Интернет-интервью с А.Б. Кашеваровым,
заместителем руководителя Федеральной антимонопольной службы России:
"Влияние закона "О защите конкуренции" на финансовые рынки. Контроль за доминированием в сфере конкурентной среды в области здравоохранения, образования и социальных услуг"
Интервью состоялось 22 июня 2007 года.
Ознакомиться с полученными ответами можно здесь
Какую роль ФАС играет в национальных проектах "Здоровье" и "Образование"?
В мае этого года вступили в силу поправки в Закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также Правительством России был утвержден Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукционов. В этом перечне присутствуют в том числе фармацевтические препараты, медицинские химические вещества и лекарственные растительные продукты. По Вашему мнению, это как-нибудь повлияет на ситуацию с "льготными лекарствами"?
Как составляется список страховых организаций обязательного медицинского страхования? Когда я несколько лет назад получала медицинский полис в Москве, мне никто не предоставлял выбор организации, возможно, потому, что условия компаний идентичны. Вы не могли бы разъяснить ситуацию со страховщиками ОМС, с правами граждан требовать или не требовать возмещения страховых случаев и в каком порядке.
1. В здравоохранении эквивалентность лекарственных средств определяется на основе химической формулы препарата. Как можно не нарушать законы N 94-ФЗ и N 53-ФЗ (о госзакупках) и 135-ФЗ, если не все препараты-"эквиваленты" являются таковыми?
2. Должна ли ГУП "Фармация" участвовать в запросах котировок цен и конкурсах на спирт, наркотические, психотропные и сильнодействующие препараты, если закупки по некоторым учреждениям здравоохранения превышают 60000 руб. по одноименным группам вышеуказанных препаратов?
Считается ли нарушением п. 1 ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" размещение на официальном сайте налогового органа ФНС России форм налоговой отчетности в формате MS-Office (DOC/XLS), что исключает возможность использования иных программных продуктов (текстовых редакторов) для изучения и подготовки отчетности, необходимой для исполнения налогоплательщиками конституционно установленной обязанности уплачивать налоги и сборы, так как существующие свободные средства просмотра и редактирования производства третьих сторон не могут гарантировать 100%-ную достоверность отображения документа в формате MS-Office (DOC/XLS)?
Является ли продажа магазинами ЭВМ с уже установленными программными продуктами производства Microsoft и отказ в снижении стоимости ЭВМ или отказ от продажи без данных программных продуктов навязыванием покупателям данного ПО?
В каких случаях органы местного самоуправления должны привлекать финансовые организации для оказания услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"?
Существует ООО "А", учредитель - физлицо Петров. Создано ещё одно ООО "Б", учредитель - то же физлицо Петров. Может ли ООО "А" купить у Петрова 51 % доли ООО "Б", чтобы создать холдинг? Не получится ли сделки с заинтересованностью или чего-то в этом роде? Ведь по сути получается - Петров покупает часть доли сам у себя.
Если акционеры заключили акционерное соглашение (shareholders agreement), можно ли считать их одной группой лиц?
По какой форме подавать в ФАС перечень лиц, входящих в одну группу лиц, если сделки, указанные в статьях 27 - 29 Закона, осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц? Ведь такая форма ФАСом еще не утверждена?
Уважаемый Андрей Борисович! В пункте 1 ст. 29 ФЗ "О защите конкуренции" говорится о том, что сделка будет разрешена только с предварительного согласия ФАС, если стоимость активов по последнему балансу финансовой организации превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации...
Объясните, пожалуйста, какая это величина? Где ее можно посмотреть?
У меня к Вам вопрос следующего содержания. ООО имеет 2 участников. Одному из них принадлежит более 75% долей в уставном капитале этого ООО. Этот участник ликвидируется, и всё имущество, в том числе и его доли в ООО, уйдут одному акционеру. Есть ли здесь "приобретение" и требуется ли согласование этого вопроса с ФАС?
С 1 июля вступает в действие инструкция о раскрытии эффективной кредитной ставки. Будет ли в законопроекте о потребкредитовании статья об этой ставке? Как, на Ваш взгляд, повлияет раскрытие эффективной ставки на рынок кредитования в целом? Станет ли это достаточным разъяснением для заемщика реальной "стоимости процентов"?
Почему застраховать сегодня машину, купленную в кредит, можно, несмотря на ст. 14.32 КоАП, только в той страховой компании, которую предложит банк-кредитор? Банкиры говорят, что не стоит ожидать массовых изменений условий страхования на рынке автокредитования, даже если заемщики выиграют несколько дел против банков. Будет ли ФАС заниматься данным вопросом?
У нас в городе четыре предприятия, занимающиеся ритуальными услугами, но местная администрация предпочтение по обслуживанию кладбища в доверительное пользование отдала только одному. А других, извиняюсь, "побоку". Правомочно ли это?
Какие структуры осуществляют контроль за доминированием в сфере здравоохранения, а также в сфере образования и каким образом? Какие меры принимаются при выявлении нарушений?
Каким образом теперь производятся проверки антимонопольного законодательства сотрудниками ФАС и каков порядок их проведения?
Уважаемый Андрей Борисович! У меня к Вам вопрос по поводу нового определения доминирующего положения. Статья 5 Закона "О защите конкуренции" дает определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара. Исходя из данных определений снижено с 65 до 50 процентов значение рыночной доли хозяйствующего субъекта, которое позволяет квалифицировать его положение на соответствующем товарном рынке в качестве доминирующего. Хозяйствующие субъекты, доля которых на товарном рынке превышает 50 процентов, признаются доминирующими, если не докажут, что не обладают возможностью в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (например, устанавливать цену товара, общие для всех участников рынка условия поставки, скидки с цены и т.д.). Исходя из данных определений можно сделать вывод, что совокупность вышеуказанных условий с высокой вероятностью ведет к возникновению доминирования даже незначительных хозяйствующих субъектов. Какие последствия для юридического лица влечет признание его доминирующим и какова процедура включения в реестр доминирующих хозяйствующих субъектов?
Закон "О защите конкуренции" распространил на субъекты естественных монополий правовой режим приобретения отдельных услуг через торги, урегулированные законодательством "о госзакупках". Планирует ли ФАС РФ продолжать практику комментирования законодательства "о госзакупках" с целью сглаживания острых и очевидных противоречий между отдельными "финансовыми услугами" и правовым режимом по их приобретению?
Меня интересуют социальные услуги, в частности монополия ГУПов, работающих в области ЖКХ. Наша семья получила жилплощадь как очередники района, а ЖЭК "Ростокино" СВАО отказывается производить текущий ремонт. Разбита сантехника и электрооборудование. Последний ремонт полученной жилплощади производился в 1989 г. Чтобы чего-то добиться, приходится жаловаться, выслушивать оскорбления от работников ЖЭКа. Вопросы решать не хотят, только обещают в срок дать ответ. Можно, конечно, сделать ремонт самим, но ведь это не наша обязанность. Получается, что, кроме ГУПов-монополистов, это делать никто не может. Куда обращаться? Спасибо.
Создается такое впечатление, что антимонопольного комитета не существует... Чем занимается Ваш комитет, если в данное время большие компании с запада (Москва и т.д.) России поглощают мелкие частные фирмы на Дальнем Востоке? А ведь в конкуренции "рождается" сервис и улучшение качества услуг.
Федеральный закон N 135-ФЗ принят... Но в России, как всегда, все принимается, но вот правоприменительная практика просто ужасная. В СМИ продолжается мощный пиар по поводу работы над картельными соглашениями. Новый закон оформил механизм взаимодействия ФАС и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Но разве возможно доказать картельный сговор без прослушивания телефонных переговоров? Неужели необходимо менять закон об ОРД? Ведь телефонные переговоры уже давно на основании постановления Правительства РФ прослушиваются, и делается это все в свете борьбы с терроризмом.