Интернет-интервью с Т.Н. Москальковой,
Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации:
"50 лет со дня принятия международных пактов о правах человека: особенности и перспективы развития правозащитной деятельности в Российской Федерации"
Интервью состоялось 29 декабря 2016 года.
Ознакомиться с полученными ответами можно здесь
Уважаемая Татьяна Николаевна! Я вышла на пенсию в 2015 году. Насчитали пенсию 7409 рублей. Разбираться и считать пенсию сложно ввиду очень запутанных расчетов и формул. Обратилась в Пенсионный фонд по вопросу расчета моей пенсии. Дали ответ, в котором приведен расчет моей пенсии и из которого видно, что пенсию рассчитали изначально неправильно - естественно, в сторону уменьшения. Прежде чем обратиться в Пенсионный фонд, просмотрела решения судов по сложившейся практике. Это касается нового расчета, т.е. начиная с января 2015 года. Оказывается, пенсионные фонды не хотят засчитывать в страховой стаж иные страховые периоды: уход за ребенком, состоявших в центре занятости и др. Складывается впечатление, что намеренно обкрадывают людей либо настолько все запутанно и сложно при расчетах начисления пенсий, что считают как-то не все, - не каждый будет разбираться!!! До каких пор наше многострадальное законодательство будет ежесекундно изменяться, когда же, наконец, законы будут прозрачны, а расчеты точнее?!
Как известно, Россия не является страной прецедентного права. Обязанность же российских судов следовать прецеденту без труда выводится из статьи 19 Конституции РФ: "Все равны перед законом и судом". Разнобой в судебной практике нарушает это фундаментальное требование. Тогда почему суды игнорируют свои прежние решения? В частности, речь идёт о различных позициях Конституционного и Верховного Судов РФ в вопросе: приостанавливать выплату за выслугу лет военным пенсионерам, проходящим службу в таможенных органах на должностях сотрудников, или нет? В настоящее время ответ однозначный – выплаты приостанавливаются. Пополнение бюджета РФ за счёт приостановления выплаты пенсий за выслугу лет - на Ваш взгляд, это законно? На мой взгляд, приостановление выплаты заработанной военной пенсии было бы логично, если бы дальнейшее прохождение службы в таможенных органах влияло бы на военную выслугу лет и как следствие на величину получаемой по увольнении из таможенных органов пенсии. Спасибо!
Уважаемая Татьяна Николаевна! Самыми бесправными гражданами России являются недееспособные жители психоневрологических интернатов (ПНИ), закрытые для общества. Проект закона РФ о распределении опеки 879343-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях повышения гарантий прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан", принятый в первом чтении ГД РФ 07.06.2016, видимо, затерялся в стенах Думы. Просим Вас взять под свой контроль и ускорить принятие ГД данного закона. С уважением, президент Санкт-Петербургского благотворительного фонда " Спасение" Иванова Ольга Николаевна от имени родителей и родственников жителей ПНИ N10, г. Санкт-Петербург, ул. Коллонотай, 36.
Еще раз здравствуйте, уважаемая Татьяна Николаевна! Можете сказать, сколько сотрудников работают в аппарате Уполномоченного по правам человека в целом по всей стране? Сколько финансовых средств тратится на их содержание, в том числе с учетом содержания технических средств и т.п. расходов? Как думаете, нужно ли столько сотрудников в аппарате? У нас в стране имеются надзирающие органы, то есть органы прокуратуры. Не является ли деятельность вашего аппарата подменой исполнения обязанностей, возложенных на органы прокуратуры? Эффективна ли деятельность подведомственных вам уполномоченных по соблюдению и защите прав и свобод граждан в РФ, тогда как при наличии спорных моментов, к примеру между государством и гражданином, последнюю точку ставит суд? А как известно, никакой орган у нас в стране не может подменить суд. Если уполномоченные в стране работают эффективно, то почему у нас в стране суда завалены заявлениями граждан по тем или иным обстоятельствам? Как не было у нас нормальных дорог, так и нету их. Как не было в сельской местности освещения в ночное время, так и нет его. Как не было нормального жилищно-коммунального обеспечения, так и нет его. Как не было в сельской местности обеспечения нормальной, чистой питьевой водой, так и его нету. Тем более почему-то и федеральную программу по чистой воде свернули. Много у нас вопросов, требующих разъяснения и выяснения, особенно у жителей сельской местности. Извините за откровенные вопросы.
Уважаемая, Татьяна Николаевна, как, по Вашему мнению, не пора ли закрепить в законодательстве, в частности в законодательстве г. Москвы, статус "дети войны", предусматривающий льготы и компенсации для граждан, которые родились в период с 1 января 1928 года по 2 сентября 1945 года? Закон предоставил бы соответствующие льготы пожилым людям, чье детство выпало на самые тяжелые годы в истории страны.
Я инвалид 1 группы с 2012 г. Согласно ИПР исполнителем по обеспечению ТСР является ОКУ "Центр медико-социальных услуг Курской области", который обеспечивает ТСР только по решению суда. Но с июля 2015 г. суд начал отказывать в исках к ОКУ "ЦМСУ" по обеспечению ТСР в связи с выходом письма Минтруда РФ от 24.06.2015 N13-3/10/В-4473 в нарушение статей 7, 39 Конституции РФ. Мне специальные средства при нарушениях функций выделения, предусмотренные ИПР, нужны ежедневно и в полном объёме. У меня есть все документы - 7 исполнительных листов, 2 постановления судебных приставов, решения судов. Прошу провести очную встречу в Вашем присутствии с представителями ОКУ "ЦМСУ", так как ОКУ дает неверную информацию. Я откажусь от обеспечения ТСР, если я не прав. Помогите, пожалуйста.
Предусмотрено ли Федеральным законом N 76 от 06.04.2015 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека" и изменениями в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" по статусу уполномоченного по правам человека введение общественных уполномоченных в субъектах РФ, их организация, основы деятельности и финансирования?
Уважаемая Татьяна Николаевна! Как Вы знаете, настоящее время - непростое и тяжелое во всех отношениях. В этих условиях несут службу сотрудники полиции. Служба у них нелегкая, связанная с психоэмоциональными нагрузками при исполнении служебных обязанностей, дежурствами в ночное время и в праздничные дни. Законодательством РФ и ведомственными правовыми актами МВД предусмотрены определенный порядок несения службы в ночное время, оплата за службу во внеурочное время. В связи с этим у меня вопрос: уделяет ли внимание ваше ведомство наличию помещений для отдыха сотрудников ОВД при несении службы в ночное время, бытовых комнат, начислению и осуществлению выплат сотрудникам за службу в внеурочное время? Распространяются ли на правоотношения между сотрудником ОВД (работником) и МВД РФ (работодателем) нормы права трудового законодательства РФ? И мое предложение: прошу ваше ведомство в лице Вас и ваших региональных уполномоченных обратить внимание на указанные выше обстоятельства. Ведь сотрудники ОВД тоже люди, и им необходимы определенные условия для полноценного обеспечения поставленных им задач и целей. Но, как я знаю, жаловаться им или обращаться по этим поводам законодательство запрещает.
Уважаемая Татьяна Николаевна!!! Законом Чувашской Республики от 5 декабря 2015 г. N 68 внесены изменения в Закон Чувашской Республики "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" в части изменения формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг федеральным льготникам (инвалидам ВОВ, участникам ВОВ, инвалидам, гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия и т. д.). Впоследствии принято постановление Кабинета министров Чувашской Республики N 72 от 29 февраля 2016 года "Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, предусмотренным Законом Чувашской Республики "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан". В соответствии с данными правовыми актами инвалидам по причине "военная травма" с учетом членов их семей были вначале начислены денежные компенсации на расходу ЖКУ чуть больше чем на основании ранее действующего правового акта. Потом с учетом отопительного периода размер компенсации был снижен. Однако после начала отопительного периода сумма оплачиваемой компенсации на ЖКУ не повысилась. Работники Министерства труда и социальной защиты Чувашии поясняют это тем, что ранее были произведены переплаты федеральным льготникам, а в настоящее время идет удержание переплаченных сумм. Хотя в принятых документов нет каких-либо указаний на удержание. Есть слова о перерасчете, но не в сторону уменьшения. Что Вы думаете по этому поводу? Вправе ли были региональные власти вмешиваться в данные федеральные правоотношения вот таким образом? И как Вы это можете разъяснить и соответствуют ли законодательству РФ и международным правовым актам действия по удержанию переплаченных, по их мнению, этих сумм? Полагаю, что никто не вправе удерживать какие-либо суммы с федеральных льготников, даже если они были ранее начислены по каким-то причинам в повышенном размере. Такого законодательством РФ не предусмотрено. Спасибо!
Когда в аппарате Уполномоченного по правам человека обратят внимание на то, что жизненный уровень военных пенсионеров в последние три года неуклонно снижается? Отставание темпов повышения размеров военных пенсий от темпов роста инфляции было бы компенсировано, если бы выполнялись законодательные нормы о ежегодной индексации размеров денежного довольствия военнослужащих. Ежегодная индексация размеров денежного довольствия военнослужащих предусмотрена ч. 9 ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", где закреплено ежегодное увеличение (индексация) с учетом уровня инфляции размеров окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих. Решения об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания военнослужащих должны приниматься Правительством РФ. Однако на практике данная норма закона еще ни разу не была реализована.
Здравствуйте! Мы проживаем в Иркутской области, в поселке Артемовский. У нас аварийный дом. Можем ли мы приватизировать квартиру в этом доме или нет? Без приватизации администрация скупает квартиры по 550 тыс. рублей для расселения дома. Нам с этими деньгами только на улицу идти!
Я гражданин Украины, могу ли я обратиться в российское посольство за получением российского гражданства на основании свидетельства о рождении? Я родился в 1988 г. в Якутии
Уважаемая Татьяна Николаевна, здравствуйте! Конституционный Суд РФ в мотивировочной части своего Постановления от 18 марта 2004 г. N 6-П и в Определении от 05.11.2015 N 2500-О-Р превысил свои правомочия, установленные требованиями ст. 3 ФКЗ от 21.07.1994 N 1-ФКЗ, и ограничил право на пенсию военных пенсионеров при поступлении их на службу в прокуратуру России. Учитывая, что каждое решение КС РФ имеет огромное влияние не только на судебную практику в России, но и на веру граждан РФ в справедливость судебной системы, скажите, пожалуйста, что надо сделать мне, гражданке РФ, чтобы судьи Конституционного Суда РФ не принимали решений, противоречащих Конституции РФ и действующему законодательству? Спасибо.
Конституционный Суд РФ (далее – КС РФ) в мотивировочной части постановления от 18 марта 2004 г. N 6-П высказал мнение, что ограничение на выплату пенсии должно распространяться на пенсионеров МО РФ и при поступлении их на службу в таможенные органы РФ, чем нарушил требования ст. 3 ФКЗ от 21.07.1994 N 1-ФКЗ. Судебная практика показала, что суды РФ приняли это мнение КС РФ как указание к исполнению. Вопрос: как Вы считаете, не превысил ли своих полномочий КС РФ, высказав мнение о приостановлении выплаты пенсии пенсионерам МО РФ при поступлении их на службу в таможенные органы РФ (если не превысил, то скажите, пожалуйста, на основании какого нормативно-правого акта КС РФ своим мнением ограничил право на пенсию военных пенсионеров, проходящих службу в таможенных органах РФ)? Спасибо.
Как Вы считаете, нужен ли статус "ребенок-инвалид" несовершеннолетним детям в возрасте от 14 до 18 лет, имеющим заболевание "сахарный диабет I типа (инсулинозависимый)"?
Что нового для защиты инвалидов предлагается сделать в РФ?
Ветераны ВОВ и ИВОВ по вине чиновников Северодвинска не внесены в госрегистр - нет льгот. Это скрывают. Помогите! E-mail: sv1653@mail.ru
Здравствуйте, Татьяна Николаевна! В рамках Всероссийской конференции «Воспитание уважения к правам человека через правовое просвещение», проведённой 19 ноября 2015 года в формате сеанса видео-конференц-связи, объединившей Москву, Санкт-Петербург и регионы России, организованной аппаратом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и РАНХиГС при поддержке Фонда поддержки образования, МОО «Информация для всех» и других профильных партнёрских организаций, обсуждались вопросы использования сети публичных центров правовой информации для целей в т. ч. и правозащитной деятельности. Обсуждение вопросов продолжилось в рамках Всероссийской онлайн-конференции «Роль центров правовой и деловой информации в реализации программы негосударственной бесплатной юридической помощи», организованной и проведённой 12 сентября 2016 г. Президентской библиотекой им. Б.Н. Ельцина, Министерством культуры Челябинской области, Управлением Министерства юстиции России по Челябинской области, Челябинской областной универсальной научной библиотекой, Уполномоченным по правам человека в Челябинской области и Челябинским отделением «Ассоциации юристов России». В Москве мероприятие организовывалось и проводилось РАНХиГС. Заинтересован ли Уполномоченный по правам человека в России продолжить сотрудничество с РАНХиГС и другими партнерами в рассматриваемой области?
Добрый день. Скажите, пожалуйста, аппарат уполномоченного по правам человека вообще собирается вмешиваться в жилищную политику властей 78 региона? Город весь состоит из коммуналок, жить в этих коммуналках невозможно. Это полное ущемление прав человека!
Мой супруг Дряев Константин Гаврилович 1935 года рождения был призван на действительную военную службу 19.09.1955 в военно-строительные части 25554, 11129 и с 01.12.1956 был переведен в в/ч 25529, а с 29.09.1957 по 30.11.1958 служил в составе войсковой части 25529 (49 ОВСК) и принимал непосредственное участие в работах по ликвидации аварии на ПО "МАЯК". Была выдана справка серии Ч N 0865508 от 05.04.1999 и оформлено удостоверение участника ликвидации аварии на ПО "МАЯК" 1957 - 1958 гг. Он имел право на льготы и компенсации в части 1-ой пункта 3 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" как участник первого периода, так определил категории граждан "чернобыльский закон". Но несовершенный Федеральный закон от 26.11.1998 N 175-ФЗ лишил статуса первого периода (с 1957 по 1958 гг.) ликвидаторов на ПО "МАЯК", т.е. всех призванных в 1955 году на действительную военную службу и прослуживших до конца срока. В ноябре 1958 года в Осетию вернулось из них всего несколько человек. Сейчас в живых никого уже нет, а их больные семьи живут в нищете! Я как вдова ликвидатора не имею никаких прав и льгот! Почему в отличие от других вдов я и моя семья лишена всех прав? Дали лишь удостоверение участника ликвидации последствий аварии, произошедшей в 1957 г. на ПО "МАЯК", а также приравняли к подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС из-за сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Помогите, Татьяна Николаевна, и спасите мою семью - семью ликвидатора! С уважением, вдова ликвидатора Дряева-Габисова Римма Харитоновна. Телефон 89188246913. Заранее благодарна!
Уважаемая Татьяна Николаевна! КС РФ в своем Постановлении от 18.03.2004 N6-П (последнее предложение мотивировочной части) очевидным образом ограничил социальное право на пенсию "силовиков" - в случае принятия их (пенсионеров военной службы и др.) на госслужбу в ФТС России и в прокуратуру РФ, хотя ГД ФС РФ такого ограничения в порядке ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ в виде ФЗ не устанавливала. Кроме того, такой императив КС РФ подтвердил в своем Определении от 05.11.2015 N 2500-О-Р. Налицо явное превышение КС РФ собственных правомочий. Что делать гражданам - пенсионерам военной службы, имевшим несчастье быть принятыми на госслужбу в ФТС России, а также в прокуратуру (не военную)? Суды общей юрисдикции всех возможных инстанций (первой, апелляционной,кассационной, а также заместитель Председателя Верховного суда РФ) приняли упомянутый императив (властное веление) КС РФ. Может быть, на основании МПЭСКП обратиться в Суд ООН по правам человека? Дайте, пожалуйста, Ваш совет.
Здравствуйте! Я являюсь студентом юридического факультета одного из передовых вузов страны, и изначально целью моего поступления было получение таких знаний, с помощью которых я мог бы помогать людям в защите их прав. Нельзя не заметить, что сегодня, с одной стороны, в нашей стране идет интенсивное развитие всех общественных институтов, а с другой - сохраняется безнаказанность нарушающих закон некоторых должностных лиц и их произвол, особенно в отдаленных регионах нашей страны. Тяжело сформулировать вопрос кратко, но я попытаюсь: каково, на Ваш взгляд, будущее России в плане защиты прав граждан и борьбы с преступлениями против человеческого достоинства? Спасибо.
Я потерял обоих родителей. В 2008 году отбывал наказание в исправительной колонии. С 2009 года обучался там в средней школе (10, 11 классы), а в 2010 г. начал получать пенсию по потере родителей. Причем документы предоставил еще в 2009 г. Таким образом, мне до сих пор не сделали перерасчет и не выплатили пенсию. На сегодняшний день как мне быть, к кому обратиться и на какие федеральные законы ссылаться? На данный момент я вновь отбываю наказание. Заранее спасибо.