Интернет-интервью с П.В. Крашенинниковым,
председателем Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству:
"Проект изменений Гражданского кодекса РФ - масштабные поправки и развитие существующих норм"
В июле 2012 года состоялось интервью с председателем Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, председателем Ассоциации юристов России, доктором юридических наук Павлом Владимировичем Крашенинниковым, который ответил на вопросы по теме "Проект изменений Гражданского кодекса РФ – масштабные поправки и развитие существующих норм".
КонсультантПлюс: Когда ждать вступления в силу масштабных поправок ГК РФ? Все изменения вступят в силу сразу, или будут вступать в силу постепенно?
Павел Владимирович: Мы планируем, что основные поправки во все части ГК РФ вступят в силу 1 февраля или 1 марта 2013 года (ранее планировалось, что 1 сентября). А для ряда норм будет предусмотрено "ступенчатое", то есть постепенное вступление в силу. И, конечно, поправки в ГК повлекут за собой внесение изменений в десятки других законов. Гармонизация действующего законодательства неизбежна - его нужно приводить в соответствие с нормами ГК РФ. Но все это будет происходить постепенно, а не одномоментно.
КонсультантПлюс: Какие кардинальные изменения предполагается внести в ГК РФ?
Павел Владимирович: Нововведения касаются всех частей Гражданского кодекса, кроме наследственного права. За 15 лет с момента принятия первой части ГК РФ произошли большие перемены: накоплен огромный практический материал, сложилась практика правоприменения, появилась богатейшая арбитражная практика и практика судов общей юрисдикции, приняты новые международные акты. Поправки в ГК отражают не только фактически сложившиеся перемены (например, будет закреплена такая организационно-правовая форма, как крестьянские фермерские хозяйства), но и идут на несколько шагов вперед, развивая различные, в том числе новые для нас, формы сервитутов. Кардинально изменился подход к юридическим лицам: впервые в России в ГК дан перечень не только коммерческих, но и некоммерческих организаций, дана четкая классификация по каждому юридическому лицу. На интеллектуальные права будут распространены нормы международного права. В ходе подготовки изменений была проделана огромная работа - для обсуждения поправок проведено 30 рабочих групп, 10 конференций по России, состоялось несколько парламентских слушаний. В ходе обсуждения поступило более 2000 поправок.
КонсультантПлюс: Вы сказали, что, помимо ГК РФ, изменения будут внесены во многие другие законы. Это будут такие же масштабные поправки?
Павел Владимирович: Изменения ждут законы об ООО и АО: мы планируем, что именно в них будут пересмотрены нормы о размере уставного капитала. Серьезные изменения ожидает законодательство о нотариате - согласно поправкам, полномочия нотариусов существенно расширятся. Все сделки с недвижимость должны иметь нотариальную форму независимо от участников сделки - юридических лиц, публичных образований или граждан. Предполагается, что нотариусы будут в режиме "одного окна" не только готовить документы (например договор купли-продажи квартиры), но и регистрировать их в соответствующих инстанциях, выдавая в итоге заявителям уже полный пакет готовых и зарегистрированных документов. Поправки также ждут Налоговый, Жилищный, Семейный кодексы. Также изменится природоохранное законодательство: Водный, Земельный кодексы и др.
КонсультантПлюс: Теперь хотелось бы задать вопросы, которые касаются отдельных планируемых изменений. П. 4 ст. 51 Проекта ГК РФ предусмотрена обязанность уполномоченного органа в определенных законом о государственной регистрации юридических лиц случаях заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица (о предстоящем включении данных в единый государственный реестр юридических лиц). Указанным пунктом также установлено, что порядок исполнения обязанности устанавливается законом о государственной регистрации юридических лиц. Какие лица в данном случае могут признаваться заинтересованными?
Павел Владимирович: В случаях и порядке, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в единый государственный реестр юридических лиц.
В Гражданском кодексе РФ нельзя определить исчерпывающим образом перечень заинтересованных лиц, поскольку это зависит от конкретных обстоятельств, организационно-правовой формы юридического лица, сведений, которые подлежат изменению и др. В их числе могут быть участники, учредители юридического лица, которые могут не иметь информации о вносимых изменениях, кредиторы и другие лица. Данная норма направлена в первую очередь против рейдерских захватов, которые стали весьма распространены в последнее время.
