Интернет-интервью с А.Е. Шадриным,
директором департамента инновационного развития Минэкономразвития России:
"Программа инновационного развития регионов: создание территориальных кластеров и поддержка предпринимательской деятельности"

10 октября 2014 г. состоялось интервью с директором департамента инновационного развития Министерства экономического развития Российской Федерации Артемом Евгеньевичем Шадриным, в ходе которого он рассказал об инновационных территориальных кластерах и положительной роли кластерного эффекта в развитии предпринимательской и научной деятельности, о существующих механизмах государственной поддержки инноваций, а также ответил на наиболее интересные из поступивших вопросов.

КонсультантПлюс: Артем Евгеньевич, на сегодняшний день какие сектора российской экономики наиболее перспективны с точки зрения инноваций? Какие отрасли находятся в сфере особого государственного интереса и могут рассчитывать на поддержку своей инновационной деятельности?

2Артем Шадрин: Действительно, существуют такие сферы деятельности, которые по уровню активности могут быть полностью отнесены к инновационным. Это, например, IT-технологии, биотехнологии, производство новых материалов. В то же время и такие традиционные сферы деятельности, как металлургия, строительство или сельское хозяйство, сегодня также являются потребителями инноваций. То есть все  большее количество отраслей экономики становятся инновационно активными.

Поскольку грань между инновационными и традиционными секторами все больше размывается, государство старается поддерживать инновационную деятельность в целом, не отдавая приоритет тем или иным сферам деятельности. Это выражается и в повышении значимости инструментов развития инноваций в государственных программах поддержки различных секторов экономики. Таким образом, промышленная политика все больше объединяется с инновационной.

Тем не менее, конечно, у нас есть и примеры технологических приоритетов. Так, были созданы ОАО "Роснано" и инновационный центр "Сколково".

КонсультантПлюс: Как Вы оцениваете спрос на отечественную инновационную продукцию? Насколько она востребована на российском рынке или большинство разработок уходит на экспорт? При распределении бюджетных средств отдается ли приоритет проектам, ориентированным на внутреннего потребителя?

Артем Шадрин: На мой взгляд, было бы абсолютно неправильным как-либо дискриминировать экспортно ориентированных производителей. Для того чтобы предприятие было конкурентоспособным, оно должно работать на максимально широкий рынок.

С другой стороны, бывают случаи, когда предприятие, успешно экспортирующее свою продукцию за рубеж, не может пробиться на внутренний рынок только потому, что потребитель не доверяет отечественным производителям и отдает предпочтение импортным аналогам.

Конечно, отчасти эта проблема решается временем, когда репутация предприятия переносится с внешних рынков на внутренние. Но, со своей стороны, мы также стараемся помогать российским инновационным компаниям. Сегодня существует "дорожная карта" обеспечения доступа малого и среднего бизнеса к закупкам компаний с государственным участием. План мероприятий ("дорожная карта") "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием" утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2013 г. N 867-р. Это один из системных шагов, направленных на то, чтобы госкомпании максимально объективно и внимательно рассматривали технологические решения, которые предлагают отечественные предприятия. Согласно "дорожной карте" в компаниях с государственным участием должны быть созданы совещательные органы заказчика, отвечающие за общественный аудит эффективности проводимых закупок, в том числе на предмет использования передовых технологических решений, включающие представителей бизнес-ассоциаций, технологических платформ и университетов. Эти советы будут обеспечивать независимую экспертизу конкурсной документации, а также своевременно информировать компанию о предложениях участников рынка.

Большую роль в процессе стимулирования спроса как на внешних, так и на внутренних рынках играют и отдельные институты развития. Например, в Фонде инфраструктурных и образовательных программ группы "Роснано" создан специальный департамент, который отвечает за стимулирование спроса и рост закупок в сфере нанотехнологий для нужд компаний с государственным участием. Например, таких как "Газпром", "Транснефть" и ОАО "РЖД". Департамент не только информирует компании о существовании отвечающей их потребностям отечественной инновационной продукции, но и оказывает малому и среднему бизнесу поддержку в ее сертификации.  

В этом же направлении работает и инновационный центр "Сколково", который помогает своим резидентам наладить коммуникации  с крупнейшими российскими и зарубежными заказчиками.

ОАО "Российская венчурная компания" с участием Национальной ассоциации институтов закупок также реализует проект по содействию расширения спроса на инновации в рамках закупочных процедур российских компаний.

