Интернет-интервью с Е.В. Савостиной,
начальником отдела администрирования страховых взносов управления налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов ФНС России:
"Страховые взносы: особенности администрирования в 2019 году. Какие изменения ожидают плательщиков страховых взносов в 2020 году"
В октябре 2019 года состоялось интервью с начальником отдела администрирования страховых взносов управления налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов ФНС России Еленой Викторовной Савостиной, в ходе которого она ответила на поступившие на сайт актуальные вопросы по порядку исчисления и уплаты страховых взносов, а также рассказала об основных изменениях действующего законодательства в 2020 году и новой форме расчета по страховым взносам.
КонсультантПлюс: Елена Викторовна, какие наиболее распространенные ошибки допускают плательщики при подаче расчетов по страховым взносам?
Елена Викторовна Савостина: Основные ошибки, которые допускают плательщики при заполнении расчета по страховым взносам, − это ошибки в суммовых показателях. То есть данные раздела 1 в целом по организации (выплаты, база для начисления страховых взносов, сумма исчисленных страховых взносов) не совпадают с данными раздела 3 по каждому застрахованному лицу. Такое контрольное соотношение заложено в пункте 7 статьи 431 НК РФ, и при возникновении расхождений такой расчет считается непредставленным и налоговый орган отказывает в его приеме.
Также часто ошибки и несоответствия возникают при заполнении персональных данных застрахованных лиц (ФИО, СНИЛС и др.).
КонсультантПлюс: В первом отчетном периоде 2020 года плательщики будут заполнять уже новую форму расчета по страховым взносам (см. Приказ ФНС от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@). Елена Викторовна, расскажите, пожалуйста, коротко об основных изменениях в порядке ее заполнения.
Елена Викторовна: Состав расчета приведен в соответствие с действующим законодательством о налогах и сборах для возможности реализации права на применение пониженных тарифов страховых взносов плательщиками страховых взносов и с целью контроля за правильностью исчисления сумм страховых взносов.
Так, из состава расчета были исключены приложения, заполняемые плательщиками для подтверждения права применения пониженного тарифа страховых взносов, применяющими упрощенную систему налогообложения на определенном виде экономической деятельности, и индивидуальными предпринимателями, применяющими патентную систему налогообложения в отношении выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, занятых в виде экономической деятельности, указанном в патенте, за периоды до окончания действия пониженных тарифов.
Вместе с тем в состав расчета включено новое приложение 7 "Расчет соответствия применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 15 пункта 1 статьи 427 кодекса". Его должны будут заполнять российские организации, осуществляющие производство и реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции, независимо от вида договора и (или) оказания услуг (выполнения работ) по созданию анимационной аудиовизуальной продукции.
Также в приложениях 5 и 7 к порядку заполнения расчета приведены в соответствие с законодательством коды тарифов плательщиков страховых взносов и коды категорий застрахованных лиц.
Утверждение новой формы расчета напрямую связано с оптимизацией процесса отчетности. Так, в новой форме расчета количество показателей сократилось в 1,3 раза (с 431 до 334), соответственно административная нагрузка на бизнес, связанная с подготовкой отчетности, существенно снижена.
На титульном листе расчета поле "Форма реорганизации (ликвидации) (код)" дополнено показателем "Лишение полномочий (закрытие) обособленного подразделения (код)". Указанный показатель подлежит заполнению кодом "9" для представления в налоговый орган по месту организации уточненных расчетов в отношении обособленного подразделения, лишенного полномочий по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, в том числе по причине закрытия, за расчетные (отчетные) периоды, в которых обособленное подразделение было наделено полномочиями. Также на титульном листе в отдельном поле отражаются ИНН и КПП такого обособленного подразделения.
Раздел 1 расчета дополнен новым показателем "Тип плательщика (код)", который заполняется соответствующим значением в зависимости от того, осуществлялись ли выплаты в пользу физических лиц в последние три месяца расчетного (отчетного) периода или нет:
"1" - если плательщик в последние три месяца расчетного (отчетного) периода фактически осуществлял выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц;
"2" - если плательщик в последние три месяца расчетного (отчетного) периода фактически не осуществлял выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (в отношении всех работников).
По всем приложениям расчета исключены итоговые показатели сумм за последние три месяца расчетного (отчетного) периода (квартал отчетного периода): сумма выплат, база для начисления страховых взносов, сумма исчисленных страховых взносов и др. - что также упростит подготовку к представлению в налоговый орган расчета по страховым взносам.
Из подраздела 1.3.2 "Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 3 статьи 428 Налогового кодекса Российской Федерации" приложения 1 к разделу 1 расчета по страховым взносам исключен показатель "Основание заполнения".
Приложение N 2 к разделу 1 РСВ "Расчет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ" приведено в соответствие по составу показателей с приложением N 1 к разделу 1 расчета.
Добавлены поля: "Код тарифа плательщика", что предусматривает возможность множественного заполнения указанного приложения в случае приобретения (утраты) права на применение пониженного тарифа плательщиками в течение расчетного (отчетного) периода, и "Количество физических лиц, с выплат которым начислены страховые взносы", а также исключен перечень категорий плательщиков, имеющих право на применение пониженных тарифов, так как он не являлся исчерпывающим и в связи с добавлением поля "Код тарифа плательщика" теряет свою актуальность. Причем следует обратить внимание, что суммы произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию по ВНиМ, суммы возмещенных ФСС России указанных расходов плательщика, а также исчисленные суммы страховых взносов, подлежащие уплате в бюджет (строки 070 - 090 приложения 2 к разделу 1 расчета), указываются в целом по плательщику, а не по конкретному тарифу.
Раздел 3 расчета дополнен показателем "Признак аннулирования сведений о застрахованном лице", который заполняется значением "1" при необходимости аннулирования ранее представленных сведений по застрахованному лицу, а также при необходимости корректировки персональных данных физического лица, отраженных в строках 020 - 060 подраздела 3.1.
КонсультантПлюс: Планируется ли в ближайшее время вносить какие-то изменения в статью 427 НК РФ? Не обсуждается ли возможность возвращения льгот для малого бизнеса на УСН и ПСН?
Елена Викторовна: На текущий момент законопроектов, предусматривающих расширение категорий плательщиков, имеющих право на применение пониженных тарифов страховых взносов, не поступало. Последние изменения были внесены Федеральным законом от 29.09.2019 N 324-ФЗ "О внесении изменений в статью 24.2 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Пункт 1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации был дополнен подпунктом 16, устанавливающим пониженные тарифы для плательщиков, получивших статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края", производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском открытом реестре судов.
КонсультантПлюс: Возможно, что уже со следующего года налоговый режим для самозанятых граждан распространится по всей стране. Напомним, что сейчас он действует только в четырех пилотных регионах - Москве, Республике Татарстан, Московской и Калужской областях. А что изменится в уплате страховых взносов самозанятыми гражданами в следующем году?
Елена Викторовна: Перечень субъектов Российской Федерации - участников эксперимента по НПД будет расширен. В отношении исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование никаких изменений не предвидится. Налогоплательщики, применяющие налоговый режим "налог на профессиональный доход", не являются плательщиками страховых взносов.
КонсультантПлюс: С 1 января 2020 года вступают в силу поправки в НК РФ (см. Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ), согласно которым сдавать расчеты по страховым взносам в электронной форме по ТКС обязаны все организации, чей порог среднесписочной численности работников превышает 10 человек. Насколько вообще актуальными остаются бумажные носители и не пора ли полностью от них отказаться?
Елена Викторовна: В соответствии с пунктом 10 статьи 431 Налогового кодекса в редакции Федерального закона N 325-ФЗ плательщики страховых взносов, у которых численность физических лиц, в пользу которых начислены выплаты и иные вознаграждения, за расчетный (отчетный) период превышает 10 человек, а также вновь созданные (в том числе в результате реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты, указанные в пункте 7 статьи 431 Налогового кодекса, в налоговый орган в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи по телекоммуникационным каналам связи.
Плательщики и вновь созданные организации (в том числе в результате реорганизации), у которых численность физических лиц, в пользу которых начислены выплаты и иные вознаграждения, за расчетный (отчетный) период составляет 10 человек и менее, вправе представлять расчеты, указанные в пункте 7 статьи 431 Налогового кодекса, в электронной форме в соответствии с требованиями пункта 10 статьи 431 Налогового кодекса.
Указанные положения статьи 431 Налогового кодекса следует применять к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года, переход на представление расчета по ТКС всеми без исключения, вне зависимости от численности работающих, повлечет увеличение нагрузки на субъекты малого предпринимательства. На практике расчет на бумажном носителе представляют плательщики, фактически не осуществляющие деятельность, а также индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и главы крестьянских фермерских хозяйств.
КонсультантПлюс: Давайте перейдем к вопросам от наших пользователей: "В подразделе 1.3.2 нового РСВ не надо будет указывать код основания для заполнения подраздела: результаты спецоценки, аттестации или одновременно результаты аттестации и спецоценки. В действующей форме это поле 002. Поясните, с чем связана эта поправка? - Марина (Москва)"
Елена Викторовна: Из подраздела 1.3.2 "Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 3 статьи 428 Налогового кодекса Российской Федерации", приложения 1 к разделу 1 расчета исключен показатель "Основание заполнения", так как пунктом 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" установлено, что при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных пунктом 3 статьи 428 кодекса, применяются результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда", аттестации рабочих мест по условиям труда, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 года включительно. Следовательно, указанный подраздел может быть заполнен только на основании результатов спецоценки.
КонсультантПлюс: Еще один вопрос от Марины: "В новой форме РСВ изменился порядок аннулирования и исправления сведений о работниках в разделе 3. Поясните, в каких случаях может возникнуть необходимость аннулирования сведений, а не их исправления по новым правилам? Как их разграничить? Как правильно оформить аннулирование и исправление по новым правилам?"
Елена Викторовна: Еще одним новшеством утвержденной формы расчета является дополнение раздела 3 показателем "Признак аннулирования сведений о застрахованном лице", который заполняется значением "1" при необходимости аннулирования ранее представленных сведений по застрахованному лицу, а также при необходимости корректировки персональных данных физического лица, отраженных в строках 020 - 060 подраздела 3.1.
В случае если в составе расчета в разделе 3 были ошибочно представлены сведения на застрахованное лицо и это необходимо исправить, бухгалтер при подготовке уточненного расчета заполняет раздел 3 на физическое лицо (теми же показателями, что и ранее) и указывает признак аннулирования "1".
При некорректном заполнении персональных данных физического лица, которые необходимо уточнить для полного и своевременного отражения сведений на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица при подготовке уточненного расчета, бухгалтер повторяет тот же состав персональных данных, который был представлен ранее, с указанием признака аннулирования "1" и дополнительно представляет в составе уточненного расчета корректные персональные данные физического лица, отраженные в строках 020 - 060 подраздела 3.1 расчета.
КонсультантПлюс: Инна из Каргополя спрашивает: "Как правильно заполнить раздел 3 РСВ на сотрудника, который не является гражданином РФ, - надо указать его иностранный паспорт или вид на жительство?"
Елена Викторовна: Если в строке 100 подраздела 3.1 раздела 3 расчета вы указали код вида документа (согласно приложению 6 к порядку заполнения расчета) "10" - паспорт иностранного гражданина, то строка 110 подраздела 3.1 раздела 3 расчета заполняется данными из паспорта, если в строке 100 подраздела 3.1 раздела 3 расчета указали "12" - вид на жительство в Российской Федерации, то соответственно строка 110 подраздела 3.1 раздела 3 расчета заполняется данными вида на жительство.
