Интернет-интервью с Ц.А. Шамликашвили,
президентом Научно-методического центра медиации и права:
"Медиация - новый институт в условиях российской правовой культуры"
27 июля 2010 года состоялось интервью с президентом Научно-методического центра медиации и права, председателем подкомиссии по альтернативным методам разрешения споров и медиации Ассоциации юристов России Цисаной Автандиловной Шамликашвили. Тема интервью: "Медиация - новый институт в условиях российской правовой культуры".
26 июля Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", который вводит специальную процедуру примирения при судебных спорах - медиацию.
КонсультантПлюс: Насколько общество готово к таким методам разрешения спора, как медиация?
Шамликашвили Цисана Автандиловна: Принятие данного Закона было бы невозможно без определенного уровня осознания, причем не только властью, но и обществом, значимости применения подходов, подобных медиации, которые отвечают современным условиям социально-экономического развития и потребностям самих граждан. Конечно, вопрос о самостоятельности и ответственности очень важен для успешного развития медиации. Однако у этой медали есть и другая сторона: внедрение медиации как в правовую культуру, так и в культуру взаимоотношений в целом способствует формированию гражданской ответственности. Ведь медиация наделяет граждан новой силой, правом выбора и возможностью влиять на решение сложных и значимых для них вопросов.
КонсультантПлюс: Станет ли процедура медиации распространенной? Сколько времени для этого потребуется?
Цисана Автандиловна: Насколько будет зрелым общество, настолько и будет востребована медиация. Это именно тот аспект, который мы затрагивали в предыдущем вопросе. А зрелость общества завит от зрелости граждан, составляющих его. Почувствовав те преимущества, которые дает медиация, российские граждане (так же, как граждане других стран, где медиация уже востребована), безусловно, будут обращаться к ней как к инструменту, максимально отвечающему их собственным интересам.
КонсультантПлюс: Каков положительный опыт использования медиации в зарубежных странах? Как привлечь к ней людей у нас, вызвать интерес клиентов, представителей бизнеса и деловых кругов?
Цисана Автандиловна: Положительный опыт использования медиации и в зарубежных странах, и в нашей стране, конечно, есть. Если рассматривать привлекательность медиации при разрешении коммерческих споров (и непосредственно предпринимательских), то можно с полной уверенностью говорить о том, что медиация - это способ урегулирования споров и разногласий, очень органичный для самой сути предпринимательской деятельности. Ведь предпринимательская деятельность предполагает свободу выбора, проявление творчества и требует способности видеть и анализировать всю ситуацию в комплексе. Медиация как раз и позволяет это сделать. Те предприниматели, которые готовы и способны отступить от привычных стереотипных (и порой совершенно не продуктивных) стратегий поведения в ситуациях конфликта, могут оценить возможности и преимущества медиации в действии, когда необходимо защитить свою репутацию, не допустить развала бизнеса, сохранить партнерские отношения с контрагентом. Здесь при возникновении спора медиация может избираться в первую очередь.
Закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" является базовым, институционализирующим медиацию, правовым актом, призванным сформулировать основополагающие принципы регулирования медиативной деятельности в нашей стране, создать ориентиры для дальнейшего развития этого института. Действительно с принятием Закона не появляется административного рычага, обязательного направления сторон на медиацию. Но обязательность медиации - это вообще дискуссионная тема. И на первоначальных этапах, возможно, не следует использовать такой подход. В Законе сформулированы положения, которые необходимы для успешной практической реализации тех возможностей относительно примирительных процедур, которые были заложены, к примеру, в АПК. Опираясь на существующий закон, судья знает, какую процедуру порекомендует сторонам, знает, что согласно Закону дело приостанавливается, причем установлен максимальный срок для приостановления дела. Кроме того, медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации после обращения в суд, может быть утверждено в качестве мирового соглашения. Таким образом, Закон дает четкий алгоритм применения медиации и в том случае, когда стороны обратились в суд, или спор уже перешел в формальную стадию.
КонсультантПлюс: Как сегодня происходит встраивание медиации в российскую правовую систему? Как выстраиваются взаимоотношения между медиаторами, представителями судебной системы и адвокатуры?
