Интернет-интервью с А.А. Маликовым,
начальником Главного управления государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации:
"Лицензионно-разрешительная работа: нормативно-правовой аспект"
В декабре 2020 года состоялось интервью с начальником Главного управления государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Анатолием Анатольевичем Маликовым, в ходе которого он рассказал о действующей в нашей стране системе контроля за оборотом гражданского оружия, особенностях работы лицензионно-разрешительных отделов в 2020 году, нормативных изменениях действующего законодательства, а также ответил на вопросы посетителей сайта.
КонсультантПлюс: Анатолий Анатольевич, сколько всего единиц оружия на сегодняшний день находится в легальном пользовании у граждан по данным государственной системы учета?
Анатолий Анатольевич Маликов: Сегодня в Российской Федерации насчитывается 3,7 млн граждан, получивших разрешение на хранение и ношение оружия. В их пользовании находится более 6,5 млн ед. оружия.
КонсультантПлюс: В целом какую тенденцию Вы наблюдаете - выросло ли количество владельцев оружия в нашей стране за последние годы или нет? Какой вид разрешений (лицензий) на оружие наиболее востребован у граждан?
Анатолий Анатольевич: Общее количество оружия в обороте, то есть на руках у граждан, на протяжении последних лет сохраняется примерно на одном уровне. При этом следует отметить ежегодное сокращение количества граждан, владеющих оружием. Среднее количество оружия на одного владельца составляет 2 единицы. Средний возраст владельца оружия в России - 49 лет. Не могу не отметить тенденцию к снижению интереса к владению оружием у людей молодого возраста (до 25 лет) - на данный момент таких менее 40 тысяч человек (чуть более 1%).
Также сохраняется тенденция отказа от газового оружия, поскольку с выходом более современных моделей оружия, в том числе огнестрельного оружия ограниченного поражения, оно продолжает терять свою актуальность на рынке.
Наиболее востребованным гражданами сегодня является охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие - около 4,3 млн единиц в обороте.
КонсультантПлюс: На Ваш взгляд, насколько эффективна действующая система контроля за оборотом гражданского оружия в нашей стране? По какому пути, как Вам кажется, следует проводить систематический пересмотр действующих норм - в сторону их либерализации, или, напротив, ужесточения?
Анатолий Анатольевич: По мнению многих экспертов, в том числе и зарубежных, система контроля за оборотом оружия в России достаточно эффективна. Действующая система лицензионно-разрешительной работы выстраивалась годами. Большинство ее ограничительных и запретительных мер, к сожалению, "написаны кровью". Естественно, что происходящие в нашем обществе процессы влекут отдельные трансформационные процессы и в этой системе. Безусловно, есть вопросы, требующие пересмотра. И, как мне кажется, это нормальный процесс - стремиться к совершенствованию. Сегодня мы реализуем комплекс нормативно-правовых и информационно-технологических проектов, стремясь, с одной стороны, упростить контрольные механизмы в отношении владельцев оружия, а с другой стороны - максимально повысить уровень безопасности оборота гражданского оружия.
При выработке и реализации государственной политики в сфере оборота оружия мы ориентируемся на главный социальный запрос - обеспечение безопасных условий оборота оружия и соблюдение баланса между частными, публичными и коммерческими интересами.
КонсультантПлюс: Этим летом вступил в силу Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 14.01.2020 N 8 об утверждении нового административного регламента по осуществлению государственного контроля в области оборота гражданского оружия. Какие наиболее важные изменения произошли в работе лицензионно-разрешительных отделов в связи с принятием данного документа?
Анатолий Анатольевич: Данный приказ как раз один из наших откликов на социальный запрос.
Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 14.01.2020 N 8 изменена периодичность проведения проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия в отношении граждан - владельцев оружия. Вместо сплошных ежегодных проверок обеспечения условий хранения (сохранности) оружия у граждан предусмотрено проведение проверок с периодичностью один раз в пять лет (подпункт 67.5 административного регламента).
Одновременно в целях пресечения преступлений, административных правонарушений и противоправных действий руководители территориальных органов Росгвардии вправе самостоятельно определить периодичность проведения указанных проверок, оформив соответствующее письменное мотивированное решение.
Кроме того, данным приказом детализированы и уточнены процедуры проводимых проверочных мероприятий в отношении оружия, находящегося во владении (пользовании) юридических лиц. В частности, разделены процедуры, осуществляемые при обследовании помещений, предназначенных для хранения оружия, и другие проверочные мероприятия.
Процедура обследования помещений, проводимая перед выдачей, продлением срока действия или переоформлением разрешительных документов, предусматривает проведение полного комплекса проверочных мероприятий, в том числе по оценке соответствия обязательных требований, предъявляемых к техническим средствам охраны и иным средствам защиты, инженерному и техническому оборудованию (пункт 57 административного регламента).
При проведении проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия у юридических лиц (один раз в полугодие) их подтверждение не требуется, поскольку они уже подтверждались в ходе обследования помещений.
Таким образом, основным предметом проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия у юридических лиц, проводимой один раз в полугодие, является установление факта наличия (отсутствия) оружия и патронов, соответствия (несоответствия) их количества сведениям номерного учета и учетной документации, наличия (отсутствия) книг учета, а также исправность (неисправность) названных технических средств охраны и иных средств защиты, инженерного и технического оборудования (пункт 76 административного регламента).
Кроме того, приказом регламентированы процедуры по регистрации приобретенного гражданином охотничьего метательного стрелкового оружия (луков и арбалетов) и отдельных моделей боевого холодного клинкового оружия (кортиков), имеющихся у граждан, уволенных из государственной военизированной организации после 1 июля 2017 года с правом ношения военной формы, а также дополнительно уточняются процедуры, связанные с регистрацией газовых пистолетов, револьверов, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, перерегистрацией оружия в связи с дарением, продажей или наследованием.
КонсультантПлюс: Все большее количество граждан отдает предпочтение электронным способам взаимодействия с госорганами. Расскажите, пожалуйста, о планах по переводу лицензионно-разрешительной работы в электронный формат и отказу от использования бумажных носителей при выдаче разрешительных документов.
Анатолий Анатольевич: Действительно, в этом есть ряд преимуществ. Особенно такая возможность стала более востребованной в период ограничительных мер, направленных на профилактику новой коронавирусной инфекции.
Так, в текущем году около 95% граждан воспользовались возможностью получения государственных услуг, предоставляемых Росгвардией, в электронном виде.
Учитывая востребованность такого способа подачи заявления, Росгвардия участвует в мероприятиях национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" в целях упрощения и повышения прозрачности административных процедур и устранения избыточных административных барьеров.
Уже сегодня мы трансформируем в "цифру" ряд государственных услуг. К 2022 году как минимум по 10 из 26 государственных услуг запланирован переход на выдачу разрешений и лицензий в электронном виде. Результат оказания такой услуги будет вноситься в формируемый Росгвардией юридически значимый электронный реестр.
Одновременно в рамках национальной программы нами разрабатывается инструментарий для единого электронного взаимодействия всех участников сферы оборота оружия, позволяющий перейти на использование "безбумажных" технологий при выдаче разрешительных документов.
Реализация указанных мероприятий позволит замкнуть автоматизацию всего жизненного цикла оборота оружия путем консолидации информации от всех участников оборота оружия, таких как оружейные магазины, заводы, стрелковые клубы, частные охранные организации, и создания инструментов и протоколов для единого электронного документооборота по учету оборота оружия и электронного взаимодействия при осуществлении контроля производства, хранения, перемещения, купли-продажи и утилизации оружия.
КонсультантПлюс: В связи с действием карантинных мер, связанных с пандемией коронавируса COVID-19, расскажите, пожалуйста, об особенностях осуществления лицензионно-разрешительной деятельности в 2020 году.
Анатолий Анатольевич: В 2020 году подразделения лицензионно-разрешительной работы Росгвардии, как и другие государственные органы, оказывающие государственные услуги, а значит непосредственно взаимодействующие с населением, впервые в своей истории столкнулись с новым вызовом - коронавирусной инфекцией, изменившей на длительный срок организацию работы наших сотрудников. В этот период работа указанных подразделений строилась с учетом принимаемых высшим руководством субъектов Российской Федерации мер, направленных на сохранение здоровья и благополучия граждан.
В соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Правительство Российской Федерации получило право принимать решения, предусматривающие в том числе особенности разрешительных режимов, предусмотренных Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии".
Так, в целях реализации указанного федерального закона было издано Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году". Согласно п. 2 данного постановления федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативного правового регулирования в соответствующей сфере деятельности, предоставлено право принять решение о переносе сроков прохождения процедур на период до 12 месяцев, в том числе связанных с переоформлением разрешительных документов в сфере оборота оружия.
В этой связи решением Росгвардии сроки подтверждения соответствия физических лиц обязательным требованиям, в том числе предусматривающим переоформление (продление) лицензий, разрешений и иных разрешительных документов, установленных законодательством Российской Федерации об оружии, которые наступали в период с 6 апреля по 1 ноября 2020 года, были перенесены на срок до 1 декабря 2020 года. Соответствующие разъяснения были размещены на официальном сайте Росгвардии в сети Интернет.
КонсультантПлюс: Давайте теперь перейдем к вопросам от посетителей нашего сайта. Вопрос от Виталия из г. Клина: "Как Вы относитесь к инициативе поднять возрастной ценз для владельцев оружия с 18 лет до 21 года?"
Анатолий Анатольевич: Подобного рода инициативы уже реализованы законодателем. Так, в 2014 году Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства об обороте оружия" был повышен возраст с 18 до 21 года для приобретения огнестрельного оружия ограниченного поражения.
Следует отметить, что эти нормативные изменения способствовали достижению определенного положительного эффекта и позволили снизить количество случаев его неправомерного использования в хулиганских целях.
В любом случае в этом вопросе необходима комплексная всесторонняя оценка возможных негативных последствий повышения возраста, предоставляющего право приобретать гражданское оружие, в том числе в целях занятия спортом, промысловой охотой, лицам, проходящим службу в государственных военизированных организациях, а также в отношении лиц, для которых охота является основным источником средств к существованию.
КонсультантПлюс: Следующий вопрос: "На время пандемии я фактически переехал жить в другой регион, так как работаю теперь удаленно. Оружие (гладкое, сайга) находится по месту регистрации, в сейфе. Подходит срок продления. Есть ли варианты оформить РОХа без моего личного присутствия, удаленно? - Николай (Московская область)".
Анатолий Анатольевич: Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества несет его собственник. Поэтому совершить процедуры, установленные Федеральным законом "Об оружии", для продления разрешения на хранение и ношение оружия вам все же придется.
При этом Административный регламент, утвержденный Приказом Росгвардии от 26 июня 2018 г. N 221, не предусматривает предоставление государственной услуги в отсутствие взаимодействия с заявителем.
Вместе с тем подача заявления с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг с прикреплением электронных образов соответствующих документов позволит минимизировать количество взаимодействий с сотрудниками подразделений лицензионно-разрешительной работы, а также существенно упростить сам процесс получения государственной услуги.
КонсультантПлюс: Вопрос от Алены (Тверская область): "У нас после смерти отца остался в загородном доме сейф с несколькими ружьями. Он был охотник, а у нас в семье больше ни у кого разрешений нет. Просто хранить их, как я понимаю, нельзя. Подскажите, как правильно все оформить, чтобы не попасть на какие-нибудь штрафы или вообще статью?"
Анатолий Анатольевич: В соответствии со статьей 22 Федерального закона "Об оружии" хранение оружия и патронов к нему осуществляется гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия или его территориальном органе, разрешение на хранение или хранение и ношение оружия. Таким образом, правом хранить оружие и патроны, принадлежащие другому лицу, вы не наделены.
Решение поставленного вами вопроса заложено федеральным законодателем в статье 27 Федерального закона "Об оружии". Так, в случае смерти собственника гражданского оружия оно изымается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом, а также органами внутренних дел.
Для организации изъятия оружия и патронов и дальнейшего их хранения до вступления вами (или другими родственниками) в наследство и решения вопроса об их дальнейшем обороте надлежит обратиться в подразделение лицензионно-разрешительной работы территориального органа Росгвардии по месту жительства умершего родственника (а соответственно и учета оружия) или же в отдел полиции по месту их фактического нахождения.
Ни в коем случае не транспортируйте оружие и патроны самостоятельно: по причине отсутствия у Вас надлежащего разрешительного документа данное действие может образовывать состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в случае с гладкоствольным, газовым оружием и огнестрельным оружием ограниченного поражения), а также уголовного - по статье 222 Уголовного кодекса Российской Федерации (для оружия с нарезным стволом).
При этом считаю необходимым обратить ваше внимание, что по правилам той же статьи Федерального закона "Об оружии" оружие и патроны к нему, изъятые в связи со смертью собственника, находятся на хранении в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе либо органах внутренних дел до решения вопроса о наследовании имущества и получении лицензии на приобретение гражданского оружия, но не более одного года. По истечении одного года федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия или его территориальным органом, принимаются установленные гражданским законодательством меры по принудительному отчуждению указанных оружия и патронов к нему.
КонсультантПлюс: "Могут ли неоплаченные административные штрафы и долги повлиять на отказ в выдаче лицензии на оружие?" - спрашивает Дамир из Москвы.
Анатолий Анатольевич: Перечень оснований, при которых лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации, определен частью двадцатой статьи 13 Федерального закона "Об оружии", в данном случае таковыми являются:
- повторное привлечение в течение года к административной ответственности за совершение административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность или установленный порядок управления, административного правонарушения, связанного с нарушением правил охоты, либо административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, за исключением административных правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
- назначение административного наказания за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
КонсультантПлюс: Вопрос от Михаила из г. Краснодара: "Подскажите, пожалуйста, возможно ли подарить свое ружье другому человеку?"
Анатолий Анатольевич: Для дарения оружия, принадлежащего вам на законных основаниях, необходимо соблюсти ряд условий, определенных Гражданским кодексом Российской Федерации и закрепленных в статье 20 Федерального закона "Об оружии", а именно: убедиться, что у лица, в пользу которого осуществляется дарение, имеется лицензия на приобретение соответствующего вида и типа гражданского оружия либо иное предусмотренное Федеральным законом "Об оружии" основание для его приобретения, а затем произвести его перерегистрацию в соответствующем подразделении Росгвардии по месту учета указанного оружия.
КонсультантПлюс: Анатолий Анатольевич, мы благодарим Вас за ответы!
Интервью подготовлено корреспондентом компании "КонсультантПлюс" А. Епифановой