Интернет-интервью с Н.А. Винниченко,
директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом РФ:
"Правовое регулирование исполнительного законодательства: новые задачи и принципы работы ФССП России"

29 января 2008 года состоялось интервью с директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации Н.А. Винниченко. На присланные в редакцию вопросы также дали исчерпывающие ответы специалисты центрального аппарата ФССП России.

Тема интервью: "Правовое регулирование исполнительного законодательства: новые задачи и принципы работы ФССП России". Благодарим всех посетителей сайта, приславших свои вопросы.

КонсультантПлюс: Будет ли ФССП России придан статус правоохранительного органа? Рассматривается ли вопрос о возможности осуществления оперативно-розыскной деятельности Службой?

4Николай Александрович Винниченко: Сейчас в целях совершенствования системы государственной службы в Российской Федерации готовится проект Федерального закона "О правоохранительной службе Российской Федерации", в котором правоохранительная служба предусматривается в органах государственной власти, в ведении которых находятся в том числе вопросы обеспечения установленного порядка деятельности судов, а также принудительного исполнения судебных решений и актов других органов.  Кроме того, перечень правоохранительных органов в соответствии с этим проектом Федерального закона будет утверждаться Президентом Российской Федерации. В случае принятия такого Федерального закона, а также Указа Президента РФ ФССП России будет отнесена к категории органов, осуществляющих правоохранительную деятельность. Важно отметить, что включение Службы в правоохранительный блок – серьезный позитивный шаг навстречу нам. Связано это прежде всего с тем, что с принятием такого закона у ФССП  появятся дополнительные рычаги  и новые возможности применения мер воздействия на тех, кто уклоняется от исполнения судебных решений.  К их числу можно отнести проведение, например, оперативно-розыскных мероприятий. Пристав получит совершенно новые качественные возможности при реализации своих полномочий, связанных с розыском должников, с розыском имущества, с проведением работ по закреплению той информации, которую пристав сможет получать не скрытыми, а легальными способами. Решение вопроса о наделении ФССП правом осуществлять оперативно-розыскные мероприятия находится в прямой зависимости от принятия Федерального закона "О правоохранительной службе" и соответственного включения Федеральной службы судебных приставов в состав правоохранительных органов. Также после принятия данного Закона будет возможно подготовить соответствующие изменения в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности".

Закон о правоохранительной службе также тесно связан с Законом о судебных приставах. В октябре 2007 года был принят новый Федеральный закон "Об исполнительном производстве" N 229-ФЗ. Правда, на рассмотрение вносилось три закона – "Об исполнительном производстве", "О судебных приставах" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". ФЗ "О судебных приставах" прошел в первом чтении и на время был "заморожен", в связи с тем что возникла необходимость увязать  его новую редакцию с Законом о правоохранительной службе. Это необходимо, потому что Закон "О правоохранительной службе" определяет правовой статус сотрудников службы как субъектов закона о правоохранительной деятельности или о правоохранительной службе. Естественно, это потребует определения такого же статуса и закрепления этого статуса в Законе о судебных приставах. А Закон "О судебных приставах" как раз и предусматривает нормы, определяющие правовое положение судебного пристава-исполнителя и сотрудников, которые занимаются обеспечением установленного порядка деятельности судов, расследованием и проведением дознаний по уголовным делам. Принятие его важно для нас еще и тем, что он предусматривает и гарантирует достаточно серьезный социальный пакет для сотрудников. Пока уровень денежного обеспечения нашей Службы, денежного содержания отдельного сотрудника,  еще недостаточно высок. Средняя зарплата по-прежнему, несмотря на те повышения, которые были в плановом порядке произведены всем государственным служащим,  продолжает оставаться низкой, и составляет от десяти до тринадцати тысяч рублей. Я имею в виду зарплату рядового пристава-исполнителя районного звена. В правоохранительных органах сотрудники получают на порядок выше, чем приставы-исполнители, и имеют более широкий социальный пакет, связанный с пенсионным обеспечением, со льготной выслугой, с возможностью оплаты следования к месту отпуска и так далее. У них предусмотрена возможность социального страхования жизни, а также получение компенсации в случае, если сотрудник гибнет при исполнении служебных обязанностей. Работа судебного пристава опасна. Практически каждый день наши сотрудники сталкиваются с фактами физического насилия, причинения им увечья при исполнении служебных обязанностей, прямых угроз. Это как раз характеризует то, о чем  говорил в своем выступлении  первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев - о правовом нигилизме в России, который, к сожалению, наши сотрудники испытывают на себе. Пока в нашей стране в чести неисполнение законов, а не наоборот. Воспитание должного отношения к исполнению законов - это дело не одного года и не одного десятилетия. В искоренении правового нигилизма активно принимают участие различные правоохранительные органы, которым для успешной деятельности также нужна  помощь со стороны государства. Надеемся, что Закон о правоохранительной службе будет принят уже в этом году.

КонсультантПлюс: Какие предъявляются требования к кандидату на вакансию судебного пристава-исполнителя? Кто может поступить к вам на службу?

2Николай Александрович: Требования едины. Позиция, которая регулирует правовое положение судебных приставов как гражданских служащих, определена основными нормативными актами. Это Закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденный Указом Президента РФ, и пока еще действующий в старой редакции Закон  "О судебных приставах". Общие требования к нашей профессии таковы. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость. Согласно главе 4 Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" судебный пристав-исполнитель относится к старшей группе должностей категории "специалисты". Кроме того, частью 3 статьи 12 Федерального закона от 27.07.2004  N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что в число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории "специалисты" всех групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования. Также согласно Указу Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. N 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих" к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для замещения старших должностей федеральной государственной гражданской службы установлены следующие квалификационные требования – не менее трех лет стажа работы по специальности.  А по новому Закону о государственной гражданской службе необходимо еще и наличие высшего профильного образования, хотя в Законе о судебных приставах этого нововведения нет. Пока еще к принятию на службу допускаются лица, не имеющие высшего юридического образования. Стремимся, конечно, чтобы судебные приставы соответствовали заявленному образовательному цензу. Отмечу также, что к приставам, занимающимся обеспечением порядка деятельности судов и работающим в наших военизированных подразделениях, несущим службу в судах и обеспечивающих безопасность участников процесса и по роду своей деятельности имеющим право  при необходимости применять оружие и спецсредства, предъявляются особые требования. Это прежде всего хорошие показатели состояния здоровья, которое определяется при  прохождении военно-врачебной комиссии.

На сегодняшний день  в  штате  числится чуть меньше шестидесяти пяти тысяч человек. Пока это некомплект. Не хватает  еще  где-то около трёх тысяч специалистов, но мы достаточно быстро заполняем эти вакансии, надеемся, что к марту большинство вакансий будет заполнено. Естественно, самая большая нехватка специалистов в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных регионах, там, где средний уровень доходов населения выше, чем в других городах, а зарплата у приставов небольшая. Но надо сказать, что федеральным государственным гражданским служащим, к которым относятся и  судебные приставы, планируется индексация заработной платы с 1 февраля 2008 года на 9%  и с 1 октября 2008 года еще на 9%.  

