Интернет-интервью с Т.В. Матвеевой,
начальником Управления информационных технологий ФНС России:
"Налоговые сервисы в сети Интернет"
В конце декабря 2013 года состоялось интервью с начальником Управления информационных технологий ФНС России Т.В. Матвеевой на тему: "Налоговые сервисы в сети Интернет", в ходе которого Татьяна Владимировна рассказала как о уже существующих на сегодняшний день электронных налоговых сервисах, так и о перспективных направлениях развития электронных услуг, доступных на официальном сайте ФНС России, а также ответила на наиболее интересные из поступивших вопросов. Благодарим всех посетителей сайта, приславших свои вопросы.
КонсультантПлюс: Татьяна Владимировна, можно ли на сегодняшний день утверждать, что налогоплательщики в своем подавляющем большинстве предпочитают электронное взаимодействие с налоговой службой взамен традиционных способов, например таких, как личный визит в инспекцию или официальное письменное обращение?
Татьяна Владимировна Матвеева: Да, безусловно! Официальный сайт ФНС России ежемесячно посещает до 8 млн пользователей. Число запросов к интерактивным сервисам сайта неуклонно растет. Так, например, количество запросов в 2012 году к самому популярному из наших сервисов - "Проверь себя и контрагента" было очень велико - свыше 435 млн обращений. Однако в 2013 году число обращений выросло еще больше - оно достигло порядка 600 млн.
Наиболее социально значимым для физических лиц является сервис "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" - к концу 2013 года число пользователей составило 6 млн, еженедельно подключается до 100 тыс. новых пользователей. Данный сервис позволяет физическому лицу свести необходимость посещения налоговой инспекции к минимуму. Сервис предоставляет информацию об объектах имущества по данным налоговых органов и возможность в случае необходимости направить заявление об уточнении информации об объекте (если в характеристиках объекта обнаружена ошибка либо он вообще уже не принадлежит пользователю). Налоговое уведомление на уплату имущественных налогов, которое формируется налоговой инспекцией и направляется по почте, появляется в "Личном кабинете" буквально на следующий день после формирования в инспекции. Кроме того, в "Личном кабинете" можно не просто просмотреть уведомление, но и оплатить в режиме онлайн начисление по документу. Также в "Личном кабинете" можно заполнить декларацию по форме 3-НДФЛ и отслеживать статус ее камеральной проверки.
Осенью 2013 года была расширена опытная эксплуатация сервиса "Личный кабинет налогоплательщика для юридических лиц" - за последние 2 месяца к сервису подключились около 1 700 юридических лиц. В начале 2014 года мы планируем запуск сервиса на всей территории России, что позволит руководителям, бухгалтерам и юристам решать в сети подавляющее большинство вопросов, связанных с взаимодействием с налоговой службой: запрашивать и получать выписки из ЕГРЮЛ, осуществлять сверку по расчетам с бюджетом, уточнять невыясненные платежи, направлять заявления на зачет и возврат переплаты и многое другое.
На готовность российских налогоплательщиков к переходу на интерактивное обслуживание помимо популярности интерактивных сервисов указывает также количество юридических лиц, представляющих отчетность по телекоммуникационным каналам связи через операторов электронного документооборота, - на сегодня это 80,2% налогоплательщиков.
Таким образом, современные налогоплательщики вполне осознали экономию рабочего времени, которую предоставляют телекоммуникационные каналы связи.
КонсультантПлюс: Проводите ли вы исследования, какие категории пользователей и какими электронными услугами пользуются наиболее активно? Каков портрет среднестатистического пользователя? Какой электронный сервис наиболее востребован у налогоплательщиков?
Татьяна Владимировна: В мае 2013 года Федеральная налоговая служба провела глубинный анализ потребностей пользователей с последующим составлением их портрета: ведь это является залогом проектирования качественного пользовательского интерфейса. Исследование послужило основой для проектирования новой версии официального сайта ФНС России, которая запущена 25 декабря 2013 года.
Что касается портрета, основной пользователь сайта - физическое лицо (68% посещений). Физические лица обычно обращаются к сайту, чтобы решить конкретную жизненную проблему, чаще всего - найти информацию о получении налогового вычета, об имущественных налогах, а также осуществить оплату, заполнить декларацию по форме 3-НДФЛ.
Представители юридических лиц составляют около 15% от общего числа посетителей сайта, причем среди них чуть больше половины - бухгалтеры, остальная часть - руководители и юристы. Цели посещения сайта пользователей - юридических лиц зависят прежде всего от того, о каком бизнесе идет речь: крупном или малом. Мотивы обращений к сайту малого бизнеса (обычно пользователь - руководитель организации) практически идентичны мотивам индивидуального предпринимателя, в то время как представители среднего и крупного бизнеса - это профессионалы, ориентированные на узкоспециальные вопросы.
Приблизительно 7% посетителей сайта - индивидуальные предприниматели, которые зачастую недостаточно хорошо разбираются в налоговом законодательстве, поэтому нуждаются в разъяснениях и пошаговых инструкциях. Наиболее актуальные темы: представление налоговой отчетности, получение информации о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Кроме того, около 10% посетителей обращаются к сайту не как налогоплательщики, а как лица, чья деятельность в той или иной степени связана с налогообложением: нотариусы, налоговые аналитики, журналисты.
