Интернет-интервью с Т.Н. Москальковой,
Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации:
"50 лет со дня принятия международных пактов о правах человека: особенности и перспективы развития правозащитной деятельности в Российской Федерации"

Т.Н. МоскальковаВ декабре 2016 года состоялось интервью с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Татьяной Николаевной Москальковой. В ходе интервью Татьяна Николаевна рассказала о накопленном за прошедшие годы опыте правозащитной деятельности, особенностях работы омбудсмена в нашей стране, распространенных жалобах на нарушение прав и свобод граждан и механизмах их защиты, а также ответила на наиболее интересные из поступивших вопросов.

16 декабря 1966 года Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Оба документа были ратифицированы нашей страной и являются основополагающими нормативными актами в области прав человека.

КонсультантПлюс: В декабре 2016 года исполнилось 50 лет со дня принятия основополагающих нормативных актов в области прав человека - Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Пакты подписали и ратифицировали большинство стран мира, в том числе и Россия. Татьяна Николаевна, на Ваш взгляд, несколько актуальными остаются эти международные документы? Какую роль сыграли они в становлении правозащитной деятельности? Спустя полвека можно ли говорить о том, что человек стал более защищен в своих правах?

Татьяна Николаевна Москалькова: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах содержат перечень основных прав и свобод, которые должны быть предоставлены каждым государством-участником своим гражданам, находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией, без какой-либо дискриминации. Они являются каркасом и основой правовой системы в сфере прав человека, фундаментом для дальнейшего развития. Вместе с Всеобщей декларацией прав человека они составляют так называемый Международный билль о правах человека.

Дам небольшую историческую справку. Приняв Всеобщую декларацию, Генеральная Ассамблея ООН поручила Комиссии по правам человека разработать единый пакт, охватывавший широкий перечень основных прав и свобод. Однако разногласия между странами тогдашнего социалистического и капиталистического лагеря не позволили прийти к единому мнению. После чего Генеральная Ассамблея ООН в 1952 году пересмотрела свое решение и приняла соответствующую резолюцию о подготовке вместо одного сразу двух пактов о правах человека - Пакта о гражданских и политических правах и Пакта об экономических, социальных и культурных правах. После этого решения ООН еще в течение многих лет обсуждала отдельные положения пактов и лишь 16 декабря 1966 г. одобрила оба соглашения. То есть фактически международные пакты о правах человека готовились ООН почти 20 лет. В них содержится обязательный перечень как социально-экономических и культурных, так и гражданских и политических прав, которые и сегодня играют важную роль в меж- и внутригосударственных отношениях.

Таким образом, пакты о правах человека вот уже 50 лет служат в качестве договоров, имеющих неоценимое значение как для международной защиты прав человека, так и для развития национального законодательства государств и соблюдения ими прав человека.

В Конституции Российской Федерации, которая обладает качеством акта прямого действия, закреплена формула о том, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". В соответствии с частью 4 статьи 15 конституции пакты являются составной частью правовой системы Российской Федерации и играют роль дополнительного инструментария для недопущения необоснованного ограничения и умаления прав и свобод человека в Российской Федерации. В свою очередь, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях делает непосредственные ссылки на пакты 1966 года, что подчеркивает, во-первых, непререкаемый авторитет этих документов, а во-вторых, приверженность российской фемиды к следованию международным стандартам защиты прав человека.

Следует отметить, что Пакт о гражданских и политических правах содержит не только перечень основных прав, но и образует орган - Комитет по правам человека - для наблюдения и контроля за выполнением обязательств, принятых на себя государствами-участниками указанным международным договором. Несмотря на то что при рассмотрении поступающих индивидуальных сообщений комитет не выступает в роли судебного органа как такового, а выносит "соображения", которым присущи лишь некоторые черты судебного решения, государства-участники в любом случае обязаны использовать все имеющиеся в их распоряжении средства для исполнения рекомендаций комитета.

Так, вопрос обязательности соображений для российских судов явился предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. КС РФ в своем решении[1] подчеркнул, что "Российская Федерация не вправе уклоняться от адекватного реагирования на соображения Комитета по правам человека… Принятие Комитетом по правам человека соображений, содержащих адресованное Российской Федерации предложение о проведении повторного судебного разбирательства, является достаточным поводом для вынесения прокурором постановления о возбуждении производства ввиду новых обстоятельств".

На обязательное соблюдение судами общей юрисдикции норм международного права, в том числе пактов 1966 года, не раз в своих постановлениях указывал Пленум Верховного Суда Российской Федерации[2]. Обзоры судебной практики, утверждаемые Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, также содержат главы, в которых приводится практика международных договорных органов ООН, в том числе Комитета по правам человека ООН.

Бережное отношение в первую очередь судебной системы к нормам и принципам международного права лишний раз подчеркивает не только важность следования европейским стандартам прав человека, но и ценность Конституции Российской Федерации, актуальность и значимость которой, особенно в правозащитной сфере, сегодня невероятно высока.

Пока судебные и правоприменительные органы, принимая решение относительно судьбы граждан своей страны, будут учитывать практику наднациональных органов, роль международных документов в становлении правозащитной деятельности как неотъемлемой ее части будет только укрепляться и приносить свои позитивные плоды.

КонсультантПлюс: Если говорить о ситуации в РФ, то с какими проблемами чаще всего обращаются к Уполномоченному по правам человека? На что чаще всего жалуются? Расскажите, пожалуйста, о каком-нибудь конкретном обращении, которое рассматривал аппарат Уполномоченного по правам человека в 2016 году?