Во многом эффективность работы нашей Службы связана и с материальным обеспечением. Бюджет Службы достаточно большой. В прошлом году он составил около двадцати миллиардов рублей. В доход же страны Служба принесла в несколько раз больше – свыше ста тридцати пяти миллиардов в целом. У нас большие планы, связанные со строительством зданий и их покупкой для территориальных органов, с обеспечением нашего большого автохозяйства - приставам приходится много ездить. У нас есть возможность закупать необходимое нам количество вооружения, оргтехники. Существует серьезная программа информатизации Службы. Сейчас пытаемся интенсивно ее внедрять. Ведь невозможно до бесконечности раздувать штаты - надо прежде всего интенсифицировать труд специалистов, для того чтобы освободить их от рутинной работы, например по печатанию стандартных бланков. В этом направлении ведется очень активная работа. В планах до конца этого года завершить перевооружение парка компьютеров и внедрить наши наработки по программному обеспечению. Таким образом, у ФССП появится своя внутренняя уникальная рабочая база, которая позволит создать несколько полноценных реестров, содержащих данные по стране в целом обо всех должниках, сведения об арестованном имуществе, а также имуществе, находящемся в розыске. Автоматизация и компьютеризация позволит контролировать в более жестком централизованном режиме процедуру исполнения. Такую возможность получат почти все руководители, начиная от  руководителей районного подразделения и заканчивая Главным судебным приставом Российской Федерации. И мы не новички в этом направлении - идем по стопам органов, которые уже внедрили у себя такие автоматизированные информационные системы. А если учесть, что нами  заключено большое количество соглашений о взаимодействии, в том числе с Федеральной налоговой службой России, Федеральной таможенной службой России, Федеральной миграционной службой России, и существуют специально созданные рабочие группы, которые в режиме мониторинга этих соглашений вносят коррективы в практику работы,  взаимодействуют на уровне центральных аппаратов,  сообща решают различные проблемные вопросы, то такие системы нам просто необходимы  для более оперативного взаимодействия. Будем наверстывать отставание в области компьютеризации базы данных за максимально короткие сроки. Внедрение таких передовых технологий качественно повысит уровень нашей работы. Например, мы не вправе осуществлять пропускной режим на границе. Этим занимаются миграционная и пограничная службы. В то же время  ФССП на практике использует такую меру, как ограничение права выезда за рубеж. Это достаточно действенный рычаг, для того чтобы побудить должника все-таки выполнить обязательства, которые наложены судом. А внедрение автоматизированной информационной системы позволит судебным приставам более быстро обмениваться информацией с пограничными службами, упростит процедуру выявления лиц, нарушающих закон.

КонсультантПлюс: Согласно каким нормативным документам ограничивается право на выезд из РФ должников?

5Николай Александрович: Если же говорить о нормативной подоплеке, а также наших правах и обязанностях, то надо сказать, что многие упрекали нас в том, что ФССП нарушает международную Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Конституцию Российской Федерации, и мы не вправе ограничивать свободное передвижение граждан, в том числе ограничивать выезд за рубеж. На самом деле это не так. Если говорить о Конвенции по правам человека, то надо отметить, что она, так же как и наша Конституция, предусматривает ограничение возможных основополагающих прав и свобод граждан, и в том числе связанных с неисполнением обязательств, наложенных на гражданина судом. И Конституция РФ практически повторяет позицию Конвенции. Так, право свободно выезжать за пределы Российской Федерации гарантировано Конституцией РФ как одно из основных прав и свобод человека и гражданина. Но в ст. 55 Конституции Российской Федерации также установлено, что эти права и свободы могут быть ограничены пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", в соответствии с которым право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами.

Поэтому возможности, предусмотренные Конституцией, а также Федеральным законом от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Законом "Об исполнительном производстве", просто нами реализуются. Это если говорить о правовой стороне. Сама же процедура реализации этих возможностей заключается в том, что если пристав-исполнитель устанавливает наличие не выполненных гражданином обязательств после неоднократных предупреждений, то тогда он выносит постановление, которое направляется в соответствующую миграционную службу и пограничную службу для решения вопроса либо о невыдаче паспорта, если документы оформляются до выполнения этих обязательств, либо об ограничении выезда, то есть о запрете выезда до того, как гражданин расплатится по долгам. На сегодня таких постановлений по России вынесено порядка двенадцати тысяч. Это, кстати, не так много. Потенциальных должников по поступившим к нам исполнительным листам из арбитражных судов и судов общей юрисдикции в прошлом году насчитывалось около 15 миллионов.  Это говорит о том, что мы не тотально ограничиваем в правах. Эта мера является фактически исключительной в тех случаях, когда пристав просто не может другими способами заставить человека расплатиться по долгам.

Кроме того, с 1 февраля 2008 вступает в законную силу Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в соответствии с которым в случае неисполнения должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта или являющемся судебным актом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации. Новым Законом также предусмотрено дополнительное право пристава-исполнителя ограничивать выезд не только на основании судебного решения, но и в случае, если имеются иные обязательства по исполнительному листу. Тогда пристав может обратиться в суд за получением такого судебного решения об ограничении выезда такого субъекта за границу.  

КонсультантПлюс: Николай Александрович, мы благодарим Вас за интервью и переходим к ответам, данным специалистами Вашей Службы.

Ведется ли работа по улучшению качества исполнения приставами своих обязанностей? – Ю. (Москва)

С 1 февраля 2008 года вступает в силу новый Федеральный закон N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 (далее – Закон), который вносит ряд серьезных изменений в действующий порядок принудительного исполнения судебных актов и актов уполномоченных органов при максимальном обеспечении прав и свобод граждан. Так, глава 18 нового Закона предусматривает возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов не только в суд, но и в порядке ведомственной подчиненности. Данная мера приведет к усилению контроля со стороны руководства структурных подразделений, территориальных органов и центрального аппарата за деятельностью должностных лиц, а следовательно – к улучшению качества работы судебных приставов-исполнителей.

Каким образом распределяется и контролируется работа приставов-исполнителей? - Головина Л.Ю. (Москва)

В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О судебных приставах" от 21.07.1997 N 118-ФЗ полномочия по организации и контролю работы судебных приставов-исполнителей возглавляемого подразделения возлагаются на старших судебных приставов. Кроме того, новый Закон наделяет старших судебных приставов, главных судебных приставов субъектов Российской Федерации, и главного судебного пристава Российской Федерации полномочиями по отмене постановлений судебных приставов-исполнителей.

Почему несоблюдение сроков исполнительного производства уже стало нормой, а единственным способом получить присужденные судом суммы по исполнительному документу является обжалование бездействия судебного пристава-исполнителя в суд? – Ю. (Москва)

Двухмесячный срок исполнения требований исполнительных документов не является пресекательным. Кроме того, в соответствии с новым Законом в сроки не включается время: в течение которого исполнительные действия не производились в связи с их отложением; в течение которого исполнительное производство было приостановлено; отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа; со дня объявления розыска должника-организации, а также имущества должника до дня окончания розыска; со дня обращения взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, предоставлении отсрочки, рассрочки его исполнения, а также об изменении способа и порядка его исполнения до дня получения судебным приставом-исполнителем вступившего в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица, принятого по результатам рассмотрения такого обращения; со дня вынесения постановления о назначении специалиста до дня поступления в подразделение судебных приставов его отчета или иного документа о результатах работы; со дня передачи имущества для реализации до дня поступления вырученных от реализации этого имущества денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов, но не более двух месяцев со дня передачи последней партии указанного имущества для реализации. Несоблюдение сроков исполнения исполнительных документов обусловлено рядом причин как объективного, так и субъективного характера. Основными причинами являются длительность выявления имущества должника, связанная с несвоевременным предоставлением регистрирующими органами сведений об имуществе должника, длительностью процедур оценки и реализации арестованного имущества, а также уклонение должников  от исполнения судебных решений. Новый Закон предусматривает расширение полномочий судебных приставов-исполнителей при исполнении судебных актов и актов уполномоченных органов. Кроме того, Федеральной службой судебных приставов и ее территориальными органами осуществляется работа с уполномоченными органами в сфере улучшения информационного обмена. Данные меры направлены на сокращение сроков исполнения судебных решений и актов уполномоченных органов, а также  максимальное обеспечение законных прав и свобод граждан  и организаций.

