерации, в котором самолет, перевозящий товары, совершает посадку и где производится разгрузка товара;
б) для морских и речных перевозок – первый порт разгрузки или порт перевалки на территории России;
в) для перевозок другими видами транспорта (в том числе железнодорожным) – место нахождения пункта пропуска на таможенной границе России на пути следования товара.
Корр.: Просим дать разъяснения по следующим вопросам, связанным с таможенным оформлением круглых лесоматериалов.
В связи с требованиями таможни включать при определении объема деловых неокоренных круглых лесоматериалов дополнительно к объему древесины также и объем коры, а также, учитывая требования приказа ГТК России N 725 от 28.06.2004, но в то же время в России нет ГОСТов, в которых это было бы предусмотрено, просим разъяснить по какому ГОСТу необходимо производить определение вышеуказанных объемов? - Писарев Валерий Николаевич, генеральный директор ОАО ЛХК (Череповец/Вологодская обл.)
А.А.: В настоящее время данный вопрос прорабатывается Минэкономразвития России совместно с ФТС России.
Корр.: Существует ли регламентирующий документ в отношении контрактов внешнеэкономического характера с условиями поставки "без ввоза на территорию РФ" (помимо инструкции ЦБ 117-И) или в каждом конкретном случае необходимо руководствоваться соглашениями, положениями и прочими документами, определяющими характер взаимоотношений между конкретными участниками сделки? - Елена (Москва)
А.А.: Общего документа не существует. Порядок заключения внешнеторговых контрактов определяется законодательством Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права.
Корр.: Принимаемая в настоящее время формула расчета добавленной стоимости позволяет считать товары, собранные в Особых экономических зонах России полностью из компонентов, происходящих с территории иностранных государств, российскими (достаточно выпустить для внутреннего потребления лишь часть таких компонентов, на которые приходится 30% их совокупной таможенной стоимости).
Проводился ли Вашим Департаментом анализ указанной ситуации (например, в рамках проработки предложений Минэкономразвития о снижении ввозных таможенных пошлин на автокомпоненты)?
Отражает ли, по Вашему мнению, действующий подход к расчету добавленной стоимости смысл этого понятия, заложенный в федеральных законах об ОЭЗ? - Виталий (Москва)
А.А.: Вопрос об Особых экономических зонах при подготовке проекта постановления по автокомпонентам не обсуждался, так как предполагаемые площади для строительства новых автомобильных предприятий находятся вне существующих зон.
Справочно:
В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными настоящим Кодексом, или в порядке, определенном настоящим Кодексом. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
Если в производстве товаров участвуют две страны и более, страной происхождения товаров считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие критериям достаточной переработки.
Общее правило:
Товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков.
Для определения страны происхождения товаров также используются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, следующие критерии достаточной переработки:
1) выполнение определенных производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;
2) изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).
В соответствии с федеральным законом от 22.01.1996 N 13-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области" (статья 7) товар считается произведенным в Особой экономической зоне, если величина добавленной стоимости его обработки (переработки) составляет не менее 30 процентов, а для товаров, относящихся к электронике и сложной бытовой технике, - не менее 15 процентов, и его обработка (переработка) влечет за собой изменение кода товара по таможенной классификации.
Федеральным законом от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области" установлено, что товары, произведенные участниками Особой экономической зоны в Особой экономической зоне, при вывозе с ее территории на остальную часть таможенной территории Российской Федерации или за пределы территории Российской Федерации освобождаются от таможенных пошлин и других платежей (за исключением таможенных сборов), взимаемых при таможенном оформлении товаров.
Товар считается произведенным в Особой экономической зоне при условии, что товар был полностью произведен на территории Особой экономической зоны или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями и порядком, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела, по представлению администрации Особой экономической зоны.
Критериями достаточной переработки товара в Особой экономической зоне являются:
а) изменение товарной позиции (классификационного кода товара) в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара;
б) выполнение производственных или технологических операций, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим из Особой экономической зоны;
в) изменение стоимости товара, если величина добавленной стоимости его переработки (обработки) составляет не менее 30 процентов доли цены поставляемого товара (в отношении товара, относящегося к электронной и сложной технике, - не менее 15 процентов).
При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработки:
операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки;
операции по подготовке товаров для продажи и транспортировки (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих.