Татьяна Николаевна: Чаще всего граждане жалуются на нарушения прав в ходе уголовного судопроизводства. Вторая проблема - нарушения в сфере ЖКХ: предоставление жилья, улучшение жилищных условий, оплата коммунальных услуг. Значительную часть составляют жалобы на нарушение социальных прав, в первую очередь на получение медицинской помощи, льготного лекарственного обеспечения, в том числе для онкобольных. Возросло число жалоб на закрытие медицинских учреждений в различных населенных пунктах.

Большого внимания требует защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В этом году решением Пресненского районного суда г. Москвы от 23 мая 2016 года удовлетворено административное исковое заявление Уполномоченного по правам человека в интересах гражданки К. об оспаривании решения Московской городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сирота К. с первого года жизни находилась под опекой тетки, которая после смерти родителей перевезла ее из Республики Саха (Якутии) по месту своего жительства в Московскую область. С ней она постоянно и проживала последнее время в Москве в коммунальной квартире, в комнате размером 14 кв. м.  Там же был зарегистрирован сын К., родившийся 19 мая 2015 г. Жилплощадь за ребенком-сиротой органами исполнительной власти не закреплялась, а проживание в упомянутой комнате не соответствовало социальным нормам согласно законодательству РФ и г. Москвы. Между тем, когда К. в 2015 г. обратилась в Городскую межведомственную комиссию по решению вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ей было отказано в предоставлении жилого помещения в г. Москве на том основании, что она ранее проживала в Республике Саха и Московской области. Не согласившись с таким решением, мы обратились в суд в интересах К., указав, что изменение ею места жительства в г. Москве на Раменский район Московской области в свое время не может являться обстоятельством, препятствующим  реализации ее права на получение жилой помощи в г. Москве. Суд согласился с мнением уполномоченного и постановил: признать решение комиссии незаконным и рассмотреть вопрос об однократном предоставлении ей благоустроенного жилого помещения в г. Москве в соответствии с действующим законодательством.

КонсультантПлюс: Как Вы взаимодействуете со своими коллегами из регионов? Происходит ли между вами обмен опытом и выработка единых подходов к решению поступающих жалоб?

Татьяна Николаевна: Взаимодействие Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации на постоянной основе осуществляется в рамках работы совещательного органа - Координационного совета российских уполномоченных по правам человека, созданного еще в 2001 году.

В состав совета входят уполномоченные по правам человека всех субъектов Российской Федерации. К участию в работе, как правило, приглашаются руководители федеральных министерств и ведомств, представители правозащитной общественности.

Заседания координационного совета обычно проводятся два раза в год в Москве.

На заседаниях координационного совета обсуждаются наиболее острые из общих для всех уполномоченных по правам человека вопросы. Члены совета обмениваются опытом государственной правозащитной работы, согласовывают концептуальные и методологические подходы к проблемам обеспечения прав и свобод человека.

Главная цель работы координационного совета - выработка консолидированных решений относительно основных направлений деятельности российских уполномоченных, решений системных вопросов, типичных для большинства регионов, обсуждение первостепенных правозащитных задач, требующих объединения усилий на федеральном и региональном уровнях, обмен накопленным опытом, развитие и укрепление института уполномоченного по правам человека.

В последние годы основными темами заседаний координационных советов были следующие:

- обеспечение прав участников образовательного процесса в Российской Федерации; достоинства и недостатки механизма Единого государственного экзамена; вопросы общедоступности образования для инвалидов, сокращения числа вузов, введения двухуровнего образования, состояния учебно-материальной базы школ, а также экспертизы качества издаваемых учебников;

- вопросы обеспечения жилищных прав граждан в свете реализации норм Жилищного кодекса Российской Федерации; обобщение и анализ поступающих к уполномоченным жалоб на нарушение жилищных прав граждан с целью инициации внесения изменений в законодательные акты, регламентирующие жилищные правоотношения;

- вопросы оказания бесплатной юридической помощи населению, роста тарифов на услуги адвокатов и нотариусов, проведения судебной экспертизы;

- вопросы реформирования системы исполнения наказаний в Российской Федерации и соблюдения прав человека в местах принудительного содержания, применения к осужденным необоснованного физического и психологического насилия, условий содержания под стражей, а также изменения меры пресечения для лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, организации медицинской помощи в местах принудительного содержания;

- соблюдение социальных прав сотрудников ФСИН России;

- вопросы взаимодействия уполномоченных с Министерством обороны Российской Федерации в целях обеспечения прав военнослужащих по призыву, прав граждан на альтернативную гражданскую службу, жилищных прав военнослужащих и членов их семей;

- порядок взаимодействия уполномоченных с территориальными подразделениями Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации и другие.

Кстати, последнее заседание Координационного совета российских уполномоченных по правам человека состоялось 7 - 8 декабря 2016 года по глобальным темам, которые были выделены на основании мониторинга обращений граждан, проведенного совместно с уполномоченными по правам человека во всех субъектах Российской Федерации: "О результатах мониторинга соблюдения избирательных прав граждан в ходе избирательной кампании 2016 года" и "Исполнение вступивших в законную силу судебных постановлений: состояние, проблемы, пути их решения".

Кроме того, в 2016 году создан Совет уполномоченных по правам человека, который является постоянно действующим консультативно-совещательным органом при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 36.2 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 года N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".

В компетенцию совета входит обмен опытом работы уполномоченных в целях выработки наиболее эффективных форм и методов деятельности уполномоченных по правам человека в сфере их компетенции; анализ обращений уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, содержащих информацию о проблемах в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина; выработка предложений по ежегодным и специальным докладам уполномоченного.

