131-фз полномочия городского поселения
Подборка наиболее важных документов по запросу 131-фз полномочия городского поселения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Городское поселение
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: абз. 3 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 14 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: абз. 3 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 14 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Организация газоснабжения на территории муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)...передаваемое обществом... в муниципальную собственность сооружение газохимического комплекса - наружный газопровод высокого давления для газоснабжения блочно-модульной котельной... представляет собой объект коммунально-бытового назначения инфраструктуры муниципального образования, предназначенный для обслуживания населения. При этом целью передачи газопровода является действие общества... в интересах жителей многоквартирного дома, направленное на обеспечение надлежащей эксплуатации сооружения, оперативного устранения аварийных ситуаций, своевременного обслуживания, что в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ относится к вопросам местного значения городского округа..."
(КонсультантПлюс, 2025)...передаваемое обществом... в муниципальную собственность сооружение газохимического комплекса - наружный газопровод высокого давления для газоснабжения блочно-модульной котельной... представляет собой объект коммунально-бытового назначения инфраструктуры муниципального образования, предназначенный для обслуживания населения. При этом целью передачи газопровода является действие общества... в интересах жителей многоквартирного дома, направленное на обеспечение надлежащей эксплуатации сооружения, оперативного устранения аварийных ситуаций, своевременного обслуживания, что в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ относится к вопросам местного значения городского округа..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемные вопросы реализации государственных полномочий, переданных органам муниципальной власти
(Денисов Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 7)Аналогичная ситуация складывается со школьным и дошкольным образованием. В соответствии со ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ поселения полномочиями в образовательной сфере не наделяются, хотя городские поселения могут быть крупными населенными пунктами, по 200 - 300 тыс. жителей. Данное обстоятельство позволяет говорить о том, что мы постепенно отходим от советской модели разграничения полномочий, когда местные советы решали государственные вопросы на местном уровне.
(Денисов Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 7)Аналогичная ситуация складывается со школьным и дошкольным образованием. В соответствии со ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ поселения полномочиями в образовательной сфере не наделяются, хотя городские поселения могут быть крупными населенными пунктами, по 200 - 300 тыс. жителей. Данное обстоятельство позволяет говорить о том, что мы постепенно отходим от советской модели разграничения полномочий, когда местные советы решали государственные вопросы на местном уровне.
Статья: Комплексное развитие территории муниципального образования: правовая и организационная основа
(Антонова Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 3)Помимо этого, обращает на себя внимание тот факт, что Федеральный закон N 131-ФЗ закрепляет такое полномочие только за поселениями и городскими округами, не упоминая ни о муниципальном районе, ни о муниципальном округе, ни о внутригородском районе.
(Антонова Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 3)Помимо этого, обращает на себя внимание тот факт, что Федеральный закон N 131-ФЗ закрепляет такое полномочие только за поселениями и городскими округами, не упоминая ни о муниципальном районе, ни о муниципальном округе, ни о внутригородском районе.
Нормативные акты
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"2. Органы местного самоуправления городского, сельского поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"2. Органы местного самоуправления городского, сельского поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)Согласно подп. 5 п. 1 ст. 14, подп. 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)Согласно подп. 5 п. 1 ст. 14, подп. 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Статья: Перераспределение полномочий между муниципальными образованиями и субъектами Российской Федерации: по материалам судебной практики
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Так, в соответствии с Законом Московской области 2014 года часть полномочий органов местного самоуправления перешла в компетенцию Правительства Московской области. Решением Совета депутатов городского поселения Горки Ленинские внесены изменения в ст. 9 Устава об исключении указанных полномочий из полномочий городского поселения. Управлением Минюста России отказано в государственной регистрации этого решения. Такой отказ был признан законным судами первой и апелляционной инстанций. Как указал суд, Закон Московской области, не изменяя перечень вопросов местного значения городского поселения, перераспределяет полномочия по их решению между органами местного самоуправления и органами государственной власти Московской области. Перечень вопросов местного значения городского поселения остается неизменным и должен соответствовать ч. 1 ст. 14 Закона N 131-ФЗ <8>.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Так, в соответствии с Законом Московской области 2014 года часть полномочий органов местного самоуправления перешла в компетенцию Правительства Московской области. Решением Совета депутатов городского поселения Горки Ленинские внесены изменения в ст. 9 Устава об исключении указанных полномочий из полномочий городского поселения. Управлением Минюста России отказано в государственной регистрации этого решения. Такой отказ был признан законным судами первой и апелляционной инстанций. Как указал суд, Закон Московской области, не изменяя перечень вопросов местного значения городского поселения, перераспределяет полномочия по их решению между органами местного самоуправления и органами государственной власти Московской области. Перечень вопросов местного значения городского поселения остается неизменным и должен соответствовать ч. 1 ст. 14 Закона N 131-ФЗ <8>.
Статья: Некоторые проблемы развития экологического права в отношении природных объектов - объектов недвижимости
(Шпаковский Ю.Г.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)В настоящее время, согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" <17> полномочия местных органов по экологическому разделу по сути сведены к муниципальному контролю за лесными, водными ресурсами, особо охраняемыми территориями местного значения, отходами, устранением последствий причиненного вреда. Хотя земля поселений (городского округа) находится в административном подчинении органов местного самоуправления, но его полномочия существенно ограничены. По сути, законодательство признает за местным самоуправлением не "экологическое развитие" (что бы за этим термином ни понимали), но садово-парковое (ландшафтное) благоустройство.
(Шпаковский Ю.Г.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)В настоящее время, согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" <17> полномочия местных органов по экологическому разделу по сути сведены к муниципальному контролю за лесными, водными ресурсами, особо охраняемыми территориями местного значения, отходами, устранением последствий причиненного вреда. Хотя земля поселений (городского округа) находится в административном подчинении органов местного самоуправления, но его полномочия существенно ограничены. По сути, законодательство признает за местным самоуправлением не "экологическое развитие" (что бы за этим термином ни понимали), но садово-парковое (ландшафтное) благоустройство.
Статья: Территориальное общественное самоуправление в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа
(Чекрыга М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)Применяемые меры имеют эффект. Значение также приобретают используемые в муниципалитетах формы взаимодействия с органами местного самоуправления. В связи с этим важным представляется развитие данного вопроса, заимствование практики других муниципалитетов. Для преодоления проблемы пассивности населения в решении общих для муниципального образования или для конкретной территории вопросов используются поощрительные меры, среди которых, например, выдача билетов в учреждения культуры, повышение статуса руководителей органов ТОС через выдачу специальных удостоверений и др. Руководители ТОС должны обладать подтверждающими их полномочия документами. В связи с этим в федеральное законодательство может быть добавлена норма, устанавливающая обязанность органов местного самоуправления выдавать удостоверения руководителям органов ТОС. Выдачу документа целесообразно осуществлять после регистрации устава ТОС. Абзац 1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона N 131-ФЗ логично дополнить предложением: "Уполномоченный орган местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, муниципального района выдает официальный документ, подтверждающий полномочия руководителя органа ТОС, - удостоверение руководителя органа ТОС".
(Чекрыга М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)Применяемые меры имеют эффект. Значение также приобретают используемые в муниципалитетах формы взаимодействия с органами местного самоуправления. В связи с этим важным представляется развитие данного вопроса, заимствование практики других муниципалитетов. Для преодоления проблемы пассивности населения в решении общих для муниципального образования или для конкретной территории вопросов используются поощрительные меры, среди которых, например, выдача билетов в учреждения культуры, повышение статуса руководителей органов ТОС через выдачу специальных удостоверений и др. Руководители ТОС должны обладать подтверждающими их полномочия документами. В связи с этим в федеральное законодательство может быть добавлена норма, устанавливающая обязанность органов местного самоуправления выдавать удостоверения руководителям органов ТОС. Выдачу документа целесообразно осуществлять после регистрации устава ТОС. Абзац 1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона N 131-ФЗ логично дополнить предложением: "Уполномоченный орган местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, муниципального района выдает официальный документ, подтверждающий полномочия руководителя органа ТОС, - удостоверение руководителя органа ТОС".
Статья: Перспективы развития федерального законодательства о непосредственной демократии в системе местного самоуправления
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)По причине предполагаемой ликвидации муниципальных образований, создаваемых в городских и сельских поселениях, в проекте Федерального закона о местном самоуправлении сельскому сходу посвящена (в отличие от действующего Федерального закона 2003 г. N 131-ФЗ) только одна статья, в которой перечислены его полномочия как формы прямой демократии и не предусмотрена возможность выполнения сельским сходом полномочий представительного органа местного самоуправления.
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)По причине предполагаемой ликвидации муниципальных образований, создаваемых в городских и сельских поселениях, в проекте Федерального закона о местном самоуправлении сельскому сходу посвящена (в отличие от действующего Федерального закона 2003 г. N 131-ФЗ) только одна статья, в которой перечислены его полномочия как формы прямой демократии и не предусмотрена возможность выполнения сельским сходом полномочий представительного органа местного самоуправления.
Статья: Муниципальные округа: миф или потребность?
(Быкова С.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)После анализа ст. ст. 14 и 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ приходим к выводам о том, что примерно 40% от общего объема полномочий муниципального района и городского поселения составляют исключительные и обеспечивающие (по 20% каждый из видов полномочий). Но вот больше половины полномочий - дублирующие. Соответственно, два муниципальных образования на одной и той же территории выполняют одну и ту же функцию. Отсюда двойное расходование бюджета.
(Быкова С.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)После анализа ст. ст. 14 и 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ приходим к выводам о том, что примерно 40% от общего объема полномочий муниципального района и городского поселения составляют исключительные и обеспечивающие (по 20% каждый из видов полномочий). Но вот больше половины полномочий - дублирующие. Соответственно, два муниципальных образования на одной и той же территории выполняют одну и ту же функцию. Отсюда двойное расходование бюджета.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Некоторые перечисляемые полномочия порой дублируются либо в чем-то не совпадают: в этих случаях применяются ч. 2 ст. 2 "Водное законодательство" и другие нормы ВК РФ. Так, к вопросам местного значения городского и сельского поселения относятся согласно п. 15 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Некоторые перечисляемые полномочия порой дублируются либо в чем-то не совпадают: в этих случаях применяются ч. 2 ст. 2 "Водное законодательство" и другие нормы ВК РФ. Так, к вопросам местного значения городского и сельского поселения относятся согласно п. 15 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Подпункт 20 п. 1 ст. 14 и пп. 26 п. 1 ст. 16 Закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) предусматривают, что по общему правилу к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов относятся <1>:
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Подпункт 20 п. 1 ст. 14 и пп. 26 п. 1 ст. 16 Закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) предусматривают, что по общему правилу к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов относятся <1>:
Вопрос: Вправе ли органы местного самоуправления (администрация района) вызывать на комиссию по неуплате налогов?
(Консультация эксперта, 2023)Обоснование: Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения закреплены в ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ). Так, в п. 9 ч. 1 ст. 17 Закона N 131-ФЗ указано, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают в том числе иными полномочиями в соответствии с Законом N 131-ФЗ, уставами муниципальных образований.
(Консультация эксперта, 2023)Обоснование: Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения закреплены в ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ). Так, в п. 9 ч. 1 ст. 17 Закона N 131-ФЗ указано, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают в том числе иными полномочиями в соответствии с Законом N 131-ФЗ, уставами муниципальных образований.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Муниципальный жилищный контроль Законом N 131-ФЗ отнесен к вопросам местного значения городского, сельского поселения (п. 6 ч. 1, ч. 2 ст. 14), муниципального, городского округа (п. 6 ч. 1 ст. 16). Иные виды муниципальных образований (муниципальный район, внутригородской район) таким полномочием не наделены. Вместе с тем распространена передача полномочий по данному виду контроля от поселений муниципальному району.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Муниципальный жилищный контроль Законом N 131-ФЗ отнесен к вопросам местного значения городского, сельского поселения (п. 6 ч. 1, ч. 2 ст. 14), муниципального, городского округа (п. 6 ч. 1 ст. 16). Иные виды муниципальных образований (муниципальный район, внутригородской район) таким полномочием не наделены. Вместе с тем распространена передача полномочий по данному виду контроля от поселений муниципальному району.
Статья: Вопросы ненадлежащего содержания автомобильных дорог общего пользования в судебной практике
(Емельянцев В.П.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 14, подп. 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ч. 1 ст. 13 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесены: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
(Емельянцев В.П.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 14, подп. 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ч. 1 ст. 13 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесены: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.