Интернет-интервью с А.В. Школьниковым,
начальником договорно-правового департамента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации:
"Росгвардия: нормативно-правовой аспект"
В апреле 2018 года состоялось интервью с руководителем договорно-правового департамента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Александром Владимировичем Школьниковым, в ходе которого он рассказал об особенностях работы Росгвардии, социальном обеспечении ее сотрудников, наиболее значимых проектах нормативно-правовых актов, а также ответил на поступившие вопросы.
КонсультантПлюс: Александр Владимирович, с момента создания в России Федеральной службы войск национальной гвардии прошло два года. Для нашей страны это принципиально новый тип силового ведомства, тогда как в других странах подобные структуры существуют уже давно. Например, карабинеры в Италии или национальные жандармы во Франции. Можем ли мы говорить о том, что процесс формирования военной полиции завершен? Подготовлена ли нормативно-правовая база, регулирующая деятельность Росгвардии?
Александр Владимирович Школьников: Если говорить в двух словах, то за первый год работы принято десять федеральных законов и подписано не меньшее количество указов Президента Российской Федерации, которые закрепили основы нормативно-правового регулирования деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации. С одной стороны, цифра эта небольшая. С другой стороны, объем законодательной базы, который нам пришлось скорректировать в связи с формированием новой правоохранительной структуры, огромный. И на сегодняшний день мы законодательно закрепили практически все вопросы, связанные с выполнением Росгвардией возложенных на нее задач. Это, в первую очередь, охрана особо важных государственных объектов, а также функции, которые перешли к нам от полиции, ‒ надзор в сфере частной детективной и охранной деятельности, а также лицензирование и контроль за оборотом оружия.
Сказать, что нормативно-правовая база Росгвардии полностью сформирована, конечно, нельзя. Работа продолжается. На разных площадках сегодня обсуждается 18 законопроектов, так или иначе затрагивающих компетенцию войск национальной гвардии. Завершается согласование заинтересованными министерствами и ведомствами актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
И, конечно, самую большую нагрузку на вверенный мне департамент составляют ведомственные приказы. Только за 2017 год в Минюсте зарегистрировано 94 приказа Федеральной службы войск национальной гвардии. Думаю, подобного количества следует ожидать и в 2018 году. Основную часть из них в текущем году составят административные регламенты (29 приказов).
Появляются и новые задачи, которые требуют корректировки действующего законодательства. Так, главой государства подписан Федеральный закон от 07.03.2018 N 40-ФЗ о внесении изменений в закон о войсках национальной гвардии, согласно которому Росгвардия будет обеспечивать безопасность отдельных высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. В настоящее время готовятся проект указа Президента Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, регламентирующие порядок действий Росгвардии по реализации этих новых полномочий.
И еще. Вы упомянули термин "военная полиция" в отношении Росгвардии. Военная полиция в соответствии с Федеральным законом "Об обороне" - это составная часть Вооруженных Сил Российской Федерации, предназначенная для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, лиц гражданского персонала, граждан, проходящих военные сборы, а также для обеспечения исключительно в Вооруженных Силах Российской Федерации законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, охраны их объектов. Так что Росгвардия к этому термину не имеет отношения.
КонсультантПлюс: Над какими еще приоритетными документами работает ваш департамент? Расскажите, пожалуйста, о наиболее значимых законодательных инициативах, которые могут быть реализованы в ближайшее время.
Александр Владимирович: Во исполнение Указа Президента от 5 апреля 2016 года N 157 сейчас мы работаем над вопросами, связанными с переводом СОБР и ОМОН, а также подразделений авиации на военную службу. Одна из первостепенных задач - законодательно обеспечить сохранение социальных прав и гарантий новых военнослужащих. Очень важно, чтобы в процессе перевода будущий военнослужащий понимал, что его денежное довольствие, пенсионное и медицинское обеспечение, как и другие льготы не будут утрачены. Речь идет о судьбах людей, поэтому все социальные вопросы должны быть максимально четко и понятно закреплены соответствующим нормативным актом.
КонсультантПлюс: Александр Владимирович, давайте все-таки четко определим, каковы основные различия правового статуса гвардейцев и сотрудников полиции?
Александр Владимирович: Любопытно снова слышать в вашем вопросе еще один новый термин - "гвардейцы".
В войсках национальной гвардии проходят службу по сути три категории государственных служащих - это военнослужащие, сотрудники (или, как звучит эта формулировка в законе, - лица, проходящие службу в войсках национальной гвардии и имеющие звания полиции) и федеральные государственные гражданские служащие. Вас заинтересовала значительная часть нашего личного состава - это сотрудники.
Действительно, с точки зрения правоприменения, сложилась интересная ситуация: с одной стороны, наши сотрудники осуществляют свою служебную деятельность в военной организации, а с другой стороны, по многим вопросам руководствуются законами, определяющими прохождение службы в органах внутренних дел. Нередки случаи, когда и наши сотрудники, и полицейские - сотрудники органов внутренних дел выполняют схожие функции. Но функционал между нами четко разделен совместным приказом МВД России и Росгвардии. Давать оценку эффективности их работы выходит за пределы моих полномочий, но результаты обеспечения общественного порядка и общественной безопасности за последние два года, особенно при проведении массовых мероприятий, говорят сами за себя.
КонсультантПлюс: Одной из задач, поставленной перед войсками национальной гвардии, является борьба с терроризмом. Сотрудничает ли Росгвардия по данному направлению работы с правоохранительными структурами в других странах? Существуют ли какие-то международно-правовые соглашения, подписанные Росгвардией со своими зарубежными коллегами?
Александр Владимирович: На сегодняшний день Росгвардией прорабатывается ряд направлений работы с близкими нам по духу и задачам зарубежными коллегами. В первую очередь это, конечно, обмен опытом и проведение совместных учений.
Вместе с тем хотел бы отметить, что согласно Федеральному закону "О противодействии терроризму" основные полномочия в этом вопросе возложены на Федеральную службу безопасности. Задача Росгвардии - это вспомогательная, силовая поддержка. Наглядный пример - наша работа на Северном Кавказе, где сотрудники Росгвардии обеспечивают проведение контртеррористических операций.
Что касается непосредственно заключения международных договоров, то эта работа при координирующей роли МИД России будет осуществляться, как только соответствующие договоренности с нашими партнерами будут достигнуты. К сожалению, это процесс небыстрый. По линии правоохранительного сотрудничества по наследству от МВД России нам досталось участие в 27 международных соглашениях, в частности участие в коллективных силах оперативного реагирования стран - участниц Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
КонсультантПлюс: Давайте перейдем к вопросам от посетителей нашего сайта. Вопрос от Артема Андреевича из Омска: "Каким образом действует механизм совершенствования законодательства, регулирующего деятельность войск национальной гвардии РФ? Может, существуют внутриведомственные правовые центры по субъектам РФ, обобщающие проблемные вопросы и далее передающие информацию о них в договорно-правовой департамент?"
Александр Владимирович: Нужно понимать, что служба у нас очень молодая. Например, МВД России потребовался не один год, чтобы выстроить свою систему мониторинга правоприменения на местах. Мы пока не обладаем достаточным свободным ресурсом, чтобы в войсках сосредоточить на этом направлении отдельных специалистов. Тем не менее мы ничем не отличаемся от других структур в плане совершенствования нормативно-правовой базы. Все поступающие запросы и предложения от наших управлений округов, территориальных органов, воинских частей и других подведомственных организаций в обязательном порядке рассматриваются и анализируются. Если вопрос не может быть решен путем простых разъяснений и требует корректировок нормативных правовых актов, то мы готовим соответствующие изменения, обеспечиваем их согласование во всех заинтересованных федеральных органах власти, ведем сопровождение документа вплоть до его принятия.
КонсультантПлюс: Вячеслав из Москвы спрашивает: "Когда можно ожидать выхода постановления Правительства РФ, устанавливающего требования к частным охранным организациям, участвующим в закупках для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного Законом РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"? Разработанный Росгвардией проект постановления согласовывается уже почти 2 года".
Александр Владимирович: Если честно, мы сами заинтересованы в скорейшем принятии данного документа. Единственная причина, которая не позволила его оперативно принять, это значительная комплексная его переработка и трудоемкие согласования с другими министерствами и ведомствами. После получения заключения Минюста России рассчитываем на его оперативное рассмотрение Аппаратом Правительства Российской Федерации и подписание.
КонсультантПлюс: У Евгения из Санкт-Петербурга вопрос по социальным выплатам: "В Вооруженных Силах размер компенсации за наем жилых помещений гораздо больше, чем в Росгвардии. С чем связана такая дискриминация и будет ли издан приказ Росгвардии о повышении размера компенсации?".
Александр Владимирович: Скажу сразу: разницы нет. Порядок выплаты и размеры денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений не содержит каких-либо различий в вопросах обеспечения денежной компенсацией военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и военнослужащих других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (служба), в частности Росгвардии. Эти вопросы регламентированы постановлениями Правительства от 31 декабря 2004 г. N 909 и от 30 декабря 2011 г. N 1228.