Планируется ли совершенствование системы обмена информацией между отделами и ГУ по Москве? Документы теряются и передаются туда-обратно, в итоге никаких виновных нет, а имущество годами не оценивается, документы оформляются безобразно (даты, номера, фамилии - все путается). - Головина Л.Ю. (Москва)

В рамках развития автоматизированной информационной системы Федеральной службы судебных приставов планируется внедрение в территориальные органы ФССП России систем электронного документооборота и делопроизводства. В настоящее время в Управлении ФССП России по Москве проведена работа по созданию корпоративной вычислительной сети, что позволяет гарантированно передавать информацию в электронном виде по защищённым каналам связи между структурными подразделениями Управления.

Электронные рабочие места судебных приставов-исполнителей оснащены системой автоматизации ведения исполнительного производства на базе программного комплекса "Судебный пристав", что позволяет минимизировать ошибки, возникающие при составлении необходимого пакета документов. Планируемое введение в дальнейшем аппарата электронно-цифровой подписи позволит исключить проблемы, связанные с использованием бумажного документооборота, и усилить контроль обмена информацией между структурными подразделениями УФССП России по Москве.

Какие меры принимаются при взыскании с должников по исполнительным листам в условиях, когда за должником официально не числится какого-либо имущества, и что делается для улучшения таких ситуаций? - Алёна (г. Иваново)

Действующим законодательством не предусмотрено уголовной ответственности в отношении должника за уклонение от исполнения судебного решения. В случае отсутствия у должника имущества и доходов, на которые может быть обращено взыскание, предусмотрено возвращение исполнительного документа взыскателю с актом о невозможности взыскания. При возвращении исполнительного документа взыскателю с актом о невозможности взыскания Законом предусмотрено право взыскателя на повторное предъявление исполнительного документа в пределах срока предъявления исполнительных документов к исполнению.

Судебные приставы взыскивают денежные суммы с организаций-работодателей по решениям судов и постановлениям Пенсионного фонда. Денежные средства "мертво" лежат на счету судебных приставов до конца года. И вот ДЕКАБРЬ - начинаются звонки в районные отделения Пенсионного фонда от организаций: где наши деньги? Почему не перечислили в Пенсионный фонд, мы уже не должники? Начинаются звонки от приставов: пришлите повторно заявление с указанием расчетных счетов для перечисления денежных средств, наша бухгалтерия его потеряла. Когда будет порядок? - Наталья (г. Ульяновск)

Основными причинами несвоевременного перечисления денежных средств с депозитного счета структурных подразделений судебных приставов является непредставление взыскателями банковских реквизитов для перечисления взысканных денежных средств. Действительно, в ходе проверок деятельности структурных подразделений выявляются единичные случаи неперечисления денежных средств. В целях недопущения подобных ситуаций аппаратами управлений территориальных органов ФССП России систематически проводятся целевые проверки на предмет своевременности перечисления денежных средств взыскателям.

Судебные приставы не занимаются взысканием по исполнительному листу, мотивируя это тем, что выяснение места работы должника в интересах взыскателя: вот найдите нам, где он работает, и тогда мы c ним разберемся... А если он не работает - я обязан идти к нему и все выяснять? Или это уже самоуправство местных судебных приставов? На каком основании они пытаются переложить на взыскателя обязанность по поиску должника? - Валерий (Ставрополь)

В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О судебных приставах" судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Для установления места работы должника судебным приставом-исполнителем направляются запросы в органы Пенсионного фонда Российской Федерации. Вместе с тем статьей 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве", статьей 50 новой редакции Закона предусмотрено право взыскателя на представление судебному приставу-исполнителю дополнительных материалов (в том числе сведений о месте работы должника).

В связи с введением ограничений на выезд за рубеж как можно физическим лицам узнать, внесены ли они в этот список? Есть ли официально опубликованные данные на этот счет? - Смирнова Ольга Николаевна (Чебоксары)

Официально опубликованные данные о физических лицах, которым ограничено право выезда за пределы Российской Федерации, отсутствуют. Для получения указанной информации необходимо обращаться в структурные подразделения службы судебных приставов по месту регистрации граждан. Основаниями для временного ограничения права выезда должника за пределы Российской Федерации является неисполнение должником в установленный срок без уважительных причин требований исполнительного документа, вынесенного на основании решения суда. В соответствии с частью 2 ст. 67 нового Закона судебный пристав-исполнитель вправе вынести постановление о временном ограничении права на выезд должника за пределы Российской Федерации по заявлению взыскателя, содержащего ходатайство одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства.

Следует подчеркнуть, что принятие судебным приставом-исполнителем решения о временном ограничении права должника на выезд из Российской Федерации не носит тотальный характер и применяется в случаях, когда все остальные способы взыскания, предусмотренные действующим законодательством, не дали должных результатов. Временно ограничить право должника на выезд из Российской Федерации возможно исключительно при исполнении исполнительного документа, выданного на основании судебного акта.

Где можно оплатить задолженность по исполнительному документу?

Оплатить задолженность по исполнительному документу можно путем внесения денежных средств на депозитный счет структурного подразделения службы судебных приставов, в котором на исполнении находится исполнительное производство, по квитанционной книжке судебного пристава-исполнителя, либо в банковском учреждении с последующим представлением судебному приставу-исполнителю документа, подтверждающего оплату долга.

Вопрос о самом понятии звания "судебный пристав-исполнитель". Очень много приходится исполнять документов, приравненных к исполнительным документам: постановления ФСС, ИФНС, ПФР и других органов. Суммы (от 8 до 30 руб.) порой превосходят затраты на оформление исполнительного производства по этим документам. Понимаю, что нужна неотвратимость наказания за совершение правонарушения, но, может быть, судебному приставу-исполнителю заниматься исключительно судебными актами, а в других органах пусть появится своя коллекторская служба? Иначе не остается времени не только на анализ документов, но даже на автоматическое "отписывание". - Андрей (Екатеринбург)

Федеральная служба судебных приставов является единственным органом принудительного исполнения. Действующим законодательством принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Федеральной службой судебных приставов систематически анализируется нагрузка на судебных приставов-исполнителей и решается вопрос о расширении штатной численности. Кроме того, в настоящее время в соответствии с приказом ФССП России от 25.06.2007 N 295  в управлениях ФССП России по Архангельской, Вологодской и Кировской областям проводится эксперимент по внедрению института помощников судебных приставов-исполнителей, что позволит снизить нагрузку  на судебных приставов-исполнителей.

Я являюсь взыскателем по исполнительному листу в отношении должника Айметова Р.М. Решением Мирового суда Железнодорожного района г. Ульяновска от 29.06.2007 установлены алиментные обязательства в отношении нашей несовершеннолетней дочери Айметовой Р.Р. и меня. Исполнительные документы были направлены судом в Гулькевичский районный ОСП Краснодарского края (судебный пристав Юдин С.В.). В течение полугода я веду с ними активную переписку, но по состоянию на середину декабря алиментные суммы на мой счет не поступали. Последнее сообщение уведомляло меня о том, что исполнительные документы направлены по новому месту службы должника - г. Новосибирск, ул. Н. Малыгина, д. 1, в/ч N 32190. Гулькевичким ОСП в мой адрес была выслана справка о состоянии задолженности, в которой указано, что частично взысканные суммы мной получены. Но это не так.  Прошу ответить на мой вопрос: каковы должны быть мои действия? Могу ли я просить судебных приставов г. Новосибирска осуществить проверку бухгалтерии в/ч 32190 на предмет правильности взыскания денежных сумм с должника? Обязан ли пристав Гулькевичского ОСП при моем несогласии с данными, изложенными в справке о состоянии задолженности, изготовить новую справку и направить ее по месту взыскания?

Государством в настоящее время проводится очень серьезная политика в отношении злостных неплательщиков алиментов. Я, человек, в принципе обладающий специальными познаниями в юриспруденции, уже почти год добиваюсь исполнения решения суда, - заметьте, я, а не приставы, на которых государством возложена эта обязанность. Несовершеннолетние дети в соответствии с Конституцией РФ имеют право на защиту их интересов не только со стороны родителей (в моем случае только со стороны матери при полном попустительстве со стороны отца), но и со стороны Государства.  - Шаповалова Наталья, юрист, нотариус (г. Ульяновск)

Для проверки правильности и своевременности удержания бухгалтерией организации, в которой работает должник, алиментных платежей Вы вправе обратиться с заявлением в структурное подразделение службы судебных приставов по месту нахождения указанной организации. В случае неправильности расчета задолженности по алиментным платежам судебный пристав-исполнитель обязан произвести перерасчет и указанную справку направить в бухгалтерию организации, в которой работает должник.

Из рук вон плохо выполняются решения судов в отношении органов государственной власти и органов государственного управления. Прокомментируйте, пожалуйста, п. 44 постановления Европейского суда по правам человека, приведенного ниже:
ДЕЛО: Звездин против России. Жалоба N 25448/06. Постановление. Страсбург, от 14 июня 2007. Вступило в законную силу 14 сентября 2007.
"...44. Что касается довода Правительства относительно несоблюдения заявителем требований внутреннего закона при предъявлении исполнительного листа, Суд напоминает, что от лица, которое получило вступившее в силу решение суда против Государства в результате успешного судебного дела, нельзя требовать прибегать к принудительному производству для того, чтобы его исполнить (смотри Metaxas v. Greece, N 8415/02, § 19, 27 мая 2004; Gorokhov and Rusyayev v. Russia, N 38305/02, § 33, 17 марта 2005; Koltsov v. Russia, N 41304/02, § 16, 24 февраля 2005; Petrushko v. Russia, N 36494/02, § 18, 24 февраля 2005)". - Николай Николаевич (Санкт-Петербург)

В соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительные документы о взыскании денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации предъявляются в орган Федерального казначейства по месту открытия счета должника.

Я должен гражданину 5000 долл. США, есть решение суда, выплачиваю частями. Сейчас болен, медицинский фонд в ФРГ может оплатить мою операцию в Германии, но мне запрещен выезд за границу по решению судебного пристава. Правомерность действий пристава не оспариваю. Как быть? Операция необходима, хочется жить. - Андрей (Орел)

В данной ситуации рекомендуем Вам обратиться в суд, выдавший исполнительный документ, с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта и представить данное определение судебному приставу-исполнителю для вынесения постановления о снятии временного ограничения права выезда за пределы Российской Федерации.

Решением арбитражного суда предприятие (должник по исполнительному производству) признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство. Судебный пристав передал конкурсному управляющему более десятка исполнительных листов на взыскание в пользу физического лица денежных сумм - заработной платы, морального вреда, расходов на оплату услуг представителя. В ходе конкурсного производства задолженность перед взыскателем была погашена в составе текущих требований в полном объеме, с соблюдением очередности, о чем было сообщено судебному приставу. К уведомлению были приложены копии платежных документов с росписью взыскателя в получении денежных средств на сумму, соответствующую общей сумме задолженности по исполнительным листам, и исполнительные листы для окончания исполнительного производства. Судебный пристав окончил исполнительные производства по данным исполнительным листам в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ "Об исполнительном производстве" в связи с фактическим исполнением исполнительного документа. Взыскатель обжаловал действия судебного пристава, считая, что "пристав не проверял представленные конкурсным управляющим платежные документы, не исследовал, в полном ли объеме погашена задолженность перед взыскателем, не проверял конкурсного управляющего, заявил, что имеется иная задолженность; что в постановлении о возбуждении исполнительного производства приставом предписан конкретный способ исполнения - перечисление денежных средств на счет ОСП, а должник представил платежные документы (расходные ордера, платежные ведомости), согласно которым денежные средства были выданы лично взыскателю; пристав посчитал погашенной абстрактную задолженность на общую сумму по исполнительным листам".

Правомерно ли судебный пристав окончил исполнительные производства при получении сведений от конкурсного управляющего о погашении задолженности в полном объеме? Имел ли право судебный пристав вмешиваться в деятельность конкурсного управляющего по погашению требований кредиторов, каким-либо образом проверять правильность погашения и правильность составления платежных документов при конкурсном производстве? Каким образом будет регулироваться исполнение исполнительных документов при конкурсном производстве и будет ли осуществляться судебным приставом контроль в какой-либо форме за исполнением конкурсным управляющим исполнительных документов после вступления в силу нового Закона? - Нина (г. Кемерово)

Нарушение судебного пристава-исполнителя по окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным пп.1 п.1 ст. 27 Федерального закона "Об исполнительном производстве", выражено в том, что судебным приставом-исполнителем не была проверена достоверность сведений конкурсного управляющего. Вместе с тем судебный пристав-исполнитель не наделен полномочиями по осуществлению контроля за деятельностью конкурсного управляющего. В соответствии с частью 5 статьи  96 нового Закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя проводить правильность исполнения исполнительных документов, направленных ликвидатору, по оконченному исполнительному производству о взыскании периодических платежей.

На протяжении 5 лет судебным приставом-исполнителем не исполняется взыскание по исполнительному листу. Исполнительное производство постоянно теряется. Должник проживает в г. Челябинске, и постоянно контролировать действия пристава я не могу. Неоднократно обращалась к главному приставу Челябинской области, получая отписки, что исполнительное производство находится у районного пристава, необходимо обратиться к нему. Каким образом можно воздействовать на судебного пристава для исполнения решения суда? - Марина (Екатеринбург)

В данной ситуации рекомендуем для проведения проверки направить заявление в Федеральную службу судебных приставов, а также обжаловать действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя в суд общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в порядке статьи 90 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Статьей 121 нового Закона предусмотрено обжалование действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов в порядке ведомственной подчиненности и в судебном порядке.

Я являюсь директором аудиторской и юридической фирмы, очень часто сталкиваюсь с приставами на стадии исполнения решения суда и очень недоволен оперативностью приставов. Почему сразу же по приходу исполнительного листа не накладывают арест на р/счет должника? Ведь уходит время, а приставы в нашем регионе, особенно в Ханты-Мансийске, оттягивают процесс исполнения. Можно ли жаловаться и как на вопиющие факты взяточничества со стороны высокопоставленных лиц управления в ХМАО? - Назыров Эдаурд Рашидович (г. Нижневартовск, ХМАО-Югра)

Статья 9 Федерального закона "Об исполнительном производстве", как и статья 30 нового Закона, предусматривает наложение ареста на имущество должника одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства при наличии заявления взыскателя (его представителя). Действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя обжалуются в судебном порядке в соответствии со статьей 90 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Статьей 121 нового Закона предусмотрено обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в порядке ведомственной подчиненности.

Более полугода назад было возбуждено исполнительное производство. В исполнительном листе ясно сказано: изъять у незаконного владельца (должника такого-то) и передать собственнику (мне - взыскателю) похищенный автомобиль, который в рамках уголовного дела был передан в качестве вещдока на хранение должнику. Однако по месту прописки (Нижегородская обл.) должник не проживает, от явки к судебному приставу уклоняется. В обосновании акта о завершении исполнительного производства значилось: невозможно установить местонахождение имущества (причем его имущества, а не моего - существенная ошибка пристава). Главный нижегородский пристав сказал, что все сделано правильно. Вопрос: пристав-исполнитель отказался исполнять приговор суда в Н. Новгороде, где фактически находится должник и мое имущество, - мол, не моя территория - прав ли он? У меня дилемма - производство открыто в области, а исполнить его можно только в районном центре. Что делать? Взыскать надо конкретную габаритную вещь -  уверена, что это возможно. - Матвеева Ольга Федоровна (г. Н. Новгород)

В соответствии с действующим законодательством судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов Нижегородской области при наличии сведений о фактическом месте нахождения должника в г. Нижний Новгород в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статья 27 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должен был направить исполнительный документ для исполнения в соответствующее структурное подразделение службы судебных приставов. Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель вправе объявить розыск должника или имущества при наличии согласия взыскателя нести бремя расходов.

У моего бывшего мужа задолженность по алиментам (моей дочери 9 лет) по состоянию на 2006 год составляла 60 тыс. руб. С апреля 2006 года фирма, где он работает, ООО "Янтарная гроздь", ежемесячно перечисляет 2000 рублей (погашение текущей задолженности). Как добиться выплаты задолженности за прошлые годы (60,0 тыс. руб.) с учетом коэффициента за 2007 г.? Что можно предпринять? Куда обращаться? Он проживает  в Москве,  знаю, что он имеет автомобиль и трехкомнатную квартиру. - Елена (Ростов-на-Дону)

В соответствии с частью 3 статьи 102 нового Закона размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Таким образом, для расчета задолженности по алиментам Вам необходимо обратиться с соответствующим заявлением к судебному приставу-исполнителю.

По решению суда выплачиваю 25% от заработной платы на несовершеннолетнего ребенка. Бухгалтерия ежемесячно пересылала на р/c бывшей супруги алиментные отчисления. На этот же счет я перечислял 25% от дополнительного заработка (работа по договору), общая сумма алиментных перечислений 2000 руб. Бывшая супруга закрыла расчетный счет, мотивировав это маленькими алиментами. Попытки переслать деньги по почте, сообщить номер расчетного счета (телеграммы и личные звонки) ни к чему не привели. А время идет (уже прошло 4 месяца), ребенок не получает деньги. Не хотелось бы судебных разбирательств. Есть ли какой-либо способ решить эту проблему через службу судебных приставов без возбуждения исполнительного производства? Исполнительный лист находится в бухгалтерии по месту моей работы, на работе тоже начались проблемы, т.к. я не могу сообщить расчетный счет для перечисления алиментов, а сотрудники с проблемами никому не нужны. Что делать в подобной ситуации? - Сергей (Москва)

Бухгалтерия организации может осуществлять перечисления почтовым переводом по месту жительства взыскателя.

Я инвалид 2 группы, мой бывший муж не платит алименты на содержание 2 детей по исполнительному листу с 1998 г. Я очень много раз обращалась в службу судебных приставов по его месту жительства  и в республиканские органы, но почему-то никто в этой службе не исполняет решение суда по взысканию алиментов с должника. Прошло 7 лет. Обеспечивать семью трудно. Можно ли взыскать алименты? Знаю, что бывший муж имеет несколько машин, занимается частным извозом, коммерцией, но на постоянную работу не устраивается специально, чтобы не платить. Обидно, а ведь он бросил детей и меня именно тогда, когда я начала болеть в результате инсульта, а он даже содержать своих  детей не хочет. Как взыскать с него всю задолженность? До  октября 2007 г. он проживал в п. Павловск Мегино-Кангаласского района РС(Я), потом, как мне официально ответили, он переехал в г. Якутск и опять скрылся. Местные приставы знают, где он живет и работает, но абсолютно никаких  действий не предпринимают.  Что делать в данном случае? - Мараказова Аэлита Николаевна (РС(Я), Момский район, с. Хонуу)

Для расчета задолженности Вам необходимо обратиться в отдел судебных приставов, в котором на исполнении находится исполнительный документ, с заявлением с указанием периода задолженности. Действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии со статьей 90 Федерального закона "Об исполнительном производстве", а также  в порядке подчиненности в соответствии со статьей 121 нового Закона "Об исполнительном производстве".

N 229-ФЗ предусматривает возможность привлечения приставами к определению стоимости имущества профессиональных оценщиков (в соответствии с нормами 135-ФЗ "Об оценочной деятельности"). Каков будет порядок их привлечения? Если на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом N 94-ФЗ, то каковы будут критерии конкурсов, будут ли проведены аккредитации при Федеральной службе и т.д.? - Усова Юлия (Москва)

Статьей 85 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам. Данной статьей предусмотрена обязательность привлечения оценщика для оценки активов должника, в том числе недвижимого имущества, ценных бумаг, дебиторской задолженности (прав требования), драгоценных металлов и драгоценных камней, а также предметов, стоимость которых по предварительной оценке судебного пристава-исполнителя превышает тридцать тысяч рублей.

Оценщик назначается постановлением судебного пристава-исполнителя из числа победителей конкурса на право заключения государственного контракта по оказанию услуг по оценке арестованного имущества, проведенного территориальным органом ФССП России в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Конкурсная документация и порядок проведения конкурса на право заключения государственного контракта по оказанию услуг по оценке арестованного имущества размещается на интернет-сайтах территориальных органов ФССП России и официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (http://www.zakupki.gov.ru/).

Деятельность судебного пристава-исполнителя по применению таких крайних мер, как изъятие имущества и принудительное выселение из жилого помещения, всегда связана с риском для жизни и здоровья судебного пристава. Как решается эта проблема? - Николай (Рязань)

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона "О судебных приставах" от 21.07.1997 N 118-ФЗ жизнь и здоровье судебного пристава подлежат обязательному государственному страхованию за счет федерального бюджета на сумму, равную 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава.

В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов и в целях обеспечения исполнительного производства судебный пристав–исполнитель обращается с заявкой к старшему судебному приставу на участие судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее – ОУПДС) в совершении исполнительных действий. При совершении исполнительных действий судебный пристав по ОУПДС обеспечивает безопасность судебного пристава–исполнителя, следит за соблюдение общественного порядка.