Сформирована рабочая группа, объединяющая представителей институтов развития, федеральных министерств и ведомств, а также крупнейших компаний с государственным участием, которая будет координировать реализацию упомянутой "дорожной карты".

КонсультантПлюс: Расскажите подробнее, что представляют собой инновационные территориальные кластеры?

Артем Шадрин: По сути инновационный кластер - это совокупность предприятий, их поставщиков, научных и образовательных организаций, а также институтов развития, расположенных на компактной территории - например в одном субъекте Федерации или нескольких муниципальных образованиях.

Основное преимущество кластера заключается в том, что благодаря территориальной близости его участники могут максимально эффективно координировать свою деятельность на регулярной основе. Наиболее распространенный пример такого сотрудничества - взаимодействие предприятий и вузов. Это и партнерство в вопросах подготовки кадров, и возможность проведения совместных научных исследований. При этом формы кооперации могут быть различными - включение представителей бизнеса в попечительские и наблюдательные советы вуза, открытие базовых кафедр, закупка оборудования или организация проведения практики.

Еще один пример кластерного эффекта - это формирование системы поставщиков. Каждый регион заинтересован в том, чтобы местные производители комплектующих и сервисные организации включались в число поставщиков крупного предприятия, расположенного на территории или вблизи данного региона.

Например, в этом году ОАО "Объединенная авиационная корпорация" поддержало проект Воронежской области по сертификации комплектующих, производимых малым и средним бизнесом. В результате такого процесса субконтракции, передачи части операций частным компаниям на аутсорсинг, крупные предприятия повышают свою эффективность, снимая с себя необходимость инвестирования в оборудование. Вместо них этим занимается частный инвестор.

Еще одно направление кластерной политики - это поддержка стартапов, инновационных компаний, которые занимаются коммерциализацией новых технологий, в том числе через системное развитие объектов инновационной инфраструктуры: бизнес-инкубаторов, технопарков, научных центров. Они обеспечивают выживание вновь созданных компаний на начальном этапе развития, помогают им выйти на российский и зарубежный рынок, оказывают содействие в патентовании и изготовлении прототипов. То есть обеспечивают необходимые условия для "конвертации" научно-технического потенциала научных центров и университетов в конкретный продукт, товар или услугу.

Одним из важнейших направлений кластерной политики является поддержка выхода своих участников на внешний рынок. Зачастую самостоятельно предприятиям добиться этого бывает непросто. Объединившись же в рамках кластера, компании получают дополнительные возможности реализовать совместные экспортные программы, включающие бизнес-миссии, деловые поездки, организацию экспозиций на зарубежных выставках и ярмарках, проведение совместных маркетинговых исследований, организацию специальных программ дополнительного образования и так далее. Таким образом, кластеры могут выполнять роль бизнес-ассоциаций.

КонсультантПлюс: Какие регионы обладают наибольшим инновационным потенциалом и уровнем активности?

Артем Шадрин: В первую очередь стоит начать с двух столиц - Москвы и Санкт-Петербурга, а также Московской и Ленинградской областей. Это очевидные лидеры. Далее следует вспомнить Ассоциацию инновационных регионов России, которая объединяет регионы, специализирующиеся на инновационной деятельности. Отмечу такие регионы, входящие в состав ассоциации, как Новосибирск, Томск, Татарстан, Красноярск, Самарскую, Ульяновскую и Калужскую области. Конечно, каждый из этих регионов обладает своей спецификой.

Например, Татарстан победил в конкурсном отборе инновационных кластеров в нефтехимической и автомобильной отраслях. Нижнекамский кластер объединил крупнейшие нефтехимические предприятия региона и ОАО "КАМАЗ". Также  нефтехимические кластеры развивают Республика Башкортостан и Нижегородская область.

Есть крупные IT-кластеры. Это Новосибирск, Томск, Санкт-Петербург, а также кластер Физтеха в городе Долгопрудный (Московская область).

Есть ядерные и радиационные кластеры. Это, например, города Димитровград, Железногорск и Саров, в которых базируются институты и предприятия Росатома.

Есть авиакосмические кластеры - Самара, Пермский край и уже упомянутый мной Железногорск, где расположено ОАО "Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнёва" - одно из ведущих предприятий российской космической отрасли и лидер в производстве низкоорбитальных спутников.

И, наконец, авиационные и судостроительные кластеры - Ульяновск, Комсомольск-на-Амуре, Северодвинск.

Также стоит отметить, что в состав кластеров попали практически все технико-внедренческие особые экономические зоны и крупные наукограды - Дубна, Зеленоград, Пущино, Обнинск и ряд других.

Когда мы отбирали кластеры для участия в программе господдержки, то анализировали не только их научно-технический потенциал, но и динамику производства - насколько велики объемы продаж инновационной продукции. Нас интересовали три основных направления: какие результаты есть уже сейчас, каковы плановые показатели кластера на ближайшие 5 лет, в том числе и по объемам продаж, и, наконец, насколько реалистичны заявленные планы.

Свою роль сыграло наличие общего видения и сплоченной команды, состоящей из региональных и местных органов власти, представителей бизнеса и образовательных учреждений, которые готовы совместно решать проблемы. Таким образом, эффект самоорганизации и общего профессионализма также был одним из критериев отбора.

По этим критериям в 2012 году из 84 кластерных программ, поданных на конкурс, было отобрано 25 пилотных проектов. Преимущество получили те проекты, которые уже доказали свою реальную готовность в экономическом и инновационном развитии. Все они были включены в перечень, утвержденный поручением председателя правительства в августе 2012 года.

В 2013 году Постановлением Правительства РФ N 188 от 6 марта были определены условия предоставления поддержки 14 кластерам из 25 пилотных. Тогда из средств федерального бюджета  на субсидии было выделено 1 млрд 300 млн руб.

В этом году финансирование будет увеличено до 2,5 млрд руб. Теперь все 25 пилотных кластеров смогут принять участие в конкурсном отборе. Срок подачи заявок - с 10 до 17 октября. Мы рассчитываем, что уже в начале ноября будет готов проект постановления правительства о выделении им субсидий.

КонсультантПлюс: По каким критериям распределяются средства между инновационными проектами? И на какие конкретные цели регионы смогут потратить выделенные средства?

Артем Шадрин: У нас есть определенная формула, по которой распределяются квоты между регионами. Она привязана к объему затрат регионального бюджета на поддержку развития кластера. Кроме того, члены конкурсной комиссии отбирают и отдельные мероприятия, которые претендуют на получение софинансирования из средств федерального бюджета. Оценивается, с одной стороны, результативность этих мероприятий - насколько они решают задачи развития кластера, а с другой стороны - обоснованность запланированных трат по предоставленной смете.

При этом мы достаточно гибко подошли к вопросу выбора возможных направлений расходования средств. Это может быть закупка высокотехнологичного лабораторного оборудования, финансирование образовательных программ, в том числе программ повышения квалификации по инженерным специальностям или технологическому менеджменту, программ поддержки экспорта.

Финансирование может быть выделено и на социальные проекты, развитие инженерной инфраструктуры. Для некоторых территорий характерна ситуация, когда у специалистов достаточно высокий уровень зарплаты, а вот качество жизни, наличие в городе культурных и спортивных сооружений оставляет желать лучшего. Поэтому регионы могут акцентировать свое внимание и на социальной сфере.

КонсультантПлюс: Максим из Московской области спрашивает: "Несомненно, что государственная поддержка очень важна для воплощения инноваций. Но, для того чтобы получить субсидирование на развитие бизнеса, приходится следовать огромному количеству правил и предписаний, да еще и доказывать, что твои идеи имеют коммерческие перспективы. Для начинающих предпринимателей зачастую это невыполнимая задача. Получается, что шансы на успех имеют только крупные корпорации?"

Артем Шадрин: Безусловно, получение субсидий налагает на предпринимателей определенные обязанности. Любой бизнесмен, даже начинающий, должен отчитаться о потраченных денежных средствах. Тем не менее я поддерживаю идею о том, что в целом необходимо снижать издержки бизнеса на ведение отчетности.

Что касается доступности государственного финансирования, то у нас есть хороший пример предоставления безвозвратных субсидий по программе "Старт" Фонда содействия развития малых форм предприятий  в научно-технической сфере (Фонд Бортника). Ежегодно более тысячи начинающих предпринимателей получают безвозвратные гранты на свою деятельность. Тем не менее они также отчитываются перед фондом о расходовании выделенных средств.

