131-фз депутат

Подборка наиболее важных документов по запросу 131-фз депутат (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 40 "Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Вопреки доводам апелляционной жалобы, которые основаны на ошибочном толковании положений пункта 2 части 10 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ, нахождение депутата в составе представительного органа муниципального образования является добровольным, в связи с чем федеральный законодатель не предусмотрел в числе альтернативных последствий рассмотрения заявления о добровольном сложении полномочий депутата право представительного органа муниципального образования отказать такому лицу в удовлетворении заявления."
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 35 "Представительный орган муниципального образования" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Проанализировав федеральное законодательство, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что поскольку Совет Кемского муниципального района формируется в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ путем ротации депутатов Совета муниципального района из депутатов представительных органов поселений, избираемых глав поселений, а не путем прямых выборов на основе всеобщего голосования, срок полномочий Совета муниципального района не может быть установлен, в связи с чем в указанной части положения Устава Кемского муниципального района противоречат положениям статей 35, 40 Федерального закона N 131-ФЗ и не подлежат применению при рассмотрении настоящего спора."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Конституционная природа муниципальной власти
(Забелина Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)
Согласно ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <3> (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) основания и процедура муниципального депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должны определяться уставом муниципального образования. Представительный орган муниципального образования вправе принимать решения об удалении главы муниципального образования.
Статья: Неправомочность органа или неправомочность состава представительного органа
(Хорунжий С.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2019, N 6)
Обратим внимание, что норма ч. 1 ст. 35 ФЗ N 131-ФЗ не содержит собственно словосочетания "правомочность органа". Вместе с этим системное толкование приведенной нормы в сочетании с судебными правоприменительными позициями <2> позволяет считать возможным использовать именно такую правовую категорию. Однако юридико-лингвистическая неопределенность данного законоположения, к сожалению, не ограничивается только этим: нетрудно заметить, что положение о правомочности органа сформулировано применительно к завершению процесса его формирования (избрания) и возможности приступить к реализации своих, вытекающих из публичного статуса, полномочий только в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. ФЗ N 131-ФЗ не дает прямого ответа на вопрос о том, какова судьба органа, сформированного с соблюдением установленной численности ("не менее двух третей") и приступившего к решению вопросов местного значения, но в последующем сократившего численный состав депутатского корпуса (например, в силу досрочного прекращения полномочий определенного количества депутатов). Возникает вопрос: меняется ли правовой статус представительного органа муниципального образования в случае сложения депутатами своих полномочий, а именно становится ли неправомочным орган или состав (ч. 1 ст. 35 или п. 2 ч. 16 ст. 35)? Данные вопросы, по нашему глубокому убеждению, должны разрешаться, прежде всего, через нормы "материального" ФЗ N 131-ФЗ, а не "процедурного" ФЗ N 67-ФЗ, устанавливающего лишь условия и возможные варианты преодоления соответствующих изменений. Вместе с этим положения ФЗ N 131-ФЗ не предоставляют нам ясного правопонимания.

Нормативные акты

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Статья 40. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)
Как установлено абзацем первым ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.