Корр.: Прокомментируйте, пожалуйста, следующую ситуацию:
1) Самая эффективная продажа леса из Вологодской области на экспорт осуществляется по Волго-Балтийскому каналу в период летней навигации. Экспортеры леса в Вологодской области сегодня узнают, что в навигацию 2005 г. произойдет повышение ставок фрахтов по основным направлениям отгрузки более чем на 20%. Это происходит, с одной стороны, из-за высокой мировой цены на нефть, но в большей степени из-за монополизации рынка этого вида транспортных услуг во внутренних водах России. Дело в том, что суда под иностранными флагами во внутренние воды не допускаются. Новые сухогрузы типа река – море не строятся, а компании, владеющие такими судами, стремятся монополизировать рынок. В прошлом году произошло слияние Волжского и Северо-Западного пароходств и новая компания вместе с концерном "Орими" практически монополизировала рынок.
2) Кроме того, следуя правилам таможенного контроля, российские предприятия не могут официально выступать фрахтователями судов и вынуждены либо продавать всю продукцию на условиях ФОБ иностранным компаниями, либо использовать для фрахтования западные компании, т.к. в случае отгрузки на условиях ДЕС или СИФ цена товара и его фактурная стоимость увеличатся в два раза и предприятие заплатит в два раза больше пошлину, т.к. вывозная таможенная пошлина составит 6,5% от фактурной стоимости товара. Такие правила Российской таможни ставят российские предприятия в невыгодные условия на экспортном рынке.
3) Наши предприятия также категорически не согласны с введением отдельными региональными таможнями (Вологодская таможня и СЗТУ) новых правил обмера круглого леса в коре и исчисления таможенных пошлин с объема в коре. Это незаконное решение таможенных органов увеличило пошлину на хвойные круглые сортименты на 10%. Считаем, что вопрос обмера круглых лесоматериалов не является компетенцией таможни и должен рассматриваться совершенно другими инстанциями. - Вячеслав Канатов (Вологда)
А.А.: Для ответа на первый вопрос рекомендуем обратиться в ФАС.
По пункту 2 вопроса. Каких-либо ограничений на фрахт судов российскими лицами действующим таможенным законодательством не установлено. Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации.ю определяется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1461 "О порядке определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации".
По пункту 3 вопроса. Ставки таможенных пошлин на товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила обмера круглого леса не могут оказать влияния на уровень ставки пошлины на вывозимые лесоматериалы.
Корр.: Могут ли быть взысканы таможенные платежи при обнаружении у физического лица автомобиля, незаконно ввезенного в РФ, если данный автомобиль был приобретен физическим лицом на внутреннем рынке? - Кирилл (Москва)
А.А.: В соответствии с п. 4 ст. 320 Таможенного кодекса Российской Федерации при незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанные лица несут такую же ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта незаконно вывозимых или незаконно ввезенных товаров.
Любое физическое лицо, приобретшее на территории Российской Федерации транспортное средство, в отношении которого таможенное оформление не завершено, вправе обратиться в таможенный орган с просьбой о его таможенном оформлении. Правила оформления указанных транспортных средств установлены Приказом ГТК России от 25.12.2002 N 1404 (зарегистрирован в Минюсте России от 10.02.2003 N 4195).
Корр.: Какие документы вправе затребовать таможенный орган для подтверждения таможенной стоимости товара? - Олег, частный предприниматель (Обнинск)
А.А.: Перечень документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации, установлен Приказом ГТК России от 16.09.2003 N 1022 "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" (Приложение 1 к приказу).
Согласно статье 323 Таможенного кодекса Российской Федерации и в соответствии с пунктом 7 Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденного Приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399, по результатам контроля таможенной стоимости таможенный орган может принять решение о запросе у декларанта дополнительных документов и сведений, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости, и (или) о получении пояснений по условиям продажи товаров, которые могли повлиять на цену сделки, и пояснений о влияющих на цену физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров.
Дополнительно следует отметить, что статьей 25 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено консультирование таможенными органами заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию этих органов.
В связи с изложенным, для получения детальных разъяснений по каждому конкретному случаю необходимо обращаться в таможенные органы.
Корр.: Разъясните, пожалуйста, каков порядок исчисления сроков для принудительного взыскания таможенных платежей в случае нарушения сроков направления требования об уплате таможенных платежей? - Кулешова Алла (Московская обл.)
А.А.: В настоящее время указанный вопрос не регламентируется нормативно-правовыми актами. В данном случае взыскание таможенных платежей как правило производится в судебном порядке.
Корр.: Каков порядок уплаты таможенных платежей в отношении товаров, являющихся предметом лизинга и ввезенных в РФ в таможенном режиме временного ввоза? - Муравьев К.С. (Иркутск)
А.А.: В соответствии со статьей 213 Таможенного кодекса Российской Федерации в отношении товаров, относящихся к основным производственным фондам (средствам), при условии, что такие товары не являются собственностью российских лиц, пользующихся ими на таможенной территории Российской Федерации, допускается временный ввоз с применением частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов на 34 месяца.
При частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов суммы таможенных пошлин, налогов уплачиваются при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза или периодически по выбору лица, получившего разрешение на временный ввоз.
Порядок применения частичного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов определен статьей 212 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 212 Таможенного кодекса Российской Федерации, если сумма таможенных пошлин, налогов, уплаченная при частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов, станет равной сумме, которая подлежала бы уплате, если бы в день помещения под таможенный режим временного ввоза товары были выпущены для свободного обращения, товары считаются выпущенными для свободного обращения при условии, что к товарам не применяются ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо ограничения, которые применялись на день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза, отменены.
Корр.: Для производства некоторых товаров необходимо получить лицензию Минэкономразвития. Скажите, а как быть в этом случае частному предпринимателю? Он занимается производством рам парамоторов, но по закону такую лицензию могут получить только юридические лица? То есть предприниматель не имеет права заниматься такой деятельностью? - Корольчук Оксана (Свердловская обл.)
А.А.: Лицензирование видов деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности". В сферу деятельности закона согласно статье 2 не входят вопросы, связанные с осуществлением внешнеэкономических операций, на которые Минэкономразвития России выдает лицензии.
Автору обращения следует искать ответ на свой вопрос в законодательстве, регулирующем лицензирование отдельных видов деятельности.
Корр.: Какие меры принимает государство для стимулирования экспорта не сырьевых товаров, а товаров переработки, т.е. товаров с добавленной стоимостью? Согласитесь, что, например, выгоднее экспортировать бензин, чем сырую нефть. - Сергей Иванович (Нефтеюганск)
А.А.: Вопросы стимулирования экспорта товаров с высокой степенью переработки являются приоритетными в работе Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
В целях обеспечения конкурентных преимуществ, поддержки и защиты интересов отечественных экспортеров на внешнем рынке, роста экономического потенциала и повышения доли машинотехнической и иной продукции с добавленной стоимостью в общем объеме российского экспорта разработана система мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции, предусматривающая использование торгово-экономических, организационных, финансовых и информационно-консультационных инструментов.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации разработана Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации, которая была одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 г. N 1493-р.
Концепция определяет основные цели, задачи и приоритеты государственной финансовой поддержки российского промышленного экспорта и предусматривает меры по ее развитию. Основной целью государственной финансовой поддержки экспорта является усиление конкурентных позиций российских экспортеров промышленной продукции и увеличение в структуре экспорта доли изделий с высокой степенью переработки.
Для достижения указанных целей Концепцией предусмотрены следующие механизмы финансовой поддержки экспорта:
- государственное гарантирование политических и долгосрочных коммерческих рисков при проведении экспортных операций;
- долгосрочное экспортное кредитование;
- возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год" предусмотрено выделение средств в размере, эквивалентом 600 млн. долларов США, на цели гарантийной поддержки экспорта промышленной продукции, а также 3,0 млрд. рублей для субсидирования процентных ставок по кредитам.
При подготовке предложений по формированию федерального бюджета на 2006 год объем средств на реализацию мероприятий по государственной поддержке экспорта предполагается увеличить.
Корр.: Планируется ли введение запретных пошлин на экспорт из РФ необработанной древесины? Такая мера, на наш взгляд, позволила бы, во-первых, более эффективно бороться с контрабандой кругляка, во-вторых, стимулировала бы иностранные компании, занимающиеся переработкой древесины, открывать производство по деревообработке на территории РФ. - Иван Петрович (Карелия)
А.А.: В настоящее время данный вопрос прорабатывается Минэкономразвития России совместно с ФТС России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в рамках работы Межведомственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике.
Корр.: Как, по Вашему мнению, повлияет планируемое снижение ввозных таможенных пошлин на автокомплектующие для сборки автомобилей на территории РФ на стоимость этих автомобилей? - Сергей (Москва)
А.А.: В Минэкономразвития России обратился ряд крупнейших мировых производителей автомобилей, рассматривающих возможность организации автосборочного производства на территории Российской Федерации. Предполагаемый размер инвестиций в автомобильную отрасль должен составить порядка 1,5 млрд. долларов США.
Реализация инвестиционных проектов указанных компаний нацелена на создание новых автомобильных предприятий на территории Российской Федерации, что окажет положительное влияние на макроэкономические показатели (рост ВВП за счет увеличения объемов производства и реализации на внутреннем рынке, появление импортозамещающей отечественной продукции, рост занятости населения). Дополнительные бюджетные поступления составят на начальном этапе по меньшей мере 40,5 млн. долларов США. Появление новых автомобилей российского производства усилит конкуренцию на внутреннем рынке России и будет побуждать традиционных отечественных производителей не только улучшать качество своих изделий, но и сохранять занимаемый ими ценовой сегмент.
Корр.: Когда и насколько планируется снижение импортных пошлин на автокомплектующие, ввозимые на территорию России для сборки автомобилей? - Александр (Москва)
А.А.: Постановление Правительства Российской Федерации (N 166) о снижении ставок ввозных таможенных пошлин на автокомпоненты, ввозимые для "промышленной сборки", уже утверждено и вступает в силу с 15 апреля 2005 года.
В данном документе максимально учтены интересы как потенциальных инвесторов, так и российских производителей автокомпонентов. Постановлением предусмотрено выделение в Таможенном тарифе Российской Федерации подсубпозиций для промышленной сборки, основная часть которых будет ввозиться беспошлинно, а на остальные установлены минимальные ставки ввозных таможенных пошлин в размере 3 – 5%. При этом автокомпоненты, ввозимые для свободного обращения на вторичном рынке, будут облагаться ныне действующими ставками ввозных таможенных пошлин.
Действительно, в свое время был принят Указ Президента и Постановление Правительства о стимулировании привлечения инвестиций в автомобильную промышленность в виде свободных складов. Но объективно нужно сказать, что в силу целого ряда причин этот механизм оказался не очень сильно востребованным. Более того, этот механизм противоречит нормам и правилам ВТО. И целый ряд автопроизводителей, которые потенциально заинтересованы в том, чтобы производить и собирать свои автомобили на территории Российской Федерации, просто не пользуются этим, потому что на первом этапе затраты достаточно высоки, и понимая, что Россия рано или поздно все равно вступит в ВТО, они просчитывают все свои экономические показатели и приходят к выводу, что без мер государственной поддержки на начальном этапе проект экономически нецелесообразен.
Был разработан специальный механизм, получивший название "промышленная сборка", смысл которого заключается в том, что в таможенном тарифе выделяются отдельные позиции по автокомпонентам специально для промышленной сборки. Мы совместно с Минпромэнерго и Минфином должны определить критерии этой промышленной сборки и в случае, если предприятия удовлетворяют этим критериям, у предприятия появляется возможность ввозить эти компоненты по заниженным ставкам пошлины и даже по нулевым. Постановление по этому вопросу уже принято и как только войдет в действие наш совместный приказ, то порядка до десяти таких крупных проектов может быть. Из заинтересованных компаний это прежде всего Тойота, Фольксваген, Даймлер Крайслер и целый ряд других достаточно крупных компаний. Планируется, что при начале проекта потенциальные инвесторы исходят из обьема выпуска автомобилей порядка 25 тысяч в год. Емкость нашего рынка миллион четыреста тысяч - миллион шестьсот тысяч, где-то 600-700 тысяч - это автомобили, ввозимые по импорту. Но нам ясна и озабоченность наших отечественных производителей, которые понимают, что при всех прочих условиях потребитель выберет иномарку. Поэтому вокруг этого вопроса идет достаточно острая дискуссия - не приведет ли это к сворачиванию отечественного автопроизводства. Мы, конечно, не заинтересованы в этом, но и держать бесконечно тепличные условия тоже не можем. Альтернатива такая - либо мы будем производить здесь автомобили, либо мы будем их ввозить. А ввоз - гораздо опаснее для нашей экономики.
Корр.: В рамках вступления России в ВТО идет активная работа по отстаиванию наших интересов гражданской авиации. При этом западные производители авиационной техники активно лоббируют идею снижения ввозных таможенных пошлин на авиатехнику, не имеющую аналогов. Понятно, что такая позиция не в интересах отечественного авиапрома.
В связи с этим вопрос: каковы направления деятельности МЭРиТ по совершенствованию системы таможенно-тарифных мер по поддержке отечественной авиационной промышленности, в частности гражданской авиации? - Барсегян Дмитрий Эдуардович, адъюнкт Российской Таможенной Академии (Люберцы, Московская обл.)
А.А.: В отношении поддержки отечественной авиационной промышленности мерами таможенно-тарифного регулирования можно сказать следующее.
Уровень ставок ввозных таможенных пошлин на самолеты и вертолеты составляет 20% от таможенной стоимости воздушного судна. Учитывая, что ставка налога на добавленную стоимость составляет 18%, совокупные таможенные платежи достигают 40% стоимости закупаемого по импорту воздушного судна. Представляется, что это достаточный уровень защиты аналогичной отечественной продукции.
В настоящее время в Минэкономразвития России не рассматриваются вопросы о корректировке ставок пошлин на воздушные суда.
Корр.: Начиная с августа 2004 года деловая общественность России весьма негативно оценивает возможность введения в Российской Федерации предотгрузочной инспекции импортируемых товаров. Положение о предотгрузочной инспекции разработано "келейно" с учетом интересов только самого МЭРиТ. При этом определенно возникает ущерб бюджету страны при оплате услуг инофирм, тогда как повышение таможенных поступлений от внедрения предотгрузочной инспекции весьма сомнительно, так как нет методики их определения.
В связи с этим вопрос: что предпринимает МЭРиТ для того, чтобы Госдума внесла поправку в статью 28 закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности, отменяющую саму статью или ее обязательное действие? - Владимир, независимый эксперт (Москва)
А.А.: Правительство Российской Федерации в рамках реализации Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" поручило Минэкономразвития России подготовить проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о предотгрузочной инспекции"
Минэкономразвития России подготовило и в августе 2004 года внесло в установленном порядке в Правительство Российской Федерации указанный проект постановления.
В настоящее время вопрос о введении предотгрузочной инспекции в отношении отдельных групп товаров, импортируемых в Российскую Федерацию, рассматривается Правительством Российской Федерации, в том числе с учетом обращений деловой общественности России.
Корр.: Таможенным кодексом РФ (глава 25, ст. 298 ч. 2) предусмотрено, что таможенное оформление грузов, поступающих в адрес дипломатических и международных организаций, производится в упрощенном порядке. Такой порядок разработан только для дипломатических организаций. Когда будет разработан упрощенный порядок таможенного оформления для международных организаций? Ведь кодекс действует уже второй год. Этот вопрос подымался в течение 2004 года перед руководством ГТК России (ФТС России), но после реорганизации они стали отсылать в МЭРиТ, так как ФТС лишили права нормотворческой деятельности, а международные организации продолжают проводить таможенное оформление в стандартном порядке, предусмотренном для всех участников ВЭД, что создает вопросы с определением таможенной стоимости, валютным контролем и т.д. - Игорь (Москва)
А.А.: Упрощенный порядок таможенного оформления товаров, перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц, указанных в главе 25 Таможенного кодекса Российской Федерации, определен Приказом ГТК России от 10.10.2002 N 1087, который в том числе применяется и в отношении международных межправительственных организаций (статья 308 ТК РФ).
Международные коммерческие организации, не подпадающие под положение статьи 308 ТК РФ, могут применять при таможенном оформлении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, специальные упрощенные процедуры таможенного оформления согласно статье 68 ТК РФ (Приказ Минэкономразвития России от 27.01.2005 N 9).
Корр.: Алексей Александрович, понимая Вашу загруженность, возникает вопрос: удается ли отдыхать, есть ли время на увлечения?
А.А.: К сожалению, удается не всегда, но если получается, то очень любим с женой путешествовать. Любимые страны - Франция и Чехия.
Корр.: Как говорится, лучший отдых - это смена деятельности. Каковы Ваши увлечения, что помогает отключиться от работы?
А.А.: Вы знаете, попробовав для себя разные виды деятельности, я остановился на стрельбе. Это занятие очень хорошо помогает разгрузить голову, потому что сосредотачиваешься на какой-то цели, сосредотачиваешься только короткое время и сразу виден результат.
Еще одно увлечение, которое я открыл для себя, - это писать масляными красками. Это увлечение пришло неожиданно, просто на день рождения подарили палитру и краски. Я никогда не считал себя Репиным, но попробовав, понял, что это все не так уж и сложно, да еще дает большое удовольствие от процесса. Очевидно, краски оказывают влияние на состояние, если устал, то хочется использовать более яркие цвета.
Корр.: Удается ли следить за театральными новинками?
А.А.: К сожалению, нет. Спектакль, как правило, начинается, в семь вечера, а у нас - это разгар работы.
Корр.: Алексей Александрович, не будем больше отнимать у Вас время, еще раз большое спасибо за интервью.
Интервью с А.А. Каульбарсом провела редактор www-сервера КонсультантПлюс С.А. Верещагина. Фото - Т.М. Тверецкий