С какого месяца 2008 года судебные приставы по ОУПДС возьмут под круглосуточную охрану здания судов и будет ли в связи с этим увеличение штатной численности судебных приставов по ОУПДС ФССП России? - Антон (Новосибирск)

Круглосуточная охрана зданий судов судебными приставами по ОУПДС осуществляется в Республике Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Ставропольском и Приморском краях, Ростовской области. Круглосуточная охрана указанных судов обусловлена сложной криминогенной обстановкой и угрозой совершения террористических актов.

Штатная численность судебных приставов по ОУПДС в 2008 году увеличиваться не будет. Вместе с тем прорабатывается вопрос по обеспечению круглосуточной охраны зданий судов субъектов в отдельных регионах Российской Федерации.

Каково Ваше мнение по поводу постановления ФАС Уральского округа от 22.09.2005 по делу N Ф09-3016/05-С6? - Игорь (Москва)

Постановлением ФАС Уральского округа от 22.09.2005 по делу N Ф09-3016/05-С6 оставлена без удовлетворения кассационная жалоба судебного пристава-исполнителя Верх-Исетского отдела г. Екатеринбурга Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Асланян Ю.Н. В данном постановлении суд пришел к выводу, что действия судебного пристава-исполнителя, связанные с вынесением постановления о временном ограничении права должника на выезд из Российской Федерации, не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права заявителя, в том числе и право на свободу передвижения. Федеральная служба судебных приставов не наделена полномочиями по толкованию и правовой оценке судебных решений.

Вместе с тем ФССП России сообщает, что с 1 февраля 2008 вступает в законную силу Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в соответствии с которым в случае неисполнения должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта или являющемся судебным актом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление  о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации. Кроме того, взыскатель или судебный пристав-исполнитель сможет обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации, если исполнительный документ не является судебным актом и выдан не на основании судебного акта.

Тем самым законодательно закреплено право судебного пристава-исполнителя временно ограничивать выезд должника из Российской Федерации при неисполнении им в установленный срок без уважительных причин требований исполнительного документа, что позволит исключить различное толкование положений действующего законодательства о правомочности установления судебным приставом-исполнителем ограничения на выезд из Российской Федерации.

Внесены ли изменения в часть 2 статьи 166  и часть 1 статьи 313  УК РФ? Если да, то какие? - Алёна (г. Иваново)

Статья 166 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения. Статья 313 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовное наказание за побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи. Последние изменения в эти статьи были внесены 08.12.2003 (Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"). Но к деятельности ФССП России эти статьи УК РФ не относятся.

Каково Ваше отношение к тому, что судебные акты, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджетов, подлежат исполнению не ФССП, а органами Казначейства (финансовыми органами), т.е. фактически самим должником? Указанные судебные акты, особенно о взыскании средств за счет казны публично-правового образования, стало фактически невозможно исполнить без доброй воли финансово-казначейских органов. И что делать, если такие судебные акты фин. органами не исполняются или исполняются не в полном объеме? Можно обращаться в ФССП? - Сергей (Оренбург)

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации. Главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяется порядок исполнения судебных актов в отношении публично-правовых образований и бюджетных учреждений за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.  При этом удовлетворение требований исполнительного документа о взыскании денежных средств с Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) за счет средств соответствующего бюджета должно быть произведено финансовыми органами в течение трех месяцев со дня поступления на исполнение к указанному органу исполнительного документа (пункт 6 статьи 242.2 БК РФ). 

Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" высказана позиция о том, что допускается осуществление судебным приставом-исполнителем исполнительных действий по аресту и реализации имущества, принадлежащего публично-правовому образованию на праве собственности, входящего в казну данного публично-правового образования, если в течение трех месяцев судебный акт, предусматривающий обращение взыскания на казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации, казну муниципального образования, не был исполнен соответствующим финансовым органом за счет средств бюджетной системы.

Вместе с тем представленные выводы Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не могут быть в полной мере реализованы в правоприменительной деятельности судебных приставов-исполнителей ввиду отсутствия единообразия при вынесении судебных решений и оформлении исполнительных документов о взыскании с казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования, отсутствия достаточной законодательной регламентации порядка учета имущества, входящего в казну субъекта Российской Федерации, а также имущества, входящего в казну муниципального образования, и др.

В Налоговом кодексе РФ  предусмотрено, что взыскание недоимки по налогам и сборам в отношении физических лиц производится на основании только судебного решения. Однако судебные приставы-исполнители в г. Владивостоке возбуждают исполнительное производство на основании решений, выносимых органами Пенсионного фонда о взыскании недоимки по взносам в Пенсионный фонд без судебного решения. Насколько законна такая практика? - Анна (Владивосток)

В соответствии с положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

По вопросу исполнения судебными приставами-исполнителями решений, выносимых органами Пенсионного фонда Российской Федерации  о взыскании недоимки по взносам в Пенсионный фонд, ФССП России полагает возможным сообщить следующее. Федеральным законом от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в соответствии с которыми взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в случае если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей 5000 рублей, в отношении юридических лиц - 50000 рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном ст. 25.1 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а в случае если превышает либо если страхователем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда в судебном порядке.

Обязана ли служба судебных приставов уведомлять должника об аресте его счета в банке, и если должна, то в какой срок? - Игорь (г. Киров)

Решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

При обращении взыскания на денежные средства должника судебный пристав-исполнитель выносит постановление о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах должника. Данное постановление судебный пристав-исполнитель, не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления, направляет должнику для сведения, в банк или иную кредитную организацию для исполнения. Постановление судебного пристава-исполнителя подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде.

Кроме того, в пункте 2 статьи 24 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" указано, что в случаях, когда исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, а также при наложении ареста на имущество и принятии иных обеспечительных мер судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве.

В соответствии с нормами ч. 6 ст. 36 нового Закона "требования, содержащиеся в исполнительном документе, выданном на основании определения суда об обеспечении иска, должны быть исполнены в день поступления исполнительного документа в подразделения судебных приставов и т.д.". Если учесть, что в самом идеальном случае только на получение ответов о материальном положении должника уходит минимум три дня – то хочется спросить у законодателя: как же это можно сделать?

Норма, закрепленная в части 6 статьи 36 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, конкретизирует положение Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым определение суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений (часть 1 статьи 142 ГПК РФ).

Исследование практики деятельности судебных органов, сложившейся в связи с реализацией мер, направленных на обеспечение иска, свидетельствует о том, что заявление истца об обеспечении иска, как правило, содержит указание на конкретное имущество, которое подлежит аресту в целях обеспечения исполнения будущего судебного решения, а также на место его нахождения. Соответственно реальное исполнение судебным приставом-исполнителем исполнительного документа, выданного на основании определения суда, предусматривающего обеспечение материально-правовых требований истца путем наложения ареста на прямо указанное имущество должника, не требует предварительного установления материального положения должника.

В соответствии с нормами ч. 1 ст. 36 нового Закона "содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом–исполнителем в двухмесячный срок". Не кажется ли Вам подобная формулировка как минимум некорректной, хотя бы потому, что судебный пристав-исполнитель не является должником, а требования, содержащиеся в исполнительном документе, к счастью, выполнять должны должники, а не пристав? 

