115-фз штрафы
Подборка наиболее важных документов по запросу 115-фз штрафы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение миграционного законодательства
(КонсультантПлюс, 2025)Как... установлено судьей районного суда... в результате проверки требований миграционного законодательства сотрудниками ОМК ОВМ УВД по... ГУ МВД России... выявлено, что ООО... в нарушение требований п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" привлекло к осуществлению трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего гражданина... не имеющего патента либо разрешения на осуществление трудовой деятельности...
(КонсультантПлюс, 2025)Как... установлено судьей районного суда... в результате проверки требований миграционного законодательства сотрудниками ОМК ОВМ УВД по... ГУ МВД России... выявлено, что ООО... в нарушение требований п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" привлекло к осуществлению трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего гражданина... не имеющего патента либо разрешения на осуществление трудовой деятельности...
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 9 "Основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство" Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации""Как правильно отметил суд, то обстоятельство, что административный истец по указанному выше приговору понес наказание, штраф им оплачен, судимость погашена, правовое значение при применении пп. 5 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ не имеет, поскольку в данном случае имеет значение именно сам факт осуждения иностранного гражданина, законодатель не связывает применение данного положения отбытием наказания или погашением судимости. Установление факта погашения или снятия судимости предусмотрено законодателем отдельно и имеет значение при применении пп. 6 п. 1 ст. 9 ФЗ N 115-ФЗ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что нужно знать при приеме на работу "безвизового" иностранца на основании патента
(КонсультантПлюс, 2025)Для получения патента иностранец вправе представить документы, указанные в п. 36 Регламента по выдаче патентов. Например, если срок обращения за оформлением патента нарушен, потребуется документ, подтверждающий уплату штрафа за такое нарушение (пп. 7 п. 2 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ, п. 36.4 Регламента по выдаче патентов). Напомним, размер штрафа может составить от 10 000 до 15 000 руб. (ст. 18.20 КоАП РФ). Однако если этот документ или иной, указанный в п. 36 Регламента по выдаче патентов, не будет представлен, то подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России проверит данные о нем на основании имеющихся сведений (п. 37 Регламента по выдаче патентов).
(КонсультантПлюс, 2025)Для получения патента иностранец вправе представить документы, указанные в п. 36 Регламента по выдаче патентов. Например, если срок обращения за оформлением патента нарушен, потребуется документ, подтверждающий уплату штрафа за такое нарушение (пп. 7 п. 2 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ, п. 36.4 Регламента по выдаче патентов). Напомним, размер штрафа может составить от 10 000 до 15 000 руб. (ст. 18.20 КоАП РФ). Однако если этот документ или иной, указанный в п. 36 Регламента по выдаче патентов, не будет представлен, то подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России проверит данные о нем на основании имеющихся сведений (п. 37 Регламента по выдаче патентов).
Статья: Закон США NDAA 2021 и правовые проблемы обеспечения банками конфиденциальности информации
(Лаутс Е.Б.)
("Банковское право", 2021, N 5)Помимо административной ответственности, установленной КоАП РФ, в случае нарушения требований ст. 26 Закона о банках за нарушение банковского законодательства к банку могут быть применены меры воздействия Банка России, установленные ст. 74 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <19> (далее - Закон о Банке России). Кроме того, в рамках ст. 74 Закона о Банке России банк может быть привлечен к ответственности в виде штрафа также в случае нарушения Закона N 115-ФЗ. Причем меры воздействия по ст. 74 Закона о Банке России за нарушение Закона N 115-ФЗ могут быть применены Банком России в дополнение к мерам воздействия за нарушение банковского законодательства и нормативных актов Банка России. Таким образом, в случае предоставления банком неуполномоченным лицам сведений и документов, охраняемых режимом банковской тайны, риск применения мер воздействия по ст. 74 Закона о Банке России является высоким.
(Лаутс Е.Б.)