Размеры денежной компенсации составляют в Москве и Санкт-Петербурге 15000 рублей, в других городах и районных центрах − 3600 рублей, в прочих населенных пунктах − 2700 рублей.
Для отдельных категорий военнослужащих и сотрудников предусмотрена возможность получения выплаты денежной компенсации в размерах фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного в зависимости от состава семьи, которые могут превышать размеры, установленные в этих постановлениях.
При этом следует отметить, что указанные расходы могут быть произведены исключительно с разрешения руководителей федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных ими должностных лиц и в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели, для чего требуется принятие соответствующего решения.
В Росгвардии главнокомандующим войсками национальной гвардии Российской Федерации такое решение принято для выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и сотрудникам Росгвардии, замещающим должности в наших частях и подразделениях на территории Республики Крым и в г. Севастополе. И только в пределах выделенных бюджетных ассигнований на эти цели.
Согласитесь, принятие решения о выплате денежной компенсации в размере, превышающем установленный постановлением Правительства Российской Федерации, военнослужащим и сотрудникам Росгвардии указанных категорий, проходящим военную службу в остальных субъектах Российской Федерации, требует существенных затрат на эти цели из средств федерального бюджета. Поэтому при принятии такого рода решений исходим в первую очередь из финансовой обеспеченности, а также из адресности и нуждаемости.
КонсультантПлюс: Екатерина из Хабаровского края спрашивает: "Вернут ли комсомольчанам, работающим в ВНГ, районные в размере 50%? При переходе в ВНГ снизили с 50% до 20%".
Александр Владимирович: Размеры районных коэффициентов к заработной плате гражданского персонала и порядок их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании статьи 316 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК) и статьи 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов за счет средств своих бюджетов в отношении государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений.
До издания соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации применяются действующие законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего СССР (статья 423 ТК).
В отношении организаций войск национальной гвардии Российской Федерации, расположенных в Хабаровском крае, районный коэффициент к заработной плате работников установлен Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 28 ноября 1967 г. N 512/П-28 "О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока ..." в размере 1,2.
КонсультантПлюс: Вопрос от Сергея Георгиевича из Москвы: "Могут ли офицеры внутренних войск, находящиеся в запасе или отставке, и члены их семей пользоваться путевками в санатории Росгвардии и на каких условиях?".
Александр Владимирович: Да, могут. Санаторно-курортное обеспечение пенсионеров МВД России, уволенных из внутренних войск МВД России, и членов их семей осуществляется медико-санитарными частями МВД России по субъектам Российской Федерации (пункт 33 Положения об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД России, утвержденного Приказом МВД России от 8 августа 2006 г. N 895).
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации ежеквартально направляет в МВД России путевки (30% от лимита) в санатории войск национальной гвардии Российской Федерации "Россия" (г. Кисловодск) и "Дон" (г. Ессентуки) для обеспечения в том числе и офицеров внутренних войск, находящихся в запасе или отставке, а так же членов их семей.
Для получения путевок в санатории войск национальной гвардии Российской Федерации офицерам внутренних войск, находящимся в запасе или отставке (имеющим право на получение путевок в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации), необходимо обращаться, как правило, в соответствующие медико-санитарные части МВД России, к которым они прикреплены на медицинское обслуживание.
КонсультантПлюс: Вопрос от Вадима из г. Набережные Челны, Республика Татарстан: "Заключаем договор с Росгвардией на оказание услуг по техническому обслуживанию технических средств охраны. Росгвардия настаивает на пункте, согласно которому Росгвардия освобождается от ответственности за пожар. Вопрос: с чем это связано?"
Александр Владимирович: За обеспечение пожарной безопасности объектов отвечают специальные структуры. В первую очередь - Государственная противопожарная служба МЧС России.
Что касается непосредственно заключения договоров. В соответствии с Федеральным законом "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", а также уставами управлений (отделов) вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по субъектам Российской Федерации техническое обслуживание технических средств охраны по договорам, заключенным с гражданами и организациями, подразделениями вневедомственной охраны не осуществляется.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Статьей 401 ГК РФ определено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
При этом заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства ничтожно.
На основании изложенного включение в договор на оказание услуг по техническому обслуживанию технических средств охраны условия об ответственности за пожар, по нашему мнению, возможно лишь в пределах и объеме исполняемых обязательств по данному договору, ненадлежащее исполнение которых повлекло возникновение пожара.
КонсультантПлюс: Благодарим Вас за участие в нашем интернет-интервью!
Интервью подготовлено корреспондентом компании "КонсультантПлюс" А. Епифановой
Фото - Т. Тверецкий