Должностные лица Федеральной службы судебных приставов реализуют полномочия принудительного исполнения. В этой связи новым Законом "Об исполнительном производстве" судебному приставу-исполнителю предоставлены широкие полномочия по применению мер принудительного исполнения и совершению отдельных исполнительных действий. В частности, судебный пристав-исполнитель вправе обращать взыскание на денежные средства, заработную плату и иные виды доходов должника, вещи, исключительные и другие имущественные права, ценные бумаги и иное движимое и недвижимое имущество должника, в том числе находящееся у других лиц, производить принудительную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, производить оценку имущества и т.д.

Анализируя процесс реализации таких прав, наблюдается замещение судебным приставом-исполнителем самого должника, который в данном случае отказывается добровольно выполнить требования исполнительного документа, и это исполнение за него осуществляется судебным приставом-исполнителем. Кроме того, пунктом 7 части 3 статьи 68 Закона прямо предусмотрено право судебного пристава-исполнителя на совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае если это действие может быть совершено без личного участия должника. Учитывая изложенное, полагаем, что приведенная в вопросе формулировка не может рассматриваться как некорректная.

В соответствии с нормами ст.ст. 105, 113 и 115 нового ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель наделен правом применять штраф в отношении должника в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, однако факт отсутствия таких норм в административном законодательстве сводит на нет эти продекларированные права пристава. Даже ст. 17.15, на которую делается ссылка в ст. 105 ФЗ, не содержит такую норму, ее в Административном кодексе просто нет, и вряд ли она и другие изменения появятся к 1 февраля. Считаете ли Вы перечисленные положения нового Закона проблемными и как Вы их можете прокомментировать?

Перечисленные Вами положения Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", касающиеся привлечения к административной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, ФССП России "проблемными" не считает, так как они корреспондируются с положениями Федерального закона от 02.10.2007 N 225-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон).

В соответствии с нормами статьи 10 Закона глава 17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополняется статьями 17.14 "Нарушение законодательства об исполнительном производстве"  и 17.15 "Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера". Оба вышеуказанных федеральных закона вступают в законную силу с 1 февраля 2008 года.

Я являюсь гражданкой Узбекистана, а мой бывший супруг - гражданином России. Проживает он в Липецке. От случая к случаю получаю алименты. За последние 3 месяца ничего не получала. Подскажите, как повлиять на эту ситуацию. Пару месяцев назад к нему на постоянное проживание переехали его мать и сестра, у которых нет российского гражданства. Может ли этот факт повлиять на отчисления алиментов - ведь он наверняка взял над ними опеку как над негражданами-иждивенцами, а значит, средства позволяют ему их содержать? - Евгения (Ташкент, Узбекистан)

Наличие у должника других иждивенцев не влияет на факт перечисления Вам алиментов. В соответствии со статьей 119 Семейного кодекса Российской Федерации, если при отсутствии соглашения об уплате алиментов после установления в судебном порядке размера алиментов изменилось материальное или семейное положение одной из сторон, суд вправе по требованию любой из сторон изменить установленный размер алиментов или освободить лицо, обязанное уплачивать алименты, от их уплаты. При изменении размера алиментов или при освобождении от их уплаты суд вправе учесть также иной заслуживающий внимания интерес сторон".

В случае если должник обратился в суд с просьбой об уменьшении размера алиментов  в связи с наличием других иждивенцев и если суд эту просьбу удовлетворил, Вас должны были известить об этом решении суда. По вопросу неисполнения должником решения суда о выплате алиментов Вы можете обратиться в УФССП России по Липецкой области (398043, г. Липецк, ул. Терешковой, д. 14/3).

Какова цель создания общественных экспертных советов при ГУ ФССП по регионам, каковы их задачи? - Алена (Кемерово, Западно-Сибирский регион)

Позиция ФССП России о необходимости создания общественных советов при ее территориальных органах была поддержана секретарем Общественной палаты Российской Федерации, однако в настоящее время процесс их формирования еще не завершен. Общественные экспертные советы при территориальных органах (управлениях) ФССП России являются постоянно действующими совещательными консультативными органами. Основными целями их создания являются:

- обеспечение согласования общественно значимых интересов граждан, общественных объединений и ФССП России;
- выдвижение и поддержка гражданских инициатив, направленных на реализацию функций ФССП России;
- выработка рекомендаций при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации.

Советы формируются на основе добровольного участия в их деятельности граждан Российской Федерации, представителей общественных объединений и иных организаций, которые вправе принимать участие  в заседаниях иных совещательных и консультативных органов при управлениях, в том числе участвовать в плановых мероприятиях территориальных органов ФССП России.

В нашем отделе нет ни одного служебного автомобиля. И сотрудникам приходится добираться на исполнения на общественном транспорте, порой на нескольких его видах, за свой счет. Льгот по оплате проезда у нас нет. Будет ли решаться этот вопрос? - Никольский Станислав (г. Казань)

По состоянию на 01.01.2008 норма положенности автотранспорта УФССП России по Республике Татарстан составляет 94 единицы. Фактическое наличие автотранспорта на 01.01.2008 составляет 87 единиц. С целью укомплектования автотранспортом в декабре 2007 года УФССП России по Республике Татарстан объявлен конкурс на приобретение 7 единиц автотранспорта. 

Обеспечение судебных приставов проездными документами осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 850 "О порядке обеспечения судебных приставов в служебных целях проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения". Денежные средства на реализацию указанного постановления доводятся в полном объеме.

На сегодняшний день обеспечение судебных приставов-исполнителей оргтехникой, расходными материалами, канцелярскими товарами очень ограничено. И, чтобы деятельность службы не прекращалась, приставам приходится покупать все это за свой счет. Компенсация не предусмотрена. Будет ли увеличиваться финансирование материально-технического обеспечения судебных приставов? - Никольский Станислав (г. Казань)

Вопрос поступил от работников Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан, при этом аналогичный вопрос содержится в обращении работников Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области. Денежные средства на обеспечение территориальных органов ФССП России расходными материалами и канцелярскими товарами в 2007 году по норме положенности направлены в полном объеме. Более подробные объяснения на поставленные вопросы направлены в адрес Управлений Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан и Свердловской области - на 10 л.

Возможно ли выпускнику юридического факультета института устроиться на работу в службу судебных приставов в Москве или Санкт-Петербурге, если он сам из другого города? - Виктор (Иркутская область)

Такое трудоустройство возможно в двух случаях. Если выпускник имеет стаж работы, установленный действующим законодательством, или если стажа работы он не имеет, но с ним был заключен договор на обучение. Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. N 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих" к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для замещения всех групп должностей федеральной государственной гражданской службы установлены определенные квалификационные требования к стажу работы. А в случае замещения должностей федеральной государственной гражданской службы, отнесенных к группе старших должностей, выпускниками образовательных учреждений высшего профессионального образования очной формы обучения, заключившими договор на обучение в соответствии с частью 2 статьи 61 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и поступившими на гражданскую службу в срок, установленный договором на обучение, требования к стажу работы по специальности не устанавливаются.

Должен ли предоставляться оплачиваемый учебный отпуск при заочной форме обучения? - Григорьева Наталия (Чувашия)

Согласно ст. 17 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском образовании" лицам, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях независимо от их организационно-правовых форм по заочной и  очно-заочной (вечерней) формам обучения, предоставляется учебный отпуск с сохранением среднего заработка (оплачиваемый). В соответствии со ст. 177 ТК РФ дополнительный учебный отпуск предоставляется работникам, совмещающим работу с обучением при получении образования соответствующего уровня впервые.

Что происходит в Службе судебных приставов по Нижегородской области? Текучка кадров здесь составляет 150% в год! - Алексей (Нижний Новгород)

Штатная численность УФССП России по Нижегородской области 1268 единиц. По состоянию на 01.01.2008 фактическая численность государственных гражданских служащих составляла 1227 или 96,7% от штатной численности. В 2007 году было принято 319 работников, уволено 217 работников. Текучесть кадров составила 17,68%, при средней текучести кадров по ФССП России 14,51%.

Когда будет решен вопрос о введении новых должностей - помощников приставов-исполнителей? На сегодняшний день велика нагрузка на судебного пристава-исполнителя: она составляет 200-300 исполнений судебных актов в месяц. В связи с вступлением в силу с 1 февраля 2008 г. нового Федерального закона она будет только расти. Предусматриваются ли мероприятия по расширению штата региональных служб судебных приставов? - Никольский Станислав (г. Казань)

В целях повышения эффективности служебной деятельности судебных приставов-исполнителей в настоящее время в трех управлениях ФССП России - по Архангельской, Вологодской и Кировской областям - проводится эксперимент. С этой целью в штатных расписаниях этих управлений предусмотрены должности обеспечивающих специалистов, с возложением на них обязанностей по информационно-справочному обеспечению и ведению делопроизводства по исполнительным производствам. Подведение итогов эксперимента будет проведено в июне 2008 года.

При положительных результатах эксперимента будет инициировано внесение изменений в Указ Президента от 13.10.2004 N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" о дополнительном увеличении штатной численности ФССП России.

В настоящее время классный чин должен присваиваться судебному приставу по истечении полугода с момента начала службы. Однако процесс его получения в регионе затягивается до года. Как ускорить процедуру присвоения классного чина служащего Федеральной службы судебных приставов? - Андрей (Москва)

До подписания Указа Президента РФ от 19.11.2007 N 1554 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции" первый классный чин государственным гражданским служащим ФССП России присваивался приказом Министра юстиции Российской Федерации.

В соответствии с вышеназванным указом судебным приставам  установлен классный чин "юрист 1 класса". Своим приказом от 24.12.2007 N 648 директор Федеральной службы судебных приставов предоставил право присвоения первых и очередных классных чинов до юриста 1 класса руководителям территориальных органов ФССП России.

Почему для служащих Федеральной службы судебных приставов не существует такого понятия, как выслуга лет? - Никольский Станислав (г. Казань)

Статья 54 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" устанавливает общие положения по стажу (общей продолжительности) гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу.

Порядок исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации и зачета в него иных периодов замещения должностей устанавливается указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 1532 "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации".

Когда расширят полномочия отделов безопасности в службе приставов? - Евгений (Краснодар)

В ходе изучения вопроса о расширении полномочий отделов безопасности в службе судебных приставов установлено, что в настоящее время под руководством Администрации Президента Российской Федерации несколькими министерствами и ведомствами, в том числе и ФССП России, ведется работа над проектом федерального закона "О правоохранительной службе Российской Федерации", которым устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы правоохранительной службы Российской Федерации и который в ближайшее время должен поступить в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации для рассмотрения.

Положения указанного законопроекта регулируют служебные правоотношения при осуществлении профессиональной деятельности граждан Российской Федерации на должностях правоохранительной службы в федеральных государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечению общественной безопасности, законности и правопорядка, а также борьбе с преступностью.

Руководство ФССП России занимает принципиальную позицию о необходимости включения Службы в перечень органов, на которые будет распространяться Федеральный закон "О правоохранительной службе Российской Федерации".

В соответствии с данным законом предполагается подключение ФССП России к оперативно-розыскной составляющей, что позволит расширить властные полномочия судебных приставов. Применение закона позволит судебным приставам использовать полномочия правоохранительных органов в части проведения наружного наблюдения и розыскных мероприятий, которые предусмотрены Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", связанных с проведением оперативных экспериментов, получением объяснений, привлечением специалистов для проведения мероприятий и т.д.

В июле 2007 года с меня было снято ограничение на выезд за пределы РФ, но в течение полугода приставы не могут передать документы о снятии в Службу пограничного контроля. Я уже два раза не мог выехать за границу. Приставы говорят, что уже два раза отсылали письма (через почту, простые) пограничникам, а там говорят, что ничего не получали. Как же мне добиться правды и от кого? Замкнутый круг какой-то. Там говорят - что выслали, а там говорят - что не получали. - Сергей (ЯНАО, Ноябрьск)

По вопросам снятия ограничения права на выезд за пределы Российской Федерации Потемкину С.В. необходимо письменно обратиться в отдел судебных приставов по г. Ноябрьску по адресу: г. Ноябрьск, ул. Мира, д. 55/57 или в УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному краю по округу по адресу: г. Салехард, ул. Матросова, д. 26.

Когда все-таки Служба судебных приставов по  г. Москве будет качественно выполнять свою работу? Я уже несколько месяцев не получаю алиментов, а служба приставов ничего для этого не делает! У них ответ один: либо приставы постоянно меняются, либо куда-нибудь потерялось дело. Как тогда быть матерям-одиночкам? - Анна (Москва)

По вопросам, касающимся деятельности Управления  ФССП России по Москве, установлено, что в соответствии с приказом Управления ФССП России по Москве от 12.10.2007 N 1165 "Об утверждении Положения об организации личного приема граждан в Управлении ФССП России по Москве" личный прием граждан в аппарате Управления проводит руководитель Управления, его заместители, а также начальники отделов аппарата Управления (г. Москва, ул. Мишина,  д. 24/1, телефон приемной руководителя Управления 656-30-01).

В структурных отделах Управления прием граждан проводят начальники и заместители начальников структурных подразделений – старшие судебные приставы.  Должностное лицо, осуществляющее личный прием граждан, несет ответственность за качество ответов по существу поставленных вопросов и предоставляемые разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере ведения Управления и его структурных подразделений. Личный прием проводится в целях оперативного решения актуальных вопросов на основе качественного и своевременного рассмотрения обращений. Личный прием граждан должностными лицами аппарата Управления и его структурных  отделов проводится в соответствии с графиком, утвержденным приказом Управления.

Личный прием осуществляется в служебных кабинетах лиц, осуществляющих личный прием, или в специально отведенных помещениях. Информация о порядке личного приема граждан в Управлении и его структурных подразделениях (место, время, дата, условия приема, необходимые документы и контактные телефоны/факсы) размещена на официальном сайте Управления www.gu-fssp-moscow.ru и на информационных стендах, расположенных в Управлении и его структурных подразделениях. Личный прием начальниками отделов аппарата, начальниками и заместителями начальников структурных подразделений Управления производится без предварительной записи в порядке очередности не реже одного раза в неделю.

Личный прием руководством Управления осуществляется не реже одного раза в месяц по предварительной записи, которая осуществляется сотрудниками отдела секретариата Управления (тел.: 656-30-14). Получение информации по телефону о ходе ведения тех или иных исполнительных производств не допускается, для этого необходимо прибыть на прием к конкретному должностному лицу Управления, при этом документально подтвердить свои полномочия.


Интервью с Н.А. Винниченко провела специальный корреспондент, редактор сайта КонсультантПлюс Н.А. Лашкина.
Фото - Т.М. Тверецкий.

Все интернет-интервью

Поделиться ссылкой: