Интернет-интервью с А.Ю. Кинёвым,
заместителем руководителя ФАС России:
"Органы власти и конкуренция: враги или союзники?"

19 ноября 2013 г. состоялось интервью с с заместителем руководителя Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, кандидатом юридических наук Александром Юрьевичем Кинёвым, в ходе которого он рассказал об основных направлениях работы ФАС России по пресечению антиконкурентных действий органов власти, привел примеры конкретных дел, возбужденных против должностных лиц, а также ответил на некоторые из поступивших вопросов. Благодарим всех посетителей сайта, приславших свои вопросы.

1КонсультантПлюс: Александр Юрьевич, антимонопольная служба - это основной орган власти, отвечающий за развитие конкуренции в нашей стране. Какие приоритетные задачи стоят перед Вашим ведомством на сегодняшний день?

Александр Юрьевич Кинёв: Прежде всего следует отметить, что существует два направления регулирования конкурентных отношений: защитное и стимулирующее.

Компетенция антимонопольного ведомства в первую очередь  включает в себя функции защитного характера. Полномочиями же по стимулированию конкуренции, а именно развитию конкурентных отношений не путем запретов и ограничений, а путем проведения проконкурентной экономической политики и поощрения принципов свободной конкуренции в обществе и сознании граждан, обладают федеральные органы исполнительной власти, курирующие отдельные отрасли экономики, а также региональные и местные органы власти.

Таким образом, для эффективного и гармоничного развития и защитного, и  стимулирующего направлений регулирования конкурентных отношений необходима активная работа всех органов власти при координирующей роли антимонопольного органа. С этой целью ФАС России разработана стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 гг. Согласно данной стратегии в деятельности службы определен ряд приоритетов. Это и создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции; и снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков; и обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифообразования; и создание условий для эффективной конкуренции при размещении государственного или муниципального заказа и реализации на торгах государственного имущества.

КонсультантПлюс: Важным направлением работы ФАС России является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства непосредственно самими органами власти. Какие цели преследует антимонопольная служба в этой сфере своей деятельности?

Александр Юрьевич: Нарушения антимонопольного законодательства органами власти приводят к серьезным отрицательным последствиям как для экономики, так и для всего общества в целом. К таким последствиям можно отнести: повышение и удержание цен; раздел товарных рынков по территориям, объемам, ассортименту товаров, составу продавцов или покупателей; ограничение доступа на товарные рынки и устранение с них хозяйствующих субъектов; необоснованное установление различных цен на один и тот же товар.

С целью пресечения противоправных действий со стороны органов власти ФАС России выделяет три приоритетных направления деятельности. Во-первых, это обеспечение государственного контроля за соблюдением органами власти антимонопольного законодательства. Во-вторых, стимулирование органов власти к поддержке и развитию конкуренции в подконтрольных им сферах деятельности. И в-третьих, привлечение максимального участия других контрольных органов и общественных организаций к совместной работе по пресечению нарушений антимонопольного законодательства органами власти.

Кроме того, работа ФАС России по предотвращению и пересечению антиконкурентного вмешательства органов власти в функционирование рынков является составной частью работы всего государственного аппарата по решению таких задач, как борьба с коррупцией, снятие административных барьеров и поддержка предпринимательства.

КонсультантПлюс: Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, как ФАС России обеспечивает государственный контроль за соблюдением органами власти антимонопольного законодательства.

2Александр Юрьевич: Процессуально деятельность ФАС России по пресечению антиконкурентных действий и соглашений органов власти осуществляется в виде нескольких административных процедур. Основные из них - это  рассмотрение заявлений о нарушении антимонопольного законодательства; рассмотрение ходатайств о предоставлении государственных и муниципальных преференций; проведение проверок органов власти; рассмотрение дел о нарушении органами власти антимонопольного законодательства; рассмотрение жалоб на торги в порядке статьи 18.1 Закона "О защите конкуренции"; привлечение должностных лиц органов власти, виновных в нарушении антимонопольного законодательства, к административной ответственности.

КонсультантПлюс: Васильева Екатерина из Москвы интересуется, какие категории дел чаще всего возбуждаются в отношении государственных органов, нарушивших антимонопольное законодательство.

Александр Юрьевич: Под категориями дел следует понимать виды нарушений требований соответствующих статей закона о защите конкуренции. Чаще всего антимонопольными органами квалифицируются нарушения статьи 15 (антиконкурентные действия (бездействие) органов власти) - 1486 дел за первое полугодие 2013 г. На втором месте случаи заключения договоров с нарушением антимонопольных требований к торгам и запросам котировок цен (статья 17):  581 дело за первое полугодие 2013 г. На третьем месте - самые опасные нарушения антимонопольного законодательства - заключение органами власти ограничивающих конкуренцию соглашений с хозяйствующими субъектами (статья 16): 181 дело за первое полугодие 2013 г.

КонсультантПлюс: Не могли бы Вы привести несколько конкретных примеров антимонопольных дел в отношении органов власти?

Александр Юрьевич: В 2013 году ФАС России было рассмотрено более тысячи дел, ответчиками по которым являются должностные лица различных органов власти. Приведу примеры дел по антиконкурентным соглашениям (сговорам) между органами власти и определенными предприятиями, как уже было сказано - самым опасным видам нарушений антимонопольного законодательства.

Например, недавно ФАС России было рассмотрено антимонопольное дело в отношении НО "Ассоциация производственных и торговых предприятий рыбного рынка" и Россельхознадзора. В ходе рассмотрения дела было установлено, что ассоциация и Россельхознадзор заключили соглашение, которое привело к ограничению доступа на товарный рынок поставок норвежской рыбы в Россию и устранению с него ряда хозяйствующих субъектов. Реализуя это соглашение, ассоциация и Россельхознадзор осуществляли административное прикрытие и координацию деятельности картеля по разделу данного рынка по объему продажи, покупки товаров, составу продавцов. В этот картель входили крупнейшие участники рынка поставок норвежской рыбы в Россию. Материалы дела в отношении должностных лиц хозяйствующих субъектов направлены в МВД России для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 178 УК РФ и в СК РФ для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 286 УК РФ в отношении должностных лиц Россельхознадзора.

Еще один пример - рассмотрение антимонопольного дела в отношении РЖД, администрации Кемеровской области и крупнейших операторов подвижного состава. В октябре 2011 года администрация Кемеровской области, РЖД и операторы подвижного состава под предлогом борьбы с заторами на железнодорожных путях, препятствующими отгрузке угля, провели совместные совещания и решили сократить число операторов, предоставляющих вагоны для вывоза этого груза с Кузбасса. В результате заключенного соглашения количество участников рынка операторских услуг в Кемеровской области должно было сократиться с 230 до 16. Таким образом, рынок был поделен по территориальному принципу, составу покупателей и объему продаж. Участниками сговора были созданы условия, ограничивающие доступ на рынок для других операторов. Реализация этого антиконкурентного соглашения существенно ограничила конкуренцию на рынке предоставления операторских услуг подвижного состава, нарушила права добросовестных участников рынка и, к сожалению, не решила проблем с вывозом угля с территории Кемеровской области.

КонсультантПлюс: Какова общая сумма взысканных штрафов за последний год?

Александр Юрьевич: За последние полтора года за антиконкурентные действия на чиновников различного уровня ФАС России было наложено около 3000 штрафов на общую сумму более 30 миллионов рублей.

Будет ли ужесточена персональная мера ответственности должностных лиц за ограничивающие конкуренцию действия? - Ольга (Новосибирск)

3Александр Юрьевич: На сегодняшний день в случае установления комиссией ФАС России факта нарушения антимонопольного законодательства должностным лицом происходит возбуждение дела об административном правонарушении по статье 14.9 КоАП РФ. Также существует возможность привлечения должностного лица органа государственной власти или местного самоуправления к административной ответственности по части 3 статьи 14.32 КоАП РФ с применением к нему меры административной ответственности в виде дисквалификации.

На данный момент рассматривается вопрос об инициативе ФАС России по внесению изменений в ст. 178 Уголовного кодекса Российской Федерации. В случае их принятия к уголовной ответственности будут привлекаться чиновники, участвующие в соглашениях с представителями хозяйствующих субъектов.

По действующему УК РФ максимальный срок за антиконкурентные действия и злоупотребление должностными полномочиями - до семи лет лишения свободы.

Позиция ФАС России состоит в том, что за антиконкурентный сговор ответственность для чиновников и представителей хозяйствующих субъектов должна быть более суровой.

К сожалению, на региональном и муниципальном уровнях использование так называемого административного ресурса сводит на нет все разговоры о справедливой конкуренции. Как Вы собираетесь бороться с этой практикой? Какие у ФАС есть реальные рычаги воздействия на местные органы власти? - Марина (Московская область)

Александр Юрьевич: Да, с сожалением можно констатировать, что при решении хозяйственных вопросов привычка использовать на местах административный ресурс еще сохранилась как один из факторов советского наследия. Органы власти в регионах, да и на федеральном уровне, зачастую обеспечивают преференциями одни компании, при этом уничтожая конкурентные возможности других. У нас в стране политика, к сожалению, чаще всего антиконкурентна.

Одна из основных причин такого поведения заключается в том, что антиконкурентные соглашения с участием органов власти зачастую обусловлены личной заинтересованностью представителей органов власти. Исходя из этого, по нашему мнению, для должностных лиц органов власти, виновных в нарушении статьи 16 Закона "О защите конкуренции", должна активнее применяться уголовная ответственность. Я уже говорил о нашей инициативе по изменению 178 статьи УК РФ. Однако если действия совершены из корыстной или иной личной заинтересованности, то и действующий Уголовный кодекс позволяет наказывать чиновников по 285 статье УК РФ. Если корыстной или иной личной заинтересованности нет, но субъект явно вышел за пределы своих полномочий, то усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного статьей 286 УК РФ.

КонсультантПлюс: Мы благодарим Вас за участие в нашем интернет-интервью.


Интервью подготовлено корреспондентом компании "КонсультантПлюс" А. Епифановой.
Фото - Т. Тверецкий

Все интернет-интервью

Поделиться ссылкой: