Интернет-интервью с В.А. Болотовым,
руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки:
"Вопросы Единого государственного экзамена"
Интервью состоялось 10 июня 2005 года.
Ознакомиться с полученными ответами можно здесь
Решение заданий ЕГЭ по информатике (абитуриентское тестирование) предполагает знания алгебры логики, теории множеств, теории вероятности, схемотехники. Это специальные дисциплины, их изучают в вузах. Посоветуйте, пожалуйста, литературу, которая поможет решить все эти задачи, предлагаемые на ЕГЭ.
Добрый день! 1) Будет ли введен ЕГЭ по итогам 9 класса? Если да, то когда? Моя дочка в 2006 г. будет заканчивать 9 класс.
2) Будет (или есть) исключение по сдаче ЕГЭ для больных детей, заканчивающих 11 классов в круглогодичном санатории "Восход" в Санкт-Петербурге (болезни почек, кожные болезни, инвалидности у ребенка нет)? Спасибо. Анастасия
Добрый день! Буду признательна за ответ на вопрос: правомерна ли при приеме в ВУЗы дискриминация по прописке? Например, Ленинградский Гос. Университет им. А.С. Пушкина (г. Пушкин) осуществляет прием на бюджетные места только лиц, проживающих на территории Ленинградской области. Для жителей Петербурга и других регионов - обучение на договорной основе. Информация опубликована на стр. 31 справочника "ВУЗы Санкт-Петербурга 2004-2005" под ред. Александровой Г.В.
Уважаемый Виктор Александрович!
У меня вопрос, касающийся целесообразности проведения ЕГЭ по литературе. Раньше при экзамене по литературе имело значение то, как ученик понял то или иное произведение, что вынес из него, как сумел проанализировать. Теперь же, при ЕГЭ, акцент ставится на детальное запоминание текста. Которое, в общем-то, ничего не говорит о том, как произведение было понято и прочувствовано. Не кажется ли вам, что такой подход ведет к примитивизации обучения, в частности, по литературе, существенно упрощает подход к этому предмету? Не скажется ли это на качестве обучения? Будут ли как-то пересмотрены способы экзаменования по литературе?
Уважаемый Виктор Александрович, буду весьма благодарен за ответы! Каким образом Вы собираетесь обеспечить равные условия сдачи ЕГЭ?
В Чебоксарах многим горажанам известно, что в сельских районах при выполнении заданий ЕГЭ учителя помогают учиникам, разрешают пользоваться всем, чем угодно, ходить в библиотеку и т.д. Одна студентка местного ВУЗа на вопрос: как же так вышло, что она, с трудом владеющая русским языком, как устным, так и письменным, сдала ЕГЭ на 99 баллов, ответила: "Мы картошку осенью убирали и это подарок местной администрации!". Как Вы думаете, это правильно? В то же время в городах при сдаче ЕГЭ отношение было совсем противоположное. С первого класса школьников учили считать по калькулятору, а на ЕГЭ не разрешили. Хотел бы я посмотреть на того, кто смог бы вычислить логорифмы и интегралы в уме. Так вот и получается, что больше баллов имеют далеко не самые умные! Во-вторых, не отработана система подачи апелляций. Школьникам говорят: "Кто не согласен с результатом, идите в РОНО и пишите заявление". Пришли и написали заявление очень многие. Чиновник говорит: "Ждите, сообщим через школу". В школе впоследствии либо подтверждают ранее выставленный результат, либо вообще нет никакого ответа. Кто-то, где-то расматривает апелляцию, а почему бы не показать проверенную работу ученику в присутствии родителей? Между прочим, если ребенок по результатам ЕГЭ может поступить только платно (имеет низкое ГИФО), то платить за него будут родители и они имеют право знать и видеть результат работы своего ребенка, видеть его работу и все ошибки в ней. Вам не кажется это справедливым? А проверка работ в "темную" вызывает большие сомнения в объективности! И последнее. Совершенно очевидно, что наиболее одаренные, набравшие больше всех баллов абитуриенты должны учиться бесплатно! Однако стоимость ГИФО первой категории значительно ниже стоимости обучения практически в любом, даже самом заурядном, ВУЗе страны. Про более низкие категории ГИФО лучше вообще не упоминать, это насмешка. Должен ли сертификат ГИФО высшей категории обеспечить бесплатное образование финансово? Сейчас получается так, ВУЗу, чтобы обеспечить бесплатное обучение по ГИФО с первой и тем более со второй категорией ГИФО. приходится устанавливать более высокую доплату за обучении студенту с более низкой категорией ГИФО. Это не справедливо! Родители и так вынуждены платить за обучение своего ребенка. Почему они доплачивают еще за обучение "бесплатно" обучающегося студента? Иначе говоря опыт ЕГЭ и ГИФО показывает, что те задачи, которые ставились и рекламировались средствами массовой информации не выполнены. Справедливость и равные условия при поступлении остаются лишь декларацией о намерениях, а вот плата за обучение своих детей стала реальностью!
Работы будут проверяться по готовым решениям. Но ребенок может решить задачу по математике каким-нибудь другим способом. Далеко не все проверяющие учителя знают все способы решения задач. Как с этим быть? Как они будут оценивать правильное, но непонятное им решение? Как ребенку это оспорить?
Полностью солидарна с вопросом Марии Владимировны из Москвы по поводу возможности вариативности в ответах (это отмечают и многие предметники, например, по биологии, и в частности, в задачах по теории эволюции и др.). В связи с этим хотелось бы, чтобы была разъяснена процедура оспаривания результатов. И вообще насколько она возможна, учитывая, что на руках у ученика никаких бумаг не остается?
Почему нет альтернативной формы сдачи экзаменов? ЕГЭ не проверяет качество и глубину знаний учащихся, а при поступлении в ВУЗ возможна фальсификация тестов, будут ли предприняты какие-либо меры?
Объясните, пожалуйста, какой смысл в сдаче ЕГЭ каждый раз, когда поступаешь в ВУЗ/СУЗ в следующие годы после окончания школы? Тогда логично обновлять и аттестат каждый год поступления в ВУЗ/СУЗ. Какие-то "скоропортящиеся" сертификаты ЕГЭ получаются.
Уважаемый Виктор Александрович! Что будет с ЕГЭ скажем через 5 лет? Какие планы в развитии этой системы проведения экзаменации учащихся школ? Эти вопросы для меня играют огромную роль, т.к. все мои дети учатся в школе, и что будет к окончанию школы, мы с мужем даже не можем себе и представить!!! К чему нам и нашим детям готовиться в будущем? Заранее благодарна.
Уважаемый Виктор Александрович, буду весьма благодарна за ответы!
Если уж вводить ЕГЭ, то почему бы не сделать сам тест разумнее (в тестах ЕГЭ встречается очень много вопросов, на которые можно дать два, а то и три ответа - какой из них правильный - неизвестно! Или еще одна проблема - глупые вопросы, которые нередко никто не понимает (некоторые из них можно рассматривать с разных сторон и ответы будут во всех случаях разные!). И это не смешно. Они действительно встречаются в тестах! Что делать с ними? Кто составляет тесты? Где логика в самих тестах?
Есть ли государства, в которых отказались от проведения данной формы экзаменов в пользу классической системы?
Скажите, насколько возможны злоупотребления при данной форме аттестации и как вы к этому подготовлены?
Когда ЕГЭ станет обязательным по всей России?
Уважаемый Виктор Александрович!
Почему не все ВУЗы Москвы принимают по результатам ЕГЭ? Когда (и будет ли) единый госэкзамен обязательным?