Интернет-интервью с В.П. Рощупкиным,
руководителем Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов РФ:
"Изменение в лесном законодательстве РФ, структурное преобразование в системе Лесного комплекса, проект нового Лесного кодекса"
Интервью состоялось 18 мая 2005 года.
Ознакомиться с полученными ответами можно здесь
На заседании консультативного совета МПР 13 мая 2005 года прозвучала фраза "Вывоз из России круглого леса должен стать невыгодным делом". Когда и какие конкретно меры Вы собираетесь предпринять для защиты внутренних переработчиков?
Не считаете ли Вы целесообразным передать полномочия Правительства РФ по переводу земель лесного фонда, расположенных в лесах второй и третьей групп, в земли иных категорий на уровень субъекта РФ?
Здравствуйте!
В соответствии с ФЗ N 172 от 12.12.2004 с целью разработки карьеров общераспространенных полезных ископаемых не требуется осуществлять перевод из земель лесного фонда в земли промышленности, следовательно, необходимо выполнять процедуру перевода лесных земель в нелесные, руководствуясь Постановлением Правительства N 455 от 03.09.2004.
Земельный Кодекс РФ требует оформления прав на пользование земельным учасктом, в нашем случае это аренда земельного участка.
Лесной Кодекс не допускает аренду земельного участка, расположенного на землях лесного фонда, в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства.
Прошу Вас ответить, каким образом возникают права на пользование земельным участком, расположенным на землях лесного фонда, если пользователь осуществляет деятельность, не связанную с ведением лесного хозяйства? Спасибо!
Добрый день!
Наше предприятие производит разработку нефтяных месторождений на территории Томской и Тюменской областей. Около 80% территории месторождений находятся на землях лесного фонда. При этом предприятие испрашивает земельные участки для строительства инфраструктуры нефтедобычи (кустовые площадки для бурения скважин, насосные станции, подъездные автодороги, трубопроводы, линии электропередач и разрабатывает карьеры общераспространенных полезных ископаемых), как на срок действия лицензии на право пользования недрами (15-20 лет), так и на период строительства (до 3-х лет), в этом случае, ранее, данные земли по окончании строительства возвращались собственнику для дальнейшего ведения лесного хозяйства.
Если руководствоваться ст. 11 ФЗ N 172 от 12.12.2004, то возникает необходимость перевода земель лесного фонда в категорию земель промышленности, но при этом возникает ситуация, которая приведет к исключению из лесного фонда значительных площадей, хотя данные участки будут выведены из земель лесного фонда на ограниченный срок (до 3-х лет и до 15-20 лет).
Вместе с тем, Постановление Правительства N 455 от 03.09.2004 говорит, что возможно проводить перевод лесных земель в нелесные с целью (п.2):
"... разведки и добычи полезных ископаемых, строительных и иных работ - на срок проведения указанных работ; строительства (реконструкции) и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов и других подобных объектов - на срок строительства (реконструкции) и эксплуатации".
Прошу Вас ответить, каким из нормативных документов (ФЗ N 172 от 12.12.2004 или Постановлением Правительства N 455 от 03.09.2004) следует руководствоваться при оформлении прав на земельные участки, испрашиваемые для разведки и добычи полезных ископаемых, проведения строительных и иных работ? Спасибо.
Московский государственный университет леса каждый год выпускает огромное количество "специалистов" лесного комплекса. Вопрос: Куда они все деваются?
В университете настолько низкий уровень знаний дается, что наш лесной комплекс в упадке или специалисты не хотят работать там по финансовым причинам?
Почему наши лесные угодья находятся в таком ужасном состоянии?
Почему Зеленая зона Москвы сократилась до тоненькой зеленой полоски?
Новый владелец участка, расположенного внутри трех участков, собирается вырубить лесные деревья для организации выезда на дорогу. Обязан ли он согласовывать вырубку лесных деревьев с соседями и органами местного самоуправления?
В настоящее время работники лесхоза не являются лесной охраной. В Архангельской области работниками государственной лесной охраны является всего несколько человек на всю область. Такое количество лесной охраны никак не сможет эффективно выполнять все необходимые контрольные функции на территории всей области. Когда лесная служба росприроднадзора будет представлена в достаточном количестве служащих, в том числе и на местах (в районах)?