КонсультантПлюс: Вопрос от Марии Садовской из Московской области: "В каком составе по новым правилам нужно представить РСВ, если требуется сдать нулевую отчетность? Нужно ли заполнять строку 001 раздела 1 РСВ (п. 4.2 нового порядка заполнения расчета) и какой код нужно проставить в случае, если, например, при сдаче расчета за полугодие организация не производила выплат в пользу работников в апреле - июне, но делала это в январе - марте?"
Елена Викторовна: Раздел 1 расчета дополнен новым показателем "Тип плательщика (код)", который заполняется соответствующим значением в зависимости от того, осуществлялись ли выплаты в пользу физических лиц в последние три месяца расчетного (отчетного) периода или нет:
"1" - если плательщик в последние три месяца расчетного (отчетного) периода фактически осуществлял выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц;
"2" - если плательщик в последние три месяца расчетного (отчетного) периода фактически не осуществлял выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (в отношении всех работников).
Введение указанного показателя позволит плательщикам при указании значения "2" представлять в составе расчета только титульный лист, раздел 1 без приложений и раздел 3, что значительно снижает временные и трудозатраты на подготовку отчетности.
Следует отметить, что если плательщик заполнит раздел 1 показателем "1", хотя фактически не осуществлял выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (в отношении всех работников), то состав расчета, обязательный к представлению, - титульный лист, раздел 1 со всеми приложениями и раздел 3.
КонсультантПлюс: Вопрос от Елены из Нижнего Новгорода: "Подскажите, пожалуйста, если у организации образовалась переплата страховых взносов, то как вы посоветуете поступать? Зачесть в счет предстоящих платежей или все-таки вернуть? Какой стратегии лучше придерживаться?"
Елена Викторовна: Совершенно непринципиально, как плательщик распорядится переплатой по страховым взносам. Главное, чтобы во избежание начислений пеней и штрафов по сроку уплаты, предусмотренному статьей 431 Налогового кодекса Российской Федерации (не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были начислены выплаты или вознаграждения в пользу физических лиц), страховые взносы на обязательное социальное страхование были уплачены в полном объеме.
КонсультантПлюс: "Мы недавно сменили юр. адрес и теперь относимся к другой ИФНС в том же регионе. Куда нам сдавать уточненку по РВС в связи с найденной ошибкой - в старую или новую инспекцию?" - Алла Леонидовна (Приморский край)
Елена Викторовна: В соответствии с пунктом 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации расчет представляется в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц. Все обязательства вашей организации (в том числе и по страховым взносам) при смене места нахождения передаются в налоговый орган по новому месту постановки на учет.
КонсультантПлюс: И последний вопрос: "Прошу разъяснить вопрос с детскими пособиями. С мая 2019 года их можно переводить только на банковскую карту "Мир". При этом ФСС РФ указал, что остаются и другие варианты выплаты: на "бескарточный" счет или через почту. Из ч. 5.4 ст. 30.5 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ следует, что возможна и выплата наличными из кассы организации. В то же время существует позиция, что согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н способа выплаты пособия два: по почте или на банковский счет. Вопрос: может ли организация выплатить детские пособия из кассы? Будут ли в этом случае у нее проблемы с зачетом пособий в счет уплаты страховых взносов?" - Гайнулина Эльвира (Уфа)".
Елена Викторовна: Вопрос относится больше к компетенции ФСС России. Заявленные в расчете плательщиком расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в рамках межведомственного взаимодействия подтверждает ФСС России. В случае если заявленные расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию по ВНиМ не будут подтверждены ФСС России, то налоговый орган в рамках контрольных мероприятий доначислит сумму страховых взносов, подлежащую уплате в бюджет.
КонсультантПлюс: Елена Викторовна, благодарим Вас за подробные ответы!
Интервью подготовлено корреспондентом компании "КонсультантПлюс" А. Епифановой.