КонсультантПлюс: Уровень справедливости в обществе во многом зависит от того, насколько сами граждане информированы о своих правах, обязанностях и мерах ответственности. Как Вы оцениваете уровень правовой грамотности россиян? Какие меры, на Ваш взгляд, следует предпринять, чтобы ее повысить?

Татьяна Николаевна: За прошлый год ко мне поступило свыше 40 тысяч обращений граждан. Говорит ли это о росте правосознания россиян, о высоком уровне правовой культуры в обществе? Или государственная машина стала работать хуже? Может, всплеск обращений обусловлен назначением нового уполномоченного? Однозначных ответов здесь быть не может. Но говорить о высоком уровне правовой грамотности в обществе, конечно, еще преждевременно.

По данным социологического опроса, проведенного в ноябре фондом "Общественное мнение", 46% опрошенных респондентов считают, что в сегодняшней России не соблюдаются права человека. А 16% затруднились с ответом, скорее всего не ручаясь за оценку ситуации с соблюдением прав. Доля затруднившихся с ответом может говорить как об отсутствии случаев нарушения прав, так и о невозможности квалифицировать те или иные ситуации как правонарушения.

С этими данными перекликается и статистика обращений, поступивших в адрес уполномоченного. В 2016 году почти на 60% обращений и жалоб физических и юридических лиц были даны только разъяснения о способах самостоятельной защиты своих прав, то есть оказана правовая помощь в виде юридической консультации. Дело в том, что эти обращения содержали просьбы решить проблемы, не входящие в компетенцию уполномоченного. В них отсутствовала информация о самостоятельных действиях, направленных на разрешение поставленных вопросов. Многие наши сограждане имеют весьма смутное представление о формах и методах защиты своих прав, о том, какие государственные органы существуют для их защиты, какими законами необходимо руководствоваться.

Поэтому одной из приоритетных задач уполномоченного по правам человека является создание единой стратегии правового просвещения. В первую очередь в рамках этой стратегии необходимо разработать общеобразовательный стандарт "Права человека" для студентов юридических и  других вузов. Молодые люди − особенная аудитория. Они легко впитывают информацию, встраивают ее в свою систему ценностей, и только от нас зависит, какой будет эта информация. Если мы хотим, чтобы новое поколение в будущем сформировало здоровое общество, мы должны сегодня дать им знания о правах человека и их защите.

Площадкой для обмена мнениями между специалистами в образовательной сфере и представителями гражданского общества, надеюсь, станет и новый сайт уполномоченного по правовому просвещению: http://ombudsmanrf.org/pravo. Он открылся недавно, в конце октября 2016 года, как сателлит официального сайта федерального омбудсмена. На этой интернет-площадке разъясняются новые нормативные правовые акты в доступных для широкого круга населения формах, подсказывается алгоритм разрешения той или иной правовой проблемы. Многие из них взяты из реальной практики работы профильных отделов аппарата уполномоченного. На этом общедоступном веб-портале также аккумулируются лучшие практики и программы правового просвещения в регионах.

КонсультантПлюс: Татьяна Николаевна, до назначения на пост омбудсмена Вы работали в Государственной Думе. Участвуете ли Вы сейчас каким-либо образом в нормотворческой деятельности? Следите ли за ходом законодательных инициатив уже в качестве правозащитника?

Татьяна Николаевна: Действительно, я по-прежнему проявляю интерес к этой сфере. Тем более что совершенствование законодательства является одним из основных направлений моей деятельности в качестве уполномоченного.

Следует, однако, учитывать, что мои возможности как должностного лица здесь сильно ограничены. Я не могу сама инициировать законопроект - могу лишь обратиться к субъектам права законодательной инициативы (например, к депутатам Государственной Думы или членам Совета Федерации) с проектными предложениями об изменении или дополнении федерального законодательства.

Однако, несмотря на все эти юридические сложности, законопроектная работа нами ведется достаточно интенсивно. Так, в 2016 году сотрудниками аппарата уполномоченного были подготовлены законопроекты о внесении изменений и дополнений в законы "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания". Эти законопроекты были приняты субъектами законодательной инициативы к действию.

На этом, однако, деятельность уполномоченного в области нормотворчества не заканчивается. Существует также возможность давать заключения на законопроекты, которые находятся на рассмотрении в Государственной Думе. Здесь есть два варианта действий. Первый из них предполагает, что уполномоченный дает заключения на законопроекты, которые ему целенаправленно присылаются кем-то из участников законодательного процесса. Например, в прошлом году одно такое заключение было дано на пакет законопроектов, касающихся различных сторон деятельности службы защиты прав пациентов, находящихся в стационарных медицинских организациях психиатрического профиля. Другой алгоритм предполагает проявление активности уже с нашей стороны, когда я или сотрудники моего аппарата обращаем внимание на те либо иные проекты федеральных законов, обсуждаемые в Государственной Думе. Для этих целей сотрудники аппарата уполномоченного ведут постоянный поиск интересующих нас с правозащитной позиции законопроектов в доступных информационных ресурсах. Как правило, нам удается выявить такие законопроекты уже после того, когда они прошли стадию первого чтения. В таком инициативном порядке в 2016 году нами было дано несколько заключений. Мы называем такие заключения "инициативными". И хотя парламентарии прямо не обязаны учитывать наши пожелания, они все же, как правило, это делают. Например, ими были приняты во внимание наши замечания по проекту нового закона "О государственной кадастровой оценке", а также при рассмотрении проекта о внесении поправок в Кодекс об административных правонарушениях в части упорядочения распространения информации в сети "Интернет".

КонсультантПлюс: Давайте перейдем к вопросам от посетителей нашего сайта. Сумкин Николай Константинович из г. Оренбурга интересуется: "Предусмотрено ли Федеральным законом N 76-ФЗ от 6 апреля 2015 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека" и изменениями в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" по статусу уполномоченного по правам человека введение общественных уполномоченных в субъектах Российской Федерации, их организация, основы деятельности и финансирования?"

Татьяна Николаевна: Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 76-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека" предусматривает, что конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также для ее осуществления могут учреждаться должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации либо иные государственные должности. Аналогичная позиция прописана и в статье 16.1. Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

Само понятие "общественные уполномоченные" не содержится ни в одном из указанных федеральных законов. Скорее всего Николай Константинович имел в виду общественных помощников уполномоченного по правам человека, правовое положение которых прописано в законах либо в подзаконных актах (положениях, распоряжениях) субъектов Российской Федерации.

Следует отметить, что в настоящее время в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации (в 70) законами об уполномоченном по правам человека предусмотрено право уполномоченного для оказания содействия своей деятельности привлекать общественных помощников (в большинстве субъектов), общественных представителей (в Ульяновской, Амурской областях), помощников, доверенных представителей (Алтайский край, Республика Калмыкия). Указанные общественные помощники уполномоченного по правам человека в соответствии с положениями, утвержденными уполномоченными, осуществляют свою деятельность в муниципальных образованиях региона на общественных началах (на безвозмездной основе).

КонсультантПлюс: Юрий Алексеевич Петров из Чувашии спрашивает: "Законом Чувашской Республики от 5 декабря 2015 г. N 68 внесены изменения в Закон Чувашской Республики "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" в части изменения формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг федеральным льготникам (инвалидам ВОВ, участникам ВОВ, инвалидам, гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия и т. д.). Впоследствии принято постановление Кабинета министров Чувашской Республики N 72 от 29 февраля 2016 года "Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, предусмотренным Законом Чувашской Республики "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан". В соответствии с данными правовыми актами инвалидам по причине "военная травма" с учетом членов их семей были вначале начислены денежные компенсации на расходы ЖКУ чуть больше, чем на основании ранее действующего правового акта. Потом с учетом отопительного периода размер компенсации был снижен. Однако после начала отопительного периода сумма оплачиваемой компенсации на ЖКУ не повысилась. Работники Министерства труда и социальной защиты Чувашии поясняют это тем, что ранее были произведены переплаты федеральным льготникам, а в настоящее время идет удержание переплаченных сумм. Хотя в принятых документах нет каких-либо указаний на удержание. Есть слова о перерасчете, но не в сторону уменьшения. Что Вы думаете по этому поводу? Вправе ли были региональные власти вмешиваться в федеральные правоотношения? Соответствуют ли законодательству РФ и международным правовым актам действия по удержанию переплаченных, по их мнению, сумм? Полагаю, что никто не вправе удерживать какие-либо суммы с федеральных льготников, даже если они были ранее начислены по каким-то причинам в повышенном размере".

Татьяна Николаевна: Согласно федеральному закону о социальной защите инвалидов в РФ граждане с ограниченными возможностями и семьи, имеющие ребенка-инвалида, имеют право на компенсацию расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%. При этом форма предоставления мер социальной поддержки определяется субъектом федерации.

В Чувашской Республике действует республиканский закон от 19 декабря 2009 г. N 56 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" с изменениями, принятыми Законом Чувашской Республики от 5 декабря 2015 г. N 68, вступившими в законную силу с 1 февраля 2016 г.

Постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 29 февраля 2016 г. N 72 утвержден "Порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, предусмотренным Законом Чувашской Республики от 19 декабря 2009 г. N 56 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан".

Как следует из указанных нормативных актов, в республике ежемесячная денежная выплата инвалидам на эти цели до февраля 2016 года устанавливалась в фиксированном размере - 736 рублей независимо от того, сколько льготник этой категории платил за коммунальные услуги. Порядок изменился с 1 февраля 2016 года. Теперь денежная компенсация рассчитывается исходя из фактически начисленных и оплаченных сумм за коммунальные услуги. С февраля до августа 2016 года предусмотрен переходный период. И компенсацию выплачивали в фиксированной сумме в зависимости от республиканских стандартов. В августе был сделан перерасчет выплаченных сумм исходя из фактических расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с февраля по июль. С сентября инвалиды получают компенсацию по установленной законом норме - 50 процентов за фактически оплаченные ЖКУ.

Вместе с тем, если Юрий Алексеевич считает, что его права на получение компенсации нарушены, он вправе с соответствующим иском обратиться в суд.

КонсультантПлюс: Очень много вопросов поступило касательно ситуации с Постановлением КС РФ от 18.03.2004 N 6-П. Так, Юрий из Москвы пишет: "КС РФ в своем Постановлении от 18.03.2004 N 6-П (последнее предложение мотивировочной части) очевидным образом ограничил социальное право на пенсию "силовиков" - в случае принятия их (пенсионеров военной службы и др.) на госслужбу в ФТС России и в прокуратуру РФ, хотя ГД ФС РФ такого ограничения в порядке ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ в виде ФЗ не устанавливала. Кроме того, такой императив КС РФ подтвердил в своем определении от 05.11.2015 N 2500-О-Р. Налицо явное превышение КС РФ собственных правомочий. Что делать гражданам - пенсионерам военной службы, имевшим несчастье быть принятыми на госслужбу в ФТС России, а также в прокуратуру (не военную)? Суды общей юрисдикции всех возможных инстанций (первой, апелляционной, кассационной, а также заместитель председателя Верховного Суда РФ) приняли упомянутый императив (властное веление) КС РФ. Может быть, на основании МПЭСКП обратиться в Суд ООН по правам человека? Дайте, пожалуйста, Ваш совет"

Татьяна Николаевна: В соответствии с ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" постановления КС окончательные и обжалованию не подлежат, вступают в законную силу немедленно после провозглашения, подлежат исполнению после опубликования, если специально не оговорены иные сроки. Постановлением КС N 6-П признано не противоречащим Конституции РФ закрепленное в части второй статьи 6 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" положение, на основании которого пенсионерам, получающим пенсию за выслугу лет, назначенную в соответствии с законом N 4468-1, при поступлении их вновь на военную службу или на службу в органы внутренних дел, иную правоохранительную службу (в органы уголовно-исполнительной системы, прокуратуры, государственной противопожарной службы), выслуга на которой дает право на пенсионное обеспечение по нормам и на условиях, установленных этим законом, выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается. Правило о приостановлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая таможенные органы, органы внутренних дел, прокуратуры, без каких-либо изъятий из закрепленного в статье 6 закона N 4468-1 общего правила назначения и выплаты пенсий.

КонсультантПлюс: Вопрос Татьяны из Москвы о военных пенсиях: "Когда в аппарате Уполномоченного по правам человека обратят внимание на то, что жизненный уровень военных пенсионеров в последние три года неуклонно снижается? Отставание темпов повышения размеров военных пенсий от темпов роста инфляции было бы компенсировано, если бы выполнялись законодательные нормы о ежегодной индексации размеров денежного довольствия военнослужащих. Ежегодная индексация размеров денежного довольствия военнослужащих предусмотрена ч. 9 ст. 2 ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", где закреплено ежегодное увеличение (индексация) с учетом уровня инфляции размеров окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих. Решения об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания военнослужащих должны приниматься Правительством РФ. Однако на практике данная норма закона еще ни разу не была реализована".

Татьяна Николаевна: Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (ст. 49) предусмотрено несколько оснований для повышения пенсии военным пенсионерам:

- одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий;

- ежегодно начиная с 1 января 2013 г. в связи с увеличением на 2% размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий (на 01.01.2012 этот размер составлял 54%), при этом с учетом уровня инфляции федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

В период 2013 - 2016 гг. пенсии военным пенсионерам пересматривались 6 раз. При этом размер повышения им пенсий в 2013, 2014, 2015 годах превышал коэффициент инфляции, предусмотренный федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Повышение размеров пенсий военным пенсионерам в указанный период составило 28,6% по отношению к размерам пенсий по состоянию на 1 января 2012 г.

В целях компенсации инфляционных потерь в 2016 г. ФЗ "О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию" предусмотрено в январе 2017 г. единовременную денежную выплату в размере 5 тысяч рублей выплатить всем гражданам, являющимся получателями пенсии по состоянию на 31.12.2016, в том числе военным пенсионерам.

ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" предусматривается, что уровень инфляции в 2017 г. не должен превышать 4 процента. В целях недопущения снижения уровня пенсионного обеспечения военных пенсионеров ФЗ от 19.12.2016 N 430-ФЗ предусмотрено, что с 1 февраля 2017 г. размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий военным пенсионерам, составит 72,23%, что соответствует повышению пенсий на 4%.

Таким образом, нельзя сказать, что военные пенсионеры социально не защищены государством и обижены размерами пенсий.

КонсультантПлюс: Еще один вопрос про пенсии от Надежды из города Тольятти: "Я вышла на пенсию в 2015 г. Насчитали пенсию 7409 рублей. Разбираться и считать пенсию сложно ввиду очень запутанных расчетов и формул. Обратилась в Пенсионный фонд по вопросу расчета пенсии. Дали ответ, в котором приведен расчет моей пенсии и из которого видно, что пенсию рассчитали изначально неправильно - естественно в сторону уменьшения. Прежде чем обратиться в Пенсионный фонд, просмотрела решения судов по сложившейся практике. Это касается нового расчета, т.е. начиная с января 2015 г. Оказывается, пенсионные фонды не хотят засчитывать в страховой стаж иные страховые периоды: уход за ребенком, состоявших в центре занятости и др. Складывается впечатление, что намеренно обкрадывают людей либо настолько все запутанно и сложно при расчетах начисления пенсий, что считают как-то не все, - не каждый будет разбираться!!! До каких пор наше многострадальное законодательство будет ежесекундно изменяться, когда же, наконец, законы будут прозрачны, а расчеты точнее?"

Татьяна Николаевна: В соответствии со ст. 11 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, имеющими право на страховую пенсию, при условии что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, в страховой стаж засчитываются иные периоды: когда гражданин получал пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности; период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим 80 лет; период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также другие периоды, перечисленные в ст. 12 закона. Однако указанные периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности). Если Надежда не согласна с произведенным расчетом пенсии, ей следует обратиться с жалобой в вышестоящий пенсионный орган, включая Пенсионный фонд РФ, либо обжаловать действия пенсионного органа в судебном порядке.

КонсультантПлюс: Владимир из Москвы выступает со следующей инициативой: "Татьяна Николаевна, как, по Вашему мнению, не пора ли закрепить в законодательстве, в частности законодательстве г. Москвы, статус "дети войны", предусматривающий льготы и компенсации для граждан, которые родились в период с 1 января 1928 г. по 2 сентября 1945 г.? Закон предоставил бы соответствующие льготы пожилым людям, чье детство выпало на самые тяжелые годы в истории страны".