("Банковское право", 2021, N 5)Помимо административной ответственности, установленной КоАП РФ, в случае нарушения требований ст. 26 Закона о банках за нарушение банковского законодательства к банку могут быть применены меры воздействия Банка России, установленные ст. 74 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <19> (далее - Закон о Банке России). Кроме того, в рамках ст. 74 Закона о Банке России банк может быть привлечен к ответственности в виде штрафа также в случае нарушения Закона N 115-ФЗ. Причем меры воздействия по ст. 74 Закона о Банке России за нарушение Закона N 115-ФЗ могут быть применены Банком России в дополнение к мерам воздействия за нарушение банковского законодательства и нормативных актов Банка России. Таким образом, в случае предоставления банком неуполномоченным лицам сведений и документов, охраняемых режимом банковской тайны, риск применения мер воздействия по ст. 74 Закона о Банке России является высоким.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)5. В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья, орган или должностное лицо, указанные в пунктах 1, 2, 10 - 12 части 2 статьи 23.3 и части 2 статьи 23.10 настоящего Кодекса, вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
(ред. от 04.11.2025)5. В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья, орган или должностное лицо, указанные в пунктах 1, 2, 10 - 12 части 2 статьи 23.3 и части 2 статьи 23.10 настоящего Кодекса, вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Федеральный закон от 04.08.2023 N 417-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"7. В случае нарушения участником эксперимента, указанным в части 7 статьи 3 настоящего Федерального закона, требований Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Банк России имеет право требовать от участника эксперимента устранения выявленных нарушений, взыскать с участника эксперимента штраф в размере до 1 процента размера собственных средств (чистых активов) участника эксперимента либо ограничить совершение участником эксперимента отдельных сделок (операций) участника эксперимента, предусмотренных статьей 2 настоящего Федерального закона. В случае неисполнения участником эксперимента, указанным в части 7 статьи 3 настоящего Федерального закона, в установленный Банком России срок предписания Банка России об устранении нарушений Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Банк России вправе взыскать с участника эксперимента штраф в размере до 5 процентов размера собственных средств (чистых активов) участника эксперимента.
(ред. от 31.07.2025)
"О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"7. В случае нарушения участником эксперимента, указанным в части 7 статьи 3 настоящего Федерального закона, требований Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Банк России имеет право требовать от участника эксперимента устранения выявленных нарушений, взыскать с участника эксперимента штраф в размере до 1 процента размера собственных средств (чистых активов) участника эксперимента либо ограничить совершение участником эксперимента отдельных сделок (операций) участника эксперимента, предусмотренных статьей 2 настоящего Федерального закона. В случае неисполнения участником эксперимента, указанным в части 7 статьи 3 настоящего Федерального закона, в установленный Банком России срок предписания Банка России об устранении нарушений Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Банк России вправе взыскать с участника эксперимента штраф в размере до 5 процентов размера собственных средств (чистых активов) участника эксперимента.
Ситуация: Кого иностранный гражданин должен уведомить при замене паспорта на новый?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Виновные в нарушении законодательства РФ иностранные граждане привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Так, например, нарушение иностранным гражданином срока обращения (либо необращение) за внесением изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу или патенте, влечет наложение административного штрафа в размере от 4 000 до 5 000 руб. (ст. 33 Закона N 115-ФЗ; ч. 4 ст. 18.10 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Виновные в нарушении законодательства РФ иностранные граждане привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Так, например, нарушение иностранным гражданином срока обращения (либо необращение) за внесением изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу или патенте, влечет наложение административного штрафа в размере от 4 000 до 5 000 руб. (ст. 33 Закона N 115-ФЗ; ч. 4 ст. 18.10 КоАП РФ).
Вопрос: Каков порядок представления банком сведений в Росфинмониторинг с кодом 4006?
(Консультация эксперта, 2025)Обратите внимание! Нарушение ст. ст. 6 и 7 Закона N 115-ФЗ может повлечь, в частности, отзыв (аннулирование) лицензии (за исключением п. 3 ст. 7 Закона N 115-ФЗ), привлечение к ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ, штраф до 0,1% собственных средств (капитала), но не менее 100 тыс. руб.; неоднократные нарушения (за исключением п. 3 ст. 7 Закона N 115-ФЗ) в течение года - запрет на идентификацию через ЕСИА и ЕБС на срок до года (ст. 13 Закона N 115-ФЗ, ч. 1, 2, 5 ст. 74 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2025)Обратите внимание! Нарушение ст. ст. 6 и 7 Закона N 115-ФЗ может повлечь, в частности, отзыв (аннулирование) лицензии (за исключением п. 3 ст. 7 Закона N 115-ФЗ), привлечение к ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ, штраф до 0,1% собственных средств (капитала), но не менее 100 тыс. руб.; неоднократные нарушения (за исключением п. 3 ст. 7 Закона N 115-ФЗ) в течение года - запрет на идентификацию через ЕСИА и ЕБС на срок до года (ст. 13 Закона N 115-ФЗ, ч. 1, 2, 5 ст. 74 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ).
Вопрос: У иностранного гражданина Узбекистана - подрядчика по договору подряда закончился срок патента на работу в РФ. Он подал документы в МВД России на переоформление патента, но пока его не получил. Работы по договору еще не выполнены. Должна ли организация-заказчик расторгнуть договор подряда и уведомить МВД России?
(Консультация эксперта, 2023)Работа на основании ГПД включается в трудовую деятельность иностранного гражданина (п. 3 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2023)Работа на основании ГПД включается в трудовую деятельность иностранного гражданина (п. 3 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Статья: Вы все не так поняли про 115-ФЗ! Что на самом деле ждет бизнес в 2021-м году?
(Царькова Д.)
("Жилищное право", 2021, N 3)Судом было отмечено, что Федеральный закон N 115-ФЗ, равно как и иные федеральные законы, не содержит норм, позволяющих кредитным организациям в качестве мер противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, устанавливать специальное комиссионное вознаграждение или взимать штраф. Взыскание комиссии за непредставление клиентом документов и (или) исчерпывающих пояснений либо представление недостоверных и (или) недействительных документов формой контроля не является. Суд решил взыскать с банка в пользу истца сумму неосновательного обогащения, и проценты за пользование денежными средствами.
(Царькова Д.)
("Жилищное право", 2021, N 3)Судом было отмечено, что Федеральный закон N 115-ФЗ, равно как и иные федеральные законы, не содержит норм, позволяющих кредитным организациям в качестве мер противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, устанавливать специальное комиссионное вознаграждение или взимать штраф. Взыскание комиссии за непредставление клиентом документов и (или) исчерпывающих пояснений либо представление недостоверных и (или) недействительных документов формой контроля не является. Суд решил взыскать с банка в пользу истца сумму неосновательного обогащения, и проценты за пользование денежными средствами.
Статья: Правовое регулирование участия нотариата в противодействии отмыванию противоправных доходов
(Черемных Г.Г., Бочковенко В.А.)
("Нотариус", 2022, N 7)И как результат, сегодня при отсутствии правового регулирования нотариусу при решении вопроса о направлении в Росфинмониторинг уведомления о подозрительной операции на практике приходится делать выбор, какую норму закона нарушать: ст. 7.1 Закона N 115-ФЗ об уведомлении уполномоченного органа или ст. 5 Основ о тайне нотариального действия. При этом за неуведомление уполномоченного органа может последовать как административный штраф согласно Кодексу Российской Федерации об административных нарушениях, так и дисциплинарное взыскание в соответствии с Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации <16> (п. 3.1.4).
(Черемных Г.Г., Бочковенко В.А.)
("Нотариус", 2022, N 7)И как результат, сегодня при отсутствии правового регулирования нотариусу при решении вопроса о направлении в Росфинмониторинг уведомления о подозрительной операции на практике приходится делать выбор, какую норму закона нарушать: ст. 7.1 Закона N 115-ФЗ об уведомлении уполномоченного органа или ст. 5 Основ о тайне нотариального действия. При этом за неуведомление уполномоченного органа может последовать как административный штраф согласно Кодексу Российской Федерации об административных нарушениях, так и дисциплинарное взыскание в соответствии с Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации <16> (п. 3.1.4).
Статья: Изменение структуры операций клиентов банков, подлежащих обязательному контролю, как один из вызовов для российской банковской системы
(Попова А.В., Волков А.Ю.)
("Финансовое право", 2023, N 6)Одной из проблем является то, что несмотря на то что операции, подлежащие обязательному контролю со стороны банков, имеют закрытый перечень и изложены сугубо в ст. 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <8> (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), при этом органы по контролю (надзору) в банковской сфере расширительно толкуют перечень тех операций, которые подпадают под обязательный контроль. Таким образом, появляются операции, не указанные в ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ, которые, по мнению регуляторных органов, должны обязательно подлежать контролю со стороны банков, что приводит к риску наложения штрафа на банк за неисполненные им обязанности по обязательному контролю той или иной операции. А это, в свою очередь, приводит к увеличению нагрузки на банковские организации, так как на соответствующие структурные подразделения банка ложится обязанность по проверке большего количества операций, чем предусмотрено ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ.
(Попова А.В., Волков А.Ю.)
("Финансовое право", 2023, N 6)Одной из проблем является то, что несмотря на то что операции, подлежащие обязательному контролю со стороны банков, имеют закрытый перечень и изложены сугубо в ст. 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <8> (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), при этом органы по контролю (надзору) в банковской сфере расширительно толкуют перечень тех операций, которые подпадают под обязательный контроль. Таким образом, появляются операции, не указанные в ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ, которые, по мнению регуляторных органов, должны обязательно подлежать контролю со стороны банков, что приводит к риску наложения штрафа на банк за неисполненные им обязанности по обязательному контролю той или иной операции. А это, в свою очередь, приводит к увеличению нагрузки на банковские организации, так как на соответствующие структурные подразделения банка ложится обязанность по проверке большего количества операций, чем предусмотрено ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ.
Статья: Способы защиты, применяемые против несправедливых договорных условий
(Громов А.А.)
("Закон", 2025, N 3)При этом банки постепенно меняют мотивировку включения в договор подобных условий. Так, если сначала банк ссылался на принцип свободы договора <40>, то в другой конфликтной ситуации речь шла уже не о комиссии, а о неустойке за неисполнение обязанности по предоставлению запрошенных банком документов, которые банк запросил в рамках исполнения Федерального закона N 115-ФЗ. Как отметил Верховный Суд РФ, кредитная организация может относить сделки клиентов к сомнительным, требовать у них информацию, необходимую для исполнения банком требований Федерального закона N 115-ФЗ, но это не порождает прав кредитной организации на взимание с клиентов вознаграждения в виде штрафа за неисполнение обязанности по предоставлению запрошенной информации <41>.
(Громов А.А.)
("Закон", 2025, N 3)При этом банки постепенно меняют мотивировку включения в договор подобных условий. Так, если сначала банк ссылался на принцип свободы договора <40>, то в другой конфликтной ситуации речь шла уже не о комиссии, а о неустойке за неисполнение обязанности по предоставлению запрошенных банком документов, которые банк запросил в рамках исполнения Федерального закона N 115-ФЗ. Как отметил Верховный Суд РФ, кредитная организация может относить сделки клиентов к сомнительным, требовать у них информацию, необходимую для исполнения банком требований Федерального закона N 115-ФЗ, но это не порождает прав кредитной организации на взимание с клиентов вознаграждения в виде штрафа за неисполнение обязанности по предоставлению запрошенной информации <41>.
Статья: Споры в судах по иностранным работникам
(Клюева Е.)
("Трудовое право", 2021, N 3)В разрешении на работу обязательно указывается наименование субъектов Российской Федерации, в пределах которых иностранец может трудиться (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Арбитражный суд Ростовской области отменил постановление УФМС и освободил работодателя от уплаты штрафа.
(Клюева Е.)
("Трудовое право", 2021, N 3)В разрешении на работу обязательно указывается наименование субъектов Российской Федерации, в пределах которых иностранец может трудиться (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Арбитражный суд Ростовской области отменил постановление УФМС и освободил работодателя от уплаты штрафа.
Вопрос: На счет физлица, включенного в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, поступили алименты. Правомерно ли банк отказал клиенту в выдаче средств?
(Консультация эксперта, 2025)Согласно пп. 2 п. 2.4 ст. 6 Закона N 115-ФЗ физическое лицо, включенное в Перечень, в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, вправе осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование пенсии, стипендии, пособия, иной социальной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на уплату налогов, штрафов, иных обязательных платежей по обязательствам физического лица, указанным в абз. 1 п. 2.4 ст. 6 Закона N 115-ФЗ.
(Консультация эксперта, 2025)Согласно пп. 2 п. 2.4 ст. 6 Закона N 115-ФЗ физическое лицо, включенное в Перечень, в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, вправе осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование пенсии, стипендии, пособия, иной социальной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на уплату налогов, штрафов, иных обязательных платежей по обязательствам физического лица, указанным в абз. 1 п. 2.4 ст. 6 Закона N 115-ФЗ.
Вопрос: Иностранный гражданин был поставлен на учет по месту пребывания у организации-работодателя. Затем он получил ВНЖ в РФ и зарегистрировался по месту жительства в том же городе у гражданина РФ. Нужно ли организации уведомлять МВД России по месту пребывания об убытии иностранного гражданина?
(Консультация эксперта, 2025)Обоснование: Иностранный гражданин с видом на жительство (ВНЖ) в РФ признается постоянно проживающим в РФ (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
(Консультация эксперта, 2025)Обоснование: Иностранный гражданин с видом на жительство (ВНЖ) в РФ признается постоянно проживающим в РФ (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").