1. Почему в настоящее время нарушен основной принцип организации финансовой системы в лесном хозяйстве, а именно: отсутствует гарантированность финансовых средств как по объему, так и по времени их поступления - для достижения устойчивого управления лесами и ведения лесного хозяйства?
2. Почему из федерального бюджета недостаточно выделяется средств для оплаты труда работникам лесхоза и лесничеств? Размер выделяемых средств не позволяет выплачивать в полном объеме заработную плату даже в размере должностных окладов, установленных Правительством РФ. Почему не выделяются средства для выплаты вознаграждения за выслугу лет, на материальное стимулирование работников? Почему не проиндексирован фонд оплаты труда за счет средств федерального бюджета при повышении Правительством РФ должностных тарифных ставок и окладов работникам бюджетной сферы с 1 октября 2003 года и с 1 января 2005 года?
3. Почему работники лесхоза, который имеет статус "Федерального государственного учреждения", и его структурных подразделений (лесничеств) не отнесены к категории государственных служащих?
Уважаемый Валерий Павлович!
25.01.2005 Ваш заместитель г-н Нефедьев В.В. подписал письмо для территориальных Агентств (N ВН-03-46/171), в котором предписывается осуществлять перевод лесных земель, для добычи полезных ископаемых в земли промышленности. При этом ссылается на федеральный закон N 172-ФЗ от 21.12.2004. В п. 3 ч. 2 ст. 11 данного закона. Законодатель не определяет конкретную категорию перевода. В настоящее время нет решения Правительства РФ, подтверждающего правомерность требований Вашего заместителя. Теперь получается, что для добычи россыпного золота необходимо перевести территорию лесного фонда в земли промышленные, а это 1 га - 732 000 рублей. Имеется лицензия на разведку и добычу россыпного золота на месторождение площадью 302 гектара. Обогатительных фабрик не строим, отработали за сезон 2-4 блока, провели рекультивацию и пошли дальше. У нас в территориальном Агентстве Рослесхоза вопрос не решается, ответ один - есть письмо, на основании его осуществляете перевод в земли промышленные.
Вопрос: Возможно ли решение вопроса о переводе лесных земель в нелесные для разведки и добычи россыпного золота? Спасибо
В какой мере учтено мнение специалистов Федерального агентства лесного хозяйства при разработке проектов федеральных законов и нормативных правовых актов, таких как от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 21.12.2004 N 172-ФЗ, от 03.09.2004 N 455? Предвидели ли Вы последствия их принятия, и что непосредственно предпринимается Вашим агентством для действительного совершенствования лесного законодательства?
1. По какому принципу будет построена система оплаты труда работников лесного хозяйства с января 2006 года и какой её размер?
2. С 2006 года будет введено новое штатное расписание лесхозов (управление) - Какова будет их численность, из каких ИТР будет состоять штатное расписание?
1. Сколько работников ФАЛХ имеют специальное образование?
2. Почему Проект нового Лесного кодекса разрабатывает Министерство экономики?
3. Есть ли у Вас специальное (лесное) образование?
4. Лесной объезд - та территория лесного фонда, которую объездчик (современный помощник лесничего) может объехать за рабочий день; лесной обход - та территория, которую обходчик (современный лесник) может обойти за рабочий день. С учетом повального сокращения лесников, отсутствия служебного транспорта, горючего и т.д. (из-за отказа в бюджетном финансировании лесхозов на основании измененной с 01.01.2005 ст. 108 ЛК) каким образом в настоящее время проводится контроль и охрана участков ЛФ?
5. Последний, риторический. Когда государство начнет проводить политику защиты и умножения лесных богатств, а не постоянного и систематического уничтожения леса?
Уважаемый Валерий Павлович!
Куда направлять запрос для точного установления принадлежности земли, если например отдельный участок был переведен в статус "земли промышленности и производства т.д.", Постановлением Правительства СССР? В данный момент этого документа никто найти не может.
Какая будет форма собственности на лесной фонд по новому кодексу?
Кто имел право распоряжаться городскими лесами с 1997 по 2005 гг., если они не являлись федеральной собственностью, а передача их в муниципальную собственностью не производилась ввиду отсутствия утвержденного порядка передачи?
Возможно ли осуществление индивидуальной жилой застройки на территории городских лесов, если предполагаемый к застройке участок земли относится к нелесным площадям, к категории "усадьба" и с 1994 г. занесен на схему регенерации малоэтажной застройки округа, утвержденной постановлением администрации города?