Татьяна Николаевна: Законопроекты о социальных гарантиях для "детей войны" в течение последних лет неоднократно вносились в Государственную Думу, однако были отклонены в основном из-за отрицательных отзывов Правительства РФ и по причине дефицита бюджета. В России проживает около 13 млн граждан, чье детство пришлось на военные и послевоенные годы, но официально статус "дети войны" не определен законодательно. В 16 регионах страны (например, Амурская, Вологодская, Новосибирская, Омская, Белгородская, Тверская, Ленинградская, Иркутская, Псковская, Самарская области, Республики Адыгея и Бурятия, Алтайский и Красноярский край и пр.) приняты нормативные акты, предусматривающие меры социальной поддержки для указанной категории граждан. В 2015 г. в Мосгордуму был внесен законопроект "О детях войны", которым предлагалось установить жителям Москвы, родившимся в период с 01.01.1928 по 03.09.1945, ежемесячную денежную доплату. Однако законопроект был отклонен депутатами в первом чтении. Вместе с тем большинство граждан из этого поколения не оставлены без дополнительных мер социальной поддержки, так как пользуются льготами как ветераны труда, труженики тыла, инвалиды и пр. Но, безусловно, закон о детях войны желательно принять на федеральном уровне.

КонсультантПлюс: Что Вы можете посоветовать Светлане из Северодвинска: "Ветераны ВАОВ и ИВОВ по вине чиновников из Северодвинска не внесены в госреестр - нет льгот. Это скрывают. Помогите!"

Татьяна Николаевна: В соответствии с ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ, ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий до 1 января 1992 г. Правительством СССР, а затем Правительством Российской Федерации. Не совсем понятно, о каком сокрытии данных о ветеранах и инвалидах ВОВ из Северодвинска говорит Светлана. В любом случае, если имеет место факт нарушения прав данной категории граждан, необходимо обращаться в органы соцзащиты, в суд, к уполномоченному по правам человека в регионе, я также готова разрешить такие жалобы при обращении Светланы.

КонсультантПлюс: Римма Харитоновна из Владикавказа тоже просит помощи: "Мой супруг Дряев Константин Гаврилович, 1935 г. р., был призван на действительную военную службу 19.09.1955 в военно-строительные части 25554, 11129 и с 01.12.1956 был переведен в в/ч 25529, а с 29.09.1957 по 30.11.1958 служил в составе войсковой части 25529 (49 ОВСК) и принимал непосредственное участие в работах по ликвидации аварии на ПО "Маяк". Была выдана справка Ч 3 0865508 от 05.04.1999 и оформлено удостоверение участника ликвидации аварии на ПО "МАЯК" 1957 - 1958 гг. Он имел право на льготы и компенсации в части 1-ой пункта 3 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" как участник первого периода, так определил категории граждан "чернобыльский закон". Но несовершенный Федеральный закон от 26.11.1998 N 175-ФЗ лишил статуса первого периода с 1957 по 1958 г. ликвидаторов на ПО "МАЯК", т.е. всех призванных в 1955 г. на действительную военную службу и прослуживших до конца сентября. Сейчас в живых уже никого нет, а их больные семьи живут в нищете. Я как вдова ликвидатора не имею никаких прав и льгот!   Почему в отличие от других вдов я и моя семья лишены всех прав? Дали лишь удостоверение участника ликвидации последствий аварии, произошедшей в 1957 г. на ПО "МАЯК", а также приравняли к подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС из-за сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Помогите, Татьяна Николаевна, и спасите мою семью - семью ликвидатора!".

Татьяна Николаевна: В соответствии с ФЗ от 26.11.1998 N 75-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" на перечисленные в нем категории граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, в порядке, установленном данным законом, распространяется действие Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Это относится и к гражданам (в т.ч. временно командированным), включая военнослужащих, принимавших в 1957 - 1958 гг. непосредственное участие в работах по ликвидации последствия аварии на ПО "Маяк", а также к гражданам, включая военнослужащих, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 - 1956 гг. К этим гражданам, по-видимому, относится и супруг Риммы Харитоновны. Предоставление таким гражданам мер социальной поддержки поставлено в зависимость от периода выполнения и характера соответствующих работ, а не от указанного в вопросе срока призыва указанных граждан на действительную военную службу. При этом Федеральным законом N 175-ФЗ не лишены соответствующего льготного статуса указанные в вопросе лица, и супруг при жизни имел право на установленные меры социальной поддержки. Семьям, потерявшим кормильца из числа указанной категории граждан, законом гарантируется предоставление компенсации за потерю кормильца. Если кормилец получил лучевую болезнь, другие заболевания, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие упомянутой аварии, а также если он стал инвалидом вследствие воздействия радиации, при условии что его смерть явилась следствием воздействия радиации, за семьями сохраняются меры социальной поддержки. В случае смерти ликвидатора, ставшего инвалидом вследствие воздействия радиации, нетрудоспособным членам семьи, находившимся на его иждивении, предоставляется ежемесячная денежная компенсация.

Указанное правовое регулирование само по себе прав ликвидаторов последствий аварии на ПО "Маяк" не нарушает. Вместе с тем в случае внесения в Государственную Думу законопроектов, предусматривающих более благоприятные условия предоставления мер социальной поддержки и установления компенсаций указанным гражданам, такие законопроекты будут мною поддержаны. По поводу материальной помощи рекомендую обратиться в органы соцзащиты населения по месту проживания.

КонсультантПлюс: Вопрос от ветерана МВД из Чувашии: "Как Вы знаете, настоящее время непростое и тяжелое во всех отношениях. В этих условиях несут службу сотрудники полиции. Служба у них нелегкая, связанная с психоэмоциональными нагрузками при исполнении служебных обязанностей, дежурствами в ночное время и в праздничные дни. Законодательством РФ и ведомственными правовыми актами МВД предусмотрены определенный порядок несения службы в ночное время, оплата за службу во внеурочное время. В связи с этим у меня вопрос: уделяет ли внимание ваше ведомство наличию помещений для отдыха сотрудников ОВД при несении службы в ночное время, бытовых комнат, начислению и осуществлению выплат сотрудникам за службу во внеурочное время? Распространяются ли на правоотношения между сотрудником ОВД (работником) и МВД РФ (работодателем) нормы права трудового законодательства РФ? И мое предложение: прошу ваше ведомство в лице Вас и ваших региональных уполномоченных обратить внимание на указанные выше обстоятельства. Ведь сотрудники ОВД тоже люди и им необходимы определенные условия для полноценного обеспечения поставленных им задач и целей. Но, как я знаю, жаловаться им или обращаться по этим поводам законодательство запрещает".

Татьяна Николаевна: Письменных обращений от сотрудников ОВД на нарушение условий их труда и оплату поступают единицы, и в каждом конкретном случае рассмотрение жалобы происходит индивидуально, чаще всего права сотрудников полиции восстанавливаются. По вопросам наличия либо отсутствия помещений для отдыха сотрудников ОВД при несении службы в ночное время жалоб не поступало. В МВД России действуют нормативные правовые акты, предусматривающие порядок привлечения сотрудников ОВД к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормативной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам ОВД дополнительных дней отдыха; порядок обеспечения их денежным довольствием. По рапорту сотрудника ему может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности вместо дополнительных дней отдыха. Производится оплата в повышенном размере за работу в праздничные дни, в ночное время. Так что нормы трудового законодательства распространяются на сотрудников ОВД. В то же время служба в органах внутренних дел имеет свою специфику, поэтому действует Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты", который регулирует   правоотношения при несении этой службы. Не соглашусь, что законы не разрешают сотруднику полиции жаловаться. Жалобы поступают как вышестоящему руководству, так и в суд, к Уполномоченному по правам человека в РФ и региональным уполномоченным. И не считаю, что сотрудники органов внутренних дел бесправны в нашей стране.

КонсультантПлюс: Назар из Симферополя спрашивает: "Я гражданин Украины, могу ли я обратиться в российское посольство за получением российского гражданства на основании свидетельство о рождении. Я родился в 1988 г. в Якутии".

Татьяна Николаевна: Рекомендую вам обратиться в Управление по вопросам миграции МВД Республики Крым, т.к. в вопросах гражданства много нюансов, каждый случай рассматривается индивидуально. Одного свидетельства о рождении мало, этот документ не определяет гражданство лица. Важен факт вашего постоянного проживания на территории Республики Крым на день принятия Республики в состав Российской Федерации (14 марта 2014 г.). Соглашения о двойном гражданстве у России с Украиной нет, поэтому вам необходимо представить все документы в Управление по вопросам миграции, где вам дадут соответствующие рекомендации.

КонсультантПлюс: Несколько вопросов поступило по поводу прав инвалидов в нашей стране. Николай из Коломны просит рассказать, что нового для защиты прав инвалидов планируется сделать в ОРФ в ближайшее время?

Татьяна Николаевна: В 2017 г. продолжится реализация мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", принятой на период с 2011 по 2020 гг. Это обеспечение условий доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, совершенствование системы комплексной реабилитации, совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы.   Минтруд планирует запустить в работу федеральный реестр инвалидов, который станет единой информационной площадкой, содержащей различные сведения об инвалиде: группу инвалидности, ограничение жизнедеятельности, степень утраты профессиональной трудоспособности, денежные выплаты, меры социальной защиты. Эти сведения необходимы для органов и организаций для предоставления государственных и муниципальных услуг. Этим же реестром смогут пользоваться и инвалиды - у них будет возможность открыть "личный кабинет" и через него получать необходимую информацию.

КонсультантПлюс: Екатерина из Ленинградской области интересуется, считаете ли Вы, что несовершеннолетним детям в возрасте от 14 до 18 лет, имеющим заболевание "сахарный диабет 1 типа (инсулинозависимый)" нужен статус "ребенок-инвалид"?

Татьяна Николаевна: Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (с последующими изменениями) регулирует все вопросы, касающиеся установления инвалидности. Категория "ребенок-инвалид" устанавливается на 1, 2 года и 5 лет до достижения лицом возраста 18 лет при наличии стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм и дефектов. Как известно, установлению инвалидности предшествует медицинское освидетельствование, медико-социальная экспертиза, и если у ребенка, страдающего сахарным диабетом, врачами-специалистами выявлены стойкие расстройства функций организма, то ему может быть определена категория "ребенок-инвалид".

КонсультантПлюс: Еще один вопрос от Ивановой Ольги Николаевны, президента Санкт-Петербургского благотворительного фонда "Спасение": "Уважаемая Татьяна Николаевна! Самыми бесправными гражданами России являются недееспособные жители психоневрологических интернатов (ПНИ), закрытые для общества. Проект Закона РФ о распределении опеки 87343-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях повышения гарантий прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан", принятый в первом чтении ГД РФ 07.06.2016, видимо, затерялся в стенах Думы. Просим Вас взять под свой контроль и ускорить принятие ГД данного закона".

Татьяна Николаевна: Да, согласна, этот закон важен, так как является инструментом, обеспечивающим права и свободы людей, находящихся в ПНИ. Проект закона разработан в целях развития и  реализации принятых в конце 2012 г. новаций Гражданского кодекса РФ, который ввел институт ограниченной дееспособности для лиц с психическими расстройствами, а также установил требования об учете мнения подопечного при решении   вопросов его жизни и повысил ответственность опекунов и попечителей. В июне 2016 года законопроект прошел первое чтение. Я буду отслеживать его прохождение в Госдуме.

КонсультантПлюс: Сергей Антонович Кайгародов из Железногорска просит помощи: "Я инвалид 1 группы с 2012 г. Согласно ИПР исполнителем по обеспечению ТСР является ОКУ "Центр медико-социальных услуг Курской области", который обеспечивает ТСР только по решению суда. Но с июля 2015 г. суды начали отказывать в исках к ОКУ "ЦМСУ" по обеспечению ТСР в связи с выходом письма Минтруда РФ от 24.06.15 N 13-3/10/В-4473 в нарушение статей 7, 39 Конституции РФ. Мне специальные средства при нарушении функций выделения, предусмотренные ИПР, нужны ежедневно и в полном объеме. У меня есть все документы - 7 исполнительных листов, 2 постановления судебных приставов, решения судов. Прошу провести очную встречу в Вашем присутствии с представителями ОКУ "ЦМСУ", т.к. ОКУ дает неверную информацию. Я откажусь от обеспечения ТСР, если я не прав. Помогите, пожалуйста".

Татьяна Николаевна: Информация, содержащаяся в вопросе, не позволяет в полной мере дать правовую оценку изложенным обстоятельствам. В упомянутом Сергеем Антоновичем письме Минтруда обращено внимание на то, что обеспечение инвалидов ТСР за прошлый период не предусмотрено действующими нормативными актами ввиду невозможности их одновременного использования в случае получения этих средств реабилитации за текущий и прошлые периоды. В то же время, если граждане приобрели ТСР за свой    счет, фонд социального страхования возмещает гражданам расходы либо в отдельных случаях суды принимают решения в пользу граждан. Предлагаю вам представить нам имеющиеся материалы и документы. Специалисты аппарата уполномоченного изучат их и постараются вам помочь. Вы также можете обратиться к уполномоченному по правам человека в Курской области, чтобы снять конфликтную ситуацию с Центром медико-социальных услуг Курской области.

КонсультантПлюс: Раис из Иркутской области просит разъяснить вопрос по приватизации: "Мы проживаем в поселке Артемовский. У нас аварийный дом. Можем ли мы приватизировать квартиру в этом доме или нет? Без приватизации администрация скупает квартиры по 550 тыс. рублей для расселения дома. Нам с этими деньгами только на улицу идти".

Татьяна Николаевна: В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения приватизации не подлежат.

Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

КонсультантПлюс: Непростая ситуация складывается, по мнению Ильи, с жильем и в Санкт-Петербурге: "Скажите, пожалуйста, аппарат Уполномоченного по правам человека вообще собирается вмешиваться в жилищную политику властей 78 региона? Город весь состоит из коммуналок, жить в этих коммуналках невозможно. Это полное ущемление прав человека!"

Татьяна Николаевна: Непростая ситуация складывается с жильем на всей территории Российской Федерации. В г. Санкт-Петербурге действует Закон города N 513-101, принятый Законодательным собранием 17 октября 2007 г. "О целевой программе Санкт-Петербурга "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге".

Основные цели программы: расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге; улучшение жилищных условий граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.

Данная программа описывает также процесс оформления необходимых документов, для того чтобы воспользоваться государственной программой.

Хочу обратить внимание, что к 1 января 2016 г. в Петербурге осталось менее 50 тысяч коммуналок, в которых проживают граждане, стоящие в городской очереди на улучшение жилищных условий. С января в городе действует упрощенный механизм расселения коммуналок, при котором для получения субсидий, соцвыплат из бюджета больше не требуется согласие соседей. До конца 2016 г. планировалось расселить более 5 тысяч коммунальных квартир. На эти цели в 2016 г. из бюджета города было выделено 3,1 млрд рублей.

Законодательное собрание Петербурга приняло в первом чтении законопроект, который продлевает срок действия указанной программы до 2020 года и уточняет объемы ее финансирования на данный период. Так, в частности, в 2017 году на ее финансирование будет выделено 3,1 млрд рублей, в 2018 - 3,73 млрд рублей, в 2019 - 3,1 млрд рублей, в 2020 - 3,1 млрд рублей.

Таким образом, за 4 ближайших года на программу предоставят более 13 млрд рублей, что позволит улучшить жилищные условия 126 тысячам жителей коммуналок.

По вопросу вмешательства в жилищную политику разъясняю, что уполномоченный осуществляет свою деятельность строго в рамках полномочий, предоставленных ему положениями Федерального конституционного закона от 26.02.1997 N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". Уполномоченный не вправе вмешиваться в жилищную политику органов местного самоуправления не только города Санкт-Петербурга, но и любого субъекта Российской Федерации.

Однако, если Вы, Илья считаете, что какими-либо конкретными решениями администрации Санкт-Петербурга нарушено Ваше личное право на жилье, Вы вправе обратиться к уполномоченному с соответствующей жалобой.

КонсультантПлюс: Татьяна Николаевна, благодарим Вас за интересные и содержательные ответы.


Интервью подготовлено корреспондентом компании "КонсультантПлюс" А. Епифановой

 


[1] Определение Конституционного Суда РФ от 28.06.2012 N 1248-О "По жалобе гражданина Хорошенко Андрея Анатольевича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 статьи 403, частью четвертой статьи 413 и частями первой и пятой статьи 415 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".

[2] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия"; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.1999 N 79 "О ходе выполнения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 7 "О сроках рассмотрения уголовных и гражданских дел судами Российской Федерации"; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации"

Все интернет-интервью

Поделиться ссылкой: