115 фз финансовый мониторинг
Подборка наиболее важных документов по запросу 115 фз финансовый мониторинг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Финансовый мониторинг в рамках противодействия легализации доходов, полученных преступным путем
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 5 Закона N 115-ФЗ содержит обширный перечень субъектов финансового мониторинга (организаций и индивидуальных предпринимателей). Прежде всего это кредитные организации, а также филиалы иностранных банков, через которые иностранные банки осуществляют деятельность на территории РФ, профессиональные участники рынка ценных бумаг; организации (и индивидуальные предприниматели), оказывающие услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; ломбарды и др. Статья 7.1 Закона N 115-ФЗ в определенных случаях относит к субъектам финансового мониторинга и других лиц (адвокатов, нотариусов и др.). В Приложении к Приказу Росфинмониторинга от 23.12.2024 N 333 "Об определении удостоверяемых нотариусом сделок, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 7.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" содержится перечень таких сделок.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 5 Закона N 115-ФЗ содержит обширный перечень субъектов финансового мониторинга (организаций и индивидуальных предпринимателей). Прежде всего это кредитные организации, а также филиалы иностранных банков, через которые иностранные банки осуществляют деятельность на территории РФ, профессиональные участники рынка ценных бумаг; организации (и индивидуальные предприниматели), оказывающие услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; ломбарды и др. Статья 7.1 Закона N 115-ФЗ в определенных случаях относит к субъектам финансового мониторинга и других лиц (адвокатов, нотариусов и др.). В Приложении к Приказу Росфинмониторинга от 23.12.2024 N 333 "Об определении удостоверяемых нотариусом сделок, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 7.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" содержится перечень таких сделок.
Статья: Финразведка зафиксировала всплеск обналичивания через внесудебные соглашения
(Косаков В., Соколов Д.)
("Административное право", 2021, N 4)Конечно, данные причины не единственные. При этом сам факт обналичивания денежных средств, блокированных в рамках Федерального закона N 115-ФЗ, безусловно, должен привлекать внимание Финмониторинга к таким операциям. При этом кредитная организация не имеет права проводить какие-либо дополнительные проверки законности таких внесудебных соглашений, так как они являются исполнительными документами и порядок их исполнения регулируется Федеральным законом N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
(Косаков В., Соколов Д.)
("Административное право", 2021, N 4)Конечно, данные причины не единственные. При этом сам факт обналичивания денежных средств, блокированных в рамках Федерального закона N 115-ФЗ, безусловно, должен привлекать внимание Финмониторинга к таким операциям. При этом кредитная организация не имеет права проводить какие-либо дополнительные проверки законности таких внесудебных соглашений, так как они являются исполнительными документами и порядок их исполнения регулируется Федеральным законом N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Нормативные акты
Приказ Росфинмониторинга от 08.02.2022 N 18
(ред. от 14.06.2024)
"Об утверждении Особенностей представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(Зарегистрировано в Минюсте России 22.02.2022 N 67436)Зарегистрировано в Минюсте России 22 февраля 2022 г. N 67436
(ред. от 14.06.2024)
"Об утверждении Особенностей представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(Зарегистрировано в Минюсте России 22.02.2022 N 67436)Зарегистрировано в Минюсте России 22 февраля 2022 г. N 67436
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с принятием судами мер противодействия незаконным финансовым операциям"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020)Процессуальная заинтересованность Росфинмониторинга обусловлена тем, что к публичным полномочиям данного органа согласно статье 8 Закона N 115-ФЗ, пункту 1 и подпунктам 6 - 7 пункта 5 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 808, отнесено выявление признаков, свидетельствующих о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020)Процессуальная заинтересованность Росфинмониторинга обусловлена тем, что к публичным полномочиям данного органа согласно статье 8 Закона N 115-ФЗ, пункту 1 и подпунктам 6 - 7 пункта 5 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 808, отнесено выявление признаков, свидетельствующих о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом.
Вопрос: О вопросах, связанных с контролем банком по операциям С2В сервиса СБП, в том числе дополнительным запросом информации об ИНН или адресе плательщика банком получателя у банка плательщика.
(Письмо Банка России от 11.03.2024 N 12-4-2/1643)Принимая во внимание позицию по вопросу 1 обращения, отсутствует основание для расширения установленного пунктом 12 статьи 7.2 Федерального закона N 115-ФЗ перечня исключений, на которые требования статьи 7.2 Федерального закона N 115-ФЗ не распространяются.
(Письмо Банка России от 11.03.2024 N 12-4-2/1643)Принимая во внимание позицию по вопросу 1 обращения, отсутствует основание для расширения установленного пунктом 12 статьи 7.2 Федерального закона N 115-ФЗ перечня исключений, на которые требования статьи 7.2 Федерального закона N 115-ФЗ не распространяются.