КонсультантПлюс: Насколько в целом электронные услуги налоговой службы доступны и удобны для пользователей? Екатерина из Москвы интересуется, какую помощь налогоплательщики могут получить при возникновении трудностей при работе с электронными сервисами? Есть ли телефон "горячей линии", проводите ли вы обучающие семинары, какие выпускаете инструкции?
Татьяна Владимировна: Мы стремимся к тому, чтобы интерфейс наших сервисов был интуитивно понятен. Кроме того, сервис регистрации в качестве индивидуального предпринимателя снабжен специальным рисованным персонажем - виртуальным помощником; оба "Личных кабинета" (физического и юридического лица) содержат раздел, посвященный часто задаваемым вопросам по использованию сервиса.
При возникновении сложностей пользователь всегда может обратиться в службу технической поддержки: в каждом сервисе размещена соответствующая ссылка.
Недавно ФНС России выпустила иллюстрированную брошюру, содержащую подробное описание всех интерактивных сервисов сайта.
КонсультантПлюс: Один из последних электронных проектов налоговой службы - "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица". Пилотную версию данного сервиса ваше ведомство запустило еще в феврале 2013 года. Расскажите, пожалуйста, когда сервис будет доступен не только в отельных регионах, но и на территории всей страны?
Татьяна Владимировна: В самое ближайшее время - уже в первом квартале 2014 года.
КонсультантПлюс: Какие еще проекты по развитию электронных услуг ФНС России планируется реализовать в 2014 году?
Татьяна Владимировна: На наш взгляд, спектр интерактивных сервисов на официальном сайте ФНС России в настоящее время практически полностью покрывает потребности налогоплательщиков. В следующем году мы планируем сконцентрироваться не на количестве, а на качестве путем совершенствования пользовательского интерфейса существующих сервисов: сделать их максимально понятными для пользователей.
Насколько правдива информация о том, что в скором времени будут использоваться только электронные уведомления о налогах и штрафах, без использования бумажных носителей? - Александр (Москва)
Татьяна Владимировна: Для пользователей "Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц" необходимость в получении на бумажных носителях действительно отпадает, однако в ближайшее время мы, вероятнее всего, оставим право выбора за пользователем, предоставив возможность отказаться от получения электронного уведомления в рамках функционала сервиса.
Планируется ли размещение информации на сайте о наличии ограничений на счетах юридических лиц с возможностью поиска? И если да, то когда? Станет ли возможно в будущем получение выписки из ЕГРЮЛ через Интернет на бесплатной основе? - Виталий (Саров)
Подскажите, почему в "Личном кабинете" налогоплательщика - юридического лица невозможно заказать выписку из ЕГРЮЛ о любом юрлице? Планируется ли добавление такой услуги? - Илья Марьясов (Новосибирск)
Татьяна Владимировна: В настоящее время в соответствии с действующим законодательством сведения о произвольном юридическом лице представляются на платной основе - задача подтверждения оплаты в режиме онлайн весьма нетривиальна с технологической точки зрения. На сегодня мы только выдаем бесплатную выписку юридическому лицу о самом себе, предварительно проверив авторизацию с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.
Какие налоговые сервисы доступны как приложение для мобильных устройств, в частности для iPad? - Иван (Московская область)
Татьяна Владимировна: В настоящее время в виде приложения для iPad доступен только один сервис - "Подача заявки на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя". Вообще же следует отметить, что верстка новой версии официального сайта ФНС России, запущенного 25 декабря 2013 года, адаптирована для мобильных устройств, то есть все сервисы будут корректно отображаться и на планшете, и на телефоне. При этом необходимость в установке отдельного приложения для мобильного устройства возникает, только если к этому приложению пользователь обращается достаточно регулярно. Большая часть наших сервисов используется разово - например, узнать адрес инспекции или обратиться в ФНС России. Соответственно, вряд ли пользователь захочет в этих целях устанавливать отдельное приложение.
Нам представляется целесообразным разработать мобильные версии только для "Личного кабинета налогоплательщика" (для различных категорий налогоплательщиков) - такие работы планируются.
Возможно ли направление пакетированных запросов в ФНС посредством СМЭВ? - Даяна (Хабаровск)
Татьяна Владимировна: Групповой (пакетный) запрос возможен и реализован в части сервисов ФНС России, размещенных в Системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). К ним относятся сервис предоставления сведений об ИНН физического лица на основании полных паспортных данных и сервис по предоставлению сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в части предоставления кратких сведений о юридическом лице.
Данные сервисы работают в асинхронном режиме. Существует ограничение на количество запросов в одном пакетном запросе - не более 100.
Почему www.nalog.ru отделен от gosuslugi.ru? Не планируется ли для удобства объединить эти два ресурса? - Иван (Архангельск)
Татьяна Владимировна: В соответствии с Федеральным законом N 8-ФЗ каждый федеральный орган исполнительной власти должен иметь свой собственный сайт. Данный закон также предъявляет требования к информации, которая должна содержаться на сайте государственного органа.
Но дело не только в нормативной базе, сайт государственного органа в любом случае содержит значительное количество информации, которая по определению не является предметом размещения на Едином портале государственных услуг: это структура ФОИВ и его территориальных подразделений, новостная информация, разъяснения нормативных документов и т.п. Не говоря уже о том, что ряд сведений, составляющих налоговую тайну, представляется пользователю после осуществления процедуры идентификации и не может быть передан на портал госуслуг в соответствии с требованиями защиты информации.
КонсультантПлюс: Татьяна Владимировна, большое спасибо за интервью.