Цисана Автандиловна: Нам не следует рассматривать судебную систему и адвокатуру в качестве оппонента, чье сопротивление следует преодолевать. Судебная система и юридическое сообщество, в частности адвокатское сообщество, рассматриваются нами в качестве союзников. И более того, без их активного участия и помощи медиация не сможет развиваться в полной мере. В сущности, и судьи, и адвокаты являются держателями доступа к медиации. И от того, насколько они будут компетентны (и компетентно будут рекомендовать обращение к медиации) во многом зависит эффективность процесса интеграции этого института в правовую культуру нашей страны.
КонсультантПлюс: Медиация - конфиденциальная процедура, полученную в ходе нее информацию нельзя использовать в суде. Есть ли у медиатора судебный иммунитет, например, как у адвоката, которого нельзя вызвать на допрос, заставить давать показания по делу?
Цисана Автандиловна: Конфиденциальность информации, относящейся к процедуре медиации, отражена в Законе в статье 5 (1-5 часть) и в статье 6. С целью защиты конфиденциальности информации внесены изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532). А именно, пункт 1 части третьей статьи 69 (об иммунитете), перечисляющий круг лиц, этим иммунитетом обладающих, будет изложен в следующей редакции: "1) представители по гражданскому делу, или защитники по уголовному делу, делу об административном правонарушении, или медиаторы - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением обязанностей представителя, защитника или медиатора". Таким образом, медиатор имеет гарантии недопустимости его привлечения в качестве свидетеля.
КонсультантПлюс: В каких областях возможно разрешение споров с использованием процедуры медиации, в каких случаях ее применение предпочтительнее, где она наиболее эффективна? Ограничивает ли Закон ее применение?
Цисана Автандиловна: Закон распространяется на споры, связанные с гражданскими правоотношениями, семейными и трудовыми. В этих категориях споров медиация очень продуктивна. Если говорить о коммерческих, семейных, трудовых отношениях, то здесь чаще всего большое значение имеет сохранение отношений. В случае возникновения разногласий, споров - возможность непосредственного участия в поиске и принятии решений. В то же время не последнее место занимает экономия средств, ресурсов как временных, так и финансовых. Всем этим критериям медиация отвечает. К примеру, она позволяет достаточно быстро, конфиденциально прийти к взаимному согласию сторон. Она позволяет разрешить коммерческий спор, опираясь на право, но одновременно приняв во внимание всю сложность ситуации.
Возможности медиации, конечно, шире. Без преувеличения можно говорить о том, что медиация успешно применяется, в том числе в публичных и административных спорах. Не исключено, что в будущем сфера применения медиации и в нашей стране расширится. Но в нынешнем состоянии Закон позволяет регулировать применение процедуры медиации в наиболее социально-значимых сферах. И мы надеемся, что это вызовет в обществе положительную реакцию.
КонсультантПлюс: Какие условия должны быть включены в соглашение о проведении медиации? Каков их исчерпывающий перечень?
Цисана Автандиловна: В соответствии со ст. 8 Закона "Об альтернативной процедуре разрешения споров с участием посредника (процедуре медиации)" соглашение о проведении процедуры медиации должно быть заключено в письменной форме и содержать определенный минимальный перечень сведений. Это сведения о предмете спора; о медиаторе, медиаторах или об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации; о порядке проведения процедуры медиации; об условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации; о сроках проведения процедуры медиации.
Данный перечень условий соглашения не является закрытым: стороны свободны вносить в него любые положения, которые считают необходимыми для отражения в данном документе, если они не противоречат российскому законодательству (в том числе и указанному Закону). Например, в соответствии с частью 7 ст. 15 стороны вправе предусмотреть свои особые требования к медиатору.
КонсультантПлюс: Сейчас у малоимущих граждан для защиты прав есть возможность обращаться в бесплатные консультации, некоммерческие или государственные организации, которые предоставляют им юристов и адвокатов для суда. Возможно ли такое при медиации, кто будет оплачивать услуги медиатора?
Цисана Автандиловна: Разумеется, медиация является важным инструментом оказания бесплатных услуг, для снижения общественной напряженности. Тем более что незащищенные слои населения часто нуждаются в разъяснении информации и в прояснении недоразумений, которые возникают в результате правовой неграмотности. И нами делаются первые шаги для создания "медиативных клиник". Первая такая "медиативная клиника" будет работать с осени следующего года. Это будет совместный проект юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и Центра медиации и права.
Также со следующего года есть договоренность о создании "медиативной клиники" совместно с МГЮА. В этих вузах уже несколько лет успешно ведется работа юридических клиник. Это будут первые шаги по использованию медиации в рамках "медиативных клиник" для малоимущих слоев населения. Наряду с этим все последние годы в социальной сфере мы оказываем медиативную помощь тоже на условиях pro-bono. И намереваемся эту работу продолжать и в будущем.
КонсультантПлюс: Я - практикующий юрист в крупной юридической фирме. Сегодня мы уже оказываем услуги посредничества (квази-медиации) в интересах своих клиентов, ведь они ценят экономию средств. Сможем ли мы теперь оказывать услуги медиации и каковы при этом гарантии, представленные Законом?
Цисана Автандиловна: Не всякое посредничество это медиация. И в вопросе не вполне ясно выражение "в интересах клиента", потому что медиатор выступает нейтральным лицом, ни в коем случае не защищая интересы одной из сторон. Задача медиатора в равной мере помогать всем сторонам, вовлеченным в спор, а не защищать интересы одной стороны. Смогут ли те, кто оказывает подобные услуги, продолжать эту деятельность?
Прежде всего нужно познакомиться с текстом Закона. В нем четко заданы ориентиры, определяющие, что является медиативной деятельностью, и, вероятнее всего, если эти специалисты хотят оказывать посреднические услуги как профессиональные медиаторы, им нужно пройти профессиональную подготовку, чтобы не возникало подмены понятий. Помимо прочего, это важно с точки зрения следования профессиональной этике юриста. Ведь он не должен вводить в заблуждение своих клиентов, в интересах которых получить возможность наиболее адекватным способом разрешить существующий конфликт.
КонсультантПлюс: Как медиаторы делятся на профессиональных и непрофессиональных, и какими документами подтверждается их квалификация?
Цисана Автандиловна: Закон гласит, что деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Об этом подробно говорится в ст. 15 и 16 Закона. Если коротко обозначить разницу, то осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости.
В то время как осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов.
Медиаторами не могут быть государственные или муниципальные служащие, а процедуру медиации по спорам, переданным на рассмотрение суда или третейского суда до начала проведения процедуры медиации, могут проводить только медиаторы, осуществляющие свою деятельность на профессиональной основе. Кроме того, только медиаторы, осуществляющие свою деятельность на профессиональной основе, могут быть членами СРО медиаторов.
"Правильный" медиатор - это профессиональный медиатор, имеющий хорошую подготовку. Для того чтобы выбрать правильного медиатора, сторонам (либо консультирующим их юристам) необходимо понимать суть медиации, чтобы не путать ее с обычным посредничеством. Необходимо понимать, что медиация - это способ урегулирования споров, где наибольшую роль играют сами стороны, и они свободны в своем выборе тех решений, которые в большей степени отвечают их истинным потребностям. Медиатор не выносит решений, не предлагает их, не навязывает сторонам своего видения возможных вариантов разрешения споров. Поэтому мы говорим о необходимости компетентного предложения медиации и просвещенного, информированного спроса на нее.
КонсультантПлюс: Какой должна быть профессиональная подготовка медиатора, кто может им стать? Разработана ли учебно-методическая база для подготовки специалистов в вузах РФ?
Цисана Автандиловна: На сегодняшний день наш Центр является единственным, кто уже более пяти лет преподает курс "Введение в медиацию" в ведущих вузах страны. Мы единственные, кто разработал оригинальные российские авторские программы профессиональной подготовки медиаторов. Более того, эти программы прошли процедуру лицензирования. Таким образом, база для последующего внедрения вводных курсов по медиации в вузах тоже имеется (так же, как и основа для полноценной профессиональной подготовки медиатора). Наши программы прошли проверку временем и практикой. Ведь нами уже подготовлено несколько десятков медиаторов, которые на сегодняшний день успешно практикуют в разных уголках РФ.
КонсультантПлюс: Мы благодарим Вас за интервью.
Интервью с Ц.А. Шамликашвили подготовлено редактором сайта КонсультантПлюс Н. Лашкиной.