1Планирует ли государство стимулировать процесс развития доступного и дешевого кредитования на научные цели? Поскольку не каждый изобретатель может рассчитывать получить от государства деньги на реализацию своих идей, то первое, что приходит на ум, - это взять кредит. - Александр (Краснодарский край)

Артем Шадрин: На сегодняшний день существует несколько льготных механизмов кредитования. Во-первых, Российский фонд технологического развития предоставляет кредиты на проведение НИОКР, связанных с доработкой прототипов инновационной продукции для нужд крупных заказчиков. Это достаточно крупный объем финансирования в десятки миллионов рублей, который предоставляется под льготную процентную ставку в 3% годовых. Фактически это комиссия, которую берет фонд за проведение экспертизы по предоставлению займа.

Во-вторых, это развитие системы региональных гарантийных фондов, которые за небольшой процент гарантируют значительную часть тела кредита. Созданное в 2014 году Агентство кредитных гарантий с капиталом в 50 млрд руб. также предоставляет подобного рода услуги, работая с коммерческими банками, в том числе в ряде случаев в партнерстве с региональными гарантийными фондами.

Все эти механизмы влияют как на рост доступности кредитования для бизнеса, так и на снижение процентных ставок.

В России уже не раз создавались и научные городки, и технопарки, и специальные экономические зоны. Теперь речь идет о создании инновационных кластеров. Но инновационного прорыва в экономике как не было, так и нет. Может, все-таки надо начинать не с предприятий, а с возрождения отечественной науки? Как можно стимулировать развитие инноваций, если у нас нет научных открытий? - Андрей Вениаминович (Новосибирск)

Артем Шадрин: Не соглашусь с тем, что в России нет научных разработок. Есть и открытия, и механизмы их поддержки. Исследователи могут финансироваться из средств и Российского научного фонда, и Российского фонда фундаментальных исследований, и в рамках федеральных целевых программ Минобрнауки России и отраслевых министерств, и по линии отраслевых государственных программ. Значительные средства на развитие научных исследований получают и ведущие вузы, в том числе в рамках программы "5 в 100".

На мой взгляд, по-настоящему узкое место - это вопрос коммерциализации. Эта проблема существует еще со времен плановой экономики. Основная причина - недостаток стимула и компетенций для перевода результатов научных исследований в продукт, конкурентоспособный на рынке. И сейчас основные усилия должны быть направлены на развитие инфраструктуры, которая позволила бы содействовать так называемому технологическому трансферту результатов научных исследований в конкретный продукт.

Так, Новосибирск - отличный пример успешного развития подобной инфраструктуры. В этом городе находится один из лучших технопарков страны с очень профессиональным менеджментом и эффективно выстроенной системой использования оборудования коллективного пользования. Частные компании на льготных условиях получают доступ к такому оборудованию и в свою очередь оказывают услуги по изготовлению единичных или мелких партий новой продукции как для малых, так и для крупных предприятий. Поскольку Новосибирск является одним из пилотных кластеров, он получает дополнительное финансирование на закупку оборудования для инжинирингового центра.

На мой взгляд, особые экономические зоны также реализуют значительный потенциал инновационного развития. К сожалению, формирование инфраструктуры в ОЭЗ продвигается более медленными темпами, чем хотелось бы. Но сейчас в Государственной Думе во втором чтении находится законопроект, который расширит полномочия субъектов Федерации по финансированию ОЭЗ. Будут предложены новые механизмы привлечения частных инвестиций. В частности, компаниям будет компенсироваться часть затрат на развитие инфраструктуры ОЭЗ, например на строительство дороги, в счет будущих налоговых поступлений бизнеса, который начнет работать в ОЭЗ.

У нас в стране существует огромный дефицит квалифицированных кадров. Большинство специалистов на промышленных предприятиях - это люди пенсионного возраста. А молодые специалисты стремятся уехать работать в Европу, Америку или Израиль - туда, где и платят больше, и созданы все условия для работы. Как вы будете решать кадровый вопрос и привлекать профессионалов в российские инновационные проекты? - Наталья (Россия)

Артем Шадрин: Выход один - платить более высокую зарплату, в первую очередь за счет повышения производительности труда, обеспечивая модернизацию производства как за счет приобретения нового оборудования, так и через использование современных технологий управления производством. Сейчас по уровню производительности труда мы отстаем от зарубежных конкурентов как раз приблизительно во столько же раз, во сколько ниже и уровень заработной платы.