Недалеко от садового товарищества есть лесок. Недолго ему осталось. Может ли товарищество или отдельные его участники взять лес в аренду? Цели использовать лес для производственной деятельности нет. Есть желание защитить лес от вымирания, вытаптывания и выпиливания, захламления. Что надо сделать, чтобы оформить аренду?
Уважаемый Валерий Павлович!
Как известно, по Лесному кодексу РФ городские леса относятся к категории земель поселений. И если территория города увеличивается, соответствующие земли переводятся из одной категории в другую. Но нужно ли осуществлять такой перевод, если леса включались в границы поселения еще в 80-х годах, до вступления в силу Лесного кодекса? Относятся ли они к категории земель лесного фонда или к категории земель поселений, если городу не передавались и специальных процедур властями не проводилось? Спасибо
"О переводе лесных земель в нелесные при производстве геофизических работ"
Вопрос о переводе лесных земель в нелесные при производстве геологоразведочных работ возник первоначально в 2003 году при принятии поправок к Лесному кодексу РФ от 29.01.97. Тогда этот вопрос удавалось решать через Комитет природных ресурсов по Иркутской области изданием распоряжения за подписью Назарьева В.А. и Чехова В.Ф. о том, что при производстве геофизических работ допускается рубка профиля шириной 3,5 м без перевода лесных земель в нелесные сроком до 1 года. Основанием для этого являлась ст. 66 Лесного кодекса. При этом также учитывалось, что на самом деле срок использования профилей 2-3 месяца, причем в зимнее время, когда почвенный слой промерзает и не нарушается.
В сентябре 2004 года неожиданно появилось Постановление Правительства РФ N 455, где конкретно отмечено, что при производстве геофизических работ (сейсморазведка, электроразведка, гравиразведка) должна применяться вышеуказанная процедура перевода земель. Правительство, естественно, думало о дополнительных доходах в бюджет, однако совершенно не учитывается, что сроки "перевода" в соответствии с новым "Положением…" ставят под угрозу выполнение всех видов геофизических работ в оптимальные сроки, в том числе и по государственным контрактам за счет средств федерального бюджета. В результате все геологические предприятия России оказались в достаточно неопределенном состоянии. С одной стороны необходимо выполнять производственные задачи, а с другой стороны территориальные агентства лесного хозяйства, выполняя "Постановление…" не дают разрешения на рубку леса при подготовке геофизического профиля.
Еще один "интересный" момент: "перевод" осуществляется только при положительном заключении экологической экспертизы проектов работ, с другой стороны экологи требуют при рассмотрении проектов письменного согласования объектов работ с заинтересованными организациями, в т.ч. с лесхозами, а лесхозы не дают согласования без заключения государственной экологической экспертизы. Абсурд!
Кроме того: основным документом для "перевода" является Акт натурного отвода на месте рубки. Комиссия, составляющая этот акт, должна проехать непонятно каким способом все проектные профили. В среднем по площади это 400 – 500 км по глухой, часто непроезжей даже на вездеходе тайге. Как это сделать физически, непонятно. Экологи соглашаются, что от геофизических профилей для леса больше пользы, чем вреда и согласны, что для этих целей можно руководствоваться 66 статьей Лесного кодекса.
Момент следующий: контракты на производство работ (как по госбюджету, так и договорные) обычно заключаются во втором полугодии текущего года, когда произвести "перевод…" в соответствии с "Положением…" уже нереально. (1-2 месяца - составление проектов и смет, 1-2 месяца - согласование с местными и областными контролирующими и административными органами, 1-2 месяца - техническая, экономическая и экологическая экспертизы, процедура перевода земель по опыту даже для лесов 2 и 3 групп не менее 2 месяцев.) Перевод лесов I группы осуществляется только Постановлением Правительства в течение 6-9 месяцев (и неизвестно, будет ли получено согласие?!). У ФГУГП "Иркутскгеофизика" 50% объектов расположено в лесах I группы.
Выход: нарушение правил рубки леса или простой предприятия.
Выводы: 1. Федеральному агентству по лесному хозяйству, видимо, необходимо в ближайшее время обсудить этот вопрос в соответствующих департаментах МПР.
2. Решение о переводе земель целесообразно принимать по факту вырубки профилей с привлечением комиссии лесников, экологов и представителей администрации.