Статья: Хищение денежных средств у клиентов банка, являющихся представителями малого и микробизнеса
(Махов К.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2022, N 2)В отношении Потерпевшего N 2. В 2019 году Подсудимый путем обмана убедил Потерпевшего N 2, являющегося представителем коммерческой организации, в том, что за вознаграждение в размере 30 тыс. рублей он способен повлиять на недопущение приостановления сотрудниками финансового мониторинга банка работы по расчетным счетам компании в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и в случае приостановления операций по данным основаниям оказать содействие в рассмотрении документов для восстановлении данных возможностей. В действительности Подсудимый данными полномочиями и возможностями не обладал.
(Махов К.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2022, N 2)В отношении Потерпевшего N 2. В 2019 году Подсудимый путем обмана убедил Потерпевшего N 2, являющегося представителем коммерческой организации, в том, что за вознаграждение в размере 30 тыс. рублей он способен повлиять на недопущение приостановления сотрудниками финансового мониторинга банка работы по расчетным счетам компании в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и в случае приостановления операций по данным основаниям оказать содействие в рассмотрении документов для восстановлении данных возможностей. В действительности Подсудимый данными полномочиями и возможностями не обладал.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Теперь коротко остановимся на причинах создания бюджетного мониторинга. Головные исполнители (исполнители, соисполнители) и получатели целевых средств являются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами - производителями товаров, работ, услуг, которые для осуществления своей хозяйственной деятельности имеют расчетные счета в кредитных организациях, на которых и осуществляются все их денежные операции. В свою очередь, кредитные организации являются элементами национальной платежной системы, нормативно-правовое регулирование которой осуществляется Банком России <1>. При этом при открытии расчетных счетов и проведении операций на них кредитные организации проводят комплаенс-контроль, обеспечивающий реализацию принципов "знай своего клиента" и "знай операции своего клиента", по результатам которого принимаются соответствующие решения о судьбе расчетного счета и платежной операции. Совокупность этих правил и процедур составляет основу финансового мониторинга, установленного положениями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ <2>.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Теперь коротко остановимся на причинах создания бюджетного мониторинга. Головные исполнители (исполнители, соисполнители) и получатели целевых средств являются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами - производителями товаров, работ, услуг, которые для осуществления своей хозяйственной деятельности имеют расчетные счета в кредитных организациях, на которых и осуществляются все их денежные операции. В свою очередь, кредитные организации являются элементами национальной платежной системы, нормативно-правовое регулирование которой осуществляется Банком России <1>. При этом при открытии расчетных счетов и проведении операций на них кредитные организации проводят комплаенс-контроль, обеспечивающий реализацию принципов "знай своего клиента" и "знай операции своего клиента", по результатам которого принимаются соответствующие решения о судьбе расчетного счета и платежной операции. Совокупность этих правил и процедур составляет основу финансового мониторинга, установленного положениями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ <2>.
"Налоговое планирование: более 60 законных схем"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)Подобная сделка (как и в случае с предоставлением займа) на сумму более 1 000 000 рублей подпадает под контроль службы финансового мониторинга (ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"), Поэтому в случае безвозмездного финансирования на крупную сумму дарителю необходимо иметь документы, свидетельствующие о получении легального дохода соответственно стоимости дара.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)Подобная сделка (как и в случае с предоставлением займа) на сумму более 1 000 000 рублей подпадает под контроль службы финансового мониторинга (ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"), Поэтому в случае безвозмездного финансирования на крупную сумму дарителю необходимо иметь документы, свидетельствующие о получении легального дохода соответственно стоимости дара.
Вопрос: О признании клиентами МФО юрлиц и ИП, с которыми МФО заключила с использованием инвестиционной платформы договор инвестирования, являющийся договором займа, в целях их идентификации в рамках ПОД/ФТ.
(Письмо Банка России от 25.09.2025 N 43-7-2/22022)<3> Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
(Письмо Банка России от 25.09.2025 N 43-7-2/22022)<3> Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Статья: Анализ Росфинмониторингом информации об операциях с денежными средствами по ГОЗ в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем
(Жемеров В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Ключевые слова: Росфинмониторинг, орган финансового мониторинга, государственный оборонный заказ, ГОЗ, 275-ФЗ, 115-ФЗ.
(Жемеров В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Ключевые слова: Росфинмониторинг, орган финансового мониторинга, государственный оборонный заказ, ГОЗ, 275-ФЗ, 115-ФЗ.
Статья: "Антиотмывочный" Закон N 115-ФЗ vs адвокатская тайна: есть ли коллизия и что делать?
(Михальская Е.В., Терещенко Т.А.)
("Закон", 2024, N 2)<10> См. подробнее: Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 08.02.2022 N 18 "Об утверждении Особенностей представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (зарегистрирован 22.02.2022 N 67436).
(Михальская Е.В., Терещенко Т.А.)
("Закон", 2024, N 2)<10> См. подробнее: Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 08.02.2022 N 18 "Об утверждении Особенностей представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (зарегистрирован 22.02.2022 N 67436).