В сфере образования и науки сложнее говорить о количественной оценке производительности. Тут я могу выделить два основных направления. Первое связано с уровнем заработной платы для ведущих специалистов. Согласно действующему уже несколько лет Постановлению Правительства РФ N 220 для привлечения в российские проекты профессионалов мирового уровня выделяются крупные гранты. Это делается для того, чтобы как отечественные, так и зарубежные специалисты могли открывать в российских университетах свои кафедры, лаборатории или научные центры и обеспечивали передовой уровень проводимых научных исследований.

Это очень успешный опыт. Тот же Сколковский институт науки и технологии (Сколтех) регулярно приглашает на работу ведущих исследователей. За счет выделенных средств в российские университеты привлекались даже лауреаты Нобелевской премии.

Второе направление - ориентирование исследований на потребности бизнеса. Согласно Постановлению Правительства N 218 из средств федерального бюджета предприятиям выделяются гранты на заказы НИОКР в отечественных университетах и научных центрах.  До 300 млн руб. выделяется государством безвозвратно на условиях софинансирования. Например, условно 100 млн руб. выделяет Минобрнауки и 100 млн руб. выделяет предприятие, которые оно обязуется потратить на дополнительные исследования и коммерциализацию их результатов.

Недавно в Физтехе рассказывали о заказе одного из крупнейших отечественных предприятий космической отрасли. Физтех разработал оборудование, которое уже используется на орбитальных станциях. В данном случае и вуз повысил свою компетенцию в инженерных разработках, и одновременно предприятие получило достойный продукт.

Как известно, наука предполагает большие затраты. Именно поэтому большинство научных центров во всем мире, в том числе и в России, стремятся к международному сотрудничеству и привлекают к работе специалистов и инвесторов из разных стран. Не пострадают ли уже существующие отечественные проекты от ухудшения международной обстановки и введения санкций? - Юрий (Омск)

Артем Шадрин: Санкции, которые распространяются на оборонные исследования и технологии двойного назначения, не вызвали серьезных проблем в сотрудничестве в сфере науки. Российские специалисты продолжают принимать участие в зарубежных проектах. В свою очередь и иностранные специалисты приезжают в Россию.

Сейчас в Москве проходит очередной форум "Открытые инновации" - крупнейшее событие года в отрасли. Это мероприятие международного уровня, и в нем принимают участие ведущие компании из стран Европы, США, Азии, Латинской Америки. Таким образом, сотрудничество между странами продолжается, несмотря на политическую обстановку.

На Ваш взгляд, должны ли предприятия создавать отдельные инновационные отделы в своей структуре? Должны ли новые идеи генерировать профессионалы, обладающие специальными знаниями в области инноваций? Или это скорее творческий процесс, доступный любому сотруднику компании, независимо от его профессиональных обязанностей? - Громова Ольга (Владимир)

Артем Шадрин: Инновации могут быть не только технологическими, но и организационными, маркетинговыми и другими. Поэтому, на мой взгляд, правильнее, когда большинство сотрудников вовлечены в инновационный процесс. Без этого предприятие недоиспользует потенциал своих специалистов.

Вместе с тем наличие специализированного структурного подразделения играет свою положительную роль. Например, для того чтобы следить за последними разработками в той или иной сфере и грамотно сформировать техническое задание или искать российских или зарубежных партнеров. Отдельная задача - защита прав на интеллектуальную собственность, вопросы патентования и лицензирования. Или популярное на сегодняшний день направление - открытые инновации, проведение коллективных исследований.

Согласно рекомендациям по реализации программ инновационного развития 60 крупнейшим компаниям с государственным участием три года назад было предложено создать в своей структуре отдельную должность - директор по инновациям.

В августе текущего года вышло поручение председателя правительства об актуализации программ инновационного развития компаний с государственным участием. До конца декабря 2015 года эта работа должна быть завершена. Мы готовим новые методические рекомендации по доработке этих программ. К этой работе также привлекаются институты развития, которые уже приступили к независимой оценке результатов реализации первых 6 программ госкомпаний, осуществлявшейся с 2012 года.

Кроме того, при поддержке Минэкономразвития  создан клуб директоров по науке и инновациям, который объединяет более 100 участников и позволяет компаниям обмениваться опытом и лучшими практиками  в сфере инновационного развития.

КонсультантПлюс: Артем Евгеньевич, благодарим Вас за то, что нашли время ответить на наши вопросы.


Интервью подготовлено корреспондентом компании "КонсультантПлюс" А. Епифановой
Фото - Т. Тверецкий 

Все интернет-интервью

Поделиться ссылкой: