Интернет-интервью с О.Е. Кирилловой,
начальником Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации:
"Миграционное законодательство: российский опыт решения проблем в сфере миграции"
В июле 2018 года состоялось интервью с начальником Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации Ольгой Евгеньевной Кирилловой, в ходе которого были затронуты актуальные вопросы, связанные с действующим российским законодательством в сфере миграции, в том числе касающиеся правил оформления разрешения на временное проживание, вида на жительство и гражданство РФ, а также получены ответы на наиболее интересные вопросы, поступившие на сайт.
КонсультантПлюс: Ольга Евгеньевна, по имеющимся данным, сколько всего иностранных граждан в настоящее время находятся на территории Российской Федерации? Из каких стран в 2018 году к нам въехало наибольшее число мигрантов?
Ольга Евгеньевна Кириллова: Сегодня в России находится порядка 9,9 миллиона иностранных граждан. В течение прошлого года этот показатель колебался несущественно, что в целом свидетельствует о стабильной миграционной ситуации в стране. Наибольшая доля (54,5%) в числе прибывших мигрантов принадлежит гражданам Украины, Узбекистана, Казахстана и Таджикистана.
КонсультантПлюс: Если говорить о тенденциях − в целом за последние годы снизился ли миграционный поток, в том числе нелегальный? Связано ли это с ужесточением действующего законодательства и сокращением Россией квот на прием иностранной рабочей силы?
Ольга Евгеньевна: Численность иностранных граждан, находящихся ежегодно в стране, остается стабильной на протяжении последних лет. При этом все больше мигрантов находится в правовом поле - получают разрешения на временное проживание, виды на жительство, документы для осуществления трудовой деятельности. Доля нелегальных мигрантов постепенно сокращается. По нашим оценкам, она составляет сейчас около 24% - это 2,3 млн человек.
Что касается разрешений на работу, то это обязательный документ для визовых иностранцев, планирующих трудиться в Российской Федерации. Выдача такого разрешения квотирована. Квота ежегодно утверждается не только по субъектам Российской Федерации, но и по приоритетным профессиям. С 2015 года в законодательство Российской Федерации были внесены изменения, которые коснулись безвизовых мигрантов, желающих трудоустроиться в России. Нововведения привели к кардинальным изменениям, в результате вместо действующего механизма квотирования введена патентная система. Патент выдается без квот, но в отличие от разрешения на работу имеет обязательный ежемесячный платеж, сумму которого определяет каждый субъект Российской Федерации. В результате принятых мер в 2016 - 2017 годах количество иностранных граждан, незаконно находящихся в России, сократилось на 1 миллион[1], а численность работающих легально увеличилась почти на 2 миллиона[2] человек.
КонсультантПлюс: С 1 июля 2018 у всех прибывающих мигрантов в обязательном порядке снимают отпечатки пальцев по месту выдачи вида на жительство или разрешения на временное проживание. Что еще будет меняться в процедуре оформления документов в этом году?
Ольга Евгеньевна: В настоящее время обязательная дактилоскопическая регистрация предусмотрена для иностранных граждан, которые хотят оформить в России патент или разрешение на работу, а также разрешение на временное проживание или вид на жительство. В остальных случаях процедура дактилоскопии для иностранных граждан добровольная.
С 1 июля текущего года изменен порядок дактилоскопирования для тех, кто хочет оформить и получить такие документы, как разрешение на временное проживание и в ряде случаев вида на жительство. Теперь указанной категории граждан необходимо проходить процедуру дактилоскопирования на этапе подачи документов на временное проживание и вида на жительство, а не как ранее - при получении готового пакета документов.
Помимо этого, в Государственную Думу направлен законопроект, которым предлагается внести изменения в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части получения иностранным гражданином разрешения на временное проживание вне квоты в субъекте Российской Федерации по месту жительства супруга (супруги), близкого родственника - гражданина Российской Федерации. Также документом предусматривается запрет иностранному гражданину, получившему разрешение на временное проживание, избирать место своего жительства вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на временное проживание. От данного запрета предлагается освободить иностранного гражданина, временно проживающего в одном субъекте Российской Федерации, осуществляющего переезд в другой регион к месту будущего постоянного проживания, определенного свидетельством участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российской Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, или к месту проживания гражданина Российской Федерации, являющегося его супругом (супругой), родителем, ребенком.
Иных изменений в процедуры выдачи разрешений на временное проживание и видов на жительство в настоящее время не планируется.
КонсультантПлюс: В апреле 2018 года вступил силу Приказ МВД России от 10 января 2018 г. N 11, который уточнил сроки и порядок подачи уведомлений о найме или увольнении иностранных граждан, а также утвердил новые формы бланков уведомлений о заключении и расторжении таких трудовых договоров. Что изменилось в этой процедуре по сравнению с действовавшим ранее и утратившим силу Приказом ФМС России от 12 марта 2015 г. N 147? Могут ли работодатели подавать уведомления в электронной форме, без посещения территориальных органов МВД России?
Ольга Евгеньевна: Принципиально ничего не изменилось. Изменения связаны с передачей Министерству внутренних дел Российской Федерации функций и полномочий упраздненной Федеральной миграционной службы. В настоящее время ведется работа, направленная на разработку интерактивных форм уведомлений о заключении и прекращении с иностранным гражданином трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для последующего размещения на Едином портале государственных услуг.
КонсультантПлюс: Вопрос от нашей читательницы Елены Любимовой из г. Орска: "С иностранным гражданином заключен трудовой договор с 09.11.2017 по 09.11.2018. 01.05.2018 составлено доп. соглашение к этому договору в части увеличения оклада. Нужно ли информировать УФМС об этом доп. соглашении?"
Ольга Евгеньевна: В соответствии с действующим законодательством на работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, возложена обязанность по уведомлению территориального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, в срок, не превышающий трех дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Вместе с тем отсутствует обязанность работодателей направлять сведения о дополнительных соглашениях к трудовому договору, заключенных с иностранным работником.
КонсультантПлюс: Какому количеству иностранных граждан закрыт въезд на территорию Российской Федерации в связи с нарушениями миграционного законодательства? Наш читатель, Степанов Евгений Вадимович из г. Мытищи, спрашивает: "Какие доказательства необходимо представить в ГУВМ МВД, чтобы сократить срок запрета на въезд в РФ гражданину Азербайджана, состоящему в официальном браке с гражданкой РФ и имеющему совместно с ней ребенка - гражданина РФ?"
Ольга Евгеньевна: Нужно сказать, что решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию - это акт органов государственной власти о запрете въезда иностранного гражданина на территорию Российской Федерации. Запрещение въезда в Россию является ответной мерой в отношении физического лица - иностранного гражданина и применяется в первую очередь к тем лицам, которые нарушают сроки пребывания, игнорируют требования действующего законодательства. При этом подчеркну, что запрет на въезд является временной мерой наказания, а срок запрета зависит от тяжести проступков. Решение о запрете на въезд в Российскую Федерацию не является окончательным: его можно обжаловать в суде. Решения о неразрешении въезда принимаются на основании вынесенных судебных решений об административном выдворении, по представлениям органов внутренних дел и иных федеральных органов исполнительной власти.
На текущий момент в списках лиц, въезд которым на территорию Российской Федерации не разрешен по решениям подразделений по вопросам миграции МВД России, находятся порядка 1,2 млн человек.
При решении вопроса об отмене неразрешения въезда в Российскую Федерацию применяется индивидуальный подход, при этом учитывается личность иностранного гражданина и обстоятельства, в связи с которыми въезд не разрешается. Это может быть длительность и неоднократность нарушения сроков пребывания в Российской Федерации, тяжесть и неоднократность совершенных административных правонарушений, уважительные причины, по которым был нарушен срок пребывания, а также международные обязательства Российской Федерации и иные сведения, заслуживающие внимания. Запрет может быть снят в некоторых случаях, например если лицо имеет в Российской Федерации близких родственников: супруга, родителей, законных детей, являющихся гражданами Российской Федерации.
Что касается вопроса Е.В. Степанова, то для подтверждения родства с гражданкой Российской Федерации необходимо предоставить заверенные должным образом и переведенные на русский язык копии соответствующих документов, а именно: паспортов, удостоверяющих личность супругов, свидетельств о заключении брака и о рождении ребенка, а в случае рождения ребенка до брака - свидетельства об установлении отцовства.
Вместе с тем хочу отметить, что согласно установившемуся международно-правовому законодательству государство имеет право контролировать въезд иностранных граждан на свою территорию[3].
КонсультантПлюс: Вопрос от Галины из Москвы: "Я гражданка Украины. С октября 2016 года оформляла РВП, затем оформляю ВНЖ и далее гражданство РФ. У меня следующий вопрос: мои несовершеннолетний сын и супруг - граждане РФ, я получила РВП по упрощенной системе (воссоединение с сыном). У меня высшее фармацевтическое образование, но ни один работодатель не готов меня принять на работу без паспорта РФ. Возможно ли упростить получение паспорта для родителя россиянина, чтобы полноценно прокормить семью и платить налоги?"
Ольга Евгеньевна: Документирование паспортом гражданина Российской Федерации возможно только после приобретения гражданства в установленном порядке. При этом если вы состоите в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет, то вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. А трудовую деятельность в настоящее время вы вправе осуществлять без разрешительных документов в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого разрешено временное проживание.
Хочу отметить, что приоритет при трудоустройстве отдается гражданам Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
КонсультантПлюс: Гасрат из Красноярского края спрашивает: "Я гражданин Азербайджанской Республики. Проживаю и работаю в России на основании вида на жительство. Желаю принять участие в Государственной программе переселения соотечественников. Имею постоянную регистрацию в городе Норильске и временную регистрацию в городе Красноярске. В нашем крае Красноярск является территорией вселения, а Норильск не является. Могу ли я подать заявление об участии в государственной программе, имея временную регистрацию в г. Красноярске и постоянную - в Норильске?"
Ольга Евгеньевна: Одной из основных целей Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, является содействие социально-экономическому развитию регионов. Для реализации этой цели субъектами Российской Федерации разрабатываются региональные программы переселения, в рамках которых организуется работа с участниками государственной программы и членами их семей, решаются вопросы трудоустройства и временного жилищного обустройства соотечественников.
Субъект Российской Федерации самостоятельно определяет свои ресурсные возможности в решении данных вопросов, а также устанавливает критерии соответствия соотечественника требованиям программы.
Иностранный гражданин, проживающий на законном основании на территории Российской Федерации, вправе подать заявление в уполномоченный орган, в котором реализуется соответствующая региональная программа переселения, и получить свидетельство участника государственной программы.
Таким образом, гражданин Республики Азербайджан Гасрат вправе обратиться с заявлением об участии в государственной программе в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Красноярскому краю.
КонсультантПлюс: Вопрос из Республики Крым: "Насколько сложна процедура получения гражданства Российской Федерации гражданкой Украины пенсионного возраста при учете необходимости скорейшего оформления (или, вернее, переоформления) последней начисляемой ей на Украине пенсии, а также наличия у данной гражданки Украины близкого родственника - гражданина Российской Федерации? Интересны сроки и алгоритм процедуры. - Громов Анатолий, г. Феодосия".
Ольга Евгеньевна: Для отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства предусмотрен упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации. Это и брак с гражданином России, это и лица, рожденные на территории РСФСР и имевшие гражданство бывшего СССР, также данный порядок касается граждан, являющихся нетрудоспособными и имеющих дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации.
Ознакомиться с исчерпывающим перечнем документов, соответствующим конкретным основаниям приема в гражданство Российской Федерации, и алгоритмом действия есть возможность на официальном сайте МВД России (www.мвд.рф).
Также хочу проинформировать, что сейчас на сайте функционирует онлайн-сервис "Хочу стать гражданином Российской Федерации", который призван способствовать обеспечению своевременного реагирования на проблемы граждан, возникающие в процессе урегулирования ими правого статуса.
Для устной консультации также можно обратиться в территориальный орган МВД России по месту проживания.
КонсультантПлюс: Ряд вопросов о получении гражданства поступил от Виталия из Республики Казахстан: "Здравствуйте! Решением комиссии я признан носителем русского языка, в настоящее время являюсь гражданином Республики Казахстан. Планирую получение гражданства РФ в упрощенном порядке как носитель русского языка (НРЯ). В этой связи прошу ответить на следующие вопросы. Планируется ли в ближайшее время внесение изменений в законодательство Российской Федерации, позволяющих иностранным гражданам, признанным НРЯ, представлять в органы по вопросам миграции документ, подтверждающий формальный отказ от имеющегося гражданства иностранного государства, как, например, это предусмотрено для иностранных граждан, приобретающих гражданство РФ, являющихся участниками госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом? В настоящее время, как известно, законодательство РФ требует от иностранных граждан, признанных НРЯ, документ полномочного органа (удостоверенный полномочным органом) иностранного государства, подтверждающий выход заявителя из гражданства данного государства".
И еще один вопрос от Виталия: "При приобретении гражданства РФ на основании части второй 1 статьи 14 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (для НРЯ) в соответствии с Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 заявителем представляется документ полномочного органа (удостоверенный полномочным органом) иностранного государства, подтверждающий выход заявителя из гражданства данного государства, либо документ, подтверждающий невозможность отказа от гражданства иностранного государства в силу не зависящих от заявителя причин. Документом, подтверждающим невозможность отказа от гражданства иностранного государства, согласно вышеуказанному указу Президента РФ в том числе является документ, подтверждающий, что заявитель в установленном порядке обратился в полномочный орган иностранного государства с заявлением о выходе из гражданства, но по такому заявлению в установленный законодательством этого государства срок не было принято решение. На практике органы по вопросам миграции, как правило, не хотят принимать во внимание "документ, подтверждающий, что заявитель в установленном порядке обратился в полномочный орган иностранного государства с заявлением о выходе из гражданства, но по такому заявлению в установленный законодательством этого государства срок не было принято решение" и требуют только документ полномочного органа (удостоверенный полномочным органом) иностранного государства, подтверждающий выход заявителя из гражданства данного государства. Трактуется это таким образом, что предоставление данного документа возможно исключительно гражданами Украины. Как Вы считаете, вправе ли иностранный гражданин (в частности, гражданин Республики Казахстан) при приобретении гражданства РФ как НРЯ представить в орган по вопросам миграции "документ, подтверждающий, что заявитель в установленном порядке обратился в полномочный орган иностранного государства с заявлением о выходе из гражданства, но по такому заявлению в установленный законодательством этого государства срок не было принято решение"?"
Ольга Евгеньевна: Что касается Виталия, гражданина Республики Казахстан, поскольку он признан носителем русского языка, то при наличии вида на жительство имеет право обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке при условии отказа от гражданства Республики Казахстан.
Выдача вида на жительство в порядке, предусмотренном для лиц, признанных носителями русского языка, возможна только после подтверждения обращения таких лиц с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Каких-либо других документов, подтверждающих выход из гражданства иностранного государства, в данном случае не предусмотрено.
Процедура выхода иностранного гражданина из имеющегося гражданства регулируется законодательством страны гражданской принадлежности такого лица. При этом если в установленный срок законодательством государства исхода не было принято соответствующее решение, то в качестве подтверждения принимается обращение заявителя в полномочный орган иностранного государства о выходе из гражданства, подтверждающее невозможность отказа от гражданства иностранного государства в силу не зависящих от заявителя причин.
КонсультантПлюс: Динар из города Казань спрашивает: "Будут ли какие-то изменения относительно носителя русского языка? Уберут ли ограничения об обязательном выходе из гражданства как носителя русского языка? Будет ли упрощенный порядок получения гражданства, если студент окончил высшее учебное заведение на территории РФ?"
Ольга Евгеньевна: На сегодняшний день для иностранных граждан, получивших после 1 июля 2002 г. профессиональное образование по основным образовательным программам в аккредитованных образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, предусмотрен упрощенный порядок приема в гражданство.
Одним из обязательных условий, помимо образования и стажа работы, в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства является начисление работодателем в указанный период страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации[4].
КонсультантПлюс: Ольга Евгеньевна, мы благодарим Вас за участие в нашем интернет-интервью!
Интервью подготовлено корреспондентом компании "КонсультантПлюс" А. Епифановой
[1] 3,5 млн человек в 2014-2015 гг., 2,5 млн - в 2016-2017 гг.
[2] Количество находящихся в России иностранных граждан, имеющих право на работу, увеличилось с 2,2 млн в 2015 г. до 4 млн в 2017 г.
[3] Постановление Европейского Суда по делу "Бултиф против Швейцарии".
[4] Пункт "е" части 2 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".