3. Обсудив ситуацию со всеми заинтересованными лицами (геологи, лесники, экологи), до вступления в силу нового лесного кодекса принять решение выдавать лесорубочные билеты на прокладку геологических и геофизических профилей без перевода согласно 66 статьи ЛК.
Заместитель генерального директора ФГУГП "Иркутскгеофизика" В.А. Кондратьев
Уважаемый Валерий Павлович, почему не производится финансирование в полном объеме лесхозов Амурской области? Заработная плата не выплачивается свыше двух месяцев, что является нарушением 142 статьи трудового кодекса, проценты на задолженность по з/п тоже не начисляются. Агентство по Амурской обл. ссылается на непоступление денег из федерального бюджета. Мною подан иск в прокуратуру на руководителя лесхоза, а ему подавать на руководителя агентства? Как же жить?
Уважаемый Валерий Павлович! Для меня как жителя Республики Коми представляет большой интерес, когда планируется проведение аэрокосмического мониторинга территории Республики Коми, подобного тому, который уже был проведен на территории Архангельской области?
Не кажется ли Вам, что нахождение так называемых авиабаз по тушению лесных пожаров (которые в большинстве своем все самолеты арендуют) было бы логичным и уместным в структуре МЧС России? С которым бы Рослехоз и строил бы взаимовыгодное сотрудничество. Мне кажется Шойгу бы обеспечил лучшую готовность авиабаз к пожарам (включая и материально-техническое обеспечение), тем более, что как показывает практика, на сегодня каждый пожар в тайге это уже ЧП.
Здравствуйте!
Повторно обращаюсь к Вам по поводу аренды участков лесного фонда в культурно-оздоровительных целях, для размещения базы отдыха.
Вопросы о сроках принятия нового Положения другие участники конференции (да и я также 04.02.2005) уже задавали, теперь сложность несколько другого плана:
ст. 123 Лесного кодекса предусматривает на землях, предоставленных под культурно-оздоровительные цели, право возведения строений некапитального типа при положительном заключении гос. экол. экспертизы. При этом ни в самом кодексе, ни в подзаконных актах Правительства, госстроя, ФАЛХ, МПР не содержится критериев "капитальности" или "некапитальности" строения или сооружения. Разрешен ли этот вопрос в новом Положении?
Как, на Ваш взгляд, определить, является ли бревенчатый домик на базе отдыха строением капитального типа или временным сооружением, некапитальным строением? (так поставили вопрос в отделе гос. экол. экспертизы, затребовав принести соответствующую справку от Агентства лесного хозяйства по Башкортостану).
С уважением, Соловьев А.А.
Что ожидает в ближайшем будущем сельские лесхозы и каковы перспективы дальнейшей работы?
Почему процедура перевода лесных земель в нелесные для промышленных целей сейчас фактически не действует, хотя и предусмотрена нормативно-правовыми актами?
В прошлой конференции Вами были названы предполагаемые сроки выхода в свет нового порядка Положения об аренде участков ГЛФ ("О внесении измененений в Постановление Правительства РФ от 24.03.1998 N 345") - до 1 марта 2005 года.
1. Когда это будет?
2. Почему территориальные органы ФАЛХ по СПб и Ленобласти не пользуются действующей редакцией Постановления Правительства РФ N 345 от 24.03.1998, которое не отменено (в части не противоречащей действующему Лесному кодексу)?
3. Когда будет опубликован "Порядок проведения лесных конкурсов"? Действует ли прежний или отменен? Чего ждут Ваши сотрудники в субъектах РФ?
Станет ли более короткой по времени процедура перевода лесных земель в нелесные и перевода в другие категории земель с принятием нового Лесного кодекса?
На сегодняшний день полномочия субъектов Российской Федерации по тушению лесных пожаров предусмотрены за счет субвенций из федерального бюджета (ст. 47 Лесного кодекса) , каким образом будут предоставляться данные субвенции, по факту пожара в лесном фонде, либо по какой-то другой схеме?
Не кажется ли Вам, что приватизация "РОСЛЕСИНФОРГА" является разбазариванием информационных ресурсов лесного хозяйства РФ?
Когда будет утвержден Порядок предоставления в аренду участков лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей - статья 123 ЛК РФ (соответствующее постановление должно было быть принято еще в марте 2005 года)?
Как обеспечить государственную защиту должностных лиц Агентства лесного хозяйства и лесхозов при осуществлении мероприятий по охране и защите лесов?
Когда будет создана "Лесная охрана" в структуре Росприроднадзора?