Порядок исполнения обязанности уполномоченного органа по сообщению заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений с учетом возможных категорий заинтересованных лиц будет определен в Федеральном законе "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" либо в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ с учетом складывающейся судебной практики.
КонсультантПлюс: В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 51 Проекта ГК РФ заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава (предстоящего включения данных в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц). Уполномоченный государственный орган обязан их рассмотреть и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц. Вправе ли уполномоченный орган отказать в государственной регистрации (включении данных в ЕГРЮЛ) на основании представленных возражений?
Павел Владимирович: В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 51 Проекта уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц. Таким образом, механизм принятия соответствующего решения регистрирующим органом будет определен в Федеральном законе "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", значительные изменения в который будут внесены после принятия Проекта о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ.
В числе возможных решений, принимаемых уполномоченным регистрирующим органом по результатам рассмотрения возражений относительно предстоящих изменений в устав, может быть и отказ в государственной регистрации. При этом отказ в государственной регистрации, включении данных в единый государственный реестр юридических лиц допускается только в случаях, установленных законом о государственной регистрации юридических лиц. Таким образом, принятие решения об отказе в государственной регистрации зависит от существа представленных возражений и возможно только по тем основаниям, которые предусмотрены вышеназванным законом.
КонсультантПлюс: Согласно абз. 3 п. 4. ст. 57 ГК РФ в редакции Проекта, государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации, допускается не ранее истечения наименьшего из сроков, предусмотренных законами об отдельных видах юридических лиц для обжалования решения о реорганизации. Поскольку в законе не предусмотрено отдельного срока для обжалования именно решения о реорганизации, следует ли под ним понимать сроки для обжалования любого решения как такового, или данные сроки будут установлены отдельно в результате реформы корпоративного законодательства? Как будет действовать общество, созданное в процессе реорганизации другого общества, решение о реорганизации которого признано недействительным? Комментарий к вопросу. Согласно п. 2 ст. 60.1 ГК РФ в редакции Проекта, признание судом недействительным решения о реорганизации не влечет ликвидации образовавшегося в результате реорганизации юридического лица.
Павел Владимирович: Решение о реорганизации в зависимости от вида и оснований реорганизации может быть принято учредителями (участниками), органом юридического лица, уполномоченного на то уставом, судом, уполномоченными государственными органами. Таким образом, срок для обжалования решения о реорганизации зависит от вида реорганизации и лица, которое приняло такое решение. Представляется, что такие сроки могут быть установлены в федеральных законах об отдельных видах юридических лиц. Кроме того, сроки для обжалования решений суда или уполномоченных государственных органов законодательством определены. Так, например, срок для обжалования решения арбитражного суда составляет один месяц.
Применительно к тому, как будет действовать общество, созданное в процессе признанной недействительной реорганизации, Проект определяет отдельные особенности его правового положения. Признание судом недействительным решения о реорганизации не влечет ликвидации образовавшегося в результате реорганизации юридического лица, а также не является основанием для признания недействительными сделок, совершенных таким юридическим лицом. Таким образом, хозяйственное общество будет продолжать "свою жизнь" и не будет ликвидировано. Если такое юридическое лицо является одним из вновь образовавшихся, но при этом сведения о нем еще не были внесены в государственный реестр, оно и не будет зарегистрировано. Правопреемство наступает только в части зарегистрированных юридических лиц, в остальной части права и обязанности сохраняются за прежними юридическими лицами.
П. 4 ст. 60¹ ГК РФ в редакции Проекта предусматривает особенности ответственности вновь созданного юридического лица. В отношении кредиторов и участников реорганизованного юридического лица, которые не принимали решения о реорганизации, перед ними вновь созданное в результате недействительной реорганизации общество будет нести ответственность солидарно с лицами, которые в соответствии с законом несут субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица, образованного в результате реорганизации.
КонсультантПлюс: В связи с введением права застройки и других новых вещных прав на землю высказываются опасения, что нововведения фактически нивелируют арендные отношения применительно к земельным участкам. Разделяете ли Вы это мнение?
Павел Владимирович: Арендные отношения применительно к земельным участкам не должны утратить своего значения в связи с введением права застройки и других новых вещных прав на землю. Исключение могут составлять договоры аренды земельных участков для целей строительства, поскольку право застройки в соответствии с п. 1 ст. 300 Проекта представляет собой право владения и пользования чужим земельным участком в целях возведения на нем здания или сооружения и его последующей эксплуатации.
В то же время Проект предусматривает для стабильности гражданских правоотношений переходные положения для тех договоров аренды земельных участков, которые заключены до вступления в силу будущего закона с целью возведения на них объектов недвижимого имущества. В случае, когда земельный участок, относящийся к государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду для целей строительства либо договор аренды допускает строительство на арендуемом земельном участке, арендатор со дня вступления в силу закона вправе потребовать приобретения такого земельного участка в собственность после государственной регистрации своего права собственности на здание (сооружение), возведенное на данном земельном участке, или потребовать установления в отношении такого земельного участка права застройки либо горного или коммунального сервитута, за исключением случаев, когда договором аренды предусмотрено, что строительство осуществляется для собственника земельного участка.
В дальнейшем заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях строительства с условием о приобретении права собственности на возводимые на арендованном земельном участке здания (сооружения) иным лицом, чем собственник земельного участка, не будет допускаться, за исключением случаев, предусмотренных законом (будет использоваться право застройки). По ранее заключенным договорам аренды в случае, когда земельный участок, относящийся к государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду для целей строительства либо договор аренды допускает строительство на арендуемом земельном участке, за арендатором сохраняется право приобрести в собственность возведенные на арендованном земельном участке здания (сооружения). Кроме того, арендаторы по таким договорам аренды будут иметь право на однократное продление срока аренды на пять лет при условии, что до истечения срока аренды за ними зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства либо ими получено разрешение на строительство на арендованном земельном участке.
КонсультантПлюс: Согласно ст. 300.1 в новой редакции Кодекса обладатель права застройки может сносить или реконструировать находящиеся на участке объекты недвижимости в установленных договором пределах. При этом в перечне существенных условий договора об установлении права застройки (ст. 300.2. в новой редакции Кодекса) не упомянуты местоположение, характеристики сносимых или реконструируемых объектов. В связи с этим не ясно, каковы будут последствия для сторон, если договором предусмотрено право сноса или реконструкции, но не указаны сведения о том, какие конкретно объекты планируется снести или реконструировать (а на участке их может быть несколько). Будет ли это означать, что обладатель права застройки может снести, к примеру, все находящиеся на участке объекты недвижимости? Не считаете ли вы, что следует расширить перечень существенных условий данного договора?
Павел Владимирович: Лицо, имеющее право застройки, вправе в пределах, предусмотренных договором об установлении права застройки, изменять объекты недвижимого имущества, находящиеся на земельном участке, реконструировать их, сносить и возводить новые. Правомочия по изменению, реконструкции, сносу объектов недвижимого имущества будут следовать из закона (п. 1 ст. 300.1 ГК РФ в редакции Проекта) независимо от того, определены ли сносимые объекты в договоре. Существенными условиями договора об установлении права застройки являются условия о земельном участке (ст. 287), о характеристиках возводимого либо реконструируемого здания или сооружения, о месте расположения здания или сооружения на земельном участке, о сроке права застройки, о плате за право застройки. Таким образом, ко второму чтению в проекте в числе существенных условий предлагается указать характеристики тех зданий или сооружений, которые подлежат реконструкции.
В случаях, предусмотренных законом, применительно к договорам об установлении права застройки земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, устанавливается более широкий круг возможностей для лица, имеющего право застройки. Такой договор может не включать условия о характеристиках возводимого либо реконструируемого здания или сооружения и о месте его расположения на земельном участке. В том случае, если в названном договоре не указаны те объекты недвижимого имущества, которые находятся на земельном участке и которые подлежат сносу, лицо, имеющее право застройки, вправе снести или реконструировать любые находящиеся на земельном участке объекты.
Право застройки является платным, и в обязанности застройщика входит возведение в установленный срок на земельном участке здания и сооружения, а также использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием для возведения зданий и сооружений и их эксплуатации. В части сноса и реконструкции имеющихся объектов стороны договора вправе самостоятельно определить те пределы, в которых возможно осуществление указанных действий. Стороны могут сами определить эти виды объектов, сведения о них, характеристики, а также особенности осуществления реконструкции, сноса и т.д.
КонсультантПлюс: Мы благодарим Вас за интервью!
См. дополнительную информацию о проекте ГК РФ
Интервью с П.В. Крашенинниковым подготовлено М. Скворцовой.
Фото Т. Тверецкий